Москва

Все отзывы о фильме Утомленные солнцем-2: Цитадель

2011, Германия, Россия, Франция, IMDb: 4.1

4.4
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Роман Волобуев
Фото Роман Волобуев
отзывы: 543
оценки: 506
рейтинг: 5222
Смерть Ахиллеса

Что последний боевой выход комдива Котова станет миссией самоубийцы, было, в общем, понятно. Прошлогоднее «Предстояние» — нескладный, запинающийся, но в разы не такой ужасный, как все себя тогда убедили, фильм неожиданно сплотил страну в общем порыве раздражения, обычно такое единение нации случается только на футболе. Общественный консенсус в России редкость, по нему все соскучились, так что у «Цитадели» не было шансов, даже окажись она вдруг новым «Апокалипсисом сегодня».

К чести картины, с которой всем заранее все было ясно, вторая серия вторых «Утомленных» ухитряется преподнести несколько сюрпризов. Главный (и для большинства это, видимо, будет дополнительный повод сходить на «Форсаж-5») — Михалков более-менее махнул рукой на военный жанр: война здесь отодвинута даже не на второй, а на пятый план. Штурм пресловутой цитадели занимает несколько минут в финале, и это на самом деле не вполне штурм, да и сама цитадель — скорее метафора. Центральная часть фильма — и едва ли не половина от почти трехчасового метража — галлюциногенное, как и все здесь, возвращение комдива к себе на дачу и его встреча не то с бывшими домочадцами, не то с их призраками-двойниками (учитывая, что половину играют другие актеры, второе кажется вероятней).

Этот камбэк в декорации 17-летней давности оказывается страшней любых бросков на немецкие доты. Михалков сознательно переснимает ключевые моменты из первых «Утомленных» в формате театра жестокости, но настоящий ужас — не в том, что он пытается сделать, а в том, как неловко у него получается. Неуклюжесть почерка в «Предстоянии» хотелось списать на непривычный для автора жанр эпического полотна (за размахом личности как-то забывается — автор всегда был камерным режиссером). Но тут, казалось бы, коронный михалковский формат — актерский фильм в четырех стенах, триллер вперемешку с клоунадой, игра интонациями, прибаутки, мужские разговоры — а все равно не клеится, сценарий ползет по швам, актеры дружно дают петуха, чувство — будто играет оркестр, где расстроены все инструменты, включая барабан.

Набирающая популярность трактовка, по которой события «Утомленных-2» надо считать предсмертным бредом расстрелянного в 1936-м (вариант — накрытого фугасом в 1943-м) комдива более-менее снимает претензии, предъявляемые картине людьми, много читавшими про войну в «Википедии». Сюда отлично встраивается и смутная, как во сне, география происходящего, когда окоп соседствует с подмосковной дачей, и демонический Сталин, зачитывающий Котову полный список его злодеяний, и даже то, что на знакомые имена то и дело отзываются посторонние артисты.

Проблема не в том, что Михалков нарушает правила, прогибает под себя реальность, отечественную историю и так далее, а в том, что в его фильме отсутствует то единственное, что дает художнику право на все эти вольности — базовая кинематографическая магия. Когда он пугает — не страшно, начинает шутить — сразу хочется выйти куда-нибудь покурить, пытается обаять и растрогать — вот что уж он всегда умел как никто, а тут вдруг — не умеет. Его не слушается ни время внутри фильма (каждая вторая сцена длится вчетверо дольше, чем ее можно вынести), ни оператор Опельянц, самозабвенно берущий крупные телевизионные планы всего, что только можно, ни даже персонажи: артист Мерзликин перед бессмысленной атакой сообщающий, что больше никуда не пойдет — не потому что боится, а потому что не хочет выглядеть мудаком, кажется, имеет в виду не конкретную атаку, а двухсерийное предприятие в целом.

В полной мере режиссеру подвластна в основном мелкая живность, которой в «Цитадели» на удивление много: фашистская мышка, судьбоносный паучок, компьютерная бабочка, бесконечно делающая бяк-бяк-бяк из одного угла кадра в другой, настырно символизируя что-то, про что все давно забыли. Ноет заевшей пластинкой злополучный польский романс, крутится по третьему разу старая сцена про мягкие пяточки, несчастная Толстоганова, которую воскресший муж просит смешно, как в первой серии, щелкнуть челюстью, застывает с открытым ртом и, кажется, сейчас сорвется и заголосит навзрыд, что щелкала-то Дапкунайте, а она отродясь так не умела — чего пристал. Про линию с резиновой цаплей-пищалкой, которую Котов полфильма не выпускает из рук, лучше даже не начинать — слов все равно не хватит.

Странным образом Михалков в случае «Утомленных-2» оказывается абсолютно неповинен в большинстве тех смертных грехов, в которых его дежурно обвиняют, — это, если приглядеться, довольно самоуничижительный фильм, к тому же снятый скорее наперерез конъюнктуре, чем ей в угоду (тот же Сталин — социальный заказ сегодня скорее на эффективного менеджера с трубкой, а не на упыря-чернокнижника, которым он выведен здесь). Есть подозрение, что, упакуй Михалков свою разудалую метафизику в один фильм — получился бы дьявольски эффектный военный вариант «8 1/2» (не факт, впрочем, что за это его возненавидели бы меньше).

