Москва

Все отзывы о фильме Утомленные солнцем-2: Цитадель

2011, Германия, Россия, Франция, IMDb: 4.1

4.4
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Роман Волобуев
Фото Роман Волобуев
отзывы: 543
оценки: 506
рейтинг: 5225
Смерть Ахиллеса

Что последний боевой выход комдива Котова станет миссией самоубийцы, было, в общем, понятно. Прошлогоднее «Предстояние» — нескладный, запинающийся, но в разы не такой ужасный, как все себя тогда убедили, фильм неожиданно сплотил страну в общем порыве раздражения, обычно такое единение нации случается только на футболе. Общественный консенсус в России редкость, по нему все соскучились, так что у «Цитадели» не было шансов, даже окажись она вдруг новым «Апокалипсисом сегодня».

К чести картины, с которой всем заранее все было ясно, вторая серия вторых «Утомленных» ухитряется преподнести несколько сюрпризов. Главный (и для большинства это, видимо, будет дополнительный повод сходить на «Форсаж-5») — Михалков более-менее махнул рукой на военный жанр: война здесь отодвинута даже не на второй, а на пятый план. Штурм пресловутой цитадели занимает несколько минут в финале, и это на самом деле не вполне штурм, да и сама цитадель — скорее метафора. Центральная часть фильма — и едва ли не половина от почти трехчасового метража — галлюциногенное, как и все здесь, возвращение комдива к себе на дачу и его встреча не то с бывшими домочадцами, не то с их призраками-двойниками (учитывая, что половину играют другие актеры, второе кажется вероятней).

Этот камбэк в декорации 17-летней давности оказывается страшней любых бросков на немецкие доты. Михалков сознательно переснимает ключевые моменты из первых «Утомленных» в формате театра жестокости, но настоящий ужас — не в том, что он пытается сделать, а в том, как неловко у него получается. Неуклюжесть почерка в «Предстоянии» хотелось списать на непривычный для автора жанр эпического полотна (за размахом личности как-то забывается — автор всегда был камерным режиссером). Но тут, казалось бы, коронный михалковский формат — актерский фильм в четырех стенах, триллер вперемешку с клоунадой, игра интонациями, прибаутки, мужские разговоры — а все равно не клеится, сценарий ползет по швам, актеры дружно дают петуха, чувство — будто играет оркестр, где расстроены все инструменты, включая барабан.

Набирающая популярность трактовка, по которой события «Утомленных-2» надо считать предсмертным бредом расстрелянного в 1936-м (вариант — накрытого фугасом в 1943-м) комдива более-менее снимает претензии, предъявляемые картине людьми, много читавшими про войну в «Википедии». Сюда отлично встраивается и смутная, как во сне, география происходящего, когда окоп соседствует с подмосковной дачей, и демонический Сталин, зачитывающий Котову полный список его злодеяний, и даже то, что на знакомые имена то и дело отзываются посторонние артисты.

Проблема не в том, что Михалков нарушает правила, прогибает под себя реальность, отечественную историю и так далее, а в том, что в его фильме отсутствует то единственное, что дает художнику право на все эти вольности — базовая кинематографическая магия. Когда он пугает — не страшно, начинает шутить — сразу хочется выйти куда-нибудь покурить, пытается обаять и растрогать — вот что уж он всегда умел как никто, а тут вдруг — не умеет. Его не слушается ни время внутри фильма (каждая вторая сцена длится вчетверо дольше, чем ее можно вынести), ни оператор Опельянц, самозабвенно берущий крупные телевизионные планы всего, что только можно, ни даже персонажи: артист Мерзликин перед бессмысленной атакой сообщающий, что больше никуда не пойдет — не потому что боится, а потому что не хочет выглядеть мудаком, кажется, имеет в виду не конкретную атаку, а двухсерийное предприятие в целом.

В полной мере режиссеру подвластна в основном мелкая живность, которой в «Цитадели» на удивление много: фашистская мышка, судьбоносный паучок, компьютерная бабочка, бесконечно делающая бяк-бяк-бяк из одного угла кадра в другой, настырно символизируя что-то, про что все давно забыли. Ноет заевшей пластинкой злополучный польский романс, крутится по третьему разу старая сцена про мягкие пяточки, несчастная Толстоганова, которую воскресший муж просит смешно, как в первой серии, щелкнуть челюстью, застывает с открытым ртом и, кажется, сейчас сорвется и заголосит навзрыд, что щелкала-то Дапкунайте, а она отродясь так не умела — чего пристал. Про линию с резиновой цаплей-пищалкой, которую Котов полфильма не выпускает из рук, лучше даже не начинать — слов все равно не хватит.

Странным образом Михалков в случае «Утомленных-2» оказывается абсолютно неповинен в большинстве тех смертных грехов, в которых его дежурно обвиняют, — это, если приглядеться, довольно самоуничижительный фильм, к тому же снятый скорее наперерез конъюнктуре, чем ей в угоду (тот же Сталин — социальный заказ сегодня скорее на эффективного менеджера с трубкой, а не на упыря-чернокнижника, которым он выведен здесь). Есть подозрение, что, упакуй Михалков свою разудалую метафизику в один фильм — получился бы дьявольски эффектный военный вариант «8 1/2» (не факт, впрочем, что за это его возненавидели бы меньше).

Но размазанные почти на шесть изматывающих хаотичных часов «Утомленные-2» не работают ни в координатах реального мира, ни как репортаж из подсознания. «Предстояние» еще как-то держалось на ощущении, что вот сейчас что-то начнется, в «Цитадели» на 15-й минуте становится понятно, что не начнется ничего и никогда. Что Михалкова — этой большой, раздражающей, противоречивой, при этом невероятной цельной фигуры — больше нет. Он незаметно (в первую очередь для себя самого) присоединился к сонму заслуженных отечественных режиссеров, чьи фамилии тускло отсвечивают успехами двадцатилетней давности, которые что-то снимают, чаще для телевизора, сопят на зрителя, который — бесполезный дурак и хочет смотреть только «Яйца судьбы» и «Форсаж-5» — и, в общем, мало кому интересны. Тот Михалков, которого здесь все любили и ненавидели, закончился. Сошел на нет, растворился где-то между монологами в телевизоре, манифестами про то, как обустроить Россию, и коммунальной полемикой с ему одному важными оппонентами (какой Союз? каких кинематографистов? какие критики? who gives a fuck?). Это очень грустно. Михалков — как носорог, с которым не обязательно было сходиться во взглядах на мироустройство, но без которого это самое мироустройство кажется неполным, бедным и скучным. И хватит уже про паруса на танках, «покажи сиськи» и недобранные в прокате миллионы. Он больше не с нами, он где-то там, сидит на березе и говорит сам с собой. В таких случаях полагается пить не чокаясь.

