Киноафиша Москвы

Все отзывы о фильме Кочегар

6.4
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Роман Волобуев
Фото Роман Волобуев

Роман Волобуев о фильме «»

отзывы: 543
оценки: 506
рейтинг: 5219
Автопортрет с мертвецами

Впавший в детство после контузии афганский ветеран (Скрябин) живет и работает в кочегарке, где его поочередно навещают однополчанин, ставший бандитом (Мосин), красотка дочь (петербургская манекенщица Тумутова) и две девочки. Бандита интересует топка, куда удобно совать трупы, дочь клянчит денег (притом что у самой — магазин шуб), девочкам нравится смотреть на огонь. Сам кочегар много лет с головой погружен в перепечатывание (по памяти и однопальцевым методом) повести Вацлава Серошевского «Хайлах» о злом русском ссыльном и страдающей от него якутской семье — герой, впрочем, верит, что сочинил ее сам, как и в то, что все горящие у него в топке люди это заслужили.

Традиционное побоище сторонников Балабанова с желающими вызвать ему санитаров если и случится в этот раз, то лишь потому, что его постоянным участникам больше нечем заняться: «Кочегар» мало располагает к тому, чтоб по его поводу бились лбами. Несмотря на трупы, обнаженку в характерных мертвенных тонах и оригинальное применение спортивного инвентаря в конце, кино это скорее лирическое, а в первом за много лет отчетливо положительном балабановском герое трогательно угадывается сам Алексей Октябринович, причем более-менее в том ракурсе, в котором автора «Брата» и «Груза 200» любят рассматривать недоброжелатели: ушибленный жизнью, косноязычный, спрятавшийся от злого мира за юродством и двухбуквенной детсадовской моралью (как следствие, ясно, страшно обманывающийся), бесконечно что-то выстукивающий за­скорузлым пальцем на ржавой машинке. Балабанов с удовольствием использует все любимые краски сразу — тут и дымящиеся трубы, и немой черно-белый фильм в фильме, и бандиты, и якуты, и энергичная ходьба героев по улице (занимающая в итоге чуть ли не треть метража, без этих проходов фильм стал бы короткометражкой). Но при этом «Кочегар» — из тех автопортретов, на которых у худож­ника слишком явно отсутствует ухо. И дело не в том, что автор действительно печатает одним пальцем и через раз мимо клавиш, что фирменные затемнения врубаются невпопад, герои мнут в руках реквизит и нескладно проговаривают текст, явно адресованный не друг другу. Бог бы с ним. Но «Кочегар» неожиданно и довольно обескураживающе отвечает на вопрос, много лет возникавший в связи с балабановскими фильмами: жаль ли автору хоть кого-нибудь? Как выясняется, Балабанову очень жаль себя.

1
1
...
11 октября 2010
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Федор Обзоркин
Фото Федор Обзоркин

Федор Обзоркин о фильме «»

отзывы: 595
оценки: 595
рейтинг: 1692
7
Очень Балабановское кино: «Кочегар»

С Алексеем Балабановым я успел пройти путь от восхищения до ненависти, и вот, видимо, пора возвращаться. Если вспомнить его последние фильмы «Морфий», «Груз 200» и «Мне не больно», меня передергивает от отвращения. Алексей отлично снимает истории простых людей, но как только отходит в сторону – получается кромешный ад и полный артхаус. «Кочегар» - это как раз возвращение к тому, что сделало Балабанова знаменитым. Это еще одна история человека, который просто живет, не вдаваясь особо в подробности меняющейся вокруг конъюнктуры и политической жизни. Он живет по своим законам, по своим принципам. Так жил Данила Бодров, так живет и кочегар Иван Матвеевич Скрябин.

http://obzorkino.livejournal.com/144287.html

Майор в отставке, прошедший афганскую войну, коротает старость, работая кочегаром. Гости к нему заглядывают редко, иногда заходит дочка, иногда дети, гуляющие неподалеку, но чаще всего – бандиты, которым куда-то надо девать трупы, которые они генерируют с завидным постоянством и высокой скоростью. Пикантность добавляет любимая балабановская эпоха 90-х и то, что пока русские убивают друг друга и сжигают трупы в топке, чукча-кочегар просто плывет по течению. Интригу сюжета раскрывать не буду, отмечу лишь то, что она типична для Алексея – практически все герои связаны друг с другом, ну а в конце традиционная развязка и гора трупов.

Когда я попытался посмотреть фильм в первый раз – не смог вытерпеть и пятнадцати минут. Второй заход был более удачным – сказалось желание посмотреть-таки, что там наснимал внезапно ударившийся в суровый арт-хаус Балабанов. Честно говоря, не ожидал, что «Кочегар» будет снят в лучших традициях «истории о жизни», без отмороженного юмора из «Жмурок» и социально-патриотического настроя «Брата». К концу фильма настолько увлекся, что финальные титры лишь недоуменное разочарование – только во вкус вошел, а уже все.

Суровый реализм «лихих 90-х» передать на экране, почему-то, удается лишь Алексею, и не последнюю роль в этом играет труппа. Актерский состав подобрался довольно стандартный для Балабанова. Главную роль кочегара сыграл Михаил Скрябин, отметившийся ранее в «Реке» и «Грузе 200», остальные исполнители первых среди второстепенных персонажей ранее в кино не были замечены, что тоже вписывается в концепцию «кино о жизни» - лица должны быть не слишком замылены, все должно максимально быть похожим на реальность.

Наверное, саундтрек к фильму «Брат 2» превзошел по популярности сам фильм. Балабанов умеет подбирать музыку к своим картинам, делает это тщательно и аккуратно. Казалось бы – много ума не надо, если снимаешь фильм про 90-е – поставь хиты того времени. Тем не менее, все ставят, а красиво, органично и как дополнительный инструмент создания необходимой атмосферы музыку 90-х удается использовать лишь Балабанову. В «Кочегаре» мастер не подкачал – каждая песня идеально подходит под ситуацию и передает настроение, дополняет происходящее на экране и сгущает краски в нужных местах. К слову, популярных хитов в фильме практически нет, но это даже к лучшему – будет что послушать.

