Киноафиша Москвы

Фильм «Экзамен»

Exam (2009, Великобритания)

6.7
оценить
Смотрите фильм "Экзамен" первые 10 дней бесплатно на сайте okko.tv
Без рекламы!
В Full HD
0:00 / 0:00
0:00

Экзамен

Экзамен (без перевода)

Смотреть трейлер

Камерный триллер о восьми кандидатах на заманчивую должность, проходящих странный тест

Восемь претендентов пытаются получить работу своей мечты. Но вакансия всего одна. На пути к заветной должности они уже преодолели массу испытаний. Остался последний экзамен. Он проходит в изолированной комнате под присмотром вооруженной охраны. За 80 минут 8 человек должны ответить на 1 вопрос. Условие: нельзя портить бумагу, на которой он написан. Время пошло! Первый шок: на листках ничего нет. На какой же вопрос надо ответить? Один из кандидатов начинает писать: «Думаю, вы должны нанять меня потому, что…» Первая ошибка! Бумагу портить нельзя. Парня удаляют из комнаты. Оставшиеся пытаются решить проблему вместе. Впереди испытание водой, огнем и ненавистью.

Актеры

Лучшие отзывы о фильме «Экзамен»

Фото Виктория
отзывы:
45
оценок:
237
рейтинг:
98
7

Камерный, в меру напряженный фильм о восьми претендентах на одно вакантное (и очень желанное) место в некоей корпорации. У героев есть ровно 80 минут, чтобы ответить на один единственный вопрос. Которого им не назвали.
На мой взгляд, эта картина могла бы быть изящной притчей о человеческих отношениях, социумом в миниатюре (тем более что герои представляют собой едва ли не все возможные типажи - афроамериканец и японка, белый и араб (явно списанный с Саида из "Лоста"), блондинка и брюнетка и так далее), если бы корпорация оставалась абсолютной абстракцией, а для объяснения желания героев получить эту должность любой ценой не привлекался бы фантастический сюжет. Но, так или иначе, картина смотрится на одном дыхании и напоминает скорее пьесу, чем фильм. Финал не то чтобы разочаровал, нет, но показался несколько ни к месту - совершенно кафкианский и достаточно жесткий сюжет в итоге переродился в добрую сказку с моралью, волшебными исцелениями и хэппи эндом… В общем, фильм посмотреть можно благо он не совсем пустой, но ожидать от него второй "Пилы" точно не стоит…

6
0
23 июня 2010
Фото OrtegaGasett
отзывы:
2
оценок:
3
рейтинг:
5
9

Камерный психологический триллер «Экзамен» - дебютная работа англичанина Стюарта Хэзелдайна. Называя себя поклонником минимализма, он создает свою одноместную философию микромира, исследуя, как далеко мог бы пойти человек, чтобы достигнуть своей цели. Поэтому сценарий Хэзелдайн писал как предельно универсальный, чтобы поставленные им проблемы касались любого человека, ищущего работу.

Во многом «Экзамен» - это фильм о корпоративном мире. С помощью экзамена работодатель может унизить своего служащего еще задолго до принятия на работу. Сюжетная канва закручивается вокруг восьми кандидатов на непонятную работу в таинственную компанию. Всем кандидатам предстоит пройти экзамен в закрытой комнате. Каждый получает листок с одним вопросом, правильный ответ на который и обеспечит желаемое место. По озвученным работодателем правилам, кандидатам нельзя общаться между собой и покидать комнату. К тому же, запущен счетчик на 80 минут, по истечении которых ответ должен быть дан. Перевернув листы, на которых прописаны вопросы, кандидаты обнаруживают, что листы абсолютно чистые, и чтобы правильно ответить на вопрос, надо сначала этот вопрос найти. И тут начинается все самое интересное. Оказавшись в ситуации панического страха перед неизвестностью, претенденты начинают общаться. Интрига при этом переходит от действия к череде бесед, раскрывающих характер каждого героя.

По мнению самого режиссера, идея экзамена для человека очень болезненна. Экзамен требует полной концентрации эмоций и знаний. Обычно, получив экзаменационный билет, человек успокаивается, и начинает искать ответы. Идея билета, в котором нет вопроса весьма абсурдная из категории абстрактных кошмаров перед экзаменами, когда некоторым людям снятся сны, что они приходят на экзамен голыми. Эта фобия становится метафорой мира, давящего на человека своим жестоким катком.

