Так где же ты, Усама Бин Ладен?















Идейный младший брат Майкла Мура документалист Сперлок делает вид, что ищет на Ближнем Востоке Бин Ладена.
Актеры
Режиссер-документалист Морган Сперлок, узнав о беременности жены, тут же отправляется на Ближний Восток, чтобы найти Усаму Бин Ладена и защитить семью от угрозы терроризма. Точки на карте (Каир, Тель-Авив, Газа, Иордан, Афганистан, Саудовская Аравия, Пакистан) — этапы компьютерной игры, в которой Сперлок не находит Усаму, но встречает много новых темноволосых друзей. Жена на другом конце света ходит на процедуры и по телефону робко намекает, что неплохо бы вернуться.
Приятно узнать, что здоровье и вес Сперлока, подорванные разоблачавшей фастфуд «Двойной порцией», теперь пришли в норму, но в его войне с бигмаком было все-таки больше драматизма и опасностей, чем в поездке к талибам. Фильм, который поначалу оживляет анимация и пародия на Mortal Kombat, довольно быстро превращается в примитивную аркаду: плохой журналист Сперлок преодолевает сотни километров, меняет десятки национальных костюмов, но не получает ответа ни на один из заданных вопросов. Ему далеко до Майкла Мура — провокатора, разрушающего барьеры восприятия, — и в отличие от муровского его самолюбование не подкреплено ничем, кроме желания собой любоваться. Насупленное молчание собеседников из-под черных бровей работает как остроумный прием один раз, два, но, черт возьми, надо ли было бросать беременную жену, чтобы выяснить, что Америка неспроста вызывает ненависть арабского мира, что среди мусульман есть хорошие ребята, а с исчезновением Усамы ничего не изменится?
Единственное, чем ценен фильм Сперлока (но это заслуга не режиссера, а материала), — мир тут предстает как палимпсест из мемов, ментальных вирусов и заблуждений, ни одно из которых не стоит принимать на веру. На фоне устаревшей концепции «во всем виноват Усама» и в контексте новой войны на Ближнем Востоке, это, пожалуй, лыко в строку, ибо сказано: ничто не хорошо и не плохо само по себе, а только в нашей оценке.