Фильм

Фильм Запретный плод

Kielletty hedelmä (2009, Финляндия, Швеция), IMDb: 6.3

Запретный плод – афиша
Предоставлено пользователем: Юлия Колмакова
1/3
СтранаФинляндия, Швеция
ЖанрыДрама
Продолжительность1 час 44 минуты
Дата выхода13 февраля 2009
7Вернуться, чтобы уйти

В захолустной финской деревеньки живут две юные девушки. Они дружат, катаются на велосипедах, смеются, помогают по дому своим многодетным матерям и даже общаются с мальчиками, настолько, насколько это позволительно. В общем-то на жизнь жаловаться не приходится, нужно только соблюдать простые правила, вроде запрета на всякую косметику, современную музыку, телевизор, компьютер, кино, поцелуи до свадьбы, или, не дай Бог, что-то похлеще. Список можно продолжать в том же духе, не забыв упомянуть такие вещи как контрацепция, азартные игры и алкоголь (справедливо). А вот курение, что удивительно, разрешено. Старейшины трепетно оберегают свою паству, заботясь об их нравственном развитии и чистых помыслах. Похоже на секту? Однако, речь пойдет о христианском консервативном движении под названием лестадианство.

Семьи не выбирают, и так уж получилось, что целомудренные героини, рожденные и воспитанные в атмосфере нравственной стерильности начинают, в силу своего возраста, интересоваться миром за пределами общины. Своевольная и любопытная Мария решается на побег, и старейшины принимают решение отправить на поиски заблудшей овечки ее подругу Ракель, девушку серьезную и богобоязненную. Вполне естественно, впервые увиденный иной мир наложит на каждую девушку особый отпечаток.

Своим настроением, в котором, не смотря на реализм, присутствует какое-то чистое почти религиозное волшебство, картина очень напомнила фильм «Уже не дети» Ребекки Томас, про маленькую непорочную деву из мормонской секты, с той лишь разницей, что героиня из «Уже не дети» была достаточно сформировавшейся личностью (пускай и не от мира сего), в душе которой прочно обосновалось собственное понимание веры и того как с этой верой ей удобней существовать в нашем странном мире. А вот героини «Запретного плода» чисты и внутренне пусты. В них нет ничего кроме церковных постулатов. Поэтому, оказавшись выброшенными в иной мир, у каждой в душе зарождается не только отношение к этому миру, но собственная жизненная философия. И здесь я не соглашусь с некоторыми мнениями о том, что в картине отсутствуют аллегории. Ведь если отбросить лестадианство и чрезмерную религиозность девушек — перед нами останутся всего лишь две неопытные молодые души, которых всю жизнь оберегали старшие, которые еще никогда не совершали ошибок и самостоятельных поступков, которые только начинают жить и передвигаются вслепую. Одна из них будет желать ощутить запретное, и нагулявшись вернется к праведной жизни. Вторая, наслышанная о пороках общества будет с недоверчивостью находить прекрасные вещи, которым тоже, оказывается, есть место в этом испорченном мире и вернется к прежней жизни лишь для того, чтобы уйти навсегда.

Фильм вышел очень деликатным по отношению к верующим (лестадианство процветает и ныне в странах Скандинавии). Он не дает однозначного ответа на вопрос кто прав а кто нет, хорошее ли современное общество или плохое. Вы можете сделать выводы сами в силу своего жизненного опыта, возраста… или испорченности.

