Все развлечения Москвы

Все отзывы о фильме «Похороните меня за плинтусом» (Россия, 2009)

6.6
оценить
Фото Роман Волобуев
отзывы:
525
оценок:
503
рейтинг:
10929
5

Страшный фильм про советскую бабушку

80-е, зима, Советский Союз. Маленький мальчик (Дробитько), больной ровно половиной всех неизлечимых болезней, какие есть в медицинской энциклопедии, живет в пыльной номенклатурной квартире c дедушкой, народным артистом (Петренко), и безумной бабушкой (Крючкова). В припадке патологической любви бабушка таскает его по врачам, истязает клизмами и грозится удавить за грамматические ошибки в домашнем задании (в школу мальчик, впрочем, не ходит, потому что там одна зараза). Непутевая мама (Шукшина), проклятая родителями за адюльтер, тем временем сидит в какой-то стекляшке с пьющим сожителем, пытаясь по телефону-автомату вымолить встречу с ребенком. Мальчик мечтает, что мама его когда-нибудь заберет, хотя понятно — этот вариант не сильно лучше.

Известный трюк — почти любой советский фильм про быт легким толчком в спину можно заставить сделать ­пол­шага, отделяющие его от фильма ужасов. «Похороните…», идеально воссоздающий органику отечественного кино 80-х, поступает как раз так: два крупных советских актера легкой сменой ракурса (снизу вверх, глазами ребенка) превращаются в чудовищ, бытовая драма про сиротку — практически в хоррор. Ленинградец Снежкин, в перестройку прославившийся программной сатирой на комсомольцев «ЧП районного масштаба», за прошедшую четверть века почему-то не утратил интереса к оттенкам застойного маразма, пусть с возрастом его взгляд и приобрел некоторую мечтательность (предыдущее заметное высказывание режиссера по теме — сериал «Брежнев» — уже практически элегия). Популярную в 90-х автобиографическую повесть Павла Санаева Снежкин переписал (не то чтобы до неузнаваемости, но в достаточной степени, чтоб огорчить автора), сжал время действия с нескольких лет до двух дней, не слишком тактично добавил туда подробностей чужой биографии (в дедушке безошибочно ­узна­ется В.В.Санаев, знаменитый, кроме ­прочего, ролью полковника Зорина) и в конечном счете склеил из истории конкретного несчастливого детства грубоватую, но доходчивую метафору расставания с советским прошлым. Центральный образ, конечно, слегка поистерся от употребления — грозная тетка разной степени безумия и опасности символизирует родину сейчас в каждом втором серьезном русском фильме. Но что делать, если других метафор жизнь не подсказывает.

20
0
25 ноября 2009
Отзывы по рейтингу пользователя
Фото Федор Обзоркин
отзывы:
595
оценок:
595
рейтинг:
2015
1

Сергей Снежкин, гореть тебе в аду. То, что Павел Санаев, автор повести «Похороните меня за плинтусом», отказался от съемок экранизации в пользу работы над фильмом «На игре», еще не означает, что надо из отличной книги, номинированной на Букеровскую премию, делать полуартхаусный трэш, недотрагедию, недокомедию, недодраму. То, что DVD с фильмом «утек» в сеть за три (!!!) недели до премьеры, лишь показывает сознательность отдельных граждан, которым надо памятник поставить за то, что не дали разочароваться во время похода в кинотеатр – если уж и смотреть это «кино», то только бесплатно и только дома.

http://obzorkino.livejournal.com/23100.html

Оригинальный сюжет Павла Санаева – мальчик живет с бабушкой и дедушкой, бабушка выжила из ума и пичкает ребенка лекарствами, дедушка бабушке потакает, маму к ребенку не пускают, так как считают ее «потаскухой», в результате сожитель мамы помогает ей вырвать ребенка. Книга пронизана изумительным юмором, который превращает ее в уникальный образец трагикомедии. Сколько изданий пережила повесть – не сосчитать, и, кстати, в декабре выходит новое – с дополненными главами, по словам Павла, нас ожидает три дописанные главы, не вошедшие в первоначальный вариант.

Сюжет от режиссера Сергея Снежкина – мальчик остался, бабушку и дедушку сделали актерами, маму с папой – алкашами. Юмора практически не осталось, драмы практически не осталось. Действие книги (пару лет) втиснули в два (!) дня. Так как не смогли нормально экранизировать книгу, половину фильма составляют сцены вообще не имеющие никакого отношения к оригиналу. Из истории ребенка сделали нечто среднее между социальным фильмом и артхаусной драмой.

Если вы читали книгу, вас ждет множество «откровений». Первое – родители пьют, пьют много и постоянно в каком-то полузаброшенном кафе. Бабушка – реально шизанутая. Не на почве любви, а просто так, для прикола. Дедушка тоже дает жару. Другу матери и вовсе написали роль забулдыги.

Я бы не стал возмущаться, если бы в кино не завлекали тем, что это – экранизация. Написали бы, как водится – «по мотивам» - и вопросов бы не возникло. Но тут мы видим наглую, безапелляционную операцию по изыманию денежных средств у поклонников повести. Страшно даже подумать, что фильм посмотрят те, кто повесть не читали. Наверное, можно будет сравнить это с тем, что некоторые школьники знают «Идиота» Достоевского только по фильму «Даунхаус». Эффект примерно такой же.

Вердикт: режиссер должен гореть в аду. В кино идти не рекомендую, и уж тем более покупать DVD. Лучше потратьте эти деньги на оригинальную книгу.

