Драма |
Лилиана Кавани |
5 октября 1977 |
2 часа 7 минут |
Второе обращение Лилианы Кавани к немецкой тематике (после «Ночного портье») и очередная попытка экранизировать биографию какого-либо важного исторического человека. На этот раз в центре истории – Фридрих Ницше. Нельзя сказать, что это точное и полное жизнеописание его жизни. К примеру, автор делает слишком далеко идущие выводы о бисексуальности философа. Да и показана не вся жизнь, а скорее его финальная часть, то есть эпизод с лошадкой будет. Но в целом – получилось весьма мощно и вызывающе, особенно недовольны школьники-фанаты Ницше. То есть Кавани – тот еще тролль. Сам фильм носит название одной из книг, что написал философ, однако концентрируется на сложных отношениях самого Фридриха Ницше (Эрланд Йозефсон), а также его друга (Роберт Пауэлл) и подруги (Доминик Санда), с которыми он периодически общается, выясняет отношения и даже спит. Общественность, понятное дело, негодует, причем не только та, что показана в фильме.
Кавани вообще не очень любит идти на компромиссы и порой переступает некоторые границы дозволенного на экране. Не исключение и этот фильм, полный довольно откровенных сцен, гомосексуалистичности некоторых позавидует даже Дерек Джармен. Причем не совсем до конца понятно, мог бы фильм обойтись, к примеру, без того видения, что явилось пошатнувшемуся уму Ницше в образе двух обвивающихся вокруг друг друга обнаженных танцоров. Скорее всего, можно было и обойтись, пусть пострадало бы от этого атмосфера фильма и градус, так сказать, выразительности. Однако зная хоть немного довольно жесткий творческий характер Кавани, совершенно очевидно, что она могла пойти на это исключительно из принципа, как ответ на реакцию публики о том, что она, де, показала сиськи Рэмплинг в «Ночном портье». Ок, сиськи не нравятся значит? Получите голые жопы.
Впрочем, конечно, не о задах стоит говорить после просмотра этого фильма. Не стоит уподобляться тем недалеким гомофобам (читай, скрытым гомосексуалистам), для которых вся история сконцентрировалась на именно этом, пусть и значительном, но небольшом аспекте. Все же Кавани умудряется зацепить довольно сложный, интересный и, наверное, важный отрезок не только жизни великого философа и его финальную градацию мировоззрения, приведшую к безумию, но и целого пласта в жизни всего общества целиком. Ту декадентскую, упадническую атмосферу, что в некотором смысле привлекала ее настолько, что проходит сквозь все творчество этакой пунктирной линией. Телесность, духовность, границы жизни и смерти, разума и безумия – вот то, что пытливая рука автора трепетно нащупывает в своем, может и спорном, но исключительно захватывающем опусе.
Конечно, есть некоторая проблема с восприятием картины как таковой. Слишком суховат и местами даже блеклый киноязык, что применяет Кавани, но это даже вопросы ко всему ее творчеству. С другой же стороны, фильм и несколько требователен к эрудиции зрителя. Некоторые детали истории будут малопонятны тем, кто не читал работы Ницше или не знает некоторые биографические его подробности. То есть, в отличие от того же «Галлилея», воспользоваться фильмом как точкой входа в область интереса образом философа не очень получится. Это больше иллюстрация некоторых философских позиций Ницше, точнее восприятия этих мыслей посредством отдельновзятого режиссера. И обвинять, скажем, Лилиану Кавани в том, что она поняла труды писателя именно так, а не как их поняли вы, это какая-то глупость.