Киноафиша Москвы

Фильм «Аквариум»

Fish Tank (2009, Великобритания)

6.3
0:00 / 0:00
0:00

Аквариум

Смотреть трейлер
  • 16+ 2 часа 3 минуты
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода в России:

Нежная британская социалка про трудную девочку из предместий

Жизнь 15-летней Миа (Кэти Джарвис) переворачивается вверх тормашками, когда ее мама (Кирстон Уэринг) приводит домой нового ухажера по имени Коннор (Майкл Фассбендер). Миа — проблемный ребенок, ее исключили из школы, а друзья подвергают ее издевательствам. Одним жарким летним днем ее мать приводит домой загадочного незнакомца, чье появление обещает изменить их жизнь и научить эту семью тому, что такое любовь.

Режиссер фильма «Аквариум»

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1159
оценок:
782
рейтинг:
18091
7

Нежная британская социалка

Миа (Джарвис), 15-летняя обитательница люмпенского предместья в графстве Эссекс, Соединенное Королевство, живет с безработной и беззаботной молодой мамашей (Уэринг) и младшей сестрой (Гриффитс), которая изъясняется матом и цитатами из Шварценеггера. Миа целыми днями ходит по району и всех презирает и иногда одиноко танцует хип-хоп под CD-плеер. Но тут у мамы появляется новый, хотя и явно временный, бойфренд (Фассбендер) — он мужественный, внимательный, разбирается в музыке, дает деньги на пиво и может голыми руками поймать рыбу.

Название, впрочем, к рыбе не относится, а скорее описывает среду, в которой вынуждена бултыхаться бедная девочка, — пространство с прозрачными, но непроходимыми стенками и довольно унылым содержимым. Британская режиссерша, очевидно, не стесняется заезженных метафор — будет и одинокая белая лошадка на загаженном пустыре, и вовремя отпущенный шарик, устремившийся в небо, — но это почти не портит фильм, в котором дистанция от персонажа настолько мала, что допускает любую ерунду: чем проще, тем лучше. Снятый с плеча и без кожи, написанный на каком-то варварском наречии, «Аквариум» поначалу неизбежно провоцирует на сравнение с Германикой — с той разницей, что Арнольд в два раза старше и во столько же умнее. Гарцуя по минному полю: шаг влево — начнется морализаторство, шаг вправо — эксплуатация, она ни разу за два часа не сбивается с нужного тона, хотя останавливается, как минимум однажды, буквально в миллиметре. Английское социальное кино традиционно снимают пожившие мужчины левой ориентации, в женском исполнении, не менее жестком, смысл, однако, неуловимо меняется. Классовая отчужденность оказывается тоской по мужским рукам, которые не столько даже поддержат, сколько обнимут. Можно над этим иронизировать, сопротивляться — ­сложнее; довольно быстро станет понятно, что Миа вовсе не из Германики, а из хлебниковского «Свободного плавания». Тут и название прояснится.

Отзывы пользователей о фильме «Аквариум»

Фото Kater
отзывы:
168
оценок:
542
рейтинг:
796
9

Ясно одно - такого кино в России не будет никогда, раз у нас на целомудренную германику (нарицательное) ручками машут "да что вы, что вы, у нас совсем не так!", а на "Россию-88" подают в суд.

Сюжет: девочка из неблагополучной семьи влюбляется в маминого трахаля.

Потрясающая драматургия. Ничего лишнего, сцены цепляются друг за друга - в начале ловля рыбы в мутной воде, в конце - осознание того, что ты и есть та самая непуганая рыба в грязном водоеме. Смотреть больно. Все глупые, все несчастные, всех жалко - и героя Фассбендера, и девочку. Никто из них не может перебороть сложившиеся обстоятельства и пойти против своей природы. Ужас охватывает при мысли, какой трагедией это может обернуться, но режиссер поступает благородно, в финале вся грязь, покружив, оседает, и почти все герои прозревают. Гармония восстанавливается, но цена за нее боль и слезы, а мутный ил на дне души - тот вообще навсегда.

Фото eta_devushka
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
2
7

НИКОГДА не читайте рецезий на фильмы, иначе вы пойдете на фильм «Мне бы в небо» с уверенностью, что это фильм «про менеджеров» или «про кризис в Америке», а не про то, что «каждому в жизни нужен второй пилот»; а фильм «Аквариум» отвратит вас как очередная бессмысленная чернуха.
Не случайно фильм «Аквариум» снят женщиной. Это женский фильм, это женский взгляд на ситуацию, на потерю способности женщины любить еще в юности, на окончательное опустошение души, на выжженые чувства и бегство в никуда.
Не случайно на протяжении всего фильма главная героиня пытается отпустить на волю лошадь, прикованную на пустыре подростками. Пусть это зезженная метафора, зато очень точная: душа девушки должна быть светла, как эта некогда белая лошадь, но под воздействием социальной среды она изранена, измождена, и в конце концов почти мертва. Мужчины убивают ее из гуманных соображений: «Мы ее убили, она была очень старая, ей было 16». Прекрасный возраст для смерти женской души, далее- прямой путь к судьбе матери главной героини.
Путь смерти показан очень точно- подростковый возраст, когда в переломном моменте входа во взрослую жизнь, так хочется любви и понимания, но обнажение души в таких простых потребностях воспринимается как слабость, потому- защитные реакции, «колючки». На этом взрослому мужчине так просто сыграть, удовлетворив свои тщеславные инстинкты. Виноваты все, но кто-то виноват больше, тот, кто сильнее, кто контролирует ситуацию и отдает себе отчет в происходящем. «Ибо кто прельстит малых сих, так тому лучше на шею мельничный жернов».
Реакции героини-реакции загнанного зверька, осознавшего, что в доброту можно тоже играть.
Кто не смотрел «Этот свободный мир», фильм подобного плана как и «Аквариум», рекомендую, в нем играла одна из актрис «Аквариума» . Это не чернуха про эммигрантов, это фильм про духовное падение человека, о том как это происходит постепенно и незаметно.

