Киноафиша Москвы

Фильм «Ричард III»

Richard III (1995, Великобритания, США)

6.6
Кино: «Ричард III»
Кино: «Ричард III»

Осовремененная шекспировская трагедия

Осовремененная шекспировская трагедия. Приз «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру на МКФ в Берлине, две номинации «Оскар».

Отзывы пользователей о фильме «Ричард III»

Фото Sangryl
отзывы:
770
оценок:
868
рейтинг:
2027
9

Нам повезло - сам главный герой (Иен Маккелен) объяснил нам, почему фильм выполнен в стилистике 30х - историческая эпоха, о которой писал Шекспир, отстояла от него на тот же приблизительно срок. Кстати, Лев Толстой писал "Войну и мир" тоже "о юности бабушки".
И канонический, но исторически несправедливый образ Ричарда III и-де-аль-но вписывается в смутную межвоенную эпоху. Фильм о тиране, полностью запечатанном в образе дорвавшегося до власти урода (морального прежде всего) - вселенскую актуальность этого фильма невозможно переоценить. Если вообще когда-нибудь на планете перестанут рождаться тираны (пропадет полностью среда их обитания, как у многих вымерших животных) - вот тогда этот фильм можно будет положить на полку и выдохнуть.
Набор актеров - фантастический! Всем смотреть!

2
Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
7

Классическое шекспировское произведение смело, резко и удачно перенесено на почву некой альтернативной истории Британской империи где-то времен до второй мировой войны. Конец гражданской войны, принц Ричард (Иэн МакКеллен) врывается на танке в стан короля Генри Шестого и смертельно ранит того так, что в скорости место на троне оказывается вакантным и, хотя ни у кого не возникает сомнений, что его должен занять Эдвард (Джон Вуд), старший из братьев, женатый на королеве Елизавете (Аннетт Беннинг). Ричард первым же провозглашает тост за нового короля, но мы-то знаем, что он замыслил коварные планы занять престол собственнолично. Для этого он пройдется по костям и плоти своих самых близких и дорогих, воспользуется коварством и коварно же предаст своих приближенных, опустится до самых низких подлостей и пойдет войной против любого, кто покусится на легитимность его фашистской диктатуры.

По большому счету, основная заслуга появления такого фильма принадлежит Иэну МакКеллену, который не только сыграл тут главную роль, но и написал сценарий, а точнее – перенес пьесу с театральных подмостков, где играл ту же самую роль под руководством, правда, другого режиссера – Ричарда Айра. События фильма разворачиваются не в совсем знакомой Британии. И дело даже не в исторических подробностях, которым нет места в реальной истории страны, даже многие географические моменты сильно отличаются от того, что есть на самом деле, не говоря уж об огромном количестве символов и аллюзий, позволяющих проводить параллели со становлением Третьего Рейха – фильм в открытую цитирует различные пропагандистские ленты времен конца 30-х годов, снятых такими режиссерами, как Рифеншталь, в Германии.

Сэр Иэн МакКеллен сыграл просто блестяще. Настоящий паук, сидящий в своей паутине и источающий яд, капающий на все, к чему он прикасается. Его Ричард – ужасает, пугает, вызывает отвращение, дрожь и ненависть. Конечно, тому причиной и блистательная игра остальных актеров, которые только обрамляют бенефис МакКеллена – Броадбент, Беннинг, Хоторн, Кристин Скотт Томас, Мэгги Смит, Картер, Хардвик, Доминик Вест, МакИннери, Дауни младший – да с таким составом мечты можно поставить что угодно. Возможно поэтому именно маккеленовский Ричард Третий запоминается лучше, чем остальные, даже более канонические его появления на экране и на сцене.

Для сценария использовался оригинальный текст шекспировской пьесы, разве что за исключением одной-двух сцен, где стихи были написаны специально для адаптации. Да, фильм построен на стихах и это придает столь жестким и ярким эмоциям еще и поэтические обертоны. Добавьте сюда довольно внушительный размах действий (пусть и по продолжительности не достигающий двух часов) с использованием весьма актуальных на тот момент спецэффектов и даже весьма впечатляющих батальных сцен, с использованием большого количества взрывов, перестрелок и «экшена» вообще, чего уж точно сложно было в то время ожидать от шекспировских экранизаций.

Вообще, подобные экранизации можно только приветствовать, ибо они приводят к творчеству Шекспира людей, которые просто физически не готовы выносить четырехчасовые костюмированные эпопеи, где неизвестные люди говорят неизвестные вещи на почти неизвестном языке. Причем именно этот фильм был принят наиболее благоприятно как в критической массе, так и среди профессионалов-кинематографистов. Важные журналисты уровня Эберта и ЛаСалля поспешили назвать фильм в числе лучших и важных фильмов своего времени, а сама картина получила ряд солидных номинаций – Оскар (пусть и в костюмных категориях), BAFTA, Золотой Глобус и даже выиграл второй по важности приз на Берлинале. Что ж, «коня, коня, полцарства за коня».

