Киноафиша Москвы

Все отзывы о фильме Бубен, барабан

2009, Россия

4.4
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Федор Обзоркин
Фото Федор Обзоркин

Федор Обзоркин о фильме «»

отзывы: 595
оценки: 595
рейтинг: 1692
9
Последние дни той, что терпела: «Бубен, барабан»

Я крайне редко хвалю фильмы, которые называют арт-хаусом. И этот фильм хвалить не буду. Но что-то в нем меня зацепило, зацепило так, что посмотрел, можно сказать, на одном дыхании. Удивительно, но сейчас, буквально через 10 минут после просмотра, я уже и не могу сказать, чья же цепкая рука схватила сердце и не отпускала до титров. Видимо, в этом фильме я увидел не просто знакомых, а копии персонажей из моей собственной жизни. Иначе не было бы так страшно и больно.

http://obzorkino.livejournal.com/77069.html

Екатерина живет в маленьком захолустном городе. Работает библиотекарем, торгует библиотечными книгами в поездах, пытается свести концы с концами. Она – личность, пусть никем и не признанная, но честная перед самой собой. И тут появляется мужчина. С этого момента и начинается сначала крах того самого стержня, а потом и трансформация из кремниевого человека в простую озлобленную женщину.

Нечто подобное зрители могли наблюдать еще в сериале «Громовы» - там было семейство «несгибаемых», жили по совести и собственным установкам, гибкости – ноль, любая идея доведена до крайности. В «Бубне, барабане» главная героиня вызывает одновременно и уважение, и отвращение, и жалость. К сожалению, или к счастью, на моем жизненном пути встречались подобные люди, и могу подтвердить – фильм очень близок к реальности, даже несмотря на отчетливо видимые перегибы. Вольности режиссера и сценариста, намеренно сгущающих краски, я могу понять, без них фильм был бы мало понятен аудитории а-ля «а я люблю умное кино».

Проблемы, поднимаемые фильмом, не лежат на поверхности. О тех, кто опустился в этой жизни на самое дно и вольготно там разлегся снято немало как художественных, так и документальных картин. Но этот фильм очень сильно отличается от близкого по атмосфере «Груза 200». Балабанов в своем треше хотел показать, в каком лично он говне жил. В «Бубне, барабане» показывается женщина, которая живет в паутине собственных жизненных принципов и стереотипов, причем кульминация тщетности подобного бытия наступает именно тогда, когда она впервые за долгое время становится именно «тряпкой», самым страшным своим кошмаром, когда она начинает проявлять эмоции.

И дело даже не в том, что она полюбила мужчину с сомнительным прошлым и будущим. И даже не в том, что он ее отверг. Просто когда человек живет в своем выдуманном мире, он не может просто так вернуться в реальность. Жить по собственным принципам легко – ты становишься как бы «над обществом», и не важно, что берется за основу – «безудержный оптимизм», присущий современному поколению, или «безудержное терпение», больше предпочитаемое поколением старшим. Важно то, что ни та, ни другая концепции не выдерживают испытание реальностью. Как только человека выдергивают из его кокона, намеренно или же по собственной воле, он становится не только беспомощным, но и глубоко несчастным.

Главную роль в фильме сыграла Наталья Негода, практически не замеченная с конца 80-х киноактриса. Сыграла она не просто убедительно, я в очередной раз получил подтверждение мысли одного моего знакомого: бывают «серийные» актрисы, а бывают «штучные». Негода – актриса уникальная. Если совсем удариться в фантазерство и предположения, то можно сказать, что Наталья сыграла повзрослевшую «Маленькую Веру», круто изменившую свою жизнь (о чем, впрочем, в фильме намекается), но так и не нашедшую свое место в жизни. И потому создавшую собственный мир, в котором все просто.

Нельзя жить тряпкой. Только сильной. Терпеть. Терпишь – человек, не можешь – тряпка

Вердикт: очень тяжелое кино. Не могу его порекомендовать. Попробуйте посмотреть первые десять минут и прислушайтесь к собственным ощущениям. Если не пошел – не стоит его смотреть. Этот фильм не из разряда «нужно посмотреть, пусть даже для галочки». Но если прониклись – берегитесь, это безумно жестокий (в моральном плане ), фильм о безумно несчастной женщине.

(с) Обзоркино

2
0
...
6 марта 2010
Фото айнеж
Фото айнеж

айнеж о фильме «»

отзывы: 146
оценки: 146
рейтинг: 454
5

Излишне будет напоминать о наблюдающейся в последнее время в русском кино тяге к изображению всяких ужасов и кошмаров всепоглощающей бытовухи. Интересный и по своему неординарный подход к театральной и кинодраматургии, родивший в недрах так называемой «новой драмы», за последние десять лет выродился в идею-фикс, на которую подсели поголовно все русские артхаусники, и которая в результате массового психоза стала принимать самые извращенные формы.

Просматривая список российских фильмов, выпущенных в 2009 году (см. №11 газеты СК), обратил внимание на такую вещь – по меньшей мере, шесть фильмов претендуют на соцдостоверность, на отображение жизни простых русских пьяниц, бомжей и воров. Если вернуться на год назад, то и там уже можно было чем-нибудь поживиться. Складывается впечатление такое, что после катастрофического успеха «Груза-200» слава Балабанова ранила нашу киноэлиту в самое-самое сердце, и бегает она теперь в предсмертной агонии и снимает фильмы, чтоб всем стало плохо и чтоб все их заметили.

Обычно режиссер снимает кино о том, что его волнует. Допустим, я могу согласиться, что есть в нашей стране один режиссер, которого по-настоящему волнует шокирующая деградация провинции (ну, скажем, его дядя в муках скончался от руки соседа, который сначала воткнул дяде шило в сердце, потом отрезал голову, а голову похоронил – сосед же не басурман какой, христианин, православный!). Но чтобы таких было десять? Пятнадцать? Да еще пятнадцать сценаристов, чтобы это придумать. Сотня актеров, чтобы могли такое прочувствовать. Господи, людям нет друг до друга дела! Тем более, до такого друга, которого они и в глаза не видели. А эти граждане снимают поучительные фильмы, морализаторствуют, принимают скорбную позу и застывают в ней до тех пор, пока шумиха не уляжется. И ждут в сердцах – одобрения, восхваления, призов, наград, кассовых сборов, сборов, сборов…

Это, честно говоря, мерзко. Но, если вдуматься, скорчив подобную брезгливую рожу, можно оплевать практически любой фильм. Если вы любите кино, то нет особой сложности в том, чтобы забыть об этом маленьком недостатке и наслаждаться мастерством авторов, постановщиков, актеров и прочих бесчисленных фильмоделов. Но если эта поза прямо-таки прет с экрана, если она наваливается на тебя всей своей тушей и что-то свое доказывает, доказывает без передыху, то воспринимать такое искусство становится уже затруднительно. Когда претензия режиссера достигает уже каких-то заоблачных высот, и он начинает загаживать многозначительностью все диалоги, начинает вставлять красотень и эфемерность, начинает долбать зрителя моралью и своим (ну, конечно же, заслуженным) правом поучать, тогда уже остается два варианта – встать и уйти или прибить себя гвоздями к стулу.

Так или иначе, но я это кино досмотрел. Мизгирев, к счастью, обошелся без особой жестокости, но даже и это плохо. Если бы насилие перло через край, то можно было бы не воспринимать этот опус всерьез, а просто посмотреть, как мы смотрим ужастики. Еще хуже, когда кровь начинают ретушировать всякими эстетскими дрючками. Это нам показывал уже Сигарев в своем «Волчке», но там это было просто-напросто пошловато, а в «Бубне» на это невозможно смотреть. Негода берет осколок зеркала в руку, сжимает кулак, и кисть ее руки заливается пурпурными струями крови. Потом эту же кровь (спустя часа три экранного времени!!!) она размазывает по щеке мента, который ее крышует. Ну, давайте, скажите мне, что это не надуманно, не высосано из пальца, что в жизни каждый божий день такие вещи случаются.

Диалоги а-ля:

Зачем? – Улыбаюсь. – Зачем свет? – Страшная, когда улыбаюсь.

или

Успела. – Опоздала. – Успела. – Что такая радостная? – Успела.

