Фильм

Фильм Бесчестие

Disgrace (2008, Австралия, ЮАР), IMDb: 6.5

6.9
6.5
1/11

Экранизация романа Кутзее: Джон Малкович играет профессора-европейца в ЮАР, жизнь которого рушится на глазах.

Экранизация романа нобелевского лауреата Джона Максвелла Кутзее про белого южноафриканского литературоведа, чью дочь насилуют вчерашние жертвы апартеида.

Страна
Австралия, ЮАР
Жанры
Продолжительность
2 часа
Дата выхода
6 сентября 2008
Дата выхода в России
21 мая 2009
Возрастное ограничение
18+
9

«Бесчестие» - Фильм, который позволяет зрителю проникновенно воспринять все эмоции в усиленном режиме, погрузиться в глубину сложностей, проблем и ситуаций главных героев, заставить на себе почувствовать все те страдания, невзгоды и переживания, позволить увидеть глазами стороннего наблюдателя, но которому не все равно, а который хочет помочь, но не знает, чтобы он делал на месте персонажей фильма.

Безысходность, унижение, разрушение личности, одиночество, хрупкость и беззащитность человека в зависимости от жизненной ситуации, лишение и потеря чести и достоинства – характерное для этого фильма.

А если заглянуть немного глубже?

Вы знаете, что такое апартеид?
Этот термин был введен в ЮАР во время дискриминации и гонения негров, индейцев и «цветных». Представьте себе, что период апартеида длился с 1948 года до 1994. 46 лет беспрерывного насилия над людьми по всей территории страны. Апартеид – это официальная политика расовой сегрегации, когда негры проживали в специальных резервуарах (около 12% площади ЮАР). При этом расизм и расовая рознь проявлялись во всем. Выезд в город неграм выдавался только по специальным разрешениям, медицинские услуги были предусмотрены для всего населения с общими очередями, но качество для «белых» и негров существенно различалось, были запрещены сексуальные контакты между расами. Тоже самое происходило и в образовании, транспорте, например, в кинотеатры не пускали негров, в какое-то время была запрещена продажа им алкоголя, налоги для негров были выше чем для «белых». 46 лет – это средний возраст взрослого человека, который уже сложился и сформировался, как личность… Если представить, что всю свою жизнь человек тяготился из-за несправедливого отношения к нему, в его стране, где страдали его родственники, близкие, условия существования были непереносимыми – тогда можно по-другому подойти к изображенной ситуации в книге и фильме «Бесчестье».

Рождение «Бесчестью» дал известный писатель Джон Максвелл Кутзее, удостоенный в 2003 году нобелевской премии по литературе, а также в 1999 году – Букеровской премии. Джон родился в Кейптауне (ЮАР) в 1940 году, как раз к более осознанному возрасту, он попал в сферу апартеида, но неумышленно представлял сторону «белых». При этом он не останавливался на чье-то стороне, а был сторонним наблюдателем, что дало ему возможность дать зрителю прочувствовать наиболее объективные эмоции от пережитого людьми в это время. Он так же, как и герой фильма – был профессором английской литературы в Кейптаунском университете. В 2003 году он эмигрировал в Австралию.

Думаю, что Австралия повлияла на то, что книгу Джона Кутзее все-таки экранизировали. За дело взялся австралийский актер/режиссер/продюсер – Стив Джейкобс. Также к съемкам были привлечены австралийские актеры, и фильм вышел под флагами Австралии и ЮАР. Думаю, что решиться на экранизацию такого мощного и глубокого произведения – дело не простое. Отметим, что в паре со Стивом Джейкобсом также как и в другой его картине «Испанка» (из серии – иное кино) выступила Анна Мария Монтичелли.

Кто бы лучше сыграл роль профессора в Кейптаунском университете, героя картины Дэвида Лури, чем актер с гигантским опытом и талантом - Джон Малкович? Если Вы посмотрите на фотографии, когда Джон Малкович с бородой и на Джона Кутзее (тоже Джон, кстати) – то заметите, что в этих выразительных лицах есть что-то общее. В Малковиче видна личность, виден твердый стержень настоящего человека.
Обязательно прочитаю книгу Джона М. Кутзее – «Бесчестье». Может быть, тогда я смогу как-то по-другому воспринять фильм, но на сегодня я полон эмоций и впечатлений после вчерашнего просмотра, которые хочется зафиксировать.

