Киноафиша Москвы

Фильм «Уитнэйл и я»

Withnail & I (1987, Великобритания)

6.6
Кино: «Уитнэйл и я»

Главный британский фильм 80-х

Режиссер фильма «Уитнэйл и я»

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1164
оценок:
787
рейтинг:
18173
9

Дождливая лондонская осень 1969 года. Два молодых актера, безымянный главный герой (МакГанн) и его друг Уитнэйл (Грант), утомленные холодом, голодом, немытой посудой, бесплодными поисками работы и перманентным похмельем, отправляются отдохнуть за город, выманив ключи у уитнэйлова дядюшки-педераста (Гриффитс). На даче оказывается не легче.

Любимейшая картина не столько даже англичан и алкоголиков, сколько тех, кто хочет ими казаться, «Уитнэйл и я» — самоучитель позера и апология позора. Фильм, написанный высоким штилем подгулявших работников сцены, полностью, если вдуматься, посвящен естественным потребностям организма: когда герои не заняты добыванием пропитания и выпивки, то едят и пьют. Плюс отбиваются от назойливого дядюшки, который тоже, можно сказать, в своем естественном праве. И никогда еще, кажется, вопросы личной гигиены не занимали так много места в драматическом произведении (следующая работа Робинсона — с тем же Грантом, которого он с ходу превратил в звезду, — посвящена говорящему фурункулу). Вместе с тем, как вообще свойственно ретро, снятому по горячим следам, этот истерически смешной фильм одновременно служит и реквиемом. Собственной молодости. Большим надеждам. Эпохе, куда-то невзначай укатившей по мокрому шоссе под «All Along the Watchtower».

3

Отзывы пользователей о фильме «Уитнэйл и я»

Фото Евгений Погребной
отзывы:
237
оценок:
4244
рейтинг:
464
9

Самое душевное и человечное кино о пьянстве, саморазрушении и мужской дружбе, во всяком случае, касаемо туманного Альбиона. История двух друзей (актеров по профессии), спивающихся от невостребованности, отсутствии перспектив и собственной лени на фоне конца 60-х годов прошлого столетия. Череда трагикомичных ситуации, множество запоминающихся эпизодических персонажей (от голубого дядюшки до приятеля-наркодиллера) выводят очертания пусть и не самого известного, но одного из самых культовых фильмов Великобритании.

3
Фото Артемий Пятаков
отзывы:
22
оценок:
50
рейтинг:
29
9

Черт побери! Да эти шалопаи же, актеры! Они безработны, беззаботны, безрассудны и в них фонтаном бьют актерские амбиции. Дождливые будни и безделица подталкивает их на розыгрыш спектакля в любых бытовых ситуациях. Так вот, картина маслом: Рассказчик и его друг Уитнэйл организовывают незамысловатые военные действия в отношении горы немытой посуды. Рано или поздно, подобное развлечение отказывается плодить хоть какой – то позитив, бутылка «крепкого» уже пустила корни в сжимающую ее пятерню, однообразие беспробудного пьянства бьет через край.

Решение?

Эврика! Смена обстановки в помощь…

Два «таланта», прожигающие жизнь в ожидании своего шанса, держат путь в деревушку, на временное место жительства, предоставленное «голубоватым» дядюшкой (Земля пухом Р. Гриффитсу, он неподражаем).

Дальше – больше, без слез не взглянешь. Для наших героев, кусок сырого мяса прожарить – проблема. А уж если деревенский житель, по доброте душевной, отдал одну курицу, так лучше б он ей подавился. Курицу – то нужно топориком обезглавить, да перья ощипать. Ах да, дровишек на растопку печи тоже надо бы подыскать.

Смех смехом, так по мере просмотра фильма невольно возвращался в наше время. Уж больно часто стал встречать на улице беззаботного Уитнэйла. Элегантен, волосы причесаны, в руках бутылка вина, на шее повязан шарф, красноватые глазницы и этот хмельной взгляд. Он хлюпает башмаками, путешествуя рука об руку с безработицей и ждет «своей роли». И все бы как и в кино, да только титры никак не идут и финальной темы Дэвида Дандаса и Рика Вентуорфа не слышно.

Фильм обязателен к просмотру,
Саундтрек заслуживает отдельного внимания.
5 из 5

1
Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
9

Страх и отвращение в Лондоне! Вудхаус встречает Томпсона! Блистательный и пронзительный фильм о двух переживающих не самые простые времена безработных актерах (Ричард Грант и Пол МагГанн), снимающих какую-то квартирку в Лондоне в конце 60-х. Вот-вот должен грянуть 1970-й «и город наводнят беженцы», как пророчит один из их друзей, которых у них, скажем так, не много – торговец наркотиками, да толстый дядюшка Монти, относительно богатый и чрезвычайно гомосексуальный тип, у которого в одном поместье есть домик, куда парочка друзей, в состоянии вечного опьянения, и отправляется, дабы… ладно, они были совсем пьяные и случайно туда попали. Обнаружив в доме полное отсутствие еды, питья и дров, друзья пытаются с горем пополам достать припасы, дабы не замерзнуть и не умереть от голода. За окном постоянно льет дождь. Вскоре в окно в свой дом влезает Монти, принося друзьям еду, выпивку и неутоленные сексуальные потребности.