мягко говоря, заставляют задуматься над психическим здоровье того, кто это писал. Или как вам потрясная фраза вроде: «Когда я украл на базаре яблоко, дед подошел ко мне откусил ножницами мизинец со своей ноги и сказал – ты воруешь, а мне больно…» Вот даю слово, что Такое пишут исключительно чтобы произвести впечатление. Исключительно. А название, знаете, откуда – «Чтобы отжало нужно вдохнуть, произнести «Бубен», выдохнуть, произнести «Барабан». Ага, глубинка (Господи, что ж она всем этим людям такого плохого сделала, что ее повсюду тыкают?) у нас только так и общается – бубнами да барабанами.

Неужели, чтобы выказать свое «Я», чтобы продемонстрировать всем, какие мы крутые, человеческая фантазия способна выдумывать такую околесь?! Что это – закос под ОБЭРИУ? Под Бурляка с Олейниковым? А такой новояз вроде как должен создавать особое видение фильма…

И потом режиссер откровенно не справляется с огромным количеством лишних и бессмысленных сюжетных линий и лейтмотивов. Замечу, что если вы решитесь посмотреть это кино – не теряйте бдительности, ибо всякая упущенная вами деталь, шапка, зажигалка или даже книжка «1000 и один коктейль» в дальнейшем аукнется вам горькой истиной – вы не поймете сюжет. И что вообще за потрясающая идея – впихнуть в фильм все! Ну, скажем, вы увидите, что:

как трудно прожить на одну библиотекарскую зарплату;

как трудно приезжему найти себе место под солнцем;

как трудно ужиться в соседних комнатах двум смертельно ненавистным друг другу
соперницам;

как трудно справедливо разделить наследство и не перессориться;

как трудно работать на шахте;

как трудно жить без любви;

как трудно приходится ментам и бандитам;

как трудно найти в провинции ответственного киллера…

И главное, до конца вам расскажут лишь одну из этих историй (ну может, две), остальные будут похоронены под покровом мрака.

А в финале картины очень не доставало Ренаты Литвиновой с репликой: «Как страшно жить!» Вот вставили бы эту реплику, и я бы очень ратовал за этот фильм. А так – не ходите.

P.S. Однако же и из бытового материала можно слепить что-нибудь достойное. Если эта тема интересует, то «Сказка про темноту» или «Сумасшедшая помощь». Вообще, «Сказка про темноту» – фильм, чрезвычайно на «Бубен, барабан» похожий. Только без пафоса, без особых претензий, отчего и более чем удобоваримый.

P.P.S. Не хочу русскому фильму ставить "плохо". Пусть будет "Так себе", ведь если наше кино будет окупаться - оно станет лучше!

3
0
...
9 декабря 2009
Фото hasisin
Фото hasisin

hasisin о фильме «»

отзывы: 117
оценки: 274
рейтинг: 211
3

Если коротко - плохой фильм.
Если надо объяснять...
Почему-то после фильма первым делом почитал биографию режиссера. Алексей Мизгирев, автор неплохого "Кремня", в 24 года переехал в Москву, с тех пор там и живет. До этого учился в Томском университете на философском факультете. Далее следы теряются, предполагаю, что шахтерского поселка в биографии Алексея не было. Потому что представление о русской провинции - ну примерно как у Хомерики, или у Кирилла Серебренникова. Словом, не "Волчок". Вот тот был со знанием дела выписан...
Когда в поселковом ресторане котлета без гарнира стоит 240 рублей, безупречно одетый официант-мужчина шлындает с подносом, а на вечернее шоу выходит взвод кондиционных голых баб - ты понимаешь, что человек в поселковом ресторане не бывал, да и в поселке тоже вряд ли доводилось.
Или показывают общагу, а в общаге этой - комнаты площади немеряной, коридоры при всей своей убогости чистотой сияют, и самое главное - в любое время дня и ночи, несмотря на удобства, вынесенные опять же в коридор, никто не мешает главным героям выяснять отношения.
Какая же это чернуха, это лакировка действительности в чистом виде.
Преуспевающий стоматолог в шахтерском поселке, который держит пачки денег в сейфе у себя в кабинете, по совместительству подрабатывает патологоанатомом и чистит зубы электрощеткой все в том же общажном коридоре (угол снять у какой-нибудь бабы Мани, видать, религия не позволяет) - это еще самый жизненный из персонажей... Тем более, что играет его Петюня из "Зоны".
Самый же большой провал фильма - это его главные герои. Даже не столько они сами по себе, сколько их отношения между собой.
Имеем: библиотекарша Екатерина Артемовна, вяло отбивающаяся от поползновений интеллигентного стоматолога. Ждет Любви. В ожидании распродает библиотечные книжки, надо ж, дескать, как-то перебиться. В героя влюбляется с первого взгляда, тут же отдается, а на следующее утро, сбыв стремящемуся менту несколько хороших книг, покупает хахалю костюм (! костюмы в поселке всяко дешевле ужина в ресторане). Этого ей мало - едет к больному отцу, требует переписать на нее квартиру, в которой, видимо, планирует жить с любимым. Дальше энтропия нарастает - с закономерной опасной бритвой в финале (задолбались, я думаю, реквизиторы искать экую экзотику).
Герой - морячок без имени. То, что с ним будут проблемы, очевидно всем, кроме героини. В первую очередь очевидно зрителям. Встреча мотивирована следующим образом: не терпящий воровства морячок возвращает книжку в библиотеку, для чего сходит с поезда в незнакомом населенном пункте. Должно быть, каким-то шестым чувством предполагает, что библиотекарша окажется хоть и слегка пожухшей и оплывшей, но все еще Натальей Негодой. Чтобы было на что спрыснуть знакомство, продает стоматологу золотую зажигалку Несмотря на наличие денег (ресторан героиня забраковала, потому что там коньяк дороже, чем в магазине), безропотно принимает в дар от малознакомой и очевидно небогатой женщины новенький костюм (чувствуете, "Дары волхвов" обыгрываются?).
В парикмахерской без малейшего повода ("конфликт! нужен конфликт!") затевает ссору с местным авторитетом. Тут героиня несколько омрачается, но не тем, что долгожданный хахаль малость неадекватен, а вот - не сидел ли он. Это важно! Хахаль успокаивает - дескать, дедушка еще в детстве отучил воровать, и с тех пор он и сам не ворует, и других, кто ворует, ненавидит. Внимание, КОНФЛИКТ! Мы же помним, да, что героиня как раз таки подтыривает классиков, чтобы втюхивать лохам на переезде? ДРАМА.
Узнав, что его возлюбленная таки тово, морячок с горя напивается, переодевается, над героиней издевается, обзывает ее нехорошими словами, сыплет мелочью из кармана, а героиня униженно ползает, монетки собирает, срочно ему отсасывает - только, дескать, не уходи, прости меня, моя любовь. Однако и минет героя нисколько не смягчает, он высказывается в том смысле, что не культурой тебе заниматься, а унитазы драить, тварь ты барыжная, ну и отбывает на третий срок, то есть тьфу в Москву, в Москву.
Все это довольно дешево и похоже на утрированно-шаблонную "женскую тоску по сильному плечу", несколько неожиданную у выпускника Томского университета. Хотя, может, он по Вейнингеру специализировался.
Мы, конечно же, все это время не забываем, что морячок это есть Путин, а библиотекарша Катя - российская интеллигенция. Но это тоже не веселит и более жизненными экранные коллизии не делает.
Всякая аллегория хороша, когда она на первом уровне достоверна. А когда с самого начала вранье, то все дальнейшие планы рассматривать смысла нет.
Впоследствии герой оказывается еще и мошенником, что как бы должно перевернуть восприятие, но на самом деле добивает без того беспомощный сценарий. Потому что все мотивировки рассыпаются в прах.
Отдельно стоит сказать о диалогах. "Не можешь жить - не надо" - это, конечно, хорошо, это почти "Твердость не тупость". Но все остальное... Какой-то нелепый закос под Платонова, что ли. Символическое косноязычие пополам с приблатненным матерком. Живые люди так не разговаривают.
Общий вердикт - фестивальная шняга.

