Киноафиша Москвы

Фильм «Рембрандт: Я обвиняю»

Rembrandt's J'accuse (2008, Нидерланды, Германия, Финляндия)

4.9
0:00 / 0:00
0:00

Рембрандт: Я обвиняю (англ.)

Смотреть трейлер

Насупленный анализ рембрандтовского «Ночного дозора» в типичной для режиссера форме барочного видеоарта

На картине Рембрандта «Ночной дозор» изображен самый настоящий заговор. Новый документальный фильм Гринуэя раскрывает его полностью — само событие, мотивы, имена заговорщиков и убийц, многочисленные улики и последствия. И все доказательства содержатся в полотне «Ночного дозора», обвинительном акте Рембрандта.Чаще всего обвинения выражались в аккуратно написанных текстах, например, в знаменитой статье Эмиля Золя «Я обвиняю» («J'accuse») 1898 года. Здесь же обвинение передано при помощи красок. В этом расследовании Рембрандт выступает в роли детектива, обвинителя, истца и судьи. Гринуэй тщательно рассматривает 50 улик, скрытых в картине, и разоблачает убийство, смущавшее историков искусства с той самой поры, когда Рембрандт изобразил его в 1641 году.Также Гринуэй объясняет, как получилось так, что модный, состоятельный парвеню Рембрандт всего за 15 лет утратил славу и богатство и в последние годы жизни превратился в одинокого бедняка с дурной репутацией. Вне сомнения, Рембрандт был бы удовлетворен, если бы увидел, какое признание получил его великий групповой портрет в этом документальном фильме Гринуэя, — ведь сам он задумывал его как обвинительный акт.

Режиссер фильма «Рембрандт: Я обвиняю»

76 лет Фильмов: 32

Британский режиссер и сценарист. Яркий представитель интеллектуального, философского кинематографа в том виде, в котором он не выглядит претенциозными экспериментами. От отца, увлекавшегося орнитологией, Питеру досталась большая любовь к дикой природе. С детства увлекался гуманитарными науками — историей и литературой Средних веков, европейской живописью, а также сам пробовал рисовать. Сначала даже всерьез думал посвятить себя живописи, но попал на сеанс «Седьмой печати» Ингмара Бергмана — и был очарован кинематографом. После неудачной попытки поступить в киношколу при Королевском колледже искусств и нескольких лет мытарств (а также неудачной попытки стать кинокритиком — статьи были слишком нечитабельными) началась его одиннадцатилетняя карьера в Центральном управлении информации, где Гринуэй монтировал документальные фильмы о Великобритании.

В 60-е и 70-е снимал много короткометражек, однако его полнометражный дебют «Падение» состоялся только в 1980 году. Настоящий же успех Гринуэю принес «Контракт рисовальщика», после чего уже были «Повар, вор, его жена и ее любовник», «Чемоданы Тульса Люпера», скандальный байопик «Эйзенштейн в Гуанахуато» и много всего. В 2008 году Гринуэй заявил, что кинематограф умер, однако сам режиссер плодотворно продолжает работать в этом мертвом жанре. Помимо этого, пишет искусствоведческие книги и устраивает различные художественные инсталляции.

Отзывы пользователей о фильме «Рембрандт: Я обвиняю»

Фото NastyaPhoenix
отзывы:
381
оценок:
381
рейтинг:
463
5

В начале своего нового научно-популярного творения Гринуэй обвиняет человечество в визуальной неграмотности: привыкнув общаться словами и текстами, «читать» изображения умеет не каждый. Себе в таком умении он не отказывает, продолжая уже некогда начатую работу по дешифровке шедевра Рембрандта «Ночной дозор», в котором усмотрел обвинительный акт художника в адрес хитроумных убийц. К финальному выводу приближаются медленно и обстоятельно: разбору подвергаются исторический контекст, композиционные приёмы, сатирический стиль Рембрандта, упоминаются некоторые разной степени притянутости за уши гипотезы относительно двух главных героев картины – эти двое, капитан и лейтенант, могли быть как просто любовниками, так и, ни больше ни меньше, Сатаной и Христом, сходящими в Ад. Поначалу довольно-таки непросто уследить за множеством имён, званий, родственных связей, но постепенно вырисовывается картина если не стопроцентно правдоподобная, то, по крайней мере, имеющая право на жизнь наряду с другими исследованиями. По Гринуэю, Рембрандт театрально инсценировал момент выстрела, произведённого подставным мальчишкой, собрав вокруг него как самих заговорщиков, так и свидетелей, и посвящённых в преступную тайну. Предполагается даже, кто мог быть изображён на куске полотна, по малопонятным причинам отрезанного и уничтоженного, а обличённые художником убийцы обвиняются уже во втором заговоре – против самого Рембрандта. Дескать, это они испортили мастеру репутацию, что привело к иссяканию потока заказов, нищете и переезду из столицы, которая вскоре нашла себе новых кумиров. Лекция на тему рембрандтовского гражданского высказывания прочитана «говорящей головой» самого режиссёра в чёрном квадратике, проникающей в визуальный ряд, нехитро сколоченный из актёрской реконструкции, показа слайдов и прочих не позволяющих заскучать картинок. Все заинтересованные в мировой живописи вполне могут потратить на фильм чуть менее двух часов своего бесценного времени. А поклонники Дэна Брауна так и вовсе будут в восторге.

