Москва
6.7

Фильм
Полицейский, имя прилагательное

Politist, adjectiv, Румыния, 2009
Описание Афиши
Описание прокатчика
Крайне неторопливая румынская драма о полицейском, перед которым встает маленькая, но важная моральная дилемма

Полицейский собирается арестовать школьника за то, что тот предложил покурить травы двум своим товарищам. Позже полицейский передумал и решил пощадить подростка — по законам Евросоюза это незначительный проступок. Но более жесткие румынские законы пока еще в силе, и правовая машина готовится съесть малолетнего преступника. Это второй фильм Корнелиу Порумбою, ­получившего за свой дебют «12:08 к востоку от Бухареста» каннскую «Золотую камеру». В этом году там же, в Каннах, за «Полицейский, имя прилагательное» он получил приз жюри в секции «Особый взгляд».

  • Полицейский, имя прилагательное – афиша
  • Полицейский, имя прилагательное – афиша
  • Полицейский, имя прилагательное – афиша
  • Полицейский, имя прилагательное – афиша
Драма
Корнелиу Порумбою
15 мая 2009
26 августа 2010
1 час 55 минут
ifcfilms.com
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Корнелиу Порумбою

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20388
16 августа 2010
К обсуждению закона о полиции

Полицейский Кристи (Букур) целую неделю расследует пустяковое дело. Какой-то старшеклассник покуривает гашиш. Вместе с приятелем, который на него и стукнул. И с девушкой, в которую они, возможно, оба влюблены, и потому тот и стукнул. Или нет. Гашиш они откуда-то берут, и кого-то можно посадить не за хранение, а за распространение, но откуда и кого — у Кристи выяснить не получается, да и вряд ли получится, если просто ходить за детьми по улице. К тому же парня ему жалко, и вообще он считает, что за такую ерунду сажать не надо: вон, в Праге не сажают. Начальство тем временем раздраженно требует поскорее произвести арест и обо всем забыть.

Почти два часа в этом румынском фильме, получившем в Каннах два важных приза, ничего не происходит, а кульминацией служит сцена, где три челове­ка сидят в кабинете и читают толковый словарь. Будь законы кинопроизводства иными, Порумбою, вероятно, вообще снял бы эти несколько дней в реальном времени. Кристи ходит по улице. Кристи курит сигарету за сигаретой на фоне стены с граффити «Вперед, «Стяуа». Когда секретарша начальника просит его подождать в приемной, мы ждем вместе с ним. Когда он заканчивает рапорт, мы читаем его от начала до конца. Режиссер сознательно, разумеется, мучает зрителя, растворяя малейший намек на движение в паузах и бытовых подробностях: он показывает самого, возможно, неэффективного детектива в истории кино за работой над одним из самых незначительных дел, потому что так ему удобнее оформить свою метафору, придать значительность ей. Моральный конфликт раскрывается через грамматический, Кристи упирается лбом в букву закона. Из букв никак не хочет, как выяснится в словарной сцене, складываться слово «совесть», но отлично складывается «полицейский». Например: «полицейское государство». В этом маленьком фильме, на который мало кто пойдет и еще меньше досидит до конца, сказано о том, что всех так, кажется, волнует, больше и конкретнее, чем в последнем видео Noize MC. Но да — тягомотина, редкие монтажные склейки, никаких крупных планов. Подозреваемого мы толком так и не увидим. В финале у главного героя тоже исчезнет лицо, и останутся только руки.

4
0

Отзывы

7
yagost
11 отзывов, 16 оценок, рейтинг 72
26 октября 2009

Полицейский 1. в знач. сущ. полицейский, м. чин полиции (загр.).
2. в знач. прил. Опирающийся на полицию, осуществляющий власть методами
разнузданного произвола, запрещением всякой общественной деятельности
и самодеятельности (публиц.). Полицейский режим. Полицейское государство.

«Чем будет поле без цветов, чем будет море без луны...» - такой песенкой встречает поздно вечером жена своего мужа - полицейского, вернувшегося с работы. И пока он ест на кухне, кроша хлеб в тарелку, эта песня играет ещё три раза. Взяв из холодильника пиво, он проходит в комнату, садится на диван и высказывает мысль о том, что песня глупа, потому что поле без цветов так и оставалось бы полем, а море без луны - морем. Пока он чистит зубы, он спрашивает у жены, чем бы была паста без зубной щётки...

Утром совещание у начальника полиции, готовый отчёт о проделанной работе и отказ арестовывать школьников за употребление марихуаны, так как их вина в распространении наркотиков не доказана и не подтверждена семидневным наблюдением за ними. Полицейский говорит, что его совесть не позволяет арестовать подростков, испортив им дальнейшую жизнь, он не хочет потом сожалеть о содеянном.

