Неожиданно цепляющий фильм, прогрессивно снятый для своего 1982 года, старательно любующийся видами новой Москвы в районе проспекта Вернадского-Юго-Западной (большая часть съёмок проходила именно там, так что жители этих районов могут посмотреть, как всё выглядело и было устроено изначально). Замечательные перевоплощения актёров посредством мечтомашины - папы в сына и сына в папу - соседствуют с действительно задорными диалогами в кадре (спасибо Одесской киностудии!) и остроумными режиссёрскими причудами (вроде повторов последней фразы из предыдущего эпизода в последующем эпизоде). Фильм напоминает то "Гостью из будущего", то "Приключения Электроника"; удовольствие от его просмотра получат и школьники, и их родители, и их учителя.
Меня, как человека все-таки пожилого, радует в вещах и предметах возможность подогревать в себе иллюзию, что «раньше было лучше».
Продолжаю успешно отыскивать маленькие теплые - пусть не бриллианты, нет! - но веселые цветные стеклышки из детства. Действительно, просто ужас! Ну как же так? Фильм не стал событием подобно знаменитым его (и моим) современникам — «Электронику», «Гостье из будущего» или там «Мэри Поппинс». Фильм вообще ничем не стал. И как я ни копался в катакомбах своего склеротического сознания, так и не смог его в памяти воскресить (да и смотрел ли?). Расточительность наша местечковая (чтобы не сказать - распиз*яйство) такова, что детей Спилберга должны по-любому завидки брать — так много мы всего хорошего забыли и списали за ненадобностью. Пронзительные «Фантазии Веснухина», например. Или душевный «Завтрак на траве». Ну, да, да... не Гарри Поттер. Не кольцо всевластия. Не трехмерная графика. Кому это теперь... В эпоху позднего Леонида Ильича, дорогого нашего королька (как я его называю — sic), в разгар каникул экран заполоняли картины добрые и по воздействию седативные, как ложка новопассита перед сном, как плед, камин и тапочки. Как сам Леонид Ильич. Представляете, никто никому не выпускал кишки. Время такое было, что ли?.. Однако то, вчерашнее «кино на один зубок», которое и смотрели-то тогда в пол-глаза, между чашкой наспех выпитого козьего молока и накачиванием велосипеда, сегодня сплошь и рядом обернулось классикой. Разобрано на сувениры покадрово и пофразно. А про этот, конкретный, запамятовали — настолько, что он вообще никем и никогда не был издан. И очень зря. Снимал его режиссер Полынников — тот, что стажировался на «Трех мушкетерах» и уже упомянутом «Электронике», а после дебютировал чудной лентой «Берегите женщин» - молодежной комедией с хитами Антонова (молодежная комедия без секса и пошлости — рискните, гляньте! Так бывает!), ну и потом сразу — вот это. Да нет, нет в названии никакой завуалированной самокритики, окститесь! Фабула, конечно, уворована из шварцевской «Сказки о потерянном времени», ну да бог с ним. А что есть? Есть весьма типичный советский мальчик-школьник (юморист, мечтатель, баламут; извиняйте — героин тогда в школьных туалетах не кололи и хакерством не зарабатывали, а собирали металлолом и ходили в кружок "Юный техник", так что — типичный, типичный мальчик). Есть столь же типичный папа мальчика (не топ-менеджер в «Газпроме» и не вышибала в борделе, а всего лишь ветеринар и разрядник по шахматам; так что тоже — очень типичный папа). Есть неизбежные для жанра Куравлев, Ширвиндт, Крачковская, Моргунов — комедия все-таки. Есть немножко невинной - и абсолютно ненаучной! - бытовой фантастики. Есть уморительные диалоги — иногда на уровне «Чародеев» (скажете, «Чародеи» — та еще новогодняя чушь? Подите к черту, много вы понимаете в «Чародеях»!). Вам по-прежнему недостаточно?.. Ладно, тогда записывайте, запоминайте: дух времени, пресловутая атмосфЭра — ее теперь, в наши отформатированные будни, хоть весь облепись 3D-очками, из пальца не высосешь и в блестящей ай-коробочке от Стива Джобса не скомпилируешь. Это товар штучный. Это та самая вода, в которую дважды не входят. Вот такой Зейт Гейст, знаете ли.
...а не посмотрел бы — так никогда бы и не узнал, что, к примеру, красивая Галина Венивитинова, актриса, которая давным-давно куда-то исчезла, вот уже 30 лет, как лежит на долгопрудненском кладбище, у меня под боком.
Ну и на сладкое бонус — девочка, героиня фильма. Минут двадцать вглядывался пристально, пока - ох, отвалилась челюсть - не узнал в ней будущую Феклу Толстую. К которой, собственно, я и питал спустя годы самые нежные чувства. Но это уже совсем другая история.