Триллер, Ужасы, Драма |
16+ |
Шон Эллис |
18 января 2008 |
10 декабря 2009 |
1 час 33 минуты |
thriller-strah.ru |
Прекрасная женщина-рентгенолог Джина (Хеди), дочка американского посла в Лондоне (Дженкинс) и подруга французского архитектора (Пупо), приходит к отцу на семейный ужин по случаю его дня рождения. Зеркало, висящее в гостиной, вдруг само собой разбивается на мелкие осколки. Вскоре все меняется: милейший бойфренд превращается в злюку, окружающие поглядывают странно, на улице Джина видит точную копию самой себя, и даже у знакомой собачки появляется двойник.
На «Отражение» стоит смотреть внимательно: если неправильно выбрать угол зрения — или пару раз моргнуть в ненужных местах, — этот хоррор может показаться дешевой, бессмысленной чепухой. Между тем перед нами очень амбициозная и довольно виртуозная работа, вполне шьямалановского, скажем, уровня. Это как бы «Вторжение похитителей тел», снятое изнутри; мотив (два, если быть точным, мотива), который многократно обыгрывался в кино, но вдруг повернулся незнакомой и эффектной стороной. Другое дело, что Эллис сам делает многое, чтобы заслужить упреки в претенциозности: навязчивые вертолетные кружения над фостеровским «Огурцом», нарочито декоративные крупные планы, замедленные съемки, многозначительные паузы (из которых фильм по большей части и состоит) немножко подминают под себя и без того, кажется, хрупкий сюжет. Но и сюжет на самом деле гораздо прочнее, чем кажется, и в этих красивостях нет-нет да и проступает почерк по-настоящему большого режиссера. Которому можно простить и высокомерие по отношению к зрителю, и чрезмерное упоение собственным стилем, и раздражающую порой неторопливость. В конце концов, трудно обвинять человека в том, что ему нравится, как Лена Хеди расстегивает блузку.
Непонимание современным российским зрителем европейского кино доводит порой до совершеннейшего расстройства. Отражение - великолепный фильм, с эстетикой такой продуманности, что кажется режиссер видел все эти кадры в голове именно такими, какими мы видим и х на экране. Это фильм для глаз, не для ушей, не для ума, не для сердца. Для глаз. Это зрелище. Неторопливое, пугающее, чарующее, добивающее градус напряжения до максимума. Но ничего вам в фильме не объяснят и не разжуют. Ничего не будут вам втюхивать по поводу мироздания. Вам просто ПОКАЖУТ кино, а не ударят им по голове. Редкого достоинства фильм. Жаль, что это не всем очевидно.
Шон Эллис, известный в узких кругах по короткометражке Cashback, переделанной позже в довольно милую полнометражную киношку, вернулся в совсем неожиданном амплуа с фильмом "ужасов" Отражение / The Broken.
Судя по оценкам и отзывам, фильм оказался практически не понятым публикой, воспринявшей его исключительно как невнятный ужастик в духе Шьямалана про злобных допельгенгеров, вылезающих из зеркал.
На деле же Эллис использовал жанр ужасов не только для того, чтобы хорошенько попугать, но и для того, чтобы поговорить о других, более глубоких, но не менее пугающих вещах. Ситуация схожа с "ужастиком" Впусти меня Альфредсона, "фантастическим" Районом №9, "вампирскими" Воинами Света – все эти недавние картины примечательны тем, что, используя популярный массовый жанр или тему, поднимают несвойственные им социальные и психологические вопросы. Но если "Району №9" и "Впусти меня" вроде бы повезло – их нетривиальные смыслы все-таки считали и оценили, то Эллис с "Отражением", к сожалению, пролетел. Проблемы позиционирования, знаете ли.