(с) Обзоркино

39
0
13 ноября 2009
Фото Егор Королёв
отзывы:
371
оценок:
371
рейтинг:
788
5

Автора забыли
Невольно сравниваю с одноименным спектаклем в "Балтийском доме". Там авторы действительно смогли задать каждому зрителю вопросы о его собственной, зрителя, семье. В фильме я ни вопросов, ни глубокого смысла не заметил, к сожалению. Оказывается, даже хорошую литературную основу можно в результате испортить. Надоели картины, которые можно смотреть только "из-за Крючковой". Хорошим актёрам дали хороший текст, оператор постарался, реквизиторы не сплоховали, а где работа режиссёра?.. В спектакле образ бабушки подаётся с такой мощью, что её одну минуту ненавидишь, в другую - жалеешь. Финал фильма - без всякой попытки на добро, а уж тем более на катарсис.
Работа Крючковой, без сомнения, достойная. Образ деда, мне показалось, слишком маловат для Петренко. Ему сложно было раскрыться в таком образе. Маленький Саша Дробитько - просто находка. Не каждый взрослый так будет вести роль.

Если вы живете в Петербурге, сходите обязательно на спектакль в Балтдоме. Если вы не живете в СПб, скачайте спектакль в сети. Очень советую. Потому что: http://www.afisha.ru/performance/75012/review/286424/

0
0
2 декабря 2009
Фото Денис Захаров
отзывы:
82
оценок:
83
рейтинг:
682
9

АД ДЕТСТВА
«Похороните меня за плинтусом» - трагическая история одного ребенка, как отражение целого поколения детей, которые воспитывались в сложной атмосфере советского быта. Наверное поэтому, депрессия — основное жизненное кредо людей, которым сегодня за тридцать. Им предстоит нелегкая участь — увидеть картину о собственном детстве. В прокате с 3 декабря.

Книга Павла Санаева произвела сенсацию не только среди читателей, но и в книжном бизнесе. Это одна из топовых историй, которая не падает в рейтинге популярности вот уже несколько лет подряд. Роман разбирают как горячие пирожки.
Люди с удовольствием читают книгу не только потому, что страшно интересно, а еще и потому, что это находит живой отклик в душе. Эффект переноса чьей-то истории на свою собственную жизнь — движущая сила популярности «Похороните меня за плинтусом».
В этом смысле, и книга и фильм — прекрасный способ психотерапии в масштабах целой страны.
Наши родители, бабушки и дедушки — порождение советского строя. Какими бы хорошими, интеллигентными они не были, это они добывали питание в эпоху дефицита, это они старались хорошо одеть своих детей, когда в магазинах было пусто. Их нечеловеческими усилиями ковалось наше счастье, в стране, где невозможно было быть счастливым, а потому их чувства к нам, зачастую вершина собственничества и эгоизма. Способ насильно сделать нас счастливыми, согласно их собственным представлениям о благополучии. Осуждать их за это бессмысленно, - они наши родители. Любят, как умеют. Нам остается лишь как-то справляться с этим, лавировать между покорным «да, мама» и «я сегодня останусь у Юли».
Сергей Снежкин сделал хороший, злой фильм. И вовсе не потому, что режиссер недобрый гений или женоненавистник. Просто на зеркало неча пенять, коли рожа крива. В стране, где каждый третий ребенок растет в неполной семье, а женское восприятие мира активно проецируется через детские сады и школы, сложно ожидать проявлений мужественности от залюбленных мальчиков.
Сотни, если не тысячи детей «задыхаются» от эго своих родителей, от их сомовластья над маленькими душами, от лучших побуждений, которыми вымощена дорога в ад детства. Наша трагедия в том, что ни та, ни эта сторона не желает сознаваться и признавать свои ошибки.
Любовь бабушки (Светлана Крючкова) такая же величественная, как и фигура самой женщины — несгибаемой бой-бабы, чья жизнь — сплошное разочарование. Равнодушие деда (Алексей Петренко), как способ противостояния в соперничестве с внуком. Герой Петренко тоже ведь борется за внимание бабушки. Этот клубок чувств, обид, неоправданных ожиданий порождает страшную действительность, в центре которой маленький человек — Саша Савельев в исполнении блистательного Александра Дробитько.
Под лупой отдельно взятой семьи, можно рассмотреть целое явление, которое мы настоятельно не хотим замечать, потому что болит, нарывает, вызывает самые неприятные ассоциации. Выходя из кинотеатра, зрители разделятся на тех, кто найдет параллели собственной жизни в образе этого ребенка, и тех, кому фильм совсем не понравится, ведь узнать себя, значит признать свои ошибки. А на это, увы, способен не каждый.

10
0
25 ноября 2009
Фото сергей коновалов
отзывы:
864
оценок:
1008
рейтинг:
640
5

Happy birthday, уродец!

Скучаете по банкам и горчичникам? Похороны счастливого детства без Терафлю, простамола и свиного гриппа проходят вдали от любимой мамы в обществе монструозной, но тоже по-своему одержимо любящей бабушки - под мерное тикание часов с кукушкой, визиты педиатров, мазки и анализы, консультации гомеопатов и эпизодические клизмы с ромашкой. Это настоящий геронтологический апофеоз на фоне маразма и климакса - подобная история могла случиться не только в советское время. Лучше оглянитесь вокруг - сколько пузырьков, тюбиков, мазей, скляночек и таблеток окружают нашу повседневную жизнь?!!