Начальник сажает его перед собой с толковым словарём и заставляет зачитывать определения слов «совесть», «полицейский», «закон», после этого даёт время подумать до вечера.

Вечером, после замечательной игры футболтеннис, полицейский по карте рассказывает схему ареста подростков...

В совести главное, что она есть внутри, а не служит определением в словаре. Можно знать его точно, но при этом не иметь её. Точное знание определения слова «совесть», к сожалению, не приводит к её проявлению.

Может, совесть и есть та грань, которая не даёт слову «полицейский» перейти из существительного в прилагательное?


5
0
7
Сергей Поплавский
18 отзывов, 228 оценок, рейтинг 20
18 ноября 2010

Структура произведения и правда такая, как говорит Андрей Плахов : фильм состоит из двух частей - изображение весьма статичное, молчаливое, изображение как есть ; и вторая - словесная, сутейная, развязывающая. но при этом части безупречно слиты, их деление не вызывает никакого дискомфорта, в чем, безусловно, заслуга чудесной румынской операторской школы. ну и заслуга сценария, конечно же, тоже.
фильм о поисках совести. о понимании, как себя, так и давно, еще до нас существующих понятий. интересный метафорический момент ввода в разговор ( и скорейшего вывода) секретарши, говорящей все также в ключе идеи фильма, что интерпретация смысла даже устоявшихся, затертых слов, у каждого своя.
полный резонанс одной из идей фильма о том, как полицейский жертвует всем своим временем ради слежки, совершенно неподвижной, и едва дающей результат, и реализацией режиссером этой самой идеи в жертве практически целого ( первая часть значительно больше второй ) фильма на статику, молчаливость, ради решающей сцены с большим количеством слов и пояснений.
отдельным моментом хотелось бы отметить потрясающую чувствительность звуков, в фильме нет музыкального сопровождения, есть только сцена с песней, в принципе являющейся пиковой, но я сейчас именно о звуках, шум ветра, газет, шагов, поедание супа и попивание чая, всё ради полного ощущения присутствия,
и удалось.

это рисковано. это не стандарт. это другое.
это кино реальное.

1
0
3
Султан Усувалиев
75 отзывов, 116 оценок, рейтинг 104
18 октября 2009

Полицейский Кристи (Драгош Букур) следит за подростками, курящими гашиш, и пытается найти распространителя. Каждый день начальство торопит его арестовать детей и закрыть дело, но Кристи против этого, его мучает "совесть": зачем ломать судьбу детей? Правовой закон против морального.

Картина длится 2 часа. В картине многие статичные планы длятся до 5-10 минут. Герой ест, герой ждет, герой пьет. На мастер-классе К. Порумбою говорил, что для него самое важное в кино - это время, и данный ритм был просто необходим, чтобы рассказать эту историю, историю о бессмысленности.

Не спорю, две последние сцены замечательны, но весь фильм со вложенными смыслами, который режиссер открыл несведущим после просмотра, не считываются во время просмотра. Кино предельно конкретно, материально, и если вы снимаете планы-эпизоды, должно возникать внутрикадровое действо или напряжение, чего в фильме Порумбою нет. Я бы назвал "ПП" фильмом физических перемещений в реальном времени. В пределе это должен был быть двухчасовой однокадровый фильм.

Еще на мастер-классе режиссер говорил про словари, про слова, про Витгенштейна. В любом фильме можно отыскать точки для любой интерпретации, в том числе для вскрытия заложенной. Но больше всего удручает то, что это интеллектуальная промашка...

1
0
9
Вячеслав Юрьевич Черный
15 отзывов, 19 оценок, рейтинг 22
12 ноября 2014
Полицейский, имя прилагательное (Politist, adjectiv). реж. К. Порумбуйо (Румыния), 2009 год.

Рядовой полицейский Кристи возможно никогда в жизни не открывал толковый словарь румынского языка. Он не знает точных значений слов и не так уж силен в грамматике, как, например, его молодая жена, учитель местной школы. Зато он добросовестно исполняет свою работу, а именно охрану правопорядка. Последнее оперативное задание Кристи - это слежка за подростком из обеспеченной семьи, который попал под действие санкций уголовного кодекса за распространение наркотиков, так как дал попробовать гашиш двум своим друзьям. Об этом полиции стало известно от осведомителя, по совместительству приятеля мальчика. Где же сам подросток берет запрещенные вещества неясно. На выяснение этого обстоятельства, в том числе, и направлено наблюдение за подозреваемым. Этому занятию Кристи посвящает все свои рабочие будни, вовсе не появляясь перед начальством. А оно в свою очередь требует от подчиненного не размениваться по мелочам и провести немедленную «операцию» по взятию с поличным и как следствие закрыть дело.

