Поезда — это особая форма жизни, особенно для машиниста Хортена, которому предстоит совершить последнюю поездку в карьере перед выходом на пенсию. Но судьба решает по-другому, и поезд уходит без него. Из-за досадной неудачи Хортен вдруг теряется в пространстве заснеженной урбанистической Скандинавии, сталкиваясь на пути со странными людьми и их нравами. Фантасмагорическое приключение заряжает пенсионера силой и открывает ему тайны жизни, ранее недоступные в кабине машиниста. Сказочная комедия о горячем норвежском сердце и сопутствующем абсурде — самый добрый фильм фестиваля.
Трагикомедия |
16+ |
Бент Хамер |
26 декабря 2007 |
12 марта 2009 |
1 час 30 минут |
sonyclassics.com |
Машинист Одд Хортен (Ове, патологоанатом из триеровского «Королевства»), человек редкой внутренней дисциплины, всю жизнь живший по железнодорожному расписанию, в день выхода на пенсию неожиданно для самого себя сбивается с ритма. Испорченный домофон не пускает его на собственную прощальную попойку (та в итоге проходит в формате поминок), поезд, который он планировал напоследок повести, уходит без него, а сам он, будто провалившись в зазор между мирами, идет плутать по обморочным пригородам, аэродромам и лыжным трассам. Засыпает в бассейне, курит трубку возле цистерны с авиационным топливом, ходит по гололеду на дамских шпильках, навещает маму, пьет с мертвецами. Все это — не меняясь в лице, с большим достоинством.
Стоическая северная ирония, как русская духовность, латиноамериканская витальность, грузинское гостеприимство или петербургская начитанность, всегда отчасти ловушка для своих носителей. На ней всегда есть искушение выехать, как на саночках: даже если сказать особо и нечего, иностранцы, уверенные, что северней 58-й параллели родятся сплошные джармуши, в любом случае будут в восторге. Норвежец Хамер, одинаково ловко делавший абсурдистские национальные комедии («Яйца», «Кухонные байки») и жизнеописания американских алкоголиков («Фактотум»), всегда казался как раз таким обаятельным саночником, но «О’Хортен» определенно выбивается из его милой и необязательной фильмографии. Задавшись целью показать смерть как главный на свете хеппи-энд, самый лучший момент в меру увлекательной пьесы, он ухитряется не свалиться ни в сентиментальность, ни в загробную метафорику — пройти, как и его усатый герой, по границе двух миров. Путешествует машинист Хортон через долину теней или просто в Норвегии по вечерам на улицах много чудаков, сломал он себе шею или все-таки женился, умер или завел собаку — в том и штука, что любой однозначный ответ лишил бы это путешествие смысла и правдоподобия. Ведь и в жизни в таких ситуациях — а черт его знает.
тягучее, безразмерное говно...
Праздник кричащей банальности во всем: в сценарии, в операторской работе, даже в музыке. Старость, спящий ребенок, старая собака, незаметная смерть, проходящий в огне поезд.... пр осто энциклопедия избитых мест.
теперь мой принцип: посмотри на Волобуева - и сделай наоборот....
Один из лучших фильмов, которые видела за последние пару лет. Печальн ый и светлый одновременно... Огорчает только то, что тупые ублюдки зачем-то ходят на интеллектуальное кино. Люди, адекватно оценивайте свои возможности! Этот фильм тупым уродам не понравится. Не мешайте другим и не тратьте свое время.
Хортон! Отправляясь на фильм – думал о каком-то слонике с таким же (или похожим) именем и о том, что последняя скандинавская комедия, которую смотрел – «Самый главный Босс» - оч. даже понравилась. Вот и «Хортон» - тоже понравился.
Это - неторопливая сказка о том, что после выхода на пенсию – все только начинается. Можно и жизнь посмотреть – ту, что из-за спешки раньше не замечал вокруг себя. И на улице кому-то помочь, и в бассейне засидеться, и мамину мечту, наконец, осуществить. В общем - жить. Не только с 7 вечера до сна, но просто - жить. В удовльствие (надо сказать - скромное, но все таки).
Фильмов на эту тему много, но здесь манера подачи хорошая. Неспешная такая, скандинавская.
И вроде как ничего особенного, но душевно.
Добротный скандинавский фильм, воплощение скандинавского же стиля, изысканного в своей кажущейся простоте, но именно из-за этой простоты не дотягивающий до кристальной чистоты гениальности. Абсурдистская комедия положений, отсылающая то к архетипическому Карлсону, то к мотивам странствия сквозь снега в голове извивающегося дракона-поезда, оказывается еще и весьма пронзительной, доброй картиной. Захватывающая операторская работа тоже идёт в плюс этому кино. Немного удивляет двойной финал, но в абсурде всему есть место.
Одд Хортен (актер Борд Ове, небывало прекрасен) 40 лет смотрел на мир сквозь запотевшее окно в залитой ровным серым светом кабине машиниста моторвагонного поезда, но однажды вышел на пенсию. С такими удивительными последствиями, что лучше не рассказывать.
Если взять за аксиому, что скандинавы вообще плохое кино не снимают, то эта лента на фоне всех остальных – почти неудача. То ли норвежец Бент Хаммер вдохновлялся фильмами режиссёра «Песен со второго этажа», то ли Рой Андерссон всё исчерпал, но «О’Хортен» сделан и смотрится как вырезанная новелла из Du levande. Не самая к тому же изобретательная, довольно банальная, затянутая где-то на час. Что же до темы экзистенциальных приключений чёрствого до равнодушия героя, который в общей повседневности ищет жизнь, а встречает одних сумасшедших (например, чудаковатого обладателя куска метеорита), то мне больше нравится лента другого норвежца – «Неуместный человек» Лиена. Там в финале вместе с бунтарской надеждой билась эксцентрика, а здесь еле-еле прощупывается редкий, слабый, нитевидный пульс.