1
0
...
13 декабря 2011
Фото Анри Боб
Фото Анри Боб

Анри Боб о фильме «»

отзывы: 16
оценки: 16
рейтинг: 192
5

«Бубен, барбан» — это скрытое название. По описанию фильма вы должны уже догадаться, что фильм не о музыке, фильм о жизни. О серой и скучной жизни женщины, которая работает в библиотеке. В её жизни появляется мужчина, это свет в её тусклых буднях, её спасение от прежней жизни. Хоть это и один из главных героев фильма, но режиссёр не даёт ему имени. По этому мы можем догадаться, что этот персонаж не важен. В этом фильме главную роль играет жизнь, которая не совсем потеряна, и об этом говорит появление этого мужчины.

В фильме есть большое отличие от других картин. Это полное отсутствие музыки. Мне очень было интересно, почему же над картиной не работал композитор? Алексей Мизгирёв (режиссёр) сказал, что всегда хотел снять фильм без музыки. Ну и конечно же сделал это. Музыку вы можете услышать только один раз и то, она будет доносится из какого-то музыкального центра.

Прекрасный подбор актёров сделал своё дело. Все очень хорошо вжились в роль. Наталья Негода после долгого перерыва вновь вышла на большой экран. В роли того мужчины «Моряка» снялся Дмитрий Куличков, который вызывает у зрителей мнение сходства с Путиным. Но режиссёр не имел такого желания, и это лишь только фантазия зрителей.

Режиссёр прексрасно передал атмосферу этой жизни. Над этим фильмом можно долго рассуждать. Но наши зрители этого не любят! Поэтому я могу точно сказать, что фильм соберёт мало в прокате. Зрители любят зрелищность. Этот фильм понравится лишь тем, кто действительно любит кино как искусство. Например те же популярные нынче «Сумерки», это фильм, где хуже всего(на мой взгляд) раскрывается образ вампира. И так как я любитель и ценитель этого жанра, то могу сказать, что фильм мне не понравился! Но люди скорее пойдут на него, чем на другие малобюджетки. И дело тут не только в рекламе, а так же в зрелищности, то есть в спец-эффектах. По этому фильм не для всех!

Если вы любите кино и вам понравился его предыдущий фильм «Кремень», то Добро Пожаловать!

0
0
...
26 ноября 2009
Фото Аурэлий
Фото Аурэлий

Аурэлий о фильме «»

отзывы: 52
оценки: 60
рейтинг: 104
1

Увы, тоскливое г...но. Все высасано из пальца. Какой-то украинский шахтерский поселок эпохи позднего Ющенко, но вроде как Россия. Три трубы , старательно пойманные в кадр аля Зайдль-Балабанов. Невразумительная библиотекарша, продающая никому ненужные потертые книженции (совершенно невозможное дело) ибо в любом селе ,не то что городе, в книжном (который есть везде ибо детям нужны ручки и тетрадки) все эти Пушкины новые лежат за ту же цену. Уже на этом бреде потерял всякое доверие. Когда же полуморяк-полууголовник узнал что его возлюбленная приторговывает книжками, вместо того чтоб рассмеяться, чуть ли не ногами ее пинает и "негодует!" - меня вообще чуть не стошнило от вранья. УвыЮно на этом его негодовании и держиться весь сюжет, ибо он "чувств высоких полон" от обиды уходит к другой. Дальше уже пошла такая колбасня с кровищей и обмороками бедной библиотекарши, что Хайнеке оппукался и обикался со своей "Пианисткой".. Фильм губит конечно режиссерская "насмотренность" европейским действительно хорошим кино,но от оного он также далек как эхо в горах от кричащего человека. Впрочем так же ак и его "Кремень" от таксиста Скорцезе. Но там были хоть какие-то вразумительные эмоции,здесь же все так высушенно-уведено внутрь, а внутрь чего? ничего. Остается шифрование пустоты. Все очень модное - нет крупных планов,нет музыки - и от этого еще более противное. Негода проходила весь фильм какой-то воблой,ибо нет даже возможности увидеть ее глаза и какие-то эмоции в них.Замечательный актер Васильков, которого очень люблю - единственное хоть какое-то живое место в фильме.
Вообше ощущение такое что Мезгиреву не надо самому писать сценарии - покачто все это очень подрожательно и невразумительно. И дело не в том что фильм наводит тоску, а втом , что он весь насквозь фальшивый. Единственно сносная сцена по счастью для фильма - это конец, что выводит некую часть аудитории на сентиментальную слезу а члена жюри заставляет почесать в затылке. Увы , кроме этой сцены в фильме ничего нет., кроме "модностей" и незрелого сценария.

4
0
...
14 ноября 2010
Фото Виталий v
Фото Виталий v

Виталий v о фильме «»

отзывы: 117
оценки: 120
рейтинг: 100
3

О ГРУСТИ И ПЕЧАЛИ
Лет десять я принципиально не смотрел новые отечественные фильмы. Чтобы не портить вкус. Пробил Сергей Соловьёв с его "Одноклассниками". Я снова стал смотреть Наших. Поднял голову из воды, судорожно вдохнул морозного воздуха, протёр глаза и огляделся.
О чём сейчас снимают в России. Коммерческое-игровое и авторское-арт-хаус. За деньги и за идею. То, что интересно толпе, и то, что интересно себе (творческо-интеллектуальной элите).
Кто такой Алексей Мизгирёв. Автор "Кремня". Арт-хаус. Фаворит "Кинотавра" и западноевропейских кинофестивалей. Новая волна.
Главная тема: из Достоевского "Тварь ли я дрожащая - или право имею?", и если тварь, то зачем жить тогда. "Кремень" - из тех, кто право имеет. Героиня Натальи Негоды - из тварей дрожащих, не способных даже человека убить.
Но Достоевский - это вроде как школьная программа...

Мизгирёв снял экзистенциальную драму. Меня поразила звенящая тишина внутреннего пространства фильма. Какие-то мрачные застенки, казематы, подземелья. Отсутствие веселья, радости, солнца, свободы, любви, юмора, шуток, открытого пространства, природных пейзажей. Отсутствие Жизни. В такой обстановке сходят с ума, кончают жизнь самоубийством или беспробудно пьют. Постапокалипсис.

Наталья Игоревна Негода безусловно актриса европейского уровня, по манере игры безумно похожая на Людмилу Марковну Гурченко. Та же независимость и мужиковатость, та же вжатая в плечи голова и лёгкая сутулость, те же интонации в голосе и тот же драматизм. Не ожидал увидеть её такой. Отталкивающий персонаж. Старая дева. Синий чулок. Злая она. Дотошная и вредная. И даже любовь не правит её. Катерина не меняется. Ёж не сбрасывает свои иголки. Снежная королева не тает. Просто начинает немного дышать и немного жить, но механически, на автомате повторяя ритмичные слова заклятия "бубен-барабан, бубен-барабан, бубен-барабан..."

Мизгирёв сэкономил на ставке звукорежиссёра. Звук ужасен. Музыки нет вообще, что не оставляет даже намёка на какую-либо лирику и усугубляет общее гнетущее впечатление от фильма. Звук давит. А электричество смотрит нам в лицо и просит наш голос...

Два выхода есть у героев (а есть ли здесь герои) фильма: сдохнуть или уехать в Москву. Алексей Мизгирёв уезжает в Москву, работать над новым фильмом по мотивам романов Фёдора Михайловича Достоевского (и фильмов Мартина Скорсезе). Других же персонажей фильма ждёт более страшная участь. Концовка картины тонет в крови. Крови становится слишком много. Её мажут по стенам, капают на пол, бросаются отрубленными головами и пальцами рук. "Кремень" финализируется примерно в том же духе багровых тонов и кровавых рек. Но здесь всё ещё более мрачно и натуралистично, похабно и мажорно. Трэш. Мясо...

Эх, Россия, Россия. Кажется мне, что ещё десять лет я не буду смотреть твоих фильмов...

