Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.9

Фильм
Последний урок

La journée de la jupe, Франция, Бельгия, 2008
О фильме
  • Последний урок – афиша
  • Последний урок – афиша
  • Последний урок – афиша
  • Последний урок – афиша
Драма
16+
Жан-Поль Лильенфельд
18 сентября 2008
4 октября 2009
1 час 28 минут
rezofilms.com
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

5
Роман Волобуев
535 отзывов, 587 оценок, рейтинг 11393
30 сентября 2009
Памфлет про осатаневшую французскую училку

Измученная климаксом и маленькой ­зарплатой школьная учительница Со­ня Бержерак (первая за пятилетку роль Аджани) из последних сил пытается преподавать французскую литературу 10-му классу, состоящему из б…доватых окраинных девиц и выводка арабов, которые хамят, продают друг другу гашиш и чуть что кричат про оскорбление религиозных чувств и расовую дискриминацию. Когда самый наглый притаскивает на внеклассное занятие беретту, педагог окончательно слетает с катушек, отбирает пистолет и, заперев учеников в актовом зале, начинает сеять доброе, разумное и вечное по ускоренной программе.

Что-то среднее между рязановской «Дорогой Еленой Сергеевной» и популярными в 80-е антиподростковы­ми фарсами вроде «Класса 1984 года» (с той поправкой, что поколенческий конфликт усугублен этническим), «Последний урок» несколько злоупотребляет скучной эстетикой телеспектакля, а в третьем акте неуклюже сползает в мелодраму (что героиня в итоге не перестреляет поганцев, с сожалением понимаешь еще раньше). Засчитать его как смелое гражданское высказывание тоже трудно: режиссер и сценарист Лильенфельд постелил соломки везде, где мог, и време­нами явно трусит докрутить до логического конца собственные предъявы (для начала — дать беретту не этнической ­алжирке Аджани, а какой-нибудь блондинке с французской фамилией), но это все «Уроку» хочется простить — хотя бы за сцену, где ученики заявляют, что Коран запрещает им делать домашнее задание, или за фразу «Ну что, уроды, какая была настоящая фамилия Мольера?», подкрепленную выстрелом в потолок. О проблемах современного образования есть фильмы, снятые значительно луч­ше (тот же обласканный в прошлогодних Каннах «Класс» Лорана Канте), но они вежливо умалчивают о главном — о том, что познакомить гопников с азами европейской культуры можно, увы, только под дулом пистолета.

15
0

Отзывы

9
Artur Sumarokov
714 отзыва, 3005 оценок, рейтинг 945
20 августа 2014

Соня Бержерак работает учительницей в старших классах в неблагополучном районе Парижа, населенном преимущественно эмигрантами из исламских стран. Каждый раз, идя по узким коридорам школы, она готовится услышать в свой адрес порцию оскорблений, которым, кажется, нет конца. Но это утро, начавшееся ужасной ссорой с мужем, станет еще более адским, когда Соня в порыве отчаяния захватит в заложники своих учеников. Все дальнейшие события неминуемо приведут к шокирующей трагедии.

Психологическая драма режиссера Жан-Поля Лилиенфельда «Последний урок» 2008 года в резкой, правдивой и жестокой манере затронула проблемы бесполезности мультикультурализма в современной Европе, лицемерие представителей современной системы образования, когда гораздо проще умолчать о совершаемых в школе преступлениях, спасая свою жалкую шкуру(показательна реакция директора в фильме), отношений между детьми в своих обособленных компаниях, в которых жестокость является проявлением собственной значимости. Попытки Сони научить таких детей чему-то важному обречены на провал, ибо дети живут по законам улиц, стремясь выжить, как и их родители, в чужой стране. Все показанные в фильме события являются криком отчаяния и боли, однако неоднозначный финал ленты слишком нечетко расставляет акценты, позволяя зрителю самому искать ответы.

Изабель Аджани блестяще и реалистично сыграла роль Сони, создав один из самых правдивых своих образов. Ее героине сопереживаешь, ибо она также загнана в угол, как и ученики.«И был ли у нее какой-то иной выбор?А как бы поступил на ее месте я?», — такие вопросы возникли у меня в ходе просмотра этой душераздирающей ленты, но явного ответа я пока не дал. Фильм снят в реалистичной манере, в нем отсутствуют оригинальные режиссерские и операторские находки, ибо во главе картины находится история Сони, приобретающей ближе к финалу универсальный характер с обобщающим портретом всего европейского общества.

