Москва

Все отзывы о фильме Утомленные солнцем-2: Цитадель

2011, Германия, Россия, Франция, IMDb: 4.1

4.4
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Роман Волобуев
Фото Роман Волобуев
отзывы: 543
оценки: 506
рейтинг: 5223
Смерть Ахиллеса

Что последний боевой выход комдива Котова станет миссией самоубийцы, было, в общем, понятно. Прошлогоднее «Предстояние» — нескладный, запинающийся, но в разы не такой ужасный, как все себя тогда убедили, фильм неожиданно сплотил страну в общем порыве раздражения, обычно такое единение нации случается только на футболе. Общественный консенсус в России редкость, по нему все соскучились, так что у «Цитадели» не было шансов, даже окажись она вдруг новым «Апокалипсисом сегодня».

К чести картины, с которой всем заранее все было ясно, вторая серия вторых «Утомленных» ухитряется преподнести несколько сюрпризов. Главный (и для большинства это, видимо, будет дополнительный повод сходить на «Форсаж-5») — Михалков более-менее махнул рукой на военный жанр: война здесь отодвинута даже не на второй, а на пятый план. Штурм пресловутой цитадели занимает несколько минут в финале, и это на самом деле не вполне штурм, да и сама цитадель — скорее метафора. Центральная часть фильма — и едва ли не половина от почти трехчасового метража — галлюциногенное, как и все здесь, возвращение комдива к себе на дачу и его встреча не то с бывшими домочадцами, не то с их призраками-двойниками (учитывая, что половину играют другие актеры, второе кажется вероятней).

Этот камбэк в декорации 17-летней давности оказывается страшней любых бросков на немецкие доты. Михалков сознательно переснимает ключевые моменты из первых «Утомленных» в формате театра жестокости, но настоящий ужас — не в том, что он пытается сделать, а в том, как неловко у него получается. Неуклюжесть почерка в «Предстоянии» хотелось списать на непривычный для автора жанр эпического полотна (за размахом личности как-то забывается — автор всегда был камерным режиссером). Но тут, казалось бы, коронный михалковский формат — актерский фильм в четырех стенах, триллер вперемешку с клоунадой, игра интонациями, прибаутки, мужские разговоры — а все равно не клеится, сценарий ползет по швам, актеры дружно дают петуха, чувство — будто играет оркестр, где расстроены все инструменты, включая барабан.

Набирающая популярность трактовка, по которой события «Утомленных-2» надо считать предсмертным бредом расстрелянного в 1936-м (вариант — накрытого фугасом в 1943-м) комдива более-менее снимает претензии, предъявляемые картине людьми, много читавшими про войну в «Википедии». Сюда отлично встраивается и смутная, как во сне, география происходящего, когда окоп соседствует с подмосковной дачей, и демонический Сталин, зачитывающий Котову полный список его злодеяний, и даже то, что на знакомые имена то и дело отзываются посторонние артисты.

Проблема не в том, что Михалков нарушает правила, прогибает под себя реальность, отечественную историю и так далее, а в том, что в его фильме отсутствует то единственное, что дает художнику право на все эти вольности — базовая кинематографическая магия. Когда он пугает — не страшно, начинает шутить — сразу хочется выйти куда-нибудь покурить, пытается обаять и растрогать — вот что уж он всегда умел как никто, а тут вдруг — не умеет. Его не слушается ни время внутри фильма (каждая вторая сцена длится вчетверо дольше, чем ее можно вынести), ни оператор Опельянц, самозабвенно берущий крупные телевизионные планы всего, что только можно, ни даже персонажи: артист Мерзликин перед бессмысленной атакой сообщающий, что больше никуда не пойдет — не потому что боится, а потому что не хочет выглядеть мудаком, кажется, имеет в виду не конкретную атаку, а двухсерийное предприятие в целом.

В полной мере режиссеру подвластна в основном мелкая живность, которой в «Цитадели» на удивление много: фашистская мышка, судьбоносный паучок, компьютерная бабочка, бесконечно делающая бяк-бяк-бяк из одного угла кадра в другой, настырно символизируя что-то, про что все давно забыли. Ноет заевшей пластинкой злополучный польский романс, крутится по третьему разу старая сцена про мягкие пяточки, несчастная Толстоганова, которую воскресший муж просит смешно, как в первой серии, щелкнуть челюстью, застывает с открытым ртом и, кажется, сейчас сорвется и заголосит навзрыд, что щелкала-то Дапкунайте, а она отродясь так не умела — чего пристал. Про линию с резиновой цаплей-пищалкой, которую Котов полфильма не выпускает из рук, лучше даже не начинать — слов все равно не хватит.

Странным образом Михалков в случае «Утомленных-2» оказывается абсолютно неповинен в большинстве тех смертных грехов, в которых его дежурно обвиняют, — это, если приглядеться, довольно самоуничижительный фильм, к тому же снятый скорее наперерез конъюнктуре, чем ей в угоду (тот же Сталин — социальный заказ сегодня скорее на эффективного менеджера с трубкой, а не на упыря-чернокнижника, которым он выведен здесь). Есть подозрение, что, упакуй Михалков свою разудалую метафизику в один фильм — получился бы дьявольски эффектный военный вариант «8 1/2» (не факт, впрочем, что за это его возненавидели бы меньше).

Но размазанные почти на шесть изматывающих хаотичных часов «Утомленные-2» не работают ни в координатах реального мира, ни как репортаж из подсознания. «Предстояние» еще как-то держалось на ощущении, что вот сейчас что-то начнется, в «Цитадели» на 15-й минуте становится понятно, что не начнется ничего и никогда. Что Михалкова — этой большой, раздражающей, противоречивой, при этом невероятной цельной фигуры — больше нет. Он незаметно (в первую очередь для себя самого) присоединился к сонму заслуженных отечественных режиссеров, чьи фамилии тускло отсвечивают успехами двадцатилетней давности, которые что-то снимают, чаще для телевизора, сопят на зрителя, который — бесполезный дурак и хочет смотреть только «Яйца судьбы» и «Форсаж-5» — и, в общем, мало кому интересны. Тот Михалков, которого здесь все любили и ненавидели, закончился. Сошел на нет, растворился где-то между монологами в телевизоре, манифестами про то, как обустроить Россию, и коммунальной полемикой с ему одному важными оппонентами (какой Союз? каких кинематографистов? какие критики? who gives a fuck?). Это очень грустно. Михалков — как носорог, с которым не обязательно было сходиться во взглядах на мироустройство, но без которого это самое мироустройство кажется неполным, бедным и скучным. И хватит уже про паруса на танках, «покажи сиськи» и недобранные в прокате миллионы. Он больше не с нами, он где-то там, сидит на березе и говорит сам с собой. В таких случаях полагается пить не чокаясь.

1
1
...
28 февраля 2019
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Melissen Master
Фото Melissen Master
отзывы: 55
оценки: 97
рейтинг: 93
9
УМНОЕ КИНО ДЕБИЛАМ НЕ ПОНРВИТЬСЯ

