Все развлечения Москвы

Все отзывы о фильме «Луна 2112» (Великобритания, 2009)

7.8
Фото Роман Волобуев
отзывы:
531
оценок:
507
рейтинг:
11239
9

Один дома

Сэм Белл (Сэм Рокуэлл), единственный живой сотрудник ­автоматической шахты по добыче сверхважного для земной энергетики гелия-3, дорабатывает последние две недели своего трехлетнего контракта на темной стороне Луны. Каждое утро — будильник, зарядка, пробежка на тренажере, чашка кофе, проверка систем, которые нормально работают и без проверок, практически семейные уже перебранки с патологически заботливым говорящим компьютером, иногда для разнообразия — коротенькая галлюцинация. Прямой связи с Землей нет — ­сломался спутник, но жена (с которой Сэм перед отлетом, судя по всему, чуть не развелся) и трехлетняя дочка (кажется, родившаяся уже после того, как он заступил на вахту) регулярно шлют трогательные видеописьма. Начальство довольно и обещает по возвращении бонусы. В общем, все идет слишком гладко, чтоб в последний момент не обнаружился какой-­нибудь страшный подвох.

Фильм про человека на Луне с единственным полноценным персонажем в титрах (играющий вторую по важности роль Кевин Спейси представлен заплеванным экраном с четырьмя сменными смайликами), снятый к тому же сыном автора «Space Oddity», — это немножко слишком хорошо, чтоб оказаться правдой. Но вот, тем не менее, они — сто почти безупречных минут одиночества, страхов и лунной пыли в белоснежном, слегка поцарапанном кубриковском корпусе. 38-летний дебютант Данкан Джонс (объяснимо постеснявшийся ­подписаться под дебютом как Зоуи Боуи) свободно и легко комбинирует образы фантастической классики разных лет: лунный инвентарь, понятно, взят из «Космической одиссеи», быт — из фильмов про звездных дальнобойщиков, какие ­лю­били снимать в 80-е, главный сюжетный козырь (режиссер порасчетливей мусолил бы его в рукаве до финала) небрежно выкладывается на стол в самом начале второго акта, как когда-то в «Солярисе». Но в отличие от Содерберга, в свое время обломавшего зубы на парафразах Тарковского, или Дэнни Бойла, притворявшегося Кубриком в недавнем «Пекле», Боуи-младший не ведется на главную космическую обманку и не пытается быть большим философом на фоне небесных тел. Его космонавт, запертый в жестяной скорлупе и принимающий сигналы извне через барахлящий спутник, — портрет одино­чества, каким его знает более-менее каждый. «Луна» не переворачивает жанр и не открывает новых горизонтов (к тому же их в космосе, кажется, нет), но берет странным перепадом температур между формой и тем, что внутри: как тот робот (судя по лампочке, двоюродный брат кубриковского ХЭЛа), который протягивает механическую клешню, чтоб утешить сходящего с ума астронавта — сентиментальный жест, сделанный с ­по­мощью неживой механики. Одиночество не в космосе, а в ­го­лове, связи с реальностью не так надежны, как хотелось бы, ­голос на том конце в любую минуту может оказаться автоответчиком, а проявления чувств — частью программы. На словах все это, наверное, выглядит страшной банальностью. Как и то, что космос большой, человек маленький, планета Земля голубая, и с этим, как пел папа режиссера в известной песне про майора Тома, ничего не поделаешь.

83

Отзывы пользователей

Фото Аннушка
отзывы:
4
оценок:
6
рейтинг:
50
9

250,000 miles from home, the hardest thing to face...is yourself.

Если честно, то я ждала этот фильм с момента первой публикации о нем. Еще бы, лунный sci-fi с Сэмом Рокуэллом в главной роли и Клинтом Мэнселлом в качестве композитора, снятый сыном «великого и ужасного» Дэвида Боуи. Интригует, не правда ли?

Мне повезло попасть на показ в рамках ММКФ. Фильм оправдал мои ожидания на все 100%. Даже, наверное, превзошел. Напряженная, но в то же время почему-то трогательная и наполненная добротой атмосфера обволакивает с первых минут и не отпускает до конца фильма. Это чувствуется во всем, от смайликов на стене до замечательного робота Герти — возможно, самого доброго робота за историю кино, который показывает настроение все теми же смайликами и даже в трудный момент может похлопать героя по плечу. На экране в течение полутора часов господствует своеобразный баланс на лезвии ножа между какой-то почти критической нервозностью, легким юмором и даже неожиданностью. В одной рецензии увидела, что якобы трейлер открывает всю сюжетную линию. Так вот: не бойтесь, это совершенно не так! И даже концовка, названная кем-то на пресс-конференции после показа «хэппи-эндом» не оставляет причин для недовольства.

Сэм Рокуэлл в очередной раз доказал, что он обладает недюжинным талантом — это же, по сути, его бенефис, фильм одного актера. И, конечно, голос Кевина Спейси очень повлиял на восприятие Герти. (Именно поэтому надеюсь, что в прокат фильм пустят с субтитрами.)

Пару раз во время просмотра в голове всплывали параллели с «Космической одиссеей», но через несколько секунд я ловила себя на ощущении, что, несмотря на определенные схожие детали, такое сравнение просто недопустимо. «Луна» своеобразна и стоит в стороне от большинства фильмов своего жанра.

Нельзя не обратить внимание на саундтрек. Я давно считаю саундтреки Клинта Мэнселла музыкой на грани современной классики (вспомнить хотя бы его работу в фильме «Фонтан`) . Но то, что он написал к «Луне», просто великолепно. Наверное, весь фильм представал бы в совершенно ином свете, если бы композитором был другой.

Отличный фильм. Я не побоюсь назвать его лучшим в своем жанре за достаточно большое количество времени. Что ж, можно поздравить Данкена Джонса с успешным дебютом!

38
Фото dr-hitch.livejournal.com
отзывы:
39
оценок:
430
рейтинг:
455
7

А "Луна", оказывается, не так уж и далеко! Оказаться на месте астронавта совсем просто - вот астронавт забежал в магазин за пивком, вот астронавт-коллега обсуждает со своим клоном матч "Словения-Россия", вот полный автобус астронавтов штурмует пробку на МКАД. Чем больше мир - тем легче стать одиночкой. Все наше общение уже происходит через клавиши компьютера и телефона, а тут на Лену отправиться предлагают - легко. Мы сами ставим барьеры и сами потом от них лезем в петлю. Поставил 4 - за финал "боевика" и тупку героя в 3 моментах: момент осознания наличия клона, момент телефонного разговора и момент осознания личного срока годности - 3 года. А ведь и Бегбедера есть "Любовь живет 3 года"...

14
Фото relay
отзывы:
94
оценок:
567
рейтинг:
1480
9

Гастарбайтер на станции по имени «Любовь»

Давным-давно, когда мы все жили в далекой-далёкой галактике другом времени и другой стране, я познакомился с чудесным миром фантастики, читая замечательные короткие рассказы на последних страницах журнала «Вокруг света». Хотя смысл таких слов, как синхрофазотрон и коммингс, ускользает от меня до сих пор, эти рассказы всегда имели весёлое начало и парадоксально-смешную (а иногда и страшную) концовку, выраженную всего несколькими словами, но понятную даже ребёнку.
Фильм «Луна» напомнил мне прекрасные ощущения той счастливой поры. Бодрое начало, намеренно архаизированная картинка, немногословные , но очень НФ диалоги, и хэппи энд, при внимательном рассмотрении оказывающимся совсем не хэппи эндом. Закончится ведь всё весьма печально. Подумаешь, акции Газпрома Лунар Индастриз упадут на треть в результате скандала, высокооплачиваемые юристы найдут способ всё замять. А бедный лунный гастарбайтер, скорее всего, доживёт свой короткий срок в дурке с диагнозом вялотекущая шизофрения. Хотя нет, это уже не актуально. Его просто объявят незаконным иммигрантом с последующей депортацией. Так что вместо хэппи энда у фильма концовка в стиле «…а получилось как всегда». А ведь как хорошо всё начинается- космическое одиночество на станции с символическим названием «Саранг» (Любовь по-корейски) скрашено скорым ожидаемым дембелем, короткими сессиями связи с любящей красавицей женой и общением с роботом Герти, обладателем минималистского, но очень дружелюбного интерфейса.
Естественно, ничего нового ни в сюжете, ни в трактовке вопроса, ни в раскрытии образов, ни в самих деталях (кроме странных ляпов типа отсуствия задержки сигнала на 2.5 секунды и слабое раскрытие темы лунного притяжения) любителю фантастики этот фильм не даст. Тем более что обсуждение морально-этических проблем, поставленных в фильме, давно перешла на страницы прессы. Однако сделан он с такой любовью к жанру, что отличается от многочисленных киноштамповок, как Роллс-Ройс от любой автоштамповки. Игра Сэма Рокуэлла и Кевина Спэйси достойна всяческих похвал, а видеоряд и музыка погружают зрителя в замкнутый мир лунного вахтовика. Поэтому «Луна» займёт достойное место в ряду моих любимых фильмов, рядом с новыми поступлениями вроде «Района №9».

12
Фото KathleenKelly
отзывы:
72
оценок:
406
рейтинг:
435
9

Очень круто! Слов не подобрать для обоснования, но круто!
Музыка какая нужно - она хороша в фильме и хороша сама по себе. Живой язык оригинала... Идеальный в своей роли Сэм Рокуэлл.
Луна пробуждает в тебе хорошее. Приподнимает на миг над суетой.
Ее просто приятно смотреть влажным осенним вечером.
Наш переполненный зал сидел притихший, интеллигентно жевал попкорн и шепотом разговаривал по мобильнику. Вот что делает с людьми искусство..

12
Фото jane bo
отзывы:
15
оценок:
18
рейтинг:
136
7

Известный публицист позапрошлого века слукавил (или переоценил начитанность и осмысленность вопрошающих), сократив список из главных вопросов до двух последних: «кто виноват» и «что делать».
Как показывает практика первые два правильных вопроса, на которые стоит ответить это «кто я» и «где я». Главный герой с периодичностью в 20 минут только этим и занимается, получая при этом вполне исчерпывающие ответы голосом Спейси (иногда это встречный вопрос «кушать хочешь?», а иногда - убедительное «упал, потерял сознание, очнулся, гипс»).
Если отвечать в формате рецензии, то «Кто» - актер Рокуэлл , наконец замеченный после не самого плохого фильма Клуни «Признания опасного человека». «Где» – в отлично срежиссированном фильме с удовлетворительным сценарием . Итого среднее арифметическое дает твердую добротную четверку.
Дальше после самоидентификации и определения точки координат приходит следующий этап озарения с вопросами «что такое хорошо?» и «что такое плохо?». Да хоть бы эти вопросы и лежат в срезе все той же модной генной инженерии. Собственно в этом и состоит основной замес фильма. Немного халтурный, но самобытный и талантливый.
Халтура в том, что задавшись целью сконцентрировать внимание на локальном психологизме ситуации и глобальном нытье о гуманизме (а эта цель ясна и похвальна), нужно было исключить недопонимание зрителя по поводу принятия именно такого решения «вербовки» контрактников. Неизбежные материально-производственные вопросы отвлекают мозг от погружения в пучину грусть-тоски вопреки задуманному. Ну наверное, совсем-совсем-роботы не справятся, и новых (по старинке сделанных) живых самоубийц вломак каждый раз готовить и объяснять что там да как на этой луне, или просто не осталось на земле как таковых любителей посветиться в темноте от радиации, а значит и готовить-объяснять некого-некому. Ага.
Но загвоздка в том, что ведь на станции все и так автоматизированно по самые небалуйся (гл. герой страдал там в прямом и переносном смысле херней), поэтому остается просто (т.е без содержания там живого наместника) периодически тратить деньги на нечастые командировки бригады техников-ремонтников в случае, если лунный бульдозер накосячил (а так как машин там множественное число, то работа бы не стояла в любом случае). То есть с точки зрения экономической эффективности так должно быть гораздо менее западло, чем применять сложнейшие (читай "недешевые") биотехнологии, контролировать неизбежную утечку информации на протяжении 15-ти (!) лет как минимум, и т.д. Все равно ведь спалились, что было очевидно уже на этапе разработки такого бизнес-плана...странно что так нескоро .
В принципе на концовке могли выехать очень красиво, если бы показали что Сэм поехал на землю сурово разоблачать весь топменеджмент корпорации перед остальным миром , а там...весь мир как бы вообщем-то в курсе, и давно, и не видит в этом ничего такого-с, и практикуется это везде и повсеместно без тайн и истерик, и "в чем собственно дело, гражданин? вы почему скандальничаете?". Вопросов к сюжету было бы на порядок меньше.
(и вот тогда абалденно масштабно развилась бы тема о том, что единственный (последний "кто не в курсе") человек может именно так и называться не почему-то, а потому что близок нам по идентичной системе ценностей и моральной составляющей (пока еще), и "живет" он вообще на Луне. один такой последний). Но не случилось. Непонятно.
А вот этого самого «непонятно» не должно быть, как не должно быть мухи в супе, или как не было этого например в, только ленивым не упомянутом, Солярисе (и нашем и ихнем).
Ясно, что в силу уровня образования все белые пятна можно устранить самостоятельно, но в таком фильме подобное отвлечение недопустимо. Такая небрежность к проговариванию матричных деталей возможна только в аллегоричных произведениях созданных исключительно из эпитетов (район №9). Здесь же формат явной повествовательной прозы. И если в итоге хочешь чистой дискуссии на тему сознания, то тема бытия должна быть разобрана, обсуждена и принята единогласно в первом чтении.
Но даже несмотря на такое критичное настроение, Луне можно простить все и даже то, что категорически нельзя простить абсолютно недееспособным "суррогатам".
И ведь режиссура великолепна настолько, что просто радость какая-то от всех этих мимики-жестов, намеков, недосказанностей и недоделанностей (оскар отправляется к извазюканному в чем-то коричневом роботу Герти).
Эта четверка поставлена не троешнику, чтобы польстить, а отличнику, чтобы в следующий раз без помарок.
P.S. а еще это страшно (в прямом смысле) поучительный фильм о том, что прежде чем отправляться на планету с нулевой атмосферой стоит почитать учебник по ОБЖ, ибо лучевую болезнь никто не отменял.