Вердикт: если нравятся фильмы Балабанова про «лихие 90-е» - категорически рекомендую.

(с) Обзоркино

3
0
...
5 декабря 2010
Фото сергей коновалов
Фото сергей коновалов

сергей коновалов о фильме «»

отзывы: 890
оценки: 1034
рейтинг: 651
7
Ад на севере

В исконном якутском городе, где сугробы по колено, на кухнях настоящие печки, а коренные жители - добрые, как санта клаусы, плохие русские колонизаторы устраивают беспредел. Делят собственность, оленей, сферы влияния, а охолодевшими жертвами поддерживают подходящую температуру в батареях. Однако парадоксально не это, а то, что лихим русским снайперам бросает вызов контуженный якутский лыжник. Заполярный Рэмбо, однако.

0
0
...
8 ноября 2010
Фото Георгий Гагнидзе
Фото Георгий Гагнидзе

Георгий Гагнидзе о фильме «»

отзывы: 478
оценки: 492
рейтинг: 576
7

Алексей Балабанов один из немногих российских режиссеров кто умеет снимать фильмы он в очередной раз доказал это с блеском в своем новом фильме "Кочегар." Который к слову не придется всем по душе в нем нет динамичный погони, захватывающего триллера нет все намного проще о простых людях, что стало визитной карточкой режиссера и в этом мы могли не раз убедиться. В центре картины кочегар, работающий на кочегар не и пишущий свой рассказ на втором плане проходят различные роды действия, которые ближе к середине становятся понятными и выстраиваются в логический драматичный финал, где кочегар произносит, пронзит ильный диалог после которого стоит позадуматься. Я мог бы больше внимание уделить сюжету, но боюсь испортить впечатление от просмотра данной картины. Музыкальное оформление оставило меня в полном восторге. Рекомендую, его посмотреть он может, вам не понравиться, но зато заставит кое над, чем призадуматься.

1
0
...
25 ноября 2010
Фото Сквонк
Фото Сквонк

Сквонк о фильме «»

отзывы: 177
оценки: 390
рейтинг: 443
7

Эх, Балабанов все-таки лучший наш режиссер, чего уж там. Дай Бог ему здоровья. Идут годы, появляется новая поросль, снимает какое-то говно, простите, получает премии на фестивалях, а потом приходит Балабанов и сжигает весь этот мусор в кочегарке, грея на угольках холодные руки. В этом, как не в каком другом, фильме Алексея Октябриновича, нечего делать тем, кому физически неприятны его фильмы и тем, кто его фильмы и за кино-то не считает. Если прежде и раньше его можно и имело, быть может, смысл кусать за пародии, игры, издевки, насмешки и беспросветную чернющую мизантропию, здесь, в, наверное, а, была-не была, лучшем фильме последнего вменяемого на Руси режиссера, ухватиться, собственно не за что - или тогда уж хвататься надо за все и бросать в печку, а режиссера на виселицу и костер высокАго искусства. Кривое, косое, неправильное кино, точно вызывающее, наверняка, тошноту у каждого второго эстета-киномана, оно являет собой брата-близнеца той писанины, которую строчит на своей ржавой машинке якут-кочегар, пока его друзья сжигают в печах трупы, как они ему сообщают, нехороших людей. Три абзаца странного текста, пара героев, и пустота между строк и в каждой, пожалуй что, и строке. Всю идею, мораль, сюжет и жанровые условности Балабанов в "Кочегаре" вмещает в пару слов, в конце концов оставляяя вообще одно какое-то слово, да еще написанное не до конца и без гласных. Не слово, звук издыхающего зарезанного человека, чего-то там выхрипывающего про что такое хорошо и что такое плохо. Как водится в таких случаях, режиссер нагло отворачивается не только от зала, как правильно пишут посмотревшие, он отворачивается от зрителя, да и от самого себя. Он похож тут на шамана. Трехстрочный сценарий сожжен на костре, из полученного пепла клеится детская книжка про далекие 1990-е, про отцовские чувства, сволочей и подлецов и правильного человека, говорить толком не умеющего, да и, по большому счету, в таком мире людей - что те и не стоят проговариваемых им слов.

Животная совершенно режиссура. Ведь никакущая операторская работа, питерская изнанка двориков и закоулков. Пьяный монтаж. Нулевая звукорежиссура. Но цепляет так, что, как обычно, после его титров хочется тяпнуть чего-нибудь покрепче. Как будто нерв из твоей руки вытащили и сжали в чужой руке, и ты мангустом выпрямился, сжав зубы - весь внимание, только не бейте, мы сирые и убогие, мы не местные, так о чем вы, бишь, уважаемый автор? Он совершенно прав, конечно, когда говорит, что просто снимает рассказанные кем-то когда-то ему или увиденные им самим истории, только ему никто не верит. Он страшная язва, да. Он похож на контуженного точно, сидящего в углу избушке, пока за столом веселье. Из него никто не тянет забавную историю, знают, что бесполезно. Молчит, пока, наконец, не заклокочет, и через силу нахмуренно в 5 минут уместить рваными кусками историю, скажем про то, как девочки-близняшки перед самым концом войны сожрали маму. Нескладная, некрасивая, скорее выплюнутая в тепло избушки история, нежели красиво писанный акварелью и редкими глаголами/прилагательными текст. Притом берет он не фактурой, в общем-то. Не знаю, чем берет. Ни магии, ни волшебства, ни харизмы. Только ни слова из рассказа не хочется упускать, как будто с тобой действителньо шаман говорит, и в том, что он говорит, заключена какая-то горькая правда. Это невероятно выдержанный Балабанов, выдержанный как хорошая горькая настойка, совершенно бесполезная для ценителей дорогого вина.

