Москва
Написать отзыв

Все отзывы о фильме

La journée de la jupe (2008, Франция, Бельгия), IMDb: 6.9

6.9
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши»

Фото Роман Волобуев
Фото Роман Волобуев
отзывы: 543
оценки: 506
рейтинг: 5246
5
Памфлет про осатаневшую французскую училку

Измученная климаксом и маленькой ­зарплатой школьная учительница Со­ня Бержерак (первая за пятилетку роль Аджани) из последних сил пытается преподавать французскую литературу 10-му классу, состоящему из б…доватых окраинных девиц и выводка арабов, которые хамят, продают друг другу гашиш и чуть что кричат про оскорбление религиозных чувств и расовую дискриминацию. Когда самый наглый притаскивает на внеклассное занятие беретту, педагог окончательно слетает с катушек, отбирает пистолет и, заперев учеников в актовом зале, начинает сеять доброе, разумное и вечное по ускоренной программе.

Что-то среднее между рязановской «Дорогой Еленой Сергеевной» и популярными в 80-е антиподростковы­ми фарсами вроде «Класса 1984 года» (с той поправкой, что поколенческий конфликт усугублен этническим), «Последний урок» несколько злоупотребляет скучной эстетикой телеспектакля, а в третьем акте неуклюже сползает в мелодраму (что героиня в итоге не перестреляет поганцев, с сожалением понимаешь еще раньше). Засчитать его как смелое гражданское высказывание тоже трудно: режиссер и сценарист Лильенфельд постелил соломки везде, где мог, и време­нами явно трусит докрутить до логического конца собственные предъявы (для начала — дать беретту не этнической ­алжирке Аджани, а какой-нибудь блондинке с французской фамилией), но это все «Уроку» хочется простить — хотя бы за сцену, где ученики заявляют, что Коран запрещает им делать домашнее задание, или за фразу «Ну что, уроды, какая была настоящая фамилия Мольера?», подкрепленную выстрелом в потолок. О проблемах современного образования есть фильмы, снятые значительно луч­ше (тот же обласканный в прошлогодних Каннах «Класс» Лорана Канте), но они вежливо умалчивают о главном — о том, что познакомить гопников с азами европейской культуры можно, увы, только под дулом пистолета.

1
0
...
30 сентября 2009
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Федор Обзоркин
Фото Федор Обзоркин
отзывы: 595
оценки: 595
рейтинг: 1694
9
Понаехали тут: «Последний урок»

Европейский кинематограф еще пока не поддался толерастии, поглотившей Голливуд, и продолжает радовать острыми социальными картинами. А какая главная социальная проблема в Европе, я бы даже сузил территорию, во Франции? Правильно, «понаехавшие» эмигранты и насаждение чуждой европейцам культуры ислама. Но не стоит думать, что фильм о противостоянии двух культур, наоборот, это попытка объяснить, что проблемой является именно прикрывание религией собственных проблем. В Америке с их стремлением называть негров афроамериканцами уже был пик «черного» расизма, Европа еще не дошла до открытого противостояния с пришельцами с востока, но уже достаточно раскалилась. «Последний урок» преподается тем, кто в будущем будет строить новую Европу – ученикам государственной школы, которым был дан шанс влиться в европейское общество.

http://obzorkino.livejournal.com/25501.html

Как любая напряженная драма, связанная с длинными монологами и программными речами, фильм проходит в одном помещении – актовом зале государственной школы. Учительница, доведенная до предела хамством учеников, берет их в заложники. И дает последний урок – урок жизни, урок толерантности, урок милосердия. Ученики как на подбор – негры, арабы, мусульмане. Но большинство из них использует религию так же, как негры в США свой цвет кожи – для получения социальных пособий и оправдания любых поступков. Они нетерпимы ни к какой религии, кроме своей, а свою толком-то и не знают – один не знает молитв, но хвалиться тем, что живет по Корану, второй считает евреев не достойными жизни и не принимает такого же отношения к себе. Все это помножено на подростковый максимализм вкупе с повышенной криминогенностью. Результат печален. Но учительница остается учительницей до конца, лишь в конце подростки понимают, что та, кого они ненавидели, считали расисткой, гонителем ислама, оказывается мусульманкой. Особенно трогательно выглядит немного наивное, но очень знаковое требование учительницы переговорщикам – объявить во Франции «День юбки», чтобы женщины в этот день могли выходить на улицу в юбке и быть уверенными, что им в спину не крикнут «Шлюха!».