Но размазанные почти на шесть изматывающих хаотичных часов «Утомленные-2» не работают ни в координатах реального мира, ни как репортаж из подсознания. «Предстояние» еще как-то держалось на ощущении, что вот сейчас что-то начнется, в «Цитадели» на 15-й минуте становится понятно, что не начнется ничего и никогда. Что Михалкова — этой большой, раздражающей, противоречивой, при этом невероятной цельной фигуры — больше нет. Он незаметно (в первую очередь для себя самого) присоединился к сонму заслуженных отечественных режиссеров, чьи фамилии тускло отсвечивают успехами двадцатилетней давности, которые что-то снимают, чаще для телевизора, сопят на зрителя, который — бесполезный дурак и хочет смотреть только «Яйца судьбы» и «Форсаж-5» — и, в общем, мало кому интересны. Тот Михалков, которого здесь все любили и ненавидели, закончился. Сошел на нет, растворился где-то между монологами в телевизоре, манифестами про то, как обустроить Россию, и коммунальной полемикой с ему одному важными оппонентами (какой Союз? каких кинематографистов? какие критики? who gives a fuck?). Это очень грустно. Михалков — как носорог, с которым не обязательно было сходиться во взглядах на мироустройство, но без которого это самое мироустройство кажется неполным, бедным и скучным. И хватит уже про паруса на танках, «покажи сиськи» и недобранные в прокате миллионы. Он больше не с нами, он где-то там, сидит на березе и говорит сам с собой. В таких случаях полагается пить не чокаясь.

1
1
...
28 февраля 2019
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Artemy
Фото Artemy
отзывы: 5
оценки: 4
рейтинг: 13
9

Посмотреть фильм в кинотеатре или на DVD стоит. По сравнению с булл шитом, который показывают наши кинотеатры, этот фильм стоит особняком. На рецензии советую не обращать внимание, так как создается впечатление, что рецензенты делятся на тех, кто смотрел фильм, и на тех, кто принципиально не любит Михалкова, его творчество и судит о фильме по трейлеру, в лучшем случае конечно.

Кино стоящее, полноценное и законченное. Конечно, в нем есть моменты, с которыми каждый из нас может быть согласен или нет, но это нормально.

Любой фильм в России связанный с великой войной и великой победой будет иметь нечто наносное, но мы рожденные в СССР должны уметь отличать зерна от плевел и смотреть сквозь пепел, нанесенный текущим временем и обстоятельствами. Но стоит
отметить, что в этом фильме этого меньше, чем обычно.

Не смотря на многочисленные современные кино- и теле- фильмы о войне, Утомленные солнцем один из немногих, которые стоит посмотреть. При этом обе части. В первой части показан весь ужас и тяжесть войны, с которой столкнулись наши деды, прадеды, отцы. Во второй показано благодаря и вопреки чему мы победили. Великий русский народ своей волей и стойкостью, вопреки всему, сломил великую германскую машину полную снаряд и орудий.

Так что давайте не будем вешать клеше, а кому не нравится, то пусть смотрит Безславных убл-в и прочую мерзопакость.

2
0
...
14 мая 2011
Фото Dmitriy Demidov
Фото Dmitriy Demidov
отзывы: 3
оценки: 3
рейтинг: 13
7

Мне кажется изначально вокруг фильма (ещё первой части) была сформирована ненавистная атмосфера. Кто-то откровенно называл картину очередным бредом Михалкова, кто-то начинал подсчитывать разницу между вложенными деньгами и отдачей от проката ("провал в прокате"), кто-то просто из того, что сам Михалков им противен.
Этой атмосферы с лихвой хватило и на второй фильм (в зале было максимум человек 10).
А больше всего меня поражает, что говорят мол "не... я на это г..но не пойду". Откуда ты знаешь, что это за фильм, если не сходишь и не посмотришь сам? Ну правильно, лучше пойти и тупо поржать жуя попкорн на "Яйца судьбы" или "Самый лучший фильм..."...
И это самое обидное.
Да Михалков уже молодец только потому, что вообще стал снимать фильм именно на эту тему.
Посмотрите вокруг. Ведь этих самых героев уже нет среди нас практически. А в ближайшие лет 10 наши дети вообще забудут, что такое 45 год и что это за война такая была.
Я считаю, что этот фильм надо смотреть, как и другие фильмы о ВОВ.
Для тех, кто посмотрел первый фильм и кого он не оставил равнодушным - обязательно идти и смотреть второй.
Вчера посмотрели с женой вторую часть. Были моменты, когда с трудом удавалось сдерживать слёзы. После просмотра встали и молча вышли из зала. Долго не могли ни о чём разговаривать и обсуждать увиденное.
Михалков - молодец! И все актёры - молодцы! Спасибо Вам всем!

8
0
...
12 мая 2011
Фото fm8080
Фото fm8080
отзывы: 11
оценки: 19
рейтинг: 13
9

Посмотрел. Хоть в зале и было дофига народу, весь фильм была гробовая тишина. Люди вышли под впечатлением. Когда зажгли свет я сам долго не мог прийти в себя. Если честно затащили - не люблю я фильмы про войну. Но об этом походе не пожалел. Крутая картина!