1
Фото Алексей Борисов
отзывы:
32
оценок:
35
рейтинг:
100
9

Великолепно! В лучших традициях!
Конечно, экранизация Тита Андроника ещё лучше, но не пропустите этот фильм.

Всем любителям Шекспира рекомендую.

1
Фото Iris
отзывы:
64
оценок:
69
рейтинг:
95
9

"Did you ever hear a bird in a cage
tell his master that he intended making his escape?" demanded Aesop.

«Richard III» (Фестиваль "Шекспир в летнюю ночь")

Поневоле, неосознанно, тайно, противореча всем мыслимым и немыслимым канонам морали, шаг за шагом втягиваешься в эту игру, борьбу, интригу, смертельный азарт. Шекспир - это всегда Игра, Борьба, Интрига, Смерть. Преднамеренно возвеличенные в культ человеческие слабости и ошибки восседают на пьедестале многовековых разочарований, заранее оправданного малодушия и упоительного злорадства. Хочется широко улыбаться этой отвратительной беззубой улыбкой знакомых нам тиранов. Грехи рода человеческого продолжают упиваться своей безнаказанностью. Подыграем им. Спляшем кровавый фокстрот. Вакханалия продолжается, а мы вип-зрители в первых рядах желанного партера.

Фильм «Ричард III» режиссера Ричарда Лонкрэйна можно по праву считать безжалостным и очаровательным притяжением как для людей слабых, так и для людей подверженных сильным страстям. Для тех, кто пытается не верить в добро и бравирует напускным злом. Для тех, кто для самоуспокоения читает блудливые библейские морали о нравственности, добродетели и пороках. Для тех, кто смело пробует на вкус запретные, уродливые и похотливые плоды власти. Для тех, кто боится отравиться настоящей правдой. Знак равенства для трусов и смельчаков. И те и другие будут повторять одну и ту же фразу знакомой эзоповской басни: «Виноград еще зелен». На самом деле виноград поспел. Вкусный, сочный, с ароматом свежей, сладкой и струящейся по губам крови. Только им уже полакомились пауки и крысы. Тирания, деспотизм, тотальная диктатура, кровавый террор знаком почти в каждой стране. Погибают целые нации, уничтожаются государства, раздаются звонкие пощечины добру, справедливости и вере в человеческий разум. Тоталитарный режим рождает узурпаторов…за которыми идет народ, в которых верят люди. Самое страшное и дикое, что ими до сих пор восхищаются, они популярны, а их судьбоносные фразы цитируют.
А мы назло им будем цитировать Шекспира и Эзопа. Хотя, можно процитировать и «тех», так называемых «других».

Having God, her conscience, and these bars against me,
And I nothing to back my suit at all,
But the plain devil and dissembling looks,
And yet to win her, all the world to nothing!

Против меня был Бог, закон и совесть,
А за меня — лишь дьявол и притворство;
Там — целый мир, а здесь — ничто! И все же Я победил!


Фильм снят в 1995 году. Вполне безобидный, почти мирный, в меру обычный и привычный год. В Великобритании разрастается брит-поп, Роллинг-Стоунз выпускает альбом «Обнаженный», Пирс Броснан блистает в роли Джеймса Бонда в «Золотом глазе», российские войска штурмуют Грозный, число заболевших Спидом в мире превышает 1 млн. человек. Завершается вывод миротворческих сил ООН из Сомали. В штате Миссисипи официально запрещено рабство. Франция проводит первый испытательный ядерный взрыв на атолле Муруроа в южной части Тихого океана. В результате теракта в Оклахома-Сити (США) погибло 168 человек. Происходит уничтожение республики Сербская Краина и республики Западная Босния. Саддам Хусейн получает 99,96 % голосов на президентских выборах в Ираке.
99,96%?!? Помните, что было потом? Вполне безобидный, почти мирный, в меру обычный и привычный год.

По версии сценариста и исполнителя главной роли Иена Маккелена, перенесшего свою любимую театральную роль на кинематографические подмостки, прошлое перетекает в настоящее. Гламурная сервировка в стиле «Гэтсби» проникает во все уголки фильма: в костюмы, макияж, украшения, декор, даже напитки. Блестяще подобранная танцевальная музыка 30-х для медленного и быстрого фокстрота, напоминает беспроигрышный фон для фильмов Вуди Аллена. Настоящий подарок для меломанов и рефлексирующих циников. Тягучие, тающие на солнце фразы из золотого коктейля хитов прошлого столетия подобраны по заявкам самых избалованных знатоков. Названия песен говорят сами за себя, только вслушайтесь «Come Live With Me» на слова Кристофера Марлоу, «I'm Sitting On Top Of The World», «My Regret», «Crimson».
А возможность посмеяться, желание незаметно подмигнуть, стыдливо хихикнуть и поближе «познакомиться» со сгустком тирании в лице Ричарда III возникнет буквально на 10 минуте. Фильм построен так, что Ричард, и только Ричард по-дружески и откровенно обращается к зрителям с широкого экрана. Это подкупает, притягивает и дает возможность зрителю почувствовать сопричастность. Только эта сопричастность не добру, а злу. Нырнуть в мозг психопатов-диктаторов в реальной жизни добровольно не захочется никому, но на безобидном расстоянии, в виртуальном измерении выдуманной киножизни – это настоящий Présent.