Фильм цепляет своей остротой – в нем нет ни политкорректных разговоров и рассуждений о том, кто прав, а кто виноват, ни выводов, ни заявлений. Героиня просто объясняет ученикам, не опускаясь до их уровня, что такое на самом деле терпимость, что такое уважение чужой религии, что такой мораль и закон. И даже когда в конце один подросток убивает другого, она представляет все так, как будто это сделала она, понимая, что ей уже нечего терять, а у подростка, пусть трудного, пусть дурного, но есть небольшой шанс стать человеком. Принеся свою жертву, она не просила ничего взамен, но получила пулю.

«Последний урок» напоминает множество картин, но самыми близкими для сравнения я назвал бы «Эксперимент», где с такой же болезненной остротой поднимаются проблемы общества и морали, и «12», в котором, несмотря на Михалковский пафос, так же отображены все вздутия на теле обывательщины, закрывающей глаза на то, что люди отстраняются друг от друга и дифференцируют себя по каким-то признакам, а в результате становятся врагами.

Актеры здесь не очень важны, да и знакомых лиц не мелькает. Уровень игры так же не слишком высок, но это тот редкий случай, когда фильм выезжает на плечах гениального сценария, который невозможно испортить.

Вердикт: смотреть обязательно, до самого конца, не отрываясь.

(c) Обзоркино

1
0
...
21 ноября 2009
Фото Artur Sumarokov
Фото Artur Sumarokov
отзывы: 714
оценки: 2570
рейтинг: 727
9

Соня Бержерак работает учительницей в старших классах в неблагополучном районе Парижа, населенном преимущественно эмигрантами из исламских стран. Каждый раз, идя по узким коридорам школы, она готовится услышать в свой адрес порцию оскорблений, которым, кажется, нет конца. Но это утро, начавшееся ужасной ссорой с мужем, станет еще более адским, когда Соня в порыве отчаяния захватит в заложники своих учеников. Все дальнейшие события неминуемо приведут к шокирующей трагедии.

Психологическая драма режиссера Жан-Поля Лилиенфельда «Последний урок» 2008 года в резкой, правдивой и жестокой манере затронула проблемы бесполезности мультикультурализма в современной Европе, лицемерие представителей современной системы образования, когда гораздо проще умолчать о совершаемых в школе преступлениях, спасая свою жалкую шкуру(показательна реакция директора в фильме), отношений между детьми в своих обособленных компаниях, в которых жестокость является проявлением собственной значимости. Попытки Сони научить таких детей чему-то важному обречены на провал, ибо дети живут по законам улиц, стремясь выжить, как и их родители, в чужой стране. Все показанные в фильме события являются криком отчаяния и боли, однако неоднозначный финал ленты слишком нечетко расставляет акценты, позволяя зрителю самому искать ответы.

Изабель Аджани блестяще и реалистично сыграла роль Сони, создав один из самых правдивых своих образов. Ее героине сопереживаешь, ибо она также загнана в угол, как и ученики.«И был ли у нее какой-то иной выбор?А как бы поступил на ее месте я?», — такие вопросы возникли у меня в ходе просмотра этой душераздирающей ленты, но явного ответа я пока не дал. Фильм снят в реалистичной манере, в нем отсутствуют оригинальные режиссерские и операторские находки, ибо во главе картины находится история Сони, приобретающей ближе к финалу универсальный характер с обобщающим портретом всего европейского общества.

Я рекомендую данную ленту всем поклонникам авторского кино, ибо «Последний урок» — это актуальный, страшный и правдивый фильм, оставляющий в душе тяжелый осадок.

1
0
...
20 августа 2014
Фото Kater
Фото Kater
отзывы: 166
оценки: 541
рейтинг: 649
9

Фильм, который начался как история о профессиональной несостоятельности всех и вся (учительница дура, зачем пошла работать в школу, если не может добиться авторитета у детей; директор - не способен контролировать ситуацию; переговорщик не в состоянии договориться даже с собственной женой, родители не знают ничего о том, кто их дети), неожиданно начал поднимать проблемы терпимости, зашкаливающей толерантности, религиозного экстремизма, личной свободы, инаковости, феминизма, фашизма, тотального непонимания между поколениями и так далее и так далее. Ближе к концу появилось ощущение, что затронутых тем для обсуждения, выявленных болячек общества здесь даже больше, чем собственно кино, однако, сие излишество простительно. Сюжет в условиях ограниченного пространства необычайно стремителен и изменчив, а психологический градус очень высок. И самое главное: когда фильм закончился, понимаешь, что он тебя чуть-чуть изменил. А это - дорогого стоит.