8
0
...
6 мая 2011
Фото Elcman
Фото Elcman
отзывы: 12
оценки: 15
рейтинг: 13
9

Вот на какое нибудь говно народ ходит, а реально классный отечественных фильм игнорит из-за того, что кто то им про Цитадель в котелки конкретно насрал. Народ, советую, берите своих бабушек, дедушек, да берите всё семью. Пока на экранах не пропустите.

8
0
...
6 мая 2011
Фото Lambdamix Klyuchnikov
Фото Lambdamix Klyuchnikov
отзывы: 8
оценки: 143
рейтинг: 12
7

Фильм достоен просмотра. Однако, роль насекомых в великой отечественной войне в этом фильме, мягко говоря, преувеличена.

2
0
...
6 июня 2011
Фото Vikusin
Фото Vikusin
отзывы: 3
оценки: 16
рейтинг: 12
9

Свою рецензию я начну со слов благодарности: "Спасибо Вам, Дорогие ветераны! Долг каждого - помнить, какой ценой досталась нашей стране Победа.Давайте не забудем погибших и тех, кто всем смертям назло остался в живых, сделал все, чтобы самая кровопролитная в истории война завершилась ....Я склоняю голову перед памятью о тех, кто погиб, защищая свободу и независимость Родины!"
Мысли, ощущения, эмоции возникшие после просмотра "Цитадели" их очень много, НО самое важное, что я осознала: "ЖИЗНЬ! Чтобы не происходило - ЖИЗНЬ продолжается!"

7
0
...
18 мая 2011
Фото Илья Костырев
Фото Илья Костырев
отзывы: 2
оценки: 6
рейтинг: 12
9

В кино шёл как на войну. Приглашал пойти со мной друзей, но все услышав фамилию - Михалков , идти отказались. Прочитав кучу рецензий на этот фильм, не нашёл не одной грамотной причины, чтоб на него не пойти. Скажу сразу кино - не для всех. Кино очень необычное, скажу даже, что не похоже на «Михалковское». Без спорно - очень грамотное кино, скорее даже профессиональное, где даже маленькие детали играют очень важную роль. При просмотре нужно полностью погружаться не только в сюжет, но и в атмосферу и детали происходящего, или иначе потеряешь ту реальность, в которую погрузился в начале фильма.
Для комфортного просмотра «Цитадели», наверное, правильно было бы посмотреть все предыдущие части фильма. Как и предыдущие части, фильм очень тяжёлый. Его очень тяжело смотреть. Менталитет у этого кино ярко просматривается и у актёров, и мастерски - у Михалкова. В фильме виден его индивидуальный подчерк, где поначалу, кажется, что актеры переигрывают, как-то все театрализовано, но потом становится видно, что ситуации, в которых находились герои фильма, мягко сказано были - напряжёнными, и требовали либо максимальной сдержанности, либо максимальной эмоциональности.
В зале кинотеатра были несколько людей, которые не естественно смеялись, и пытались осмеять фильм. Но после чего их вывели из зала. По их виду было понятно, что это были пьяные молодые люди, с невысоким iq.
Для меня это удивительно тонкий и нежный фильм, но очень тяжелый.
В фильме множество кинематографических намеков и аллюзий с лучшими мировыми работами о войнах, что дает дополнительное интеллектуальное удовольствие от просмотра.

Что касается сюжета, то всем, кто смотрел предыдущую часть, и даже если она не понравилась, советую «Цитадель» посмотреть. Пересказывать думаю, не имеет смысла.
Интересно будет у вас после просмотра фильма, спросить – «Что с Котовым в итоге?» =)
Но скажу, что будет в фильме такой момент, ради которого можно и посмотреть кино, для тех, кому не нравится Михалков. =) (ему жопу там покажут)
И смело могу заявить что «Цитадель» - это детище таланта, мастерства и профессионализма, которое приютилась у Михалкова, как у режиссера.
Понимаю что, наверное, в мою сторону польётся критика. В любом случае, я сказал, как думал.
Мне понравилось. Это всего лишь мое очень частное мнение, которое я никому не навязываю.

11
0
...
6 мая 2011
Фото Уральский  Работяга
Фото Уральский  Работяга
отзывы: 9
оценки: 9
рейтинг: 11
7

