Москва

Фильм Рембрандт: Я обвиняю

Rembrandt's J'accuse (2008, Нидерланды, Германия, Финляндия), IMDb: 7.3

5.3
оценить
Режиссёр:Питер Гринуэй
14+
1 час 26 минут
Дата выхода в России
15 июля 2010

Насупленный анализ рембрандтовского «Ночного дозора» в типичной для режиссера форме барочного видеоарта

На картине Рембрандта «Ночной дозор» изображен самый настоящий заговор. Новый документальный фильм Гринуэя раскрывает его полностью — само событие, мотивы, имена заговорщиков и убийц, многочисленные улики и последствия. И все доказательства содержатся в полотне «Ночного дозора», обвинительном акте Рембрандта.

Чаще всего обвинения выражались в аккуратно написанных текстах, например, в знаменитой статье Эмиля Золя «Я обвиняю» («J'accuse») 1898 года. Здесь же обвинение передано при помощи красок. В этом расследовании Рембрандт выступает в роли детектива, обвинителя, истца и судьи. Гринуэй тщательно рассматривает 50 улик, скрытых в картине, и разоблачает убийство, смущавшее историков искусства с той самой поры, когда Рембрандт изобразил его в 1641 году.

Также Гринуэй объясняет, как получилось так, что модный, состоятельный парвеню Рембрандт всего за 15 лет утратил славу и богатство и в последние годы жизни превратился в одинокого бедняка с дурной репутацией. Вне сомнения, Рембрандт был бы удовлетворен, если бы увидел, какое признание получил его великий групповой портрет в этом документальном фильме Гринуэя, — ведь сам он задумывал его как обвинительный акт.

В ролях
Режиссер фильма «Рембрандт: Я обвиняю»
Питер Гринуэй
77 лет
фильмов: 32
Британский режиссер и сценарист. Яркий представитель интеллектуального, философского кинематографа в том виде, в котором он не выглядит претенциозными экспериментами. От отца, увлекавшегося орнитологией, Питеру досталась большая любовь к дикой природе. С детства увлекался гуманитарными науками — историей и литературой Средних веков, европейской живописью, а также сам пробовал рисовать. Сначала даже всерьез думал посвятить себя живописи, но попал на сеанс «Седьмой печати» Ингмара Бергмана — и был очарован кинематографом. После неудачной попытки поступить в киношколу при Королевском колледже искусств и нескольких лет мытарств (а также неудачной попытки стать кинокритиком — статьи были слишком нечитабельными) началась его одиннадцатилетняя карьера в Центральном управлении информации, где Гринуэй монтировал документальные фильмы о Великобритании. В 60-е и 70-е снимал много короткометражек, однако его полнометражный дебют «Падение» состоялся только в 1980 году. Настоящий же успех Гринуэю принес «Контракт рисовальщика», после чего уже были «Повар, вор, его жена и ее любовник», «Чемоданы Тульса Люпера», скандальный байопик «Эйзенштейн в Гуанахуато» и много всего. В 2008 году Гринуэй заявил, что кинематограф умер, однако сам режиссер плодотворно продолжает работать в этом мертвом жанре. Помимо этого, пишет искусствоведческие книги и устраивает различные художественные инсталляции.
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о фильме «Рембрандт: Я обвиняю»

Фото NastyaPhoenix
Фото NastyaPhoenix
отзывы: 381
оценки: 381
рейтинг: 407
5

В начале своего нового научно-популярного творения Гринуэй обвиняет человечество в визуальной неграмотности: привыкнув общаться словами и текстами, «читать» изображения умеет не каждый. Себе в таком умении он не отказывает, продолжая уже некогда начатую работу по дешифровке шедевра Рембрандта «Ночной дозор», в котором усмотрел обвинительный акт художника в адрес хитроумных убийц. К финальному выводу приближаются медленно и обстоятельно: разбору подвергаются исторический контекст, композиционные приёмы, сатирический стиль Рембрандта, упоминаются некоторые разной степени притянутости за уши гипотезы относительно двух главных героев картины – эти двое, капитан и лейтенант, могли быть как просто любовниками, так и, ни больше ни меньше, Сатаной и Христом, сходящими в Ад. Поначалу довольно-таки непросто уследить за множеством имён, званий, родственных связей, но постепенно вырисовывается картина если не стопроцентно правдоподобная, то, по крайней мере, имеющая право на жизнь наряду с другими исследованиями. По Гринуэю, Рембрандт театрально инсценировал момент выстрела, произведённого подставным мальчишкой, собрав вокруг него как самих заговорщиков, так и свидетелей, и посвящённых в преступную тайну. Предполагается даже, кто мог быть изображён на куске полотна, по малопонятным причинам отрезанного и уничтоженного, а обличённые художником убийцы обвиняются уже во втором заговоре – против самого Рембрандта. Дескать, это они испортили мастеру репутацию, что привело к иссяканию потока заказов, нищете и переезду из столицы, которая вскоре нашла себе новых кумиров. Лекция на тему рембрандтовского гражданского высказывания прочитана «говорящей головой» самого режиссёра в чёрном квадратике, проникающей в визуальный ряд, нехитро сколоченный из актёрской реконструкции, показа слайдов и прочих не позволяющих заскучать картинок. Все заинтересованные в мировой живописи вполне могут потратить на фильм чуть менее двух часов своего бесценного времени. А поклонники Дэна Брауна так и вовсе будут в восторге.