Фото айнеж
отзывы:
146
оценок:
146
рейтинг:
515
7

Почему-то этот фильм все резко начали сравнивать с нетленной Германикой, вернее, с ее «Все умрут, а я останусь». Собственно, оно и ясно, последний опус (хотя я в целом положительно к нему отношусь) вызвал в обществе ожесточенное споры, был показан у Гордона, а режиссер позднее была назначена и вовсе на апокалипсический проект «Школа». То есть, послав «Аквариум» к Германике, промоутеры сделали фильму не очень большую честь, но очень большую рекламу.

Ну, вот я и отправился в кинотеатр «Пионер» на дневной сеанс, приманенный слоганом «Арнольд в два раза умнее Германики». Скажу сразу – я не пожалел, выбрав именно этот фильм, но сказать, что я получил то, за чем пришел, также не могу. Претенциозного и гипердинамичного «Все умрут» здесь не так уж, основные параллели возникали с еще одним «молодым» российским фильмом – «Волчком» Василия Сигарева. Образ матери, отчужденность девочки от остального мира, заковыристость лексики (если только лексику английскую можно сравнить с русской) – растяни «Аквариум» во времени и перенеси его на отечественную почву – вот вам и «Волчок». Еще на ум приходила уже упомянутая «Школа», где Аня Носова неотличима от героини Кэти Джарвис даже внешне. Кроме того совсем уже некстати вспоминался недавний фильм Дерика Мартини «Роскошная жизнь» – тутошнюю общность я даже и уловить не смог, возможно, похожи они одной лишь атмосферой англоязычного захолустья.

Итак, она не моет ноги и ссыт на ковер. Нет, она не кошка, она пятнадцатилетняя девочка Миа, которая любит хип-хоп, лошадок, пса Теннентса и не умеет плавать. У нее есть младшая сестра Тайлер, которая называет свою маму шлюхой, курит в кровати, шлет всех нах и вообще рожей не вышла. У них двоих есть мама Джоан (кажется, так), которая устраивает секс-вечеринки, пьет как конь, лет пятнадцать назад пыталась сделать аборт и вообще жутко одинока. История, как мы видим, весьма печальная, но режиссер рассказывает ее так, будто это туповатая семейная комедия. Музычка фоном, обилие натурных съемок, забавные перебранки, шутки из разряда «Ноги последний раз когда мыла?» да и ко всему прочему – кастинг для танцоров. Но угроза все равно висит где-то над ними. Про это и один из первых эпизодов избиения героини на каком-то пустыре – привет Лере! Про это и малолетки-десятилетки на диване с пивасом и пыхачем. Про это и совсем невнятный эпизод, где Мия «метит территорию». В общем, на фоне тоскливой и привычной жизни лондонской глубинки то и дело прорезаются какие-то тревожные ростки ненависти и аморалки.

Нет ничего удивительного в том, что Арнольд поставила на уши всю прогрессивную и не очень английскую общественность. Эффект вышел почище фурора «Все умрут» – во-первых, английская версия получилась более правдоподобной, во-вторых, срубила больше международных призов, ну а в-третьих, имя Арнольд как ни крути значительнее имени Германики. Правдоподобнее – вот здесь, пожалуй, ключевое слово. «Аквариум» сделан совершенно ненавязчиво, он, растекаясь мыслью по кинопленке, режет нам глаза своей простотой и реалистичностью. Если «Все умрут» было очень постановочным, продуманным, невооруженным взглядом видны были места, где зрителю полагалось сочувствовать, где посмеяться, где включиться в события самому, то здесь действие пущено на самотек. На протяжении двух часов на экране происходит что-то, но происходит только потому, что в кино вроде как должно быть какой-то экшн. Только под конец все вдруг раскочегаривается, героиня бросается во все тяжкие, впутывая себя в такой «fucking shit», что становится как-то переживательно.

Конкретно меня фильм задел вот чем. Все герои то и дело зависают в телевизоре – такая традиция, утром и вечером погружаться в эту трясину беззаботности. С тобой творится черт знает что, но стоит придти домой и уткнуться в ящик, как все твои мысли уже надежно законопачены в этот маленький гробик, ты смотришь дебильное ТВ-шоу и слушаешь Калинку-малинку (на этом моменте зал взревел) – и тебе хорошо. Госпоже Арнольд огромное спасибо за этот маленький режиссерский ход, мало того, что он обостряет социальную тему, он еще и углубляет интригу.