1
0
...
15 октября 2009
Фото Паршивого Бабца
Фото Паршивого Бабца
отзывы: 322
оценки: 1355
рейтинг: 348
5

Фильм такой мутно-серый. Наверно, это была атмосфера ежедневности, когда всё стирается, всплывает безысходность и неизбежность, остаётся только сжимать зубы, тошнить по утрам, жрать анти-депрессанты, срываться, быть помятым...

Налицо госзаказ самого события. Отсюда и каннская премия. Больше неоткуда.

Детям смотреть можно, часть поймут. Особых страстей для современных отроков не замечено, есть воспроизведение съёмки группового изнасилования на мобильнике, но понять, что там показывают бывалому глазу возможно раза с третьего - три раза и гоняют, а непосредственным ангелам с соплями буудет трудновато допереть, о чём базар. Зато! будут знать, что значит с чурками жить, какие атмосферы и события происходят, как с этим бороться и какие побочные эффекты. И для кого законы обязательны к исполнению и предполагают ответственность, а кому на них класть.

0
0
...
11 октября 2009
Фото Бондарев Андрей
Фото Бондарев Андрей
отзывы: 201
оценки: 1030
рейтинг: 241
7

Я долго копил в себе мысли прежде чем высказаться не столько об этом фильме, сколько о человеческой разобщенности вообще, о которой "Последний урок" заставляет серьезно задуматься.
Эстетическая, интеллектуальная и событийная наполненность фильма не вызывает никаких сомнений - в ситуацию, показанную Лильенфельдом, вживаешься так, что сам ищешь решения той или иной возникающей проблемы, порой в эмоциональном порыве; а уж эпистолярная, "размышлительная" часть фильма находится на таком гармоничном и бьющем в самое сердце уровне, что подобное, на моей короткой памяти, удавалось только "Нимфоманке".
"Последний урок" обнажает множество проблем - межпоколенных, меж- и внутринациональных и религиозных, межполовых и прочее. Это обширное и сюжетно весьма нетривиальное высказывание.
Но гуманистическая проблема, сметающая все остальные в пух и прах, велика. Я вижу некую параллель в ее постановке с недавним "Побудь в моей шкуре" - героиня Скарлетт Йоханссон там, сменив агрессию к людям на некое подобие сострадания, проявляет тем самым слабость и после разоблачения своей инопланетной сущности оказывается убитой. Соню, героиню Аджани, ждет та же участь: применив к ученикам силу, она проявила слабость, и ее, не столь беззащитную, сколь опасную, вызвавшую недоверие, убивают. Волнение досады, жалости и злости вызывает у меня это фатальное, вероломное и легкомысленное человеческое свойство уничтожать то, что никакой опасности и не представляет.

1
0
...
1 сентября 2014
Фото Алина Курченко
Фото Алина Курченко
отзывы: 50
оценки: 153
рейтинг: 153
9

Насилие учит?

Этот фильм смотрела только и исключительно ради бесподобной, вечно молодой Аджани. Рассказы о том, как школьники обращаются с учителями, о том, как ведут себя друг с другом и какие из этого всего бывают драмы – не новость. В свое время училась в одной из среднестатистических школ, где было такое же разделение на разные группки. Возможно, только у нас учителя не запирались с пистолетом в кабинетах. А так – много общего, что и не удивительно. В разное время молодое поколение встречается с рядом проблем со стороны старшего поколения, старшее поколение подвержено прессингу еще более опытных/влиятельных/социальных правил. И если все это соприкоснется в одной точке, то получится нечто подобное «Последнему уроку».