Насколько полон фильм различными глубокими идеями, философского, бытового, человеческого и эмоционального характера? Как по творчески создано искомое произведение, что фильм смотрится на одном длительном и напряженном дыхании, а после него выходишь, и даже не хочется говорить, сложно даже быстро переключится… До сих пор еще не отошел от просмотра…

Ситуация в фильме – это первое время после отмены апартеида в ЮАР. Что могло в это время происходить, когда людям, находившимся в страхе, гонениях и страдании, без возможности учиться, получать медицинскую помощь и просто жить – дали свободу и сказали: «А теперь, как ни в чем не бывало, делайте – что хотите…»? Вот и получилось…

Но так многие называемые ранее «белые» никуда не делись, они остались жить там, где они привыкли, и где они устроились. Их постепенно стали окружать негры, которые ранее были как рабы, а теперь их раскрепостили и они получили те гражданские права, которых ранее не имели.

Кстати, в истории есть такой термин, как «Черное пятно» - участок земли, принадлежавший неграм, и окруженный «белыми» фермами.

В фильме показана ферма в одинокой местности в ЮАР, где живет Люси (Джессика Хейнс). Ранее она там жила с подругой-лесбиянкой и довольно долго. Я так понимаю, что у них работали некоторые негры, в том числе и Петрус (Эрик Эбуани). Но потом подруга уехала и Люси стала жить одна, никуда не переезжала, не просила помощи, не ограждалась забором, а только завела собак и купила ружье. Все «белые» жители-фермеры понимали, что времена наступили опасные и надо создать максимально возможные средства защиты. Но это тоже не поможет, когда ты живешь одна, в доме, где поблизости никого нет, а рядом живут ранее бесправные, а теперь полноправные негры. Они, конечно, смотрят на них с ненавистью, с желанием каким-то образом отобрать у них то, что они получили на крови их родственников. Но в поле зрения Петруса и его родственников попала только девушка Люси, которая неотказно всем всегда помогала, жила не агрессивно и для себя. Конечно, Петрус постепенно начал выживать Люси с территории, выкупать землю, работать на ней, получая гранты. Эти так называемые гранты, можно предположить, они насильно забирают у Люси и других жителей округи, «белых». При этом полиция ничего не делает, так как там также теперь работают негры, ранее не допущенные к возможностям власти.

Но фильм начинается не с этого. Он показывает судьбу профессора по литературе Кейптаунского университета. Этот человек – личность. Но жизнь его на момент отражения событий уже рассыпалась. С женой он развелся и она теперь живет в Голландии, дочь от брака (Люси) рано уехала на вышеупомянутую ферму, а он, тяготея к разврату, ходит по проституткам, пытаясь пробудить в себе чувства, крутит романы с молоденькими девушками. При этом студенты уже «смотрят сквозь него», его деятельность уже никого не интересует. К неграм он относится отрешенно, как наблюдатель, в чем-то отражая видение Кутзее. Дэвид Лури – человек, который постепенно растрачивает честь и достоинство, которое сформировал за свои полвека жизни. Ему одиноко, плохо, он не видит цели и конца жизни, ему относительно все равно, что вокруг него происходит, и глубоко в душе он философ и романтик.
В Университете он встречает девушку студентку, с которой закручивает роман. Точнее это выглядит как насилие. Девушка явно становится бледной и плохо выглядит из-за общения с ним, всё ей не в радость. Она как раз представляет образ «цветных», которым появился доступ к образованию, но по робости своей она не может противиться тому, что делает профессор. А он, утоляя свои похотливые желания, просто живет далее. Пока эта интрига не приводит его к скандалу. Друзья девушки мстят профессору и придают огласки случившемуся. В Университет приезжает отец девушки – который в защиту своей дочери, прав своей семьи пытается надавить на Дэвида. Но профессор без особого сожаления и волнения переносит все эти события. На совете университета, где сидят такие же профессора, которые боясь за свои кресла – дают шанс Дэвиду, только чтобы он признал свою вину и раскаялся, и рассказал свою версию. Но Дэвид спокойно говорит: «Да, я виновен» (когда смотришь на английском, накал эмоций виден особенно четко). Его выгоняют из университета.

Тогда он едет повидать дочь на ферму.