1
1
...
28 февраля 2019
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото алексей неважно
Фото алексей неважно
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 7
1

Неудевительно, что народ не идет на этот очередной опус Барина, в фильме очень много вымысла, непонятно откуда взятого. Видимо из больной головушки создателя. Фильм идёт 2 часа 40 минут!!! Так кто выдержит смотретьэтот бред? Снято сие безобразие на деньги народа, кто вообще разрешил ему давать наши кровные? Необходимо немедленно лишить всего этого Барина (раскулачить), чтоб знал, кто в стране
главный и для кого должны фильмы сниматься, это я о народе, тоесть, о Нас.
Да, и Господин это весьма бездарный, как режиссер, и как актер.

7
0
...
23 мая 2011
Фото Valeria Love
Фото Valeria Love
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 7
9

Уверена, сотри всем память, покажи завтра на больших экранах "Сталкер" Тарковского, как новый фильм, или, что будет интересней, выдать за фильм Михалкова, столько грязи выльется из всех этих комментаторов!!!!!! Когда сравниваешь комментарии "Пиратов..." и т.п. и "Цитадели" жуть берет. Вуди Алену, у которого ни одного смыслового фильма нет на родине памятник поставили, а мы своих ногами готовы пинать, одновременно жуя пиццу, суши и Голливуд, и соря бумажками куда попало.
Мой любимый фильм "Неоконченная пьеса для механического пианино". Я благодарна Михалкову хотя бы только за него.
И мое мнение, что "Противостояние" и "Цитадель" не фильмы для больших экранов и для массовых потребителей. Такое надо смотреть в тишине по собственному желанию, без пива, чипсов и орехов.

7
0
...
18 мая 2011
Фото pinkelpause
Фото pinkelpause
отзывы: 4
оценки: 16
рейтинг: 7
9
Что позволено Юпитеру то не позволено быку

Лучший фильм из тех, что можно посмотреть весной в кинотеатре.
Удивительная история, которая заставляет восхищаться почти каждую минуту, проведённую перед экраном, и лишь пару мгновений негодовать. Хотя по фактическому содержанию мало что возможно сказать, надо быть избыточно профессиональным, упор вынужденно делаешь на эмоции, при просмотре не покидает чувство восхищения и белой зависти к Михалкову и его таланту. Голову в это время следует отключать.

Но не стоит обманываться заранее, Михалкова не очень интересует расследование человеческих взаимоотношений, русская судьба и проч. Если вы желаете, чтобы фильм подарил вам какое-то сакральное знание о войне, чтобы автор вложил вам на блюдечке заготовленную дежурную мораль - не стоит покупать билет. В форсаже-5 наверняка больше всего этого мусора и подачек зрителю. Особенно ценно, что автор не стал идти на популярную уловку и придавать дополнительной значимости произведению гордой подписью “основано на реальных событиях”, Цитадель не претендует на Курскую битву или Брестскую крепость, прочую всю правду о войне. Как и Предстояние, это “великий фильм”, потому что он личный, и это вызывает неподдельное уважение и восхищение - способность наплевать на всех и вывести фильм в прокат в таком вот виде. Михалков уже находится в том положении, когда никому ничего не должен доказывать.

Кто из нас, маленьких людей с афиши, сможет похвастаться перед господом, что снял фильм об идеальном себе, снял фильм практически обо всём что думает и переживает? Кто бы не хотел чтоб часть семьи свалила подальше, а ради другой, более любимой части, пожертвовать собой?! Это же очевидная мечта фрустрированной интеллигенции и вообще творческих людей с их невыносимой жизнью - суицид через самопожертвование. В этом часто неудобно признаваться, но все мы так и остаёмся со своими жалкими фантазиями о величии, в то время как Михалков воплощает нравственный подвиг, причём дважды оставшись в живых (ибо жертвовать хочется, а помирать ни фига). И тут даже дело не в привилегиях или административном ресурсе, а в способности, смелости и желании в приличном уже возрасте снять фильм про то, как ты ходишь в кожаном плаще, выходишь с честью из запутанных ситуаций, как судьба благоволит тебе, а ты в ответ не боишься смерти, стоишь над нею.

Маразматический профессор или кресло-качалка брюзжат в доме попеременно, а престарелый алкоголик-киномеханник с избыточным весом, намеренно ничего не оставляющий после себя в мире, кроме говна и нежеланных детей, бросает в последней своей сцене, что без "маленьких людей" не было бы "больших”. И тут Никита, уже весь в белом, переезжает его по встречке на своём ренжровере с мигалкой, как бы отвечая: “Без больших людей вы не поняли бы, что значит быть маленькими.” Никита Сергеевич не хочет быть слабым, тратить жизнь на бурчание, критику больших и состоятельных, он не хочет фантазировать в стол или в подушку - он хочет создавать, говорить в слух, существовать великим не во сне, а на киноплёнке, с гримом, актёрами и комбинированными съёмками. Это очень не мало.

А есть ли иные способы выразить идеал личности, каким хотелось бы видеть себя после очередного поражения, кроме как через фантазию или комикс? Боюсь что нет. Имеет ли живой человек возможность оставить после себя что-то большее, чем плохой фильм о войне? Не думаю или не могу придумать. Как ещё за 6 часов обозначить для потомков своё видение долга, чести, совести, а также казалось бы не связанных с непосредственным риском для жизни вещей: о семейных отношениях, дружбе, страстях, о достойных и не недостойных поступках. Как поделиться, пусть не чем-то поистине гениальным, а ну просто тем, что имеешь, житейским и от того банальным, что накопил за годы жизни, за годы киножизни в этой безумной стране? “Жить нужно ради того, за что можно умереть.” В кино ходят за мудростью форсажа, а другой, более удобоваримой мудрости у Никиты для нас нет.