1
0
3 декабря 2009
Фото kukumetto
отзывы:
161
оценок:
164
рейтинг:
573
1

НЕДОБРЫЙ ФИЛЬМ, СДЕЛАННЫЙ БЕЗ ЛЮБВИ

После пятнадцати минут готов был выключить, но заставил себя досмотреть, преодолевая омерзение. Нет, я не ханжа, не жду, чтобы всегда "делали красиво". Но, по моему глубочайшему убеждению, такие фильмы можно снимать только с любовью к героям, состраданием и болью за них. А у мастера перестроечной "чернухи" получилось двухчасовое нагнетание мерзости и истерики - при этом снятое с тошнотворным равнодушием паталогоанатома, потрошащего трупы. Два часа пакостных выходок выжившей из ума старухи...которые Снежкин еще и усугубил (если кому мало) регулярным ором мальчика, упырем-дедом, алкашами-родителями. Да и саму бабушку (если ее паранойи тоже показалось мало) еще и внешне сделал похожей на персонаж хоррора - от бурых пятен на лице до слюны изо рта в финале, персонаж вызывает отторжение чуть ли не на физическом уровне.

При этом, повторюсь, фильм сделан настолько равнодушно, что весь этот "обыкновенный фашизм", который по идее должен выворачивать зрителя наизнанку, не вызывает ничего кроме растущего чувства отвращения, причем скорее даже к фильму, чем к происходящему на экране.

Кроме того, хоть это якобы и художественное "произведение", прототипы вполне очевидны. Мертвые, конечно, сраму не имут, но... Я не знаю, каким был в жизни народный артист СССР Всеволод Санаев, но в фильме он же форменный урод, какой-то запредельный вурдалак. Это не значит, что кино не может создавать таких монстров...но не из реально же живших людей, за которыми, при всех грехах и недостатках, не числилось никаких людоедских деяний.

Другой очевидный прототип - Ролан Быков. В фильме - невзрачный, неинтересный, необаятельный мужчина... Да, и такой герой возможен, но не когда за образом явно читается любимый миллионами артист.

Кстати, о Быкове... вот у кого Снежкину надо учиться быть художником, а не "постановщиком". При все тяжести темы, "Чучело" было наполнено состраданием и болью автора. Поэтому зрители смотрели и смотрят фильм сопереживая и чувствуют тот самый катарсис, который в хладнокровном опусе Снежкина замещен чуть ли не физиологическим отвращением к снятому.

1
0
7 февраля 2011
Фото айнеж
отзывы:
146
оценок:
146
рейтинг:
517
7

Многим эта не самая радостная история знакома еще по книге. Я и сам читал ее около года назад. Поэтому словосочетание «Похороните меня за плинтусом» вызвало во мне любопытство и разбудило пережитые во время чтения эмоции. Однако сразу оговорюсь – не вижу смысла сравнивать фильм и повесть. Абсолютно не понимаю утверждений вроде – Снежкин изуродовал шедевр Санаева. Режиссер не переписывал книгу, режиссер создал на ее основе новое произведение, в другой плоскости и в другом формате. И законы здесь свои, и критерии, с какими подступаются к литературе, здесь неуместны.

У Снежкина получился такой своего рода бытовой ужастик. Местами и впрямь страшный, пугающий и неприятный вплоть даже до желания прервать показ. Это уже, согласитесь, мастерство, умение вызывать эмоции – неважно какие – это профессионализм высокого класса. Притом делается это без изображения крови, расчлененки, всяких извращений и убийств. Эффект достигается актерской игрой, иногда наигрышем, а также точностью построения планов.

Между прочим, на таланте Светланы Крючковой весь фильм и держится. Каждой ее новой реплики ждешь с затаенным нетерпением. Думаю, что и феноменальный успех самой книги связан с характером главной героини. Ну и потом, всякий, наверное, по прочтении задавал себе этот вопрос – кем же вырастет этот несчастный мальчик, видевший и сносивший такое отношение? Конечно, нет оснований не доверять Санаеву в его высказываниях относительно частичной автобиографичности повести, но полагаю, ключевое слово здесь – частичной.

О сценарии можно сказать, что написан он весьма удачно. Идея укоротить продолжительность действия с пары-тройки лет до двух суток, собственно, и создает историю. Появляется нерв, обостряется конфликт, ускоряется действие. Если бы режиссер сохранил конструкцию, имеющую место быть в книге, фильм определенно развалился бы на несколько частей и не спасли бы даже актеры. Далее, я отметил четко заявленный характер мальчика. Он перестал быть сдержанным и хладнокровным рассказчиком, он стал перенимать повадки и обычаи старших. Он активно ругается и бранится, самовольничает и пытается качать права. И это тоже своего рода режиссерский ход, заслуживающий внимания, он добавляет истории перца.

И помимо всего прочего – за что отдельное спасибо создателям – кино лишено столь полюбившихся современным кинодеятелям элементов, как пафос, духовность, претенциозность, артхаусность и все такое. И это, товарищи, здорово. И это дает надежду на будущее нашего кино. И это даже удивительно – почему в фильме про ребенка нет детского пальца, который елозит по полу, мешая кровь с молоком? Почему оператор не домонстрирует нам свое операторское мастерство, а предельно доступно рассказывает нам историю?Где киноэстетика, где кинокрасота? Где вычурность и надуманность каждого кадра? И слава Богу, что их нет. Потому, что иначе за мишурой и блестками потерялась бы суть, потому, что стало бы ясно – не могло быть такого, ведь история, как и картинка, тоже высосана из пальца.

Другими словами, фильм получился качественный, профессиональный. Вот разве что в ум никак не возьму, какого рожна вдруг все это стали снимать? История гнетущая, черная от начал и до конца. Негде смеяться, только смотришь, мрачнеешь, напрягаешься, ждешь. И таких фильмов в России уже наснимали по горло. «Груз-200», «Сказка про темноту», «Волчок» – названия-то какие, говорящие… Теперь в этом ряду «Похороните меня за плинтусом». И может, Снежкин соберет им сколько-нибудь фестивальных призов, пополнит карман прокатными сборами, но больше уже ничто не заставит меня вернуться к этой картине и пересмотреть ее. Хоть и опошлили уже по самое не хочу словосочетание «Happy end», а все-таки в Голливуде не дураки, понимают, к чему народ припечется сердцем, а мимо чего пройдет, стремясь вытряхнуть это из памяти.