И там он сталкивается с жизнью, в которой живет его дочь. Он узнает, что она ведется собственное хозяйство, выращивает продукты и продает их на рынке, она помогает благотворительной ветеринарной клинике и постепенно отдает куски земли Петрусу, садовому работнику (негру). Петрус ведет себя довольно свободно, заходит – когда хочет, смотреть телевизор, берет инструменты и т.д.
И в один прекрасный день Дэвид сталкивается с тем, что еще делает Петрус и его родственники.

На них с Люси нападают три подростка, которые насилуют Люси, грабят дом, поджигают Дэвида, обливая его керосином. Кроме этого они перестреливают собак. Дэвид уже не может помочь и спасти ситуацию… Он постепенно ощущает свою беспомощность и беззащитность в окружающем мире. Но в целом он пока не теряет свою личность, честь и гордость, пытаясь как-то спасти ситуацию.

Они постепенно отходят от произошедшего. Дэвиду приходит в голову, что как-то странно в этой всей ситуации ведет себя Петрус, тем более, что именно в момент нападения его не было, а после этого он активно начал продолжать строительство своего дома и облагораживание своего участка. При всем этом Люси, страдает каждую ночь, она не рассказывает Дэвиду ничего, что происходит и ходила ли она к врачу после произошедшего, чтобы «позаботиться о последствиях».

Здесь очень остро затронута тема отношений отцов и детей. Дэвид, ведущий в принципе жестокий и безразличный к другим людям, а особенно к девушкам, образ жизни давно не общался с Люси. И даже не звонил ей. Тут вдруг, почувствовав, что ему стало одиноко, а все остальные его изгнали из общества, он наведывается к Люси, и со своим критическим взглядом на все, пытается что-то изменить, что заведомо ему не под силу. Девушка, конечно, сторонится его, она не благодарна ему за то, что раньше его не было, что он похотливый мужик, такой же как и многие, только еще и совсем безразличный. Но она не может от него отказаться, тем более, что по своей сути она очень добрый человек и призвана помогать.

Вчера меня посетила мысль о том, что Люси и все что с ней происходит – это расплата за то, что делает ее отец. Он что-то берет от жизни, доставляя страдания другим, а у Люси подобными методами забирают… Но это только мысль. Здесь ситуация очень многосторонняя.

И они оба постепенно теряют свою честь в том мире, который ранее отбирал честь и достоинство у тысяч других ни в чем виноватых людей в период апартеида.

Люси и Дэвид ближаются, хотя Люси все равно не пускает его близко. Дэвид начинает работать в ветеринарной клинике, помогая усыплять местных собак и отвозить их на сжигание. В ветеринарной клинике он сближается с женщиной, уже средних лет, не такой красивой, как его молодые пассии. Он стабильно начинают заниматься любовью. Это также что-то отбирает у Дэвида, частичку его личности. Но придает силы и желания жить для этой женщины, которая проживая на пожертвования, ведет благотворительный образ жизни, живет не для себя.

Потом на вечеринке у Петруса, Дэвид и Люси находят парня, который был в числе насильников. Дэвид устраивает скандал. Но это ни к чему не приводит. В разговоре с Петрусом, профессор узнает, что этот парень родственник Петрусу, а Петрус должен его защищать. По мнению бывшего «крестьянина» дело было сделано плохое, но теперь все хорошо, тем более, что «страховая вернет и телевизор и машину».

Жестокость и безнаказанность окружающей среды, упрямость Люси остаться жить именно в этом месте – давят на Дэвида.

Он уезжает на время в семью той девушки из университета с целью пообщаться с его отцом. Он извиняется перед ним, и становится на колени перед матерью и младшей сестрой девушки. После этого он посещает спектакль, в котором играет их дочь, откуда его выгоняет тот же товарищ, который представляя «цветных» защищал девушку.

Более подавленный, побывав в своей квартире в Кейптауне и увидев там полную разруху, он возвращается к Люси, которая говорит, что беременна. На вопрос «А как же врач?», Люси говорит «что она тоже женщина…».