Исходя из того, что «Предстояние» и «Цитадель» являются частями одного фильма «Утомленные солнцем», масштаб которого не позволил уместить события в один фильм, прилагаю ссылку на первую половину фильма относящаяся к «Предстоянию» в которой происходит завязка событий развернувшихся в «Цитадели».
https://www.afisha.ru/movie/197107/review/1018397/#788472
Продолжаем погружаться в ткань фильма Михалкова посвященного ВОВ, первая часть которой закончилась на моменте исторического противостояния развернувшегося на берегах Волги.
В новой части режиссер продолжает погружаться в историю войны, и рассказывает о самом важном ее моменте, названный историками как «коренной перелом», это время когда советская армия набрала такую силу, что позволило перейти от обороны к наступлению, которое продлилось до самого взятия фашистской столицы. Это время обозначено двумя крупнейшими столкновениями, оборонительное сражение на Курской дуге, и последовавшее наступление, по всему фронту, названное «Битва за Днепр», поэтому и фильм делиться на две части, в первой, в начале фильма, советская армия отсиживается в окопах, с редкими безрезультатными атаками, а во второй, к концу фильма, показан штурм, приведший к взятию цели, а между ними режиссер показал события, которые и привели к «коренному перелому».
Передать такие события, да еще и в одном фильме, задача просто титаническая, и крайне интересно посмотреть, как режиссер с ней справился. Как мы уже понимаем, в раскрытии темы он будет опираться на систему образов, причем сразу видна разница масштабов, если в первой части режиссер смог разбить историю на части, то во втором фильме, масштаб событий не позволил этого сделать, поэтому режиссер, создал только один символ, одну локацию, которая стала перекрестком самых разных тем.
Таким перекрестком режиссер определяет время действия 1943 годом, а местом действия Цитадель, вражеская сверх укрепленная и мощная крепость. Само слово цитадель, так же имеет исторические корни, именно так была названа немцами наступательная операция на Курской дуге, с другой стороны то, что крепость находится на некоей возвышенности, и то, что штурмующие ее советские солдаты, пытались создать перед ней плацдарм, это прямая параллель с историей форсирования Днепра с попыткой закрепится на сильно защищенном фашистами берегу, вследствие чего, приведшей к огромным потерям, которые зафиксировали в статистике, что в 1943 году были самые большие потери в рядах советской армии.
Но вернемся к фильму, в самом начале нам показывают траншею, которая становится образом окопной войны, в которой солдаты так увязли, что обустроились , как будто у себя дома, далее камера нас переносит в комнату где собрался командный состав, но только собрание занимается не разработкой военных операций, а сидя в тесном кругу, за большим столом с яствами, обильно выпивает, отмечая повышение начальника. Данная сцена крайне показательна, потому что режиссер даже такой избитый прием как пьянство, сумел использовать как образный элемент. Тут необходимо вспомнить хронологию войны, когда советские войска разгромили фашистские под Москвой, воодушевление было настолько сильное, что на совещании в Ставке запланировали масштабное наступление с целью добить врага полностью, против этого плана выступил Жуков, однако итогом совещания стали слова Сталина: «Мы должны быстро разбить немцев, чтобы они не смогли наступать, когда придёт весна». Поэтому режиссер в этой сцене как раз образно передал настроение военной верхушки которая получила награду за победу, и похвалялась новыми быстрыми победами, состояние опьянения как раз и использовалось чтобы передать эйфорию командования, которому успехи вскружили голову и вызвали традиционное ощущение всемогущества. Так же как и в фильме где в сцене, когда пьяный командир приказывает бросить в лобовую атаку на крепость штрафников, обрекая их почти на стопроцентную гибель, итогом совещания в Ставке стали неподготовленные наступательные операции, которые завершились новыми «котлами», и очередными огромными людскими и материальными потерями, абсурдность приказа поняли даже нижестоящие командиры, но приказ главного, не подлежал обсуждению, и солдаты пошли на убой.

0
0
...
9 ноября 2016
Фото brat.vorchun
Фото brat.vorchun
отзывы: 12
оценки: 40
рейтинг: 11
7

Поставил бы 4 с минусом, еслиб было можно. Смотрел 1-ую и 2-ую части, ну и нельзя было не пойти на 3-юю. По просмотру разделил для себя фильм на "верю" и "не верю":
Что наших женщин насиловали немцы, и они рожали от них - верю.
Что рожали в аду под бомбами и пулями - верю.
Что военноначальников осовобждали из сталинских лагерей и они возвращались домой, а их уже не ждут потому, что давно похоронили, - верю.
Что и во время войны люди любили и женились - верю. Что русская девушка могла выйти замуж за инвалида - верю.
Что штрафников использовали как пушечное мясо - верю.
Что палачи сами в итоге вставали к стенке, их расстреливали бывшие подчиненные - тоже верю.
НЕ ВЕРЮ только в атаку с дубинами на бетонные дзоты. Но это, мне показалось, возведенные до абсурда слова Сталина "что такое 15 тыс. НИКЧЕМНЫХ жизней для великой страны??" И что такие слова были на самом деле - я тоже верю.
Чтобы достучаться до нас - поэтому, думаю, появилась такая неправдоподобная сцена. Переиграл здесь г-н Михалков.
А за фильм все равно спасибо.

0
0
...
13 мая 2011
Фото Дарья Рюрикова
Фото Дарья Рюрикова
отзывы: 17
оценки: 17
рейтинг: 11
9

Шла в кинотеатр начитавшись гневных отзывов. Ну раз пригласили, почему бы не сходить. Ожидания были самыми наихудшими. Но!!!
При просмотре так втянулась. Я не знаю чем чувствуют все критики этого фильма и чем они думают. Потому что оторваться от экрана невозможно! Таких атмосферных фильмов не было давно. Сидишь и улыбаешься вместе с героями, плачешь, любишь, ненавидишь.
Столько работы не прошло даром. Фильм получился а твердую 5

1
0
...
11 мая 2011
Фото Владимир Чугунов
Фото Владимир Чугунов
отзывы: 11
оценки: 14
рейтинг: 11
9

Эпическая весчь! Это вам не какой то быдло юмор про Джамшута, это просто первоклассная картина, соединив которую с Предстоянием получим цельный, интересный, насыщенный и красочный фильм.