Фильм мог бы быть комедией, если бы ни был так грустен и печален. Фильм мог бы быть социальной драмой, если бы ни был построен на основе череды сцен, сделанных с потрясающим чувством юмора, пусть и довольно мрачного оттенка. Герои фильма не просто не просыхают – они балансируют на грани беспамятства и асоциального поведения. Грязь вокруг лишь усугубляет ощущение безнадежности вечного запоя. Эти парни сознательно не имеют прошлого, сомневаются относительно собственного будущего и в ужасе от настоящего. Тотальный декаданс, упадок и безнадега.

Дебютный фильм Брюса Робинсона оказался классическим, обязательным для просмотра шедевром от первого до последнего кадра, сделанным идеально во всех отношениях. Будто вновь пораженный чумой Лондон, истерзанная людской глупостью и дождем глубинка – все это подано исключительно в мрачном, почти антиутопичном виде. Ни о какой пасторальности старой доброй Англии речи нет. Конец света прошел как минимум для этих двух парней. Они живут в параллельном всем реальностям мире и чужды абсолютно всем группам населения. Впрочем, их это беспокоит только, когда им приходится с этими группами сталкиваться.

Безупречная постановка кадра, умение снимать как в интерьерах, придавая дополнительный уровень выразительности за счет удручающих интерьеров, так и на природе, где сквозь пелену тумана, опьянения и ночи проглядывает горделивая и величественная природа, понятное дело, совсем не случайно. Умение снимать как при тусклом свете, так и при искусственном освещении ночью. Прекрасный сценарий Брюса Робинсона, полный вудхаузовской фактуры и остроты Хантера Томпсона. Робинсона не зря взяли в сценаристы «Ромового дневника» (а заодно и режиссеры), экранизации книги Томпсона. Отлично прописанные диалоги, которые в пору растаскивать на цитаты. I demand to have some booze!

И отдельного упоминания достойны актеры. Дуэт Гранта и МакГанна играет феноменально убедительно, остро и пронзительно. Постоянно красные глаза, заплетающийся язык, несвязные речи, помятый вид и усталое выражение лица. На самом деле пьяницу в состоянии запоя очень сложно сыграть, но этой парочке это удалось с лихвой. Более того, кроме поверхностного выражения состояния накачки, парни наиграли тут на пару «Оскаров», зацепив по дороге кучу экзистенциальных, культурологических и социальных тем, проблем и событий. В целом же фильм нельзя воспринимать, как слепок того периода времени. Нельзя воспринимать и как трагедию творческого человека. Это и не драматическая комедия о затерявшихся в жизни молодых людях. Это все вместе и нечто больше. Великий фильм.

1
Фото сказочный долбоеб
отзывы:
17
оценок:
17
рейтинг:
20
9

'Я не называл тебя ненормальным - ты это только что придумал. Успокойся!'

Уитнэйл и Марвуд — маргиналы, актеры в поисках денег, прозябающие в съемной лондонской квартире, полной алкоголя, дури и немытой посуды решают выбраться в загородный домик дяди Уитнэйла, дабы отдохнуть от наркоты, пьянства и суеты Лондона на прекрасных сельских ландшафтах.

- А не позвонить ли нам этому, как его?
- Зачем?
- Спросить про дом.
- Ты предлагаешь позвонить этому, как его, и спросить про дом?
- Да.
- Ладно. Скажи, какой у него телефон?
- Не знаю. Я с ним не знаком.
- Я тоже. А о ком ты вообще говоришь?

Только вот пара моментов, которые Марвуду не помешало бы знать заранее:
1. радушный дядюшка — сентиментальный обрюзгший хрыч, млеющий от стихов и мальчиков. Уитнэйл совсем не тот племянник, которого хочется встретить с распростертыми объятиями. Поэтому приходится врать, что Марвуд — гей
2. милый загородный домик — мрачное покосившееся здание без электричества и отопления
и все это в сочетании с осенней сыростью, слякотью, холодом и отсутствием денег.

Вечная тема — поиски себя и страсть к саморазрушению. Марвуд и Уитнэйл.
Уитнэйл — из тех, кто пытается переделать мир под себя. Но все уже настолько неправдоподобно, фальшиво и попросту скучно, что автоматически обесценивается и теряет смысл. Значимой остается только извращенная верность себе, когда предпочтительнее демонстрировать свой талант парковой ограде, нежели податься в дублеры какому-нибудь бездарю.
Марвуд плывет по течению, роль которого одно время выполнял Уитнэйл, подстраивается под обстоятельства и выживает.

Одна история. Два финала. Но который из них удачный? Что страшнее — надежда или безверие? И откуда вы можете знать, что хоть один из них — удачный, пока не знаете где граница между надеждой и иллюзией.

1

Галерея