Драма, Музыкальный |
14+ |
Сергей Соловьев |
4 сентября 2008 |
18 июня 2011 |
1 час 58 минут |
assa2.ru |
Алику посадили, но за хорошее поведение отпустили на кинопробы «Карениной», которую пытался, но никак не мог снять один режиссер (Маковецкий). Пока на фильм искали деньги, срок вышел, а у Алики выросла красивая дочь (Соловьева), которая влюбилась в альтиста Белого (Башмет), который влюбился в саму Алику. Впрочем, развития любовный треугольник не получил: нарисовался Шнуров — и всех забрали в милицию. Инвесторы «Карениной», поначалу казавшиеся просто жлобами, оказались на стороне сил зла (можно было догадаться по мельтешащему вокруг Бабакину). Мертвого Бананана выловили из моря и — впрочем, вам лучше не знать. Крымов, как человек обстоятельный, воскресать не стал, зато у него обнаружились сумасшедшая жена и дочка, которая — впрочем, этого тоже лучше не знать.
Судьба любит и бережет Соловьева — выйди вышеописанное в нормальный прокат, его разорвали бы на тысячу маленьких медвежат; что вторая «Асса» в итоге стала фильмом-призраком, материализующимся раз в полгода при хорошей погоде, — на самом деле счастливый финал, лучший из возможных для этой истории.
Это мало кто посмотрит и еще меньше досмотрит хотя бы до середины. Тех, кто в ярости дезертирует из зала в первые полчаса, легко понять и странно осуждать. Это соловьевские «Предстояние» и «Цитадель», триумф авторской воли над здравым смыслом, зрительскими чаяньями и всем остальным. «Маразм» — вряд ли обидное слово для режиссера, много лет с гордостью определяющего через него свой творческий метод, — но здесь автор берет какую-то прежде невиданную планку.
Мертвецы встают из могил и идут на базар торговать семечками, Бабакин куролесит по столицам на черном мотоцикле, Шнуров с Башметом лупят скинхедов, граф Толстой улетает в зимнюю ночь на ракете. Снято — то спустя рукава, то вдруг как-то неоправданно круто и большую часть времени на коленке (появление у творческой группы денег отслеживается безошибочно — герои сразу оказываются в Италии или, на худой конец, в «Метрополе»). Эффект от ностальгических вклеек из первой «Ассы» — и тот двусмысленный. Цой, зажигалки, канатная дорога, да, но слишком заметна разница в почерке: двадцать лет назад камера не спотыкалась, а плыла, и свет ложился на пленку не абы как, ну и вообще. С натурой тоже проблемы: романтик и пушкинист Соловьев, дуриком когда-то влетевший в самое сердце позднесоветского культурного резистанса, по старой привычке ищет, из кого сбить новый партизанский отряд, но бойцов предсказуемо нет, взрослый мир победил, один Бананан снимает «Гитлер капут», другой пишет письма в защиту отечественной юстиции (тут, понятно, должно быть про то, что Шнуров — не Цой, так никто ведь не Цой, в том и загвоздка).
На этом можно, наверно, и разойтись. «Асса-2» — это по всем признакам черт знает что такое. Любимый еще с 80-х прием Соловьева — хорошенько разогнаться, выпустить руль и ждать чуда — рано или поздно должен был привести его к встрече с бетонной стенкой, так вот она. И глупо рассказывать кому-то, что в момент удара чудо все-таки происходит, что фильм собирается в точку именно тогда, когда по всем правилам должен окончательно развалиться. Так все и есть, хотя, понятно, так не бывает. Как не бывает, чтоб главным «молодым рассерженным» сегодня работал режиссер 1944 года рождения, чтоб пенсионерский фильм-концерт с героями двадцатилетней давности как в копеечку бил туда, куда, как ни щурится, не может попасть ни один автор младшего поколения. Так правда не бывает, так что не хотите, не верьте, но тотальная соловьевская неадекватность — кажется, единственное, на что вообще стоит смотреть в сегодняшнем русском культурном пространстве, где адекватность почему-то принято считать добродетелью. Сергей Александрович, взрослый человек, на ухе пакет, в очках стекол нет. Идиотизм, конечно, но что бы мы все без вас делали.
много лиц, данных как бы крупным планом:
Бальзаковская Друбич элегантна как Софи Лорен, Маковецкий играет самого Сергея Соловьева, Олеся Судзиловская плакатно изображает мировое капиталистическое зло, Баширов с Шумило - феллиннивские арлекины, не то из "Дороги", не то из "Джульетты и духов", а Башмет со Шнуровым просто рады со всеми потусоваться и помузицировать. Неожиданно красиво увиделась Катя Волкова.
Понятно, что Соловьев хотел сделать фильм про то, как его собственные предперестроечные грезы реализовались, а точнее не реализовались в действительности двухтысячных. Ему, понятно, не нравится реальность, в которой Бабло победило всё. Он не видит больше цветных снов, его Художнику-Бананану отрезали голову и обмотали ее электродами, чтобы смотреть и продавать его цветные сны. А днем Художник торгует семечками на рынке. Но это все очень плакатно, очень примитивно получилось. Мне показалось, что сквозит наивно-провинциальное непонимание, незнание нового мира, а главное - нежелание его знать, его понимать.
От лихих девяностых беспечной молодости осталась безбашенность, "оторванность" соловьевских образов. От наступившей старости - ощущение безысходности и несправедливости, неправильности мира. От соловьевского гения осталось восприятие красоты, которое вечно и прекрасно.
Гениальная бездарность,в отличие от первой Ассы.Режиссеру так хотелось переплюнуть свой шедевр,что получилось.,ЧТО НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ.Не спасли фильм и собранные звезды.Хотя Друбич и в молодости была никакая драматическая актриса,но в этом фильме превзошла свою бездарность(сравнивать ее с Софи Лорен ,по крайней мере, пошло),так как уже и красоты нет.Стареть надо интеллигентно,как, например ,Катрин Денев.Косметический салон на лице Друбич оставил более грубокий след,нежели образ Анны Карениной.Худшей Анны Карениной не было и,пожалуй,не будет.Драма отличается от припадка-но только не у теперешнего Соловьева.
В 1987 мне было 16. И песни БГ, Цоевский финал воспринималось как "мое", в этом и был секрет Ассы тогда, а не в навороченности приемов съемки и сюжета.
Мы дождались перемен, одних маразматиков сменили другие, и Асса теперь идет не по всей стране, а в Москве в одном кинотеатре в 10.20 утра и собирает 7 человек в воскресный день, несмотря на приглашение мегапопулярного Шнура с Ленинград-бандой.
Скажу сразу, мне фильм понравился. Соловьев снимал его об утрате иллюзий того поколения. И о себе, конечно, при всей гибкости не сумевшем полюбить этот новый мир.
В конце горит свет, но все те люди, что пришли, смотрят концовку, до последнего титра.
Кому еще не все равно - посмотрите.
..нет слов.....да и едва ли они нужны... ИДИТЕ И СМОТРИТЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Сергей Александрович, поклон Вам до земли и лет неисчерпаемых- здравствуйте и творите)))))))))))))))))))))
«…он чувствовал, что стоит лицом к лицу пред чем-то нелогичным и бестолковым, и не знал, что надо делать. Алексей Александрович стоял лицом к лицу пред жизнью…»
Эта цитата из Карениной, которой начинается Асса-2 не только объясняет весь смысл фильма, но и подобно вагнеровским лейтмотивам держит вместе все рыхлое расползающееся самоувлекающееся повествование. Конечно, поклонники старой Ассы и самого Соловьева ожидали большего. Новый фильм похож на бродячий шапито, побирающийся гастролями по поселкам нечерноземья - из животных один старый пудель, вместо эквилибристов, жонглеров и музыкальных эксцентриков немолодая разведенка с угловатой дочерью-подростком, клоун безнадежно пьян и хронически недоопехмелен, все представление держится на крепеньком дагестанском гимнасте и штофштолмейстере (директоре, кассире, чернорабочем, отце, дедушке, муже), которые как могут веселят неприхотливую публику. Но дети хлопают, взрослые, лениво потягивая пиво, сдержанно, но искренне улыбаются. Народу нужно искусство и правда про его жизнь. То, что Соловьев решился снять продолжение безусловного шедевра, нашел силы, единомышленников, деньги – уже достойно внимания. То, что он остался верен своим методам и не побоялся беспощадно цитировать Ассу Первую, даже если только для того чтобы напомнить насколько она была лучше, - повод для уважения. А уж то, что из подсобного и нелучшего материала (который часто отличался от глины не видом, а запахом) он смог сделать точный и отчасти глубокий портрет этого времени (Россия 2008 и около), подтверждает его репутацию Режиссера и делает фильм обязательным для просмотра. В фильме всего четыре профессиональных актера ( в порядке возрастания профессионализма: Друбич, Баширов, Коляканова, Маковецкий (если кто-то считает актрисой Судзиловскую, то эту рецензию читать не стоило), остальные - это или музыканты (Шнур, Волкова) или светские типы (Башмет, Стас Барецкий, которые ошибочно пошли на поводу у Жана Габена, говорившего, что для актера иногда достаточно одного выражения лица), но даже им удается создать ощущение достаточности типажей и характеров, а многие сольные номера (все монологи Бабакина, Маковецкий, читающий « Я вас любил», песни Волковой), и уж тем более сцены без актеров вообще (дирижер тюремного женского хора, порш-кабриолет в Виченце, водитель которого издалека неотличим от Ахмата Кадырова, кортеж мотоциклистов, все милиционеры) ничем не уступают Ассе Первой и подтверждают тезис, что «мастерство не пропьешь». Конечно, всему фильму не хватает былого калибра и куража. Но ведь оператор совсем не Лебешев, художник не Гаухман-Свердлов, а музыкальной редактор не Мина Бланк. Это грустно, но и очень точно отражает положение дел – поредела не только соловьевская труппа, поредело время. Оно утратило цельность, люди потеряли смысл, вещи подешевели, потолки стали ниже. Это конечно не вина Соловьева, его заслуга - точно это передать. Боготворимый им Толстой по словам Ленина был «зеркалом русской революции», сам Соловьев остается лакмусом русской жизни. Можно грустить о старой Ассе и бесконечно перечислять недостатки новой, но когда живешь в ужасной стране, нельзя пенять на зеркало за неяркость отражения, если знаешь, что оно не кривое.