Он живой, понимаете. Вот все, кто сегодня для нас снимает в России, они мертвые. Груз, блядь, 200. И они мне нахрен не нужны на моем экране, так как никто все равно красиво снимать не умеет. Балабанов тоже не умеет, но он хотя бы живой. Пьяный, но живой. Сука последняя, сволочь, ненавижу его, собаку такую, но все равно люблю, что хотите делаете со мной. Никогда в жизни с ним реальным, если такое случится и встретимся в реальности, не найду, скорее всего, общего языка. Он не похож, конечно, на тех пошловатых рубаху рвущих на груди россиян с ведром водки, булькающей в животе, и что-то тебе втирающего про секс с двумя шлюхами, а то и про, как его сержант в учебке табуреткой колени ломал, про страну-матушку и прочую хрень. Нет, он скорее вечно молчащий бирюк за столом, на меня скорее похожий в этом смысле, которому если что и хочется в такие минуты, так треснуть дешевой бутылкой шампанского по рубахе-парню и сесть спокойно, дрожащей рукой помешивая кофе ложечкой, точно ничего не случилось. "Кочегар", который как "Брат", но не "Брат", который про русских, но не про русских, в нем нет традиционно искомой российской интеллигенцией и российским же народом сермяжной правды или хтонической сути. Балабанов вообще не понятно, для кого снимает. Его девочки смотрят в пламя, которое сжигает человеческие останки, фотографируют умирающего, говорят невпопад, мимо камеры - но они живее всех киношных да и живее всех живых девочек, даром, что вряд ли придуманные. "Кочегар" как квинтэссенция всего его кинематографа действительно нечто вроде выкидыша киноискусства и вообще российской мыслительной деятельности, грязноватой жижецей бестолково развозимой по блогам и тысячникам. Хором что-то трепятся за столом, и он вдруг повышает голос, но все равно тихо, сбивчиво, говорит минут двадцать, и на боковую. Из 20 минут настоящего - минут 5. Но эти 5 минут никогда нипочем не забудутся, и заодно оправдают все безвременье российского арта и интеллектуального беспредела когда-нибудь. Когда-нибудь, да. А пока смейся над ними, Балабанов, и молчи, глядя в крематорную печку о чем-то живом и настоящем своем. Октябриныч, салютую.

2
0
...
31 января 2011
Фото Кирилл Киреев
Фото Кирилл Киреев

Кирилл Киреев о фильме «»

отзывы: 129
оценки: 130
рейтинг: 391
1

Фильм очень неоднозначный. Такое ощущение, что фильм не из этого времени, а из суровых и легендарных девяностых. Выражается это в стиле и качестве съемки, актерской игре, подобранных актеров. Для фильма о 90х это скорее плюс, чем минус. Но это не уровень Балабанова, такую картину мог снять выпускник режиссерского отделения учебного заведения, либо же просто одаренный природой молодой человек, но не признанный режиссер – мастер.

Честно признаюсь, что у Балабанова смотрел всего несколько фильмов: Брат, Брат 2 и Жмурки. Все фильмы хороши, но Брат был снят в 1997 года, а Кочегар в 2010. Разницы между этими фильмами нет никакой. Нет ни роста, ни развития.

Все зациклилось на этой теме бандитских разборок, бессмысленных убийств и т.д. Конечно, в 1997 году это смотрелось интересно, потому что это было рядом на улице. Сейчас же такого нет, поэтому фильм смотрится как сказка и лихих девяностых, о крышевании спортсменами и о малиновых пиджаках.

Когда я писал, что этот фильм стоит посмотреть, я ожидал увидеть другое кино. Возможно кино похожее на Жмурки. Но Кочегар крайне слаб практически по всем параметрам. Сюжет банален и предсказуем, вследствие чего смотреть фильм скучно. Как я говорил выше, актерская игра тоже крайне слаба. Диалоги практически отсутствуют как художественный элемент. Неплохой саундтрек, но только не плохой по сравнению со всем остальным.

Больше ничего не хочу говорить об этом творчестве на коленке. Фанатам и поклонникам Балабанова, возможно, понравиться, но главный вопрос после просмотра картины – Зачем?

2
0
...
6 января 2011
Фото Андрей Александрович
Фото Андрей Александрович
отзывы: 213
оценки: 653
рейтинг: 391
9

Сложно пытаться вытянуть из фильма мораль, поскольку сами персонажи ни ею, ни какой то психологической подоплекой своих действий себя не утруждают.

Пришел, убил, выпил, сжег тело, пошел дальше.

Хорошие люди, плохие люди - даже эти определения кочегара под конец смешиваются и теряют какие либо различия.

Ни особых характеров, ни прошлого, ни психологической подоплеки действий не наблюдается.
Зарисовка из жизни примитивного полуживотного мира.

Хорошо смотрится в Питерском антураже, еще лучше смотрелось бы, если бы было снято в Якутии и описывало полузабытую местную историю, уместившуюся на половине страницы протокола или записи местного краеведа.

2
0
...
6 ноября 2010
Фото Татьяна Таянова
Фото Татьяна Таянова

Татьяна Таянова о фильме «»

отзывы: 182
оценки: 182
рейтинг: 351
9

Представьте, в 2009 году Балабанов взял «Белого слона» (национальная премия кинокритики и кинопрессы )за лучшую режиссёрскую работу («Морфий»), а в 2010 – 6 номинаций и четыре победы. 22 декабря на церемонии вручения «БС» было объявлено, что картина «Кочегар» стала лучшим фильмом и лучшей режиссерской работой, а также получила награды за лучшую музыку (вездесущий Валерий Дидюля) и лучшую работу художника. Неплохо, да же?

Скажу честно, Балабанов – не мой режиссер. Первый посмотренный мною балабановский фильм - «Про уродов и людей». Дело было в далеком 1999 году в Москве, купила «Уродов» из-за великой уценки и интригующего футлярчика. Посмотрела, испытала дрожь и ужас, прежде всего от отчаянно черного, струящегося вакуума глаз Маковецкого (видимо, играл в линзах). Душа тут же наполнилась пустотой, которая ощущалась почему-то как тяжесть и даже груз (правильное название он для одного из своих лучших фильмов придумал все же!). Кассету эту у меня выклянчил мой знакомый Лешка. Отдала и испытала облегчение, без всякой иронии, одним чертом на душе меньше стало!

