Киноафиша Москвы
Москва

Фильм «Тайны смерти»

(2009, Россия)
оценить
0:00 / 0:00
0:00

Тайны смерти

Смотреть трейлер

Документальный фильм про механику умирания.

Документальный фильм про механику умирания.

Отзывы пользователей о фильме «Тайны смерти»

Фото Эмилия Деменцова
отзывы:
135
оценок:
140
рейтинг:
148
7

За жизнью


Что такое смерть? Тысячелетиями люди ищут ответ на этот вопрос: и философы, и богословы, и ученые, и просто обыватели. Смерть объединяет. Все мы рано или поздно умрем. С этим ничего не поделаешь. Ученые ведут борьбу за долголетие, пытаются отодвинуть черту, за которой нет возврата, но, увы. Никто еще не задерживался на этом свете больше отведенного ему времени, никто и не возвращался «оттуда».

Смерть это безусловное достижение жизни каждого. Достижение – так как многие считают, что смерть еще надо заслужить.

Смерть – это, пожалуй, единственное, что гарантировано нам в этой жизни. Мы не знаем, какой будет наша жизнь, но то, что мы умрем, знаем точно. Знаем без лишних подробностей: как, где, когда. Смерть не лишена интриги. От того знание о смерти не отравляет жизнь.

Смерть – воплощенное равенство, борьба за которое тоже ведется тысячелетиями. Ведь все мы равны перед смертью. Но ни одна смерть не равна другой. Как и жизнь, смерть индивидуальна и неповторима.

Смерть – это страх, который преследует нас на протяжении всей жизни. Отрицание страха смерти – это тоже его приятие.

Разговоры о смерти – тяжелы. Картины, фильмы – мрачны. Даже комедии на эту тему называются черными. Документальные фильмы, затрагивающие тему смерти, в большинстве своем бесполезны: обилие новой информации не приводит к познанию этого явления, а осознание его, становится тягостней. Исключением стал фильм «Тайны смерти» Андрея Клишаса, Саиды Медведевой и Наны Геташвили – продюсеры «Тайн любви» сделали продолжение успешного проекта. «Тайны смерти» – это вторая часть «таинственной» дилогии. Он тоже о любви. О любви к жизни.

Композиция и принцип построения двух картин совпадают: интервью с учеными, религиозными деятелями, представителями культуры, сдобренные игровыми вставками, притчами, легендами, словом художественным материалом для размышления. Эти художественные вставки сами по себе могли бы составить интереснейший короткометражный фильм на заданную тему: некоторые сюжеты первого фильма находят свое завершение во втором. Несмотря на выдержанный стиль обеих картин они различны по эмоциональному уровню. Это сугубо индивидуально, но «Тайны смерти» в большей степени направлены на чувственное восприятие: в зрительном зале включают свет, а люди остаются на своих местах и молча утирают слезы. Но не от отчаяния, это другие, светлые слезы. Если при просмотре «Тайн любви» зрители то и дело вместе с учеными на экране, совершали маленькие открытия, то «Тайны смерти» скорее воздействуют не на разум, а на сердце. Дело не в меньшей научности или насыщенности фильма фактами – их более, чем достаточно (и при этом зритель не устает от них). Причина, вероятно, в изначальной установке на неизбежность и непреодолимость смерти. Ведь чтобы не сказали нам с экрана, о каких бы особенностях и деталях смерти как биологического явления мы бы не узнали, – это не поможет нам не умереть. Это интересно, но практически – бесполезно. От того в «Тайнах смерти» именно художественная часть по воздействию на зрителей превалирует над научной. Она – насущнее и, как говорится, берет за душу.

Не надо думать, что этот фильм – тяжел для просмотра. В нем нет черных красок. Это поразительно, но рассказы людей, каждый день сталкивающихся со смертью (например, работники хосписов) наполнены оптимизмом. Их истории о людях, которых уже нет, о том, как они переживали смерть пациентов, умирали с ними день за днем, полны света и в них нет тягостной обреченности.