Понимая всю сложность ситуации, Дэвид, не показывая, выходит прогуляться и плачет…

А далее, из общения с Петрусом узнает, что он планирует жениться на Люси, так как его родственник-насильник еще молод, но потом он обязательно женится. Подойдя к Люси Дэвид узнает, что это сделано для того, чтобы она стала его родственником, и он стал защищать ее, а она переписала на него всю землю, жила только в доме, его арендовала. Она согласна на это…

Малкович: «Какое унизительное положение…»

Люси: «Да, я согласна…»

Малкович: «Как собака…»

Люси: «Да, как собака…»

Унижение и бесчестие достигают своего апогея, но еще не до конца. Дэвид, не понимая всего этого, уезжает в ветеринарную клинику – пожить ненадолго там. Он думает, размышляет, дописывает оперу… Там слушает его музыку одна худая собачка, он привыкает к ней, но когда доходит ее очередь к усыплению, он на секунду задумывается, но потом все равно несет ее на усыпления, не давая жить дольше, а потом умирать с большим сожалением… Как Байрон… В его доме в Кейптауне было много книг о Байроне, да и оперу профессор писал о Байроне, кажется, в Италии. А Байрон умер в 26 лет, был поэтом-романтиком, при рождении стал Лордом, а потом отдал все свое нажитое ради спасения Греции, ради идеи. Он не дожил до одиночества и унижения. Может быть Малкович, хотел быть на месте Байрона…и не попасть в сети судьбы.

Усыпив собаку, он возвращается к Люси, но уже пешком, оставляя машину на горе. Она с животом, вокруг разрастается ферма Петруса. Люси предлагает ему попить чаю и он идет к ней с улыбкой. Он смирился с тем, к чему привела жизнь. Не оставляя одну Люси, обесчещенную и лишенную достоинства в тяжелых условиях, он, тоже без чести, жертвует собой окончательно. Принимает решение и определяет свой дальнейший путь… без той личности, без той гордости, вне жизни…

Очень сложно писать про этот фильм, но что-то я отобразил. Постоянно приходят новые мысли по постановке, по сценарию, по сюжету, по переплетению философских идей.

Посмотрите, обязательно!!!! Не пожалеете!!!

Спасибо

27 мая 2009
7

Сюжет повторять смысла нет. По-простому он выглядит так: Он - обесчестил ее. Они - обесчестили его и его дочь. Он раскаялся - они и не думали.
Фильм,конечно,пища не для души,а для ума. Здесь такое раздвоение парадоксально отчетливо.
На поверхности - идея безнадежности попыток гармоничного сосуществования разных культур (не обязательно тех,которые в фильме). И встречная - соседство возможно (негр постепенно достраивает свой дом рядом с домом Люси - финальный кадр), но путем взаимных уступок,услуг,если угодно,и, как следствие,"врастание" культур. Т.е.надежда все-таки есть.С одной стороны будущий ребенок - как апофеоз разрешения проблемы (после "разрешения" матери). Но смешение или ассимиляция никогда или редко проходило среди народов как в генетике - примерно 50х50. Как правило,один народ,(раса) перевешивал. Оставление ребенка как проявление своего бессилия перед лицом более молодой,более мощной стихии. Время стареющей "белой" расы прошло. Некогда господствовавшая западноевропейская,христианско-атлантическая культура, становится жертвой в том числе из-за своей пресловутой политкорректности (черные,мексиканцы в США,арабы во Франции и т.д.).В фильме осознание тупиковости ситуации в т.ч. у интеллигенции,выраженное в отсутствии воли и позиции (Малкович).
Насилие свойственно всем, просто у "белых" оно загнано глубже, но иногда прорывается в виде "огня охватившего". Молодые черные, изнасиловавшие Люси, избившие ее отца, ничуть не хуже и ненамного превзошли грань допустимого - просто каждый выступил в своей "весовой категории".Т.е. Девид в рамках своей культуры,своего сообщества,совершил,возможно, куда более серьезные девиации.

Самый "прозрачный" посыл - прощение и принятие, поступок и расплата за него (бумеранг вернется). Как только герой Малковича просит прощения у родителей студентки, ему становится проще-простить обидчиков в финале.