7
0
...
6 мая 2011
Фото Alexander Kann
Фото Alexander Kann
отзывы: 2
оценки: 4
рейтинг: 10
9

Фильм замечательный, хотя, как и везде есть свои недоработки.
Фильм про то как ломаются жизни из-за системы - это же продолжение первой серии где террор рулит, а война в этом фильме не главное - здесь все детали фильма сконцентрированы на судьбах людей в коммунистической мясорубке прежде всего... а все остальное художественный вымысел.. система почище нацистской - там бьют чужих, а здесь ведь своих... сам Котов тоже показан палачом Гражданской Войны (хотя войны вообще не показано), потом его бьют, потом бьют того кто его бил... а выжившие никогда не признаются что способствовали системе даже если и в тохомолку... в некотором смысле можно рассматривать этот фильм как покаяние за горе, произошедшее с народом, да плюс еще и такая война между двух адских диктатур где человеческие жизни ничего не стоили, только усугубившая геноцид народа и его генофонд...
Во время Второй мировой войны СССР сам с 1939 по 1941 г.г. напал на Финляндию, Польшу, 3 страны Прибалтики, мой отец там воевал офицером и тем самым принимал участие в геноциде одновременно своего и других народов… Во второй серии «Утомленные Солнцем» какая это имена битва не важно, это художественный вымысел, СССР постоянно где-то воевал, в фильме показаны люди в системе терронии и на что они способны в данной системе ради того чтобы выжить, а желание выжить придумано не партией, не вождями, ни родиной и не идеологией – это от природы…
Памятников и движений за Гитлера слава богу уже не увидеть в Германии, и пока памятники Ленину, Сталину, их могилы существуют и их партии не осуждены в России и не запрещены законом -- этот фильм в России не поймут!
Это фильм – память обо всех тех, кто погиб от коммунистического террора до, во время и после Сталина…чтоб не пришли новые терронии на смену старых…

6
0
...
16 мая 2011
Фото Anastasiya
Фото Anastasiya
отзывы: 2
оценки: 28
рейтинг: 10
9

Огромное спасибо Никите Сергеевичу и за "Предстояние", и за "Цитадель"!!! Лучше о войне уже не снимешь!!! Фильмы потрясающие в буквальном смысле этого слова...Только после этих картин я поняла весь ужас войны... Всем советую посмотреть, кто бы что ни говорил!!!

7
0
...
9 мая 2011
Фото Андрей Буриличев
Фото Андрей Буриличев
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 10
9

Пробовал, по велению времени и моды, искать в этом фильме косяки и гадость - не смог.
Каждая сцена со своей изюминкой, в которой герой и другие люди ставятся перед трудным выбором, человеческим выбором.
Это фильм не о войне.
Это фильм о людях.
По таким фильмам надо изучать человека и его поведенческие реакции: на столько тонко их чувствует режиссер.
Это шедевральный фильм и он своей возьмет.

А как же война и правда о ней?
А никак:)

9
0
...
8 мая 2011
Фото varege4ka
Фото varege4ka
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 10
7

Утомленные солнцем - 2 не утомляют так, как многочисленные рецензии на этот фильм. Складывается впечатление, что речь идет о совершенно другой ленте. Вернувшись с просмотра, заявляю - мне нравится!
Каждый находит то, что хочет найти. В любом произведении искусства. Если не находит, то это особенности восприятия. Картина Михалкова произвела впечатление своей образностью, метафоричностью. Целостность не в картине - целостность - то, к чему зритель может прийти, ответив на вопросы, которые ставят многочисленные зарисовки.
Подобно джазовой музыке, ты чувствуешь, какой кадр будет следующим, но быть таким он не должен. Импровизация, а не беспорядок.
Чем не угодили вам мошки-паучки? Слишком грубая метафора Провидения? Зацикленность на мелочах? Или попытка обратить внимание на то, что малейшая деталь может задать ход всему механизму или ее отсутствие - привети к аварии.
Неестественная переигра актеров? Вы видели себя со стороны, когда у вас истерика?
Несоответствие истории? А никто и не претендует на историческую достоверность. История истинная - понятие сугубо относительное. Каждый норовит ее рассказать по-своему.
Не буду спорить, что логика и правдоподобность не есть стержень Цитадели. А что есть стержень Жизнь?
Для меня это фильм не о войне. А фильм о жизни и о людях. Война же подобно лупе позволяет разглядеть истинные сущности людей - героев, подлецов, трусов, воров.
Эта кинолента затрагивает все важные темы, волнующие нас.
Тема большого и маленького человека.
Тема любви.
Тема семейного счастья.
Тема справедливости.
Тема самодурства.
Продолжать можно до бесконечности.

Не самый лучший фильм Михалкова, но хороший из недавно вышедших в кинопрокат российских лент.


