Москва

Все отзывы о фильме Утомленные солнцем-2: Цитадель

2011, Германия, Россия, Франция, IMDb: 4.1

4.4
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Роман Волобуев
Фото Роман Волобуев
отзывы: 543
оценки: 506
рейтинг: 5224
Смерть Ахиллеса

Что последний боевой выход комдива Котова станет миссией самоубийцы, было, в общем, понятно. Прошлогоднее «Предстояние» — нескладный, запинающийся, но в разы не такой ужасный, как все себя тогда убедили, фильм неожиданно сплотил страну в общем порыве раздражения, обычно такое единение нации случается только на футболе. Общественный консенсус в России редкость, по нему все соскучились, так что у «Цитадели» не было шансов, даже окажись она вдруг новым «Апокалипсисом сегодня».

К чести картины, с которой всем заранее все было ясно, вторая серия вторых «Утомленных» ухитряется преподнести несколько сюрпризов. Главный (и для большинства это, видимо, будет дополнительный повод сходить на «Форсаж-5») — Михалков более-менее махнул рукой на военный жанр: война здесь отодвинута даже не на второй, а на пятый план. Штурм пресловутой цитадели занимает несколько минут в финале, и это на самом деле не вполне штурм, да и сама цитадель — скорее метафора. Центральная часть фильма — и едва ли не половина от почти трехчасового метража — галлюциногенное, как и все здесь, возвращение комдива к себе на дачу и его встреча не то с бывшими домочадцами, не то с их призраками-двойниками (учитывая, что половину играют другие актеры, второе кажется вероятней).

Этот камбэк в декорации 17-летней давности оказывается страшней любых бросков на немецкие доты. Михалков сознательно переснимает ключевые моменты из первых «Утомленных» в формате театра жестокости, но настоящий ужас — не в том, что он пытается сделать, а в том, как неловко у него получается. Неуклюжесть почерка в «Предстоянии» хотелось списать на непривычный для автора жанр эпического полотна (за размахом личности как-то забывается — автор всегда был камерным режиссером). Но тут, казалось бы, коронный михалковский формат — актерский фильм в четырех стенах, триллер вперемешку с клоунадой, игра интонациями, прибаутки, мужские разговоры — а все равно не клеится, сценарий ползет по швам, актеры дружно дают петуха, чувство — будто играет оркестр, где расстроены все инструменты, включая барабан.

Набирающая популярность трактовка, по которой события «Утомленных-2» надо считать предсмертным бредом расстрелянного в 1936-м (вариант — накрытого фугасом в 1943-м) комдива более-менее снимает претензии, предъявляемые картине людьми, много читавшими про войну в «Википедии». Сюда отлично встраивается и смутная, как во сне, география происходящего, когда окоп соседствует с подмосковной дачей, и демонический Сталин, зачитывающий Котову полный список его злодеяний, и даже то, что на знакомые имена то и дело отзываются посторонние артисты.

Проблема не в том, что Михалков нарушает правила, прогибает под себя реальность, отечественную историю и так далее, а в том, что в его фильме отсутствует то единственное, что дает художнику право на все эти вольности — базовая кинематографическая магия. Когда он пугает — не страшно, начинает шутить — сразу хочется выйти куда-нибудь покурить, пытается обаять и растрогать — вот что уж он всегда умел как никто, а тут вдруг — не умеет. Его не слушается ни время внутри фильма (каждая вторая сцена длится вчетверо дольше, чем ее можно вынести), ни оператор Опельянц, самозабвенно берущий крупные телевизионные планы всего, что только можно, ни даже персонажи: артист Мерзликин перед бессмысленной атакой сообщающий, что больше никуда не пойдет — не потому что боится, а потому что не хочет выглядеть мудаком, кажется, имеет в виду не конкретную атаку, а двухсерийное предприятие в целом.

В полной мере режиссеру подвластна в основном мелкая живность, которой в «Цитадели» на удивление много: фашистская мышка, судьбоносный паучок, компьютерная бабочка, бесконечно делающая бяк-бяк-бяк из одного угла кадра в другой, настырно символизируя что-то, про что все давно забыли. Ноет заевшей пластинкой злополучный польский романс, крутится по третьему разу старая сцена про мягкие пяточки, несчастная Толстоганова, которую воскресший муж просит смешно, как в первой серии, щелкнуть челюстью, застывает с открытым ртом и, кажется, сейчас сорвется и заголосит навзрыд, что щелкала-то Дапкунайте, а она отродясь так не умела — чего пристал. Про линию с резиновой цаплей-пищалкой, которую Котов полфильма не выпускает из рук, лучше даже не начинать — слов все равно не хватит.

Странным образом Михалков в случае «Утомленных-2» оказывается абсолютно неповинен в большинстве тех смертных грехов, в которых его дежурно обвиняют, — это, если приглядеться, довольно самоуничижительный фильм, к тому же снятый скорее наперерез конъюнктуре, чем ей в угоду (тот же Сталин — социальный заказ сегодня скорее на эффективного менеджера с трубкой, а не на упыря-чернокнижника, которым он выведен здесь). Есть подозрение, что, упакуй Михалков свою разудалую метафизику в один фильм — получился бы дьявольски эффектный военный вариант «8 1/2» (не факт, впрочем, что за это его возненавидели бы меньше).

