Киноафиша Москвы

Фильм «Путешествие на Луну»

Aya Seyahat (2009, Турция)

0
0:00 / 0:00
0:00

Путешествие на Луну (фрагмент)

Смотреть трейлер
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода:

Зрители II Московской биеннале могли оценить видеоарт Атамана, снимающего отчеты турецких проституток-транссексуалов о своем житье-бытье, а самые въедливые ­поклонники джалло помнят, сколь призрачным и коварным предстал Стамбул в его кинодебюте «Рассказ змеи». Здесь группа всамделишных современных турецких интеллектуалов на все лады комментирует ч/б фоторепортаж о несостоявшейся попытке группы всамделишных турецких односельчан улететь на Луну на аппарате собственного изобретения, имевшей место быть в западной провинции Эрзинджан в 1957 году.

Режиссер фильма «Путешествие на Луну»

Отзывы пользователей о фильме «Путешествие на Луну»

Фото cinemare
отзывы:
23
оценок:
37
рейтинг:
22
7

"Путешествие на Луну" - экспериментальный фильм, сделанный в жанре "мокументари" , в последнее время обретшем своих поклонников как в среде кинематографистов, так и в среде зрителей. И даже в этом, относительно новом, жанре "лунная" тема не нова. В 2005 году внимание фестивалей и прессы привлек к себе псевдодокументальный фильм Алексея Федорченко "Первые на Луне" , в котором режиссер с помощью ряда мистификаций доказывает, что советским учёным удалось запустить первый летательный аппарат в космос еще в марте 1938 года.

В турецком же контексте "лунная" тема обретает иное раскрытие. Здесь основной акцент сделан не на передовых технологиях в деле освоения космоса (Турция никогда и не претендовала на первенство в этой области), но на желании простого человека вырваться из обыденности . К звездам - куда же еще... В основу фильма положен, по сути, анекдот о том, как в 1957 году, когда возможность полета человека в космос вдохновляла многих и многих по всему миру, несколько отчаянных голов из деревеньки Эрзинджан решили полететь на Луну. В составе группы "отчаянных" оказались: пастух по прозвищу "плясун", механик (единственный деревенский житель со специальным образованием), просто девушка и просто мужчина, влюбленный в просто девушку. Летательный аппарат сооружается тут же, на главной площади деревеньки с использованием оловянного минарета, отобранного у местного служителя культа, и пары шаров с гелием. Девушку на свежеиспеченную ракету тайком от родственников доставляют в огромном кувшине. Так, ракета-минарет, груженая деревенскими мечтателями и изрядным количеством съестного - путь на Луну неблизкий - горизонтально поднимается над землей и исчезает в направлении гор. С тех пор "плясуна", механика, девушку и мужчину, влюбленного в девушку, никто не видел. Долетели ли они до Луны или приземлились в горах (удачно или нет), никто не знает.
Документальность этой затейливой и смешной истории подтверждается изрядным количеством черно-белых фотографий, составляющих фотофильм (своеобразный фильм в фильме), и сопровождается эмоциональным и сбивчивым рассказом очевидца событий - одного из жителей Эрзинджана.

Но история - всего лишь историйка, а именно скелет фильма, на который нанизываются комментарии экспертов - социолога, экономиста, писателя, журналиста, исследователя космоса - которые, каждый по-своему, дают свою оценку столь давнему событию. Использование "говорящих голов" - один из основных приемов мокументари. Здесь работает простой психологический механизм: раз эксперты обсуждают событие, строят на его примере свои умозаключения, значит событие и в самом деле имело место. Эксперты, похоже всамделишные, толкуют историю в контексте социальных и политических изменений в Турции, а также "космической" истерии планетарного масштаба. Но все как один сходятся во мнении, что для четверых жителей Эрзинджана полет в космос на ракете-минарете - это, прежде всего, мечта о новой жизни, акт перерезания пуповины - непрерываемой поколениями связи со своей деревней, с заданностью ее традиционного уклада жизни. И открытый финал (отсутствие сведений о четверке безумцев) - это испытание нас, зрителей, на веру в эту мечту, веру в собственную свободу. Достанет ли нам ее, чтобы поверить, что оловянный минарет преодолеет земное притяжение (читай - традиции), движимый лишь мечтой...

0