4
0
3 декабря 2009
Фото NastyaPhoenix
отзывы:
381
оценок:
381
рейтинг:
467
5

Всяк бестселлер рано или поздно получит свою экранизацию, которой непременно будет недоволен его автор. Автора можно понять – он хочет, чтобы его детище претворили в кинематографический шедевр. Я, простой зритель, не настолько требовательна и при всём своём уважении к замечательной повести Санаева разочарованной не вышла. Да, перенести на экран душераздирающий дневник девятилетнего мальчишки полностью было бы невозможно, и авторы фильма ужали сюжет, насколько вообще можно говорить о сюжете, до одного дня, практически в real-life режиме. Быть может, менее вещественный язык артхауса лучше бы подошёл для этого высказывания, чем попытка создать хоть растянутый, да экшн, но важно другое: атмосферу книги перенести в фильм удалось. Беспросветный мрак там, беспросветный мрак здесь – а чтобы докопаться до своего личного смысла, нужно читать. С актёрами если и не в яблочко попали, то и уж точно не в молоко – ребёнок играет с убедительностью детской искренности, «старая гвардия» пытается выложиться со всем присущим мастерством, но выкладывается не до конца, сдерживает себя, не имея привычки балансировать на грани актёрского нерва. Единственным «пролётом» показалась Шукшина – да, она просто умница, и материнская любовь в её исполнении ещё не раз пробьёт на слезу немалое количество зрительниц, но её героиня получилась слишком сильной, слишком упрямой и деятельной, не такой, какой должна быть безвольная, придавленная материнским авторитетом дочь, терпевшая сложившиеся обстоятельства до последнего. Читается тяжело – и смотрится тяжело, плюс прибавляется ощущение, будто подсмотрел в замочную скважину за всем этим адом, творящимся в интеллигентном обеспеченном семействе, загрузился по самые уши, а сделать с ним ничего не смог. Ощущение не то чтобы вины – скорее той бесполезности, когда за себя постоять можешь, а за других нет, потому что кто-то там наверху решил, что так надо. Но ещё тяжелее от беспрестанного смеха в зале, от встречаемых в Интернете заявлений, что-де книжка «Похороните меня за плинтусом» - ржачная чернушная комедия, а фильм получился больно скучным… да, у Санаева нарочито наивный «детский» язык, но лично мне от него становилось более жутко читать, чем если бы этот язык был сухим и точным, как милицейская сводка: как-никак, «детский» язык органично смотрится в каких-нибудь «Денискиных рассказах», а в описании невыносимого детства в когтях тронутой старухи он вступает с содержанием в резкий диссонанс. Я уж молчу о том, что нашлись и те, для кого данное кино стало всего лишь очередным поводом заявить: «Как же я ненавижу совок!», при том что 90% заявляющих никогда не жили в СССР, либо пообсуждать сходства и различия между персонажами и их предполагаемыми прототипами из числа родственников Санаева (читай – поворошить чужое грязное бельё). Кто не собирается веселиться и «актуализировать» - тому добро пожаловать на просмотр, без эмоций не уйдёте.

11.12.09
Комментировать рецензию

0
0
12 декабря 2009
Фото Евгений Погребной
отзывы:
235
оценок:
4683
рейтинг:
462
7

Бабушка (Крючкова), трагический в молодости потеряв собственного сына, страдает ипохондрией в отношений внука, таскает его по врачам, не пускает в школу, через тиранию проявляя свою бесконечную заботу и любовь, как показывает дальнейшее развитие событий, буквально, до гроба. Дедушка (Петренко) народный артист СССР, чем не пременует пользоваться при разговорах с гаишниками и обсуждении актерских ставок на очередной фильм, но по отношению к бабушке находится в подчиненном состоянии, но только, до поры, до времени. Мать мальчика (Шукшина), со своим новым сожителем (Воробьев) сидит в замерзшей пельменной, попивает коньяк, и ждет возможности хотя бы издалека увидеть сына, ищет в медицинских справочниках названия его болезней, что, хотя бы отчасти, делает их ближе. Сын (Дробитько), затюканный постоянной заботой со стороны бабушки, и знающий наизусть все свои существующие и несуществующие болячки мальчик, просто хочет увидеть маму, и уже совершенно запутался во всех этих отношениях взрослых, мстящих друг другу за прошлые грехи. Лучшие сцены - танец Шукшиной и Воробьева в пельменной под кассетный магнитофон, неудачная попытка бегства мальчика от бабушки и все сцены с Крючковой.

5
0
8 декабря 2009
Фото Кирилл Киреев
отзывы:
129
оценок:
130
рейтинг:
427
9

что подсматриваешь в замочную скважину. Изданная в 1996 году, книга была номинирована на Букеровскую премию, но к сожалению так ее и не получила.

В начале своей рецензии хочу сказать, что герои фильма – реальные люди. Представленные под псевдонимам, они существовали в жизни Павла. Книга была посвящена отчиму Санаева, а именно Ролану Быкову – актёру и кинорежиссёру, Народному артист СССР, а так же лауреату Государственной премии СССР. В фильме отчим показан с плохой стороны, запойный алкоголик, которому судьба пасынка совершенно не волнует, и который просто жаждет избавиться от него, оставив на воспитание теще.

С самого начала фильма мы понимаем, что жизнь у Саши (Павла Санаева) не сахар. Мать вышла за муж за алкоголика, живет он с бабушкой и дедушкой, которые постоянно его ругают и унижают, а так же лишают самых маленьких детских радостей, и единственной отдушина ребенка – коробочка под кроватью, в которой лежит фотография мамы, всякие мелочи, а так же флакон из под маминых духов.