Все, что потом у него смотрела, а смотрела практически все, кроме его кафкианских изысков, обжигало, огорошивало, било по темечку, перетряхивало, долго не отпускало. Ощущение мощи и энергии высказывания – от каждого фильма. Даже не знаю, кто в данном смысле сильнее – Балабанов (которого уважаю) или Триер (которого люблю).
Но «Кочегар» знаете ли… Это какая-то особая ступень в балабановском восхождении к истине. Наконец-то мне стало до конца ясно, что идет он вовсе не вниз и не вверх (в нашем обычном – моральном – понимании). У него какие-то особые маршруты, особые ступени и особые добро и зло. Не общие. Захочешь подступить к его убийцам и сумасшедшим (юродивым) с обычными мерками, останешься разочарован и раздосадован. Наверное, надо подходить к его фильмам как испытанию на прочность границ восприятия (а не моральных норм). У меня, говорю со стопроцентным убеждением, они в разы Уже, чем у горящего апокалипсическими предчувствиями и очищающегося (а не только опаляющегося) в адовом огне режиссера.
«Кочегар», конечно же, - фильм о России и о традиционном для Балабанова, если так можно выразиться, типаже - «Иванушке-дурачке» (только здесь он якут, афганец, писатель, агнец и мститель в одном лице). Балабановские Иванушки – правдолюбцы больше, чем правдоискатели, больше мстители, чем спасатели, но всегда - лучи света (или, как кочегар, огня) в темном царстве.

Балабанов – это главная мощь современного российского кино, со своим ярким, стопроцентно узнаваемым стилем (эстетским, но вовсе не ориентированным на приоритет собственно эстетики, формы – чем, по-моему, грешит Федорченко). Он режиссер с четко сформулированной и твердой, как монолит, позицией (и философской, и гражданской, и (пусть от противного) патриотической, и человеческой). С бездонными максимализмом, категоричностью, контрастностью, сатирической яростью, оскорбленностью за весь мир (тут стоит поклониться Достоевскому, я думаю). Смотреть Балабанова можно только обнажив мужество и отбросив на время такие (несуществующие для него) категории, как толерантность, терпимость, политкорректность, гармония и… Надежда?!

2
0
...
28 декабря 2010
Фото angecastor.livejournal.com
Фото angecastor.livejournal.com

angecastor.livejournal.com о фильме «»

отзывы: 291
оценки: 291
рейтинг: 286
7

Фильм контрастов. Фильм противопоставлений. Фильм о бессмысленности и о поиске смысла, безысходности и выходе из тупика, о бесцельном существовании и о цели, простой и ясной, об отсутствии ценностей в жизни и о главной её ценности, которая ничего не стоит, – самой жизни. О справедливости и возмездии, силе и слабости, о предательстве, злобе, об истинной доброте и настоящем равнодушии. И красной линией сквозь всё повествование проходит тема огня - то пожирающего всё, то дающего тепло и свет. Именно огонь, пожалуй, главный герой картины. Недаром он здесь везде. И что остаётся, когда уже не осталось ничего? Знает только огонь.
Фильм неуловимо напоминает «Брата» - то ли похожие съёмки, то ли старые троллейбусы, то ли старые питерские квартиры. Накал жестокости, бессмысленной и равнодушной, порой вызывает ассоциации с «Грузом 200». Лиричный и контрастный саундтрек, неприглядные районы зимнего Питера только подчеркивают всю абсурдность и реалистичность картины, так похожей на жизнь. Да это и есть жизнь. Такая, какой мы видим её крайне редко или не видим вообще. К счастью не видим. Или к сожалению…

2
0
...
9 декабря 2010
Фото Андрей Ерохин
Фото Андрей Ерохин

Андрей Ерохин о фильме «»

отзывы: 215
оценки: 214
рейтинг: 275
7

Немного мрачноватая сага о 90-х может показаться очередным припадком Балабанова, но она тонко пропитана юмором

может показаться? что фильм не о чем, но мне понравился

сделано юморно, со стебом, может отчасти в стиле Жмурки (мне не нравятся) отчасти в стиле Брата, но это же Балабанов

рекомендую .... не для семейного просмотра )))

0
0
...
17 ноября 2010
Фото Сергей Самсонов
Фото Сергей Самсонов

Сергей Самсонов о фильме «»

отзывы: 347
оценки: 352
рейтинг: 258
5

«Настоящему охотнику и лыжная палка — грозное оружие». Наверное, такую цитату можно было вставить куда-то в этот фильм… в конце, по крайней мере. Тогда бы фильм сильно ожил. Я не могу сказать, что мне фильм не понравился, это точно, хотя и до любви очень далеко. Чувствуется в фильме явная недостаточность монтажа: можно было бы вырезать слишком много, а некоторые вещи сильно переделать, более того, звукооператору я бы оторвал руки лично, особенно, если бы он оказался слабее меня.

Я чутко отношусь к биографическим или автобиографическим фильмам и чувствам людей, но не люблю плохо сделанного кино — что теперь, застрелиться что ли? Да, фильм «поднимает назревшие проблемы современного общества», «вскрывает нарывы» и «открывает глаза», «показывает контрасты» — все это фигня для пиарщиков. Если смотреть на сюжетную часть, видите старого якута со звездой в прошлом, который работает кочегаром в настоящем, оказывая необычные услуги якутским бандитам. Книгу он пишет. Простую по тексту (медленно пишет потому что), но интересную по замыслу: якут служит русскому, тот насилует его дочь, якут убивает русского (последнее, кстати, нетипично для якутов, так что книга героическая). Якут выглядит придурковатым — следствие контузии в Афгане — зато честным, дочери помогает и бывшим сослуживцам по горячей точке, которых считает плохими. Погано, похоже, на душе у него, хотя это в порядке нормы — русские всегда с якутами так себя вели, а те особо не возражали (иначе, думаю, Ермак потерялся в Сибири гораздо раньше, и сейчас она принадлежала бы независимому якутскому народу или китайцам). С чем у якута в порядке, так это с нормами поведения — плохого надо убить, хотя бы лыжной палкой (просто в качестве справки, в горных лыжах палки тупые). Насколько он крупнее и сильнее тебя, это уже неважно, плохой охотник куда хуже хорошего.

