Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7

Фильм
Поп

Россия, 2009
О фильме
Июнь 1941 года. В маленьком селе Закаты на границе с Латвией живет настоятель небольшого прихода отец Александр. Через два часа он закончит воскресную службу. Через два дня в село войдут немецкие войска. Через два месяца в жизни священника Александра Ионина начнется самая важная миссия, в которой не будет громких подвигов и библейских чудес, а главным станет возрождение веры народу, напуганному войной, угнетенному и «своими» и «чужими». Он станет их героем и навсегда войдет в историю как участник Псковской православной миссии, которую считают «Вторым крещением Руси».
  • Поп – афиша
  • Поп – афиша
  • Поп – афиша
  • Поп – афиша
  • Поп – афиша
Исторический, Драма
14+
Владимир Хотиненко
4 апреля 2009
4 апреля 2010
2 часа 4 минуты
pop-movie.ru
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Владимира Хотиненко

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

3
Петр Фаворов
260 отзывов, 286 оценок, рейтинг 3363
17 марта 2010
Нужное, но напрасное кино о Псковской духовной миссии

21 июня 1941 года смирный священник из латышской деревни Тихое отец ­Александр Ионин (Маковецкий) вырезает из бумаги образок святого Зоси­мы Финикийского, который однажды заставил дикого льва отнести поклажу сожранного им осла, а заодно поучает нахальную муху, вздорит со строгой матушкой (Усатова) и уговаривает девочку-еврейку (Арзамасова) повременить с крещением, чтобы не огорчать папу. Спустя несколько месяцев по указу рижского митрополита он отправляется в недавно оккупированную немцами псковскую деревню Закаты восстанавливать разрушенную при большевиках церковную жизнь. Под покровительством православного остзейца, полковника Фрайгаузена (Лобоцкий), он поднимает со дна озера колокола, устанавливает кресты, ищет иконы, возит носки русским военнопленным и усыновляет одного за одним детей-беженцев. Зажатый между партизанами и полицаями, ради возможности окормлять свою изголодавшуюся паству отец Александр готов на все, кроме предательства Родины и Матери-церкви.

Второй после лунгинского «Острова» опыт агиографии в отечественном кино имеет все признаки официальности: штамп киноподразделения издательства «Православная энциклопедия», пасхальную премьеру в ХХС и благословение покойного патриарха Алексия II, не чужого теме балтийского духовенства в силу собственной биографии. В реальной, но вторящей чуду святого Зосимы истории Псковской духовной миссии, которая заставила немцев помогать благому делу возрождения народной веры, сложность моральных решений сочетается со зрелищностью столкновения в одной точке фашизма, большевизма и нетронутого порчей русского православия. Намертво застревая в сердце, она кажется идеальной темой для современного христианского кино, так что художественное фиаско режиссера Хотиненко обидно втройне. Живые и по-житийному светлые герои вложивших в фильм душу Маковецкого и Усатовой вязнут в неуклюжем фильме с лакированной картинкой, вечно теряемым ритмом и пошлыми кинокрасивостями вроде взгляда на мир глазами мухи, кружащейся в обратную сторону патефонной пластинки или старательно танцующего на ветру письма. «Попа» можно было бы назвать плохо снятой, но все же душеполезной историей, если б не сцена, в которой главный герой из соображений патриотизма отказывается отпевать убитых партизанами полицаев — тех же местных мужиков. В записках отца Алексия Ионова, на которых, в общем, основан сюжет, описан совсем другой случай — когда батюшка во время отпевания убитой фашистами семьи при всем народе обличает преступников, а потом — прямо как в фильме — с верой в Бога ждет так и не случающегося визита гестаповцев. Зачем, по какой идеологической разнарядке эта замена пришла в голову Хотиненко или его сценаристу Александру Сегиню — бог весть, но, видно, даже святой Зосима Финикийский вкупе с патриархом не каждого льва заставит поступать по-христиански.