В самом начале фильма, мы попадаем вв СССР образца 1978 года, согласно дате на баночке с икрой. И тут обнаруживается неточность. По фильму Саше – 6 лет, и если произвести не хитрые вычисления, получаем, что родился он в 1972 году. Когда как Павел Санаев рожден в 1969 году. Первые кадры показывают нам типичную квартиру пенсионеров, неубранную, полную всякого мусора, но при этом родную и живую. В квартире проживает Саша, баба Аня (далее будет еще одна неточность), и дед Саши – народный артист СССР.

В фильме показана сложная жизненная ситуация, деспотические родители, а так же горе ребенка. Сашу забрала бабушка к себе, когда она вышла второй раз за алкоголика – неудачника, и неподп ускала ее к сыну, дед – подкаблучник, не имеющий своего мнения. Бабушка – деспотичная женщина, которая постоянно кричит на внука, деда и дочь, но при этом любит внука всей своей душой.

Я не буду пересказывать сюжет фильма, его должен посмотреть каждый. Я расскажу, что мне в нем понравилось по пунктам:

1.Понравилось как передан а обстановка СССР – люди, одежда, обстановка, улицы и квартиры.

2. Понравилась актерская игра, такое ощущение, что актеры не играют, а живут своими героями. (Мальчик бесподобен).

3.Понравился сам сюжет фильма (я не читал книгу, но теперь яростно желаю это сделать).


PS. Еще один недочет в фильме – Саша называет бабушку – баба Аня, а на могильном камне написано Савельева Нина Анатольевна.

3
0
10 декабря 2009
Фото Igor Sinelnikoff
отзывы:
413
оценок:
413
рейтинг:
367
7

Что кроется под интригующим названием «Похороните меня за плинтусом» знают, наверное, уже многие. Автобиографическая повесть Павла Санаева до сих пор продается высокими тиражами и советуется друзьям. Наконец, пришла очередь экранизации, и если, читая книгу, люди судили об истинности описанных событий, произошедших в знаменитой творческой семье, то, смотря фильм, его уже неизменно сравнивают с книгой, и зачастую книга в сравнениях одерживает верх. Этот спор уже выходит за рамки фактичности и затрагивает несколько иную плоскость, а именно различие в атмосфере в первоисточнике и в экранизации, и по большому счету, спор об атмосфере 80-ых застойных годах, на которые пришлось детство героя.

И действительно, сравнивая тело текста и его экранизацию, первое, что бросается в глаза — это разная подсветка. Вроде бы сцены идентичны, но в одном случае мы видим легкую иронию, благодаря которой образ бабушки легче переваривается, а в другом мы сталкиваемся с замкнутым затхлым мирком, в котором бабушка-деспот и за Бога, и за царя, и за нищего. Ее беззакония в повести растянуты на несколько лет, Сергей Снежкин вместил их в один день, который иначе как моральным геноцидом ребенка и не назовешь. То есть, все яркие, запоминающееся, жесткие моменты из детства Павла Санаева выпали на один единственный день рождения Александра Дробитько, сыгравшего Сашу Савельева. Собственно на этом кардинальные различия заканчиваются, но и их хватило, чтобы автор повести публично раскритиковал фильм Снежкина.

На мой вкус, картина получилась удачная и захватывающая. Практически два часа каждые пять минут кадр, как при бомбардировке, разрывает очередная истерика в гениальном исполнении Светланы Крючковой. Отборнейшими, редчайшими ругательствами собственного исполнения бабушка Нина от большой, но несколько нездоровой любви, обрушивает на головы мужа, внука, непутевой дочки и ее хахаля «карлика-алкоголика» из Сочи. Женщина несчастливой судьбы, неудавшаяся актриса, которая к тому же неудачно вышла замуж за народного артиста СССР и дважды неудачно ставшая матерью, «бабаня» вбирает в себя весь маразм и всю тупую безысходность своего времени, когда и жить так продолжать нельзя, а как по-другому, никто уже и не помнит. На ее фоне меркнут все: заслуженный артист почти до самого конца трусливо жмется в углу, дочь не может пробиться к внуку, а сам Саша Савельев единственный находит в себе силы противостоять воинственной бабушке, в открытую и по-партизански.

«- Гицель проклятый, татарин ненавистный! — кричала бабушка, воинственно потрясая рефлектором и хлопая ладонью другой руки по дымящейся юбке. — Будь ты проклят небом, Богом, землей, птицами, рыбами, людьми, морями, воздухом! — Это было любимое бабушкино проклятие. — Чтоб на твою голову одни несчастья сыпались! Чтоб ты, кроме возмездия, ничего не видел!» (Павел Санаев)

Монологи «бабани» и диалоги в целом, лучшее, что перешло из книги, и вместе с тем в фильме нет ни одного светлого эпизода. Создается поистине страшная атмосфера, превращающая угрозы старушки порезать бритвой внука почти реальными. И сам фильм не остается пустым не только за счет Светланы Крючковой, а всего ансамбля актеров и сценария, воплощающих на экране все комплексы, страхи и разногласия актерской династии. Сразу же становится ясно, что «бабаня-мизери» не сможет до конца удерживать власть, и вся ее психологически-кинговская деспотия закончится, когда она потеряет последнее, что не успела до конца испортить — своего внука, что Сергей Снежкин беспощадно воплощает и делает последний, самый двусмысленный штрих к истории, но уже своим почерком.

1
0
11 февраля 2011
Фото Михаил Заикин
отзывы:
181
оценок:
312
рейтинг:
365
1

Книга лучше в миллион раз!!!