Я рекомендую данную ленту всем поклонникам авторского кино, ибо «Последний урок» — это актуальный, страшный и правдивый фильм, оставляющий в душе тяжелый осадок.

2
0
9
Анна А
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
6 октября 2009

Более адекватное описание фильма в буклете кинотеатра "35 мм":
"Школьная учительница находится на грани нервного срыва из-за постоянных угроз и издевательств своих учеников - детей неблагополучных семей. Руководство бездействует, предпочитая игнорировать тревожные признаки назревающей трагедии. Во время очередного урока учительница отбирает у главаря школьной банды настоящий пистолет. испуганные подростки оказываются у нее в заложниках. Сложившуюся ситуацию уже никто не в состоянии контролировать. Снаружи - готовая к захвату опергруппа, внутри притихшие, но озлобленные дети, вынужденные учить Мольера под дулом револьвера в руках одинокой и растерянной женщины"
Фильм очень сильный, можно сказать тяжелый, не понравится тем, кто ждет развлечения. Он показывает проблему, не оценивает, не предлагает решения.
Не знала до этого фильма Изабель Аджани, но игра ее, наверное, и составила основное впечатление о фильме. Подростки, которые не являются актерами, тоже не подкачали - не вызывает сомнения реальность происходящего.
Фильм оставил ощущение реалистичности, заставляет задуматься об устройстве мира... (естественно, в рамках межличностных отношений)

2
0
7
Бондарев Андрей
245 отзывов, 1661 оценка, рейтинг 289
1 сентября 2014

Я долго копил в себе мысли прежде чем высказаться не столько об этом фильме, сколько о человеческой разобщенности вообще, о которой "Последний урок" заставляет серьезно задуматься.
Эстетическая, интеллектуальная и событийная наполненность фильма не вызывает никаких сомнений - в ситуацию, показанную Лильенфельдом, вживаешься так, что сам ищешь решения той или иной возникающей проблемы, порой в эмоциональном порыве; а уж эпистолярная, "размышлительная" часть фильма находится на таком гармоничном и бьющем в самое сердце уровне, что подобное, на моей короткой памяти, удавалось только "Нимфоманке".
"Последний урок" обнажает множество проблем - межпоколенных, меж- и внутринациональных и религиозных, межполовых и прочее. Это обширное и сюжетно весьма нетривиальное высказывание.
Но гуманистическая проблема, сметающая все остальные в пух и прах, велика. Я вижу некую параллель в ее постановке с недавним "Побудь в моей шкуре" - героиня Скарлетт Йоханссон там, сменив агрессию к людям на некое подобие сострадания, проявляет тем самым слабость и после разоблачения своей инопланетной сущности оказывается убитой. Соню, героиню Аджани, ждет та же участь: применив к ученикам силу, она проявила слабость, и ее, не столь беззащитную, сколь опасную, вызвавшую недоверие, убивают. Волнение досады, жалости и злости вызывает у меня это фатальное, вероломное и легкомысленное человеческое свойство уничтожать то, что никакой опасности и не представляет.

1
0
9
Алина Курченко
50 отзывов, 329 оценок, рейтинг 153
21 августа 2013

Насилие учит?

Этот фильм смотрела только и исключительно ради бесподобной, вечно молодой Аджани. Рассказы о том, как школьники обращаются с учителями, о том, как ведут себя друг с другом и какие из этого всего бывают драмы – не новость. В свое время училась в одной из среднестатистических школ, где было такое же разделение на разные группки. Возможно, только у нас учителя не запирались с пистолетом в кабинетах. А так – много общего, что и не удивительно. В разное время молодое поколение встречается с рядом проблем со стороны старшего поколения, старшее поколение подвержено прессингу еще более опытных/влиятельных/социальных правил. И если все это соприкоснется в одной точке, то получится нечто подобное «Последнему уроку».