1
0
...
19 апреля 2010
Фото tasseka
Фото tasseka

tasseka о фильме «»

отзывы: 65
оценки: 409
рейтинг: 93
1

Честно говоря, фильм невозможно досмотреть, даже патриотично давая карт-бланш современному российскому кино. Сценарно корявый, фильм смахивает на попытку первокурсника ВГИКа (извините за штамп - ничего плохого не хочу сказать о ВГИКе) снять "драматичное-напряженное-социальное". Вот, казалось бы, провинциальная библиотекарша, башляющая казенными книжками ради Чувства - какой симпатичный материал, какова, так скааать, Задумка. Но в итоге - картонная зарисовка из ходящей с вечно стиснутыми зубами Негоды в пиджаке by Людмила Прокофьевна Калугина и несвязный туманный кинематографический бред, как умеют исторгать только наши в кино.
Ах нет, не только в кино, еще на футбольном поле.

Вот разве что Елена Лядова - прекрасный персонаж, мечущийся между образами подражающей библиотекарше праведницы и обычной поблядушки из шахтерского городка - в удовольствие.

0
0
...
31 марта 2013
Фото Gready
Фото Gready

Gready о фильме «»

отзывы: 77
оценки: 87
рейтинг: 93
9

Наверное, если бы Чехов писал в 21 веке, то это было очень похоже на "Бубен, барабан". Великолепная тонкая и глубоко психологичная и канонически классическая драматургия. Алексей Мизгирев скрупулезно следует правилам Антона Павловича: "Если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно обязательно выстрелит". Оно действительно стреляет. "Не можешь жить - не живи", - говорит главная героиня, в исполнении великолепной Натальи Негоды. И это страшное заявление не ханжеская оборонительная часть мировоззрения, а принцип жизни.

"Бубен, барабан" - не балабановская жизненная грязь, порочная изнанка, обличительный крик режиссера-фрика. Это не меликяновская сюрреалистическая фантазия или фантастика на социальную тему. "Бубен, барабан" вроде самой жизни, красивой и некрасивой одновременно, беспощадной, страшной. Фильм не вызывает негатива, разочарования, раздражения, только восхищение профессионализмом творческой группы, работавшей над картиной. Я давно не видела, если вообще видела, настолько гениально сделанное кино.

0
0
...
21 февраля 2011
Фото Auris
Фото Auris

Auris о фильме «»

отзывы: 58
оценки: 63
рейтинг: 77
9

Отечественное социальное кино в большинстве случеа смотреть неприятно, страшно, жутко. Как будто бы русские режиссеры соревнуются в количественном и качественном присутствии пакости. Поэтому, например, за любопытство к опусам Балабанова или Хлебникова поплотилась вечным чувством отвращения к мрачной реальности отечественного кинематографа.

"Бубен, барабан" произошел со мной случайно. В качестве оценки - безупречное, гениальное кино. При большом количестве проблематичных маслей и видения русской души и русского же пути он не кажется омерзительным. Благодарна Мизгиреву.

0
0
...
29 июля 2010
Фото id46451
Фото id46451

id46451 о фильме «»

отзывы: 30
оценки: 39
рейтинг: 71
7
Идем и смотрим

Вот лично у меня всегда было волнение, когда приходило время пойти в библиотеку в очередной раз. Примерно такое же волнение пришло при просмотре "Бубна, барабана".
Шахтерский поселок, который никак не изменился за 20 лет свободной экономики, за исключением того, что дельцы вроде Екатерины Артемовны учатся торговаться за несколько рублей, которые могут прожить этот день. Екатерина Артемовна - человек со стержнем, со своей системой взглядов, где рисовать в книгах - плохо, а продать несколько книг из библиотечного фонда - необходимо, нехорошо, но необходимо. И живет она себе тихонько, проживая каждый день только для того, чтобы начался новый. Бубен, барабан, бубуен, барабан - просто дыши.

А потом нельзя дышать... Сначала потому, что любовь дыхание сбивает, толкает на немыслимые поступки (в системе ценностей Екатерины Артемовны). А потом в силу того, что не получилось "все проиграть и нищим стать, как прежде, и никогда не пожалеть о том"...

Такая пронзительно-бытовая драма отдельной личности. Вот прям из глубины души и России. Идем и смотрим.

13
0
...
9 декабря 2009
Фото Владимир Безваль
Фото Владимир Безваль

Владимир Безваль о фильме «»

отзывы: 48
оценки: 40
рейтинг: 69
1
Ну и чернуха же этот Бубен-Барабан!

Не досмотрел, финал, видимо, совсем печально-суицидненький. Ну да, живи-дыши, день прошел и х.. с ним, бубен-барабан, сгнила интеллегенция в глубинке, подмена настоящего искусства книжным, формальным и жизнь тяжела и безрадостна, а так хочется любви...

Только это всё можно было снять без черноты, поскольку даже в самых херовых случаях человек находит минуты и радости и наслаждения и позитива. А тут полный пипец в кадре и куда деваться зрителю.

Впитывать в себя всю эту мерзоту? Зачем?

2
0
...
5 июля 2011
Фото Арсений Смоляк
Фото Арсений Смоляк

Арсений Смоляк о фильме «»

отзывы: 77
оценки: 69
рейтинг: 66
7

«Бубен, барабан» сложное кино, так сразу и не сказать: нравится или не нравится. Если подумать, то ничего нового не сказано, какой-то довесок к «Грузу-200» Балабанова, а взять за внимание, что автор фильма несколько лет назад подарил зрителю фильм «Кремень», совсем путаешься в показаниях. «Бубен, барабан» мало, чем отличается от «Кремня». Режиссер Мизгирев изменил героев, сюжет, но перелил из первого фильма во второй всю кровь, оставил душу и новая картина лишь дополняет «Кремень», служит младшей сестрой и, кажется, самой любимой. Вообще, стиль Балабанова, прилежно копируемый Мизгеревым, прекрасен. Показать все низости обычного русского города, будь это Санкт-Петербург или заброшенный шахтерский городок, - разницы никакой, главное люди, которые из года в год не меняются, остаются со своими идеалами или напрочь забывают из какого текста их слепил Господь Бог.

«Бубен, барабан» история о библиотекарше, которую играет Наталья Негода. Днем она заведует библиотекой, следит, чтобы ученики не рисовали в книгах, декламирует иностранную классику и отбивается от настойчивого ухажера, а ночью, превратившись совсем уж в бабку, торгует ворованными книжками в проходящих поездах. Потом появляется офицер флота, и жизнь меняет краски, на первый взгляд.

«Бубен, барабан» интересен ролью Негоды, как-никак первая роль почти за два десятка лет.

Нравится или не нравится? Наверное, нравится.

0
0
...
16 февраля 2010
Фото leluvi
Фото leluvi

leluvi о фильме «»

отзывы: 72
оценки: 551
рейтинг: 57
1

Я трепетно слежу за отечественным кино, многое нравится, что-то я люблю и периодически пересматриваю, долго не могла скачать этот фильм, читала рецензии. В общем, ждала встречи. Но такого г... не ожидала увидеть.
Тупые диалоги для тупых. В логику поступков персонажей не веришь. Ни за кого не переживаешь. Сплошной текст автора, претендующего на роль Достоевского нашего времени, но вряд ли много читавшего в своей жизни. Понтующаяся пустота.
Актеры пытаются произносить чужой им текст; жалко Лядову, которая может быть интересной и убедительной , но здесь ей нечего играть. А почему было столько восторгов по поводу Негоды, недоумеваю до сих пор.
Сочувствую оператору и художникам этого фильма, хорошая работа которых пропала в режиссерской трясине. В общем, потрясающий фильм.

3
0
...
24 февраля 2010
Фото Святая Миринда
Фото Святая Миринда

Святая Миринда о фильме «»

отзывы: 25
оценки: 25
рейтинг: 50
7

Острая и пронзительная драма. Не дай бог оказаться в таких обстоятельствах, не дай бог пережить такое или даже соприкоснуться. Но драма эта актуальная, честная, такая как и наша реальность. Не приукрашенная... жуткая. Ставлю четверку только по одной причине, что создается ощущение, что ничего кроме такой вот жути наш кинематограф сильного дать не может. Ни комедий там, ни эпопей. Только вот такое кровавое самопожирание провинциального быдла. Кошмар сильный, но надо и посветлее сильные ленты делать. Ага.