Вместе с тем, триллер у Эллиса получился действительно пугающим. Причем играющим в основном на стимуляции наших собственных страхов, а не кричащим вам в лицо "бу!", неожиданно выскакивая из-за угла. И отыграны эти страхи мастерски. Скажем, в сцене, повторяющей "Кошмар на улице Вязов", прекрасная Лена Хеди ложится в ванну, но, в отличие от "Кошмара", никакие руки с ножами из пены не вылезают. Просто капли с потолка капают. Ничего фактически не происходит, но вам почему-то действительно жутко. Материал подается таким образом, что вы сами наполняете его всем самым ужасным, что можете придумать. Вы видите собственное отражение в зеркале, а не жуткого монстра, но иногда это страшнее, и зазеркальные страхи сами лезут наружу из наших глубин.
Кино по стилистике тяготеет скорее к европейскому. Фильм стильно снят, картинка яркая и запоминающаяся. Множество элементов напоминают Линча, особенно "Шоссе в никуда" (сам Эллис называет "Шоссе" в числе своих любимых фильмов) – звонящие в пустоте телефоны, темные коридоры с пронумерованными дверьми, линчевские отельные торшеры, ледяные постельные сцены отчуждения, нагнетающий атмосферу саунд, Лена Хеди опять же, напоминающая здесь Наоми Уоттс. Ну и Хичкок, конечно, тоже проскакивает тут и там.
Вообще, киноаллюзий можно отыскать множество. Но будь в фильме только это – остался бы он просто стильной страшилкой с хорошим бэкграундом. Заслуга же Эллиса в том, что эти классические формы он в итоге использовал для неприятного разговора о разбитых людях, потере самоидентификации, самоубийстве нашего подлинного "я", замене его на шаблонные бездушные оболочки, причем не на индивидуальном, а на социальном уровне, и т.д. Да, Кубрик проделывал подобное, правда на другую тему, еще в "Сиянии" 30 лет назад, но фильм от этого не проигрывает. Главное – разглядеть.
Всем советовать к просмотру не рискну, но если любите Линча или Хичкока – фильм для вас.)
Фильм не о чем. Фильм с огромным количеством неувязок. Фильм состоящий из сплошных недосказанностей. Фильм, героям которого не сопереживаешь. Фильм развивающийся так медленно, что смотри я его на ДВД, наверняка схватил бы пульт, чтобы перемотать и ... лишить себя таким образом главного аттракциона, который в этом фильме содержится - страха. Начиная с середины этот фильм становится реально очень страшным. Особенно если смотреть его в кинотеатре, когда не можешь остановить изображение, а стильная холодная картинка приковывывает внимание к экрану. Несколько раз в середине этого неспешного атмосферного действия я ловил себя на тех же ощущениях, что были у меня в детстве, когда по телевизору показывали что-то страшное - я прятался под стол и подглядывал одним глазом, готовый закрыть его в любой момент если станет СЛИШКОМ страшно. И в этом фильм такой момент был. Честное слово, был реально момент, когда я закрыл глаза, понимая, что просто не хочу дальше бояться, а меня сейчас напугают. И еще был момент, когда я в голос вскрикнул. Так что по части нагнетания страха фильм отработал на все десять баллов из десяти. Вы спросите, а разве не в этом задача триллера? Если триллер так хорошо выполняет свою задачу, почему же все-таки три звезды, а не пять? Потому что хочется кроме страха получить что-то еще - какую-то мысль. Был отличный фильм 1408, в котором задача нагнать жути была выполнена так же искусно. (Хотя Отражение едва ли не страшнее!) Но кроме ужаса фильм доносил до зрителя некую мысль, показывал перерождение героя, и за счет этого 1408 запомнился как более яркий. Когда заканчивается Отражение хочется только сказать - уф, кончилось. И забыть про этот фильм навсегда. Но страшно было реально!
Фильм на "троечку". Вроде и напряжение весь фильм усердно создается - серые краски, музыка соответствующая, и интрига присутствует, но сюжет очень затянут. Герои ходят в молчании, загадочно глядя по сторонам. Главная героиня целый час разглядывает в зеркале свой пластырь на лбу, а потом целый час его отрывает... С потолка льется вода - нет пойти к соседям сверху, скандал закатить, - героиня меланхолично смотрит на потолок, видимо, ждет, когда отвалится штукатурка. Ну и так далее. Даже малоприятная сцена в конце фильма, ради которой все, очевидно, и затевалось, не может примирить с этой тягомотиной.