Ключевая фраза фильма "Уже можно начинать беспокоиться?" - спрашивает как бы сам себя Девид,подходя к дому,и увидев троих черных подростков.Так и хочется добавить:"Уже поздно начинать беспокоиться,наше время прошло."Мы" научили "их" строить дома вместо шалашей,ездить на Короллах, а не на лошадях,ослах,коровах,стрелять из ружей,а не из луков, но не смогли по-настоящему привить свою культуру, и в первую очередь этику. Подарив плоды культуры,не привили ее саму. Предложили обезьяне банан,та его съела, а ненужную кожуру бросила обратно,не сказав спасибо (да простят меня борцы за права всех на свете) и это нормально,на кой черт она ей.
"Мы убьем вас всех,мы всех вас убьем!!!" - кричит ополоумевший негр-подросток,возбужденный от вида голого тела Люси и тумаков ее отца. Так оно и будет: арабы "сбросят" евреев в море,негры заразят всех не-негров СПИДом,а сами выживут,талибы победят в Афганистане,радикалы во всем арабском мире и etc..."Закат Европы" одним словом.
Есть и "мягкий" сценарий:мы вас не убьем,а потихонечку съедим. Негр-сосед восстанавливает историческую справедливость,строя свой дом,потихоньку забирая всю землю,научившись строить и одалживая инструменты.
Опера,которую пишет герой Малковича,возможно, символ сублимации "развитого" общества,представители которого при первой же возможности (первом желании "прижмет к земле"и изнасилует,убивая другого человека,хоть и симфаллически. Другой мощный образ - черная проститутка в машине, делающая минет на фоне огней ночного города - квинтэссенции "передовой" культуры - как желание контролировать инстинкты и осознание невозможности оного. В сознательном убийстве главным героем не обреченного еще щенка, я увидел месть всему животному в человеке.
Ну,и,конечно,вечная тема насилия и реакции на нее.Христианская этика не дает ответа на вопрос,как реагировать на насилие,особенно,если оно исходит от представителя другой культуры,у которого "своя" правда.
Очень сильны некоторые кадры, да и вообще,операторская работа. Вращающееся колесо перевернутого велосипеда на фоне Девида, белая рука девушки,входящая в сырую черную землю, Девид,сидящий на полу в туалете,около унитаза - эти и многие другие образы дают волю воображению и ассоциациям. Несомненными плюсами еще я бы назвал все актерские работы и музыку....
Для меня призрачное решение нерешаемого в этом фильме - это семья девушки-студентки,живущая по канонам условно "белой" расы VS Люси,пускающей на свою территорию чужих,постепенно вторгающихся в ее пространства, и принимающая их правила игры,пусть и под воздействием страха.
Пройдя в финальной сцене пешком от машины к "прозрению", Малкович понимает позицию дочери и скорее вынужден ее принять,т.к. просто не видит иного выхода.
Смиритесь смиренные....такая вот не универсальная истина...
Весь фильм в голове почему-то вертелась песня "Аукцыона" - "Спи солдат". "...переплетено" так,что не распутать.

27 мая 2009
9Надорвался белый человек...


Герои Киплинга несли свое бремя, истово веря в великую цивилизаторскую миссию. Теперь они приобщают аборигенов к цивилизации, преподавая европейскую литературу. Престарелый профессор байронического склада (бесподобный Малкович) унаследовал от тех романтических времен гордость героя-одиночки, высокомерие и несгибаемую волю, от себя же внес неукротимое либидо. Оно-то и поставило его на одну доску с туземцами, изнасиловавшими его дочь. Отдадим профессору должное: муки совести приводят его душу к покаянию. Чернокожий идиот, который, похоже, станет папочкой его внука, угрызений не испытывает - на то и идиот.
Белый же человек превращается из героя в подвижника, причем бесповоротно. Кажется, униженное коленопреклонение профессора перед жертвой его животной страсти придаст ему силы судить самому. Вот-вот разыграется драма Догвиля… Но нет. Все, на что он способен, - отлупить идиота и принять выбор дочери.
Бежать на родину, в Голландию? Это было бы нечестно. Это другая история, потому что в нашей – не веселая старушка-Европа и секс-меньшинства, но молодая Южная Африка и негры-насильники. Там – гламур, здесь – его изнанка. Тот же узор, но в цветах негатива. Европа исчерпала свою энергию и занялась обустройством своего дома. Изнасилованная лесбиянка остается в своем, южноафриканском. В западном обществе метросексуалов правит женщина, и здесь, в Африке, тоже решает она. И она родит ребенка, пускай от дебила-насильника.
Отец принимает выбор дочери с истинно христианским смирением. Мерзкая плоть… Укротив ее, наш герой одолел заодно и мятежный дух. Отныне дочь и отец – под патронажем чернокожего соседа, нового хозяина земли. Или Земли?
Веселенькая такая притча…