В общем, якут сильно мне напомнил Бодрова в «Брате», только тот был поставлен вовремя и в сюжетную линию хорошо пришелся в те годы, этот же уже немного запоздал. Да, бандиты показаны правдиво, да, якут, наверное, тоже герой реальный. Но вот все остальное… трамвай напоминает трамвай из Брата, герой тоже его, только сильно постаревшего. Бандиты беспощадные и безмозглые, сидят на мокрушных заказах, словно коммерческая фирма, торгующая мехами из Якутии. Накладки, несостыковки — да, говорят о реальности повествования (нет в жизни совершенства), но очень раздражают. Что раздражает еще больше, так это саундтрек, прыгающий по стилям, а местами занудно ноющий через весь фильм. В «Брате» был линейным — ну как тут говорить о взрослении режиссера… скорее уж устаревании.

Катинг вообще нехороший: главные и вторые роли заполнены нормально, а вот третьи вообще ужасно. Один из «заказчиков» по фильму вообще текст как по бумажке читает — в хорошем кино такого быть, наверное, не должно. Длинная поездка на трамвае смотрится нормально, но на машине очень странно и неинтересно, особено в самом начале. В «Овсянках» было лучше, хотя там оператор все же другой, вкусный.

0
0
...
27 февраля 2011
Фото ВР-тринадцать
Фото ВР-тринадцать

ВР-тринадцать о фильме «»

отзывы: 95
оценки: 174
рейтинг: 217
7

Хороший балабановский фильм. С сюжетом и посланием. Авторский. Малобюджетный.
Не понимаю почему много плохих рецензий. Это как купить бутылку водки, принести домой, налить, понюхать и сказать: "фуу, водяра". Не нравится Балабанов - зачем идете на него, п-те к Лункину в Париж.

5
0
...
15 ноября 2010
Фото Джон Сильвер
Фото Джон Сильвер

Джон Сильвер о фильме «»

отзывы: 198
оценки: 198
рейтинг: 216
5

Грузинские кинематографисты уложили бы эту историю в пятнадцать полновесных минут, и все остались бы в выигрыше. В том числе и Дидюля, которого после «Кочегара» можно возненавидеть.

Кочегар – профессия главного героя, Ивана Скрябина. Он – якут, что само по себе еще далеко не приговор. В Советском Союзе, где каждая нация имела право, Скрябин дослужился до майора. Из Афгана вернулся с ушибленной башкой и звездой Героя. Ельцинская Россия загнала его в питерскую кочегарку. Возможно, в ту самую, где за десять лет до него работал другой представитель нацменьшинств – Виктор Робертович Цой. У Скрябина есть дочь, она участвует в меховом бизнесе и, по идее, не должна бедствовать, но считает нормальным отбирать у отца все заработанные деньги. Периодически к Скрябину заглядывает сослуживец, снайпер Сержант. Он привозит в синтетических мешках тела убиенных по разным причинам, сжигает в топке и сообщает: «Вот, еще одного плохого человека застрелил». И самое важное: Скрябин на раздолбанной пишущей машинке выстукивает рассказ про русского каторжника, который побил якута и изнасиловал его жену.

Важно это, в первую очередь, для Балабанова. Без машинки якут вышел бы совсем простым, а история скатилась бы в бытовщинку. А так, получилось метафизично и забавно. За худой спиной героя вырастает огромная тень Белого человека, который пришел и поломал все. Якут – олицетворение хорошего, призрак за его спиной – суть всего плохого. Ясно, что переход конфликта со страниц рассказа в реальную жизнь – лишь вопрос времени.

Балабанов старался быть максимально простым. Это понятно. Сочиняя сказку про хорошего якута, смешно претендовать на сложность. Но надо же знать меру! Упрощаясь по всем направлениям, Балабанов дошел до примитива, что слишком даже для якутского эпоса. Никому не известные актеры играют у него невпопад – без сомнения, так и задумано. Герои, как зомби, неутомимо бродят по улицам Питера – конечно, не потому, что Балабанову было нечем заполнить хронометраж. Назойливо звучат три темы Дидюли – уж поверьте, режиссер в курсе, что у гродненского гения есть еще несколько мелодий. Герои ведут себя, как полные идиоты – не потому ли, что именно так поступают персонажи сказок народов севера?

Балабанов сделал фильм, примитивный до одури, но при этом очень простую идею «Бог против всех» умудрился спрятать под ворохом деталей. Боялся, что его уличат в простоте? А может, потерял контроль над своими идеями – и вышло совсем не то, что он задумывал?

2
0
...
9 ноября 2010
Фото Иван Васильевич
Фото Иван Васильевич

Иван Васильевич о фильме «»

отзывы: 410
оценки: 490
рейтинг: 176
7

Жутковатый фильм Балабанова, хотя и гораздо светлее, нежели "Груз 200". Россия - удивительная страна, здесь чумазый кочегар может оказаться героем СССР. Вообще, все персонажи фильма, какие-то безжалостные и расчётливые. Балабанов обнажает все самые ужасные качества людей - похоть, зависть, жадность. Единственное, что можно ещё как-то понять, это жажду мести главного героя, да и то понять, но не оправдать. Даже эпизодический полковник, отец девочки Веры, и тот оказывается запачкан в людских пороках: "оружие врагам продаю". Чему учит этот фильм? Наверное тому, что зло порождает зло.

0
0
...
29 июня 2014
Фото Георгий Герасимов
Фото Георгий Герасимов
отзывы: 97
оценки: 97
рейтинг: 170
3
Хороший плохой фильм


Тарантино, убив Билла, дал понять мировой кинообщественности вот что: плохой фильм, точнее, стилизация под него, может быть отдельным успешным жанром. Балабанов к идеалу своего творчества шел тернистой дорогой проб и ошибок. Второго «Брата» портили мастерские выходы Сухорукова и Маковецкого. Сценарий «Жмурок», написанный каким-то старшеклассником, был Балабановым не просто переработан, а еще и облагорожен: сонм звезд, тужащих из себя быдланов, конечно, смотрелся прикольно – но, все же, не в том эстетическом ключе получилось.