Фильм глубокий, эмоциональный, напряженный с множеством смыслов и планов. Некоторые недоработки я готов простить за драматичность, неожиданные повороты сюжета, раскрытие новых черт героев и сильный психологизм. Это история любви, войны, отчаяния, радости, и невероятной удачи, а так же прощения, отвественности. Во многом это философское кино, которое демонстрирует зрителю разные стороны душ и жизни в целом, и той войны, той эпохи в особенности.
Герой гражданской войны комдив Котов по-новому открывается зрителю. Из жертвы репрессий он оказывается человеком с темным, жестоким прошлым. Тяжело пострадав от Сталина и его репрессий физически и психологически и даже в личном сеймейном плане пережив из-за Красного Монарха столько горя он возращается на служение Вождю. Возвращение Котова в любимую им семью вскрывает пропасть которая выросла между ними за время его отсутствия.
Котов несколько раз в фильме совершает неожиданные для зрителя поступки и демонстрирует неожиданные внутренние перемены. Он меняется потому что жизнь его ломает, закаляет, трансформирует. В этой части сплетаются во едино все ничтоки не только Предстояния, но и Утомленных Солнцем 1. Судьбы героев вновь пересекаются и происходит НЕСКОЛЬКО за весь фильм катарсисов. Умный зритель в шоке, заваражонно наблюдая эту драму под названием ЖИЗНЬ ВРЕМЕН Великой отечественной, когда добро и зло перемешались и трудно было понять, где свет, а где тьма, и где многие люди жили на ощупь, как умеют, как подсказывает им чутье в зависимости от наличия или отсутствия совети, порядочности и других качеств. Этот фильм повествует о каждом из героев. Но кроме того в ней хорошо показана жестокость и беспощадность войны. Посмотрев этот фильм я понял что такое была Великая Отечественная война и какой ценой досталась нам победа. Судя по всему этот фильм не для всех. Отупевшие от американского говна зрители негодуют, что им подсунули? И критика льется рекой! Создается впечатление, что люди вообще потеряли способность чувствовать и думать. Плюс фильма еще и в том, что в нем все взрывы натуральны, танки настоящие, что роднит Цитадель с советским кинематографом. Это какое-то слияние советского качества и пафоса с современным беспощадным взглядом на ту эпоху. Это явно не национальное русское кино, а все еще имперский фильм. Дух Советского прошлого исходит от фильма, давая возможность погрузиться в сталинский комунизм.
Я вышел из зала под глубоким впечатлением, и еще целый день ходил в шоке, рассказывая всем об этом фильме. Это лучший российский фильм 2011 года в этом сезоне.
Михалков, браво! Олег Меньшиков просто бесподобен! Гениальный актерский состав! Жаль, что вкусы и интелектуальный уровень массового зрителя не позволяет оценить этот шедевр по достоинству. Быть может, что россиян тема ВОВ вообще мало цепляет. Какие фильмы пользуются наибольшим спросом у толпы? Если бы Михалков снял боевик про бандитов разъезжающих на черном бумере, то попал бы в точку.
Советую дебилам не ходить на него, а сходить на что-нибудь американское. Вам ведь все равно не нравиться, так зачем потом позориться, оставляя едкие и противные каментарии тут на Афише? Оставте хорошее кино тем для кого оно снималось.

2
0
...
31 мая 2011
Фото Очень Злой Монтажер
Фото Очень Злой Монтажер
отзывы: 35
оценки: 35
рейтинг: 93
3

Ей-Богу, я не понимаю...
По-моему все задумано правильно, хорошо снято по операторской работе, актеры старались(кроме Михалкова и дочерей) но впечатление...
Командир штрафников бежит плакаться в жилетку Котову, Митя бежит за Котовым, Котов бежит от Мити... В этом фильме герои вообще много бегают, то друг от друга, то наоборот...
Котов то дает заботливого отца и наставника, учащего жизни, то какого-то дурашливого полупомешанного старикана, а то и вообще какого-то блатаря. Извините, розочкой махать перед как-бы любимой женщиной с ребенком на мой взгляд мужик не должен.
Остановлюсь на пресловутом штурме.
Котов молодецки закидывает палку на плечо и вразвалочку чапает в сторону немецких укреплений. Слегка поколебавшись за ним направляется сначала один, потом другой, третий, четвертый и так далее и так далее.
Все психические атаки всех войн человечества меркнут перед этим зрелищем-вот вам, фашисты, наш ответ на танки с парусами!!!
Атака с дрынами повергает немецкое командование в панику. Фрицы истерично носятся туда-сюда, таская снаряды размером с небольшую торпеду. Сирена гудит так, что на нашей стороне ее слышит контуженная Надя, со времен "Предстояния" не утратившая здорового любопытства. Надя срывается с места, дабы поглазеть на причину такого переполоха. Следом за ней срывается половина медсанбата. Мне почему то представилась царевна младенченских лет, которая искренне и радостно резвится на лужайке, а за ней бегут няньки-мамки-стольничие-постельничие, кои должны за ней приглядывать.
Ну дальше вы знаете: паучок-снайпер-мышка. Цитадель наиэффектнейшим образом взрывается ко всем чертям. На лицах Котова и К искреннее изумление: Че за ботва, мля!!! Токо собрались, токо разогрелись, а подлые дойчи банально слились!!! Кому теперь люлей отвешивать растудыть твою тудыть!!! Массовка убегает, Котов неторопливо продолжает свой моцион. Тут подтягивается неразумное чадо, само собой умудряется вляпаться в коровью лепешку(немецкую мину), но папа на то и папа, чтобы все кончилось хорошо.
Финальный аккорд-что-то вроде "Четыре танкиста и собака"(Нет, опять же, я верю героине Чуриковой, но не верю Котову в новехоньком шлеме с орденами и дочурой на броне-блин, это что за пикник такой?)
Вот такой вот у нас Большой Стиль.
Я не его сторонник в данном случае.

11
0
...
23 мая 2011
Фото astra
Фото astra
отзывы: 38
оценки: 37
рейтинг: 92
3

Приветинет!
Неадекватный, врунливый) пафосный, рехнувшийся, марзматичный, а все еще Никита Сергеевич! Как не странно есть к нему еще кредит доверия!
Фильм о том, как вся армия, вся советская рать не может Шалтая-Болтая (Цитадель) взорвать. Но русский снайпер проснулся, стрельнул и его волшебная пуля всю крепость за десять секунд времени разнесла! Все! Остальное время фильма долгие разговоры, разъяснения сюжета и многозначительные пустые планы. Пару раз в фильмевозникали, как воспоминания главного героя, эпизды из Утомленных солнцем. БЛ...! Как же круто Михалков снимал!
Кто ожидает, что вторая часть лучше первой, тот лоханется. Те же яйца, только в профиль) Естественно, большая часть бюджета - это гонорар Михалкова и эта часть бюджета очень даже видна на экране. Сценарий - полная лажа! Актерские работы - ничего особенного ни у кого! Спецэффеты - на уровне их отсутствия! Но дочки НСМ были на своем месте и играли достойно! Вторая часть, безусловно, соберет зрителей поболее первой. Ибо, в рекламное наеба..во включился первый канал. Достоинства у фильма есть, но в целом фильм сварливого, впадающего в маразм, импотентировающего человека...

13
0
...
6 мая 2011
Фото Сергей Орлов
Фото Сергей Орлов
отзывы: 21
оценки: 22
рейтинг: 88
1

Этот фильм невыносимо смотреть мне было потому что я люблю и интересуюсь историей своей страны. Просто книги читаю. Столько выдумки а по сути лжи о Войне никто еще не снимал.
Прежде всего сама цитадель это полная чушь - на реальной войне в России такие укрепления просто не строили ни мы ни немцы поскольку их легко просто обойти оставив роту солдат для блокирования или если по какой то странной причине надо обязательно взять, то такие открытые укрепления не сложно разбить тяжелой артиллерией. Кто не знает вбейте в Вики "Б-4 советская гаубица калибра 203,4 мм"
Такого оружия у нас было достаточно.

Поскольку на плечах у Михалкова погоны, то значит как минимум речь идет о лете 1943 года. Палками тогда уже не воевали. И солдат кстати набирать становилось все трудней - первые два года выбили миллионы.

Я думал по названию, что СМ снимет фильм о Курской Битве, немцы дали ей название Цитадель как раз лето 1943. Он опять снял чушь. В том гиганском сражении погибли сотни тысяч наших солдат. Но не палками они сражались - у них было современное оружие. Они сломали ход войны и она пошла назад на запад в Берлин. Эти люди гибли не как безсловестные скоты в фильмах Михалкова. Они гибли самой достойной смертью какая может быть у мужчин - смертью защитника своей страны, народа и своей семьи.

Мне наверно можно возразить что художник имеет право на свое видение войны. Согласен. Но тогда пусть снимает некую мифическую войну например как его братец это сделал в "Щелкунчие". Крысы в форме СС это не плохо.

Может быть проблема Михалкова в том что наша Великая Отечественная еще слишком близка к нам и во многих семьях еще передают старики молодым истории как это было на самом деле.
Вот одна про Цитадель которую мне рассказал отец: "...в 1941 мы уехали из Москвы в Орел, и попали в оккупацию, Мне было 8 лет когда наши освободили Орел в 1943 (операция Цитадель). Мы поехали с матерью обратно в Москву. Вдоль дороги из Орла на много километров стояли наши сожженные танки, один за другим, обугленные остовы по обе стороны, сотни. И ни кого. Я увидел только одного живого танкиста, он сидел у своего сгоревшего танка обхватив руками опущенную вниз голову и медленно поворачивал ее из стороны в сторону..."
Отец моего папы, мой дед погиб в том же 43 году не дойдя несколько километров до Орла. Отец узнал об этом только после войны.
Помянем всех их 9 мая!
Не думаю что стоит про них снимать такие фильмы как утомленные солнцем


7
0
...
6 мая 2011
Фото NEOHEO
Фото NEOHEO
отзывы: 24
оценки: 28
рейтинг: 85
3

Единственное слово, которое приходит в голову при просмотре этого фильма: "балаган" При этом балаган очень низкого качества. Эх. Никита Сергеевич, как же так....

6
0
...
1 июня 2011
Фото Мария
Фото Мария
отзывы: 14
оценки: 19
рейтинг: 84
1
Анекдот, кино и немцы: маразм крепчал

Не хотела вообще об этом писать, но все-таки не выдержала душа поэта. Итак, Никита Бесогон-Михалков осчастливил нас своим новым творением. В принципе, уже после "Предстояния" можно было догадаться, что и в продолжении саги о Котове нас ждет все то же: полное отсутствие исторической достоверности, замененное высокоградусным бредом и маразматическими фантазиями, и вытекающее из этого очернение одного из самых великих Подвигов нашего народа. И творец не обманул эти ожидания. Итак, давайте разбираться, какие преступления против здравого смысла можно инкриминировать "Цитадели":
1. Уже упоминавшееся отсутствие достоверности. У старых советских фильмов про Великую Отечественную войну, вроде "Офицеров", "В бой идут одни "старики", "Семнадцати мгновений весны" обязательно имелись консультанты. Причем не абы какие, а в званиях не ниже генерала. Именно поэтому в этих фильмах на актерах правильная форма, в кадре правильная техника, а сцены боя выглядят достоверно и реалистично. Но ТворцыЪ масштаба Михалкова, видимо, не считают такие мелочи достойными своего внимания. В итоге на экране герой Михалкова расхаживает в подозрительно похожем на эсэсовкий кожаном плаще, будто бы спертом из реквизита "Семнадцати мгновений весны", присутствие военной техники не согласуется с годами ее введения в эксплуатацию, а батальных сцен, как таковых, вообще нет. Видимо, во избежание. Даже провинциальным историческим реконструкторам из города Урюпинска было бы стыдно за такую халтуру.
2. Военное искусство в кино выглядит не менее удручающей. Мы имеем стоящую на высоком холме "цитадель", защищенную противотанковыми ежами и надолбами в совершенно неожиданных местах. Советские войска взять цитадель никак не могут. Что не удивительно, ибо взять ее пытаются лобовым приступом силами пехоты, вооруженной черенками от лопат. Подозреваю, что батарея "катюш" отутюжила бы эту "цитадель" в ноль за пару часов. Тем более, если бы с воздуха при этом на нее скинули пару десятков тяжелых авиационных бомб. Но Михалкову, видимо, не сообщили, что в Великой Отечественной войне принимали участие советская артиллерия и авиация. Поэтому в фильме красные командиры не ищут легких путей, и отправляют на штурм неприступной крепости толпу сброда с дрекольем.
3. Отдельного упоминания заслуживает главный маразм фильма: кровавый упырь Сталин злонамеренно посылает 15 тысяч черенконосцев на убой. Для того, чтобы потом показать фотографии заваленной трупами цитадели советскому народу (чтоб не филонил, а воевал в полную силу) и мировой общественности (чтоб шокировалась преступлениями нацизма). Напоминаю, по сюжету на дворе 1943 год. Сорок третий! А это значит, что Красная Армия уже показала свою силу, стоя насмерть на берегу Волги и размазывая врага на Курской дуге ("В Курск захотели? Вон ваши танки горят!" (с). Это значит, что война уже покатилась на запад, и каждый день из-под оккупации освобождаются все новые и новые населенные пункты. И практически в любом из них можно наснимать такие фотографии, свидетельствующие о преступлениях фашистов, что вся мировая общественность в одночасье поседеет. Вздернутые на деревьях дети, сброшенные в шахтные штреки подпольщики, огромные могильники за околицами… На кой нужно инсценировать фашистское преступление в отношении вышеупомянутых черенконосцев - решительно непонятно.
4. Ну и самое главное. Во второй части Михалков успешно продолжил начатое в "Предстоянии" смешивание величайшего подвига наших предков с грязью и еще менее приятными субстанциями. В фильме нет героически сражающихся советских солдат, там есть тупое бездумное быдло, которое постоянно истошно орет, страшно пучит глаза и прилюдно ссыт из кабины грузовика. В фильме нет талантливых советских командиров, там есть красномордые вечно пьяные горлопаны, грозящиеся всех расстрелять и на Колыму сослать. В фильме нет блестяще проведенных военных операций, там есть лобовая атака дзота с дрыном в руках. Да и вообще, во второй части "великого кино о великой войне" не нашлось место Подвигу народа-победителя. Он подменяется цепью удачных случайностей с жучками-паучками и мышками-норушками.

PS. В ответ на эти тезисы можно возразить: а вот у Михалкова в сердце такая война, он же творец, он так видит. Пускай видит, не возражаю. Но пусть его видение при этом проецируется на какой-нибудь Мордор в Средиземье или планету Мустафар в далекой-далекой галактике. Пусть там будут в умат пьяные бездарные генералы и бестолковые бараны-бойцы. Пусть там главный герой разит супостата своими руками-ножницами. Пусть там заваливают врага пушечным мясом и одерживают победу "вопреки". В нашем же мире и в нашей реальности всему этому места нет и быть не может (что убедительно доказали кассовые сборы). И не надо заменять славную, кровью написанную страницу нашей истории на дешевый и фальшивый лубок.

24
0
...
13 мая 2011
Фото Николай Кофырин
Фото Николай Кофырин
отзывы: 35
оценки: 35
рейтинг: 77
7

ЦИТАДЕЛЬ ПОБЕДЫ НИКИТЫ МИХАЛКОВА

Некоторые считают, что новый фильм «Утомлённые солнцем 2 Цитадель» это «агония» Михалкова, некоторые – что его «третье дыхание».
Михалков учёл критику, и, уже не претендуя на историческую достоверность, назвал свой новый фильм притчей. Ну а в притче возможно всё. В ней главное не жизненная достоверность, а СМЫСЛ!
Каков же СМЫСЛ этого фильма-притчи?

Наверно, только у нас ещё проходят словесные «баталии» по поводу знаковых фильмов.
Когда фильм хвалят «зрители» Карен Шахназаров, Инна Чурикова, Александр Адабашьян, становится видно, насколько «далеки они от народа». А народ всё видит и всё понимает.

Михалков учёл свои ошибки, избавился от барского высокомерия и стал, по примеру Президента, нерядовым юзером в интернете. Ведь именно блогеры во многом обеспечили провал фильма «Предстояние». Он даже завёл блог «Вконтакте».

Фильм «Цитадель» мне понравился больше, чем «Предстояние». Я видел отрывки из фильма ещё на творческой встрече с Никитой Михалковым в Санкт-Петербургской филармонии.
Потрачены ли 300 тысяч метров плёнки, 8 лет работы и 1 миллиард 200 миллионов рублей напрасно? – судить зрителю.
Критики-интеллектуалы могут сколько угодно ругать новый фильм Михалкова, но если зрители плачут во время просмотра, значит фильм получился.

Разумеется, ни число знаменитых актёров, ни затраченные миллионы не делают конечный результат автоматически качественным. Снимать можно и десять лет, истратить миллиарды денег и километры плёнки, а в результате получить пшик. Такова сила искусства: превращать бескорыстные творения в шедевры и корыстные в шлак.

«Цитадель», конечно, не «Освобождение». Этот фильм скорее «фантазия на тему войны». Ни о какой исторической достоверности здесь не идёт речь. В центре внимания личная трагедия человека.

По словам Никиты Сергеевича, если "Предстояние" – это метафизика разрушения, то «Цитадель» –это метафизика созидания, это метафизика победы, это метафизика счастья...»

Честно говоря, я не увидел «метафизики созидания» в фильме «Цитадель».
Котова предали все: друзья, родные, товарищи… Он теряет свою любовь – жену, к которой стремится сквозь все испытания и которую любит несмотря ни на что. «На хрен мне такая жизнь — ни жены, ни дочки... Я же пыль!».

Михалков мастер семейных драм. Достаточно вспомнить «Неоконченную пьесу» и «Пять вечеров».
Никита Сергеевич виртуоз душещипательных сцен. И в фильме «Цитадель» их с избытком.
Котов плачет, не хочет в тюрьму. Можно ли поверить в это?

Многие эпизоды вообще не поддаются пониманию. Возможно, всё дело в том, что фильм снимался 8 лет как многосерийная сага, и потому в кинотеатре он кажется затянутым и не всегда логичным.
Никита Михалков признался: «Надеюсь, что, когда на телевидении будут идти все 13 серий, подготовленные для телефильма, это будет более цельное, развёрнутое и чувственно понятное произведение».

«Цитадель» это очень фольклорная картина, – разъяснил Никита Сергеевич, – это картина-сказка.
А раз сказка, то в фильме возможны и чудеса. Это и «самоподрыв» цитадели; роды в грузовике, который никак не могут разбомбить немецкие самолёты; благополучный выход главных героев из лобовой атаки на цитадель, и множество других.
В фильме «Цитадель» героиня Нади Михалковой глухонемая. Как она может служить в действующей армии, необъяснимо.

Хотя в жизни всякое случается, порой абсолютно необъяснимое. Необъяснимое и зовут чудом.
Можно ли считать чудом то, что двигатели немецких танков в 1941 году замерзали на сорокоградусном морозе, а без техники немцы не могли наступать?
Россию спасает чудо! Чудо имеет божественную природу. Значит, Россию спасает … ?

Михалков пояснил, выступая перед премьерным показом: «Бог – в мелочах. Иногда незаметная деталь меняет исход сражения».
«Цитадель» – это фильм о надежде, фильм о чуде, которое всегда рядом. Нужно именно на фольклорном уровне ощутить, что всё в жизни и в фильме связано вместе».

Многие люди понимают, что всё в жизни связано, но мало кто знает как именно.

Говорят, что женщины в кинозале плакали во время просмотра. Да и меня «пробирало», особенно когда гнали в атаку вооружённых лишь палками людей.
Это самый сильный эпизод в фильме. Да, в атаку ходили без оружия, чтобы добыть оружие в бою. Но чтобы бросать в атаку людей с палками?..

Главное в фильме-притче это ИДЕЯ. Какова же сверхидея фильма «Цитадель»?
Бросить 15 000 человек, укрывавшихся от призыва, на Цитадель. И положить их всех. В назидание другим трусам?
Добро всегда побеждает зло? Что посеешь, то и пожнёшь? Каждый получит по заслугам? Правда в итоге побеждает ложь?

Можно ли пожертвовать немногими ради спасения всех, или в назидание другим?
Для Сталина это не вопрос. Котову ничего не остаётся, как согласиться, хотя он знает, что это самоубийство и убийство, потому идёт с палкой впереди всех.

В России людьми никогда не дорожили. Меня всегда коробил цинизм наших военоначальников, которые призывали солдат не жалеть – «бабы новых нарожают».

Пишут, что у героя Никиты Михалкова существовал прототип – настоящий комдив Николай Яковлевич Котов 1893 года рождения. Будто бы Никита Михалков избегает встречи с внуком Котова.
«Если бы он (Михалков) читал биографию комдива, понял бы, она интереснее судьбы комдива Котова киношного. И не нужно было бы ничего накручивать! – считает внук реального комдива. – Может, ему стало стыдно, что творчество оказалось хуже реальности?»

Произведения искусства обладают магическим свойством: они могут либо убедить в реальности невозможного, и разуверить в абсолютно реальном.
Кажется, «самоподрыв» цитадели случился ради спасения главного героя и продолжения сериала. Думаю, что и героя Меньшикова в таком случае спасут от расстрела, дав ему новое дьявольское задание.

Можно было бы даже сделать компьютерную игру «Квест Котова», чтобы привлечь молодёжную аудиторию. Это было бы вполне в духе времени.
Хотя молодёжь сейчас трудно чем-то привлечь и удивить, поскольку их интересуют только деньги. Так считает мой товаровед из Дома Книги. Но я с этим не совсем согласен.

Больше всего в фильме мне понравилось начало – наш комар и немецкий пулемётчик, слушающий Вагнера. Но в остальном сценарий слабоват.
Нельзя не отметить отличную работу оператора. Снято красиво, пусть даже и неправдоподобно.
Хотя, возможно, цель съёмочной группы была не убедить зрителя в правдоподобности истории, а просто приятно развлечь.

Философ Иммануил Кант делил искусство на приятное и прекрасное. Приятное искусство предназначено только для наслаждения и развлечения. В связи с этим не может быть и речи о присутствии гения в таком искусстве.

Кто-то считает Михалкова талантливым компилятором, а кто-то – национальным гением.
Сергей Михалков был «генералом от литературы», ну а Никита Сергеевич – «генерал от кинематографии».
От харизмы Михалкову не избавиться. Его любят даже больше, чем его фильмы, и уже даже не за фильмы, а просто потому что Михалков.
Когда весь в белом на белом коне Михалков-Котов появляется в кадре, кажется это барин Паратов переместился во времени из кинокартины «Жестокий романс».

Неисповедимые пути от жизни к смерти, и через смерть к жизни.
Когда в конце фильма на минном поле произошёл взрыв и экран погас, я подумал, что это хороший конец фильма про Котова. Но когда экран вспыхнул вновь, мне показалось, что я нахожусь в «фокус-группе», и мне предложено посмотреть счастливый вариант развития событий, в котором и Котов жив, и Надя жива, и … в общем «хэппи-энд».

После такого счастливого финала, вполне можно ждать продолжения фильма «Утомлённые солнцем».
Если объявить сбор средств на продолжение фильма «Утомлённые солнцем-3 Штурм Берлина», соберётся ли необходимая сумма?

Михалков – счастливый человек! Всю жизнь занимается любимым делом, получил признание и любовь множества зрителей.
Я многому научился у Михалкова. Его ранние работы вдохновили меня на творчество.

Многие Михалкова не любят, завидуют ему. Но то, что этот русский человек патриот, вряд ли кто усомнится.
По Михалкову «формула русского человека» такова: «русским может быть только тот, у кого чего-нибудь нет, но не так нет, чтобы обязательно было, а нет и хрен с ним».
Самое страшное для Михалкова, это потерять веру!

Сердце у Михалкова большое. Но одному Богу известно, что в этом сердце творится.

Похоже, что Михалков-Котов больше всего на свете любит свою дочь. Не в этом ли метафизика фильма «Цитадель»?

Метафизика разрушения это ненависть. Метафизика созидания это любовь. Но если предположить, что ВСЁ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, тогда и смерть не есть разрушение, но рождение в вечную жизнь.

Интересно, изменится ли что-нибудь, если я убью комара? если от моего удара умрёт комар?!
А если умру я, изменится ли что-нибудь во Вселенной?
Что мы для Вечности — комариное племя? муравьи, что пытаются дом свой создать?

Жизнь комара и моя в чём-то схожи, также как Солнце и пламя костра. Всё в этом мире на что-то похоже, всё отражение воли Творца. Прихоть Его в каждом вздохе Вселенной, в радуге и в моросящем дожде, в страсти и жажде любви совершенной. Кто усомнится в Его красоте? Это покажется странным, наверно, но, безусловно, что воля Его скрыта во всём, чаще нам незаметно, смысл придавая движенью всего. Мы огорчаемся, плачем, тоскуем, жаждем проникнуть в иные миры. И не понять нам причину простую, что побуждает желать красоты, что заставляет не спать до рассвета, и в темноте, лишь при свете костра, вдруг открывать в себе словно поэта и неизвестного мне мудреца.

Мне кажется, что я живу столетья, где каждый миг родится целый мир. Миры не сосчитать, как и мгновенья, и радостью наполнен жизни пир.
Я удивляться, нет, не перестану, как гармонично создан мир вокруг. Он создан весь и целиком и сразу, и каждый каждому не враг, а брат и друг.
Вот и цветок, с которым я так дружен, — он счастлив, когда я бываю с ним. Он — мне, ему — я нужен. Мы ищем для себя — даём другим!
Как Мир огромен! Я кажусь песчинкой, но я подвижнее и камня и цветка. Мир создан для меня, и стал я величинкой масштабов Времени, Вселенной, Бытия.
Пусть я живу с восхода до заката, но я постигнул этой жизни смысл. Любовь творить я должен и мне надо! И Истиной мне стала эта мысль – ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

Хочется закончить статью словами из фильма «Цитадель». Никита Сергеевич! «Вы большой человек! А мы маленькие люди. Но большие люди должны знать: если бы не было нас – маленьких людей – они бы не знали, что они большие»!

Но за этот фильм накануне праздника Победы, Никите Михалкову можно и нужно сказать спасибо.

P.S. Читайте другие мои статьи о Никите Михалкове: «В чём секрет Никиты Михалкова», «12 вопросов к Двенадцати», «Предстояние Никиты Михалкова».

Поздравляю всех с наступающим Днём нашей Победы!

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

Мой ролик с мнениями зрителей до и после просмотра фильма Никиты Михалкова «Цитадель» можно посмотреть здесь: http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post165104854/play

5
0
...
7 мая 2011
Фото ДеNNис
Фото ДеNNис
отзывы: 10
оценки: 13
рейтинг: 75
1

Мою рецензию на "Предстояние" некоторые назвали "лучшей рецензией на этот фильм". Ну что же, продолжим. Этот обзор будет также злым, вот только удивление пропало, попривык, знаете ли, к особенностям гения "мастера". Сейчас, только маты повыпиливаю, жаль, здесь они запрещены.

То, что Михалков очень не любит Сталина, было ясно ещё из предыдущих фильмов. Или, вернее сказать, очень старается не любить, следуя курсом, которого придерживается власть. Но в «Цитадели» он превзошёл сам себя. После просмотра создаётся такое впечатление, что у Михалкова неожиданно едва не получилась пародия на фильмы сталинофобствующих режиссёров, то есть результат, прямо противоположный тому, чего он добивался. Ну действительно, такого маразма на экраны никто до него прежде ещё не вываливал.

Если кому интересно, разберу для себя структуру творения, которое «мастер» с какого-то перепуга решил вдруг номинировать на «Оскар». Далее - сплошные спойлеры, что по отношению к таким поделкам не возбраняется: может, кто-то не станет смотреть и время сэкономит.

Начинается фильм вполне в духе «Предстояния»: русский генерал-алкоголик, нажравшись, командует штрафникам подниматься в атаку на штурм какой-то непонятной крепости, в которой укрылись немцы. Командует безо всякого на то распоряжения сверху, отправляя солдат на верную смерть. Очередная антисоветская хрень – мол, не было в нашей армии никакой организации, победили лишь за счёт моря спирта и гор трупов солдат.

Небольшое отступление: штрафбат, представленный в фильме, мог появиться лишь в воспалённой фантазии Михалкова. Во-первых, уже упоминалось, что Котов воюет в штрафбате с 1941-го года, тогда как их создали только летом 42-го. Во-вторых, он воюет в нём «уже два года», тогда как максимум пребывания в штрафбате составлял три месяца. После – восстановление в звании и вперёд, в войска. В-третьих, наряду с Котовым и другими разжалованными офицерами в их штрафбате за какие-то заслуги воюет разжалованный слабоумный сержант в исполнении Смольянинова. Напомню, что в штрафбатах воевали исключительно офицеры, а рядовые направлялись в штрафные роты. В-четвёртых, не стреляли «звери из заградотрядов» в спины штрафникам во время боя. Это не более, чем миф-страшилка.

Хотя на фоне всеобщего звиздеца, который разворачивается дальше, все эти мои придирки к историческим неточностям выглядят просто несерьёзно.

Внезапно перед атакой в окоп к штрафникам спрыгивает полковник НКВД (Олег Меньшиков), машет Котову ручкой и ласково улыбается. (В этот момент западный зритель, который даже не подозревает, что это продолжение какой-то грандиозной кинокартины, которую он, сцука, между прочим должен был обязательно посмотреть заранее, начинает недоумённо переглядываться с такими же не одупляющими в ситуации пиндосами, пока к нему, наконец, не приходит понимание, что это, видимо, полковник-гей, который обязан присутствовать в каждом прогрессивном, претендующем на «Оскар» фильме, после чего зал взрывается одобрительными аплодисментами).

Однако, нетолерантный русский мужлан Котов почему-то в испуге бежит прочь от ласкового полковника, случайно увлекая за собой штрафников в атаку. Немцы немедленно реагируют выстрелами и взрывами, и теперь уже гей-полковник в испуге пытается убежать с поля боя. Но звери из заградотряда не дремлют и стреляют ему под ноги из пулемёта, видимо, решив, что полковничьи погоны сам себе нарисовал какой-то ушлый штрафник.

Полковник спрыгивает в воронку, в которой прячется Котов, тот отрывает ему погоны, поясняя, что «пули летят на них, как мухи на говно». На этом сцена штурма цитадели заканчивается.

Зато начинается не менее чудесный эпизод. Дочь Котова, по совместительству дочь Михалкова, лейтенант и контуженая медсестра, стреляет в ногу водителю грузовика, который не хочет везти раненых. Затем она садится за руль, подвинув подстреленного водителя, командует раненым залезать в кузов, и было уже отъезжает, как вдруг видит: стоит беременная баба, в которой зритель без труда может узнать старшую дочь Михалкова. Родственные чувства берут верх, баба тоже залезает в грузовик. (Сын Михалкова в этой сцене, к сожалению, отсутствует – его персонаж папа раскатал немецким танком ещё в предыдущем фильме).

Едет, значит, колонна грузовиков с ранеными, как вдруг налетают немецкие бомбардировщики. Из предыдущего опыта им уже известно, что забрасывать говном с воздуха русских раненых малоэффективно, поэтому на сей раз они используют бомбы. Баба в кузове от испуга начинает рожать, поэтому солдаты стучат по кабине и требуют остановить машину. Вокруг творится армагеддон, а толпа солдат сидит в грузовике и сосредоточенно наблюдает за родами. «Обоссалась, что ли?» - комментирует один из солдат. После успешных родов баба зачем-то признаётся, что родила от немца. Солдаты тут же предлагают назвать новорожденного Иосифом Виссарионычем, ну а чо, как же ещё маленького ганса окрестить можно было. Тут вдруг один солдат встаёт и начинает беззастенчиво ссать с борта. «Ссать и родить нельзя погодить», - одобрительно шумят солдаты. То, что с машины можно было слезть, видимо, никому не пришло в голову. Ни для того, чтобы поссать или укрыться от самолётов, к примеру.

Тут вдруг сюжет возвращается к Котову, которого полковник Митя (Меньшиков) куда-то везёт на машине. Митя рассказывает, что Котов вернулся с поля боя, напинал генералу-пьянице по яйцам и вообще жестоко его отму... избил, в общем. Митя раздевается догола, глаза у западного зрителя загораются в предвкушении акта мужской любви, Котов в испуге начинает ныть и причитать. Но, к радости наших и негодованию западных зрителей, полковник Митя всего лишь решил искупаться. И всё время, пока он купается, раздаются всхлипывания и нытьё бывшего легендарного комдива, который решил, что его привезли расстреливать. Но Митя не стал убивать комдива-размазню, а вручил тому пистолет. Тут на Котова накатил приступ хронического долб... дебилизма и он опять заскулил, мол, стреляться не будет. А когда, наконец, догадался, зачем помылся Митя, тоже не стал его убивать. В награду Митя вручил ему погоны генерал-лейтенанта, которые, оказывается, давно возил с собой по личному распоряжению Сталина.

После чего друзья собрались и поехали в одно им ведомое место. Вернее, ведомое им, и тем зрителям, которые двадцать лет назад смотрели «Утомлённых солнцем», а именно – на дачу, где раньше жил Котов. И если раньше обитатели дачи производили впечатление какой-то богемы, гнезда интеллигенции, то теперь Котов приехал в какой-то дом престарелых, из которого исчезла Ингеборга Дапкунайте, а вместо неё появилась Виктория Толстоганова. Котов подмены не заметил, только посетовал, куда же подевались его портреты со Сталиным. Старичьё Котову не обрадовалось, Толстоганова устроила истерику. Оказывается, она уже родила и Котова не ждала.

К чему, вашумать, западному зрителю был нужен этот гибрид телепередач «Жди меня» и «Дом-2», решительно непонятно. Фильм «Утомлённые солнцем» (не поворачивается язык назвать его «первой частью») был завершённым произведением, в финале которого все умерли. Что это за цирк и мыльная опера, а, Никитушка?!

В общем, всё семейство сбегает от Котова на паровозе, а он режет перчаткой Фредди Крюгера гопников на вокзале и едет на фронт. Перед этим он встречается с нагримированным Сталиным, который говорит: «Мы затем тебя посадили, чтобы вовремя выпустить». Возможно, это глубокая мысль, однако я её нифига не понял. Затем Сталин сетует, что много народу в тылу отсиживается, поэтому он придумал план: наловить пятнадцать тысяч тыловых интеллигентов, вручить им палки и под руководством Котова отправить штурмовать ту самую цитадель, а когда немцы всех убьют, сфотографировать интеллигентские трупы и показать по всей стране для устрашения. Возможно, это также был глубокий замысел, но я опять нифига не понял его смысла.

И вот, интеллигенты в шляпах вооружены палками, ноют, что они музыканты и зрение-то у них минус семь, а неподалёку медсестру Котову инструктирует начальница: в бой санитары не пойдут, раненых будем собирать после боя (ну, после фотосессии). И тут Котов берёт дрын и идёт к цитадели. А за ним и народ потянулся. В это время в цитадели случайно начинается пожар и она взрывается к чертям, разбрасывая по округе куски фанеры. Медсестра замечает отца и бежит к нему по минному полю, он бежит навстречу. Она наступает на мину, взрыв, а в следующих кадрах она вместе с отцом радостно едет верхом на танке мимо Инны Чуриковой и дурачка в форме немецкой военной полиции с жезлом в руке. Конец фильма.

«Оскар» гарантирован, что тут добавишь.

7
0
...
14 декабря 2011
Фото Artur (etapart.ru)
Фото Artur (etapart.ru)
отзывы: 22
оценки: 24
рейтинг: 74
9
Каюсь!

В своей рецензии о "Предстоянии" предрекал "Цитадели" провал. Ошибся. Михалков вернулся. Как? Почему? Не знаю. Это чудо кино. Вроде и история не шибко правдоподобная с этой Цитаделью, и актёры те же, а проняло. Чудаки - граждане, пытающиеся говорить о реалиях той войны. Кино Михалкова - мифотворчество в известной мере. которое в предыдущей части оказалось искусственным и жутко навязчивым. Но возвращаясь к правде и вымыслу, скажу: как же достали новоявленные "носители истины", открывающие нам глаза. И поле Куликовское не поле, а полянка, и СССР без 2-го фронта обсохатился бы. Уроды, ей богу. Непонятно только, по рождению аль за бабло? Миф Михалкова - искусство возвышающее. И слёзы зрителей, сидящих по соседству - для меня серъёзный аргумент. Пожалуй - главный. А потому, прощу Режиссёру и "блошек", и комара, и бабочку.. Состоялось. Михалков взял свою Цитадель. С Победой!

8
0
...
9 мая 2011
Фото Мария Антонова
Фото Мария Антонова
отзывы: 24
оценки: 52
рейтинг: 70
3

Два с половиной часа оставили огромное количество вопросов. Главный из них: О чем же все-таки этот фильм? Так для меня и осталось загадкой, зачем великий Никита Сергеевич решил испортить наше восторженное впечатление о самых первых, оригинальных УС новым бессмысленным продолжение.
Пожалуй единственное приятное впечатление оставила игра Инны Чуриковой. Одно живое место в бесконечной череде надуманности и неуместности.

11
0
...
17 мая 2011
Фото Pander
Фото Pander
отзывы: 23
оценки: 100
рейтинг: 70
1

Нет, ну вот зря начтался я тут различных отзывов, в основном негативных...
Нет, ну зря вы, ей Богу ругаете фильм - он достоин создателя.

Весь фильм, при виде Михалкова перед глазами возникал тот паренек, которого он, как истинный барин, бьет ногой по лицу. Да, и ядовитые гадюки вокруг барского гнезда - явно против детей - почемуто припоминались, а под конец, при виде ВТБ - даже небезызвестный РосПил почему-то пришел на ум.

Ах да, фильм... да вроде ни о чем.
Не стоило читать негативные отзывы перед просмотром...

13
0
...
16 мая 2011
Фото BELII_AIST
Фото BELII_AIST
отзывы: 16
оценки: 20
рейтинг: 68
1

Ну ладно, да я очень проплаченый писака..всеми кому этот "шедевр" не по нутру.
да и плевать уже....но о фильмике писать не буду
..мля...действительно.читаю некоторые отзывы и думаю,неужели вас, истовых знатоков истории (какой только державы-не понятно) и культуры ценителей..ептить.., надо самих в дерьмо войны ткнуть носом в реальности , подвергнуть истязанию,лишениям, пыткам, жечь в печах, травить, насиловать чтоб вы взвыли о помощи и действительно поняли,что такое война и какой ценой жизнь отвоевывается,чтоб вы научились отличать святое от мерзости и грязи?


Черный Аист!

12
0
...
19 мая 2011
Фото Григорий
Фото Григорий
отзывы: 23
оценки: 36
рейтинг: 68
5

Зная как многие не любят и критикуют Михалкова, смотрел фильм, не читая рецензий.
Сразу скажу (как это не покажется многим странным), что предыдущая часть УС мне понравилась. Пусть и были некоторые провокационные моменты, но в целом -мне понравилось. Понравилось пронзительным чувством войны...
Шел на Цитадель с ожиданием увидеть нечто глубокое, ну и конечно-авторского видения Михалкова.
К сожалению, несколько разочаровался.
Начну с некоторых плюсов.
У Михалкова есть свое некое оригинальное видение Войны. Оно отличается от фильмов Советского периода (которые я очень люблю), но имеет право на жизнь.
Утомленные Солнцем- это в первую очередь разговор через метафоры: роды под обстрелом -это как жизнь и смерть. "Наш? нет. Немец? да"-также некая метафора, родился ребенок-он чист и невинен, новая душа, новый человек -и не важно от кого он.
Цитадель ( как я понял) -это также некая метафора. Понятно, что никто не поверит, что крепость взорвалась от того, что загоралась бумага. Это метафора победы сильных духом над сильными оружием.
Акцент в фильме больше делается не на противостоянии немцев и русских (советских), а на противостоянии честных вояк и системы НКВД. В принципе,это интересный аспект, который не так часто показывался в наших фильмах.
также мне понравились отдельные эпизоды- своей глубиной и широтой, например: бойцы перед боем: страх в глазах, решимость....-это было очень искренне. Свадьба солдата-инвалида на вокзале-и весело и грустно.....
Игра актеров мне понравилась. к актерам (даже к Михалкову))) претензий нет.

Идем дальше.
Калейдоскоп событий. Смотря фильм, возникает ощущение калейдоскопа: встреча с женой, пьяный генерал, бандиты на вокзале, генерал в окопе. ощущение, что снимали фильм отдельными кусками, нет целостности.
Образы героев.
Одним из самых больших минусов фильма считаю отсутствие ярких образов, с которыми зритель может себя отождествить- не с Михалковым же) Все персонажи, кроме Михалоква-меняются. очень не хватало героя, который олицетворял бы собой простого солдата ( а не генерала в штраф-бате).
Провокации.
Конечно, провокации иногда хороши, но начинать фильм с пьяного генерала, который в пьяном угаре шлет на смерть батальон- не слишком ли это? все-таки, это скорее редкость, чем правило (если такое вообще возможно). Матерщина, писающий солдат-без всего этого можно было обойтись.
Клуб натуралистов.
Может, я не понял эту метафору-но зачем столько животных и насекомых в кадре: комар, паук, бабочка, мышка.... это к чему?
Смысл.
в чем смысл фильма? Если в предыдущей части были хорошо показаны ужасы войны - и это было важным смыслом. здесь не понятно, что же хотел донести режиссер: нквд-это зло? Главное-это семья? Посмотрите, что делает с человеком война??