0
0
...
26 декабря 2009
Фото Дмитрий
Фото Дмитрий

Дмитрий о фильме «»

отзывы: 4
оценки: 4
рейтинг: 34
7

Одинокая женщина средних лет работает библиотекарем в небольшом посёлке городского типа. Днём она - строгая дама, читающая мораль местной шпане, а вечером - воровка библиотечных книг, которые она продаёт пассажирам проезжающих мимо поездов. Жизнь Екатерины скучна, но в то же время - самодостаточна, проста и предсказуема. Всё резко меняется, когда однажды с поезда слезает таинственный незнакомец в военно-морской форме. Кончится ли эта история, как в сказке или реальность снова покажет свои острые клыки?

Режиссёр Алексей Мизгирёв снял свой новый фильм по всем канонам новой русской волны. Место действия - непроходимая дыра с загнивающими останками Советской империи. Кругом одни сволочи и менты, которые, по традиции, тоже оказываются сволочами. Все мужчины в посёлке - быдловатая алкашня, все женщины - подлые шлюхи. Главные персонажи являются отмороженными, немногословными типами, которые время от времени приправляют свою речь лёгким матерком, народной мудростью и цитатами из классиков. Последовав примеру Тарантино, Мизгирёв вернул на большой экран забытую звезду "Маленькой Веры" Наталью Негоду и не прогадал. Актриса играет свою роль очень сдержанно, однако за её пронзительным, строгим взглядом просматривается буря эмоций, раздирающих её изнутри.

Это кино о человеческих слабостях и предрассудках, о ревности и зависти, о лицемерии и самообмане. О тщетных попытках оставаться достойным человеком в нечеловеческих условиях и возвышении себя за счёт опускания других. Находясь в повседневном контакте с наследием классиков, главная героиня живёт высокими идеалами, надменно косясь на окружающее её быдло и осуждая его за обычные человеческие грешки, однако не замечая, что давно уже опустилась до их уровня. А когда новоприбывший моряк выводит её из спячки праведной девы, когда поток скопившихся эмоций прорывает плотину в её окаменевшей душе, Екатерина с изумлением открывает в себе настоящую гадину, готовую перейти все границы ради того, чтобы удержать моряка. Она осознаёт, насколько ничтожна и пуста её жизнь, но вместо желания жить по-другому, желание жить пропадает вовсе. Только ощутив падение, Екатерина по настоящему проникается поэзией классиков, осознавая весь трагизм человеческого существования.

Рекомендуется любителям современной российской чернухи, отрицательных главных героев и фильмов кинокомпании "Коктебель".

0
0
...
22 марта 2010
Фото Станислав Бенецкий
Фото Станислав Бенецкий
отзывы: 12
оценки: 23
рейтинг: 32
7

Жесткая, искренняя и вполне достоверная история. Шахтерский город, нищета, пьянство, разруха, etc. Несколько излишне благородная библиотекарь Катерина Артемовна (Негода) держится подчеркнуто холодно с местным авторитетным мафиози-стоматологом, похожем больше на начинающего пенсионера (Лауцявичюс), но впоследствии сыграющим важную роль. По ночам Катя торгует библиотечными книгами в поездах дальнего следования. По одной из таких книг ее находит загадочный герой Куличкова, матерый мужчина в костюме, кажется, моряка… Одновременно пришелец напоминает Крейга и Путина, отчего харизма, поняно дело, зашкаливает, за рамки артхаусного кино. На внезапном появлении, практически пришествии, этого персонажа, то ли находящегося в розыске, то ли бежавшего из тюрьмы, и держится драматический хребет «Бубна Барабана». Этот герой становится вдруг какой-то коллективной совестью персонажей, отчего ему конечно же тут же в весьма настоятельной форме предлагают покинуть захолустье.

В общем, что до сюжета, тот тут как-то не все понятно простому зрителю. Для поэтической условности вроде слишком много социально прописанных деталей, а для социальной драмы — слишком мудрено и недосказано. Хотя, может быть, я чего просмотрел, бывает. Впрочем, фильм, очевидно, представляет собой какую-то мощную метафору психологическую, которую я, грешным делом, не разгадал. Однако у вас есть шанс.

С самого начала фильма звучит напряженная музыка, обещая какие-то жуткие повороты сюжета и кровавые развязки. Однако ничего страшней головы в кастрюле и вскрытых вен не происходит, что радует.

Фильм вполне умещается в рамки относительно нового жанра провинциальной жести, приводящей прохладную кровь москвичей в пламенный трепет от поразительной, несуразной жесткости, лапидарной грубости и сумасшедшей, несуразной бедности провинциальной России. Все эти «Однажды в провинции» и «Юрьевы дни» по всякому выдирают последние остатки душевных сил зрителя, нравоучительно куная в авторское видение того, как все хреново и как никто в этом не виноват. Возможно, естественная защита срабатывает, начинаешь шептать себе сакраментальное «не верю» или цепляешься к какой-нибудь мелкой детали, типа тульских номеров на местной, зауральской, машине, и отрицаешь, отталкиваешь от себя этот душный авторский кошмар. Потому что есть же ведь светлый дзен «Коля-перекати поле» Досталя, тоже не про сладкий сахар снятый, а про эту самую провинцию… Можно ж ведь и так, как в «Облаке рае» посмотреть в зияющее энтропийное жерло агонии, с любовью, с легкостью, с юмором, что ли.

А впрочем, правда везде, и с чего я взял, что Серебренников, Шагалова или вот Мизгирев взяли и все придумали, что бы меня в очередной раз потусторонним замкадьем пугнуть покрепче? Может, они так любят, так болит у них сердце… По-крайней мере, Алексей Мизгирев представил фильм «снятым для нас, про нас, про наши боли», комментируя пьянящий успех картины на фесте в Локарно. Еще бы, два Леопарда плюс диплом от кинематографической молодежи за новаторство или наоборот, честность, не помню…

Единственные претензии к «Бубну» — странные какие-то диалоги, несколько вычурно-простые какие-то, деланые местами. Но это только между главной героиней и пришельцем в военной форме, а так в остальном персонажи говорят на самом что ни есть понятном и близком нам языке. Верю. И даже мата почти нет. Почти. В общем — хороший, страшный фильм, вдохновляет подумать.

1
0
...
6 октября 2009
Фото Сергей Прушинский
Фото Сергей Прушинский
отзывы: 24
оценки: 486
рейтинг: 24
7

Атмосфера постсоветской жизни мрачна, как это нынче принято в большинстве отечественных фильмов, претендующих на глубокомысленные картины о нашей жизни, - но, признаю, убедительна. Разве что, это - атмосфера 15-летней давности, первой половины 90-х, а никак не нынешней действительности (при том, что деньги-то фигурируют современные). Если же режиссер со сценаристом убеждены, что это про конец "нулевых", то тогда они точно неспособны осозновать нынешнюю реальность и лишь гонятся за нынешней "высокой" модой на постоветский "депрессняк" (если так, то это печально).

Негода хороша - особенно в силу ее отсутствия в кино (она запомнилась молодой девчонкой Верой из городской провинции конца советской эпохи, а теперь - взрослая женщина "новой" и ненужной никому России).

Но правы те рецензенты, которые требуют "позитива" - бессмысленно под разными ракурсами перемывать косточки той безнадеги, к которой мы пришли в результате перестройки, перестрелки и псевдорыночных реформ, если не искать возможности выхода куда-то. В конце концов, страна и люди в ней живут, работают, рожают и воспитывают детей, встречают новогодние праздники и т.д.!
Не устаю постоянным рефреном возвращаться к изумительному фильму "Голубка" - там на вполне адекватно депрессивном материале получился светлый фильм о людях, а не об абстрактной убогости их жизни.
Здесь же, под "пропелевинским" названием "Бубен, барабан" (Пелевин-то, кстати, и едко-сатиричен, и постмодернистски-издевателен, и ужасающе-страшен, и одновременно вполне позитивен!) достаточно механически наворочено "а-ля достоевщина" без пронзительной глубины Достоевского (который, кстати, в человека верил и "выход" видел).
Но фильм достаточно хороший.

1
0
...
27 декабря 2009
Фото Маша Петрова
Фото Маша Петрова

Маша Петрова о фильме «»

отзывы: 11
оценки: 211
рейтинг: 22
5
Все по-прежнему хреново.