Об этой картине очень хорошо отозвался сам автор произведения – Павел Санаев, не считаю нужным что-либо дополнять к его словам, которые можете прочитать ниже.
Лишь отмечу, что Сергей Снежкин поставил «Брежнева» значительно интереснее и глубже, тогда как работа «Похороните меня за плинтусом» можно оценить как полный провал, мне слабо ясно, как можно было из такой интересной книги сделать столь поверхностную и слабую постановку, усталость и легкомыслие режиссера заметна повсеместна. А актеры играют хорошо.

Далее отрывок интервью из «Российской Газеты» с Павлом Санаевым

Фильм дух моей книги не передал. Назову конкретные претензии. Во-первых, бабушка в книге - более многогранный персонаж. Она символ уродливой, но все-таки любви. И мы должны увидеть эту любовь. В фильме мы видим сплошную тиранию. Бабушка там реальный монстр, чудовище без других граней.
Дальше. В книге бабушка умирала оттого, что мальчика забрали. Был ее монолог под дверью со словами: "Оставь его, пусть будет воздух мне". И мы не могли ее в тот момент не простить за все, что она сделала до этого. И окончательно она все искупала своей смертью, потому что забрали мальчика, забрали воздух, забрали возможность любить. В фильме она просто начала бегать вокруг стола, ее хватил удар, она умерла.
В книге был персонаж Толя - человек мудрый, сильный, пусть неустроенный, но он пытался как-то исправить семейную ситуацию. В фильме - абсолютно замухрыжный персонаж. Непонятно, что с ним делает эта красивая женщина, которую играет Мария Шукшина.
И четвертый пункт. В конце книги происходило воссоединение. Ценой жизни бабушки мальчик и мама обретали счастье быть вместе. А в фильме выходит так, что главное для мальчика - деньги, спрятанные у бабушки в книгах. Моя повесть была про правоту всех неправых и неправоту всех правых. В фильме моральными уродами получились все. Мне такие вольности с книгой не понятны. Я могу понять режиссерские отступления, когда они продиктованы необходимостью перевести литературный текст в действие, но при этом сохраняется смысл. В питерском спектакле (постановка "Балтийского дома". - Прим. С.А.) есть свои вольности. Но там сохранен дух книги и бабушка, которую играет Эра Зиганшина, получилась такой, как было написано. В красноярском спектакле (постановка Красноярского драматического театра имени А.С. Пушкина. -Прим. С.А.) сцена ссоры бабушки с матерью сделана актерски и режиссерски настолько точно, что я сам при всем желании не сумел бы сделать точнее. Поверьте, я не тот автор, который "всегда недоволен тем, как поставили его книгу"

3
0
5 декабря 2009
Фото nastuWka
отзывы:
154
оценок:
169
рейтинг:
339
9

"Твоя мама мягко говоря...странная женщина"
Я горько смеялась до слез над выходками той самой странной женщины...Я удивлялась тому, как Павлу Санаеву удалось сохранить здравый разум после такого гнетущего детства. Я поражалась, почему мать маленького Саши не бежит в суд и не отбирает ребенка с судебными приставами.
В конечном итоге, я впечатлилась настолько, что тут же закачала себе аудиокнигу, прослушала, вздохнула с облегчениеv - у книги осадок оказался светлее, но фильм от этого не перестает БЫТЬ. Просто быть. Для того, чтобы его смотреть.

1
0
21 января 2010
Фото adult_young
отзывы:
113
оценок:
574
рейтинг:
291
5

Сразу объясню, тройка за актерскую игру. Только благодаря актерам фильм можно смотреть, потому что так испортить повесть, это надо постараться. Крючкова мощна, Петренко не раздражает, как обычно (как например в 12 и Сибирский цирюльник), а мальчик Дробитько молодец, я надеюсь, вырастет в способного актера. Он напомнил мне Орбакайте времен Чучела (кстати обидно за прототип Ролана Быкова, который по Снежкину - бухарь), когда она хорошо играла, не выходила замуж за криминальных дяденек и не пела про спички. Помнится, я еще удивился прохладному приему фильма на Кинотавре, а после еще узнал, что сам Санаев негативно относится к проекту, хотя что говорить, этот же человек снимает Нулевой километр и На игре)) Так вот, режиссер все огрубил, упростил, бабка - шизофреничка, мама - тормоз, отчим - алкоголик (у актера ОЧЕНЬ натуральное лицо алкаша). Музыки вообще не слышно, а если и получается, то лучше бы и вовсе не было. Шукшина тоже старается, Снежкин ее любит, снял ее в роли любимой медсестры Брежнева в Брежневе, но мне она больше понравилась в роли злодейки в Индиго)) Режиссер или что-то свое добавил бы в повесть, или по-честному экранизировал не отходя, а так ни то ни се.
P. S. брежнев был лучше.

0
0
10 декабря 2009
Фото Кси Икс
отзывы:
237
оценок:
236
рейтинг:
279
9

Отличная экранизация книги, почти слово в слово, а то, что чуть сместили акценты, выглядит абсолютно оправданным, т.к. все же писал тот самый ребенок, и я согласна, что вряд ли его мать была чиста, как ангел. Игра актеров прекрасна, а игра Крючковой - просто бесподобна. Очень хорошее кино о том, какую уродливую форму может принять любовь. И всё равно останется любовью. Думаю, времена пройдут, а этот фильм останется.

2
0
5 ноября 2010
Фото Сергей Самсонов
отзывы:
347
оценок:
352
рейтинг:
263
9

Санаев, однако, интересный дядька, молодой, с приятными и правильными мыслями, а главное, с прекрасным чувством юмора — в фильме прекрасно сделан именно сценарий и сам сюжет, и ему совсем чуть-чуть не хватает до шедевра. История довольно простая, про внучка и бабушку — практически Горький вспоминается, когда смотришь на кадры фильма, просто очень современный.