Сюжет фильма развивается как «чистая страница». Хэзелдайн акцентирует зрительское внимание на мелочах, а не целостном образе своих персонажей, отдавая предпочтение крупным планам губ, глаз, рук и т.д. У каждого кандидата есть своя особенность – свой дефект, делающий его уникальным. Уникальной является и комната, в которой находятся испытуемые. Это монолитное, лишенное окон аскетичное помещение, похожее на камеру, а присутствующий с оружием охранник только подтверждает эту догадку. На протяжении всего кинодействия комната меняется согласно психологическому состоянию героев. К тому же оператор в соответствии с развитием событий меняет план съемки, чтобы показать персонажей с разных ракурсов в контексте локального пространства.

Изменение цветового обрамления не случайно. В него Хэзелдайн закладывает идею человека как чистого листа бумаги, на которого начинают воздействовать внешний силы и появление нового цветового фона – иллюстрация трансформации сознания героя. Цветовую символику подпитывают незнание ответа на незаданный вопрос и закрытое пространство комнаты (клаустрофобия). В такой ситуации претендент сразу начинает понимать свою ограниченность и беспомощность, откуда и рождается ощущение хаоса, напряжение, страх, паранойя, психоз. Своим идейным вдохновителем в разработке теории психического хаоса Хэзелдайн называет метра в области теории экзистенциализма Жана-Поля Сартра, а в частности его понятия свободы: «человек осужден быть свободным». А что случится, если лишить человека этой свободы? Получится как раз ситуация экзамена, где свобода человека может потерпеть полное поражение перед хаосом и неизвестностью.

Наряду с игрой пространственных светотеней важную роль играет временное ограничение – 80 минут. Время выступает эффективным инструментом создания возрастающего напряжения. Если комната становится ограничением в пространстве, то время – показатель другого, не менее важного, ограничения – конечности жизни. Занимательно, что с момента включения таймера на 80 минут до финальной развязки проходит ровно 80 минут, благодаря чему у зрителя должно сложиться впечатление, что действие развивается в реальном времени.

Несмотря на пространственно-временную ограниченность, история претендентов развивается в четырех плоскостях: философской (осмысление происходящего), психологической (страх перед неизвестностью), физической (насилие, боль), практической (желание самоутвердиться, получив заветное место). Для большей реалистичности происходящего Хэзелдайн создает претендентам массу тупиковых ситуаций, когда им предстоит вернуться на шаг назад и придумать что-то иное.

Основной акцент действия поставлен на выживание каждого отдельного человека, а не всех вместе. Смена полюсов силы и бессилия, которые постоянно меняет режиссер, создают атмосферу затянувшегося кошмара. Все претенденты – герои-типажи, они не имеют собственных имен, а лишь соответствующие своему характеру клички, которые получают в процессе раскрытия перед аудиторией. В безумной ситуации один из героев оказывается лидером, другой – проигравшим, третий – бунтарем, а поиск ответа на незаданный вопрос становится борьбой за выживание. Самая яркая дуэльная пара фильма - социальный дарвинист, верящий в естественный отбор, и религиозный фанатик, полагающий, что выжить можно только в команде. К ним примыкают менее яркие - философ, психолог, игрок и т. д. Психолог думает, что по поведению может раскрыть каждого, а игрок выжидает момента, чтобы ударить своим козырем.

Так как действие «Экзамена» разворачивается в одной ключевой точке – комнате, это обстоятельство накладывает существенный отпечаток на актерский ансамбль. Некоторые актеры известны зрителю (Джими Мистри и Колин Сэлмон), некоторые менее известные (Люк Мэбли), другие – вовсе не известны широкому зрительскому кругу. Сыгравший роль лидера, Люк Мэлби, заставляет зрителя себя ненавидеть, а потом вызывает зрительскую симпатию в роли жертвы. И эти планы симпатии/ненависти постоянно чередуются, создавая эффект неразберихи. Во многих ситуациях, когда накал психоза достигает своего апогея, а комната превращается в пороховую бочку, фильм вытаскивает только игра актеров, создающих эффект реальности происходящего.

Хэзелдайн стремился создать универсальные характеры своих героев, чтобы каждый зритель в одном из персонажей смог узнать себя. Каждый персонаж в локальном пространстве открывает для себя мир другого человека, потому выступает разведчиком чужой души. Чтобы заманить зрителя в комнату и удержать его внимание на своих персонажах, режиссер придумывает несколько трюков расширения пространства комнаты, а потому фильм оказывается далеко выходящим за ее пределы. В результате, часть фильма о комнате, а другая о том, что заставляет зрителя забыть об этой комнате. К тому же, Хэзелдайн оставляет массу подсказок, чтобы зритель, как надзиратель, видел нелепость развертывающихся перед ним событий. Если зритель пойдет вслед за сюжетом, то он также, как и герои, окажется в тупике, ибо режиссеру важнее не событийный план, а человеческие отношения, подсознательное и бессознательное человека на пороге психической капитуляции перед жизнью.