Но размазанные почти на шесть изматывающих хаотичных часов «Утомленные-2» не работают ни в координатах реального мира, ни как репортаж из подсознания. «Предстояние» еще как-то держалось на ощущении, что вот сейчас что-то начнется, в «Цитадели» на 15-й минуте становится понятно, что не начнется ничего и никогда. Что Михалкова — этой большой, раздражающей, противоречивой, при этом невероятной цельной фигуры — больше нет. Он незаметно (в первую очередь для себя самого) присоединился к сонму заслуженных отечественных режиссеров, чьи фамилии тускло отсвечивают успехами двадцатилетней давности, которые что-то снимают, чаще для телевизора, сопят на зрителя, который — бесполезный дурак и хочет смотреть только «Яйца судьбы» и «Форсаж-5» — и, в общем, мало кому интересны. Тот Михалков, которого здесь все любили и ненавидели, закончился. Сошел на нет, растворился где-то между монологами в телевизоре, манифестами про то, как обустроить Россию, и коммунальной полемикой с ему одному важными оппонентами (какой Союз? каких кинематографистов? какие критики? who gives a fuck?). Это очень грустно. Михалков — как носорог, с которым не обязательно было сходиться во взглядах на мироустройство, но без которого это самое мироустройство кажется неполным, бедным и скучным. И хватит уже про паруса на танках, «покажи сиськи» и недобранные в прокате миллионы. Он больше не с нами, он где-то там, сидит на березе и говорит сам с собой. В таких случаях полагается пить не чокаясь.

1
1
...
28 февраля 2019
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Иван С. Данилов
Фото Иван С. Данилов
отзывы: 23
оценки: 26
рейтинг: 34
9

Отличный фильм. Как в любом фильме Михалкова - блестящий подбор и блестящая игра актеров. Нерв в каждой сцене. Советую посмотреть тем, кто даже не в курсе, что перед ним были еще две части, первая из которых вполне заслуженно стала оскароносной. Непонимания кто, что и зачем здесь не будет. В прокат выходит завтра, фильм посмотрел в Октябре на закрытом показе.

11
0
...
5 мая 2011
Фото grosse-tete.livejournal.com
Фото grosse-tete.livejournal.com
отзывы: 9
оценки: 14
рейтинг: 33
9

"Цитадель". Это было, это надо прожить.

После просмотра "Предстояния" у меня осталось лёгкое чувство сомнения, что Михалкову удастся в продолжении удержать столь высокий уровень напряжения эмоций, чувств, переживаний, как личных, так и групповых. Поэтому я шёл на "Цитадель" с заранее сформированным ожиданием, что это будет, конечно же хорошо, но не на уровне "Предстояния".

И я ошибся! "Цитадель" потрясает, она выворачивает душу наизнанку, она не оставляет равнодушным ни одну секунду экранного времени. С самого начала зритель понимает, что ему будет предложено не сухое изложение военной статистики, не попытка в очередной раз переписать "исторические факты", а возможность буквально пережить, прожить это состояние войны вместе с режиссёром, вместе с актёрами, вместе с остальными зрителями. Фильм Михалкова обращается непосредственно к вашему сердцу, к вашему образу той войны, который, хоть уже и полностью искажён или полустёрт, но не оставляет никого равнодушным в самые значимые даты, связанные с ВОВ. И именно там, внутри, в нашем личном чистилище, в нашем образном пространстве, фильм Михалкова выстраивает что-то новое, выстраданное, но светлое и нерушимое – Цитадель, которая всегда будет стоять как наш собственный памятник тем героическим дням и тем людям, которые буквально зубами и голыми руками завоевали для всех нас эту Победу.

11
0
...
9 мая 2011
Фото Dmitry Rubanenko
Фото Dmitry Rubanenko
отзывы: 3
оценки: 6
рейтинг: 33
1
Эпическая рецензия газеты Ведомости

Удивления уже, конечно, нет. Привычно все. И размах, и фантастичность, и незапланированный комизм. И то, насколько автор-исполнитель слился с персонажем. Ведь мы идем на фильм не про комдива Котова — мы идем на фильм про Михалкова. Но одна странность в «Цитадели» все-таки есть.

Михалков кается.

Если «УС-2: Предстояние» было адом, то «УС-2: Цитадель», конечно, чистилище.

Помнится, некоторые представители бесовского племени кинокритиков еще по поводу первой части говорили, что все происходящее в фильме можно объяснить единственным образом: герои умерли и это их посмертное видение. Все претензии насчет логики, достоверности и прочих досадных для большого русского режиссера мелочей снимаются разом.

Относительно части второй вряд ли можно возразить тем наблюдательным людям, кто после премьеры заметил: ну тут уж точно все умерли в самом начале.

И правда. Штрафбат, к которому приписан Михалков, отправлен пьяным генералом на штурм неприступной цитадели. В окоп штрафников пробирается Олег Меньшиков (пардон, Митя Арсентьев), полковник НКВД, имеющий приказ срочно найти и доставить Михалкова прямо к товарищу Сталину. Оба оказываются меж двух смертей: впереди немецкие пушки — сзади пулеметы заградотряда. Обоих накрывает взрывом. Все последующие эпизоды — череда невозможных возвращений и встреч. Михалков и домочадцы (на памятной еще по самому первому фильму даче). Михалков и Маруся (опять на сеновале). Михалков и народ(сцена со свадьбой-гулянкой). Михалков и Сталин. Михалков и Надя(которую где-то между двумя сериями успело контузить). Наконец, Михалков и цитадель, на штурм которой идут все те же герои, что и в начале. А из них никак не мог выжить никто.

Тут, правда, есть одно метафизическое затруднение. Приняв такую заманчивую логику посмертного видения, приходится признать, что в эпилоге мы видим посмертное видение внутри посмертного видения. Это совсем уже круто. Есть многое в голове Никиты Сергеевича, что и не снилось нашим мудрецам.

Между тем в диалогах с печальным демоном Меньшиковым выясняется, за что такое наказание. Оказывается, в Гражданскую Котов зарубил священника. Но Бог милостив. В «Предстоянии» он чудесным образом непрерывно спасал семью Михалковых — Котовых, чтобы в«Цитадели» дать комдиву(и, очевидно, впавшему вместе с ним в безбожие всему советскому народу) возможность героического искупления.

