Москва

Фильм Великолепное воскресенье

Subarashiki nichiyobi (1947, Япония), IMDb: 7.2

6.5
оценить
1 час 48 минут
Дата выхода в мире
1 июля 1947
В ролях
Режиссер фильма «Великолепное воскресенье»
Акира Куросава
Умер в 1998 году в возрасте 88 лет
фильмов: 28
Классик японского кино, один из самых влиятельных режиссеров за всю историю мирового кинематографа. За долгую карьеру снял 30 фильмов (которые создают сильный эффект присутствия за счет сумасшедшей глубины резкости — что бы ни происходило на экране, у Куросавы все лица в фокусе). Несмотря на огромный успех за рубежом и живой интерес к мировой культуре, огромное внимание режиссер уделял истории и социальным проблемам Японии, перенося в нее действия множества фильмов по мотивам мировой классики (в том числе любимого Федора Достоевского, а также Максима Горького и Льва Толстого). Один из его первых фильмов — «Легенда о великом мастере дзюдо» — был посвящен адепту этого боевого искусства Сугате Сансиро (через 22 года Куросава спродюсировал его ремейк). Другая его знаковая картина «Расемон» — компиляция рассказов Акутагавы Рюноскэ «В чаще» и «Ворота Расемон» — принесла режиссеру венецианского «Золотого льва». В разобранных на цитаты «Семи самураях» Куросаве удалось совместить глубину и символизм национального исторического жанра дзидайгэки и зрелищность западного кино. В итоге в Голливуде сняли их ремейк — вестерн «Великолепная семерка» (позже это произойдет и с «Телохранителем»). Японско-советский проект Куросавы «Дерсу Узала» по произведениям Владимира Арсеньева удостоился главного приза Московского фестиваля и премии «Оскар». Еще один, уже почетный, «Оскар» режиссер получил в 1990 году.
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о фильме «Великолепное воскресенье»

Фото M_Thompson
Фото M_Thompson
отзывы: 1370
оценки: 1383
рейтинг: 544
7

Классический послевоенный «догероический» Куросава с трогательной, а местами и вовсе душещипательной (привет итальянцам из неореалистической волны) историей о двух молодых влюбленных Юзо (Исао Нумасаки) и Масако (Тико Накакита) и одном дне из их жизни (воскресенье, если кто не догадался). Они самые простые люди, переживающие все беды и лишения, что выпали на долю молодых людей, кому выпало вставать на ноги сразу после войны. В их планах – вечная совместная жизнь и свадьба, но быт и реалии этому всячески мешают. Вместе они получают 1200 йен, половина из этого уйдет на холодную комнатку без солнца и с видом на туалеты соседнего завода, и при этом им еще полмесяца придется голодать. Денег нет практически ни на что – ни на билет у перекупщика, ни на чашку кофе, в который хитрые владельцы кафе капнули молоко и подняли цену в два раза. Единственное утешение для несчастных ребят – мечты и фантазии. Но и в них может ворваться холодный ветер.

Довольно поучительно как этот, по большому счету, прошедший под радарами кинопоклонников фильм, перекликается не только с творчеством европейских послевоенных современников Куросавы, но и его же темами, спустя пару десятилетий. К мечтам и снам в жизни человека, человечества, Куросава блистательно вернется значительно позже, а пока он использует их как единственную отдушину для несчастных и бедных влюбленных, реалии жизни которых не позволяют им счастливо жить в мире настоящем – кругом нищета, безработица, разруха и только в фантазиях можно открыть на месте разрушенного здания собственное кафе, в котором никого не будут обманывать, а-то и поруководить невидимым оркестром, исполняющем симфонию Шуберта.

С точки зрения стилистики и авторского почерка, фильм явно уступает всем более поздним картинам, а также некоторым представителям того периода. Куросава строг и хрестоматиен при работе над «Великолепным воскресеньем», хотя нельзя сказать, что неузнаваем. Многие сцены, довольно сильные сцены, построены на том самом молчании, недосказанности, ограниченности в жестах. Например центральная сцена фильма (скорее по временному расположению в хронометраже, чем по значению), когда Юзо и Масако ссорятся в комнате Юзо, построена исключительно на этом. Местами же Куросава действует решительно и мощно, но что-то в его действиях вызывает внутреннюю нерешительность восприятия. Когда Масако кричит в камеру, обращаясь к зрителям похлопать и поддержать таких несчастных влюбленных, как они с Юзо, по коже бегут мурашки, но сцена слегка затягивается и тот факт, что фильм на этом не заканчивается, несколько осложняет ее восприятие в контексте всей картины.

В целом же фильм получился довольно сильный, но с позиции скорее высказывания, чем самой кинематографической работы, с позиции демонстрации действительности послевоенной Японии, а не режиссерских новшеств и постановочных приемов. Впрочем, так оно и должно было быть.

0
0
...
11 августа 2011