15
0

Отзывы

9
A. Румянцева
19 отзывов, 54 оценки, рейтинг 175
3 апреля 2010

Прекрасный,душевный фильм...
Посмотрела я его - солнечным утром,дня,накануне Пасхи.
И после просмотра - осталось ощущение тепла и одухотворенности.
В каком чудесном стиле выдержана эта картина! Природа,смена времен года,деревенские пейзажи...
И невероятно сильный сюжет.
"Остров",с которым многие сравнивают этот фильм - лично у меня вообще никаких эмоций не вызвал.
Здесь же,восхищаться можно каждой мелочью,фразой,обстановкой.
Будь то - спящая на окне кошка,или кадры осенних Печор,в конце.
А какая актерская работа! Усатову,после этого фильма - можно назвать просто великой актрисой.Настоящая русская женщина. Маковецкий - дождался своей роли. Какое гениальное преображение! Даже не могу представить,кто еще из наших актеров мог бы так сыграть.
Такой лучистый,почти детский взгляд. Взгляд человека,который верит не умом,а сердцем. Он немного наивный,чудаковатый,но невероятно искренний и чистый.
Удивительно,что такие знакомые актеры - так перевоплотились,вжились. Что им не просто веришь,а смотришь,и забываешь дышать.
Фильм и на военную тему,и на духовную. Это - целый исторический пласт. Воспоминание,что пережила наша страна,наше духовенство. Сколько было разрушено церквей,уничтожено икон,сослано священников - в годы гонений!
Эта тема - действительно достойна экранизации. Особенно сейчас,когда возрождается русское православие,восстанавливаются храмы - она очень актуальна.
Еще,можно провести параллель с Андреем Рублевым - Тарковского.
Этот фильм,немного напоминает его - качеством съемки,самобытностью...
И если рассматривать оба фильма - это весь путь нашего православия. От становления его на Руси. Крещения,и перехода от язычества. До противостояния богоборческим организациям в 20-е,и фашизму в 40-е. К возрождению - наших дней.
Отличная постановка,сюжет,игра.
От начала и до конца - фильм живой.
Верующим,и просто интересующимся нашей историей...
Всем рекомендую сходить на премьеру.