В маленьком шахтерском городке, где-то в заМКАДье живет и работает библиотекарь Екатерина Артемовна (Негода). СССР официально мертв и погребен, но признаки разложения проявляются повсюду. Вот и героиня Негоды - с виду приличная женщина с невозмутимым взглядом и советским моральным кодексом за пазухой, оказывается воровкой. Подобно всем советским вурдалакам, днем она заставляет родителей платить за книги, изрисованные их детьми, а вечером эти же книги продаёт на вокзале. Все бы так и продолжалось, но тут приходит мужчина в военном костюме. Внешне – вылитый Путин, говорит такими же интонациями. Мол, воровство больше всего ненавижу, и что надо терпеть. На руке наколка – БОГ. Ну, какая советская женщина в такого не влюбится? Но в современной России душок разложения Советского Союза примешивается везде, даже в амурных делах.
Фильм «Бубен, барабан» именно о процессах разложения. Город, в котором живет Екатерина Артемовна – это обшарпанные хрущёвки и завод, где рушатся старые шахты. Каждый осваивает доступные ему ресурсы: для кого-то это книги, для кого-то рынок стоматологических услуг, для кого-то советские женщины. Да, герой-любовник тоже оказывается вурдалаком, а точнее бывшим зэком (клеймо БОГ означает «Был Осужден Государством»). Все не то, что кажется. Дружба с ассистенткой в библиотеке, вовсе не дружба, а подсиживание. Отношения героини и ее семьи теряют показушный лоск, когда дело доходит до дележки наследства. В общей атмосфере разложения реальный труп, отрезанная голова и прочая кровяка уже не вызывают эмоций. А ведь именно с передачей эмоций у Мизгирева проблемы, он старается быть более артовым, чем есть на самом деле. Его герои по-советски сдержанны, немногословны и чересчур угрюмы. Понятно, что в угрюмости требует сюжет и общая атмосфера фильма, но дефицит эмоций не может бесконечно поддерживаться в угоду формы картины.
Высказывание Мизгирева на тему «Россия – страна с душком» не первое. «Груз 200» Балабанова тоже использует атмосферу советской затхлости, тоже дает политические аллюзии и выносит приговор, что все сегодня очень плохо, но как он это делает! Он не пытается многозначительно молчать, или как-то красиво говорить общими фразами. Балабанов говорит жестко: девушка, бутылка, три трупа, мухи. Мизгирев же советует успокоиться и глубоко дышать, повторяя про себя: «Бубен, барабан, бубен, барабан».

1
0
...
17 ноября 2009
Фото Александр Духовный
Фото Александр Духовный
отзывы: 29
оценки: 29
рейтинг: 21
7

В 1988 г., когда на экраны страны вышла заказная чернуха под названием «Маленькая Вера», молодая актриса Наталья Негода, признанная тотчас «секс-символом», показалась мне чудовищно некрасивой, не вызвав никакого другого чувства, кроме отвращения. И вот спустя 20 лет она снялась в другой по своему знаковой роли, не став, понятное дело менее кошмарной:-)) правда, этот фильм, также получивший суровое порицание со стороны отдельных депутатов Госдумы, в отличии от ее предыдущей работы, вряд ли уже будет способствовать расколу нашего общества—похоже, что колоть то уже нечего.
Режиссер-философ Алексей Мизгирев, взявший уже во второй раз большую камеру и желающий на почве ницшеанства прославиться в жанре артхаузного кино, начинает копировать весьма далекие от совершенства отечественные образцы, например, того же Хомерики и особенно Хлебникова, пытаясь соединить все это с элементами массового телевизионнного кинематографа. А зря, конечно, временами происходящее на экране напоминает плохо сваренную кашу. Особенно это заметно в начале: диалоги главных персонажей не работают добрую половину фильма, настолько они выглядят искусственно и вычурно. Но все же стоит отметить, что по ходу фильма режиссеру постепенно удается выбраться из этой вялотягущей тягомотины, правильно расставленные акценты ( в том числе и шокирующими кадры) усиливают нарастающее драматическое напряжение, уверенно продвигая повествование к вполне предугадываемому, но, тем не менее трогующему за душу трагичному финалу. Не смотря на всю клинику, в сюжете картины обыгрывается одна очень здоровая установка, наглядно демонстрирующая ущербность и патологический характер теории о необходимости все терпеть, сжав зубы, превращая свою жизнь в выживание. Подобная стоическая мантра закачивается кровавым мазохизмом, прекрасным символом которого в фильме становится героиня Натальи Негоды. Если 20 лет назад она обозначила на экране умирание "быдловатого совка", то сейчас ее образ также беспощадно говорит толи об окончательной смерти такого типа, как провинциальный русский интеллигент, толи всей страны в целом. Именно поэтому, проснувшись на следующий день, ты четко осознаешь, что посмотрел самый страшный фильм уходящего года.

0
0
...
17 июня 2011
Фото Оксана
Фото Оксана

Оксана о фильме «»

отзывы: 13
оценки: 13
рейтинг: 10
9

«Бубен, барабан» (Россия, 2009).
Автор сценария и режиссер: Алексей Мизгирёв.
Оператор: Вадим Деев.
В ролях: Наталья Негода, Елена Лядова, Дмитрий Куличков, Сергей Неудачин, Олег Васильков, Олег Билик, Александр Обласов, Сергей Сосновский, Михаил Бирючков, Надежда Кобзева, Ирина Обидина.
Производство: компания «Итака-фильм» по заказу ПЦ «Централ Партнершип».


Часть первая

Борхес говорил, что за всю историю литературы во всех книгах описывается всего четыре сюжета. Точно такое же число до сих пор насчитывает классификация темпераментов, выделенная еще древними греками. В фильме Алексея Мизгирёва «Бубен, барабан» показана именно такая вот вечная тема: глубоко раскрыт, если не сказать – препарирован флегматический тип, преломляющийся в страстях, которые известны человечеству с самого начала его существования и наверняка останутся с ним до последних дней мира.
Правильно кто-то из критиков сказал: «Восхищает интеллектуальная честность автора, который смог в самых сакральных символах советской эпохи вроде девушки с веслом рассмотреть древнегреческую героиню». Это и правда – в фильме показана некая вечность (в смысле протяженности, длительности, временнОй перетекаемости), которая может находить конкретные воплощения в разных эпохах, будь то Древняя Греция, Средние века, колхозный социализм или ультрапостмодерн.

А темперамент и есть тот самый «Кремень» – психотип, выделенный в первой картине (одноименной) А. Мизгирёва, еще раньше показанный в фильме его учителя – известного режиссера В. Абдрашитова «Плюмбум, или Опасная игра».
Такой психотип что ни делает – все делает железобетонно.
Скажем, героиня дает совет больному отцу: «Когда тебе станет плохо, ты скажи: "Бубен-барабан, бубен-барабан", и боль пройдет». Не менее кременен ее совет несчастному влюбленному: «Не можешь жить – не живи».
Она все время повторяет, что человек не должен быть тряпкой, а когда ей надо выступать со сцены, для чтения выбирает Киплинга: «Владей собой среди толпы смятенной». И не зря стихотворение называется «Заповедь»: умение владеть собой – персональная заповедь героини Н. Негоды.
Такой тип может быть только однолюбом. Он не способен метаться из постели в постель и менять привязанности.
На вопрос, любила ли Ростова Болконского, отвечает уверенно – да, на уточнение, почему же она князю изменила, вновь безапелляционно отвечает – все равно любила, хоть и изменила.
Именно в силу своей кременности (а вовсе не потому, что ей, старой деве, наконец-то дали почувствовать простые человеческие радости вроде секса) героиня не может забыть морячка, который однажды оказался в ее душЕ и в ее постели. Не просто забыть – не может его отпустить.
Героиня принимает в систему своих ценностей принцип любимого мужчины: «Если скрысятничал – кровь всегда есть. Кровь всегда на правду выведет».
Эта кремень в юбке падает в обморок, увидев отрезанную голову, которую ей показали в назидание: «Тот, кто это сделал, – дикарь, а Вы не такая», но встав, тут же твердо отвечает: «Все одинаковые».
Она не отступается от своей идеи уничтожить соперницу, ранее бывшую ей единственной подругой, а потом уведшую у нее любимого мужчину. Она предлагает расплатиться за убийство квартирой. Когда все отказываются от этого – остается в темной комнате поджидать соперницу с бритвой, дождавшись же, говорит той, что хотела порезать ее и спрашивает: «Сама себя сможешь?»
А в итоге вскрывает себе вены.