Пришедшая с годами мудрость позволила Алексею Октябриновичу, наконец, сбросить все лишнее.

Фразы звучат, словно только что вычитаны из шпаргалки? А что вы хотели, все актеры – непрофессионалы, и только один играет в театре на якутском языке. Герой, для пущей выразительности – Советского Союза, сжигает привозимые ему трупы «плохих людей» и пишет, точнее перебивает на древней печатной машинке псевдохудожественный экзерсис ссыльного поляка – в основе экспозиции в таком фильме должен быть какой-то особо приметный бзик.

Голые бабы, трах-тибидох – это само собой. Пара-тройка кровавых сцен – тоже. Долгие-долгие проходы-проезды – обычная практика в деле накручивания метража бездарями. Пытка Дидюлей – весьма характерное проявление навязчивости, обычно сопровождающее благодарность спонсорам. Вряд ли «Кочегар» занимается маркетингом Дидюли и якутских мехов – они тут просто заполняют соответствующую роль.

Вот еще интересное занятие – гадать, что собой символизируют случайные прохожие, повсеместный огонь в печах и дым из труб. Скорее всего, ничего. Точнее, все это – символы символов, проявление столь характерной пустой претенциозности халтурщиков от кино.

Ну, и наконец, высшая точка – демонстрируемый в финале образец плохого фильма, снятого по плохому рассказу в провинциально-профессиональной манере. Этакий привет кустарям-киноделам – учитесь, салаги, как бы говорит им тем самым Балабанов.

И явно не зря в «Кочегаре» так акцентированно обозначено восприятие хорошего и плохого. Он явно напрашивается на два вида оценок: либо «жжот», либо «фтопку». Можно, однако, влепить ему и то, и другое – потому что это классный говенный фильм. Ляпы вроде горевших всю ночь дров в печке и слово «демобилизовался» из уст боевого майора только добавляют ему шарма.

Таким получился очередной эпатажно-мизантропический эксперимент Балабанова. Теперь важно, чтобы он совсем уж не провалился в прокате – чтобы талантливейший воспеватель перверсий продолжил ставить эти свои опыты. Неважно, на какую тему – главное, пусть снимает. И пусть Минкульт дальше оказывает ему всемерную помощь. Ведь если даже в кино выход кровожадной энергии получается столь бурным, то каким он может быть в действительности? Бр-р-р, однако!

Нет, определенно, органам правопорядка и медицины необходимо будет пристально за ним приглядывать. А то вдруг, чего доброго, примется закалывать людей лыжными палками и насиловать бутылками…

0
0
...
14 октября 2010
Фото Joker
Фото Joker

Joker о фильме «»

отзывы: 107
оценки: 362
рейтинг: 169
9

По-моему, ясная аллегория про наше время, когда быдлово-бандитский гламур уничтожает наивный русский народ в топках своей ненасытности. Якутский рассказ - не что иное, как та же аллегория, которая, также как в 19 веке воплощается в веке 20-ом. С его начала геноцидом во время гражданской войны, до наших дней . И геноцида не только физического, но, главным образом морального. Остается только догадываться, кто выступает в роли Хайлахах, отчасти это те же якуты (читай русские), которые избивали своих же жен после их изнасилования теми же Хайлахами, т.е. стали такими же. (Интересно, что когда матери, что якутки, что русских дочерей спрашивают, кто по национальности жених, они дружно отвечают - конечно русский, что звучит, конечно Хулахауй). Скорее всего об это вспоминает герой и пишет свою книгу, после чего кончает свою жизнь самоубийством. Очень не оптимистический фильм Сергея Балабанова, но трудно с ним поспорить.

1
0
...
4 октября 2011
Фото неловкие столкновения с объективной реальностью
Фото неловкие столкновения с объективной реальностью
отзывы: 145
оценки: 145
рейтинг: 166
3
Гнусно о грустном

Девяностые. Тихий якутский кочегар, бывший военный, чуть ли не круглыми сутками сидит в своей кочегарке. Не только работает: на откопанной где-то пишущей машинке набирает рассказ.

У кочегара есть взрослая дочка, наведывающаяся, чтобы попросить денег.

Другие его гости регулярно приносят к нему тела так называемых "плохих людей" и запихивают их в топку. Кочегар не против.

Фильм раздражает. При этом сразу нужно отметить, что это картина не без удач: динамичные мелодии, играющие почти без остановки, смешная завязка, пара любопытных находок есть.

Раздражение же вызывает режиссерский снобизм. Балабанов позволяет героям половину фильма бодро ходить по улицам, что, конечно, экстравагантно, но неспособно заслонить пустоватость фильма. Проблематика "Кочегара" лежит на поверхности: что за беспредел творился в девяностые, насколько люди равнодушны друг к другу... И когда в развязке сам кочегар выговаривает пришедшим к нему двум маленьким девочкам что-то вроде: "На войне проще, там есть свои и чужие, а здесь - все свои", то остаешься обескураженным. Мораль, высказанная в лоб, не идет "Кочегару".


В картине есть ещё примечательный момент - в начале: якут сидит на кровати и разговаривает с очередным визитером, а музыка играет особенно громко: расслышать слова - проблемно. Но если все-таки вслушаться, то понимаешь, что упустил немного. Может, саундтрек в "Кочегаре" и есть основа.

1
0
...
2 апреля 2011
Фото mortal_vombat
Фото mortal_vombat

mortal_vombat о фильме «»

отзывы: 103
оценки: 440
рейтинг: 159
5

даже не знаю.
по-моему за что Балабанов не берется, каждый раз выходит "ералаш". (пара-пара-пам-ПАМ!)
это не значит, что смешно (конечно же нет, разве "ералаш" смешной).
это значит, что герои ведут себя в кадре либо как кривляющиеся взрослые, либо как отмороженные дети, которых злой дядя режиссер за конфетку заставляет наговаривать в кадре текст.
назойливый, иногда до тошноты, саундтрек.
в "кочегаре" крен (и сильный) сделан в сторону отмороженных детей, и иногда это...
иногда это уже так плохо, что даже хорошо, (как говорила гороиня к/ф "мир призраков").
но впрочем местами это так плохо, что перестает быть хорошо и опять становится плохо.