Смерть нужно воспринимать как часть жизни, уверяют создатели фильма. Не финал жизни, а именно ее часть. Необходимую. Без смерти не было бы и жизни. Мучаясь над вечным вопросом о смысле жизни, мы, порой, не терзаем себя поисками смысла смерти. Значит ли это, что изначально мы признаем ее необходимость? Как бы то ни было, но в сравнении со смертью бессмертие все-таки проигрывает. Одна из притч, рассказанных в фильме, гласит, что все те ужасы, которые мы связываем со смертью, на самом деле воплотились бы в бессмертии. Неизбежность смерти заставляет ощутить ценность жизни. Смерть – стимул и неустанный двигатель прогресса.

Кто-то может задаться вопросом: «Что даст мне просмотр этого фильма?». Наверное, душевную гармонию. Быть может, заглушит внутреннюю боль. Просто напомнит о том, что нужно жить полной жизнью, не отравлять жизнь другим, помогать, жить в согласии с самим с собой, в гармонии с миром, согласно данным когда-то заветам. Смерть вообще – повод поговорить о жизни.

Когда не знаем причины, мы говорим, что он умер… от смерти. Но умирают от жизни. От тех или иных ее проявлений. От того в наших силах, если не остановить, то отодвинуть смерть. Своею жизнью.

Журнал «Российское кино — РУСКИНО» http://www.ruskino.ru/review/329

0
Фото Дмитрий Кубылинский
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
0
9

Смотрел этот фильм не раз и не два и не потому, что фанат документального кино. На мой взгляд этот фильм появился для того, чтобы люди задумались о Жизни после жизни и не подумайте про реинкарнацию (я христианин). Рекомендую его посмотреть просто, не предвзято и понять не умом, но сердцем.

0
Фото Евгений Азаренко
отзывы:
14
оценок:
14
рейтинг:
8
7

Рецепт хорошего документального фильма о всевозможных тайнах жизни прост. Берем:

- несколько восточных притч в исполнении Сергея Чонишвили
- пару историй про любовь со смертью и страданием
- видеоряд с восточной экзотикой и армянским дудуком
- несколько американо-русских специалистов, которые с умным видом вещают о проблеме
- немного хорошей компьютерной графики
- и капелька французского языка.

Все, хороший документальный фильм готов!

Так и поступила режиссер Анастасия Попова. Взяла вышеописанные ингредиенты, смешала в лучших традициях западной документалистики и выдала на гора документальный фильм "Тайны смерти" (с красивой обложкой, надо отметить). Другое дело, проблема скорее не в наличии ингредиентов, а в том, как их смешать, смонтировать и подать. Тут обычно и случаются проблемы. Однако, режиссер счастливо их избежала и на выходе, повторюсь, получился вполне приличный документальный фильм.

Назвать его сенсационным или сколько-нибудь информативным, у меня клавиатура не поворачивается. Набор приведенных фактов и историй уже далеко не нов. Почти все они известны, обсуждаемы и "онаучены" (ну, знаете, как ученые любят объяснять НЛО метеозондами... так и здесь). Так что, фильм будет скорее интересен с художественной точки зрения, благо, он (повторюсь еще раз) красив и эстетичен. Если же вы раньше особо не интересовались проблематикой смерти и не в курсе последний веяний моды по этой теме, то тогда лента, безусловно, добавит пищи для размышления.

И да, "каждый рожденный должен умереть".

Евгений Азаренко
http://evg-azarenko.livejournal.com

0
Фото Orit Svet
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
7

Очень хочется увидеть этот фильм. Тема интересна. Кадры с Н. Бехтеревой привлекают внимание. Но вот незадача : нет информации о том, в каком же именно кинотеатре можно посмотреть этот фильм..
Неужели придётся искать в сети ???

0

Галерея