Показанный тип – не патология. Это доведенная до предела кременность.
Сам Мизгирёв определил жанр как фильм ужасов – «ужасов нашей с вами действительности». А в передаче Гордона сказал, что это история о сильном человеке, который готов противостоять всему, о глубине личности (тут режиссер вспомнил Толстовскую идеею, что есть мужчина, есть женщина, а есть человек).
Алексей признался, что хотел пожалеть всех нас, но не давая несбыточную надежду на хэппи-энд, а назвав вещи своими именами.
Хэппи-энда у фильма и впрямь нет. Но светлый эпизод в конце все-таки дан: когда героиня умирает, остается человек, который вспоминает ее с грустью и горечью, – ее брат.

Часть вторая

Профессия библиотекарши (более того – заведующей библиотекой) выбрана тут не зря. Как сказал один критик в передаче Гордона: «Этот фильм – философская притча. Еще древние говорили, что человеку откровение приходит в пустыне и библиотеке…» Оба образа режиссером показаны: в библиотеке работает героиня, пустыню напоминают мрачные пейзажи городка, где разворачивается действие.
А мне еще вспоминается универсальная (она же Вавилонская) библиотека в понимании Борхеса и Эко (недаром Мизгирёв на философском факультете учился). Борхесова библиотека – это модель устройства Вселенной; структура, сочетающая, по словам самого писателя, «все возможные комбинации двадцати с чем-то орфографических знаков (число их, хотя и огромно, не бесконечно) – или все, что поддается выражению – на всех языках». И фильм Алексея Мизгирёва «Бубен, барабан» – попытка (может, и неосознанная) показать модель нашего мира, во многом – сугубо российского, во многом – того вечного, универсального, о котором я говорила в начале этой рецензии.
Как у Борхеса, библиотека Мизгирёва – лабиринт, но лабиринт, имеющий четкую структуру («Если бы вечный странник пустился в путь в каком-либо направлении, он смог бы убедиться по прошествии веков, что те же книги повторяются в том же беспорядке, который, будучи повторенным, становится порядком»). В картине книги суть вечные, неизменные, повторяющиеся из века в век надежды, страдания и страсти человека.


Часть резюмирующая

В «Заметках на полях "Имени розы"» Эко говорит, что «выход из такого лабиринта предопределен самим фактом его существования: в нем нет разветвлений и тупиков, отсутствует ситуация перманентного выбора, ибо блуждающий в нем – это фаталист в состоянии пассивной зависимости от прихотей и причуд творца лабиринта». И это замечание отлично синтезирует описанный кременный темперамент героини, сыгранной Негодой, с метафизическим образом библиотеки в фильме.

Итак, если бы меня, скажем, поймали инопланетяне и потребовали квинтэссенционного отчета о культуре через призму фильма «Бубен, барабан», я бы сказала два слова: «темперамент» и «библиотека». :)


П. с.

Весьма любопытны мнения критиков о фильме «Бубен, барабан»:

«Это искусство для художников, массы могут не беспокоиться»;

«В картине метафорически показано, как устроено наше общество»;

«Этот фильм – конфликт между кровью и культурой»;

«Это фильм о провинции, снятый для интеллигенции»;

«Героиня, живущая в новом – массовом обществе, выстраивает себя по образу дворянской героини. Ее подруга клонирует образ героини Негоды. Негода клонирует морячка – все время повторяет его реплики и т. д.»;

«Фильмография режиссера Мизгирёва строится будто специально для того, чтоб тыкать ею тем, кто сетует, что русское кино выключено из мирового контекста. Его дебютный " Кремень" был более-менее ремейком "Таксиста", "Бубен, барабан" практически перекладывает на русские реалии "Пианистку" Ханеке»;

«Дерганость сюжета и косноязычность запутавшихся в нем героев тут явно достоевская, выпестованная, придуманная специаль¬но, чтоб резать слух и нервы»;

«Полтора часа мрачно и аскетично длится смертный бой бобра с ослом, подкрепленный, простите, Пушкиным, Киплингом, унизительным минетом, отрезанной головой в морге, когортой голых юных стриптизерок и употреблением опасной бритвы не по прямому назначению. Каждый из "спецэффектов" подкрепляется, в свою очередь, словесными баталиями под Фромма, Камю и Габриэля Марселя»;

«Дебютант Алексей Мизгирёв заслужил от своего вгиковского учителя Вадима Абдрашитова, председателя жюри на фестивале Кинотавр, сразу две премии. Кое-кто из критиков назвал "Кремень" нынешним "Братом-3", а точнее – "Антибратом". Другие же справедливо сопоставили как раз с абдрашитовской картиной двадцатилетней давности – "Плюмбум, или Опасная игра", которая была снята по прозорливому сценарию Александра Миндадзе. Поскольку именно теперь настало "время плюмбумов", а не только "бумеров", в том числе – и в искусстве».

6
0
...
19 февраля 2011
Фото ирина жукова
Фото ирина жукова

ирина жукова о фильме «»

отзывы: 14
оценки: 14
рейтинг: 8
9

В центре этой тривиальной истории - трагедии маленьких людей, их проблемы, нищета, желание иметь что-то , но отсутствие возможностей. Каждый в этом мире выживает по- своему и хватается за счатье, как только оно маячит на горизонте.
Главная героиня по сути несчастный человек, одинокий, озлобленные и заточенный жизнью. Злая женщина с честными глазами. Она встречает мужчину, ради которого готова на все. Он - моряк, красавец мужчина, предел мечтаний страющей женщины из маленького поселка, а с другой стороны, он - зек, который не терпит воровство, что и становится камнем преткновения в их отношениях. ..... Как это часто бывает, героиня остается одна. Единственное, что у нее осталось - желание отомстить, но даже на это у нее не хватает сил.
"Терпишь - человек, нет - все, значит тряпка" - эта фраза рефреном проходит через всю картину, и в конце концов станет решаюшей для героини, которая не может больше терпеть.
Серость существования, безысходность и отчаяние толкают ее на радикальные меры.

0
0
...
20 июня 2010
Фото kirjushina
Фото kirjushina

kirjushina о фильме «»

отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 8
7

Расслабьтесь и дышите вот так: «Бубен, барабан. Бубен, барабан».
Екатерина Артемовна, женщина средних лет, со следами былой красоты, с
честными глазами и сучьими манерами работает в библиотеке. Строго следит,
чтобы дети не рисовали в книгах, и эти же книги ворует. После работы –
домой, спортивный костюм и шапочка-петушок на глаза преображают до
неузнаваемости. Три часа по марсианскому ландшафту на автобусе до ближайшей
ж/д станции – связи с внешним миром, где люди в поездах от скуки охотно приобретают
библиотечные книги по смешной цене. Конечно же, не обошлось и без Пушкина,
который оказался не очень ходовым товаром.
Далее обмен полученных денег в ближайшем магазине на две банки шпрот,
буханку хлеба и пачку макарон – и осудить поселкового библиотекаря рука не
поднимается. Быть как стебель и быть как сталь в жизни, где мы так мало
можем... Шоколадом лечить печаль, и смеяться в лицо прохожим. Но Екатерина
Артемовна позволяет себе улыбнуться только тогда, когда в поселке
объявляется высокий мужчина в военной форме. Мужчина приходит в библиотеку,
возвращает книгу с библиотечным штампом, купленную им в поезде и приглашает
Екатерину Артемовну в ресторан на деньги, вырученные от заклада местному
стоматологу золотой зажигалки с аббревиатурой БОГ. Мужчина рассказывает о
"пережатом" после смерти жены сердце, которое "отжимает" только выпитый
коктейль, мечтает начать новую жизнь, показывает на руке татуировку БОГ,
которая оказывается инициалами умершей жены – Борисовой Ольги Глебовны,
говорит, что человек должен быть сильным, потому что живешь, пока терпишь,
а если не терпишь – то тряпка, и больше всего в жизни ненавидит воровство.
Екатерина Артемовна приводит его в свой дом и начинает верить ему,
строить планы и даже, продав лучшие книги из библиотеки местному
менту, покупает своему мужчине костюм.
Идиллия нарушается тогда, когда мужчина узнает, что Екатерина Артемовна – библиотечный вор.
.....................................................................................................................................
В конце фильма местный стоматолог, посадив перед собой Екатерину
Артемовну, рассказывает, что буквы БОГ на воровском жаргоне означают «был
осужден государством», их накалывают воры, несогласные с несправедливым приговором,
и уходит чистить зубы, поставив перед Екатериной Артемовной злополучную золотую зажигалку.
Идут титры. И, в сущности, понимаешь, что в этом забытом поселке-Олимпе живут одни БОГи.
А если Вы не записаны в библиотеку, то Вас вообще нет.
Сразу захотелось пойти в бар и выпить коктейль, чтобы сердце после этих полутора часов "отжало".