Жан-Поль Лильенфельд мне лично больше известен в качестве актера, это первая его режиссерская работа, которую довелось посмотреть. Она оказалась хорошей во всех смыслах. Вставки трясущейся камеры и съемки на мобильный позволили принять происходящее, как реальность, а не кинематографический вымысел/рассуждение на тему. Тут каждый элемент выглядит простым, но при этом тщательно продуман. Каждая реплика несет мощный смысл, который всегда лежит на поверхности, но не применяется жителями планеты Земля.

Режиссер заставил меня задуматься о том, как живем мы, наши «соседи» и государство, насколько собственное неумение укрощать свой гнев ведут к тотальной деградации человечества. Да и закрытые глаза или специально закрытые глаза на многие вещи приводят к фатальным ошибкам. Мы все хотим изменить мир, но никак не можем начать с самих себя.

Аджани надо поставить памятник при жизни за роль Сони.

1
0
...
21 августа 2013
Фото Anna
Фото Anna
отзывы: 109
оценки: 209
рейтинг: 47
5

Посмотрела этот фильм,тк не могу найти в интернете фильм "Училка",а где-то на форуме прочитала,что "Училка" скопирован с этого фильма.
Ну,к сожалению,до конца посмотреть не получилось,как-то нудно и скучно.
Может быть попробую все таки досмотреть...

0
0
...
24 февраля 2016
Фото oleg
Фото oleg
отзывы: 14
оценки: 13
рейтинг: 46
7

Фильм очень хорош. Хорош хотя бы тем, что довольно толерантные французы наконец-то начали всерьез задумываться о том что ждет их страну в ближайшем будущем. Будущее любой страны - это дети. А дети в фильме показаны как раз без прикрас и почти без политкорректности. Думаю для французов, которые привыкли не думать и не принимать во внимание происходящее фильм станет неплохой встряской.
Сюжет до безобразия незатейлив - актовый зал в государственной школе на окраине какого то городка, учительница французского языка, класс учеников, типичный видимо для такого рода школы - арабы, алжирцы, сенегальцы и так далее. Урок литературы. Французской что характерно. Мольера. Ученикам, как это нетрудно понять - на Мольера положить. Как и на всю французскую литературу. Как и на всю Францию в целом. Ну и на учительницу заодно. А учительница старается. Такая, знаете, типичная француженка. В юбке, влюбленная в творчество Мольера. А рядом "трудные", то есть обычные подростки. С наркотой, мерянием крутизной в виде "кто мусульманин из нас настоящий", с матом, драками, изнасилованиями и выпадающим ненавязчиво как раз к концу первого акта из рюкзака наиболее "крутого парня" стволом. Ну а дальше все как бы по накатанной. Подростки под дулом начинают заучивать факты из жизни Мольера, учиться любить ближнего и понимать что мусульмане то из них те еще. То арабского не знают, то молиться толком не умеют.
Финал трагичен, но предсказуем. Иначе пришлось бы как то обьяснять журналистам, слетевшимся на сенсацию что же все таки случилось и кто виноват. Проще дать полицейским право на выстрел и закрыть тему. Что в общем то и делает нынешнее француское общество. Вопрос в том насколько их хватит...

0
0
...
8 октября 2009
Фото Борис Аннинский
Фото Борис Аннинский
отзывы: 23
оценки: 70
рейтинг: 20
7

Фильм очень понравился. Без прекрас показана проблема неуважения подростками учебы, друг друга, старших. Несмотря на то, что показано это на примере класса, полного эмигрантов, это же можно отнести и ко всей современной молодежи в целом (может менее гипертрофировано).
Кино не развлекательное, но интересное.

0
0
...
26 ноября 2009
Фото Григорий Колганов
Фото Григорий Колганов
отзывы: 24
оценки: 24
рейтинг: 12
7