Вероятно, чтобы как-то уравновесить роль собственной личности в этой истории, Михалков уделяет очень много внимания братьям нашим мельчайшим.«Цитадель» начинается с рождения комара, который затем минут семь летает над окопами, чтобы, сев на щеку актера Мерзликина, удостоиться комментария: «Пусть попьет, это наш комар». Судьбу цитадели решает паук(потому что это, конечно, наш паук). А у Меньшикова очень драматические отношения с белым мотыльком.

Кстати, раз есть ад и чистилище, то должен быть и рай. И он есть — в эпилоге, где Михалков, Надя и другие бессмертные герои«Утомленных солнцем — 2» едут на танке на Берлин. Тут, по-моему, недодуман всего один штрих. Танк, как в«Обитаемом острове», должен быть розовым.

28
0
...
5 мая 2011
Фото Алексей Юрьевич Гришин Grishin
Фото Алексей Юрьевич Гришин Grishin
отзывы: 26
оценки: 49
рейтинг: 32
7

Мне очень понравилось! Поставил четверку только из-за слишком белых зубов Михалкова. В итоге у меня сложилось мнение, что лучше промежуточную часть утомленных солнцем вообще не смотреть. а смотреть первую и Цитадель.
Интересно, трагично, захватывает, заставляет сопереживать, радоваться. Ну и лишний раз убеждаешься, что без везения ничего в жизни не происходит!

0
0
...
14 мая 2011
Фото Александр Лаптев
Фото Александр Лаптев
отзывы: 14
оценки: 16
рейтинг: 31
5

Фильм Михалкова , который можно не смотреть.
Мне просто надоело смотреть как переписывают историю на свой лад , хотя есть примеры и покруче .
Сюжет на три с минусом, игра актёров не блещет яркими личностями .
Если дома нечего делать , а на улице дожд.ь , то можно сходить

2
0
...
21 мая 2011
Фото Виктор Сергеев
Фото Виктор Сергеев
отзывы: 8
оценки: 14
рейтинг: 31
1

В целом, если первая часть "Вторых утомленных" была чудовищна, то вторая получилась просто никакой. После не захотелось пить водку залпом для спасения рассудка, и то слава богу. Но за ветеранов, за тех кто эту войну прошел и в ней победил, в частности за своих деда и бабушку, больно. Да, все это могло быть на войне, да, она невозможна без идиотизма и подлости, но народ-то защищал другое, народ мир защищал и жизнь... "Шел солдат во имя жизни", вашу мать! Если уважаемый Никита Сергеевич видит войну такой, то в преддверии Великого праздника Победы его гражданский долг оставить это видение при себе, вот мое скромное мнение.
P.S. Основную идею фильма, связующую две части, я нашел в мине)) В первой она помогает Наде не утонуть, во второй не взрывает папу. Отсюда вывод - мины благоволят высокочтимому семейству!))

24
0
...
7 мая 2011
Фото Vova_Vladimirovich
Фото Vova_Vladimirovich
отзывы: 7
оценки: 9
рейтинг: 30
9

Для тех кто в детстве не играл в DOOM.
Кого любили родители.
У кого есть семья.
У кого есть дети.
Для тех кто научился читать не позднее 8 лет.
Для тех кто был в театре больше 4 раз.
Для них снимался этот фильм.

9
0
...
8 мая 2011
Фото Александр Gntk
Фото Александр Gntk
отзывы: 3
оценки: 12
рейтинг: 29
1

Фильм никакой. Точка. Зря потраченное время. Больше писать про это - себя не уважать. Михалков - и актер и режиссер никакой. Были хорошие работы, но это перечеркнула все достижения.

26
0
...
9 мая 2011
Фото shiklgrubber.livejournal.com
Фото shiklgrubber.livejournal.com
отзывы: 3
оценки: 64
рейтинг: 29
1

Артхаус Никины-Процентщика, снятый на бюджетные 50 млн., часть вторая: "Возвращение Блудного Усача или Как Толкиен и Черенки-от-Лопат возвысили Наше Кино".


Художественные прелести фильма описывать словами невозможно - их просто нет, отдельные проблески Меньшикова на фоне чередующихся движущихся картинок с михалковым не считаются. Сюжет пересказывать и анализировать тоже смысла нет - отдельные истории, которые можно обозвать: "Котов (михалков) и Меньшиков купаются", "Котов и Черенки-от-Лопат", "Котов и око Саурона", "Светлый паучок в тёмном царстве" и т.д. по сути своей фильм представляет из себя бессвязный набор сюжетцев, объединённых только одним - главным героем. При этом в виду общей бессвязности повествования длительность планов, диалогов и прочих режиссёрских премудростей затянута до невозможности - это сильно утомляет и как бы невзначай оправдывает стоимость потраченных километров киноплёнки. Бессвязность повествования дополняется вопиющим морализаторством и библейскими намёками, вроде родов под немецкими бомбами, когда одни нищие духом (и другими частями тела) выжили в аду войны как бы невзначай. Всё описанное выше, умело дополняется "исторической достоверностью" в варианте никитки-процентщика - заградотряды, Сталин с чаем, отчаянный штурм безоружными немецкой "цитадели" - всё смешалось в кучу и, по мнению режиссёра, должно играть в плюс антуражу картину и достоверности происходящего на экране. Отдельно стоит отметить небывалое обилие в фильме всевозможных мышек-норушек и лягушек-квакушек, все эти бесконечные мотыльки, паучки и прочее богатство животного мира изрядно утомляет своей нарочитой символичностью.
В результате совмещения затянутости и высокого градуса идиотизма фильм может быть мною рекомендован людям, которые не знают куда деть лишние 200-300 рублей или хотят за вполне приемлемые деньги поспать 3 часа в креслах кинотеатра.

24
0
...
6 мая 2011
Фото Михаил Гуров
Фото Михаил Гуров
отзывы: 4
оценки: 4
рейтинг: 28
9

Много плохих рецензий про фильм. Я все прочитать не смог, но мне показалось, что авторы "разгромных" строк либо изначально были "заряжены" обругать режиссера, либо ожидали совсем иного фильма, а именно фильма документально-исторического. С первыми все понятно: для них личность Михалкова-человека, заслоняет гений Михалкова-режиссера. У каждого человека есть полное право предаваться злобе, столько сколько ему хочется, поэтому не буду о них.
Вторым хочу ответить - Михалков не снимает документально-историческое кино. Почти все его фильмы обращают нас к истории ("Свой среди чужих", "Утомленные солнцем", "Сибирский цирюльник", "Статский советник"), но во всех этих фильмах историческая панорама служит лишь антуражем. Именно антуражем, декорацией, которую художник изменяет согласно с замыслом, идеей фильма. И это опять же его право как художника!
Именно потому, что "Утомленные солнцем" - не документальное кино, а художественное произведение, многое показанное в "Цитадели" не могло иметь места. Не было этой крепости, не воевали в 43 году палками, не могли они, главные герои, выжить и т.д. Но дело-то не в этом! Мы так привыкли наблюдать за примитивными сюжетами голливудских фильмов, которые конвейром идут через наше сознание в кинотеатрах, что совсем забыли о существовании иного кино, над которым надо подумать. Хотя бы немного.
Фильм не о железобетонной крепости, а о тех, кто выиграл войну. Слушайте диалоги! Цитадель - это не крепость. Цитадель - это человек, характер! И в фильме этот характер носит фамилию Котов. И именно Котовы в итоге побеждают немцев. Не пьяный генерал, который посылает штрафников на верную смерть, потому что задели его самолюбие. Не суицидальный энкэвэдэшник. Не интеллигентские "труженики тыла" с плоскостопием, ложащиеся под тех, с кем теплее. И не Сталин со своей великой политикой, а именно простой русский офицер, исполняющий свой долг, несущий ответственность за свои поступки и за жизни вверенных ему людей.
В фильме нет положительных героев. И герой Михалкова – не положительный. Он предатель, продавший свою семью, он трус, боящийся вернуться в лагерь, он просто безмерно самовлюбленный человек, командир, чей командный голос порядком напрягает. Но при всем при этом, он верен своему народу и своей стране.
Возможно в жизни главное не то, как ты ведешь себя в быту, а то, как ты ведешь себя в ситуациях, стоя на грани жизни и смерти. Мне кажется эта точка зрения режиссера. И с этой стороны Котов искупает свою жизнь. Его полное презрение к себе в конце фильма, когда он уходит с палкой на пулеметы, презрение к своему званию, своему социальному положению, своему будущему (армию обещали!!!) искупает все его грехи. И снова повторяю, именно Котовы победили. Именно благодаря им пала Цитадель оккупации. Именно Котовы (Михалков, Надя, Мерзликин, Смольянинов) въедут потом на танке в Берлин!
Фильм хорош. Сильный, яркий, в стиле настоящего русского кино, где главное не спецэффекты, а колоссальное эмоциональное напряжение и блестящая игра актеров. Моя оценка пять из пяти и вечный респект режиссеру за подарок ко Дню Победы.

13
0
...
17 мая 2011
Фото Алексей Виноградов
Фото Алексей Виноградов
отзывы: 11
оценки: 34
рейтинг: 28
1

Вот отличная рецензия, НЕ МОЯ :

Верьте! Ибо истину глаголем: «Цитадель» намного осмысленнее «Предстояния».
Верьте! Ибо истину глаголем: от этого только хуже.
Верьте! Истинно говорим вам: деньги за психоанализ должен получать психоаналитик, а не объект анализа.
Верьте! Истинно говорим вам: держите своих тараканов при себе, Никита Сергеевич. Мы и со своими-то не знаем, как сладить, а тут ещё ваши текут могучей ордой. В конце концов, это просто неприлично.
Ей богу, дорогие читатели, никогда ещё опыт кинозрителя не был так похож на работу профессионального слушателя, который принимает посетителей не больше, чем на час, укладывает на удобный диван и просит рассказать без утайки самое сокровенное. Одна беда — мы на это не подписывались!
Чего бы нам, не свихнувшимся на «Предстоянии», хотелось от продолжения, это отдельный вопрос. Как минимум — повторения опыта «Комнаты ужасов» в полуразрушенном парке аттракционов, где от творящегося абсурда хочется больше смеяться, нежели бояться. Что ж, режиссёр Михалков по-прежнему ретранслирует идею, что преимущества во Второй мировой СССР добился силами штрафбатов, при моральной поддержке дебилов в заградотрядах и под командованием в дупель пьяных командиров. Ну и под чутким руководством гениального стратега товарища Сталина.
Ох уж этот товарищ Сталин — пожалуй, главный клоун «Цитадели». Не раскрывая его гениального плана по штурму укреплённой фортификации армией с палками, мягко намекнём, что Котов вполне бы мог отправиться в Австралию ловить сачком кенгуру-камикадзе, чтобы заслать их с бомбами в «сумках» на штурм Берлина. По части осмысленности и конечного эффекта оба этих плана — киношный и придуманный нами бред — очень даже равноценны.
В рядах самых тупорылых злодеев кинематографа, таким образом, произошло пополнение: Мистер Фриз, Голдмембер и прочая киношная свистобратия рукоплещет своему новому собрату: рябому генералиссимусу с набитой бог знает чем (очевидно, что не табаком) трубкой. Поборники исторической правды могут хоть в массовом порядке бойкотировать кино, хоть устраивать парады на Красной площади: режиссёру «Утомлённых солнцем — 2» виднее, как на самом деле обстояли дела в Ставке Верховного Главнокомандования.

Цитата:
- Всю операцию, Котов, ты возьмёшь на себя (И.В. Сталин).

Фашисты, к слову, тоже в своём репертуаре — нежные европейские души, смотрят на врагов сквозь прицел пулемета под классическую музыку и отказываются подыгрывать кровавым планам Сталина. Так и говорят: мы, мол, офицеры Вермахта, а не палачи. Правда, за милую душу бомбят медицинский конвой, но тут всё ясно как день — их наверняка забыли уведомить об этой процессии заблаговременно. Любой может так ошибиться.
Сюжет, как и раньше, категорически делит всех героев на больших и маленьких людей. Большие, естественно, Котов с дочкой, маленькие — все остальные. За Большими и их последователями внимательно присматривает, извините, Бог, и с ними редко случается Cмерть, зато Маленькие мрут аки мухи. Поэтическая Справедливость не дремлет и терпеливо ждёт своего момента, когда кто-нибудь из Маленьких посмеет обидеть Большого.

Претенциозно? Весьма. Но эту претенциозность легко не заметить из-за местного Символизма.

Цитадельский символизм — самый активный символизм за всю историю кинематографа: он ползает, летает, рождается, вьёт паутинку и порхает. Поначалу немного забавляет («Ути-пути, мышка-норушка!»), временами пугает до усрачки (если местную сцену появления новой жизни показать по центральному телевидению в прайм-тайм, рождаемость в стране упадёт до нуля и расшибётся насмерть), но ближе к середине фильма утомляет до невозможности — ну сколько можно-то, а?

Даже Котов — никакой не персонаж, а живой символ. Олицетворение всей внутренней режиссёрской боли, пустоты и одиночества. Ощущение собственной ненужности и необоснованной уверенности, что его здесь держат силой.

«Цитадель» — самый настоящий вопль, только не о помощи, а просто вопль. Чтобы обратить на себя внимание, Никита Сергеевич Михалков с криком кинулся на пулемётное гнездо, а чтобы все оценили жест, он самолично собрал пулемёт, проверил механизм, установил свет и не забыл позвать зрителей.

Мы пришли. И увидели не просто никому не упавший героизм, а псевдогероизм на грани глупости, когда человек осознанно прыгает спиной на нож сорок пять раз.

И нахуя?
Юрий Лущинский, Михаил Судаков
11 мая 2011

1
0
...
13 мая 2011
Фото Ирина Телина
Фото Ирина Телина
отзывы: 4
оценки: 4
рейтинг: 28
1

После десяти минут мощной завязки у цитадели действие фильма проваливается в никуда. Между тем, с экрана не сходит Михалков, главный герой фильма и главный победитель всех и вся. Что бы ни происходило, всемогущий и всесильный Михалков (не Котов!) выходит сухим из воды. Вот он подарил генеральские часы солдату-инвалиду и пускается в пляс. И что вы думаете?! Генеральские часы снова у него на руке! Фильм Михалков посвятил вовсе не отцу-фронтовику, а самому себе. Режиссер Михалков снял фильм для своего самого любимого актера - для себя самого. В конце фильма (должна же быть развязка!) снова возникает на экране неприступная цитадель. Зритель уже знает, что Никита Сергеевич, вооружившись деревянным колом, обязательно возьмет эту крепость. Неизвестно как, но возьмет. Так и есть: цитадель самовзрывается. Однако это еще не конец. Михалков стоит на мине. Драматический момент. Неужели взорвется?! Бах! Красное во весь экран, затем темень. Все-таки он взорвался! - думает зритель. И ошибается. Через минуту Михалков вылезает из танка и счастливо улыбается. Он идет на Берлин!
Банальные моменты для батальных фильмов "и всюду жизнь" перечислять не буду. Скажу только об одном, когда в съемках участвует новорожденный младенец с еще не перерезанной пуповиной. Это кошмар! Притащить новорожденного из роддома (или роженицу) на съемочную площадку - это ведь надо было додуматься! Ради чего? Ради дешевого натурализма. Судить за такое нужно.

24
0
...
7 мая 2011
Фото Erwik_mo
Фото Erwik_mo
отзывы: 18
оценки: 39
рейтинг: 28
1

Люди, поздравляю вас всех, мы пережили эту чушь! Пока ещё даже не верится, что больше не будет дополнительных серий к этому произведению на следующий год! Это один из тех моментов, когда думаешь - и хорошо, что все когда-то кончается.

2
0
...
7 мая 2011
Фото art_olympic
Фото art_olympic
отзывы: 9
оценки: 86
рейтинг: 27
9

Народный артист РСФСР, кавалер Ордена "За заслуги перед Отечеством" (трёх степеней), председатель Союза Кинематографистов России и счастливый обладатель "мигалки" – Никита Сергеевич Михалков – уже давно перестал быть просто кинорежиссёром. Сам себя он, по-видимому, считает если не "совестью" эпохи, то уж точно её голосом. Утомлённый солнцем уже во второй раз, он делает экранные высказывания, которые кто-то по старинке величает фильмами.
Критики изошли на мыло: мол, и сюжет-то шит белыми нитками, и на историческую достоверность режиссёр наплевал, и снег-то у него компьютерный, и вообще – не было такого! Не было! А Михалков знай себе в усы посмеивается. Ему ведь и историческая достоверность, в общем, не нужна. Он ведь не про Великую Отечественную снимал. А про войну вообще. Как бойню. Как проверку на прочность. Как форму жизни. Как форму смерти.
Его заносит то в странные аллегории, то в шокирующий натурализм... Бог с ней с фабулой – Дьявол кроется в деталях. "Утомлённые солнцем-2" – это сплошь детали, иногда близкие к реальности, иногда фантастические. Все вместе, нелогичные, порой бессвязные, но доведённые до абсолюта, высшей точки возможных человеческих эмоций эпизоды – складываются в странную параллельную реальность. Это не язык текста, жеста или звука. Это язык ощущения.
Его невозможно понять, не отключив критический разум. Михалков, как его же Котов на сеновале, требует ему – отдаться. На три часа. Без оглядки, без остатка, отключив голову, забыв, что на свете есть учебники истории и советский кинематограф, не боясь обрызгаться чужой кровью, выбросив из головы мысли о предосторожности и собственные предрассудки. Как умелый любовник он способен довести зрителя до экстаза, при условии, что зритель в это время не отвлекается на попкорн. И вот тогда, находясь в этом параллельном мире, можно... нет, не понять – почувствовать всё. На себе.
Плавание на мине в "Предстоянии", и ополчение с палками в "Цитадели" – условность, плод воображения. Могло быть, а могло и не быть. Эта фантасмагория – лишь средство. Только поставив своих персонажей в совершенно невероятные условия Михалкову удается сказать именно то, что хотел. И именно так, как хотел. О любви (в том числе к себе и своей семье), о счастье, о человеческих отношениях, о правде жизни, о глупых подвигах и пьяных командирах, о роли личности в истории, и истории в жизни личности – грандиозный монолог, стоимостью в 55 миллионов долларов. Экранный манифест, который можно упрекать в чём угодно, но только не в отсутствии авторской позиции. И уже не важно, пойдут зрители штурмовать "Цитадель", или останутся в окопах западного киноширпотреба. Демиург высказался. Имеющий уши да услышит.

4
0
...
12 мая 2011
Фото Сергей Велком
Фото Сергей Велком
отзывы: 7
оценки: 7
рейтинг: 26
3

В своем отзыве я напишу общие впечатления об УС «предстояние» и «цитадель»…
Когда я услыхал как обгаживают фильм, я подумал что это какая-то больная реакция на Никиту-свет-Михалкова и решил сделать для себя обьективную галочку в своем восприятии этого опуса…
Ну и по порядку:
Впервые вижу такую кучу великолепных актеров в таких бездарных эпизодах... Спрашивается – нахрена? Ну сыграл Гафт урку с прищуром в очках… Ну сыграл Дюжев придурковатого «хвоста» комдива Котова, ну сыграл Маковецкий капитана… НАХРЕНА? Для антуражу? Нет, ну Миронов конечно мощен… Собственно говоря я рекомендую «Предстояние» именно ради этих пятнадцати минут сильного впечатления от Миронова… Это было настолько сильно, что я был готов простить дальнейший позор Михалкову… Но… позор все таки пересилил мои позывы к сентиментальности…
Все остальное было просто возмутительно…
У меня создалось полное впечатление, будто это была не та самая Великая Отечественная война… Это была война Михалкова с Советским Союзом и со всем его наследием… Михалков все время твердит зрителю, что это не русские люди победили фашизм, что русские люди, драпали, прятались, пугались, кричали, ссались, умоляли… Что победили фашизм комарик, паучок и… И комдив Котов… Вот кто смело шел в атаку, вот кто поражал народ чудесами храбрости, а за ним бежало быдло, даже не знающее что кровь пьют комарихи…
И весь фильм раздражали эти роковые, прямо таки индийские, стечения обстоятельств… Вот комдиву дали другую статью аккурат перед расстрелом по его прошлой, вот сигнальной ракетой расшибло башку фрицу решившему посрать на бреющем полете на баржу, вот гулящей миной разнесло баркасик с истеричкой и политработником, вот мина повисла на люстре церкви, вот солнышко светит на очки, вот комарик… Вот паучок, вот ребенок… Я уже был в ожидании, что немец и какой-нибудь советский коммисар сымут посреди поля боя портки, увидят на жопах друг-друга родимые пятна в форме распятия, и обнимутся, узнав что они кровные братья произведенные на свет от похождений Штирлица в Германии и русском селе Пузырево…
Все эти акцентики, навязчивой тучей кружатся по фильму, создавая впечатление сказки, рассказанной пленным румыном, с поврежденной кукушкой… В фильме нет смелых русских людей… ВООБЩЕ… Ах, нет… Есть… Это (ну как жеж я мог забыть!!) комдив Котов, и обожженный парнишка у танка… Пичиму он смелый, спросите вы? А он смело попросил показать сиськи! Вот представьте – вы восемнадцатилетний юнец, вы рождены в Советском союзе, где слово «эротика» и «обнаженная» - это статья на лет шесть-семь с конфискацией имущества… Вы ничего этого не знаете и не видели, и вот вы смертельно ранены… Обожжены… Вам плохо (это вполне естественно), к вам подползает санитарка… Вы попросите санитарку показать сиськи? Никита-свет-Михалков считает что попросите… Вы ж быдло…
Горько… Горько осознавать, что мы, зрители, являемся свидетелями вендетты Михалкова со Сталиным и политическим строем… Горько осознавать за кого нас держит Михалков… Горько осознавать что немцы в фильме – это вымуштрованные и интеллигентные дворяне, с замашками благородства… «я боевой офицер, а не палач» заявляет фашист… Ути божыж ты мой… Ну конечно же ты не палач… Ведь ты не видел как вырезают, сжигают, насилуют, угоняют в рабство, уничтожают твои сослуживцы людей… Ты ж в очках с неподходящими диоптриями! За-т о сочно описывается сценка, где кучка чудом выживших русских солдат лихо поет разудалую песенку приплясывая, на фоне останков машин и трупов своих, недавно живых еще сослуживцев… Вот где суть Михалковского видения…
Не знаю… Мож не читал Михалков хронику… Мож не посчитал за правду то, что в отчетах немецких войск постоянно отмечалось, что русские в плен сдаются неохотно, сражаясь до последнего патрона, что погибали генералы, сражавшиеся со своим личным составом, что в первые месяцы боев было огромное количество подвигов сделанных русскими солдатами и офицерами… Да, не спорю, есть у нашей истории темные пятна… Да… Пороморгали начало войны… Да… Были поражающие по бесчеловечности приказы командования… Да… Отступали и бежали… Но победили же!!! Не потому что Котов с палкой неспешным шагом пошел на цитадель! Не потому что солнышко светило на очки! Не потому что что сняли с должности пьяного генерала! А потому что ЛЮДИ СРАЖАЛИСЬ… ХРАБРО, СТОЙКО, МУЖЕСТВЕННО…
А фильм… Фильм – это какая-то бормотуха, с сисками, жопами, погонами, перчатками с железными пальчиками, гусеницами с кровавой грязью, и ссыкливыми пионервожатыми… И хочется спросить у Никиты-свет-Михалкова – «а вы не охренели, господин, Михалков?»

7
0
...
4 июля 2011
Фото Александр Пу
Фото Александр Пу
отзывы: 15
оценки: 34
рейтинг: 26
1

Михалков давно не снимает и не продюссирует фильмы! Это чисто коммерческий проект, как и другие его жуликовские ходы с 2% и мигалкой.
Снять на доброй памяти первого фильма УС-1 вторую, да еще такой недоработанный шлак, да еще в двух частях!! верх цинизма и неуважения к своему народу.
Просто череда кадров, на которые было выкинуто денег с целью привлечения еще больших денег, чтобы люди два раза сходили в кино по 420 рублей, чтобы узнать чем все закончилось.
А в Эхо Москвы он заявил, что я столько денег потратил на этот фильм, а люди не идут. Фильм на который потрачено столько денег не может быть плохим, просто быдло его пока не оценило!!! Это нормальный человек говорит вообще?!
Последнее что я смотрел у михалкова, это 12. Римейк фильма 57 года, в надежде что нынешний зритель уже не помнит этого фильма.
Это было последней каплей для меня. михалкова и все что с ним связано не смотрю и не интересуюсь в принципе!

9
0
...
3 июня 2011
Фото Anton_Guevara
Фото Anton_Guevara
отзывы: 11
оценки: 142
рейтинг: 26
1

После просмотра советских фильмов о войне я плакал о погибших героях и гордился их мужеством и отвагой русского и братских советских народов. После просмотра фильма Михалкова у меня чувство, как будто мне в душу нагадили: ложью, фальшью. Зачем Автор снял такое кино, он же прекрасный режиссер, неужели он ошибся? Он не ошибся, он все сделал правильно, его цель как раз и была: показать, что русские - тупая скотина, которую уничтожает не столько враг сколько собственная глупость и циничность советского руководства! И в войне он вообще непонятно как победил (наверное с помощью супермена Котова). Такие фильмы уничтожают чувство национального достоинства, их нужно запрещать, а мы продолжаем не нести создателем Цитадели триста рублей за билет, чтобы "отбить" затраченные на наше зомбирование деньги.

19
0
...
9 мая 2011
Фото Юлия
Фото Юлия
отзывы: 32
оценки: 42
рейтинг: 26
3

Третья часть меня несколько разочаровала, все действие происходит в основном в домах, батальных сцен нет, так пара взрывов. Не понравилась линия с женой Котова, рассказ о том, как она была одновременно с тремя мужчинами не порадовал. Плюс неприятен был эпизод с родами (ну это может быть кому как). Вторая часть намного лучше и душевнее, сказать что цитадель полный бред не могу...просто средний фильм...просто Михалков.

8
0
...
8 мая 2011
Фото Маринчик Маринина
Фото Маринчик Маринина
отзывы: 22
оценки: 22
рейтинг: 26
5

Для придания боевого духа к празднику Победы - не так и плохо. Из актёров только Михалков и тянет(не сравнить, ессно, с первым фильмом) Толстоганова, Меньшиков, обе сестрички (Аня-Надя) и пр. - ай-яй-яй, как плохо........, жалко их . Мадянов - классный в очередном негодяее. Мерзликин, Деревянко - можно поверить, если постараться. Ах, как не хватает Дапкунайте, Крючковой, Вячеслава Тихонова. А Панфилов был в сценаристах в первых сериях??? Его привлекли, как ударную силу (вместе с супругой?)

2
0
...
7 мая 2011
Фото Георгий Георгиев
Фото Георгий Георгиев
отзывы: 4
оценки: 112
рейтинг: 26
1

Странный пример индивидуальной галлюцинации выдающегося режиссера, почему-то воспроизведенный на пленке и не поддающейся жанровой класификации. Было у Михалкова забавное интервью, где он рассказывал, как они с братом курили, кажется, ганжубас. Так вот - это интервью было приквелом, объясняющим все происходящее на экране. Воспринимать это как фильм невозможно, а как стендап номер стареющего комика обидно. Поэтому наркотический сон - где родственники, знакомые и просто известные люди хаотично смешиваются в череде кажущихся нормальными, но совершенно безумых в своей совокупности действий - является самым приличным объяснением трех часов, проведенных в обществе резинового утенка и киноклассика, съехвашего с катушек.

22
0
...
5 мая 2011
Фото dmitriysokol19
Фото dmitriysokol19
отзывы: 5
оценки: 5
рейтинг: 25
5