18.07.2010
Комментировать рецензию

Фото Анита Демидова
отзывы:
73
оценок:
128
рейтинг:
91
9

Фильм-лекция о том, что же действительно изображено на полотне "Ночной дозор", о жизни самого художника и том, как правильно смотреть на великие творения. Ну и плюс небольшой экскурс в историю. Сама я с удовольствием посещаю лекции в Третьяковке, но удобно, когда она записана в виде хорошо снятого фильма. Смотрите, развивайтесь, наслаждайтесь! А Гринуэю - спасибо!

Фото Илья Сафронов
отзывы:
29
оценок:
35
рейтинг:
39
7

Великий и ужасный Гринуэй неожиданно стал обычным человеком. То что раньше делал только он, сейчас делают уже миллионы – на своих ipad’ах сдвигая пальцами картинки, открывая несколько окон сразу и магически останавливая действие, чтобы мгновенно получить справку из любого источника.

Технологическая цивилизация сделала маленький шажок вперед и погребла под собой такие большие достижения кинематографа как «сложный монтаж, асинхронность действия, хаотичность видеоряда»

Все это впрочем не отменяет практически скульптурной выстроенности композиции и фона, как обычно великолепных у Гринуэя.

К сожалению, кроме техники не помешало бы вложить в фильм и душу. Единственный правдивый конфликт этого фильма – между настоящим Рембрандтом и придуманным Рембрандтом-Фандориным Гринуэя. Герой в историческом антураже, разоблачающий хитроумный заговор и вуа-ля, вместо гениального художника у нас опытный криминалист, перед написанием картины-приговора ставящий следственные эксперименты.

Дальше немного балагана смыслов и концепций – от фаллических до метафизических. Гринуэй как и его Рембрандт с удовольствием закопался в капусту смыслов и концепций, которыми он и правда то ли восторгается, то ли просто жонглирует.

Истина, постигаемая в противовес Гринуэю, в том, что совсем не те «33 из 50 секретов», которые заложил Рембрандт в свою картину, и не тот истовый гражданский приговор, звучащий, как оказалось, с картины, делают произведение искусства великим. Его величие в том тонком понимании человеческой натуры и страстности характера, свойственной гениям и которую невозможно «де- или ре-конструировать», как это упорно делает Гринуэй.

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «Кино без границ»

На картине Рембрандта «Ночной дозор» изображен самый настоящий заговор. Новый документальный фильм Гринуэя раскрывает его полностью — само событие, мотивы, имена заговорщиков и убийц, многочисленные улики и последствия. И все доказательства содержатся в полотне «Ночного дозора», обвинительном акте Рембрандта. Чаще всего обвинения выражались в аккуратно написанных текстах, например, в знаменитой статье Эмиля Золя «Я обвиняю» («J'accuse») 1898 года. Здесь же обвинение передано при помощи красок. В этом расследовании Рембрандт выступает в роли детектива, обвинителя, истца и судьи. Гринуэй тщательно рассматривает 50 улик, скрытых в картине, и разоблачает убийство, смущавшее историков искусства с той самой поры, когда Рембрандт изобразил его в 1641 году. Также Гринуэй объясняет, как получилось так, что модный, состоятельный парвеню Рембрандт всего за 15 лет утратил славу и богатство и в последние годы жизни превратился в одинокого бедняка с дурной репутацией. Вне сомнения, Рембрандт был бы удовлетворен, если бы увидел, какое признание получил его великий групповой портрет в этом документальном фильме Гринуэя, — ведь сам он задумывал его как обвинительный акт.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить