Киноафиша Москвы

Фильм «Запретный плод»

Kielletty hedelmä (2009, Финляндия, Швеция)

оценить
Кино: «Запретный плод»
Кино: «Запретный плод»
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода:

Режиссер фильма «Запретный плод»

Лучшие отзывы о фильме «Запретный плод»

Фото Анастасия Зарецкая
отзывы:
53
оценок:
66
рейтинг:
18
7

Вернуться, чтобы уйти

В захолустной финской деревеньки живут две юные девушки. Они дружат, катаются на велосипедах, смеются, помогают по дому своим многодетным матерям и даже общаются с мальчиками, настолько, насколько это позволительно. В общем-то на жизнь жаловаться не приходится, нужно только соблюдать простые правила, вроде запрета на всякую косметику, современную музыку, телевизор, компьютер, кино, поцелуи до свадьбы, или, не дай Бог, что-то похлеще. Список можно продолжать в том же духе, не забыв упомянуть такие вещи как контрацепция, азартные игры и алкоголь (справедливо). А вот курение, что удивительно, разрешено. Старейшины трепетно оберегают свою паству, заботясь об их нравственном развитии и чистых помыслах. Похоже на секту? Однако, речь пойдет о христианском консервативном движении под названием лестадианство.

Семьи не выбирают, и так уж получилось, что целомудренные героини, рожденные и воспитанные в атмосфере нравственной стерильности начинают, в силу своего возраста, интересоваться миром за пределами общины. Своевольная и любопытная Мария решается на побег, и старейшины принимают решение отправить на поиски заблудшей овечки ее подругу Ракель, девушку серьезную и богобоязненную. Вполне естественно, впервые увиденный иной мир наложит на каждую девушку особый отпечаток.

Своим настроением, в котором, не смотря на реализм, присутствует какое-то чистое почти религиозное волшебство, картина очень напомнила фильм «Уже не дети» Ребекки Томас, про маленькую непорочную деву из мормонской секты, с той лишь разницей, что героиня из «Уже не дети» была достаточно сформировавшейся личностью (пускай и не от мира сего), в душе которой прочно обосновалось собственное понимание веры и того как с этой верой ей удобней существовать в нашем странном мире. А вот героини «Запретного плода» чисты и внутренне пусты. В них нет ничего кроме церковных постулатов. Поэтому, оказавшись выброшенными в иной мир, у каждой в душе зарождается не только отношение к этому миру, но собственная жизненная философия. И здесь я не соглашусь с некоторыми мнениями о том, что в картине отсутствуют аллегории. Ведь если отбросить лестадианство и чрезмерную религиозность девушек — перед нами останутся всего лишь две неопытные молодые души, которых всю жизнь оберегали старшие, которые еще никогда не совершали ошибок и самостоятельных поступков, которые только начинают жить и передвигаются вслепую. Одна из них будет желать ощутить запретное, и нагулявшись вернется к праведной жизни. Вторая, наслышанная о пороках общества будет с недоверчивостью находить прекрасные вещи, которым тоже, оказывается, есть место в этом испорченном мире и вернется к прежней жизни лишь для того, чтобы уйти навсегда.

Фильм вышел очень деликатным по отношению к верующим (лестадианство процветает и ныне в странах Скандинавии). Он не дает однозначного ответа на вопрос кто прав а кто нет, хорошее ли современное общество или плохое. Вы можете сделать выводы сами в силу своего жизненного опыта, возраста… или испорченности.

0
0
28 апреля 2015
Фото Mary Gem
отзывы:
41
оценок:
42
рейтинг:
30
7

Молодой режиссер Доме Карукоски в узком мире финского кино известен благодаря неплохой экранизации романа Лиины Ландер «Дом темных бабочек», удостоенной семи номинаций на получение национальной кинопремии «Юсси» и получившей три награды, в том числе и за лучшую режиссуру, а также приз зрительских симпатий.
Новая картина «Запретный плод» снята уже по оригинальному сценарию Алекси Барди и повествует о двух девушках из строгой лютеранской общины, члены которой живут в деревне. Экспрессивная и впечатлительная Мария (Аманда Пильке) в один прекрасный день сбегает в Хельсинки, где уже давно живет ее сестра, чтобы посмотреть, какова она — городская жизнь, полная, по словам старейшин, разврата и всяческих соблазнов. Покладистую и послушную Ракел (Марьют Маристо) просят отправиться туда же и вернуть отбившуюся от стада овечку.
Похоже на современную притчу, но «Запретный плод» — кино без всяких аллегорий: определено, что для героев предположительно хорошо, а что плохо, и задача зрителя заключается в том, чтобы следить, как две наивные девчушки из деревни, которые раньше в глаза не видели блеск для губ и бутылку пива, пытаются сделать свой выбор в жизни — смириться с заранее определенной участью, остаться в деревне, нарожать кучу детишек и волноваться только о том, крепка ли их вера, или же попытаться что-то изменить и попробовать жить другой жизнью, если уж так хочется. Здесь, собственно, встает уже вопрос не веры, а уверенности в правильности своих действий и их возможных последствий. Конечно, все это может показаться до ужаса банальным, и как раз поэтому создатели фильма ввели двух таких непохожих друг на друга героинь, демонстрирующих две противоположные модели поведения, причем до самого конца. Особенно противоречив образ Ракел: покладистая и на первый взгляд уверенная в себе девушка сталкивается с определенными обстоятельствами и обнаруживает вдруг такой запас внутренних демонов, с которыми не может совладать, что ее метания порой даже раздражают, и в конце концов приходится признать: Ракел на самом деле просто трусиха, о чем ей и говорит сестра Марии. Хорошо, что в конце она решилась на более-менее осознанный шаг, хотя, опять-таки, перед этим ведет она себя довольно странно, да и открытый финал заставляет задуматься о том, верен ли выбор наивной и доверчивой Ракел.
А вообще, «Запретный плод» — фильм довольно спокойный и приятный. Напоминает австралийский «16 лет. Любовь. Перезагрузка», только менее созерцательный. Очень оживляет картину игра дебютантки Аманды Пильке. Ее героиня вспыльчивая и экспрессивная, но без стержня внутри — по сути, просто ребенок, который, практически отведав запретный плод, убеждается в том, что жизнь в большом городе не для нее. Несмотря на довольно нелогичные поступки Марии, образ получился цельным, и во многом благодаря Пильке. Вот Ракел в исполнении Марьют Маристо казалась какой-то рассеянной и заторможенной, хотя в предыдущем фильме эта актриса играла неплохо — по крайней мере, не производила такого впечатления.
И все-таки, невзирая на будто бы немного сырой сценарий, фильм — заметное событие в финском кинематографе: уже есть пара номинаций на «Юсси» и «Золотой дельфин» — главный приз португальского кинофестиваля «Фестройя — Тройя». Смотрится он легко, сильной драмой эту картину никак не назовешь. Просто можно немножко задуматься и поразмышлять над действиями Марии и Ракел.

0
0
2 марта 2010

Галерея

Главная фотография предоставлена пользователем: Юлия Колмакова