Документальный |
Ольга Савостьянова |
1 января 2008 |
1 час 11 минут |
Подкастинг курса лекций Lars Brownworth "12 правителей Византии" вошел в топ 50 лучших подкастингов, и это о Византии. Представляете, на Западе сугубо научные изыскания по данной тематике вызвали такой интерес. А сам автор курса, я с ним переписываюсь, очень высокого мнения о фильме "Гибель империи. Византийский урок", тем более, что данный фильм доступен на многих языках на сайте http://vizantia.info И это правильно, фильм требует тиражирования. Но для нашей страны фильм важен по нескольким причинам:
1 - историческая.
Несмотря на название, фильм не является пересказом повести Нестора Искандера о взятии Константинополя турками в 1453 году или иллюстрацией, как фильм "Агония Византии" Жана Ломбара. Показаны глубинные причины упадка империи. Фильм начинается с высказывания о том, что ни одна империя в истории человечества не просуществовала более 1000 лет т.е. "хилиазм" - тысячелетнее царство. Кроме Восточной Римской Империи (Византии), правопреемницей имперского величия которой стала Россия.
2 - культурная
Повествование в фильме ведётся от лица священника. И это не случайно. Согласно Joseph Raya, "Византийская культура и православие являются одними и теми же." Россия немыслима без Православия. Православное общество является чрезвычайно устойчивым. Как пишет известный демограф и социолог Анатолий Вишневский, «в нём все взаимосвязано и очень трудно изъять или изменить какой-либо один элемент».
3- религиозная
Церковь Constantinople стала, между 6-ыми и 11-ыми столетиями, самым богатым и самым влиятельным центром Христианского мира. Как символ и выражение универсального престижа Патриаршества Constantinople, Justinian построил Церковь Святой Софии, которая была закончена в короткий период четырех с половиной лет (532-537). George Ostrogorsky указывает: Патриаршество Constantinople оставалось центром Ортодоксального мира, со столичным подчиненным видит и архиепископства на территории Малой Азии и Балкан, теперь потерянных к Византии, так же как в Кавказе, России и Литве. Церковь оставалась самым устойчивым элементом в Византийской Империи. (Retrieved from "http://en.wikipedia.org/wiki/Byzantine_Empire")
4 - политическая
Почему великий русский писатель Тютчев призывал войти в Константинополь, освободить наш Царьград, зачем? Он хотел вернуть нам корни государственности, кои искал не в норманнской теории, не в Золотой Орде, и даже не в реформаторстве Петра Великого, а в Византии. Ведь и от Византии не осталось ничего, кроме т.н. "симфонии властей" - унаследованной Россией государственности и ортодоксальной восточной ветви христианства. Внутреннее убранство православных храмов, одежды священнослужителей те же что и тысячу лет назад...
5 - патриотическая
Св. Иосиф Волоцкий в своем "Просветителе" оправдывал регицид - "цареубийство", если "царь" изменял вере, традиции. Потому что весь Византийский период (плюс двести лет Святой Руси) - от Константина до падения Царьграда Власть мыслилась как Православная симфония (гармоничное сочетание церковного и светского начал в лице патриарха и императора), василевс (император) понимается как Катехон - "удерживающий". Этот фильм и есть одна из попыток осмыслить идею Катехона, "удерживающего" от аномии. Существует даже своего рода инструкция на этот счёт. Сравните имперский лозунг Юстиниана: «Единое государство, единый закон, единая религия» и русскую национальную идею «Православие, Самодержавие, Народность» графа Сергея Уварова.
"Два Рима пали..."