10
0
...
5 мая 2011
Фото Ольга
Фото Ольга
отзывы: 4
оценки: 4
рейтинг: 9
1

Посмотрела...Буду кратка - просто ужас...Смотрела со смешанными чувствами. Было жалко денег, хорошо что не мои, но если это кино снималось ко "дню победы" и "для вас ветераны", то лучше б не все затраченные средства сделали бы действительно что-то полезное для ветеранов...
Еле выседела смотря эту хреномуть. По-моему, НСМ надо было поставить точку на первой части, да закончилось плохо, но зато логично...но все-таки тяга к "хэппи эндам" взяла над ним верх. Меня совсем не трогали и не брали за душу те моменты, которые были на это расчитаны, мне не нравились скабрезные шутки и слово "мудак" для остроты словца, эпизод с "взятой" палками Цитаделью вообще вызвал гомерический хохот, а фильм-то про "серьезную" войну...
Финал вообще шикарен, вместо Инны Чуриковой с этой ролью мог бы справиться Александр Ревва, было б необычно и феерично, в стиле снятого кино.

7
0
...
9 июня 2011
Фото Evgeniy Lebedev
Фото Evgeniy Lebedev
отзывы: 11
оценки: 11
рейтинг: 9
5

Сложно писать об этом фильме...
Уж слишком рядом там очевидно талантливое и .... скажем так - "вызывающее недоумение". Но может быть именно этим соседством режиссер хотел нам что-то сказать? Ведь более парадоксальных, странных, невероятных событий, чем те, которые порой случаются в реальной жизни невозможно придумать даже в самому смелому фантазеру.
Лично мне была очень интересна история Мити - Маруси - Котова и я увидел ее кульминацию. Очень реальную, именно такую, как и бывает в реальной жизни.
Я не люблю фильмы о войне. Да и никогда они не удавались Никите Сергеевичу. Собственно говоря он их никогда и не снимал. Ну не Стоун.. И к лучшему.
А вот диалоги на даче, когда близкие и кстати вроде как приличные люди, вываливают друг на друга то, что накопилось... Это конек Никиты Сергеевича, и он его взнуздал по полной, как всегда. Эти скелеты, что вот вот вывалятся из шкафа в любом приличном семействе... Михалков рассказал нам причину геройства Котова, когда потеряно все что ты любишь - отнято, растоптано, потом казалось бы - чудо..., а вот и нет...
Я не знаю, что там болит внутри у Никиты Сергеевича, но болит очень сильно и именно эта боль и делает то, за что можно простить все остальное...
А про войну? Про войну не получается политкорректно. Михалков отработал бабло и посмеялся.. Посмеялся от души, как Паратов-Котов во все свои сверкающие зубы...
Он закончил историю начатую много лет назад. И в этой истории война - тюрьма -Сталин - штрафбаты - заградотряды, это всё ничего не значащая массовка, именно поэтому Сталин словно клоун в плохой маске из папьемаше...
конечно это фильм не о Великой войне, но о Любви. Простой, настоящей и от того трагичной и беспощадной к окружающим.
Наверное тем, кто не смотрел первую часть и вовсе смотреть не стоит.

1
0
...
29 мая 2011
Фото izgnannyi
Фото izgnannyi
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 9
9

Я не мастер писать рецензии, но этот фильм, что называется, зацепил. Я бы даже сказал, пронял.

Я давно не видел ничего такого эпичного, и в то же время честного до цинизма. Со времен "Спасения рядового Раяна" Земекиса. Этот эффект усилила гениальная сцена атаки крепости, столь похожая на первую сцену высадки десанта на Пляже Ямаха в "рядовом", снятая Никитой Сергеевичем намного лучше баталий "300 спартанцев", "Аватара" или "Влестелина Колец" .

В общем, фильм передает истинную грязь и чувства война, неприкрыто давая почувствовть, как это было. Я рад что Российский кинематограф поднимается с колен на фоне повсеместного завала калифорнийским ширпотребом.

9
0
...
9 мая 2011
Фото Olya Maximova
Фото Olya Maximova
отзывы: 7
оценки: 14
рейтинг: 9
5

Надеюсь зал простит, когда мы ржали в сентиментальные моменты.. но столько абсурда... В целом отвращения не вызвала, подумать заставила, а еще продемонстрировал, что нужно быть очень аккуратным ибо комарики могут спасать жизнь, а паучки способствуют взрывам на в огромных бетонных сооружениях!

4
0
...
9 мая 2011
Фото Ruslan Puten
Фото Ruslan Puten
отзывы: 3
оценки: 3
рейтинг: 8
7

Фильм понравился, главное его правильно воспринимать. Я очень сильно плевался после "Предстояния" и решил подготовиться - на цитадель пошел уже с пивком, и правильно сделал. Если воспринимать это не как "великое кино о великой войне", а как "вольную фантазия режиссёра на заданную тему", близкую даже к комиксу, то всё становится на свои места, и дичайшие исторические натяжки, и сомнительные моральные выводы. Картина на самом деле яркая, красочная, насыщенная вполне интересными образами. Даже лютый нарциссизм терминатора из жидкого метала Никиты Сергеевича^N^N комдива Котова начинает уже забавлять.
Вторая часть, после жестокой и мутной первой, заметно прибавила в адекватности, стала более гуманной и жизнеутверждающей, плюс очень красиво снято и поставлено. Как авторская фантазия просто замечательно, после просмотра приятное ощущение.

3
0
...
19 июня 2011
Фото Pinky
Фото Pinky
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 8
9

Главные герои всей трилогии «Утомленных солнцем» - киномеханик Кирик и его жена Маруся. Действие происходит на протяжении 7 лет, с 1936 по 1943 год.

Супруги живут на старой подмосковной даче и страдают хроническим алкоголизмом.
Дни супругов проходят довольно однообразно. С утра до вечера они пьют спиртное, собирают по дачам пустые бутылки и, если предоставляется возможность, занимают деньги у других жителей поселка, которые потом, разумеется, не отдают. После возлияний, Маруся, бывшая учительница музыки, уволенная из школы за аморальное поведение, садится за старый рояль и играет на нем одну и ту же мелодию – «Утомленное солнце». По вечерам, сидя в операторской будке в подмосковном ДК, Маруся и Кирик смотрят одни и те же советские фильмы про гражданскую войну и чекистов.

На почве алкоголизма у Маруси начинается белая горячка. Вначале, занимаясь с Кириком сексом в пьяном угаре, она представляет себя то в объятиях генерала, то коварного обольстителя-чекиста. Затем болезнь прогрессирует, и Марусе начинает казаться, что в их доме живут ее давно умершие родственники, а ее супруг – не простой киномеханик, а легендарный комдив, герой революции и гражданской войны, от которого она якобы родила девочку. Воображаемый чекист-обольститель, антипод легендарного комдива, соперничающий с ним за сердце Маруси, – друг детства и первая любовь жены киномеханика.

Историю своей несуществующей семьи Маруся во всех деталях и подробностях рассказывает своему мужу-киномеханику. Кирик, мечтавший в детстве и юности стать сценаристом, воспринимает алкогольный бред жены как откровение свыше, и тщательно фиксирует на бумаге фантазии супруги.

Постепенно образ чекиста, олицетворяющий собой низменную, темную сторону Марусиной психики, преступные страсти, начинает вытеснять светлый образ комдива в сознании Маруси. Теперь ей кажется, что комдив уже не так хорош, как прежде, а с чекистом гораздо интереснее. Затем чекист окончательно одерживает верх над комдивом и становится новым мужем Маруси.

Начинается Великая Отечественная Война, и под влиянием внешних событий и алкоголя, болезнь Маруси усиливается все сильнее. Жизнь ее воображаемых мужей обрастает все более абсурдными и фантасмагорическими подробностями. Бывший супруг-комдив, по ее словами, то сидит в лагере, то воюет на фронте, то встречается со Сталиным, то возглавляет армию и идет в атаку с черенком от лопаты. Супруг-чекист то ездит на автомобиле по пионерлагерям, то попадает на фронт, то вдруг сам оказывается узником подвалов Лубянки. Несуществующая дочь от легендарного комдива проходит героический путь от рядовой медсестры до танкиста.

В 1943 году Маруси и Кирика рождается настоящая дочь, однако средств на содержание и воспитание ребенка у них нет – абсолютно все деньги уходят на спиртное, бумагу и карандаши. Соседи, видя угрозу жизни и здоровью ребенка, принимают решение сдать супругов в клинику на принудительное лечение.

Через несколько дней приезжают санитары и силой увозят супругов в психиатрическую больницу. По дороге в клинику Кирик сидит рядом с женой и продолжает записывать ее последние алкогольные бредовые фантазии о том, как ее супруг-комдив и воображаемая дочь едут на танках покорять Берлин.

8
0
...
18 мая 2011
Фото Костя
Фото Костя
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 8
7

Никита Сергеевич Михалков, один из немногих больших российских режиссеров, который отважился на художественный поступок - сделать фильм о безумии войны, о трагедии нашего самосознания. Будучи, плоть от плоти, человеком русской истории он и сам носитель этого безумия. Материал оказался сильней. Безумие оказалось сложней, чем мы могли себе его предположить. Безумие стало не только темой, оно пропитало все - производство, сроки, бюджет, рекламную компанию, режиссерские приемы, социальную жизнь режиссера. Безумие диктовало свою волю. И в эпилоге режиссер отдает безумию честь, признавая собственное безумие. И, кажется, что Михалков снимал фильм вообще против своей воли. Ведь он далек от саморазоблачения, от покаяния - он всегда и вовсем только прав.
В прессе цунами критических статей, которые разносят фильм и режиссера. Гнев, пафос, крики, истерика. Кажется - экран сливается со зрительным залом, превращаясь в единое истерическое пространство.
Он это мы, только под выпуклым увеличительным стеклом большого таланта. И ему, так же больно выпускать из себя безумие, как и нам. От того и шумим.

3
0
...
14 мая 2011
Фото Sergey Rybnikov
Фото Sergey Rybnikov
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 8
9

"На мой взгляд фильм очень хороший! А может быть один из лучших за
последнее время! Это игровой художественный фильм, а не документальный,
где многие эпизоды надо сравнивать с подлинными документами о тех или
иных событиях!
Картина насыщена массой колоритных образов, каждый персонаж
индивидуален, объемен, надолго запоминается, как гвоздь, вбитый в нашу
слепую память!
Все фильмы с участием актера Никиты Михалкова мною смотрятся с
большим вниманием и интересом, потому что он Художник! Художник глубокий
и сильный! Любая его актерская работа в любом фильме - это
запоминающиеся и яркие образы! Это факт!
Как актер он намного выше многих своих молодых и пожилых современников!
Это талант плюс огромная творческая работа и осмысление роли того или
иного персонажа!
Как общественный деятель роль Михалкова тоже известна! Именно потому,
что с его мнением вынуждены считаться телевизионные руководители, куда
приглашают выступить и дать свою точку зрения по тем или иным вопросам
общественной и политической жизни, и Никита всегда это делает грамотно,
точно и остроумно!
Этот фильм одна из его режиссерских работ! И хотя у этого фильма
как и у предыдущих его работ из этой серии много противников, я бы
отметил его несомненные достоинства! Этот фильм не оставил равнодушных в
зале, где я сидел! Зрители то смеялись, то плакали! Давно ли мы,
зрители, испытывали такие острые чувства, как эти сильные эмоции? На
кинопросмотрах других авторов выходишь из зала с пресным равнодушием и
жалостью потерянного времени, словно обманутый. После просмотра этого
фильма я остался под сильным впечатлением именно от ярких незабываемых
острых человеческих образов! Каждая сцена имеет свой законченный
драматургический сюжет и естественно дополняет историю всего фильма,
как фильма о войне!
Острая полемика в кинообществе о роли Михалкова в Союзе
кинематографистов и его сторонниках и противниках - вот пожалуй, что
поляризировало общество и вызвало негативные отклики на его фильм и на
все творчество! Зависть! Зависть к его успеху в его кинодеятельности!
Как говорили умные люди: помоги таланту, а посредственность всегда
сама пробьет себе дорогу! Посредственность всегда активна, агрессивна,
всегда пробивает себе дорогу локтями, действует напористо, дружно и
целенаправленно!
Вот и кампания , направленная против Никиты, напоминает эту
воинственную борьбу посредственности нищеты и убожества!
Кто такие злобные дондуреи и матизены против Никиты? Тут даже смешно
сравнивать! Всегда были , есть и будут завистники, посредственности и
неудачники!
По моему мнению председательствовать в Союзе кинематографистов должен
человек с хорошим общественным весом и репутацией, каким является
Михалков!
И даже несмотря на то, что с некоторыми идеями Никиты Михалкова я не
могу согласиться, он для меня художник яркий, интересный и колоритный!
А последний его фильм "Цитадель" один из лучших фильмов про
Отечественную войну! Про войну, где нет пламенного партийно-советского
героизма, нет идеологической слащавой лживости, а война показана, как
мерзость человеческого состояния, где жизнь человека зависит от пьяного
гнусного ублюдка, которого блестяще играет Рома Мадянов, а подлинный
героизм незаметен! Чтобы изобразить войну, где рядом с трагедией смерти,
присутствует юмор и смех, надо обладать настоящим талантом!
Остыньте, господа, от лютой злобы! Вы не к фильму предъявляете
претензии, а к личности Никиты Михалкова! Это разные вещи! Если бы этот
фильм сделал кто-нибудь другой, а не Никита Михалков, то вы бы
заговорили противоположное и дали бы фильму высочайшую оценку!"

8
0
...
12 мая 2011
Фото dmiitry
Фото dmiitry
отзывы: 7
оценки: 11
рейтинг: 7
9

сразу скажу, я не могу понять до сих пор, почему все так ругали оба этих фильма. да, тут много всякой херни происходит, но эта херня появляется не как в остальных филмьах (от продюсеров и ради того, чтоыб подцепить как можно большую аудиторию), а исключительно из головы Михалкова (иногда весьма неумело присыпанная идеями еще нескольких сценаристов). тут - большое кино, just for fun, пофигу, что оно не собрало ровным счетом ничего. у всех больших режиссеров в жизни должен быть хотя бы один такой странный, никому не понятный, эгоистичный фильм "для себя". вот просто потому что "он так видит". и если у каких-то дрыщей это воспринимается как на самом деле никому не интересный бред, то у Михалкова это удивительно интересный бред, такой рентген мозга в период с 2000-го по 2010-й.

здесь найти к чему придраться - любой придурок сможет. это всегда так, дядька совершенно искренне экранизирует свои мысли, старается как ребенок, но у него не получается добиться реалистичности паучка - всё, ржака в зале, кг/ам и тому подобное. вот мне кажется, Михалков уже как раз такой маленький мальчик, ему интересно в войнушки поиграться, со Сталиным чай попить, бабахнуть цитадель, трахнуть бабу на заднем сидении шикарной тачки. и он всё это снимает, пускает нереальным количеством экранов, туда идут случайные люди (они думают, что покажут какую-нибудь "Ликвидацию" наверно), которым надо чтоб всё было как по каналу "Дискваери" или как в школьном учебнике истории. а жж даёт им возможность высказаться, засорив мозги даже тем, кто никакого "Дискавери" не ожидал.

в итоге получается, что "Утомленные солнцем-2", гигантский русский фильм, с гигантскими амбициями, неровный, неидеальный, но очень-очень мощный, - проходит как предмет абсолютного гонения и ненависти. выйди такой фильм за океаном - там бы это стало событием уровня "Властелина колец", только не породило бы при этом армию задротов, а просто стало бы классикой кино.

3
0
...
30 мая 2011
Загрузить еще