28 апреля 2015
7

Молодой режиссер Доме Карукоски в узком мире финского кино известен благодаря неплохой экранизации романа Лиины Ландер «Дом темных бабочек», удостоенной семи номинаций на получение национальной кинопремии «Юсси» и получившей три награды, в том числе и за лучшую режиссуру, а также приз зрительских симпатий.
Новая картина «Запретный плод» снята уже по оригинальному сценарию Алекси Барди и повествует о двух девушках из строгой лютеранской общины, члены которой живут в деревне. Экспрессивная и впечатлительная Мария (Аманда Пильке) в один прекрасный день сбегает в Хельсинки, где уже давно живет ее сестра, чтобы посмотреть, какова она — городская жизнь, полная, по словам старейшин, разврата и всяческих соблазнов. Покладистую и послушную Ракел (Марьют Маристо) просят отправиться туда же и вернуть отбившуюся от стада овечку.
Похоже на современную притчу, но «Запретный плод» — кино без всяких аллегорий: определено, что для героев предположительно хорошо, а что плохо, и задача зрителя заключается в том, чтобы следить, как две наивные девчушки из деревни, которые раньше в глаза не видели блеск для губ и бутылку пива, пытаются сделать свой выбор в жизни — смириться с заранее определенной участью, остаться в деревне, нарожать кучу детишек и волноваться только о том, крепка ли их вера, или же попытаться что-то изменить и попробовать жить другой жизнью, если уж так хочется. Здесь, собственно, встает уже вопрос не веры, а уверенности в правильности своих действий и их возможных последствий. Конечно, все это может показаться до ужаса банальным, и как раз поэтому создатели фильма ввели двух таких непохожих друг на друга героинь, демонстрирующих две противоположные модели поведения, причем до самого конца. Особенно противоречив образ Ракел: покладистая и на первый взгляд уверенная в себе девушка сталкивается с определенными обстоятельствами и обнаруживает вдруг такой запас внутренних демонов, с которыми не может совладать, что ее метания порой даже раздражают, и в конце концов приходится признать: Ракел на самом деле просто трусиха, о чем ей и говорит сестра Марии. Хорошо, что в конце она решилась на более-менее осознанный шаг, хотя, опять-таки, перед этим ведет она себя довольно странно, да и открытый финал заставляет задуматься о том, верен ли выбор наивной и доверчивой Ракел.
А вообще, «Запретный плод» — фильм довольно спокойный и приятный. Напоминает австралийский «16 лет. Любовь. Перезагрузка», только менее созерцательный. Очень оживляет картину игра дебютантки Аманды Пильке. Ее героиня вспыльчивая и экспрессивная, но без стержня внутри — по сути, просто ребенок, который, практически отведав запретный плод, убеждается в том, что жизнь в большом городе не для нее. Несмотря на довольно нелогичные поступки Марии, образ получился цельным, и во многом благодаря Пильке. Вот Ракел в исполнении Марьют Маристо казалась какой-то рассеянной и заторможенной, хотя в предыдущем фильме эта актриса играла неплохо — по крайней мере, не производила такого впечатления.
И все-таки, невзирая на будто бы немного сырой сценарий, фильм — заметное событие в финском кинематографе: уже есть пара номинаций на «Юсси» и «Золотой дельфин» — главный приз португальского кинофестиваля «Фестройя — Тройя». Смотрится он легко, сильной драмой эту картину никак не назовешь. Просто можно немножко задуматься и поразмышлять над действиями Марии и Ракел.

2 марта 2010
Все отзывы
Читайте также
Онлайн-премьеры недели: «Быстрее пули», «Блондинка», «1703», сериал по «Интервью с вампиром»
Онлайн-премьеры недели: «Быстрее пули», «Блондинка», «1703», сериал по «Интервью с вампиром»
Онлайн-премьеры недели: «Быстрее пули», «Блондинка», «1703», сериал по «Интервью с вампиром»
Кинопремьеры недели: «Решение уйти», «Голиаф», «Далекие близкие» и «Не говори никому»
Кинопремьеры недели: «Решение уйти», «Голиаф», «Далекие близкие» и «Не говори никому»
Кинопремьеры недели: «Решение уйти», «Голиаф», «Далекие близкие» и «Не говори никому»
10 фильмов для тех, кто устал от обычных вестернов
10
фильмов для тех, кто устал от обычных вестернов
10 фильмов для тех, кто устал от обычных вестернов
Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость