Киноафиша Москвы

Фильм «Чудо»

(2009, Россия)

5.8
0:00 / 0:00
0:00

Чудо

Чудо

Чудо

Смотреть трейлер
  • 14+ 1 час 50 минут
  • жанр
    Драма, Триллер
  • Дата выхода в России:

Основанный на реальных событиях фильм Александра Прошкина про остолбеневшую советскую девушку

Январским вечером 1956 года в городе Куйбышеве по адресу Чкалова, 84, работница трубного завода Зоя Карнаухова, отмечая свой день рождения (а заодно продолжение новогодних праздников) и не дождавшись своего ухажера Коли (а также окончания рождественского поста), со словами «Если есть Бог, пусть меня за это накажет» сняла со стены икону Николая Чудотворца и пустилась с ней в пляс, вследствие чего остолбенела и так простояла 128 дней вплоть до самой Пасхи. История — невыдуманная. На сайте председателя Совета Федерации С.М.Миронова режиссер Прошкин объяснил желание экранизировать ее словами: «Я очень хочу, чтобы мы поверили в чудо нашего преображения».

Актеры

Отзывы пользователей о фильме «Чудо»

Фото Кирилл  Купцынов
отзывы:
20
оценок:
29
рейтинг:
116
7

Я смотрел этот фильм в рамках конкурсной программы Московского Кинофестиваля и, признаюсь, мне было немного неловко от того, что демонстрировался он с английскими субтитрами. Из-за этого я поневоле оценивал его с позиции иностранного гостя. И смущали меня не столько некоторые непереводимые конструкции русской речи, имеюшие место быть в картине, сколько бардак, в котором пребывала наша страна в тот период своей истории, который столь бесцеремонно был выхвачен из контекста режиссером Александром Прошкиным.

За чахлыми оконцами советской глубинки вьюжит январь 1956 года. Молодая девушка Скрипникова (Полина Кутепова) устраивает гулянку с друзьями и вот, в самый разгар веселья, она властно объявляет белый танец и, желая посмеяться, снимает с сохранившегося от набожной бабки красного угла икону Николая Чудотворца и начинает танцевать с этим "кавалером". И внезапно - остолбевает.

Собственно, в этом и вся завязка фильма. Скрипникова простоит так до самой Пасхи, а пока разбудить её не удается ни Маковецкому, дьяволоватый герой которого знаком как с Библией, так и с трудами Канта, а в деревушке поставлен партией проводить линию атеизма, ни журналисту из областной "Правды" (Хабенский), отправленному редакцией затем, чтобы остановить поползшие слухи о чуде Божьем.

В стране творится подлинный кошмар, тут и иконы заплачут и реки вспять потекут. Деревенский слесарь, к которому приходят, затем чтобы он отколол девушку от пола, покорно интересуется, а не с вещами ли ему на выход, решив, что эа ним явился черный чекистский воронок. Тем временем в Москве проходит ХХ съезд, на котором Хрущев развенчивает культ личности Сталина, и вот уже в кабинете главного редактора областной газетенки на стене вместо портрета рябого усатого Генералиссимуса красуется выцветший квадрат обоев. И кто скажет, что лучше - тотальный страх или ветренная неопределенность?

Столбняк Скрипниковой. растянувшийся на 128 дней, служит фоном для развернувшейся на первом плане рефлексии относительно того, что мы, Россия, есть такое. Ну а теперь задумайтесь, хоть кто-нибудь на этот вечный больной вопрос когда-нибудь внятно и всеобъемлюще отвечал?..

Вот и я о том же.

8
Фото cinemare
отзывы:
23
оценок:
37
рейтинг:
22
7

"Чудо" - это настоящее большое кино, что само по себе чудо. Это подлинный большой стиль. Это сценарий Юрия Арабова, основанный на реальных событиях, случившихся в переломную эпоху - в 1956 году - год XX съезда КПСС, развенчания культа личности и репрессий сталинского режима. История девушки, которая, искренняя в своем невежестве, схватила икону Николая Угодника и закружилась с ней в танце. И превратилась она в соляной столб, и осталась стоять так в обнимку с иконой. В жизни звали ее Зоей, а чудо - "стояние Зои", а случилось чудо в Самаре. В фильме - Таней Скрыпниковой, а городок - Гречанском. И вот кино это про то, как "простое" религиозное чудо обнажает все лицемерие и тщету советской идеологической машины, которая (машина), даже будучи обнаженной и разоблаченной, все еще достаточно сильна, чтобы сожрать и чудо, и Таню вместе с ним, и отомстить ей тем самым за то досадное беспокойство, которая причинила она своей простотой. В фильме безупречны все актерские работы, но ярче всех - Сергея Маковецкого, Константина Хабенского, Марии Буровой. Совершенно неподражаем Никита Сергеевич Хрущев в исполнении Александра Потапова. Да, да, здесь есть и Хрущев. И именно он "разруливает" историю с чудом своей советской атеистической волей. Я бы не сказала, что в "Чуде" есть какие-то очевидные открытия в киноязыке. По крайней мере, они не бросаются в глаза. Нет ничего нарочитого. Но этого и не требуется. Здесь вполне привычными средствами рассказаны истории, истории и истории, которые в итоге суммируются в одну большую Историю нашей большой страны.

7
Фото BigBigZ
отзывы:
67
оценок:
68
рейтинг:
475
3

Житейская притча

1956-ой год. Редакция газеты "Комсомольская правда". Местный стахановец журналистского цеха, мужчина в мешковатой одежде и зубчиком чеснока за щекой, ваятель острых фельетонов Николай Артемьев (Хабенский), получает задание съездить в провинциальный Гречанск. Там, якобы по слухам, одна из местных девиц, во время празднования своего дня рождения, не дождавшись своего жениха, "пригласила" на белый танец икону Николая-Чудотворца. Вальсируя девушка неожиданно застыла и стоит в такой позе уже не первый месяц. Журналист отправляется в провинциальный городок, чтобы разобраться в ситуации.

История, которую все знают благодаря рассказам своей бабушки, в руках прославленного сценариста Арабова, как кажется, превратилась не в художественный сценарий, а скорее в воскресную проповедь. Уже в "Юрьевом дне" было ясно, что у мэтр категорически поменялись профессиональные приоритеты, и в "Чуде" этот распад продолжился. Другое дело, что помимо Арабова, в "Чуде" есть один понимающий человек - режиссер Прошкин, благодаря титаническим усилиям которого, картину можно смотреть по крайней мере до озадаченного дефиле Хабенского в снегопад, традиционного для его последних ролей. А вот потом становится совсем тяжело. В кадре появляются, сначала местный батюшка, затем Никита Сергеевич Хрущев, который скорее похож на собственную карикатуру, а в финале, конечно, нам показывают психушку. Вероятно, от какой-то профессиональной ненасытности все четыре сюжета в "Чуде" в руках Прошкина ведут себя как квартет хулиганистых братцев, в котором каждый норовит крикнуть свое "я" громче других. От этого традиционное "Зачем?" после просмотра многих отечественных картин, здесь рвется из груди намного сильнее. Ведь для "истории по мотивам" здесь слишком много очевидных вещей, а для, например, религиозного российского хоррора, слишком мало авторской наглости. Поэтому, вспоминая отчаянного пенсионера из хлебниковской "Сумасшедшей помощи", очень хочется кого-нибудь попросить, чтобы свои кинематографические цели многие из современных авторов решали также исключительно в пределах своей квартиры.

6
Фото Mihail Shatov
отзывы:
33
оценок:
33
рейтинг:
139
1

Мерзость

На протяжении всего фильма не покидает ощущение мерзости, показанной и происходящей на экране. С самых первых кадров девица, хлебающая ложкой остатки щей из огроменной оловянной кастрюли, в плотном таком трехразмерном лифе расселась на табуретке в старой избе на жуткой окраине провинциального городка – от одного этого пронеслась мысль самому быстро встать и уйти, но, пересилив себя и оставшись сидеть вместе с ней, пришлось «насладиться» по полной этой «душещипательной» историей.

В этой картине пошло абсолютно все. Создатели сначала в попытке достоверности картинки эпохи, а потом и по вольному полету фантазии, показывают все так, что поверить этой самой картинке невозможно. И стояние бабы с иконой в руках (Николая Угодника не разглядеть – видимо, верующие все-таки снимали) здесь в плоскости факта исторического совсем ни при чем. Персонажи, выплывающие из ниоткуда и пропадающие в никуда, все портят еще гуще и глубже, чем, например, вид городских изб или завода на весь городок, гредчанский быт молодежи ("давай, только тихо") или поведение ответственного по религии, сыгранного Маковецким. Вот этот то хуже всех, потому что с момента своего лестнично-вокзального появления оставлен в кадре вроде бы до конца, пусть и с меньшим количеством глаз, но поверить, что он – подполковник в отставке решительно невозможно; какой-нибудь заслуженный партработник – да, но офицер… никогда!

Не стоит перечислять всего того бреда, всунутого в одну историю стоящей девки, достаточно упомянуть о том, с чьей так сказать силы и разрешения стояние кончилось – Хрущев мимо пролетал да все дело порешал. Был там еще журналист, жене своей направо и налево изменял, в том числе и с девкой этой, да и жена другого любила; священник (на весь город последний при храме в таком же статусе) со своим сыном - «поповское отродье», проклятие снявшим; да много кого еще, но генсек всех перещеголял конечно в воображении создателей этого «киночуда».

Так и осталось загадкой, для чего нужно было в и так омерзительный фильм вставить сцену с попыткой изнасилования этой девки в СИЗО, с разрыванием не только платья на груди (для пущего эффекта никакого лифа там уже не было), но и с задиранием подола юбки (нижнего в прямом смысле белья не было к сожалению тоже) в фокусе съемочной камеры?.. Разве что «все в эфир», ну так это же удел НТВ.