Жан-Поль Лильенфельд мне лично больше известен в качестве актера, это первая его режиссерская работа, которую довелось посмотреть. Она оказалась хорошей во всех смыслах. Вставки трясущейся камеры и съемки на мобильный позволили принять происходящее, как реальность, а не кинематографический вымысел/рассуждение на тему. Тут каждый элемент выглядит простым, но при этом тщательно продуман. Каждая реплика несет мощный смысл, который всегда лежит на поверхности, но не применяется жителями планеты Земля.

Режиссер заставил меня задуматься о том, как живем мы, наши «соседи» и государство, насколько собственное неумение укрощать свой гнев ведут к тотальной деградации человечества. Да и закрытые глаза или специально закрытые глаза на многие вещи приводят к фатальным ошибкам. Мы все хотим изменить мир, но никак не можем начать с самих себя.

Аджани надо поставить памятник при жизни за роль Сони.

1
0
9
Федор Обзоркин
595 отзывов, 782 оценки, рейтинг 2050
21 ноября 2009
Понаехали тут: «Последний урок»

Европейский кинематограф еще пока не поддался толерастии, поглотившей Голливуд, и продолжает радовать острыми социальными картинами. А какая главная социальная проблема в Европе, я бы даже сузил территорию, во Франции? Правильно, «понаехавшие» эмигранты и насаждение чуждой европейцам культуры ислама. Но не стоит думать, что фильм о противостоянии двух культур, наоборот, это попытка объяснить, что проблемой является именно прикрывание религией собственных проблем. В Америке с их стремлением называть негров афроамериканцами уже был пик «черного» расизма, Европа еще не дошла до открытого противостояния с пришельцами с востока, но уже достаточно раскалилась. «Последний урок» преподается тем, кто в будущем будет строить новую Европу – ученикам государственной школы, которым был дан шанс влиться в европейское общество.

http://obzorkino.livejournal.com/25501.html

Как любая напряженная драма, связанная с длинными монологами и программными речами, фильм проходит в одном помещении – актовом зале государственной школы. Учительница, доведенная до предела хамством учеников, берет их в заложники. И дает последний урок – урок жизни, урок толерантности, урок милосердия. Ученики как на подбор – негры, арабы, мусульмане. Но большинство из них использует религию так же, как негры в США свой цвет кожи – для получения социальных пособий и оправдания любых поступков. Они нетерпимы ни к какой религии, кроме своей, а свою толком-то и не знают – один не знает молитв, но хвалиться тем, что живет по Корану, второй считает евреев не достойными жизни и не принимает такого же отношения к себе. Все это помножено на подростковый максимализм вкупе с повышенной криминогенностью. Результат печален. Но учительница остается учительницей до конца, лишь в конце подростки понимают, что та, кого они ненавидели, считали расисткой, гонителем ислама, оказывается мусульманкой. Особенно трогательно выглядит немного наивное, но очень знаковое требование учительницы переговорщикам – объявить во Франции «День юбки», чтобы женщины в этот день могли выходить на улицу в юбке и быть уверенными, что им в спину не крикнут «Шлюха!».

Фильм цепляет своей остротой – в нем нет ни политкорректных разговоров и рассуждений о том, кто прав, а кто виноват, ни выводов, ни заявлений. Героиня просто объясняет ученикам, не опускаясь до их уровня, что такое на самом деле терпимость, что такое уважение чужой религии, что такой мораль и закон. И даже когда в конце один подросток убивает другого, она представляет все так, как будто это сделала она, понимая, что ей уже нечего терять, а у подростка, пусть трудного, пусть дурного, но есть небольшой шанс стать человеком. Принеся свою жертву, она не просила ничего взамен, но получила пулю.

«Последний урок» напоминает множество картин, но самыми близкими для сравнения я назвал бы «Эксперимент», где с такой же болезненной остротой поднимаются проблемы общества и морали, и «12», в котором, несмотря на Михалковский пафос, так же отображены все вздутия на теле обывательщины, закрывающей глаза на то, что люди отстраняются друг от друга и дифференцируют себя по каким-то признакам, а в результате становятся врагами.

Актеры здесь не очень важны, да и знакомых лиц не мелькает. Уровень игры так же не слишком высок, но это тот редкий случай, когда фильм выезжает на плечах гениального сценария, который невозможно испортить.

Вердикт: смотреть обязательно, до самого конца, не отрываясь.

(c) Обзоркино

1
0

Подборки Афиши
Все