Театрализованность, замешанная на кинематографических возможностях, придает фильму необходимую остроту, а разнообразные приправы в виде созвездия разнокалиберных актеров, среди которых маститые Мэгги Смит и Джим Бродбент, юные Роберт Дауни-младший и Доминик Уэст только распаляют воображение и аппетиты. Вместо дворцов - шикарные загородные апартаменты, вместо накрахмаленных платьев и воротничков - костюмы 20 века. И любовные признания Ричарда, первый сорванный поцелуй безутешной вдовы Анны не в склепе старинного дворца, а у изголовья изуродованного трупа ее мужа в морге.
«Кто женщину в такой момент пленял? Кто женщину в такой момент пленил?» Was ever woman in this humour woo'd? Was ever woman in this humour won? – доверительно признается нам Ричард.
Мракобесие и подкуп высших властей, религиозная скабрезность, безнаказанные убийства, и при этом чистота великого шекспировского слога.
Нанятые киллеры, выполняющие грязную работу, безошибочные экземпляры отродья всех поколений и универсальный выбор смерти - от ядов до кинжалов, в постели, на поле боя, в тюрьме и даже в ванне. «Bravo! С'était remarquable!»

Можно долго сравнивать внешнее сходство, психические свойства, характерные отличия в образе Ричарда III. Фильм полон саркастических метафор, как визуальных, так и словесных. Шекспир нам в помощь. Гитлер или Муссолини, Сталин или Наполеон, Пиночет или Чингис-хан, Калигула или Нерон? Возможно, Ричард III был создан Шекспиром для того, чтобы подпитывать и развивать эти образы на будущие поколения, предупреждая возможность новых перерождений. Как знать, какую шутку хотел сыграть великий бард с прототипом прошлых и будущих тиранов.
Шальная мысль приходит, когда смотришь такие фильмы. Собрать бы всех диктаторов за одним столом сейчас в наше время. Послушать их доводы, советы, упреки, предложения. Так ли они сильны? Смогут ли они воздействовать на нас сейчас? Почему им подчинялись? Хочется «надеяться», что мы, наше время, наши градации зла, насилия, уничтожения человека человеком гораздо сильнее. Они в прошлом вершат свой кровавый ритуал, а мы, в противовес им, в настоящем. Куда уж им тягаться с нами.

И напоследок небольшой флэшмоб из известных цитат. Многие их знают по выступлениям современных политиков, писателей, актеров. Эти фразы, подобны двуликому Янусу, их можно перефразировать, с их помощью можно управлять, они особенно популярны в «блогах успешных людей». Но обойдемся без имен, даем все на откуп Шекспиру и его героям.

«Для меня существует две возможности: либо добиться полного осуществления своих планов, либо потерпеть неудачу. Добьюсь - стану одним из величайших в истории, потерплю неудачу - буду осужден, отвергнут и проклят» (А.Гитлер)

«Есть два рычага, которыми можно двигать людей, — страх и личный интерес» (Наполеон)
«Я не диктатор. У меня просто сердитое лицо» (А.Пиночет)
«Боишься — не делай, делаешь — не бойся, не сделаешь — погибнешь!» (Чингис-хан)
«Ничего нет! Честь, совесть — как там ещё? — мудрость нации — всё исчезло перед лицом страха!» (Калигула, Альбер Камю)
Но самая знаковая и часто используемая – это бравада Муссолини с присвоенной цитатой: "Лучше прожить день львом, чем сто лет овцой".

Жизнь продолжается и, кажется, не меняется ничего, кроме человеческих возможностей, технологического прогресса, информационного правдивого и лживого потока. Люди бьются совсем за другие флаги, отмеривая жизнь другими ценностями, одаривая друг друга любовью, сочувствием, нежностью, ложью, ненавистью, завистью, изменой и предательством.
Как прекрасна жизнь….

«Better to live a day as a lion than 100 years as a sheep»

P.S. Спасибо проекту «Theatre HD» за продолжение открытия Шекспира, возможность увидеть редкие фильмы, спектакли! Отдельное спасибо за потрясающую и интересную встречу с актером Йеном Маккеленом!

25.06.2016

0

Галерея