5
Фото Жанна Бхаскер
отзывы:
7
оценок:
7
рейтинг:
18
7

Предисловие.
Не так давно моя бабушка рассказала мне историю, случившуюся в 50-е годы в г. Куйбышеве, о так называемой «Каменной девушке». На меня она произвела, как говорят, неизгладимое впечатление, я долго думала об этом явлении и в душе таились какие то противоречивые чувства. По прошествии какого то времени бабуля попросила купить в Москве литературу на религиозную тематику, а тут как нельзя кстати наметилась поездка в Оптину Пустынь. Когда я зашла в книжную лавку, будто знала куда идти (хотя никогда там не была) и приямком направилась к полке с книгами, будто точно знала что мне нужно, на полке среди многих других стояла книга «Непознанный мир веры» и я не долго думая взяла её для бабушки. Позвонила ей вечером сказала название книги, она мне ответила, что такая книга у неё есть, и что я могу оставить её себе…Пролежав пару месяцев в стопке с учебной литературой, при очередном моём разборе «творческого беспорядка» взяла книгу , пролистала и дай думаю, возьму - в метро будет чем заняться…По ходу чтения наткнулась на рассказ о той самой «Каменной девушке», с интересом прочла – волосы, надо сказать, встали дыбом, вроде короткая история, всего на пару страниц, но без лишних отклонений от темы.

В народе говорят - если очень захотеть, можно в космос полететь!
Чудо само по себе у нас, простых смертных почти всегда ассоциируется с чем то из ряда вон выходящим. Для кого то это сказка, для кого то красивая или страшная легенда, а для немногих – быль.

31 Московский Кинофестиваль – открытие…
21 июня – первая (после фильма «Царь») премьера фильма Александра Прошкина «ЧУДО», да да, по мотивам той самой истории…

Накануне числа 19 или 20-го услышала в новостях, о том, что будет показан фильм «ЧУДО», снятый на основе реальных событий произошедших в 1956 году в одном из городов СССР.

Моя цель – во что бы то ни стало попасть на премьеру!
Утром 21-го, в день премьерного показа, прозваниваюсь по фестивальным кинотеатрам, выясняю что фильм будет в к/т «Октябрьский», приятный женский голос уверил – «Приходите, билеты есть, сеанс в 19.00» День ещё был весь впереди и решено было сначала сходить на выставку в Манеж, а потом потихонечку направится в кино… Вразвалочку прошлись по Новому Арбату, до начала сеанса час и… -- ОБЛОМ – ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ!!! –звучало как приговор. НУ Я НЕ Я, ЕСЛИ ЧУДО НЕ СВЕРШИТСЯ! Главный вход – охранников море + те, кто проверяет аккредитацию журналистов и билетики…стоим – мыслей ноль! Вдруг большая толпа с бейджиками на шее, вот тут то и сказалось преимущество маленького роста……..шмыг и я в холле ., жду спутника (он то на улице и на порядка два покрупнее меня), но через какое то время тоже просочился с Индийской делегацией. УРА!!! – первый кордон пройден…………………. А дальше надо думать как пройти в кинозал? – там люди в чёрном!... Внимательно подслушав разговоры в толпе, потревшись бок о бок с актёрами и известными особами, понимаем, что нужно идти в бельэтаж….стоим – ждём…и вдруг рядом с супругом милая, чудесная девушка –«Кому нужен лишний билтик» - НУ НЕ ЧУДО ЛИ??? Я опять просачиваюсь между занавесок, а он гордый, аж с билетом! Садимся – народу тма!

Впечатление от фильма двоякое, и даже больше. Не совсем было понятно, что хотел сказать режиссёр (но началу), поэтому решила, что нужно всё обмозговать…Моя оценка твёрдая четвёрка… с плюсом. Сюжет многих поразил, особенно тех , кто вообще не слышал об этой истории. Те кто был знаком с «Эффектом Зои» может как и я были несколько разочарованы…Мои ожидания – зрелищная, жуткая и одновременно чудесная история. Оказалась история с сатирическо-религиозным подтекстом и политической подоплёкой хрущёвской оттепели. Актёры были великолепны – Хабенский, Маковецкий, и другие – игра потрясающая. Сергей Маковецкий просто потряс своей игрой – многоликий и просто мастер перевоплощений – ПОДЛЕЦ, ДОСТОЙНЫЙ ВОСХИЩЕНЬЯ! Главное в этом фильме то, что он действительно достоин фестивального уровня(конечно же прави режиссёра и сценариста вносить свои коррективы в реальную историю, вот пожалуй единственное, что меня насторожило – несостыковки с реалиями событий) О «ЧУДЕ» хочется говорить, обсуждать, спорить, это как атеизм и Боголюбие, как неверие и прозрение… когда человек, живущий обычной жизнью и изо дня в день свершает одни и те же, механические действия и ритуалы, и вдруг в один момент его жизнь преобретает действительно настоящий смысл – которого как оказывается не было, и что кто то «свыше» имеет право решать , даже за самого Господа Бога……….
Вот и сама история, именуемая «Эффект Зои» http://anomalia.kulichki.ru/text/738.htm

4

Галерея