18.07.2010
Комментировать рецензию

1
0
...
22 июля 2010
Фото Анита Демидова
Фото Анита Демидова
отзывы: 74
оценки: 129
рейтинг: 87
9

Фильм-лекция о том, что же действительно изображено на полотне "Ночной дозор", о жизни самого художника и том, как правильно смотреть на великие творения. Ну и плюс небольшой экскурс в историю. Сама я с удовольствием посещаю лекции в Третьяковке, но удобно, когда она записана в виде хорошо снятого фильма. Смотрите, развивайтесь, наслаждайтесь! А Гринуэю - спасибо!

0
0
...
9 января 2012
Фото Илья Сафронов
Фото Илья Сафронов
отзывы: 29
оценки: 35
рейтинг: 40
7

Великий и ужасный Гринуэй неожиданно стал обычным человеком. То что раньше делал только он, сейчас делают уже миллионы – на своих ipad’ах сдвигая пальцами картинки, открывая несколько окон сразу и магически останавливая действие, чтобы мгновенно получить справку из любого источника.

Технологическая цивилизация сделала маленький шажок вперед и погребла под собой такие большие достижения кинематографа как «сложный монтаж, асинхронность действия, хаотичность видеоряда»

Все это впрочем не отменяет практически скульптурной выстроенности композиции и фона, как обычно великолепных у Гринуэя.

К сожалению, кроме техники не помешало бы вложить в фильм и душу. Единственный правдивый конфликт этого фильма – между настоящим Рембрандтом и придуманным Рембрандтом-Фандориным Гринуэя. Герой в историческом антураже, разоблачающий хитроумный заговор и вуа-ля, вместо гениального художника у нас опытный криминалист, перед написанием картины-приговора ставящий следственные эксперименты.

Дальше немного балагана смыслов и концепций – от фаллических до метафизических. Гринуэй как и его Рембрандт с удовольствием закопался в капусту смыслов и концепций, которыми он и правда то ли восторгается, то ли просто жонглирует.

Истина, постигаемая в противовес Гринуэю, в том, что совсем не те «33 из 50 секретов», которые заложил Рембрандт в свою картину, и не тот истовый гражданский приговор, звучащий, как оказалось, с картины, делают произведение искусства великим. Его величие в том тонком понимании человеческой натуры и страстности характера, свойственной гениям и которую невозможно «де- или ре-конструировать», как это упорно делает Гринуэй.

0
0
...
20 июля 2010
Информация от прокатчика
«Рембрандт: Я обвиняю»
Информация предоставлена компанией «Кино без границ»
На картине Рембрандта «Ночной дозор» изображен самый настоящий заговор. Новый документальный фильм Гринуэя раскрывает его полностью — само событие, мотивы, имена заговорщиков и убийц, многочисленные улики и последствия. И все доказательства содержатся в полотне «Ночного дозора», обвинительном акте Рембрандта. Чаще всего обвинения выражались в аккуратно написанных текстах, например, в знаменитой статье Эмиля Золя «Я обвиняю» («J'accuse») 1898 года. Здесь же обвинение передано при помощи красок. В этом расследовании Рембрандт выступает в роли детектива, обвинителя, истца и судьи. Гринуэй тщательно рассматривает 50 улик, скрытых в картине, и разоблачает убийство, смущавшее историков искусства с той самой поры, когда Рембрандт изобразил его в 1641 году. Также Гринуэй объясняет, как получилось так, что модный, состоятельный парвеню Рембрандт всего за 15 лет утратил славу и богатство и в последние годы жизни превратился в одинокого бедняка с дурной репутацией. Вне сомнения, Рембрандт был бы удовлетворен, если бы увидел, какое признание получил его великий групповой портрет в этом документальном фильме Гринуэя, — ведь сам он задумывал его как обвинительный акт.
В духе «Рембрандт: Я обвиняю»