27
0
9
Маринка
14 отзывов, 15 оценок, рейтинг 37
30 декабря 2009

Посчастливилось попасть на предпремьерный показ в "Октябрь". Контингент на фильм был разным, в зал не пускали с поп-корном и чипсами, было много охраны с приборами ночного видения, а пользующихся мобильниками выводили из зала. Но это предисловие. Как всегда, я шла на фильм, не посмотрев в интернете, про что картина. На приглашении было написано, что название фильма "Поп", показ предпремьерный и главный герой - Сергей Маковецкий. Ну вот честно, к этому актёру до просмотра данного фильма отношение было спорное. Теперь же оно поменялось...бывает же такое.
Как уже было написано, фильм о Псковской православной миссии: о жизни и деяниях священников-миссионеров из Прибалтики, возрождавших церковную жизнь на оккупированных немцами территориях северо-запада России с августа 1941 по февраль 1944 года. Фильм сильный, в паузах не было слышно ни единого шороха в зале, все как один смотрели в экран и ждали продолжения. Хотелось бы отдать должное гримёрам картины, роль отца Александра во многом, конечно же помимо таланта актёрского, обязана гриму. Читала после просмотра о съёмках - Сергей Маковецкий на время сёмок отказался от вредных привычек и молился. Верить в это или нет не знаю, но моу сказать по себе, выйдя из зала слова бранные таяли ещё на подступах к моему сознанию, захотелось сделать что-то такое....благородное как минимум. Нина Усатова предстала в картине эдакой "Алечкой"...и вот такой она мне и запомнилась на протяжении всего фильма, потому как это актриса с большой буквы, женственная и в тоже время сильная и мужественная, тут видилась мне хрупкой женщиной со спартанской силой воли. Её чувство юмора, казалось, помогало остаться "на плаву" даже в самые сложные эмоциоальные да и не только моменты. Один взгляд, одна ухмылка или просто поворот головы....Как же я люблю актёров "старой школы".
Ева - это отдельная рецензия. Назойливо эмоциональная девочка, со "жадно-пожирающими мир" глазами, эта девочка пойдёт далеко. Елизавета Арзамасова, сыгравшая Еву-муху, потрясла меня ещё в 2007 год в фильме "Свои дети", где она была девочкой-инвалидом Ладой, всем советую посмотреть...но почему-то смотреть советую в одиночестве...пронимает что ли глубже. В картине "Поп" на роль евреечки Евы мне сложно представить кого-то другого, потому что её браз вписался в те голодные и жестокие времена идеально. Вообще подбор актёров на детские роли в этом фильме мне понравился, а также гримёрская работа...дети выглядели как в воссозданных фильмах о временах Блокадного Ленинграда.
О сюжете фильма даже нечего добавить, как уже отмечено во многих заметках об этой миссии, ведь это одна из наименее изученных страниц истории Великой Отечественной войны. И тот раскол русских людей, оставшихся на захваченных землях, повлёк за собой невосполимое количество жертв внутри одного народа. Эта невидимая рука фашиста (а может и видимая...тут много можно говорить), как будто пальцем муравьишку, давила людей..размазывла их по земле, не оставляя следов.
Музыкальный ряд картины дополнял и придавал трагичности и психологичского напряжения от первых секунд фильма и до последних кадров о том, что же случилось с героями далее...после войны, в "другой" жизни.
Много можно писать про эту картину, и что название "Поп" было выбрано не сразу, и что режиссёру фильма В. Хотиненко и продюсеру Н. Гостюшиной была вручена статуэтка "Лучезарный Ангел", диплом и денежный сертификат на 1 млн. рублей....
Но одно я хотела бы сказать всем, кто собирается посмотреть или просто решил прочесть отзыв посмотревшего - идите и смотрите эту картину. И не важно, в какой одежде идти, в каких жинсах или платьях, главное просто прийти, а картина сделает своё дело. Выйдя из зала меня не покидало ощущение, что я как будто в ночной сорочке выбежала из хаты, не досмотрев какой-то сон... А ведь это на самом деле был не сон, а документальное отражение событий времён войны, необычным образом закреплённое за церковныма праздниками... Десяточка....

18
0
1
Ramon1
9 отзывов, 13 оценок, рейтинг 88
21 апреля 2010
Духовный подвиг с подзатыльниками

Церковная власовщина в фильме Владимира Хотиненко «Поп»

Оказывается, в Великой Отечественной войне победили не Красная Армия и партизанское движение, а смиренный поп с крестом и иконой, под чутким руководством гитлеровцев возрождавший православие на оккупированной советской территории. Об этом поведал зрителям режиссёр Владимир Хотиненко в своём фильме «Поп», премьера которого состоялась в день Пасхи, 4 апреля, в Храме Христа Спасителя.

По заказу ЗАО «РПЦ»

Как сказано на официальном сайте фильма, положенный в основу его сценария роман Александра Сегеня «Поп» был написан автором с благословения покойного патриарха Алексия II. После просмотра фильма нынешний настоятель Русской православной церкви патриарх Кирилл дал ему положительную оценку, в которой поставил знак равенства между гитлеровскими оккупантами и Советской властью: «…Это героическая страница нашей истории. Как можно было воспитывать людей, возрождать православие, получая подзатыльники от оккупантов, а затем – от своих собственных властей?»
Чтобы ни у кого не оставалось сомнений в богодухновенности созданного тандемом Сегень-Хотиненко продукта, в верхнем правом углу экрана в течение всего фильма красуется эмблема «Православной энциклопедии» – издательства РПЦ. На этом основании можно сделать вывод, что в фильме «Поп» высказана официальная позиция Русской православной церкви.

«Отец, окропи водой! Побыстрее!»