10
Фото naxxodka
отзывы:
166
оценок:
466
рейтинг:
672
9

9/10

Не гениальный, но неожиданно прекрасный фильм от режиссера-дебютанта, да еще и снятый за сущие копейки!
Очень правильный и спокойный фильм. Он не пытается шокировать или спровоцировать зрителя при помощи незаменимой в последнее время «кровищи» и прочих прелестей небанального авторского кинематографа. Сын великого Дэвида Боуи, самоотверженно спрятавшийся за скромным псевдонимом Данкан Джонс, пережил и выдал квинтэссенцию всех накопленных Золотым веком американской книжной фантастики идей и приемов. Внимание к деталям и мелочам, архаичные «макетные» эффекты придают фильму неповторимый шарм и обаяние классических «космических опер». В то же время подлинный человеческий драматизм и достоверный психологизм ставят эту ленту на голову выше привычных в фантастическом жанре пустоголовых попкорновых блокбастеров.

По-хорошему старомодный и предсказуемый фильм акцентирует внимание зрителей не на неожиданных поворотах сюжета или фантастическом антураже. Антураж тут, очевидно, только для галочки и возможности дать автору высказаться. Заявленная сюжетная фабула фильма и трейлер, который крутили почти полгода до выхода фильма в прокат обещали классическую историю противопоставления одиночества маленького человека и бесконечного космоса. Единственный сотрудник космической станции, слишком уж доброжелательный робот, странные происшествия и потеря прямой связи с Землей только подтверждали сюжетную заявку, дополняя ткань фильма ощущением надвигающейся беды и элементами триллера. Приятно, что дальнейшее развитие событий дало ясно понять - одиночество не главное. Автора волнует куда более глубокая проблема. А именно, что делает человека человеком.

Искусственный интеллект – это личность или обычная железяка?
А если людей делать на конвейере с небольшим ресурсом – можно ли их считать людьми?
Как и любое настоящее произведение искусства «Луна» не дает ответов на вопросы, но и позиции автора за равнодушием не скрывает. Автор открыто демонстрирует свои симпатии и любит своих героев, но готов при этом выслушать любого и каждый может сделать свои собственные выводы.

Фильм целиком построен на игре одного актера. И Сэм Рокуэлл выкладывается в нем на 100%. Половина обаяния фильма, его достоверность и реалистичность заслуга Сэма, которому только слегка помогает говорящий голосом Кевина Спейси робот с парой смайликов вместо эмоций. Герой Сэма Рокуэлла, тоже Сэм, живет в каждом кадре и эпизоде этой картины. Переоценить значение его роли для фильма просто невозможно. Точный и лаконичный, невероятно достоверный в деталях, его персонаж - простой рабочий парень, далеко не семи пядей во лбу – обходясь безо всяких истерик, «дает» очень правильную трагедию маленького человека.

Фильм шел в ограниченном прокате, переведенный субтитрами. Субтитры отвлекают от просмотра буквально первые 5-10 минут, потом ты полностью перестаешь их замечать и только наслаждаешься гениальной игрой актера, не испорченного бездарным дубляжем. Более того, это единственная возможность услышать игру великолепного Кевина Спейси.

Назвать фильм гениальным мешает лишь дурацкий смазанный финал. Реально, последние несколько минут фильма абсолютные лишние и глупые. Надо было закончить ленту на моменте старта грузового челнока на Землю.

Приговор: достойная и неглупая научно-фантастическая лента, которая в своей правильности и старомодности просто обречена стать киноклассикой! Рекомендуется всем любителям хорошего кино, которые не испытывают аллергию на космический антураж.

Приятного просмотра.

10
Фото rimehora.livejournal.com
отзывы:
4
оценок:
5
рейтинг:
10
9

Меня совершенно поразило, как сумел Данкан Джонс распорядился теми немногими средствами, что у него были. На входе имеем одного актёра, средних размеров коттедж, загрмированный под космический корабль, и немного спецэффектов на уровне 80-х годов, а на выходе получаем пронзительную историю об одиночестве и одну из сильнейших работ последнего ремени в жанре фантастики. Поразительный фильм!