В фильме подобрался хороший актерский состав: Петренко здесь отжигает не меньше Крючковой, но роль у него куда скромнее, Крючкова же вообще играет божественно. Сразу вспоминаются поздние коммунистические годы — насколько я понимаю, мальчишка в книжке лет на пять старше меня. Грамотно показано старое коммунистическое и новое иждивенческие сознания, понимаешь, что такое «люди старой закалки» и проч. Роль бабушки делает весь фильм — по отзывам тех, кто читал, фильм во многом печальнее оригинала, но это лично меня не смущает, прекрасно смотрится ибо, с отличным юмором и текстовкой. Разочаровала Шукшина, которую в кино, похоже, протащили за связи родителей, играть она не умеет, а в роли вообще смотрится плохо. Зато вот мальчишка делает вторую половину фильма, после половины Крючковой.

Постановка местами проваливается, то царапины на лице ненастоящие, то слишком явно недавно разбросанные газеты, то снег, странно лежащий на стеклах — множество мелочей, которые напрягают при просмотре. В целом же, фильм радует. Он необычен, интересно поставлен, да и хороший сюжет даже при малобюджетности делает чудеса.

В общем, посмотрите фильм, он того стоит.

0
0
14 июля 2011
Фото Ая Ая
отзывы:
123
оценок:
142
рейтинг:
260
5

Я скажу так: актеры играли хорошо! И впечатление производили не поверхностное, а очень сильное! Ощущение сдавленности в груди не покидало меня на протяжении всего фильма!
Не могу сказать, что фильм испортил книгу, ничуть он ее не испортил, ну да, сюжет повторен не на 100 процентов, и закудрявистые высказывания бабули чуть подсокращены, но основная тема, на мой взгляд, раскрыта.
За что ставлю три балла? считайте, что это мое чисто субъективное восприятие.... мне этот фильм смотреть было тяжело, пересматривать его что-то вообще не тянет.......
Тех, кому близка эта тема, кому понравилась книга, отговаривать идти на фильм не стану. идите, смотрите........
Те, кого тошнит от рождественских комедий и хочется хоть какой-то пищи для мозга, тоже наверняка окажутся в кинозале на этом сеансе!

2
0
13 декабря 2009
Фото LadyKiskis
отзывы:
61
оценок:
68
рейтинг:
255
3

Роман мне отсоветовала подруга, назвав чернухой. Так вот, фильм - это дикая чернуха, виртуозно сыгранная, и от того еще более неприятная. Весь фильм бабушка(Светлана Крючкова) нечеловечески орет на всех, грязно и матом, а также вполне изощренно издевается над внучком, и все под соусом заботы и вселенского страдания, в то время как слабохарактерная мама предпринимает робкие попытки забрать ребенка себе.

Практически все действие происходит в захламленной и грязной квартире, по которой мечутся, кричат и плачут герои, поэтому ощущение настоящего ада, бабушка настолько отвратительна и внешне, и внутренне, что даже ее исповедь никакого сострадания к ней не вызывает, потому что даже тяжелая жизнь не оправдание потери человеческого облика, всех остальных просто жаль.

Для человека, выросшего в хорошей семье, зрелище просто невыносимое, особенно крупные планы, где просто хочется встать и убежать. Причем плохо еще то, что в фильме нет месседжа, и автор рассказывая про свое детство, не говорит, зачем он это делает, поэтому в финале, где обычно у людей проступает ощущение сюжетной завершенности, зияет черная дыра. Вроде как кричал, кричал - а сказать то что хотел?

2
0
15 января 2010
Фото Павел Лягин
отзывы:
100
оценок:
185
рейтинг:
247
9

Крючкова просто шикарна и бесподобна!!!
Она там не играет, там живёт бабушка!!!
Потрясающее кино!
Всем браво! парнишка особенно молодец!!

2
0
30 сентября 2010
Фото Ksenia Barkalova
отзывы:
151
оценок:
153
рейтинг:
228
7

Фильм снят по мотивам одноименной повести Павла Санаева. Книга вызвала интерес и признание множества читателей разных поколений. Посвященная Ролану Быкову (отчиму Павла Санаева) и рассказывающая о непростых отношениях в семье народного артиста Всеволода Санаева. Книга автобиографична и очень искренна. Но фильм, как впрочем, и книга, не из категории скандальных подробностей из жизни звезд, а отдельное, не привязанное к конкретным личностям, целостное художественное произведение. Упоительно тонкое и лиричное.

К сожалению, фильм не смог передать исповедь человека, дошедшего до крайней степени откровенности. Что-то добавили, что-то убрали (довольно-таки многое), что-то растянули, что-то сократили. Но в принципе, цельность сюжета не нарушается.

«Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырех лет и вишу». (с)

Образ, созданный Светланой Крючковой, — «сумасшедшая бабушка», до безумия любящая своего внука. Бабушка — это удивительный отдельный мир, страшная жизнь — война, потеря первого ребенка, близких, несложившаяся карьера актрисы и личная жизнь, легкомысленная (на ее взгляд) дочь с мужем-карликом-евреем (война наложила свой отпечаток) и больной внук — все это огрубило ее, но то чувство, чувство любви, неизбывной и умопомрачительной не уничтожено в ней. Что осталось у нее кроме этого мальчика? Кому она еще также жизненно необходима?

Страдания матери, лишенной возможности видеть сына, с экрана, увы не передались столь четко, более того беспомощность и вялость героини Марии Шукшиной с какого-то момента начинают раздражать. А долгожданное воссоединение матери с сыном воспринимается не как светлый счастливый конец (который так ждали мать и сын, который так эмоционально-напряжен в книге), а как безвыходная ситуация (кто же еще после смерти бабушки будет присматривать за ребенком, наврали).

