Драма |
16+ |
Филипп Клодель |
19 марта 2008 |
25 февраля 2010 |
1 час 50 минут |
ivelovedyousolong.co.uk |
Воодушевляющая драма про возвращение несчастной Джульетты (Скотт-Томас), отсидевшей 15-лет в тюрьме за убийство, к всё это время любившей её сестре (Зильберштайн). Фильм, наверно, так бы и остался "драмой про ресоциализацию", если бы не две прекрасных актёрских работы (упомянутых Скотт-Томас и Зильберштайн): Кристин, к слову, весь 2008-й год ходила в "оскаровских" фаворитках - правда, безуспешно (Киноакадемия такие тонкие работы редко замечает), но хуже от этого фильм не становится.
Сценарист Филипп Клодель в 2008-м снял фильм "Я так давно тебя люблю", но сделал больше, чем обычные кинорежиссеры. Он создал картину, равную по своей силе роману классической литературы. Один из его героев - вечно молчащий старик - всегда читает книги. Он знает, ради чего надо жить на земле, но не устаёт читать. И всегда выходит из библиотеки, чтобы попрощаться с теми, кто уходит из дома. Чтобы потом их встретить. Приподнять очки и улыбнуться... Такие герои в кино не появляются. Только в книгах. И в фильме Клоделя.
Бодрый старикан из бассейна до сих пор герой-любовник. А почему бы и нет? Ведь он любит. Колясочники гоняются по улицам города. Почему бы и нет? Мать отворачивается от своей дочери. Потому что не любит. Полицейский мечтает об Ориноко. Но его никто не любит. Джульетту любят. Чтобы услышать когда-нибудь на кухне простое "спасибо".
Вы просто посмотрите. Филипп Клодель снял в своей жизни один фильм. Ему хватит. Нам хватит.
Нам всем стоит учиться любви и терпению. К иракским переселенцам. К вьетнамским детям. К футбольным болельщикам. К старикам...
В этом фильме, оказывается, на 3-й просмотр всплывает главная тема – не возвращение главной героини, а семья. Есть плохие семьи, в которых не умеют прощать. С такими членами семьи можно не поднимать рук, чтобы обнять. Есть семьи, которые убили на войне – и будет новая семья. Позже, но это будет возможно. Есть друзья, к которым можно приехать на выходные. И тогда дети и взрослые будут играть в футбол, играть в прятки, а вечером, когда дети улягутся спать, взрослые будут сидеть за столом и вести интересные разговоры. Будут праздники, на которые будут собираться все-все. Надо будет ехать в роддом. Надо будет отметить новую работу. Не забыть про день рождения. Надо будет приготовить пирог. И самые близкие люди будут рядом. В суете они смогут остановиться на секунду и поблагодарить свою семью.
В силах каждого человека прожить такую жизнь. Возможно, кто-то не разделит с вами вашу любовь к Ориноко. Тогда человек останется один. Тогда человек уйдёт. Но рек в мире много и близкие ходят рядом. Нужно только всегда быть готовым стать к ним ближе.
Один из немногих фильмов, воспитывающий на уровне классической русской литературы, недаром помянутой в картине. Замечательная работа Кристин Скотт-Томас - прекрасное дополнение. Это редкость: фильм стоит смотреть не только ради хорошей актрисы. Фильм, после окончания которого вы не сразу вернетёсь в повседневность. Нас иногда нужно отрывать от земли. Нас нужно учить, что такое - семья, в которой люди любят друг друга. И показывать нужно, как красиво, когда за окном идёт дождь.
P.S. К сожалению, "Я так давно тебя люблю" мало известен. К счастью, это одна из лучших картин мирового кинематографа. Надо знать, где начинаются реки.
Фильм прекрасный! И в тоже время тяжелый. Очень рекомендую посмотреть...
Французам удается снимать глубокие фильмы...
"Стычки" с общественными стереотипами... Если человек провел в тюрьме 15 лет, значит он совершил что-то из ряда вон ужасное... Но порой жизнь складывается таким образом, что не оставляет выбора... Тяжелая судьба героини и что тут сказать: любовь реальная, чистая и понимание - они порой действительно спасают и дают надежду... Это фильм о самонаказании, самосуде...
Этот фильм о нашей, скажем так, мимолетной жизни с позиции вечности...
Что происходит и какими мы из происходящего выходим...
Еще раз - рекомендую!
Очень трогательный фильм о всепоглощающей любви... Не для просмотра с попкорном и колой. Актриса, исполняющая роль Джульетты, просто потрясающе выдерживает паузы: ты хочешь ей помочь, сам за нее ответить, раскрыться… Нет чрезмерного заламывания рук, излишней театральности, хотя рукам главной героини уделяется особое внимание: ее эмоции передают именно нервные пальцы, а лицо, жесты, слова.