Утирая скупую неуместную слезу на титрах, я боязливо обернулся с переднего ряда - больше в зале не было никого. “За праздничный уик-энд 55-миллионная «Цитадель» собрала $703 533” - эти деньги ребята потратили в баре.

5
0
...
15 мая 2011
Фото solenyi
Фото solenyi
отзывы: 4
оценки: 4
рейтинг: 7
7

Считается, что удачным можно назвать лишь Целостное произведение искусства, в котором идейная и пластическая составляющие неразделимы и невыделяемы. Как говориться, Содержание и Форма не противостоят друг другу, а взаимодополняют и поддерживают. Если какая-то компонента слишком выделяется, бросается в глаза, появляется диссонанс, разрушающий предполагаемый эффект Целостного, то есть Жизненного, Безоценочного, а потому беспрепятственно проникающего в сердце зрителя явления.
С этой точки зрения фильм «Цитадель» имеет шероховатости, которые особенно резко будут «колоть глаза» зрителю, настроенному именно на 100-процентный эффект, удовлетворяющий его всего.
Кто не мечтает - прийти в кино и выйти из него абсолютно довольным и удовлетворенным и эмоционально и эстетически и интеллектуально и духовно.
Но кто же тот, кто создаст подобный фильм? Кто претендент?
Никита Михалков? - Ну, тогда пусть постарается, раз «взялся за гуж»!
Я зритель, а значит я критик. Но вот вопрос: Если я критик, то мне уже не обязательно чувствовать себя гражданином? Согражданином автора, ставящего, к сожалению, до сих пор злободневные вопросы, так и не решенные, отодвинутые на второй план народом, обществом, личностью? Обязательно ли искать противостояние автор-критик, вместо того, чтобы по возможности конструктивно и корректно вместе обратить, может быть, ещё более точное слово к зрителю-читателю? Если не из уважения к заслугам автора, то может и авансом, если поднимается Достойная Тема?

Иногда Сила и пронзительность Темы, главной идеи фильма ярче средств,
передающих её.
Например, «Покаяние» Абуладзе свежо в памяти как своеобразный шедевр в жанре
«симовол-притча», в тоже время обращенный жалом в первую очередь к
противопоставлению «Идеология - Личность», «Машина государства - Художник, Поэт».
Поэтому, если пытаться рассматривать «Покаяние» или «Цитадель» вне его сильных,
а значит «выпирающих из Общей целостности» сторон, значит потерять чрезвычайно
полезное обществу знаковое, своевременное и нужное Слово.
Всё ли общество хотело и готово было его услышать? - Конечно нет.
Должен ли критик ориентироваться на аудиторию, или быть впереди её? Вопрос еще со
времен Белинского.
Само по себе, без усилий всё на свете может катиться только вниз. А вверх
надо подталкивать. Того, кто и сам карабкается вверх, Слово-Призыв не ущемит. Ценящий же личную свободу выше Истины, или хотя бы стремления к ней, обязательно почувствует себя задетым, поскольку и сам себя обличит в «свободе ни к чему не стремиться», в «естественном» желании не развиваться.
Стихи и песни В.Высоцкого обличали нас искренностью, криком души, сердцем
рвущемся и к Жизненной Правде, и к Справедливости, в том числе и социальной, и к миру с самим собой, «со вторым своим Я». Никто не смел и не смеет мерить творчество Высоцкого критериями рифмы, слога, размера, идейности, или антиидейности, никто не смел язвительно называть его, например, запойным «гуру», который призывает нас быть терпимее к алкоголику или хулигану в своих же песнях.
В наш поросший коростой «практичности» век даже одно стремление измениться к лучшему, пусть еще не реализованное, но искреннее до боли уже редкость. Где в метаниях раненой души кажется, что подойдут и услуги «Кривой да Нелегкой».
Песни Высоцкого не указывали Путь, но спасали сошедшего, оступившегося, помогали подняться, вдыхали надежду.


Уверен, не сравнивая, конечно, буквально, «Утомленное солнцем 1,2,3» выполняет подобную функцию.
Михалков уже с самого первого эпизода фильма устами Котова «вставил», почти по-дзенски «разбудил» товарища, уставшего от кошмарно-парадоксальной бессмысленности происходящего, вернул к реалии «жизни от кочки до кочки», «15 секунд – целая вечность!», «Дожить как минимум до сегодняшнего вечера, а то и до конца войны».
Смерть настигает того, кто от нее бежит. Это очень уместная аллюзия к «Апокалипсису сегодня». Может, оно не всегда работает, но «танец смерти» должен быть красивым… и в этом смысле снаряд сверху, или пуля в спину одинаково бездарное выступление, если нет Духа в танце, пусть площадка для него всего лишь водительское сиденье грузовика.
Герой Меньшикова в итоге заботится скорее о том, чтобы умереть чистым, нежели избежать смерти. Раненые в машине – чтобы принять к жизни новое существо, пусть нареченное «Гансом», или же «Иосифом Виссарионычем».
Остаться, а может и просто состояться человеком пусть в смерти, если не удалось в жизни…
Можно ли назвать настоящей жизнью время, отравленное желанием отомстить,
«увидеть смерть врага ещё при этой жизни»? А если и ты не без греха? Если ты пускал газ на тамбовских крестьян, недовольных советской властью, шашкой рубил монаха, укрывшего белого, но русского, и, в конце концов Человека…
Только простивший другого, перегнувший, или сломавший в себе такой прочный и несгибаемый кол осуждения, может надеяться на прощение.… Почти онемевшая от крика души попытка каждого из главных героев подняться над самим собой, своими страшными по последствиям и такими оправданными обстоятельствами поступками натянутой струной проходит через «цитадель» черствой и безжалостной «справедливости для себя», лично своей судьбы, своих растоптанных надежд.
Это и линии Котов-Митя, и Митя-Маруся, и Маруся-Котов, и Котов-Сталин… и др.