Молодой румынский режиссёр Корнелиу Порумбуйо поступательно вводит зрителя в своеобразный транс. Транс как бы застывшего времени. Главный герой ленты не может просто так оставить свой «объект» и попросту тянет время. Тормозит его такая незначительная деталь в формалисткой системе кодексов и государственных норм - как совесть. Ведь подросток по сути ничего особо криминального не сделал, к тому же через год закон планируют изменить и его нынешние поступки декриминализуются. Так зачем же портить судьбу человека. Свербящий вопрос, ответ на который найти не так просто.

Для так называемого «нового румынского кино» свойственно ставить героя в ситуацию морального выбора в условиях «пост-тоталитаризма». Заставлять его рефлексировать о «другом», не оставаясь равнодушным, сомневаться в правоте своих и чужих действий. Это понятная в парадигме нового кинореализма идея. Рушиться старый мир, новый рождается на наших глазах. Мир внешний и, одновременно, внутренний. В пошатнувшейся системе четких государственных и нравственных запретов зреет «иное», свободное мышление. Поэтому Кристи и упирается. Он не готов простить себя за «скверный» поступок. Что-то не артикулируемое, почти инстинктивное гложет его. При этом Кристи показан зрителю далеко не как некий «супергерой» чистого гуманизма. Он достаточно формален в своей рутинной работе, в меру мизантроп и так же автоматически, как и его сослуживцы, чтит нормы кодексов. Тем сильнее его душевные муки. Зачем травить себя, если ты всего лишь «прилагательное», признак предмета. Прилагательное как нечто сопутствующее аппарату принуждения, как часть речи в механизме строгих языковых правил. Ты необходимая часть системы - иерархичной, обезличенной и жестокой.

Важно, что автор не постулирует идею одномоментного возникновения нового личностного сознания в изменившихся реалиях. Он говорит лишь о попытке «бунта». Одинокого и пока по-настоящему не реализуемого. Да, признаками права всегда были – формализм и нормативность. Это и есть буква закона. Но душа отдельно взятого человека не кодекс. Согласно Порумбуйо, общество, сбросившее с себя оковы режима Чаушеску, еще не созрело для настоящей нравственной независимости. Роль властного авторитета по-прежнему очень сильна. Его образ в фильме воплотил актер Влад Иванов, сыгравший начальника Кристи. В финальной мощнейшей сцене, длящейся почти 25 минут, он пытается доказать своему сотруднику некоторые непреложные истины. С помощью не только устного, но и письменного слова. Начальник заставляет Кристи читать толковый словарь, чтобы тот нашел «верный» смысл таких понятий как: закон, мораль, государство, совесть, полицейский. Кристи не в силах сопротивляться, увязнув в паутине дефиниций. От него требует провести «операцию», значит он ее проведет. Ведь его определение совести все равно не верно.

«Полицейский, имя прилагательное» - почти совершенно выстроенный фильм. Постановщик творит чудеса в синтезе формы и содержания своего произведения. Здесь рифмуется все: безрезультатная слежка и процесс перебора страниц словаря, псевдо-казуистические домашние споры с женой и разговоры с коллегами, крупные планы рапортов Кристи и выдержек из словаря, равнодушие улиц с равнодушием рабочих коридоров, волнения совести героя и скупой холодный кадр схемы «операции», расчерченной мелом на доске. Также мастерски создается атмосфера некоего ожидания. Ожидания перемен. Обыкновенный по сути человек оказывается перед лицом незначительных дилемм, которые тонко отражают ситуацию в стране. Ситуацию гулкой пустоты переходного периода. Стоит отметить, что лента Порумбуйо не только социально-психологическая зарисовка о Румынии и странах, где происходит смена исторических, идеологических парадигм. Это своего рода притча. Сухая, местами скучная, написанная каллиграфическим почерком. Притча о человеке и норме. О робком желании сказать нет – самому себе и «начальству».

Вторым своим фильмом Порумбуйо доказал, что он крупный талант современного европейского кино. Так виртуозно ориентироваться в минималистском нарративом потоке и не потеряться в «грамматических» рамках-ловушках не каждому под силу. Он создал не просто незначительную сноску на полях в толстом словаре, а полноценную повесть о внутренней свободе. И то, что ее главный герой в финале «замолчал» вовсе не говорит о невозможности настоящего поступка по совести. Это лишь отсрочка, но не до мягких изменений в Уголовном кодеке, а до уже полноценного сдвига внутри самосознания Человека (существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение), который обязательно произойдет.

0
0

Подборки Афиши
Все