1
0
...
13 октября 2011
Фото Alex
Фото Alex

Alex о фильме «»

отзывы: 70
оценки: 575
рейтинг: 126
9

"Знал я одного человека. Думал, что он очень хороший человек. А оказалось - плохой. Я сегодня убил двоих людей. Война - это другое. Там наши и враги. А здесь - все наши"
Выдержанный, проверенный временем Балабанов. Даже немного уже горчит. Чуть-чуть от "груза 200", чуть-чуть от "Брата". Хорошенько настоять, пить не взбалтывая.
История простая и понятная. Лично меня тронула. Саундтрек диковатый, но идеально легший на историю контуженного кочегара и его мести .
Долгие проходы, которые кому-то не понравились - очень уместны. Без них не получилась бы атмосфера фильма. История о том, как все тянулось-тянулось, уныло, однообразно и беспросветно. А потом довольно быстро и беспощадно закончилось .
Интересно, что Балабанов все время возвращается к теме 90-х годов. Хотя ему явно не симпатичен и СССР. Но все таки, именно 90-е, стали тем временем, когда наш народ надломился, а мразь вылезла из всех щелей и восторжествовала. И вот убогий, контуженный человечек, герой забытой, оплеванной страны и забытой, оплеванной войны, встал и эту мразь укоротил. Не за большую идею. А потому что есть у человека предел терпеть несправедливость .
"Не были они на войне. Издали стрелять - это не война..."

14
0
...
19 октября 2010
Фото rocky_plays_rocky
Фото rocky_plays_rocky

rocky_plays_rocky о фильме «»

отзывы: 367
оценки: 367
рейтинг: 102
5

Все как обычно: стилистически фильм прекрасен, композиционно - бесхребетен. Это, к сожалению, основная беда фильмов Балабанова. Фильм "Так себе".

0
0
...
9 января 2014
Фото Любовь Градосельская
Фото Любовь Градосельская
отзывы: 88
оценки: 100
рейтинг: 92
9

Я люблю только фильмы, которые трогают до глубины души и впечатляют надолго.
Это как раз такой фильм.
Особое место в фильме занимает особо подобранное музыкальное сопровождение.
Ничего подобного раньше я не видела. Мне очень понравилось. Советую смотреть фильм.

0
0
...
26 октября 2012
Фото Bondurant
Фото Bondurant

Bondurant о фильме «»

отзывы: 199
оценки: 549
рейтинг: 92
9

Хорошие и плохие.Плохие и хорошие.Убить,чтобы не было смертей еще больше.Сжечь труп,чтобы Земля не хранила остатки.Огонь,полыхающий в печи,все сожжет:и твои слезы,и твою радость,и твои поступки.Война "наших" и "ненаших" закончилась,сейчас-война "наших" и "наших".И побеждает все-таки сильнейший.Справедливости нет,есть-Жизнь.Она жестче.Она без правил.

0
0
...
27 ноября 2010
Фото Ramon1
Фото Ramon1

Ramon1 о фильме «»

отзывы: 9
оценки: 13
рейтинг: 88
3
Надежда, сгоревшая в топке "Кочегара"