Может и во времена Владимира Семёновича Высоцкого находились те, кого раздражало его обличение. «Не учите меня жить» фраза достаточно любима и традиционна для России.
«Не рассказывайте мне, как надо воевать, как относиться к оступившимся, или слабым, как попытаться в поверженном враге увидеть Душу, а не фрица…»
- Не рассказывайте, потому что я лучше знаю («умею»- так вообще смешно!), или потому, что мне оно не надо в принципе?
Знаешь лучше другого – расскажи сам, найди форму, поделись - другие спасибо скажут. А если тебе оно не надо – молчи в тряпочку и завидуй смелости тех, кому хотя бы надо!

Да, Михалков поднятыми темами фактически ставит высокую планку и перед самим собой. С него многие с нескрываемым плотоядным удовольствием спросят за каждый миллиметр отступа от высочайшей планки декларируемой Правды Жизни. Но с другого свойственно спрашивать лишь тем, кто не ставит никакой планки перед самим собой.
Другие помолятся, чтобы он не оступился, пожелают удачи. Мак Мёрфи из «Пролетая над гнездом кукушки» не смог поднять умывальника, но ведь он хотя бы попробовал!

Должен ли режиссер задвинуть свои способности и уйти в монастырь только потому, что он ставит высокие и сложные вопросы в своих фильмах. Потому что предлагает, а вернее напоминает единственно по-настоящему красивые, почти библейские ответы, цена которым, как правило, жизнь? Или надо сравнять его с грязью, очернить уже за то, что он смеет напоминать нам, что на самом деле эти вопросы, а соответственно (а как не хочется!) ответы до сих пор злободневны, хоть и не идёт (слава Богу!) война, и нет «товарища Сталина», первого «пожирателя пионеров»? Бойцу идущему с черенком лопаты на цитадель, или выполняющему «интернациональный долг» не все ли равно, кто послал его на верную и бессмысленную смерть – единоличный тиран, или коллектив «самого демократичного государства»?

Содрогаюсь от одной мысли о войне… Но вести войну бок о бок с теми, кто не желает даже думать о том, как умереть, кто не хочет даже позволить другим примерить на себя, пусть и виртуально, «быть, или не быть» - это дно ниже ада… «Страха своего боюсь!» (Котов) - первый шаг, чтобы поступить иначе, вопреки животному… К сожалению, а на самом деле к ужасу, этот прекрасный фильм не побуждает многих успешных и владеющих элегантным слогом критиков посмотреть на себя, примерить хоть чуть-чуть и прикусить непомерно длинный и такой изящный язычок! Невозможно изменить того, кто не хочет измениться. Тем же, кого волнует героическое, трагическое и бесконечно ценное реальным опытом прошлое нашего многострадального народа, а значит и его будущее, фильм безусловно нужен.
Спасибо всем-всем участникам этого проекта.
Прекрасная работа актерского состава, множество новых талантов.
Действительно, мозаика, даже скорее витраж, полный внутреннего света, пронизывающего грязь войны, системы и человеческого Заблуждения!




А.М.


2
0
...
8 мая 2011
Фото BearHorse
Фото BearHorse
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 7
9

Смотрел этот фильм затаив дыхание все полтора часа.
Ощущение от просмотра, что все бесы, которые поселились в душе за последние душные для Российского кинопроизводства годы были внезапно изгнаны.

Фильм безусловно дает ответы на те загадки, которые были загаданы в двух первых лентах. На те загадки, которые казались до выхода фильма неразрешимыми. Теперь они разрешились и разгаданы.

Этот фильм говорит не смотря на драматизм отдельных эпизодов о светлом и хорошем в контрапункт прошлой серии, в которой говорилось больше о темном и плохом. Поистине можно сказать, что в Российском кино начинается ренессанс движения к Истине и Свету, Спасибо за Фильм.

7
0
...
8 мая 2011
Фото Jheronimus Bosch
Фото Jheronimus Bosch
отзывы: 5
оценки: 5
рейтинг: 6
1

Никите Сергеичу осталось экранизировать только Новый Завет. Понятно, кому достанется главная роль, да на остальные роли кастинг тоже можно легко предсказать - там ведь тоже был вполне себе семейный бизнес. Жаль, что после Цитадели в такой экранизации будет интересно только одно – как режиссер решит проблему усов главного героя.

4
0
...
8 мая 2013
Фото JET a
Фото JET a
отзывы: 7
оценки: 11
рейтинг: 6
9

После многих рецензий и видеообзоров фильма, решил посмотреть его сам, что бы составить свое мнение.Смотрел дома.
Почему мне понравился фильм.
1. Очень четко показана структура взаимодействия армии и ведомства из ТРЕХ букв.(Водитель старлей спец ведомства, значит больше чем командир дивизии, и позволяет себе врываться на КП и с криком где этот генерал,чехлит его.)
Хорошо показано, то приемущественное положение, которое занимают сотрудники этого ведомства .
2.Понравилась хорошо показанная личность самодура командира.(все в той же первой части картины, невольно вспомнился Симоновский Барабанов (точно не помню фамилии) - только этот был командиром батальона).
3. Вообще понравился собирательный образ Котова и его судьба (во время монолога Сталина о Котове, я внезапно понял, что судьба Жукова и других оснвоположенников РККА, это судьба Котова - сильные люди сурового времени Гражданской войны они оказались не у дел в мирное время (время маленьких людей): постановка вопроса вождя народов сразу же поставила все точки над и : "Вас посадили что бы вовремя выпустить".
4. Понравился образ уродливой семейки приспособленцев, подкладвыающих свою дочку под "сильного мира сего" в каждый конкретный период времени.
5.Конечно же диалог с маленьким человеком.отличный.
6. Сцена с уркой , перед началом штурма, когда его закалывает "тот хороший НКВДшник", которые безусловно есть на ряду с мерзавцами.
Вообще фильм получился очень емкий на образы и сцены, это то кино сюжет которого не расскажешь за 30 секунд.