7
Фото Дмитрий Жигалов
отзывы:
338
оценок:
471
рейтинг:
1426
9

Между нами

На автоматизированной лунной базе по добыче главного ресурса для энергетики Земли – гелия 3 – в полном одиночестве мотает последние две недели трехлетнего контракта работяга Сэм Белл. Прямая видеосвязь с Землей давно нарушена – Сэм обменивается с оставшимися на Земле женой и дочкой видеописьмами. Вживую эти три года Сэм общался только с говорящим компьютером базы, эмоции которого – шесть смайликов на экране. Луна давит: сперва Сэм начинает видеть короткие странные галлюцинации – а потом неожиданное происшествие полностью рушит его привычную картину мира.

Фильм - дебют 38-летнего Данкана Джонса, который к тому же – сын знаменитого рок-певца Дэвида Боуи, - живая классика космической научной фантастики. С прицепленными к оригинальному названию нелепыми цифрами "2112", "Луна" вышла в России в крайне ограниченный прокат и идет в Москве десятком сеансов в день, собирая переполненные залы.

Снятый в Англии за сущие гроши, фильм держит в напряжении от первой до последней минуты. Неиспорченное опытом постановок тонкое чутье Данкана Джонса позволило ему сыграть на знакомых образах из кинофантастики всех лет, но ни разу не съехать к штампованным приемам воздействия на зрителя.

Фильм принято сравнивать с "Космической одиссеей" Стэнли Кубрика, но на самом деле они похожи лишь по интерьеру. Данкан Джонс черпал вдохновение скорее из дебютного творения Эндрю Никкола и на него очевидно повлиял, не побоюсь этого имени, Майкл Бэй и его единственный настоящий сайфай.

"Луна" неожиданна - фильм производит гипнотический эффект, погружая зрителя в рефлексию и самосозерцание.

Джонс словно сметает рукой в скафандре с поверхности стекла всю звездную пыль космической кинофантастики, накопившуюся за эти годы, и оставляет зрителя наедине с собой: смотреть не на смайлик экрана, а на печальное лицо и усталые глаза. Удивительно, как долго режиссеры искали именно этот рычаг, кнопку, ручку, запутываясь в своей космической философии. Не понадобилось ни обитаемых планет, ни межзвездных бросков, ни громких слов – чтобы создать портрет человеческого одиночества, оказалось достаточно Луны и зеркала.

Сэм Рокуэлл, как и положено, вытащил весь фильм на себе – мутные рожи в экранах у него на базе и проникновенный голос Кевина Спейси, спрятанного в ящике со смайликами, дополняют картину, но не более. Сорокалетнему Рокуэллу, чей путь до "Луны" насчитывает более шестидесяти (!) постановок, включая великолепную "Великолепную аферу" и "Удушье", пробирающее до кишок, в фильме Данкана Джонса удалось пройти по едва различимой грани, отделяющей актера от персонажа и зрителя – от самого себя.

Джонс говорил, что кризис помог ему привлечь в картину первоклассных мастеров по спецэффектам и представить нам фантастические лунные виды, снятые с миниатюрными моделями. Но фильм бы бросал то в жар, то в холод, даже если бы в нем не было вообще ни одного кадра Луны. Ведь это не Сэм Рокукэлл и не Сэм Белл, а мы сами возимся над миниатюрной моделью города девятьсот часов, разговариваем с цветами, корчимся на полу в уборной, измазанные кровью, и плачем в кабине лунохода "Я хочу домой!".

Данкан Джонс в фильме не делает ни одного шага, чтобы превратить маленькую драму на обратной стороне Луне в метафору для всего человечества. Но прочувствованная каждым в зале история сама в нее превращается. "Луна" учит нас держать одиночество перед лицом мира – потому что нет никакого будущего, нет никакого прошлого: все, что у вас есть – то сейчас, когда вы дочитываете меня.

Специально для сайта "Новости кино"

6
Фото Дядя Кролик
отзывы:
150
оценок:
158
рейтинг:
318
9

Сэм Белл (Сэм Рокуэлл) живет на лунной базе уже без малого три года, работая на корпорацию Life. Его работа заключается в наблюдение за комбайнами, добывающими на луне энергию, которую он потом отправляет в специальных капсулах на землю. Помогает ему работать и не сойти с ума от одиночества компютер-робот Герти с голосом Кевина Спейси.
Контракт Сэма скоро закончится, он отправится на землю к своей жене и дочке, и, кажется, все будет прекрасно. Но, конечно, уже чуть ли не с первых кадров понятно, что все совсем не так как кажется на первый взгляд.
Дункан Джонс нагнетает какое-то нездоровое напряжение, собирает внимание зрителя в кулак и периодически бьет им по столу. Причем, вроде бы ничего не происходит. Но с первых кадров ждешь, что вот сейчас чертов компьютер окажется тем самым из «Космической одиссеи 2001 года» (рифмовать с которой Луну хочется, но не получается), что корпорация задумала что-то нехорошее (ведь это же корпорация!), в конце концов, что сама Луна, на манер Лемовского «Соляриса», не просто спутник земли, по которому ползают огромные комбайны.
Джонс использует все возможные приемы из классической научной фантастики, чтобы довести зрителя до своего рода эмоционального катарсиса, а потом в итоге показать историю настолько же классическую насколько и банальную. Но это и прекрасно.
Moon опирается на Лема, опирается на Саймака, на Шекли и Хайнлайна, на весь золотой фонд фантастики до того, как она превратилась в сказки про лазерные мечи и остроухого Спока. И в этом ее огромный плюс.
Сегодня при слове фантастика мы ожидаем, что по экрану будут летать огромные космические крейсеры, бластеры будут громыхать, а все вокруг будет таким, каким нас уже приучили видеть будущее — суперсовременным и невероятно симпатичным. А вместо этого, перед нами три с половиной павильона, в которых единственным более менее подобающими нашим представлениям о будущем оказываются видеофоны. Даже Герти, очеловеченный суперкомпьютер, кажется, вылез из «Луны строгой хозяйки» Хайнлайна. Конечно, здесь есть и своеобразные компромиссы. Так, переносной телефон выглядит как ноутбук, а на экране Герти регулярно появляются смешно анимированные смайлики, который каждый день прилетают нам в icq.
Причины такого ретроградства объясняются довольно скоро и оказываются в полнее себе предсказуемыми (как и весь сюжет, для любого, кто в детстве зачитывался романами американских фантастов), но от этого шарм Moon не пропадает. А когда смотришь, как луноход, намеренно нереалистичный, медленно ползет по серебристой поверхности под волшебную музыку, которой явно не место в любом другом фильме, становится понятно, что таких фильмов ужасно не хватало.
В Moon проваливаешься с первых, как будто специально немного не в фокусе, кадров из рекламного ролика корпорации Life и живешь на этой базе, с этими шоу 70х годов, с этой закадровой музыкой и беззвучным космосом, смайликами Герти и макетом небольшого городка, до самых титров, перед которыми случаются два важных события. Первое – неубедительный финал. Второе – понимание того, что главный герой совсем не Daddy astronaut, а компьютер Герти, потому, что в классической фантастике никто не запрограммирован, будь то роботы с их тремя законами или компьютеры контролирующие работу на лунной базе.