Долго мучался вопросом: "две звёздочки" - маловато, а "три" - вроде бы перебор... За визуальный ряд можно и на "четыре" расщедриться, но сюжетная линия, качество диалогов, смысловая нагрузка - простите, это за гранью... В одном из интервью Михалков уверял всех тех, кто не смог ничего понять в его "Предстоянии",что,посмотрев "Цитадель", всё у них в головах встанет на свои места, туман неприятия рассеется, станет понятен гениальный замысел МАСТЕРА и стены кинозалов рухнут от аплодисментов и оваций! Что ж, посмотрели ... Каша в голове заварилась ещё круче от попыток хоть как-то состыковать изначально нестыкуемые эпизоды этого фильма, при этом судорожно вспоминая соответствующие эпизоды фильма предыдущего. Выстроить из всего этого сколько-нибудь стройную понятную сюжетную линию, хоть убейте, не получилось. Зачем эта мешанина из малозначительных, совершенно необязательных сцен, эпизодических персонажей и совершенно не относящихся к происходящему на экране диалогов ??? Зачем столько крика, визга и выпучивания глаз, которыми весьма посредственные актёры и актёрки пытаются прикрыть свою профнепригодность??? Не мог же автор за последние 15-20 лет растерять, растратить свои талант и мастерство? Ведь были же и гениальные "Раба любви" и "Обломов", трогательное "Механическое пианино", душевная "Родня", отличный лихой истерн "Свой среди чужих..." А данных фильмах, по-моему, того Михалкова-режиссёра и близко нет... Такой фильм мог снять любой режиссёр из тех, чьи сериалы про войну пачками крутят по всем телеканалам. Правда не один из них не стоит так близко к бюджетной "кормушке" и не ручкается запросто с "небожителями" из не к ночи помянутой "Едрёной России". А вообще, мне кажется... нет, я абсолютно убеждён, что надо прекратить снимать фильмы и сериалы о войне! Ибо ничего нового, господа современные режиссёры, Вы не можете сказать и не скажете... А создать фильмы по эмоциональному восприятию и глубине сравнимыми с "Они сражались за Родину", "Отцом солдата", "Летят журавли" Вам от природы, увы, не дано !!! Эти шедевры создавали люди ( режиссёры, актёры) войну прошедшие, пережившие её страх и ужас, видевшие кровь...А Вы что о той войне знаете? Хотя бы одну книгу прочитали? Хотя бы с одним ветераном поговорили? Сильно сомневаюсь... Так что, лучше не позорьтесь....

2
0
...
11 мая 2011
Фото Марат Гарифуллин
Фото Марат Гарифуллин
отзывы: 5
оценки: 5
рейтинг: 24
3

"Утомленные солнцем: Цитадель" еще смешнее, чем "Предстояние".

Мне кажется главная ошибка "Предстояния" и "Цитадели" в том, что основной фильм "Утомленные солнцем" был настолько сильным и настолько емким, что писать какое-либо продолжение было кощунственным, все равно, что дописывать гениальную симфонию или картину. Все вопросы которые остались не раскрытыми в "Утомленных солнцем", вопросы на которые мне когда-то до смерти хотелось знать ответы и делали этот фильм таким сильным, и заставляли думать о нем, домысливать, сопереживать.
Вобщем это ошибка всех продолжений великих фильмов "Ирония судьбы", "Служебный роман" и так далее, все сиквелы - не более чем однодневки и воспринимать их всерьез не стоит. Михалков же немного смешон в свой позиции объяснить всем и каждому почему его "Цитадель" гениальный фильм.

PS: Михалкова, как режиссера и артиста - люблю, по почти всем его предыдущим фильмам. А сложившаяся вокруг его "мигалок" ситуация удивительным образом напоминает мне сюжет фильма "Инспектор ГАИ", где сыгранная им роль из фильма перенеслась на его настоящую жизнь.

6
0
...
31 мая 2011
Фото KinoKurier KinoKurier
Фото KinoKurier KinoKurier
отзывы: 50
оценки: 50
рейтинг: 23
5

К очередной годовщине Победы выходит третья часть саги Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Цитадель» - эпический боевик с бомбардировками, лихими мордобоями, смешной шуткой про Иосифа Виссарионовича и слезливым финалом.
1943-й год. Отсидевшему по политической статье бывшему комдиву Сергею Котову (Никита Михалков), сражающемуся в штрафбате, возвращают генеральский чин, потому что без таких, как он, войны не выиграть. Когда-то руководивший его арестом друг семьи, полковник НКВД Митя (Олег Меньшиков) мучается от осознания собственной подлости. Теперь в перерывах между попытками свести счеты с жизнью он помогает Котову. Дочь комдива, медсестра Надя (Надежда Михалкова), начавшая заикаться со времен своего знаменитого путешествия по морю на мине (см. предыдущую часть, «Предстояние»), снова напарывается на мину и едва не погибает. Генерал Котов, вооружившись одной деревянной палкой, идет брать немецкую цитадель. Сама земля русская помогает его славным деяниям, посылая в помощь простого советского комара и паучка.
В третьей части «Утомленных солнцем» Никита Михалков сплетает воедино нити, спутанные во второй. В ней меньше временных разбросов, повествование более внятное. Потерянные герои находятся, злодеев настигает возмездие. Военных действий меньше, зато есть ностальгический эпизод, где Котов возвращается на дачу, казалось, навсегда покинутую им перед арестом в тридцать шестом. Сделано это все в той же форме сборника баек, с простонародными образами, песнями под гармонь, удалым галопом на белом коне, обязательным романсом и патетическими танками, едущими брать Берлин под музыку Вагнера. Трудно не согласиться с тем, о чем говорит Михалков в «Цитадели», а говорит он, в общем-то, очевидные вещи. Есть люди порядочные, есть непорядочные. Негодяи умеют ловчить, им жить удобнее. Но справедливость в мире все-таки есть, провидение помогает добрым людям. Истина в соборности, сталинский режим людоедский, враг будет разбит и т.д. В подтверждение тому – несколько солдатских анекдотов, сонм известных имен в титрах, безукоризненно глянцевая картинка клипового оператора Владислава Опельянца и без малого три часа экранного времени.
www.kinokurier.ru

0
0
...
7 мая 2011
Фото Игорь Белоусов
Фото Игорь Белоусов
отзывы: 7
оценки: 25
рейтинг: 22
9

численное превосходство негативных и злобных отзывов просто требует от меня озвучить мнение. "цитадель" - один из самых ярких фильмов последнего времени, который я захочу не раз пересмотреть. во-первых михалков дерзок, он красив и безобразен. во-вторых фильм находится далеко над "историей отечества", здравого смысла и рационального восприятия, хотя речь идёт об очень простых вещах, михалков просто размазывает их по вашим щекам.) я мог на каждой пятой сцене плеваться, или хохотать, говорить, что "чушь и бред", мне могло быть стыдно, но ничего этого не было, я был шокирован и был застигнут врасплох.
искренне рекомендую, сходите. фильм для "послезавтра".

7
0
...
11 мая 2011
Загрузить еще