После просмотра фильма, мелькнула мысль, что через призму ВОВ режиссер показывает следующую глобальную войну нашей страны. Ту, в которой ошибки развитя мирного времени, будут исправлять "уклонистами", в чьих руках автомат будет значить не больше палки.


0
0
...
27 мая 2011
Фото irinaermolenko4
Фото irinaermolenko4
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 6
9

Обязательно нужно смотреть!!! Никого не слушать, просто идти и смотреть! Составлять свое личное мнение, а не повторять "румяных критиков".
Про себя могу сказать,что не все воспринималось однозначно. Но это кино о жизни, о смысле, а они всегда ли бывают для всех понятны и логичны? И конечно у меня есть вопросы. Но так может и хорошо, что можно подумать, а не ждать, когда все разжуют за тебя.
Картина захватывает! Несколько раз ловила себя на том, что руки сжимаются и вообще я готова двигаться вместе с героями, бегущими, танцующими, плачущими, радующимися. Мне кажется, что просто невозможно русскому человеку остаться равнодушным ко всем этим людям, к их судьбам. Спасибо и режиссеру и всей команде.

6
0
...
18 мая 2011
Фото ashangina
Фото ashangina
отзывы: 3
оценки: 4
рейтинг: 6
9
"Разве ругать Михалкова еще модно?" (с)

Шедевральный фильм.
Еще раз спасибо Михалкову за столь сильную, выворачивающую душу и сознание наизнанку картину. Каждый образ тщательно выписан, нет ни одного лишнего кадра. Сцена с Михалковым и Меньшиковым в окопе - прекрасное учебное пособие для студентов театральных ВУЗов, "как надо".
В начале фильма на моем ряду в кинотеатре было много молодежи, они ржали, ели, целовались...а через 15 минут после начала затихли. В конце видела слезы некоторых. Думаю, что это и есть Победа. Победа еще и над теми, кто, отдавая дань моде, ругает великого режиссера просто за то, что он оголяет содержание как провода. Оно искрит, режит глаза... А если Вам нужна историческая достоверность - читайте учебники истории. Никита Сергеевич ведь не об истории как таковой, он рассказал о нас с Вами: порою циничных и щедрых, трусливых и храбрых, любящих и предающих.... Сделал так, как чувствовал. И получилось...

1
0
...
10 мая 2011
Фото Nikolay Melkumov
Фото Nikolay Melkumov
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 6
7

После первого фильма подумал, что Михалков завел себя в какие-то безвылазные дебри, первый раз в своем творчестве связавшись с нелепым сценарием. Но на вторую часть пошел, чтобы не ломать впечатление, а составить его целиком.
Первое - стало понятно, о чем снимал Михалков, и сразу захотелось пересмотреть первую часть. Второе - порадовался за себя, что не поленился и пошел в кино, а не стал ждать, пока появится диск. В кино, конечно же, совсем другой эффект.
Как-то давно получилось, что приучился отделять творца от его образа жизни. Поэтому надо мной не довлели мигалки имени Михалкова, его умение заводить близкое знакомство с сильными мира сего, его барство и претензии забронзоветь на пьедестале. А может, просто очень хорошо помню первые его фильмы и не могу я поверить, что человек, который столько лет снимал так хорошо, вдруг начал снимать так плохо. Могу же и я что-то не понять? Могу. И на этом фильме понял, в чем (для меня?) дело.
Михалков всегда снимал понятное кино. Он всегда снимал кино с четким сюжетом. У него было много лирики, страстей, множество актеров, разных линий внутри фильма, но никогда не было сложнозакодированных посланий. Были образы, а кода, сложного для расшифровки, не было. А вот тут это появилось. И лично я оказался к этому не готов. Не готов до "Цитадели".
Конечно, даже с поправкой на изрядную метафоричность, фильм не однозначен, и тут тоже есть свои "провисающие" эпизоды. Но 2.5 часа я просидел вжатый в спинку кресла. Наконец-то вернулось умение Михалкова работать с актерами, и это воплотилось в ряд великолепных работ, особо врезался пронзительный монолог Мерзликина в начале фильма. Наконец-то появился связный сценарий, хотя по своему построению он и чужд тому, что писали Михалков с Адабашьяном. Не знаю, насколько Михалков сам принимал в сценарии участие, но "Цитадель" кажется более цельным произведением по сценарию, чем "Предстояние". Ну, а общего профессионализма режиссеру и актеру не занимать. К слову, как актер он тут почти не переигрывает, так, малость.
"Отлично" фильму не поставлю, потому что до своего уровня автор не дотянул. Но остальному нашему мэйнстриму кинематографическому до такого уровня - ехать и ехать. И дело не в бюджете. Совсем не в нем дело...

6
0
...
9 мая 2011
Фото Hellen V.
Фото Hellen V.
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 6
9

Мне очень понравился фильм. Большое спасибо режиссеру и всем актерам. Я думаю, что надо заканчивать обсуждать талантливых людей, а начинать любить и уважать свою страну и историю. В последнее время все очень любят американские фильмы, но я считаю, что нам тоже есть чем гордиться!!!

6
0
...
7 мая 2011
Фото Flow Ryder
Фото Flow Ryder
отзывы: 2
оценки: 6
рейтинг: 6
7
Семейное Кино Михалковых о Великой Войне.


Комдив Котов (в этой части уже окончательно ставший героем из комиксов), взвалив на себя одного, любимого, всю тяжесть Войны, старается наладить свои отношения с семьей.И фильм начинается, по всем канонам советского военно-патриотического эпика, с массовыми батальными сценами, яркими эпизодами геройства отдельно взятых людей, то есть так, как должен был начаться этот фильм. Михалков умеючи играет на душевных струнах, заставляя сопереживать, особенно в моменте рождения ребенка во время бомбежки. Даже избыток Михалковых в кадре не вызывает раздражения.
А вот дальше начинается "мягкий" переход к первой, оскароносной, части "Утомленных Солнцем". Воодушевившись, что на сей раз Никита Сергеевич снял стоящую картину, вы ждете что вот-вот закончится неуместное, слегка затянувшиеся, лирическое отступление, и ваше сердце вновь забьется быстрее от гордости за наших дедов и прадедов. Но вы ошибетесь. Михалков решил логически закольцевать все три части, поэтому, следующие добрые полтора часа вы будете лицезреть светлый лик режиссера в декорациях первой части. Все те же герои, та же органика, темп, уют, что и в первой части, только ощущение, словно на каком-нибудь рок-концерте на сцену вышел симфонический оркестр и исполнил с чувством симфонии Вивальди. Хорошо, но не к месту.
Дальше начинается фантасмагория. Неплохая, в чем-то похожая на комикс, возможно, основанная на реальных исторических фактах, но от того не более реальная. Михалков и Сталин. Михалков - генерал. Михалков идет в бой, вооружившись одной палкой. Усы Михалкова взорвали цитадель. Михалков сделан из титана, иначе как еще объяснить, что он выживает, подорвавшись на мине?
Подводя итоги, скажу следующее - несмотря на все минусы, фильм мне понравился. Михалков отличный актер и выдающийся режиссер. Есть очень много эпизодов, где вы будете наслаждаться замечательной актерской игрой, ваш слух будет ласкать музыка Артемьева, и т.д. Вы будете ликовать, когда падет цитадель, когда выживет Котов. И, давайте, в предверии Светлого Праздника скажем, что этот фильм - отличный способ показать, что мы не забыли и гордимся нашей историей, что мы помним и чтим ветеранов Великой Отечественной Войны. С Днем Победы, товарищи! Светлая память погибшим на полях сражений!

4
0
...
6 мая 2011
Фото наталья крочак
Фото наталья крочак
отзывы: 8
оценки: 31
рейтинг: 5
7

Фильм смотрела на одном дыхании. Очень динамично развивался сюжет, никакой тягомотины. Показано много правды о войне (знаю о чем пишу , мой дед еще жив и испытал все эти ужасы на своей шкуре, до сих пор его ослепшие глаза полны слез при воспоминании о войне). Михалков показал все очень достоверно, задевая за живое.

1
0
...
22 мая 2011
Фото AMERIKOS-XAM AFQW
Фото AMERIKOS-XAM AFQW
отзывы: 2
оценки: 3
рейтинг: 5
9

Фильм отличный,актеры отличные,Михалков гениален,весь фильм сидел в ощущение реальности,жестко но все чувствуешь каждой клеткой,фильм заставляет чувствовать,все уже скоро будут как зомби без чувств но с огромными потребностями к потреблению и штампованной жизнью,
Чувства неофициально запрещены, разрешена жизнь иуды и клише рекламное
Если вы индивидуум тогда вы обязательно посмотрите,если вами могут кукловодить то вам не сюда,

3
0
...
10 мая 2011
Фото Сергей Костромин
Фото Сергей Костромин
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 5
9

......за последние несколько лет мировой (Американский) кинематограф стал приметивным кино для слабоумных и что характерно - многие "критики" пишут на него рецензии - смешно и грустно.....ведь ,что не фильм - в помойку! .....а тут свое......родное....патриотичное....русское......и есть на что посмотреть....да! Михалков!....да! многие его не любят!......в основном по инерции....просто все не любят и я не буду!.....ну быдло просто проамериканское, "поколение макдональдца"!!!.....я русский, и жду хорошие кино о нас - русских ! Браво Михалков !

5
0
...
8 мая 2011
Фото Илья Чижиков
Фото Илья Чижиков
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 5
7

«КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ» И. В. Сталин

На вкус и цвет товарищей нет, гласит известная пословица.

Фильм Никиты Сергеевича Михалкова «Цитадель» оказался на редкость качественной работой. Особенно если взглянуть на весь отечественный кинематограф последних лет. Актерский состав это сильная сторона фильма. Большое количество ярких актеров гармонично сочетается в кадре, у зрителя даже может возникнуть ощущение реальности всего происходящего, Станиславкий мог бы воскликнуть «верю».

Отсутствие шаблонных сцен делает фильм увлекательным, даже долгие монологи не портят общей картины. Вызывает восхищение сцена с машиной в грязи, как нельзя лучше отражающее истинное положение дел в России. Вызывает уважение тот факт, что фильм частично спонсируется государством, 13 млн. евро были израсходованы на попытку людей задуматься. Куда делись $90 выделенные Внешэкономбанком на фильм «Щелкунчик и крысиный король» Андрея Кончаловского остается загадкой и по сей день. В заключении хочу сказать, что фильм рекомендован к просмотру.

Ум это умение принимать решения, невзирая на религиозные, политические и экономические факторы, так давайте обсуждать кино, а не режиссера.

5
0
...
7 мая 2011
Фото не Гоблин kirpi40k.com
Фото не Гоблин kirpi40k.com
отзывы: 6
оценки: 8
рейтинг: 4
5

рецензия от Кирпичка. Например.

http://kirpi40k.com/kino/541-serezha-krjuger-protiv-sistemy-utomlennye-solntsem-2-tsitadel-retsenzija-na-film-ot-kirpichka.html

1
0
...
23 мая 2011
Фото Alexandra Moiseyeva
Фото Alexandra Moiseyeva
отзывы: 4
оценки: 8
рейтинг: 4
7

хороший фильм про войну! несмотря ни на что, Михалков умеет снимать хорошие, яркие фильмы. Меньшиков - прекрасный актер! эта часть "Утомленных" мне понравилась больше, чем вторая. рекомендую всем, кто пишет здесь рецензии, даже не сходив на фильм, все таки посмотреть его! и желательно сделать это без груза всей той грязи которую льют на фильм и на Михалкова завистливые злопыхатели. поверьте это поможет вам увидеть и понять то, что действительно хотел сказать режисер!