Лубочность и фальшь фильма видны с первых же кадров. Действие картины начинается 21 июня 1941 года, накануне Великой Отечественной войны, в латышском селе Тихое. Где-то совсем рядом творится история, считанные часы остались до нападения гитлеровских полчищ на нашу Советскую Родину. Мы же видим, как местный православный священник отец Александр Ионин в исполнении Сергея Маковецкого вырезает из бумаги силуэты ангелов, святых и прочей церковной дребедени. Слушаем его нравоучительный монолог, обращённый к назойливой мухе. Становимся свидетелями его диалога с женой, дородной матушкой Алевтиной, роль которой сыграла Нина Усатова. Благодаря компьютерной графике наслаждаемся видами раскинувшегося окрест благолепия – зеленью лугов да лесов, прозрачностью речной воды.
Вот перед нами отец Александр решает важную проблему ¬– еврейской девочке Хаве, роль которой исполнила Елизавета Арзамасова, приспичило отречься от иудейского вероисповедания и принять православие. Священник проводит с отроковицей разъяснительную беседу, в результате которой та ещё крепче утверждается в принятом решении. Авторы фильма пытаются уверить зрителя, что растущего в селе, на природе здорового ребёнка интересуют не игры со сверстниками, походы по грибы-ягоды и купание в речке, а исключительно пыльная библия, нудные молитвы, набитые толчёным кирпичом и трухой «мощи святых» и приторный запах благовоний.
В таких архиважных заботах встретил слуга божий начало войны. Далее перед нашим взором разворачивается презабавный эпизод. Через село, неизвестно откуда и неизвестно куда, мимо отца Александра мчится одинокий советский танк. Вдруг он останавливается, словно вкопанный, из люка выскакивает лет двадцати с небольшим механик-водитель, подбегает к священнику и просит: «Отец, благослови! Скорее! Может, это… святой водой окропить?» Батюшка несётся в дом, возвращается с какой-то плошкой и выплёскивает воду вслед отъехавшему танку.
Эта сцена фальшива насквозь, потому и вызывает гомерический хохот. Вчерашний советский десятиклассник, родившийся и выросший в советское время, учившийся в атеистической советской школе, избавленный от необходимости зубрить Закон божий, зато изучавший теорию эволюции Дарвина, на голубом глазу обращается за каким-то благословением к попу, который для него такой же архаизм, как какой-нибудь древнеегипетский фараон. Очень глупый, притянутый за уши эпизод.

Возрождение духовности под гитлеровской фуражкой

Далее авторы фильма показывают нам начало «духовного подвига» священника Ионина. Его вызывает в Ригу тамошний митрополит, роль которого исполнил Юрий Цурило. Мы видим сидящих за столом священников, слушаем их разговор. Ненавидящие Советскую власть, они горячо обсуждают предложение гитлеровских оккупантов «возрождать церковную жизнь» на территории Псковской области, то есть открывать приходы и окучивать местных жителей, внушая русским унтерменшам, что немецкая власть от бога, прививая им благоговейный ужас перед Великим рейхом и почтение к представителям арийской нации.
Курирует Псковскую православную миссию немецкий офицер русского происхождения Иван Фёдорович Фрайгаузен в исполнении актёра Анатолия Лобоцкого. Фрайгаузен из «бывших», из тех, кто после Октябрьской революции с оружием в руках боролся против принявшего Советскую власть народа, кому довелось быть битым и драпать без оглядки, кого вовремя не достала чапаевская шашка и будённовская пуля. Теперь он служит Великому рейху и любит Россию, которую, как любят выражаться либералы, «мы потеряли».
Ионину предложено отправиться на Псковщину и возглавить один из сельских приходов. Поломавшись для вида, отец Александр соглашается. В селе при помощи местных жителей он занимается исключительно «важными» в условиях оккупации делами: ремонтирует разрушенную «безбожными большевиками» церковь, достаёт заброшенный в реку теми же «красными иродами» колокол, устраивает крестные ходы и молится, чтобы «всё было по-божески».
Недалеко от села немцы устроили концентрационный лагерь для военнопленных «Саласпилс». Жуткие условия их проживания были обусловлены, по мнению создателей фильма, исключительно тем, что «кровавый Сталин» не подписал в своё время некую Женевскую конвенцию; иначе их непременно кормили бы ананасами в шампанском и клубникой со сливками. Им, брошенным «безбожным большевистским режимом», помогает один лишь отец Александр, время от времени привозя им изготовленные селянами рукавицы и валенки, часть которых забирают себе немцы.
Однажды на глазах священника фашисты вешают четверых партизан: троих юношей и девушку. В расправе принимает личное участие куратор Ионина Фрайгаузен, подтолкнувший служивший эшафотом грузовик. В порыве чувств отец Александр прогоняет палача из своего дома, однако затем смягчается и вновь ведёт с ним душеспасительные беседы о судьбах православия в России.

