Москва

Фильм Отелло

The Tragedy of Othello: The Moor of Venice (1951, США, Италия, Франция, Марокко), IMDb: 7.6

6.8
оценить
Режиссёр:Орсон Уэллс
12+
1 час 33 минуты
Дата выхода в мире
27 ноября 1951
В ролях
Режиссер фильма «Отелло»
Орсон Уэллс
Умер в 1985 году в возрасте 70 лет
фильмов: 46
Великий американский кинорежиссер, сценарист и актер, окруживший себя ореолом мистификаций и фальсификаций (о том, что подделка может быть лучше оригинала, в частности, рассказывает его поздний фильм «Ф как фальшивка»). Начинал как театральный постановщик и звезда радиоэфира (его радиоспектакль «Война миров» по Герберту Уэллсу, сделанный в стилистике репортажа, здорово переполошил народ), но потом внимание Орсона всецело захватило кино. Его полнометражный дебют «Гражданин Кейн» по результатам двух опросов (среди режиссеров и критиков) был назван Британским институтом кино «лучшим фильмом всех времен». И тому есть простое объяснение: вклад Уэллса в развитие киноязыка грандиозен. На протяжении всей своей карьеры режиссер любил смешивать шекспировские страсти с изобретательными техническими решениями (среди любимых: нижние ракурсы, зеркальные отражения, игра теней). Не все его фильмы были удачными (чего только стоит треш-версия «Гражданина Кейна» — «Мистер Аркадин»), но среди несомненных шедевров «Леди из Шанхая», «Печать зла», «Процесс», а также «Третий человек», к созданию которого, не будучи режиссером, серьезно приложил руку. В поздний (так называемый «европейский период») Уэллс отказался от работы со студиями и посвятил себя независимому кинематографу, не успев, правда, закончить все фильмы, которые снимал. Однако права на один из них — «Другую сторону ветра» — в 2017 году приобрел стриминговый сервис Netflix, чтобы отреставрировать и закончить картину.
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о фильме «Отелло»

Фото M_Thompson
Фото M_Thompson
отзывы: 1370
оценки: 1383
рейтинг: 544
5

Вторая подряд экранизация шекспировской работы мастером американского кинематографа – Орсоном Уэллсом. Как и в прошлый раз, в довольно вольной трактовке. Открывается фильм траурной похоронной процессией, в которой зритель знакомится и проникается сочувствием к умершему Отелло прежде, чем погрузиться в калейдоскоп событий и сцен, приведших к столь печальному финалу, исследуя жизнь и любовь мавра по имени Отелло, знаменитого генерала, познакомившегося с женщиной по имени Дездемона, которая, да-да, не известно, молилась ли на ночь или нет. Но, прежде чем задать классический вопрос и совершить классический свой поступок, мавру предстоит доказать всем, что он не магией увлек свою любимую, а также попасть в липкие сети заговора, что приготовили для него его верный Яго, чьи уста источают мед пополам с ядом, а также влюбленный в Дездемону дворянин. Страсть, ревность и необузданный нрав яростного мужчины предопределяют нить событий.

По большому счету, при всем уважении к героическим усилиям Орсона Уэллса и захватывающей истории, гораздо более интересным в данном случае будет рассказать о том, как и сколько делался фильм. Идея снять «Отелло» пришла в голову режиссеру, когда он еще работал над «Макбет». Точней, в планах была картина «Сирано де Бержерак», но Александр Корда, который должен был руководить работой, продал права на экранизацию, так как нуждался в деньгах и Уэллс вернулся к шекспировскому наследию. Идея была по тем временам почти революционная и очень смелая – три четверти картины действия происходят на открытой местности с использованием натурной съемки, которая подразумевала под собой средиземноморское побережье. Точней, изначально вообще все должны были снимать в Венеции, пропитанной духом истории, однако денег столько найти не удалось, и группа переместилась в Марокко. Забегая немного вперед, стоит отметить, что именно Марокко является «родиной» картины.

Найти финансирование было довольно сложно. Американские инвесторы не хотели связываться с режиссером, который только что выпустил довольно спорный, скандальный и провалившийся в прокате фильм, да и тот факт, что главным героем «Отелло» является чернокожий мавр, тоже не привлекало продюсеров. Появился итальянский источник в лице продюсера Монтатори Скалера, но особо много он принести не успел, так как не вовремя обанкротился. В результате чего, режиссер сам финансировал производство картины, снимаясь в сомнительных по качеству, но весьма выгодных фильмах того времени, куда его устраивали друзья по кино-производственному цеху. Все эти сложности невероятно растянули съемочный процесс – у Уэллса не было ни денег, ни костюмов, и лишь только марокканские власти пошли на встречу, позволив снимать на своей территории.

Отсутствие костюмов в одной из сцен на раннем этапе работы обошли довольно элегантно, перенеся действия в одну из турецких бань где, понятное дело, герои бегали в чем мать родила и необходимости в костюмах не было. Потом, конечно, постепенно сдвинулись с нулевой отметки, хотя до того, как фильм был закончен, прошло больше трех лет. Снимали, где получится. Большинство сцен, как уже было сказано, были сделаны в Марокко, но что-то доснимали в Риме, а что-то даже в Венеции. В принципе, про это написана интересная книга и даже снят документальный фильм, так как событие, все-таки, неординарное. Так или иначе, к Каннам 1952 года «Отелло» был завершен, где и выиграл на фестивале Гран-При.

Из-за подобного вынужденного подхода к работе над фильмом, тот получился весьма лоскутным и рваным. Проблема усугублялась и тем, что у Уэллса не было постоянного человека, кто следил бы за вечно меняющимся сценарием, переписываемым время от времени, в силу изменчивых обстоятельств. Кроме того, режиссер применил циркулярную нарративную схему, похожую на ту революцию, что он совершил в «Гражданине Кейне», начав фильм с его финала. Начало фильма вообще подвергло некоторых критиков на попытки сравнения автора с российским режиссером Эйзенштейном, что для Уэллса было скорее комплиментом. В совокупности же с историей создания фильма, «Отелло» дает понять – Уэллс не просто так пришел в кинематограф, да и присутствие в кинематографе Уэллса тоже не проходной этап в истории мирового кино.

0
0
...
21 января 2013