6
Фото Сергей Соловьев
отзывы:
64
оценок:
94
рейтинг:
124
9

Хороший парень Сэм вынужден сделать труднейший выбор.
Помните стишок "наш осел сегодня зол: он узнал, что он — осел"? Так вот Сэм однажды обнаруживает, что он — кукла, копия, клон хорошего парня Сэма, который когда-то был нанят заниматься тошной работой на Луне (да, на той самой, которая спутник нашей родной планеты), а теперь находится неизвестно где.

Вообще, интересная затея — добывать энергию на обратной стороне Луны, которая регулярно получает изрядную долю солнечной радиации, никак не фильтруемую атмосферой. Не исключено, что так и будет когда-нибудь. И вот этот самый аспект придает сюжету фильма еще большую чудовищность.

Какой злой гений это вообще придумал — посадить человека на 3 года в полном, асболютном одиночестве в вечную ночь отправлять на Землю заряжемые на Луне батарейки? Я даже готов понять экономические предпосылки решения отправить на Луну пару десятков клонов в анабиозе, которых можно заменять раз в три года. Колоссальная экономия на кастинге, ясен пень. Но масштаб этического преступления все равно повергает в шок.
Я совершенно серьезно поразился устойчивости психики хорошего парня Сэма. Не сойти с ума в такой обстановке — далеко не всем под силу. Даже чрезмерно умный робот, с продвинутым голосовым интерфейсом не упрощает задачу, ибо до человека ему все равно далеко. И тем более не по силам ему ответить на вопросы Сэма, который вдруг узнал, что жена его давно не ждет, а видео-сообщения от нее продолжают поступать с завидной регулярностью.

В общем, фильм — хорошо поставленный спектакль одного актера с полным набором психологических, этических, интеллектуальных и экономических задачек. Есть о чем поразмыслить, и о чем спросить себя.
А почему Сэм — хороший парень? Потому что мне нравится, какой выбор он в конце концов сделал. Вот как раз это — смотрите в фильме сами.

5
Фото Андрей Корбут
отзывы:
43
оценок:
148
рейтинг:
77
9

Гениальный фильм.Бесподобно!ЭТО ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ 2009 ГОДА!Аватар отдыхает на печке!!!Шикарно.Парень 3 года служил своей стране,собираясь уже улетать домой он встречает своего клона.Вотэто потрясение.Понятно,что он испытывает страх,ужас в какой-то степени.Но вскоре он быстро привыкает к своему партнеру.Фильм,на мой взгляд,получился красивее "Аватара".Новые компьютерные технологии,Луна,искусственный разум,который помогает Сэму переплюнули всякие спецэффекты "Аватара" в виде каких-то непонятных чучел.В этом фильме я увидел и пережил практически все:грусть,удивление,интригу,интерес,страх,восхищение!И пока режиссеры делают фильмы по 2-3 часа,Данкан Джонс произвел шедевр длинною в 1 час 32 минут(с титрами).И этого хватило,чтобы отобразить все чувства главного героя и заставить переживать меня.Музыка также играет важную роль,она порой является тем препаратом,который вызывает сочувствие.Концовка фильма замечательная,интригующая.Смотрел этот фильм и думал,чем же занимался Сэм все это время?Поначалу меня раздражал главный герой фильма,ведь он казался человеком,которому абсолютно плевать на себя.Клон мне понравился больше,он и выглядел атлетичнее.

Очень жаль,что не удалось посмотреть этот фильм в огромном кинозале.Короче:все скачиваем и смотрим!

5
Фото Люба О
отзывы:
142
оценок:
222
рейтинг:
184
9

Я записала "2112" для себя в список тех фильмов, которые мотивируют меня, как личность, к работе над познанием Вселенной и своей роли в ней. Фильм подтвердил, как бы громко это ни звучало, мою теорию строения мироздания (распростаняться о ней не хочу, это очень интимное). "Эффект бабочки", "12 обезьян", "День сурка", "Дом у озера", а теперь и "Луна 2112", - те фильмы, со сценаристами которых я бы с удовольствием провела не один вечер за сладостными беседами.

5
Фото ВР-тринадцать
отзывы:
91
оценок:
165
рейтинг:
240
9

Музыка, диалоги, Кевин Спейси - очень все понравилось. Пошел второй раз, за акцентом. И опять гипноз Спейси. А потом, стоял курил и невольно услышал следующий диалог. Двое, лет тридцати с небольшим, в джинсах и «творческих» очках, один сильно подвыпивший и второй, трезвый и раздосадованный:
- Нее, ну так…задумка конечно… все понятно… Прометей, антиглобализм, клоны… но я тебе скажу…Солярис все равно не переплюнуть… с клонами... без клонов.
- Да ты сам клон…
- Да тут девяносто процентов клонов...
Вот он и акцент - обрадовался я

5
Фото Boris Babin
отзывы:
118
оценок:
347
рейтинг:
110
1

тут один клон узнает что он клон...и его эксплуатируют на луне... ах ах ах... как же так? свободу попугаям клонам!!! куда смотрит профсоюз???
и это фантастика?
ну наверное - пока 530 голосов и средний бал 4,25
полный 3,14здец
да! а какие виды луны и внутренних помещений станции!!! - этот фильм что сняли 20 лет назад и просто не выпускали в прокат?
да и еще название - луна (никаких 2112) .... при чём тут клоны? или потому что клоны на луне???

5
Фото mogaba
отзывы:
14
оценок:
65
рейтинг:
37
9

Дайджест основных философских тем научной фантастики XX века, исполненный в одно лицо.

Печальная прекрасная картина, которая по всем признакам должна была появиться не позже семидесятых, но по счастливому стечению обстоятельств подзадержалась в пути. "Луна" - прекрасный пример того, какой на самом деле должна быть фантастика. Это не только и не столько "лазеры пыщ-пыщ" и "советник, Галактика в опасности". Это в первую очередь создание такой модели жизни, которая позволила бы изучить и исследовать под микроскопом самые сокровенные уголки личности и общества в целом. Не сказка, но реальность, основанная на одном-двух фантастических допущениях. Неевклидова геометрия бытия.

Сэм Белл - одинокий лунный комбайнер, работающий вахтовым методом и доживающий последние недели своего лунного дежурства. Его единственный компаньон - улыбчивый ламповый компьютер Герти, внешне напоминающий Мойдодыра. С лёгкой руки автора, поместившего героя в невероятные условия труда (полная десоциализация на три года ради выполнения функций с которыми автоматика справлялась в середине 20 века) Сэм просто обречен медленно сходить с ума от одиночества. Но минуте на 15 фильма сюжет делает замысловатый финт и дает понять, что речь идет не только и не столько об одиночестве "физическом", измеряемом в километрах безжизненного космоса вокруг, но об одиночестве "психическом". То ли ты одинок, потому что все что ты любишь никогда не существовало. То ли потому что для всего что ты любишь ты никогда не существовал.

Про этот фильм трудно говорить без спойлеров. Скажу только, что фильм не выделяется новизной или оригинальностью идей. В нём много цитат и заимствований из произведений разных эпох и жанров: от Карла Маркса (!) через Азимова к Лему. От Кубрика через Ридли Скота к Тарковскому. Однако последнее в чём можно обвинить "Луну" - это во вторичности.

Хочу закончить рецензию лучом ненависти в адрес прокатчиков, изуродовавших название (хуле, иначе быдло не поймет что это фантастика пиу-пиу) и выпустивших фильм всего на нескольких экранах в столице. Прошла неделя с выпуска в прокат, а билеты до сих пор необходимо бронировать - за час до сеанса билетов нет даже на боковые места первого ряда. Может быть, когда-нибудь качественное кино будет попадать к широкому зрителю вместо очередных суррогатов-"Суррогатов" и для того чтобы сходить на отличный фильм не придется покупать билет за сутки. "Жаль, только, жить в эту пору прекрасную не доведется ни мне, ни тебе...".

5
Фото Константин Рыбаков
отзывы:
11
оценок:
25
рейтинг:
39
7

"Луна 2112" - очень, очень атмосферная. Настолько, что даже если бы я не знал, каково это - чувствовать, что ты совсем один на всей планете, и не с кем пообщаться, кроме компьютера, а любимый человек далеко-далеко, - то я бы это узнал из фильма. "Луна" дает всё это прочувствовать в полной мере. Как будто я сам на Луне пожил с годик, честное слово. Атмосфернейшая вещь. И Клинт Манселл, кажется, написал лучшую свою музыку со времен "Реквиема по мечте" (AFAIK). Я уже не говорю про Сэма Рокуэлла, который мне никогда особенно не нравился, но тут сыграл очень здоровски.

"Луна" - это такой специальный хороший фильм, где почти нечего обсуждать. Он как бы самодостаточен, что ли. Не создает в себе целого мира, не задает сложных вопросов и не дает ответов. Как рассказ Шекли - никаких откровений, но изобретательно и остроумно.

И очень, очень атмосферно. Всем ценителям хорошей кинофантастики - must see:)

5
Фото Михаил
отзывы:
6
оценок:
6
рейтинг:
19
9

Итак. Смотрели сегодня (17 сентября) в "Октябре" что на Новом Арбате (сеть Каро-фильм). Данная ремарка важна, поскольку фильм в Москве идет только в этом кинотеатре. ВНИМАНИЕ - идет на английском с русскими субтитрами (о чем предупреждают на кассе). Три раза в день. Зал малюсенький.
Кстати, на imdb рейтинг фильма 8.1 при 7500 проголосовавших!

Теперь по фильму. Фильм гениален. Фильм редкость для текущего потока кинопроизводства.
Если вы любите жанр НФ то пропуск этого кино будет трагической ошибкой!
Сэм Рокуэлл великолепен. Сюжет не банален, трагичен и затрагивает очень много вопросов человеческого бытия. Обязательно смотреть, если вам понравились такие
фильмы как "Пекло", "Контакт", "Косм. одиссея 2001".
Отсутствие дубляжа даже играет на пользу, посколько можно оценить весь талант игры ГГ. При этом, я понимал 90% диалогов.

Всем удачи!

5
Фото Олеся Полищук
отзывы:
5
оценок:
6
рейтинг:
16
9

Казалось бы, в наше время уже невозможно удивить зрителя своей лентой, если она не пестрит сложной графикой, спецэффектами и постоянным "экшном"...
Казалось бы, глаз уставшего оператора на ММКФ уже не в состоянии зацепиться за фильм...
А вот и нет! Есть такие картины. И "Луна" тому доказательство.
Зацепило, затянуло, всё с первой минуты. Чем? Может особым, тихим и размеренным очарованием спутника земли? Может.
И уже через несколько минут ты понимаешь, что влюбился в эту ленту. Обстановка космической станции, забавный робот, поистине чудесная игра главного актера, всё это накладывается друг на друга и создает по истине великолепную картину.
Фильм скромен, он не кричит о себе с экрана, он крайне естественен, цепляет какой-то незаметной исключительностью.

Однозначное одобрение. И однозначный совет - посмотрите, жалеть не придётся!

5
Фото Хороший Человек tvguide-khv.livejournal.com
отзывы:
78
оценок:
98
рейтинг:
176
7

После фильма шёл под ночным дождём и вспоминал Блэйд Раннера. Вспоминал все старые фильмы. ЛУНА многое принянула оттуда. Картинка, звуки, нарочитая серьёзность, количество вопросов и минимум ответов. Тут и там торчат, до боли знакомые, уши Соляриса. Фильмы, похожи... Такого уже давно не было, когда к финалу фильма ты понимаешь, что фильму не хватает 30-40 минут диалогов... Искренне советую посмотреть. Редкому современному фильму можно пожелать получаса "болтовни".
Подробности в жж ru_moon.

И ещё. Фильм настраивает, в голове, двигает к параше Бондарчуков и Бэя и кучу других знатных кино-мужиков спрятавшихся за камерами, бюджетами и массовками... Ставит их на место. И нас, зрителей падких на глупость, тоже. Не на долго, но ставит.

P.S. показ был с субтитрами, думаю, в дубляже, он меня так не тронул бы.

5
Фото Дмитрий Витер
отзывы:
253
оценок:
248
рейтинг:
536
9

Хочу на «Луну»! На кинофестивале нет ничего невозможного, и вот мы уже смотрим новый фантастический фильм «Луна» режиссера Данкана Джонса.

Недалекое будущее. Сэм живет на Луне – работает по трехлетнему контракту. Работа однообразна, быт незамысловат, и только редкие видеосообщения из дома на Земле да беседы с меланхоличным роботом Герти скрашивают одиночество лунного работяги. За пару недель до возвращения домой происходит ЧП – Сэм попадает в аварию во время работы на лунном «объекте». Очнувшись, он обнаруживает, что на станции отныне он не одинок…

Самое фантастическое в «Луне» - это ее бюджет. Снять настоящий космический фильм со звездами кино всего за 5 миллионов долларов, причем так, чтобы декорации не выглядели, как «коробки из-под обуви», способен только очень незаурядный человек. Впрочем, все они - создатели «Луны» - немного инопланетяне: Сэм Рокуэл (лунный рабочий Сэм) не так давно вживался в шкуру эксцентричного космического президента в «Автостопом по Галактике», Кевин Спейси (голос робота Герти) изображал пришельца в «Планете Ка-Пэкс», а режиссер Данкан Джонс (с настоящим почти марсианским именем Зоуи Боуи) и вовсе инопланетянин во втором поколении – отцом ему приходится вполне неземной Дэвид Боуи. Вместе они рассказывают удивительную историю об одиночестве, человеческой душе, искусственном разуме… Что может быть страшнее: обнаружить, что ты – лишь изнашивающая деталь будничного производственного процесса, а полета домой – не будет и быть не могло…

Джонс не скрывает свои пристрастия: «Солярис» Тарковского, «Космическая Одиссея 2001» Кубрика, «Бегущий по лезвию» и «Чужой» Ридли Скотта – вся та фантастика 70-х-80-х годов, в которой не было «Эппл»-подобных прозрачных чистеньких машин, дизайн космических кораблей был угловат и утилитарен, у компьютеров на клавиатуре были здоровенные квадратные белые кнопки, а дисплеи были маленькими и монохромными. Смотреть такое кино, как «Луна» - это все равно, что вернуться в детство – ведь кроме упомянутых шедевров были просто памятные сердцу картины про космос, путешествия меж звездами и одиночество – «Полет навигатора», «Враг мой», «Луна 44»… Оставаясь старомодным внешне, фильм Джонса умудряется подставить фанатам жанра немало ловушек – ну вот, например, робот Герти с пугающими руками-манипуляторами, дисплеем, отражающим скудный набор рожиц-смайликов, и бесцветно-инфернальным голосом Кевина Спейси – он враг или друг, или равнодушная машина?..

Наконец, фильм безупречно разыгрывает свою основную «фишку» - Сэм Рокуэл изображает на экране сразу несколько персонажей с непохожими характерами, разной степенью небритости и кровоточивости… Снято это безупречно – на фестивальной премьере Джонс рассказывал о четырех способах совмещения на экране нескольких «Сэмов», но мне хватило одной сцены с пинг-понгом. Как это ни парадоксально звучит по отношению к Луне – фильм очень атмосферный, выдержанный, и содержит столько философских и морально-этических проблем, что «Трансформерам» впору сложиться в коробочку и «не отсвечивать»… Хотя понятно, что такой фильм, как «Луна» никогда не переплюнет в прокате крупнобюджетные фантастические проекты, это просто великолепно, что такие фильмы – бывают. Это все равно, что найти еще одну живую душу на абсолютно безлюдной лунной станции…

5
Фото LegkyGolod
отзывы:
54
оценок:
115
рейтинг:
155
9

Режиссерский и сценаристский дебют никому ранее неизвестного Данкана Джонса и, к тому же, практически, моноработа неплохого, но не блиставшего ранее актера Сэма Рокуэла.
Яркий пример того, как на небольшой бюджет и в максимально сжатые сроки можно снять отличное, атмосферное, умное и при том красивое и достоверное кино.
Это лучший фильм в жанре НФ за последние лет, пожалуй, десять. И, кроме того, один из лучших драматических фильмов нулевых. Редкое сочетание - великолепно проработанный фантастический сюжет и отличная драматическая линия. Катарсис заранее не настроенным скептически обеспечен.
Всем кто еще не смотрел - посмотрите обязательно (искренне вам завидую).

4
Фото naam
отзывы:
73
оценок:
112
рейтинг:
131
9

Хочу выразить огромную благодарность русским переводчикам, что в своё время названия фильмов "Terminator" и "Transformers" были переведены, как "Терминатор" и "Трансформеры". А могли ведь и наоборот перевести. Ведь в том же "Терминаторе" робот трансформировался. А роботы из "Трансформеров" были по сути терминаторами.
Эта благодарность - сарказм. Связан он с тем, что я просмотрел фильм "Луна 2112", который в оригинале называется "Moon". И я в очередной раз не понимаю, какого хера в русском названии звучат эти цифры: "2112", когда авторы фильма придумали незамысловатое название "Луна" без всяких цифр. Почему бы не назвать его так: "Луна-2112, февраль, Солнечная система, рукав Млечного Пути"? Или: "Луна 2112 Сэм Бэлл"?

(А сам фильм понравился. Отличная игра, музыка, съёмки. И я позавидовал, что я такое сам не придумал.)

4
Фото Федор Обзоркин
отзывы:
609
оценок:
602
рейтинг:
2051
9

Трудно быть клоном: «Луна 2112»

Не думаю, что озаглавив именно так свою рецензию, я раскрою главную интригу фильма. Тем более, фильм стоит потраченного времени не только благодаря хорошо проработанному сюжету, но из-за отличных съемок и удивительно точно переданной атмосферы космического одиночества. Эту тему первым раскрыл в далеких 70-х годах Стэнли Кубрик, а сорок лет спустя ее подхватил сын Дэвида Боуи. Многие сомневались в успехе сына певца, но результат превзошел все ожидания. Перед нами действительно качественный фантастический фильм, достойный встать в один ряд и с «Солярисом», и с «Космической одиссеей».

http://obzorkino.livejournal.com/15074.html

В недалеком будущем все энергопотребление Земли будет обеспечивать корпорация, которая построила базу на обратной стороне луны и наладила промышленный сбор топлива для термоядерного производства электричества. На станции все делают роботы, а контролировать процесс и отвечать за внештатные ситуации должен работник Сэм. Контракт Сэма заканчивается через пару недель, но происходит несчастный случай, в результате которого он чуть не гибнет. Каково было удивление работника, когда его спас собственный клон. Этому же клону принадлежит идея, что оба они клоны, и весь этот антураж с двумя неделями – фикция. Собственно, на протяжении всего фильма братья по несчастью разбираются, кто из них кто, и почему произошла такая нестыковка. Выяснить тайны корпорации, которой принадлежит станция, поможет главный робот, озвученный Кевином Спейси. Но он лишь поможет, героям предстоит решить все проблемы самостоятельно.

Странно, но с первых кадров зрителя готовят к зубодробительному психологическому артхаусу на космическую тему, каким был «Солярис» Тарковского. На радость тем, кто выдержит первые 20 минут, действие в фильме от глубоко психологических переживаний главного героя перейдет в детективное русло. Два героя будут пытаться выяснить, почему нет прямой связи с Землей, почему на базе есть огромное хранилище клонов, и кто из них, собственно, живой, а кто клон.

Происходит действие на фоне бесподобной музыки, которая, к сожалению, не дотягивает до звукового сопровождения фильма Кубрика, но на голову опережает все аналоги. На фоне потрясающих видов Луны и Земли в стильных минималистичных помещениях станции переживания главных героев смотрятся очень органично. Только в конце фильма, когда начинаешь анализировать увиденное, приходит понимание, что декораций использовано минимум, но каждая сцена предельно насыщена деталями. Режиссеру удалось достичь предельного накала напряжения и удержать интерес зрителя до последних минут.

Отдельного абзаца достоин робот Гарти, цель которого – помогать Сэму во всем. Робот – полноценный персонаж, эмоции которого передаются при помощи голоса Кевина Спейси и посредством экрана, на котором отображается тот или иной вид смайлика. В большинстве современных фильмов для восприятия зрителями робота как человека создателям приходится прибегать к запрещенному приему и делать киборгов, максимально похожих на людей. Однако в «Луне 2112» режиссеру удалось создать предельно эмоциональный фон, на котором простая коробка с монитором воспринимается как живой человек.

Фильм очень хорош, но есть в этом некоторое лукавство. Положа руку на сердце, сравнивать его не с чем. Все равные по уровню режиссуры, операторской работы и сценарию фильмы были сняты давно. За последние десятилетия жанр фантастической меланхолии не мог порадовать зрителя ничем адекватным. Американская версия «Соляриса» не в счет. Поэтому за неимением адекватно равного соперника, фильму ставлю твердую пятерку. Режиссерский дебют Данкана Джонса удался на славу.

Вердикт: смотреть всем любителям «чистой» научной фантастики с налетом артхауса. Ориентир – «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика и «Солярис» Тарковского.

(c) Обзоркино

4
Фото Игорь Фролов
отзывы:
20
оценок:
419
рейтинг:
64
3

Уже не первый раз мне говорят: "Может тебе фильм не понравился из-за того, что ты ожидал чего-то большего?" Ну нет. Я не согласен. И перед "Обитаемым островом" и перед "Районом №9" какие-то ожидания у меня были, и всё равно первый оказался дешёвым куском отечественного фильмопрома, а второй... ну практически шедевром в своём роде. А я ведь так и ожидал.

И вот про "Луну 2112", которая просто "Луна", я тоже успел услышать два весьма лестных отзывов. У меня появились кое-какие ожидания. И я в недоумении. Ну то есть все же смотрели "Солярис" вроде. Некоторые ещё и который с Джорджем Клуни. Так вот "Луна" - это даже не "Солярис", это более плоское, растянутое повествование из жизни космических шахтёров, построенное на каких-то уже совсем старомодных страхах перед клонами. Вообще, тема клонов была интересна лет 10 назад, и все достойные фильмы, посвященный ей, давно уже вышли ("6-й день", например). А что касается звёздных бурильщиков-геологов-нефтяников-учёных, то можно было бы с тем же успехом снять целый фильм по рассказу Шекли "Поднимается ветер", где несколько исследователей сидят на станции, а потом оказываются в плену пыльных бурь, а корабль прилетит ещё не скоро. Простенько как-то и примитивно как смайлики у робота, говорящего голосом Кевина Спейси. Вроде всё такое беленькое, как бытовая техника на кухне и очень похоже на космическую станцию, но нет того саспенса, который Тарковский кропотливо нагнетал в течении двух серий. Обратный отсчёт до прибытия команды спасателей-ликвидаторов явно не производит должного нагнетания атмосферы. А в конце вообще становится непонятно почему нельзя было улететь вдвоём? Местечко на плацкарте вроде же было, какого чёрта? И, да, конечно я не могу спокойно смотреть на чувака, который в "Зелёной миле" корчили рожицы и плевался на охранников. И чтобы зрители совсем уж не сомневались в качестве предложенного продукта, в конце как всегда происходит что-то вроде выступления в Сенате (как в сотнях тысяч других американских фильмов) и злодеи вроде наказаны. Пусть даже и штрафами.

И что, это действительно так выгодно, хранить на станции солидный запасец тел астронавтов, а чуть что можно аж целых 3-х человек прислать в считаные часы, типа на такое денег не жалко? В общем, тема "серых" зарплат не раскрыта.

4