8 июня 2009
7

Накал страстей и эмоций в фильме столь велик, что сопереживая героям, накапливая обиду, ждешь взрыв, но взрыв так и не произходит, герои послушно склоняют головы под бичом несчастий, не борятся и никак не действуют. Все зло, свершившееся c ними, остается безнаказанным, главная героиня поражает своим тупым упрямством в принятии, непонятно на чем основанных жизненно важных, решений. Ну, скажите, зачем нормальной белой женщине оставаться жить совершенно одной в африканской глуши, где ее уже изнасиловали и ограбили, и, теперь, видимо она ждет повторения сиих событий. Будучи фанаткой огородиков и цветов, почему бы ей не разбить такой где-то в цивилизованном мире белых людей и также ходить на рыночек по утрам торговать дарами природы? Но это полбеды, непонятно, почему она с таким упорством, забеременев от одного из насильников, решает рожать ребенка и ни в коем случае не делать аборт, но при этом плачет, переживает и рвет на себе волосы. В общем, логика рассуждений главной героини мне осталась не очень понятной. Какое-то всепрощение и безоговорочное принятие всего, что происходит с тобой.

Малкович конечно красавец, я просто искренне люблю этого актера, в чем еще раз и убедилась. Герой его, которому уже за пятьдесят, никак не успокоится на тему женского пола, причем склонять молоденьких девушек к сексу, против их воли, возбуждает в нем животную страсть, чем собственно он и наживает себе проблем в жизни. Еще большие проблемы с дочерью заставляют пересмотреть его свое поведение и раскаяться. При всем при этом герой его безволен и нерешителен, интеллигентен до мозга и костей и неспособен на защиту своего чада, как мужчина и отец.

Главная идея фильма - не делай другим то, что ты не хотел бы, чтобы сделали тебе. Все деяния наши возвращаются нам же, только в утрированных размерах – эффект бумеранга.
Очень неплохи были рассуждения о вожделении, животной страсти и подавлении её. В целом, фильм жизненный, заставляющий в очередной раз осознать, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих, и коль уж случилась у тебя беда, никому ты абсолютно не нужен и не важен, кроме твоих близких. Оказавшись в унизительном положении: «как собаки», тебе решать принять все это и смириться или бунтовать и пытаться вырваться из-под гнета этого самого унижения.

29 мая 2009
9

52-летний профессор курса романтической поэзии в университете Кейптауна соблазняет малахольную студентку, которая дает, но вроде как нехотя, о чем потом сообщает не только своему бой-френду, но и ректорату университета. Профессор вынужден сбежать от страстей роковых и от бесчестия в сельскую местность к своей дочке-лесбиянке.

Дочка ведет хозяйство, продает цветы на местном рынке, и вот вроде отдых измученной душе литературоведа, как на их дом нападают чернокожие бандиты, дочку насилуют, а профессора обливают спиртом и поджигают. Все это Дэвид принимает на свой счет. Для него этот кошмар - личное поражение, дочь убеждает его в том, что у всех мужчин так выходит страсть и звериность. Для него это нападение становится наказанием за любовь к юной особе; уединение и общественные работы, секс с некрасивой толстухой - все это епитимья за несовершенное преступление.

Честь и бессилие, злоба и смирение - почти библейские темы в как всегда гениальном исполнении Джона Малковича. Смотреть всем, кроме расистов, потому что даже мне захотелось дать под зад чернокожей девушке, выходящей со мной рядом из кинотеатра.

22 мая 2009
Все отзывы
Читайте также
Соскучились по «Джону Уику»? Вот шесть новых отличных экшен-фильмов на замену
Соскучились по «Джону Уику»? Вот шесть новых отличных экшен-фильмов на замену
16 октября 2021
8 нескучных сериальных экранизаций русской классики литературы
8
нескучных сериальных экранизаций русской классики литературы
15 октября 2021
6 новых российских сериалов — про эфэсбэшников, женщин и маньяков
6
новых российских сериалов — про эфэсбэшников, женщин и маньяков
14 октября 2021
Какую инклюзивность можно найти в «Семейке Аддамс»?
Какую инклюзивность можно найти в «Семейке Аддамс»?
14 октября 2021