Алексею Балабанову так и не удалось вырваться за рамки чернушно-бандитского кино

Единственное, что привлекает в последнем фильме Алексея Балабанова «Кочегар», – это красивая музыка музыканта и композитора Валерия Дидюли. Что же касается всего остального, то есть сценария, сюжета фильма, игры актёров, то после просмотра картины я для себя окончательно записал Балабанова в категорию «Отстой».
В отличие от балабановского фильма «Груз 200», «Кочегар» отнюдь не мерзость. Здесь больше подходит иное определение – муть. Тому есть много причин.
Сюжет фильма примитивен, словно оглобля. Действие в картине, как заявляют авторы, происходит в середине 90-х на окраине Питера. Хотя, если не знать этого, можно подумать, что нам показывают глухую провинцию с дымящими трубами, вечно неубранными улицами и заваленными снегом дворами, домами с осыпавшейся краской и отвалившейся штукатуркой, замызганными подъездами. В некой котельной на окраине города работает кочегаром бывший майор, якут, некогда прошедший сапёром войну в Афганистане и демобилизованный из-за контузии. Роль кочегара сыграл якутский актёр Михаил Скрябин.
Образ главного героя откровенно карикатурный. Разговаривает кочегар, словно «дедушка Ау» из плоских анекдотов о чукчах, разве что слово «однако» в конце фраз не произносит. Кидает себе в топку уголёк, спит на расположенной рядом кровати, а в свободное время медленно, одним пальцем вот уже несколько лет настукивает на допотопной пишущей машинке несколько страниц идиотского рассказа о том, как до Октябрьской революции 1917 года ссыльные русские каторжники «издевались над якутами» (с ударением на третьем слоге).
К нему в кочегарку регулярно заезжают бандиты, тоже бывшие «афганцы». Привозят, чтобы сжечь, трупы убитых ими людей: своих конкурентов либо «заказанных» им жертв. Кочегару говорят, что это «плохие люди», которых пришлось ликвидировать. Он, контуженный бедолага, охотно верит этим байкам.
Среди душегубов выделяются два постоянных гостя. Первый – бывший снайпер, сержант, с которым майор в Афганистане распивал «массандру» – технический спирт, сливаемый из самолётов. Выполняет заказы по устранению «клиентов». Второй, по кличке Бизон, служил в штабе шифровальщиком. Этот вообще отмороженный, постоянно молчит, отделываясь односложными короткими репликами. В двух «эротических» сценах занимается сексом с отрешённым взглядом, не снимая штанов, а сделав своё дело или получив деловой звонок от подельника, тут же застёгивает «молнию», натягивает куртку и молча уходит. Импозантный мужчина…
В фильме также имеются две основные героини – две девушки. Первая – Саша, дочь кочегара. Красивая стройная якутка, косящая под русскую. Расхаживает по квартире, в чём мать родила, манерно курит длинные коричневые сигареты (ну да, в те годы все бандитские бабы смолили «More» с ментолом). Щеголяет в шикарных мехах, однако при этом тянет у отца его скудную зарплату. Имеет долю в магазине «Меха Якутии». Ублажает Бизона в позе «женщина сверху», надеется выйти замуж за этого отмороженного кабана.
Вторая девушка – дочь снайпера Маша. Русская лахудра, полноватая, грудастая, расхаживает по городу в мешковатой курточке и горшке на голове «а-ля Пугачёва». Также имеет долю в магазине «Меха Якутии». Развлекается с Бизоном в позе «мужчина на боку сзади», тоже имеет на этого упыря какие-то виды.
И вот эдак эти граждане живут-поживают, людей убивают и печке сжигают. Однако однажды Маша, придя в гости к подруге, сталкивается в дверях с полуголым Бизоном и решает избавиться от конкурентки. Натравливает на Сашу своего папашу, и тот приказывает всё тому же Бизону «закрыть вопрос». Бизон отправляется к любовнице, абсолютно буднично её закалывает, после чего вместе со снайпером везёт труп в котельную.
Кочегар видит на ноге убитой жёлтую туфлю. Именно такие туфли он недавно подарил дочери. В его больной голове что-то проясняется, он постепенно понимает, что сожгли его Сашу. Отправляется в квартиру дочери, находит там вторую туфлю и окончательно всё понимает. Надевает майорский мундир, шинель с фуражкой и отправляется домой к снайперу. Там лыжной палкой закалывает сначала хозяина квартиры, затем Бизона. Странно, что оставил в живых лахудру Машу, – чего уж мелочиться, раз пошла такая пьянка.
Совершив акт возмездия, кочегар отправляется к себе в котельную и штык-ножом вскрывает себе вены. В конце фильма мы видим экранизацию убогого рассказа об «издевательствах над якутами», который контуженный майор настукивал в течение нескольких лет.
Такая вот «презанимательная» история. Мало того, что сюжет фильма убогий, так ещё и актёры играют прескверно. Все образы в фильме ходульные, какие-то ненатуральные. Актёры разговаривают, словно деревянные, их жесты и мимика не соответствуют смыслу произносимых ими слов и контексту. Повторю, единственное, что хоть как-то спасает фильм и делает возможным его просмотр, это музыка Валерия Дидюли и звучащий в эпизоде после расправы с бандитами отрывок из песни "Истерика" группы "Агата Кристи".
Так что, как бы ни расхваливали Балабанова либеральные СМИ вроде радиостанции "Эхо Москвы", а факт остаётся фактом – Балабанов так и остался создателем чернушно-бандитских поделок. Ему так и не удалось вырваться из жёстких рамок, в которые он сам себя когда-то загнал.

1
0
...
13 ноября 2010
Фото Anabena
Фото Anabena

Anabena о фильме «»

отзывы: 39
оценки: 170
рейтинг: 84
7
Никого не жалко, никого. Ни тебя, ни меня, ни его.

Ставлю очередной работе Балабанова твердую четверку. Если поглубже всмотреться в творчество режиссера, можно заметить, что в его фильмах не бывает сложных, витиеватых смысловых перипетий. Основная идея всегда достаточно проста и понятна любому ("Брат", "Война" - лучшие тому примеры). И везде, в каждом кинопроизведении автор пытается "вскрыть" предпосылки, причины общей человеческой полярности: добрый-злой, хороший-плохой. А самое главное - постоянный поск ответа на вопрос: откуда в отдельно взятом человеке может быть столько мерзости, бесчувственности, грязи и чернухи. Тяжелые времена (В России это особенно 90-е годы) всегда обостряют пороки, кроющиеся внутри у каждого. Еще один вопрос - до какого предела можно дойти в собственном моральном разложении. И существует ли вообще этот предел. От фильма к фильму Балабанов пробует вместе со своими героями с разных сторон подойти к этому пределу, черте человечночти.
В каком-то смысле, "Кочегар" - знаковое для режиссера произведение, как будто подведение итогов. Здесь моральный упадок, душевное оскуднение доведены до высшей точки. В фильме нарочито отсутствует эмоциональная составляющая: душевный мир персонажей плосок и убог - они больше напоминают деревянные чурки. Такие понятия, как любовь, дружба, милосердие, жалость, сострадание выведены прочь. Даже коротенькое кино в конце, по записям Скрябина, где "злой русский" терзает якутскую семью: убивает хозяина дома, насилует жену, снято в стиле немого, в ускоренном режиме, с вычурной игрой атеров. Дескать, посмейтесь над этим, это же смешно....
Остается в сюжете лишь то, что последние десятилетия все прочнее заменяет нам мораль и идеалы: порнуха и бабло.... И наша невероятная способность убедить самого себя в собственной же правоте, причем в любой ситуации, насколько бы бесчеловечной она ни была.
И юродивый Скрябин здесь - как лучик света в мире теней.

3
0
...
17 октября 2010
Фото Corvin
Фото Corvin

Corvin о фильме «»

отзывы: 54
оценки: 54
рейтинг: 77
7

Не нужно многословности и многозначительности. Что у нас за фамилией Балабанов - герой нашего времени или чернушник пошлый? Да нет, все проще гораздо - сидит человек у ручья и тащит камешки из воды, наружу, заботливо стирая последние капли воды ледяной. Только камешки сплошь черные да с гнильцой. Но это не потому, что Балабанов - зверь какой или маньяк - он для нас их тащит. Камешки все эти потом он заботливо в ряд выкладывает, любуйтесь, мол. Такие уж вы уроды по жизни. А то, что беспросветно все - так сами виноваты.

Кто-то винит его в ненависти ко всему советскому - а мне сдается, он людей любит, но по своему. Кто без греха, тот и детям может показать, вона как все блестит на монтажном столе, хоть на цитаты растаскивай. А я лучше сыну голых баб покажу, на фоне песков карибских.

Самому не так стыдно будет. И не так страшно.

1
0
...
5 июля 2012