8
0
...
13 октября 2009
Фото Тайна
Фото Тайна

Тайна о фильме «»

отзывы: 2
оценки: 4
рейтинг: 7
1

"Если будут какие-то обвинения в чернухе, то это пожалуйста, к оператору", возвестил вышедший перед показом режиссер фильма "Бубен, барабан"
и настоятельно посоветовал не принимать пищу во время сеанса, ибо эффект может выйти весьма неожиданным. Казалось бы, тут пора уже было испугаться, но зрители у нас не из пугливых. Действительно, в первый раз, что-ли?.
После просмотра сего фильма, возникает только один вопрос: зачем? Зачем снимаются такие фильмы и кому они нужны?
Сюжет на редкость прост. В уездном городе Н., а точнее в типичной нищей переферии нашей необъятной, прозябает библиотекарша Екатерина Артемовна, женщина-струна с жестким лицом и безучастным, вытравленным жизнью, взглядом. В свободное от работы время она приторговывает украденными из библиотеки книгами и общается с соседкой по общежитию, которая представляет собой четкую копию главной героини лет эдак 20 назад. Так бы и жить дальше "честной труженнице", если бы не приехал в их поселок добрый молодец с темным прошлым, который меж тем изображает из себя невероятно порядочного и высоконравственного человека. Аскетичные сцены "любви" на железной кровати и бац, сердобольные жители города Н рассказывают принцу мужчине о том, кто есть Катя на самом деле. Вот ведь незадача - он уже было хотел жениться. Тут, конечно, начинаются столь любимые современными режиссерами эпизоды из серии: "Как ты могла, сука?", "Раздевайся, сука!". "Пошла вон, сука!" и т.п. Ну, жизненное правдоподобие, знаете ли. Дальше естественно, тапки врозь. Мужчина, торжественно проповедующий честность запросто уходит к более молодой копии своей сожительницы и не поддается никаким "уговорам" вернуться, даже подкрепленным кровью. Все тщетные старания подбить знакомых на убийство хахаля, заканчиваются куда более удачной "попыткой" самоубийства главной героини.
Вся эта чудесная история происходит на фоне унылого пейзажа словно доживающего свои последние дни городишки, жутковатых, обшарпанных интерьеров общежития и больницы: в общем полной разрухи и повсеместного запустения. Отрывистая речь, тотальное отсутствие музыкального сопровождения и ярких красок(за исключением цвета крови), огромные паузы, наводят на мысль, что режиссеру не дает покоя слава Звягинцева. Последнего, впрочем тоже не долюбливаю, но в его фильмах, хотя бы мутно просматривается некая цель потуг режиссера. В "Бубен, барабан" такого не наблюдается. От фильма отчетливо веет тухлятиной. Это когда, чернуха, ради чернухи. Впрочем, у нас сейчас это модно. Ну как не потыкать нас носом в наше же г....?. Очередная несвежая попытка срыва покровов. Вариаций не тему не так много. Либо: посмотрите, какая грязь у нас в шоубизе скрывается за красочным фантиком и мишурой, либо: посмотрите, как живет народ за МКАДом и проникнетесь чувством вины и ужаса. Поглядите же, как все озверели, одичали, готовы продать ближнего за бутылку и так далее и тому подобное. Спасибо, конечно, большое, но не полно ли уже? В стране свирепствует безработица, нищета, каждый день потрясения - десятки смертей по самым разным причинам. В умах и сердцах россиян и без таких фильмов хватает тоски, тревоги и отчаяния. Может пора остановиться, не плодить десятки одинаково унылых и серых фильмов, единственная и конечная мысль которых - безысходность?

6
0
...
9 декабря 2009
Фото Евгений Смотрицкий
Фото Евгений Смотрицкий
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
9

Посмотрел в НОЧНОМ ПОКАЗЕ у Гордона
Бубен, барабан
Драматические фильмы, ТВ
Режиссер: Алексей Мизгирев

http://www.afisha.ru/movie/194845/

Посмотрел и обсуждение. Расстроен. И фильм тяжелый, и жизнь, и обсуждение недостаточное. Рефлексия не завершена. А у меня в голове кипит-кишит мыслями. Ну я же не умнее тех, кто в студии! Ну неужели они не понимают, что рухнула социальность, а человек без общества – не может. Даже отшельник уходит от ОБЩЕСТВА, чтобы ТАК быть с ОБЩЕСТВОМ в связи. Причём рухнула социальность во всех измерениях: в укладе жизни, в ценностях, в традициях, в экономике. То же самое и на Западе, кроме экономики. ВСЁ РУХНУЛО. Благодаря экономике Запад сыт. Благодаря интенсивности труда и сытости на Западе человеку НЕКОГДА думать о чём бы то ни было. Фромм ведь всё давно описал. TV, sex и автомобиль сглаживают невыносимую пустоту европейской жизни. Семья рухнула, Бог умер – остальное симулякры. И таковыми останутся, сколь не совершенствуй их технически, технологически, маркетологически …

Показана одинокая женщина, библиотекарь, в общежитии, торгует книгами в поездах. Все знают. Она – как символ деградировавшей, или лучше – мёртвой интеллигенции. Но и библиотека со всеми её книгами, и книги, со всеми их духовными ценностями – никому не нужны. Мёртвые ценности. А кто покупает? Покупает один мент (покупает краденое!!!!!), у которого дети ещё в школе. Это называется «государственный шантаж»: никому ни эти книги, Пушкин-Лермонтов в этом обществе не нужны, а почему покупают – потому что школьная программа ОБЯЗАТЕЛЬНА.

В студии, когда обсуждали, никто не сказал, значит и не понял ОДНУ ВЕЩЬ. Я не знаю, понял ли сам режиссер, но он художественным языком ПОКАЗАЛ. Неужели только я понял? Или мне видится то, чего нет?!

Вот что показано.
Появился МУЖЧИНА в её жизни. Сошел с поезда, не зная где, чтобы начать жить заново, и нашел ЕЁ в библиотеке. Он в форме морского офицера. Вроде дембель. И паспорт на стол положил. ОТКРЫТ, СОЛИДЕН, ЧЕСТЕН. Его начинают прессовать местные, чтобы уезжал, он узнаёт о том, что Она торгует книгами. Он с горя напивается. Потом между ними разговор. И тут режиссер показал: ОНА ПРОСИТ ЕГО ПРОСТИТЬ ЕЁ!! ОНА ПРОСИТ, а Он – НЕ ПРОЩАЕТ!
Её все не любят. У неё и с родными конфликт. И с отцом, который ПРОЩАЕТ ЕЁ, когда ВСЕ остальные не прощают. А что не прощают??? Просто она поперёк всем только лишь тем, что она ЕСТЬ. И ей надо ЕСТЬ и где-то ЖИТЬ.

Любимый Мужчина – не простил.
Отец – простил, но умер вскоре.
Она – покончила собой.
И на поминках не хотят её помянуть добром. Никто, кроме брата, который вроде-таки прозрел: она кровь моя!

А ведь надо-то всего: семья, работа, порядок под контролем Государства, а не братков. И БОГ.

0
0
...
4 февраля 2012