Звери-комиссары

Действующие в окрестных лесах партизаны показаны в фильме этакой безликой серой массой, действующей под руководством звероватого комиссара, воплощающего в себе «кровавый сталинский режим».
Единственный симпатичный партизан – молодой красноармеец Алексей Луготинцев (актёр Кирилл Плетнёв), тайно вернувшийся в родное село после того, как его часть была разбита в первые дни войны. Немцы убили его невесту Машу, и теперь он мстит фашистам. Но делает это как-то не по-божески, не по-христиански. Сгоряча даже надумал грохнуть самого Ионина за сотрудничество с оккупантами; пришёл к нему в церковь и выстрелил, однако промахнулся и попал в икону. После душеспасительной беседы с отцом Александром одумался и стал человеколюбцем.
А вот направленный советским командованием в отряд комиссар – не местный – оказался поистине кровожадным типом. Всё требовал от партизан уничтожать полицаев. Партизаны пытались утихомирить его: дескать, полицаи у нас мирные, не шибко балуют. А ему, антихристу, и того показалось мало, самого попа надумал шлёпнуть. Спасибо Луготинцеву – объяснил комиссару, что поп человек хороший. Однако комиссар своё наверстал. Когда, по выражению либералов-антисоветчиков, «сам народ» – разумеется, без всякого военного руководства, Советского правительства, руководящей роли ВКП(б), Ставки Верховного Главнокомандующего и лично Сталина, – прогнал немцев и освободил село, этот зверюга ногами избил смиренного служителя божьего. Даже странно, что не зарыл живьём в землю. Комиссары – они ж такие…

Власовская клюква

После просмотра картины можно смело сказать, что фильм Владимира Хотиненко «Поп» стал очередным шагом на пути того чёткого курса, который Русская православная церковь взяла ещё при покойном патриархе Алексии II и продолжает при нынешнем патриархе Кирилле. Это курс на отрицание и очернение советского прошлого, агрессивный антикоммунизм, борьбу с наукой и религиозное мракобесие. При этом РПЦ стала верной служанкой государственной власти, помогая последней туго затягивать духовную удавку на шее народа. В качестве инструментов в этом деле активно используются обман, подтасовки исторических фактов, развесистая клюква и наваристая лапша.

8
0
1
Максим Желомский
19 отзывов, 432 оценки, рейтинг 148
1 мая 2010

Может фильм и хорош, НО это фильм про те места и тех священников, что благословили Власова и РОА да и присутствовавших там немцев на войну )))а снимать фильмы про предателей это как минимум является плевком в душу настоящим Ветеранам и героям
Лучше бы сняли фильм про попов что хоть и не дружили с Советской властью однако в войну помогали партизанам зачастую рискуя всем укрывали в церквях и лечили, зачастую жертвуя собой направляли поиски партизан в другую сторону !!!
а ведь некоторые из них получили медали за вклад в победу, хоть и не любили Советскую власть но награды не снимали и не стыдились !!!

6
0
9
artistka_s
45 отзывов, 66 оценок, рейтинг 75
6 апреля 2010

Маковецкий - гениальный!
Актеры, вообще, сильное звено фильма.
Кино живописнейшее, природа - леса, озера. Несмотря на то сложное время, которое показано, фильм воспринимается умиротворенно, может быть, потому что много православного, Веры, а это согревает и успокаивает.

6
0
...

Подборки Афиши
Все