Хэзелдайн смело жонглирует зрительским восприятием и стереотипами, высвечивая одного персонажа, при этом маркируя другого. В результате, возникает игра со зрителем, когда режиссер мастерски расставляет свои психологические ловушки, выигрывая на загадке, которую не знают ни герои, ни зритель.

3
0
7 июня 2010
Фото Федор Обзоркин
отзывы:
595
оценок:
595
рейтинг:
2015
7

Восемь кандидатов, одно место, один тест: «Экзамен»

Я очень люблю фильмы, действие которых разворачивается в закрытом пространстве. Будь это «Комната смерти», из которой выйти живым практически невозможно, или актовый зал, где проводит свой «Последний урок» отчаявшаяся учительница. Но закрытое пространство – это не только способ сэкономить средства на декорациях и спецэффектах, это и серьезное испытание для режиссера и актеров, потому что в отсутствии динамически меняющейся обстановки зрителю остается лишь наблюдать за персонажами и подмечать каждую деталь их раскрывающихся характеров.

http://obzorkino.livejournal.com/110406.html

В комнате находятся восемь человек. Каждый из них хочет получить работу мечты. Они прошли все испытания, и теперь у них последний тест. Наблюдатель объявляет правила: «не портить лист бумаги, не обращаться к охраннику, не обращаться к нему самому». И уходит, оставляя кандидатов один на один с пустыми листами, сказав лишь: «Вам нужно ответить на вопрос в течение 80 минут». За эти полтора часа произойдет многое, найдутся и засланные казачки, и невротики, и закомплексованные психопаты. Найдется и ответ, но это уже в самом конце, до которого дойдут далеко не все. Самое интересное, конечно, будет раскрываться в эпизодах – что же это за компания такая, чем они занимаются, почему такое непонятное задание и на что вы лично готовы пойти, чтобы получить эту работу.

Конечно, создатели «Экзамена» пошли ва-банк и подстраховались, введя в фильм сразу восемь героев. Это позволило им собрать довольно хороший букет характеров, не настолько многогранный, как в «12» Михалкова, но достаточный для обыгрывания заданной темы. Раскрытие характеров проходит в стиле фильма «Куб» - герои объединены поиском ответа, но есть главный вопрос, а есть и второстепенные. Помните, в «Кубе» герои параллельно решали две загадки – как выбраться из кубического лабиринта и что же это за лабиринт такой, какой в нем смысл. Так же и в «Экзамене» - герои пытаются понять, что же за вопрос записан на их белоснежных листах и как его прочесть, а параллельно собирают по крупицам информацию – чем занимается компания, в которую они устраиваются на работу.

Как вы уже поняли, фильм не уникален и не открывает ничего нового. Он – как любимая пицца, которую заказываешь всегда только потому, что она тебе очень нравится. И не важно, насколько большое меню, важно, что именно без этой пиццы вы не мыслите себе посещение кафе. Так же и с «Экзаменом», если вы поклонник фильмов, в которых главным является анализ поведения разных людей в закрытом помещении в состоянии стресса, то этот фильм для вас. Тем более, в сравнении с традиционными фабулами в этом фильме есть важное отличие – все герои имеют возможность в любой момент выйти из комнаты и не продолжать участие в тесте. Но в том-то и соль, что если в других фильмах персонажи не могут покинуть помещение, и на этом основан их страх и стресс, то в этом кино герои не уходят потому, что боятся потерять возможность получить эту работу. Такой перевертыш лишь добавляет в традиционный рецепт изюминку и делает блюдо еще более изысканным.

Относительно актеров не могу сказать ничего хорошего или плохого – они как-то даже не запомнились, что нельзя сказать про героев, которых они играли. Наверное, это даже плюс для «Экзамена» - не приходится отвлекаться на оценку игры актеров, можно спокойно насладиться шикарным психологическим триллером.

Вердикт: отличный фильм, прошедший незамеченным в прокате. Рекомендую поклонникам триллеров в закрытом пространстве.

(с) Обзоркино

2
0
3 июля 2010
Фото Tatyana Krovatka
отзывы:
43
оценок:
59
рейтинг:
88
9

Необычный фильм, о необычном собеседовании!
Комната, 8 человек и желание заполучить работу мечты. Восемь совершенно разных людей бросились на борьбу за теплое место в крупнейшей кампании. Эта кампания гарантирует не только высокий доход, стабильный заработок, социальные плюшки, но и возможность выжить, возможность заполучить те самые заветные пилюли, которые в данный момент в дефиците и народ просто гибнет из-за этого.У каждого героя своя мотивация, но половина из них заражена смертельной болезнью, а вторая половина заражена не болезнью тела, но болезнью души - алчность, тщеславие.
С самого начала вообще очень сложно разобраться, что к чему, кто эти люди, почему собеседование такое странное и что произойдет дальше. Я бы честно говоря дополнила фильм больше информацией или предысторией о болезни, о первых испытаниях, добавила бы больше душещипательной информации о героях фильма. Да, это бы существенно раздуло хронометраж ленты, но как мне кажется, это добавило бы большего интереса к всему происходящему.
Фильм отличный, страсти происходящего идут по нарастающей, а потом резкий обрыв и ты вместе со всеми игроками срываешься в него, уже не понимая кому верить, что делать, как быть. Это драйв и он мне понравился.
Конец всей истории так же великолепен. В нем есть мораль, добро, он отвечает на все вопросы, которые возникли за все эти полтора часа и позволяет заснуть со спокойным сердцем. Добро победило зло, пусть и не во вселенских масштабах.

1
0
14 декабря 2014
Фото angecastor.livejournal.com
отзывы:
291
оценок:
291
рейтинг:
292
5

Приём на работу в последнее десятилетие превратился в некий культ. Псевдонаучные подходы к оценке кандидатов породили ужасающие явления вроде появления целых отделов рекрутов и эйчаров, занимающихся черт знает чем. Всевозможные тесты и испытания вытеснили из этого процесса человека как такового: никому не интересна личность, интересны лишь «профессиональные» качества. Вслед за этим и сами кандидаты сосредоточились не на моральном и духовном развитии, а на прохождении тестов и тренингов.
«Экзамен» - фильм, препарирующий процесс приёма на работу и вскрывающий самые тёмные стороны человеческой натуры в стремлении получить работу. И в самом деле – на что вы готовы ради работы? Сможете обмануть незнакомого человека? Злоупотребить доверием? Предать? Украсть? Может, даже убить? Герои фильма на собственном опыте вынуждены познавать себя. А после этого уже сложно быть прежним.
Сам фильм вполне стандартный. Идея экзамена интересна, но реализация не вполне удачна. Порой так и хочется подсказать героям – в каком направлении думать. Слишком уж персонажи отвлекаются на какие-то заумные вещи, вместо того чтобы подумать совсем просто. Впрочем, если смотреть на ситуацию с точки зрения современных кандидатов, мыслящих шаблонами пройденных тренингов, попадание стопроцентное. Если целью режиссёра было показать потерю человека как личности в погоне за профессиональной видимостью – это удалось блестяще.
Логическая структура фильма нестройная. В разговорах и действиях часто проскакивает отсутствие связности и хоть какой-то здравой мотивации. Замкнутое пространство использовано почти полностью – можно засчитать в плюс. Присутствие охранника в комнате – откровенно неудачный ход. Съёмки и звук – стандартные. Актёрская игра особо не впечатляет, но есть неплохие моменты. Впрочем, кино не претендует на блокбастер из серии «А», так что в целом его можно считать удачным.
Бизнес – жестокий мир. Но таким его сделали именно люди, забыв о принципах и морали, оправдывая себя тем, что это «всего лишь бизнес» - любимая фраза тех, чья совесть всегда остаётся за дверью. Вот только ведь земной шар не перевернётся, если желанная работа достанется кому-то другому. А вот потеря человечности в стремлении сделать карьеру любой ценой вполне способна его подвинуть…

1
0
4 июля 2011

Галерея

Информация от прокатчика «Экзамен»

Информация предоставлена компанией Premium Film

Восемь претендентов пытаются получить работу своей мечты. Но вакансия всего одна. На пути к заветной должности они уже преодолели массу испытаний. Остался последний экзамен. Он проходит в изолированной комнате под присмотром вооруженной охраны. За 80 минут 8 человек должны ответить на 1 вопрос. Условие: нельзя портить бумагу, на которой он написан. Время пошло! Первый шок: на листках ничего нет. На какой же вопрос надо ответить? Один из кандидатов начинает писать: «Думаю, вы должны нанять меня потому, что…» Первая ошибка! Бумагу портить нельзя. Парня удаляют из комнаты. Оставшиеся пытаются решить проблему вместе. Впереди испытание водой, огнем и ненавистью.