Я не могу сказать, что я разочарована. Нет, фильм хорошо поставлен. Его можно было бы поставить в ряд глубоких социальных драм. Но не на столько пронзительной получилась история, коей я видела в строках книги.

Финал — отдельное большое разочарование. История, обреченная в идеальном соотношении на зрительские смех и слезы, обрывается здесь какой-то непонятной меркантильной, нелогичной и неприятной концовкой.

Но тем не менее, фильм посмотреть стоит. Мне кажется, его нужно смотреть не в кинотеатре, а дома с детьми. И по ходу сюжета комментировать, потому что наше юное поколение не поймет тех страданий каждого героя (хотя бы возьмем к примеру слезы мамы над порванными последними колготками). Фильм заставит поностальгировать, посмеяться, погрустить.

2
0
26 февраля 2010
Фото Sofk
отзывы:
131
оценок:
132
рейтинг:
221
7

Вполне жизненный (ну почти) фильм!
Обажаю, когда съемки происходят в таких квартирах, похожими по своим размерам на небольшую школу!
Мальчик сыграл отлично, да все фактически сыграли отлично!
Некоторые сцены были настолько схожи с реальностью, что просто диву дивишься! Не тому, что они реальны, а почему они в нашем социуме реальны(((

Все наверняка после фильма скажут! ДААА!! Вот это действительно про нашу жизнь! Как все реалистично!! Молодец Режиссер! Молодцы актеры!

А кто-нибудь задумается над тем, что как то хотелось бы, чтобы такие сцены были из района фантастики? Кто-нибудь задумается над тем, что живет также? Кому-нибудь станет стыдно за себя?

Если да! То это хорошо, но вот только боюсь, что нет(((

Лучшая фраза фильма: Твоя мама - девушка, мягко говоря странная (с)
И песня (Мила Родович - Разноцветные ярмарки)
под которую главные герои танцевали танец в столовой, отражает реальность всего фильма, ее поют на польском - кому не лень, можете посмотреть перевод))) хотя кого я обманываю))

Вообщем отличный фильм! Советую смотреть!

P.S. Отличного просмотра, увидимся в кино:)

1
0
10 января 2010
Фото _Comrade
отзывы:
49
оценок:
53
рейтинг:
209
9

Очень символично, что фильм появился следом за фильмом "Царь".Сравнивать эти два фильма можно в центральных фигурах - Ивана Грозного и Бабушки.
Оба героя активны и меняют окружающую действительность.Их обоих окружают слабые и пассивные люди, избегающие конфликтов.
Оба они мечутся, страдают, каются и творят такое, что волосы на голове шевелятся.
Оба они вне критики - одна МАТЬ, другой ЦАРЬ,что в мировоззрении русского народа означает полный иммунитет от любых обвинений.
Приговор обоих фильмов беспощаден: ЦАРЬ и такая МАТЬ никому не нужны.
Возможно, это не очень приятное зрелище, но посмотреть стоит.

5
0
8 декабря 2009
Фото Мандарин Большой
отзывы:
665
оценок:
740
рейтинг:
188
9

Очень тяжёлый фильм. По одноимённой книге Павла Санаева. Кино о мальчике, посвящено, как мне показалось бабушке. Её горестям, волнениям, жестокости, любви и приязни. У меня живы только папины родители. Кто когда спросил любит он их? Думает он о них? Не приезжает годами. Мария Шукшина играет мать. Они буквально разрывают Санаева (а это автобиография) маленького. Много шума в стакане воды. В конце концов она умирает. Все счастливы.

0
0
7 февраля 2011
Фото Юрий Бенгальский
отзывы:
67
оценок:
67
рейтинг:
179
3


Понимал, что, в любом случае фильм будет хуже книги. Но пошел-таки, зараза, в кино!..

Мальчик - все не то. Переигрывает. В общем, почему именно его взяли исполнять?...

Крючкова - играет интересно, старается.... Молодец, конечно... Опять же, ежели книжку не читать перед фильмом.

Петренко - великий актер. Не его здесь роль просто.

Шукшина - хорошо смотрится в дубленке и шляпе. Моментами играет хорошо.

Режиссер старался, но, в общем, обычное проходное киношко получилось.

Такое сложилось мнение... А телеграфная манера рецензии связана именно со странным наложением эффекта прочитанной КНИГИ на кислое послевкусие после просмотра кино.

В общем, почти новогодний рецепт - выпейте рюмку-другую Хенесси. Подождите 20 минут... А потом махните стакан паленого армянского коньяка.

Всех с наступающим!!!

0
0
16 декабря 2009
Фото lavrenTIY
отзывы:
44
оценок:
71
рейтинг:
177
9

Я лечился от всего, но болел не всем…

Павел Санаев мальчик, живущий с кумирами моего кино. Детство, оно разное. Некоторые живут поют, а те кто так не делают, страдают за любовь. Бабушка любила, материла, лечила- давал всё, но любви он так и не получил. Любовь в проявлении страданий П.Санаева. Детство прошло в борьбе, борьба "старшего поколения и его приемников".Мама страдала, сын страдал, но никто не смел возражать бабке. Она центр всего детства. Любовь проявляется во всех признаках, даже в таких ужасных до смеха ( хотя...должны мы бояться и плакать). Бабушка хотела вырастить из ребёнка в полного до пунктуальности джентльмена, но могло всё и плохо закончиться.

PS:
Гениальное воплощение одной из самых любимых книг, многих, граждан и Товариществ.

Жизнь, которая должна нас научить быть правильными, быть рассудительными. Читая - я смеялся, смотря плакал протирая ежесекундно глаза, и сердце было в "художественном порядке"
"Сначала прочти повесть, а потом только смотри, и эффект будет удвоен"

2
0
25 декабря 2009