3
0
...
20 мая 2011
Фото Сеня  Трусов
Фото Сеня  Трусов
отзывы: 1
оценки: 21
рейтинг: 4
9

в жизни два раза я видел, как люди не уходят из кино, когда идут титры, первый раз - на аватаре, второй - сегодня, на цитадели, в зале рыдали все

4
0
...
14 мая 2011
Фото Юлия Дягилева
Фото Юлия Дягилева
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 4
9

В фильмах Н.С.михалкова всегда есть что-то самое важное... последнее...
В третьей часть меня просто осчастливил момнт "взятия" Цитадели...
Это так редко, что так ярко в кинематографе передан "механизм" действия веры в нашей жизни...
когда Бог исполняет любую невидимую "просьбу" духа человека, опираясь всего лишь только на его действенное произволение...
"Если веру иметь будете, ничего не будет невозможного вам..."
За это Н.С. большое спасибо!..

4
0
...
13 мая 2011
Фото ponds cat
Фото ponds cat
отзывы: 3
оценки: 2
рейтинг: 3
5

Эх, этот-бы фильмец отредактировать, может и сошел бы на троечку. ( "Предстояние" к сожалению редактировать бесполезно). Ну, допустим: Укорачиваем раза в два, выкидываем лишние диалоги, ненормативную лексику и несоответствующий времени сленг, бестолкового пьяного генерала из сериала "Солдаты", еще несколько лишних персонажей и средненьких актеров типа Мерзликина и Смольянинова ,ну и цитадель, как таковую, уж больно абсурдное сооружение :-). Оставляем несколько довольно удачных попаданий : Образ страшного Сталина, попивающего чаек, как кровь, истерично-суицидального Меньшикова, с улыбкой подписывающего себе приговор, совершенно логичное расставание Михалкова с Толстогановой и прочей компанией (хотя с Дапкунайте расстались бы интересней :-)), не менее логичную историю о том, что дочка всегда останется с отцом ( только б "утомленное солнце..." поменьше мычала :-)), шикарную расправу Котова с тремя уголовниками ( "... а ты что ж не на фронте?...:-)), свадьбу безногого Деревянко ( поцелуи, водка,все дела...), ну и хеппи-энд с бабкой, фрицем и папой с дочкой. Практически Тарантино. Позитив! А так мне вообще нравится, как Волобуев написал.

1
0
...
11 мая 2011
Фото арсений мещеряков
Фото арсений мещеряков
отзывы: 1
оценки: 4
рейтинг: 3
7

Нужно совершенно не знать истории, чтобы предположить, что этот фильм Михалков снимал о реальной войне. Скорее всего, и подобные оценки уже звучали, действие разворачивается в посмертном сознании расстрелянного в тридцать седьмом комдива Котова или в сознании покончившего с собой в финале "Утомленных солнцем" Мити. Таким образом данный фильм можно отнести к категории "фэнтези", и если смотреть на него с этой, единственно возможной для объективного человека, точки зрения, мы увидим прекрасную и трогательную сагу о вечной борьбе добра со злом. Оказывается, совершенно не важно, что считает добром или злом в нашей реальной жизни
Н. Михалков, точно так же, как не важны политические взгляды авторов "Властелина колец".
Стоит отметить, что новый российский жанр фэнтези в исполнении Михалкова весьма оригинален и эффектен. Идея совместить сказку с фактурой Отечественной войны, да так, чтобы простой необразованный российский гражданин запутался в этой параллельной реальности, мне кажется интересной, рискованной и потому заслуживающей уважения. И хотя некоторые аллюзии, например на Фреди Крюгера, кажутся несколько избыточными, в целом эксперимент удачный и интересный.

3
0
...
8 мая 2011
Фото Василий Алибабаевич
Фото Василий Алибабаевич
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 3
5

Сижу читаю рецензии... Почему то все либо единицы - один лагерь, либо 5-терки - другой.

Сразу оговорюсь фильм я не смотрел и смотреть не собираюсь даже если будет оценка 5+, так как веры в эти рецензии нет и от них дурно пахнет.

Но пишу я для того чтобы обратить внимание всех читающих - большинство поставивших пятерки стали писать рецензии на фильмы в апреле, причем по несколько рецензий в один день. Дабы набрать статистику активности наверное. Текст приторный пахнет заказухой от чего еще больше противно.

Ставлю 3 так как средний рейтинг сейчас 3 и я не хочу сильно на него влиять ни в ту ни в другую сторону. Хотел лишь поделиться своими наблюдениями.

3
0
...
6 мая 2011
Фото Ilya Peresedov
Фото Ilya Peresedov
отзывы: 1
оценки: 2
рейтинг: 2
9

Михалков сошел с ума

В комфортной и размеренной жизни Садового кольца авантюризм и безрассудство искоренены чуть больше, чем полностью. Поэтому ответить с уверенностью на вопрос "каким бесом меня занесло на штурм кино-"Цитадели" режиссера Михалкова?" я не могу. Ведро попкорна, новая игра на iPad'е, верные друзья в ресторанчике неподалеку, способные победить любую тошноту потоками ироничного цинизма - все это казалось мне достаточной защитой от михалковомахии. Влюбленный со школы в первую серию "Утомленных", экипированный похожим образом, год назад я зашел на сеанс "Предстояния" и сбежал через 28 минут после начала, оглашая фойе кинотеатра проклятиями и матом. Теперь меня точило извращенное любопытство - сколько минут "Цитадели" мне удастся отсидеть?

По итогам двух с лишним часов просмотра я осознал и во всей определенности уверовал в две вещи: 1) Михалков окончательно рехнулся, 2) этому усатому черту удалось снять лучшее кино в истории новой России.

"Цитадель" - великий, завораживающий, взрывающий мозг и вымораживающий душу парад абсурда и ужаса. Безумнее, чем "Данте. Ад" Гринуэя, пронзительнее, чем "Ночной портье" Кавани. Рассуждая с самодовольной улыбкой о великой русской культуре, Достоевском и Боге, этот "кремлевский мечтатель", Карабас-Барабас союза кинематографистов слепил, сваял, выпилил хирургической пилой картину, превосходящую японский хоррор и корейский треш выразительностью мифологической поэтики, достоверностью детской идиотической наивности.

С безграничной жестокостью святого карателя Апокалипсиса Михалков рушит опоры храма Державной Победы, предает огню плюшевый быт интеллигентского соплежуйства, побивает камнями продажные игры в историческую достоверность.