Ну и последнее, что мне хотелось бы сказать по поводу «Аквариума». Если помните, основные претензии к фильму «Все умрут» заключались в отсутствии ярких личностей и характеров. Девочек называли зверьками и обвиняли их в картонности и поверхностности. Чего-чего, а вот уж этого про Мию не скажешь. Это действительно сильная личность, которая всем еще задаст шороху, как в Уэльсе, так и по возвращении из оного. А уж какой распрекрасный характер у ее сестры-малолетки Тайлер! Ее появления на экране ждешь с нетерпением, так и хочется узнать, какой фортель выкинет она на этот раз.

Другими словами, кино стоит внимания. Конечно, это не эталон, многое, к слову вызывает сомнения – не скатиться в банальность и предсказуемость в некоторых поворотных точках не удалось, не до конца веришь сюжетной линии Миа-Коннор, лента определенно затянута – но идеальных фильмов на земле столько, что их вполне можно перечесть по пальцам. И главное, о чем следует сказать в том, что если вам не понравится Миа, то фильм окажется для вас мучительно непереносим. Если главная героиня вам симпатична, то следить за ее похождениями будет весьма увлекательно, если нет, то приготовьтесь к худшему. Она будет раздражать вас каждым словом, каждым взмахом своих неестественно длинных ресниц...

Фото enlightened
отзывы:
445
оценок:
539
рейтинг:
77
9

показанная в фильме Англия очень смахивает на какой-нить спальный район Москвы или Питера. сюжет фильма постоянно балансирует на грани трагедии, каждый поворот, кажется, затягивает вся глубже и глубже... все мы просто люди, которые боятся, слишком боятся поверить в то, что все может быть хорошо в этом черством мире. возможно, в большинстве случаев это даже полезный навык, но только, к сожалению, невозможно стать счастливым, если продолжать бояться. а порой, кстати, надо ошибаться и испытывать боль, чтобы осознать себя и свои ценности. и наконец это фильм о том, что по большей части люди не делятся четко на плохих и хороших - от этого сложнее ненавидеть и труднее любить.

Фото Евгений
отзывы:
76
оценок:
168
рейтинг:
63
7

“Fish tank” перевели в российском прокате как «Аквариум», и действительно, такой перевод наиболее адекватен этому словосочетанию. Но при просмотре фильма понимаешь, почему все-таки будет точнее сказать «садок для рыб». Аквариум – вещь все-таки более-менее элитная, для состоятельных людей (коими герои картины не являются), а садок практически ничего не стоит, и в конце концов можно обойтись вообще без него – ловить рыбу голыми руками, если она глупая (это слово для субтитров перевели как «непуганая», но “stupid”, конечно, означает просто «глупый»). У меня сложилось ощущение, что подростков режиссер как раз и считает этой самой глупой рыбой, которую можно поймать голыми руками, – и в этом смысле сцена ловли рыбы в мутной реке в середине фильма ничем не отличается от сцены соблазнения в конце, а закономерный итог и той, и другой – рыба задохнулась и девушку бросили – выглядит одинаково жалостливо.

Многие (да что там, почти все) рецензенты сделали акцент на том, что «Аквариум» – средних достоинств английская социалка, и тут очень кстати пришлась отчественная «Школа», которая тоже социалка, но снятая более молодыми людьми и оттого менее осмысленная, что ли. В этом контексте, безусловно, очень интересно сравнивать эти два произведения искустсства (а «Школа» самое ни на есть произведение – по крайней мере, в первых пяти сериях, которые я посмотрел; потом, конечно, она уже превратится в механизм, который будет руководить своими создателями, а не наоборот – если еще не превратилась). Но мне кажется, что «Аквариум» немного о другом: если «Школа» просто фиксирует жизнь как она есть (ну или как она есть в представлении Валерии Гай Германики и ее со-режиссера), не давая ответов на вопросы (походя замечу, что все-таки это скорее недостаток произведения, чем достоинство – ответы, мне кажется, должны быть, не обязательно очевидные или приятные, но должны), то «Аквариум» предлагает относиться к подросткам как к глупой рыбе. И поверьте, это не оскорбление, а наоборот, образ, который способен привлечь внимание взрослых – они должны знать, что подростки только на вид скользкие (особенно в отношениях с родными), но на деле подход к ним настолько прост, что следует быть максимально осторожными, чтобы не приручить их и принести в результате этого неизбежную боль.

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена кинокомпанией «Кино без границ»

Жизнь 15-летней Миа (Кэти Джарвис) переворачивается вверх тормашками, когда ее мама (Кирстон Уэринг) приводит домой нового ухажера по имени Коннор (Майкл Фассбендер). Миа — проблемный ребенок, ее исключили из школы, а друзья подвергают ее издевательствам. Одним жарким летним днем ее мать приводит домой загадочного незнакомца, чье появление обещает изменить их жизнь и научить эту семью тому, что такое любовь.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить