Дама с собачкой
- 9
Юлий Колтун снял фотофильм по рассказу "Дама с собачкой" Антона Павловича Чехова. Фильм показали в рамках конкурсной программы "Перспективы" ММКФ-2009. Юлий Колтун счастлив: что снял этот фильм после 15-ти летнего перерыва в съемках; что фильм пригласили на такой уважаемый кинофестиваль (его слова); что ему повезло с продюсером Линдой Матерн, которая поверила в его идею; что есть люди, которых он любит и которые любят его. Я счастлива, потому что увидела и услышала Юлия Колтуна - человека редкой человеческой породы, в котором соседствуют достоинство и скромность, сомнения и талант, уважение к другим и требовательность к себе. И полное отсутствие гордыни.
Жанр фотофильма не нов. В нем работали Крис Маркер, Аньес Варда и еще многие. Совсем недавно он обрел новое дыхание во французском студенческом фильме "Мумбайский экспресс". Но в данном случае новизна именно в том, что привычный уже жанр приложен к рассказу Чехова. Они друг другу подходят - Чехов и фотография. Фотография позволила режиссеру сохранить нетронутым чеховский текст, прочувствованно прочитанный Сергеем Дрейденом. И это ничего, что в визуальном ряде действие рассказа перенесено в современность, да еще и не русскую, а немецкую. Новый роман - Гурова и Анны Сергеевны - развивается в современном Гамбурге, а не в Ялте чеховских времен. Более того, благодаря тому, что мы видим Гамбург, а слышим про Ялту, становится прозрачна условность места и времени действия, которые всего лишь фон. А сама история любви существует вне времени, вне места. Она может случиться всегда и всюду, с Вами, с ними, со мной. Вот даже в эту минуту где-нибудь...
Она может опоздать, прийтись не ко времени, не к ситуации, когда годы семейной жизни позади (пусть несчастливой, но как узнаешь) и дети подрастают, и положение обязывает. Но отказаться от нее невозможно. Да и нужно ли... И может, эта любовь как раз та, что на всю жизнь, а редкие свидания с любимым человеком в гостиничном номере и есть то самое вожделенное "счастье"?
Фильм составлен из потрясающих фотографий, демонстрирующих высочайший уровень мастерства режиссера и оператора Юлия Колтуна.
4 июля 2009 - 7
- Если б вы знали, с какой очаровательной женщиной я познакомился в Ялте!
Чиновник сел в сани и поехал, но вдруг обернулся и окликнул:
- Дмитрий Дмитрич!
- Что?
- А давеча вы были правы: осетрина-то с душком!
Строго говоря, это не фильм. Набор кричаще глянцевых, цветных фотографий, музыка и рассказ Чехова в качестве закадрового текста.
Герои не то что бы откровенно современны. Анну Сергеевну с ее пошлейшими шляпками, вызывающе алыми губами и эпатажными нарядами можно было, пожалуй, встретить где-нибудь на Старом Арбате в начале 90-х. Гуров — лощенный герой-любовник на все времена. Его жена — классическая черноволосая femme fatale. Муж Анны Сергеевны и костюмом и повадкой похож на Карадышева из «Жесткого романса» (в исполенении Андрея Мягкова). Даже шпиц какой-то уж совсем странной породы, чем-то напоминает автралийского медведя - коалу. Место действия — никакая не Ялта, а откровенно немецкий городок.
Сначала испытываешь легкое недоумение: когда же закончатся эти статичные кадры и начнется собственно действие фильма? Потом приходит обида и разочарование: кина-то не будет, будут только эти фотки, над которыми серьезно потрудился какой-то гуру фотошопа. И вообще, какого черта все нужны эти шляпки с бантами, черные сетчатые перчатки и немецкое пиво? А потом... Потом понимаешь, что ты не можешь просто встать и уйти. Изящно лаконичный чеховский текст не отпускает. Благодаря ему, эти странные глянцевые фотографии выстраиваются в сюжет. И удивительное дело: герои не говорят, не ходят, не действуют, и все же заставляют пережить вместе с ними курортный роман.
Кадры смонтированы даже не на музыку, а на удивительный ритм чеховской прозы. А подчеркнуто яркие краски глянцевых фотографий выражают мысль Чехова о пошлости жизни и абсолютной бескрылости героев. И, пожалуй, такое решение куда ближе к оригиналу, чем кружевные зонтики и кремовые платья, в окружении которых, как правило, представляют нам чеховских персонажей.25 июня 2009 - 9
После вчерашнего просмотра фильма, я под большим впечатлением! Специально зарегистрировалась здесь, чтобы поблагодарить режиссера. К сожалению, я не сделала этого вчера при обсуждении фильма в силу своей скромности, о чем немного жалею. Огромное спасибо за возможность насладиться классикой, я глотала ее жадными глотками. Ваш фильм настолько открывает, такое ощущение что ты прикоснулась к чему прекрасному, чистому, настоящему. Рассказ «Дама с собачкой», конечно же гениальный, и благодаря тому что в фильме нет, так уже пресытивших, шаблонно красивых актеров, пейзажей и интерьеров, режиссеру удалось не потереть, передать, показать нам и дать почувствовать всю красоту настоящего. Еще раз огромное спасибо!
25 июня 2009 - 9
во-первых, хочу сказать большое спасибо режиссеру за подаренное настроение.
а во-вторых, объясню суть подарка...
"дама с собачкой" - классика чехова, в очень необычной обработке. это фотофильм. такую подачу встретишь нечасто. оригинальный текст чехова звучит за кадром, на экарне же перед зрителем предстают фотоотрывки из жизни героев.не стоит ожидать сухого перевода слов в картинку. здесь мы скорее видим попытку режиссера передать неосязаемое - эмоции, мысли, переживания. речь идет о вечном чувстве, которое, к несчастью, дано пережить не всем, но тем не менее никто не застрахован от встречи с ним. истории любви жили, живут и будут жить. можно стараться объяснить их суть долгими монологами, песнями или даже танцем. а можно взять классический литературный пример, кропотливо составить мозаику всех переживаемых оттенков чувства с помощью фотографий и не забыть про подходящее музыкальное сопровождение. и, возможно, пленка впитает то самое сокровенное...
по-моему, данное кино действительно излучает какие-то флюиды. я не знаю как это еще обозвать. оно проникает куда-то внутрь, оставляет послевкусие.з.ы. по мотивам обсуждения после фильма, не могу сдержаться - эта история не обязательно должна произойти в ялте, главная героиня не должна иметь светлых волос, да и собачка может быть неодушевленной. уважаемый зритель, открывай чакры и готовься ощущать.
(да простят меня серьезные кинокритики за поток мысли!)к сожалению, неизвестно где и как можно будет посмотреть фильм вне рамок 31-го московского международного фестиваля. выход на каком-либо носителе пока не запланирован.
25 июня 2009