Резюме: в целом, при неплохой игре актеров, значимости темы Войны и наличие немаленького бюджета - все возможности НЕ были использованы: нет четкой линии фильма, нет ярких образов героев, не понятна задумка режиссера.

1
0
...
9 мая 2011
Фото Денис Виленкин
Фото Денис Виленкин
отзывы: 37
оценки: 73
рейтинг: 65
3
Стою я, значит, на мине…

В прошлом году даже безногий умудрился пнуть мнимое продолжение «Утомлённых солнцем». Подобная картина маслом очень не понравилась Никите Сергеевичу, и создал тогда он нерукотворный образ спасителя всея рунета — Бесогона. Шли ожесточённые споры до перегрызания вафельных трубочек пополам, пиар это или пеар, но не успел народ зафрендить режиссёра, как в кинотеатрах начинают крутить «Цитадель». Отходящие от метаболического шока хомячки, осуждённые по статье за интернет-онанизм и приговорённые к пожизненному сидению у компьютера, вновь вбрасывают свои важнейшие высказывания в общий котёл сумасбродства и негодования.

Михалков пытается выжать все возможные и невозможные соки из картины 1994 года, но в ответ из всех щелей хлещет лишь клюква, которая выводит из строя филигранный замысел оскароносной ленты. Вдруг откуда ни возьмись в катарсисе абсурда появляются чудом выжившие комдив_штрафбат_генерал Сергей Котов, его истеричная жёнушка Маруся, по неизвестным природе причинам, превратившаяся из Дапкунайте в Толстоганову, и дочь Надя, которую никто не убивал, но она тоже спаслась. Наверное из пионер-лагеря. Некогда вполне себе чекист дядя Митяй становится Котом Базилио, уделом злодеяний которого будет подсыпание слабительного в компот дошкольнику. И вот этих мракобеснических искалечиваний образов в свежевыпеченной дилогии такое обилие, что впору сигать в речку, заранее привязав к ногам килограммы болванок. Подумать только, вот как можно расфигачить свой же огород? Оказывается очень просто. За пригоршню евро.

Уместно было бы предположить, что это взгляд режиссёра через розовую призму своих политических убеждений и тайных фантазий. Однако, если у того же не очень любимого Михалковым Тарантино жгут Гитлера в кинотеатре, бьют фашистов битой, да пугают жидом-медведем, то там это естественно вписывается в пародийный, чересчур кровавый и просто фирменный стиль творца. Но ежели кино выдаётся за, не дай Боже, летопись военных лет, а в кадре авторские приёмы с душком второсортной голливудщины, то и удивляться плевкам в сторону фильма не стоит. Даже если закрыть глаза на «скромный» слоган «Предстояния» и смотреть кино, как художественное произведение, как нетривиальное самовыражение в конце концов, чего же увидим? Безумие. Супергеройское кино, или дешёвую пулялку с читерами. Как пожелаете.

В «Цитадели» обошлось без уже классической «show me your titties», но как и предыдущая картина, она грузит гипертрофированным символизмом. То ли в шутку, то ли на полном серьёзе. Из серии, что кабы воевали с Наполеоном, так французы расхаживали бы с усиками, да с тарелкой лягушачьих лап. Не так страшен чёрт, как его малюют, а так страшен Котов, который тут и швец, и жнец, и на дуде игрец. Какая многогранность образа — от деревенского Хью Хефнера до Фрэда Крюгера, и чуточку до Моисея. А ещё он комдив, ну это не имеет значения. Обе ленты вообще здорово отдают абсурдностью. Сцена восхождения с палками настолько феерична, что зритель не в силах контролировать свой организм. Создаётся впечатление, что это перенос на экраны небылиц, частушек, устного народного творчества северных народов, — чего угодно, только не целостного сюжета с чётким логическим повествованием. Такая вот языческая ересь, когда ещё верили в трёх китов, держащих Землю. Определённо оттуда.

1
0
...
13 мая 2011
Фото Валерий Жарнов
Фото Валерий Жарнов
отзывы: 19
оценки: 19
рейтинг: 64
1

Фильм настолько....БЕЗДАРЕН ВРЕДЕН и мягко говоря СУБЪЕКТИВЕН....что передать всю глубину негодования ...находясь в рамках цензуры НЕВОЗМОЖНО
Я не собирался ...писать рецензию на "это с позволения сказать кино" Но..ради светлой памяти моего деда ,который погиб в апреле 1945 года ....я обязан отреагировать на ТАКУЮ ТРАКТОВКУ НАШЕГО ВЕЛИКОГО ПРОШЛОГО
Мы все дальше и дальше уходим ....от той войны и ТАКИЕ вот "ВОЛЬНЫЕ ХУДОЖНИКИ",как господин МИХАЛКОВ представляют те события будущим поколениям КТО ДАЛ ВАМ НА ЭТО ПРАВО !!! я не говорю о деньгах...,хотя их конечно жалко... Ведь миллионы солдат той войны..даже не захоронены достойно
Если Вам , уважаемый господин творец ,некуда девать деньги ТО ВОТ ДОСТОЙНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

1
0
...
20 мая 2011
Фото Катрин Кравцова (Тихонова)
Фото Катрин Кравцова (Тихонова)
отзывы: 36
оценки: 287
рейтинг: 63
9

я за что люблю Михалкова?

В наше время нынче надо это объяснять...

странно. но я объясню. "Предстояние" и "Цитадель" - это лучшее кино о войне, а скорее не о ней, что было снято в последние 10 лет. Характеры, эмоции, сила.. Каждый актер, лицо каждое - за все это я люблю Михалкова. Монолог Меньшикова про мурашки, Толстоганова в роли Маруси (да Ингеборга круче, но справилась бы она с этой истерикой?!), а Чурикова в эпилоге..?

Нет! ну каждые пять минут фильма - это событие! Каждый момент, от которого глаз не оторвать. И матом кричишь уже вместе с героями фильма, и плачешь и смеешься. Особенно громогласное "бл..." вырывается, когда дура-Наденька скачет по минному полю. И тадам! Все живы, здоровы. А в этом то и есть счастье.

Ярко не потому, что цветно, а потому что глубоко и сильно. Жестко не потому, что крови много, а потому что правда все! о нас! Жаль видеть полупустые залы, зато "Жених напрокат" идет с громогласным успехом даже в сети "Каро". Зря вы, товарищи, русское кино уважать надо. Уметь.

7
0
...
11 мая 2011
Фото Aborigen
Фото Aborigen
отзывы: 14
оценки: 73
рейтинг: 63
1

Полный шлак.
Абсолютное пренебрежений к истории и здравому смыслу.
Жаль, что некоторые талантливые актеры засветились в этой буффонаде.
Хочется верить, что на этом творческая деградация Мигалкова завершена и успокоившись, на том что им снято "величайшее кино о великой войне", он удалится на пенсию, изредка огорчая публику лишь очередным жопоцеловательским документальным фильмом к очередному юбилею вождя Партии Жуликов и Воров.

1
0
...
7 мая 2011
Фото Nihil
Фото Nihil
отзывы: 7
оценки: 9
рейтинг: 60
1

Наверно это мой Райн... (Н.C.M)

С предстояньем вроде квиты
на лице и в кадре money
две ведь дочки у Никиты
каждой нужно все вниманье

Занимаем снова ложе
из другого создан теста
ведь к пустой башке известно
руку сильно не приложишь


Два расчета десять копий
минометы пули танки
"Батя" ерзает в окопе
жмут трофейные портянки


Михалков лежит на троне
спирт дают война ху* с нею!
комара солдат не тронет
кровь советская вкуснее


Котов юн подтянут весел
Бэтмен в кожанном халате
богом всех людских конфессий
завсегдатый в каждой хате

На войне как на войне
а рабам в галерах место
Михалков актер вдвойне
прям Махно который Нестор

Дюжев и еще Мерзликин
это братцы просто песня
эшафот людей безликих
ветеран Лужсковских пенсий


Встреча. Губы разминая
Надя скушала тротилла
сцена вышла прям немая
Гармаша жаль утопила

В фильме очень мало бога
нет грудей и голых задниц
как смотреть такое чудо
без ста грамм не понимаю...