Этот фильм сродни переходу через Рубикон. Вначале Джульетта, отсидевшая в тюрьме 15 лет за убийство собственного ребенка, воспринимается сквозь призму массовых стереотипов: «только не-человек может убить свое дитя – этому нет ни оправдания, ни объяснения». Да и сама Джульетта не очень-то и стремится кому-либо открыться, скорее, она пытается еще глубже уйти в свою раковину, отгородиться от сестры, с которой виделась с момента ареста, работников социальных служб, да и вообще кого бы то ни было… Но мало-помалу любовь Леа, ее приемные дети побуждают Джульетту вспомнить о том, что чувства за 15 лет тюрьмы не атрофировались: она нужна им такая, какая есть. И если в середине фильма Джульетта еще «не здесь» и отталкивает Мишеля, то в конце она «здесь», в нашем мире, она готова вновь начать жить. Она не амнистирует себя, «потерять ребенка – пожизненное заключение» , она просто дает себе шанс «условного» освобождения…
По окончании фильма остается какое-то щемящее чувство невозможности таких отношений в нашем азиопском обществе. Разве воспримем мы нормально, когда люди, которые сами могут иметь детей, сознательно идут на усыновление двух вьетнамских девочек? Нужен ли нам будет дед-маразматик, переживший инсульт, потерявший речь и проводящий дни напролет в библиотеке? А им он нужен. Сходство с Санта-Клаусом и Архангелом Михаилом позволяет считать его добрым духом, охраняющим эту семью. А кто или что хранит мою семью, что есть моя семья? Да есть ли она? Этот вопрос остается после того, как выходишь из кинозала…
Фильм про любовь, да. Про ее границы – или безграничность. Как в отечественной рекламе: "Любишь – докажи!" Только героиням фильма для этого приходится делать куда более сложные вещи, чем покупка золотой безделушки.
Можно любить, скажем, дочь – и отказаться от нее. Отрезать и забыть, словно и не было. Так поступают родители главной героини Жюльет (Кристин Скотт Томас). В итоге в семье, где было две дочери, по непререкаемой родительской воле остается лишь одна. Младшей сестре Лее (Эльза Зильберштейн) запрещено общаться со старшей, да и просто говорить о ней тоже. Но девочка не забыла Жюльет и каждую запись в своем детском дневнике начинала с обращения к сестре. Впрочем, это еще не показатель, хотя и помогает отбить обвинения в том, что "ты-про-меня-не-вспоминала-все-эти-годы". Важно то, что Леа, не утратившая нежного девического лица и превратившаяся в миловидную преподавательницу литературы плюс довольно известного специалиста в своей области, приглашает Жюльет пожить у нее дома. Сестру, с которой они не общались 15 лет. Потому что Жюльет сидела в тюрьме за убийство. Чем не подвиг – впустить в устоявшуюся счастливую жизнь женщину, отсидевшую немалый тюремный срок за убийство собственного ребенка? А у Леи, между прочим, двое маленьких девочек. Приемных. Удочеренных во Вьетнаме. Рожать сама она не рискнула: испугалась дурной наследственности и трагедии, случившейся с сестрой.
Фильм во многом про адаптацию. И тут все понятно. На первую работу Жюльет не взяли. Стоило потенциальному работодателю узнать, кого именно лишила жизни героиня, как он тут же погнал ее прочь. Контакт между сестрами налаживается медленно. Муж Леи относится к Жюльет с плохо скрываемым недоверием и кричит жене: "Как ты могла оставить детей с твоей сестрой?!" Когда один из друзей семьи пристал к Жюльет с назойливыми расспросами о ее прошлом, она прямо сказала что и как. Никто за одним исключением не поверил ей, потому что для обычных людей тюрьма – это что-то слишком далекое. Но стараниями сестры и новых знакомых Жюльет постепенно оттаивает. Она учит старшую дочку Леи играть на фортепиано, читает ей на ночь сказки и даже робко целует в щеку. Находит работу, старается наладить общение с коллегами, ведь быть "отсутствующей", т.е. полностью отгородившейся от окружающего мира, как у нее получалось в тюрьме, в обычной жизни не принято.
В фильме вообще воспевается радость и гармония человеческого общения и правильного мироустройства. Вот, например, идет Жюльет по улице с новым другом Мишелем, а мимо них проносятся люди на инвалидных колясках. Они гоняют на своих колясках по городу и радуются жизни! Или – выходной день за городом. Собирается несколько семей, детей берут с собой и развлекаются все вместе, дурачатся, играют, жгут большой костер. Семейные будни и нехитрые праздники показаны здесь весьма привлекательно.
Понятно, что главная интрига в мотивах убийства. Припертая к стенке сестрой, Жюльет, наконец, рассказывает, что произошло с ее сыном 15 лет назад. У нее все будет хорошо, ибо ей фантастически повезло: она не одна и ей говорят, что ее любят. В фильме есть персонаж, которому пришлось гораздо хуже, хотя в тюрьме он не сидел и его дочь здорова, правда, живет не с ним. Тем не менее, этот полицейский, у которого Жюльет должна отмечаться каждые две недели, не смог справиться с одиночеством и ненужностью. Поистине – all we need is love.