Отвращение во всей утонченной гамме оттенков не покидает на протяжении всего сеанса, но оторвать глаза от экрана практически невозможно. Михалков, подобно Вергилию, проводит нас через круги очищающей пытки.

Первая сцена, в которой пьяный генерал отправляет штрафников в лобовую атаку "Цитадели", осоловелые солдатики пялятся на бетон бычьими глазами, а располневший Митя (Меньшиков) зарывается в землю от пуль заград-отряда, производит гнетущее впечатление "имперского кино". Империи времен заката, эдакого позднего Рима, в котором распад и разложение становятся предметами наблюдений и эстетического переживания. И только начинает вериться, что это и есть новый фильм Михалкова, как повествование резко меняет вектор движения и на первый план выходит тема отношений полов.

Аня Михалкова - широкая и голосистая - рожает во всех подробностях в грузовике во время бомбежки, окруженная ранеными и инвалидами. Бомбы взрываются, инвалиды матерятся, перевязывая пуповину, Аня в слезах признается, что ее изнасиловал немец... Митя (тот же Меньшиков) в автомобиле дает прочесть Марусе (Виктория Толстоганова) обличающие ее протоколы, подписанные Котовым (Михалковым), после чего насилует. Изнасилованная Маруся покачивает розовым соском и глупо улыбается. И проч., и проч.... Отказавшись от демонстраций крупным планом дымящейся и обгорелой кровавой плоти (которыми, если верить рецензиям, запомнилось многим "Предстояние"), Михалков погружает нас в пекло гендерной вражды.

В какой-то момент начинает казаться, что фильм пропах брутальной самцовостью, далеким от гигиены и чувственности сексом. И в голову закрадывается мысль, что автор - извращенец, человеконенавистник. Он специально демонстрирует окровавленные, оголенные ноги дочери, насилует собственную кино-жену, оглушает нас пьяными частушками разнузданной привокзальной бляди, чтобы показать - вот где настоящий фронт. Истинная линия Маннергейма - это след от резинки трусов на женском животе, а вовсе не оборонительные укрепления. И беды кроются ТАМ, в этом кровавой, но притягательной шкатулке Пандоры. В ответ хочется облегченно прошептать "рехнулся старый", пожалев о потраченных на болезненную сублимацию миллионах, как вдруг повествования делает новый шокирующий виток.

Реабилитированный Котов возвращается в старый дом ранних "Утомленных солнцем", встречая персонажей первого фильма. Притушим свет, помолчим минуту. Кровавые экзистенциальные дилемы фильма "Пила", 13 минут убийства Джорджем Лукасом Энакина Скайуокера, поедание Ганнибалом Лектером мозгов еще живого агента ФБР - детский лепет по сравнению с тем эпическим адом, который удается создать Михалкову в интерьерах подмосковной профессорской дачи. Самое страшное, что дом, и люди, и мир первых "Утомленных" узнаются в сутолоке, и ты веришь, что все могло, должно было так произойти, кончиться ЭТИМ. И кадры возвращения Котова в оплот последнего счастья - не глупая инсценировка, а ритуальное самоубийство.

Михалков снимает стружку с сознания современного обывателя, после чего компостирует дыры в тех местах, где скопились тромбы стереотипов. Расторопно, неторопливо. От всех его потуг можно было бы отмахнуться, если б с той же сноровкой и честностью он не расправился с иллюзией окончательного и непобедимо вечного блага, созданного его же, пожалуй, лучшим фильмом.

В минуту уныния и внутренней потери на помощь зрителю приходит Надя Михалкова. Она всю картину живет своей параллельной жизнью, но производит впечатление чистого, адекватного, равного себе человека. В какой-то момент начинает казаться, что молчит, и мычит, и заикается она не от контузии, полученной в прошлой части фильма, но выражая реакцию зрителей на представленные ему события.

Встреча Котова и Нади - сюжетный и смысловой итог трилогии. Ему предшествует чаепитие у Сталина, возвращение Котова к Цитадели в образе советского гауляйтера, целый набор абсурдных мифологических сцен. Тысячи гражданских следуют за Котовым на штурм, вооружившись палками. Мышка бежала, хвостиком махнула - Цитадель взорвалась. В этот момент почти физически слышишь, как скрипят зубы, бурлит желчь у любителей "исторической правды", ценителей изящных разговоров, в каком году какого цвета был позумент мундиров тех или иных родов войск. И то, что Михалков выводит переживание и осмысление войны за рамки линейной хронологии и наивной реконструкции - отдельный большой бонус.

Котов-Михалков встречает Надю Котову-Михалкову. Надя плачет, поет романс "Утомленное солнце..." Внутри у зрителя все сжимается, не может не сжиматься. Посмотрите на Ю-Тубе "Андалузского пса" и сразу после этого любой сюжет под заголовком "funny puppy". Эффект будет похожим. Итак, Котов, Надя, оглушительный катарсис, буквы "Цитадель" на весь экран и ... послесловие.

В послесловии великая Чурикова в роли Бабы Яги-привратницы, обнимая юродливого немчика, отправляет наших героев в сопровождении танковой колонны куда-то за горизонт. То ли в Берлин, то ли в Валгаллу, то ли в Царствие Небесное. The end

Понять, что со всем этим делать, по выходу из кинозала совершенно невозможно. Кино цепляет, вштыривает и шиндарахает (читай: берет за живое, создает атмосферу, заставляет рефлексировать и сомневаться). Очевидно одно: эта вещица пострашнее "Бесславных ублюдков" Тарантино и то, что родные пенаты произвели подобное - не может не радовать. Бог знает, может быть в этом и есть путь нового российского кинематографа, который никто не может найти вот уже два десятилетия?

Кстати, тема Бога тоже заявлена в фильме весьма интересно, но об этом - другой разговор. Он мог бы состояться с циничными друзьями, напрасно прождавшими меня в кабачке неподалеку от Баррикадной, но когда я сказал, что, как школяр, отсидел два с лишним часа на новой картине Михалкова, никто из них мне отчего-то не поверил.

2
0
...
24 декабря 2011
Загрузить еще