Режиссер который главный
вновь коммандует по коням
только видно Линча лавры
не дают ему покоя


Я не критик вы поймите
вновь дуэль батрак и рыцарь
Меньшиков который Митя
предлагает помириться

На лицо линяет Барин
словно крепость сдали туркам
то глядишь рубаха-парень
то совсем пропащий урка

Мотыльки комар и мыши
зритель в роли насекомых
занимает место в нише
паучок взорвет силком их

Где война в чумазых лицах?
после дважды марафона
мы дружок с тобой увидим
удивительного Фрица
с обалденным грамафоном


Сталин в оспинах - Суханов
Котов снова корчит позу
всех замочит истуканов
черенками из березы

Сталин жаждет инквизиций
и журавлик из резины
заставляет прослезится

Генерал признает брата
аки angel правда fallen
пьющий командир шрафбата
в отпуск временно уволен

Наш комдив не бздел не трусил
с фронта едет прям на дачу
где не ждет его Маруся
фотографии припряча

Эпилог. Размах, былина
Трое в лодке не считая...
Кто доедет до Берлина?
Вообщем очень впечатлило...

22
0
...
7 мая 2011
Фото медючка 28
Фото медючка 28
отзывы: 15
оценки: 15
рейтинг: 59
1

Последний "шедевр" Михалкова, мною виденный, "12". Для меня это была финальная точка в вопросе, ждать ли от этого режиссера откровений. Тратить время и энергию на просмотр УС 1, 2 и прочие, не стану. Уважаемая мной журналистка Наталья Радулова очень старалась найти в фильме "разумное, доброе, вечное", отбросив предвзятость и стерев из памяти барство создателя. Она оказалась доброй, посочувствовала Михалкову, которому однозначно выльют на голову ушат помоев даже самые лояльные критики. Что касается меня, боюсь даже трейлеры смотреть, а то, с моей эмоциональностью, подловлю режиссера где-нибудь на пресс-конференции и туфлей в него запущу на пример "обстерлянного" ботинками Буша.
Помнится, лет 15 назад снял Михалков "Сибирского цирюльника". И потом честно признался, "да, мол, снимал я лубок, и что? Имею право". Заигрался творец в "лубки". Лубок для крестьянской бедной избы - вещь полезная, дырку прикроет, пока не выцветут краски, украсит серый убогий быт. Только вот стоили те лубки - полгроша, вот разница. Михалковские лубки дороже обходятся и сняты они, между прочим, на наши с вами денежки, дорогие налогоплательщики.
И не обидно вам, миряне, на эти лубки таращиться? Не те времена сейчас, и не те зрители. Только вот "лубкодел-барин" этого до сих пор не понял.

25
0
...
14 мая 2011
Фото Любовь Холодная
Фото Любовь Холодная
отзывы: 34
оценки: 69
рейтинг: 59
7

Сходила на этот фильм, сама себя поймав «на слабо». Не хотела идти, боялась, что будет противно или стыдно. Боялась зря. Без пошлости, конечно, не обошлось, ну и ладно, можно считать, что это такой стиль у Михалкова. Скорее понравилось, чем не понравилось, так, некоторые моменты, мелочи, на которые можно и нужно закрыть глаза. Дело совсем не в деталях.
Одна только мысль мучает меня. И хочется не сказать, а завопить: Зачем ему сняли наручники?! Почему нет человека или двух-трех или дюжины, если меньшему количеству не справиться, которые держали бы его и не давали бы показывать на экране все, что им задумано?! Зачем в одном фильме, который к тому же является только частью трилогии, столько всего, причем плохо согласуемого.
Из этого фильма можно было бы сделать несколько картин, каждая из которых могла бы разбить мое сердце вдребезги. Штрафной батальон, идущий в атаку по капризу генерала-алкоголика; возвращение мужа домой, к жене, которая считала его расстрелянным; атака безоружных людей против идеальной военной машины – это только три самых очевидных сюжета. А сколько там эпизодов? Практически любой можно развить до бесконечности, заставив зрителя переживать за героев, размышлять, спорить.
И вот эти кусочки (прекрасные, некоторые так просто гениальные) не складываются в общую картину. И если сначала кажется, что случилось чудо, и Михалков научился бить себя по рукам, не давая себе воли, то постепенно понимаешь, что нет, чуда не случилось. На каждое «А» сказано свое «Б», никаких недосказанностей, все прямолинейно и однозначно.
Могу только помечтать о том, что в следующем фильме безудержная энергия Никиты Сергеевича будет сдерживаться хоть чем-нибудь. Так, чтобы, повторяя за героем Мерзликина «т… м…!», я была готова вылезти из окопа собственной рассудочности и пойти за ним, куда бы то ни было.

6
0
...
5 мая 2011
Фото andrey
Фото andrey
отзывы: 33
оценки: 33
рейтинг: 56
9

Смотреть ВСЕМ! Пока еще есть что смотреть. Гении уходят. Еще лет 10 и останется только бездарное поколение, выросшее на развалинах Великой Страны. Браво!

млять. затрахали коментами на мою рецензию. сами просрали в СВОЕ время страну, а теперь ностальгируют. нехрен мне настроение портить. свой фильм снимите

9
0
...
16 мая 2011
Фото Виталий
Фото Виталий
отзывы: 33
оценки: 177
рейтинг: 56
7

Фильм на самом деле неплохой. Портит его сам Михалков. Не потому, что он якобы плохой актер, а потому что мы из него сделали монстра, а теперь сами же и боимся (слова Михалкова, с которыми я полностью согласен). Если бы на его месте был Бред Питт, то оценки 5 нам было бы мало, захлебывались бы о экстаза.
Характер героя раскрыт хорошо. Видна твердая, смелая личность,способная сделать все, что требуется для достижения цели, и где-то сдаться под обстоятельствами.

1
0
...
16 мая 2011
Фото JBond
Фото JBond
отзывы: 22
оценки: 105
рейтинг: 53
7

Фильм связан скорее с первой частью "Утомленных солнцем", а не со второй. Михалков опять возвращается к своему лучшему фильму, поменяв Котова и Митю местами. Снято как всегда великолепно, пожалуй именно этот отрывок фильма и остается в памяти как наиболее значимый. Меньшиков и Михалков хороши.
Отличные планы, прекрасная режиссура.

Почему не гениально? Потому что, на мой взгляд, чувство стиля изменило Михалкову в последних 5 минутах фильма(после взрыва). Я считаю, что на взрыве надо было поставить точку, а не снимать бред с танками на Берлин.

Очень мало народу было в зале, печально что фильм провалится в прокате.

1
0
...
25 мая 2011
Фото lidia
Фото lidia
отзывы: 23
оценки: 41
рейтинг: 51
9

Какое счастье, что Михалков снимает кино. Счастье для его ненавистников - есть в чью сторону поплевать. Счастья для его почитателей - есть возможность насладиться КИНО. Фильмом с тончайшими деталями, хрустальными гранями, невероятной операторской работой, паузами, по сравнению с которыми МХАТ нервно курит)) но не скучно, не затянуто, не напыщенно...
Пафос? Да. он есть временами, но это не грех, на мой взгляд. Фантастично? Да, и что с того? Это не документальный фильм. "Бесславных ублюдков" слопали только так, да еще нахваливали. А вот где фантастика-то была. И фантастика - при всей моей любви к Тарантино! - для определенных слоев населения откровенно вредоносная. Ну да не о Квентине сейчас речь.
Михалков снял кино, показывающее войну со всех сторон. Поле боя, минуты передышки в окопах, пьяная дурь генералов, героизм рядовых и офицеров, верховные вожди, тыл, где жизнь продолжается несмотря ни на что... И он показал, что зачастую на войне, как и вообще в жизни, все зависит от таких мелочей, которых мы-то и не заметим. У Михалкова ничто так просто не прольется)) И паучок просто так не вылезет. И комарик на свет не появится.
Спасибо за фильм.

11
0
...
9 мая 2011
Загрузить еще