Трудные дети мусульманских иммигрантов – основной контингент учащихся старших классов, самой обычной французской государственной школы. Они не питают абсолютно никакого уважения к своему учителю - Со¬не Бержерак – немого нервной преподше литературы, сидящей на антидепрессантах. На все её замечания малолетнее хамьё не реагирует, а свой максимализм неумело прикрывают караном и расистским отношением. Терпение зашкаливает, когда двое учеников проносят в класс ворованную пушку. Случайно воспользовавшись ситуацией и завладев оружием, училка настроена мстить за годы унижения. Нацелив пистолет на класс, она собирается провести главный урок в их жизни.
Конфликт сначала преподносится как столкновение восточной и европейской культуры на почве непонимания, в рамках одного школьного класса. Но эта иллюзия проходит быстрее, чем меняются приоритеты у обезумевшей по обстоятельствам учительницы и ее несовершеннолетних учеников-бандюг. Почти камерное, социально адаптированное кино, «последний урок» теряет свои социальные морализмы, с той же интенсивностью как пистолет теряет патроны, стреляя в потолок. Постепенно обрастая все новыми мелодраматическими обстоятельствами, мадам Бержерак ведет урок французской литературы, вперемешку с сокращенным курсом равноправия и толерантности. По-прежнему рассчитывая на внимание учеников только под дулом пистолета. Основной же конфликт вытечет на поверхность в тот момент, когда пули револьвера будут на исходе. Но как только автор сценария, он же режиссер, расставит все на свои места, окончательно рассеиваются все признаки социального манифеста, то есть, акцент на проблемы Франции, связанные с арабской иммиграцией и подростковой преступностью. Зато, роковой школьный инцидент окажется чуть более глубоким, затронув проблемы исламской конфессии изнутри, придав ситуации уже личный характер. Впрочем, хоть как-то повлиять на оригинальность давно предсказуемой концовки ничего уже не сможет.

0
0
...
5 октября 2010
Фото nasup4ik
Фото nasup4ik
отзывы: 8
оценки: 8
рейтинг: 6
7

Учительница алжирского происхождения (о чем правда мы узнаем лишь в конце), которую играет французская актриса, вот это совпадение - алжирского происхождения, Изабель Аджани, работает в школе в иммигрантском районе Парижа и безуспешно пытается провести урок о Мольере в классе, где нет ни одного соотечественника этого французского драматурга. Ученики шумят, сквернословят, выясняют отношения между собой, с учительницей, а самый «умный» из них приносит в школу пистолет, который и отбирает учительница «на грани нервного срыва». С пистолетом в руках она продолжает вести урок, только уже пытаясь донести до деток не только настоящее имя Мольера (Жан Батист Поклен – запомним, на всякий случай), но и объяснить, что же такое толерантность и светскость аля франсе. То, что проект этот однозначно обречен на провал - понятно сразу, главная интрига, которая остается - как далеко зайдет отчаявшаяся женщина.

По сюжету фильм очень похож на фильм «Класс», который получил золотую пальмовую ветвь пару лет назад. И если «Класс» смотрится так, как будто бы в неблагополучной школе установили камеру, то этот фильм похож скорее на театральную постановку (видимо неслучайно в начале этого «последнего урока» ученикам задано прочитать по ролям сцену из Мольера) с присущей этому жанру преувеличениями, эмоциональными срывами, нелепыми шутками. Но все эти недочеты спасает актуальность темы, особенно для Франции, где каждое новое высказывание на этот счет широко обсуждается и анализируется. И если этот фильм посмотрят те, про кого он снят и задумаются, ну если не о своем поведение, то о своих родителях, «которые стольким пожертвовали для того, чтобы у их детей было лучшее будущее», то это станет уже не таким и плохим результатом.

0
0
...
16 ноября 2009
Фото Анна А
Фото Анна А
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 2
9

Более адекватное описание фильма в буклете кинотеатра "35 мм":
"Школьная учительница находится на грани нервного срыва из-за постоянных угроз и издевательств своих учеников - детей неблагополучных семей. Руководство бездействует, предпочитая игнорировать тревожные признаки назревающей трагедии. Во время очередного урока учительница отбирает у главаря школьной банды настоящий пистолет. испуганные подростки оказываются у нее в заложниках. Сложившуюся ситуацию уже никто не в состоянии контролировать. Снаружи - готовая к захвату опергруппа, внутри притихшие, но озлобленные дети, вынужденные учить Мольера под дулом револьвера в руках одинокой и растерянной женщины"
Фильм очень сильный, можно сказать тяжелый, не понравится тем, кто ждет развлечения. Он показывает проблему, не оценивает, не предлагает решения.
Не знала до этого фильма Изабель Аджани, но игра ее, наверное, и составила основное впечатление о фильме. Подростки, которые не являются актерами, тоже не подкачали - не вызывает сомнения реальность происходящего.
Фильм оставил ощущение реалистичности, заставляет задуматься об устройстве мира... (естественно, в рамках межличностных отношений)

2
0
...
6 октября 2009