Москва

Фильм
Стеклотара

Vratne lahve, Чехия, Великобритания, 2007
О фильме
  • Стеклотара – афиша
  • Стеклотара – афиша
  • Стеклотара – афиша
  • Стеклотара – афиша
  • Стеклотара – афиша
Трагикомедия
Ян Сверак
8 марта 2007
1 час 43 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Яна Сверака

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

7
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
27 апреля 2014

Школьный профессор Йозеф Ткалоун (Зденек Сверак) однажды понимает, что уже слишком стар, чтобы преподавать детям, и решает уйти на покой. Точнее, на покой конкретно уйти у него не получается, не тот характер, чтобы просто сидеть дома, смотреть телевизор и читать газеты. Ему обязательно надо чем-то заниматься. И дело даже не в деньгах, он очень любит общаться с людьми. Он пытается устроиться даже курьером, развозить на велосипеде послания и посылки по Праге, но вскоре понимает, что уже не в той степени молодости, чтобы это было для него безболезненно. Когда он чуть выздоровел и пошел в магазин, то тут же устроился туда в отдел приема бутылок. Приятный коллектив – молчаливый напарник, тоже в годах, со слегка пугающим прошлым, да юный техник, который не пропускает мимо ни одной юбки, хотя юбки об этом не догадываются. Появляются постоянные клиенты, занятные ритуалы, шутки. Иными словами, пан Ткалоун не желает сдаваться без боя старости. Он даже видит эротические сны, которые однажды превратить в реальность, что заканчивается небольшим, но поучительным конфузом. Однако, гонка со временем – занятие заведомо проигрышное, хотя в случае с паном профессором, главное – это участие.

Один из лучших чешских фильмов 2007-го года, который проиграл в национальном конкурсе лишь только картине «Тайность» Алисы Нелис с Ивой Битовой в главной роли, но при этом получил приз зрительских симпатий. В некотором смысле фильм похож на какое-то косвенное продолжение культового фильма «Коля», снятого тоже Свераками. Здесь вновь Зденек Сверак не только написал сценарий, но и исполнил главную роль, тогда как режиссером фильма является его сын Ян. Забавно, что герой Сверака в этом фильме, как он сам, в прошлом был школьным учителем. Параллелей с «Колей» на самом деле гораздо больше, чем это выглядит на первый взгляд. Как и в картине, снятой за десять лет до этого, главный герой находит смысл жизни только тогда, когда вынужден заботиться о ком-то другом, пусть в случае с этим фильмом это не связано напрямую и становится очевидным, когда это чуть не становится слишком поздно – в своей гонке наперегонки с возрастом пан Ткалоун с трудом замечает проносящихся мимо него родных людей.

Сам Сверак-старший узнаваемо хорош. Этот персонаж ему замечательно подходит и он точно знает, что он хотел им выразить и какими чертами он должен обладать. Нет никаких претензий и к пани Даниэле Коларовой, сыгравшей многострадальную жену мечущегося в припадке активности старого человека. Она, кстати, частый гость в фильмах Свараков, поэтому тоже, можно сказать, ожидаемый результат. Персонажи второго плана достаточно живы и объемны, чтобы создать общее хорошее впечатление от как актерского состава, так и той атмосферы скромной и стеснительной красоты. У всех есть что поиграть, и все вместе играют превосходно. Другое дело, что где-то к середине фильма у повествования слетает цепь и драматургический маховик вращается впустую – сцены сменяют одну за другой, но развитие персонажей замирает, каких-то новых трений для движения сюжета дальше не возникает, темп слегка провисает. Но затем все возвращается на свои места, и картина делает замечательный финишный рывок.

В целом, стилистически и жанрово, фильм, опять же, близок к тому, что снимал Ян Сверак практически всю свою карьеру (если не считать крупномасштабный блокбастер «Темно-синий мир», который несколько выпадает из общего впечатления хотя бы по бюджету и тематике). Это на первый взгляд легкая комедия, полная забавных сцен и тонких диалогов, света и воздуха. Но при этом бессмысленной и бездумной ее назвать не получится. Конечно, ничего особо сложного Сварак не предлагает. Обычные семейные ценности, простые отношения между простыми людьми. Любовь мужа к собственной жене, отношения с дочерью, внуком, другом. Все то, из чего состоит настоящая жизнь. Никаких тяжеловесных метафорических конструкций и терзаний творческого характера. Все скромно, буднично и оттого еще более подкупает. Порой кажется, что снять запутанный фильм о людях, которых ты никогда, наверное, не встретишь в своей жизни, гораздо проще, чем снять хороший фильм о хороших людях, с которыми ты встречаешься каждый день в магазине. И не обязательно для этого ходить сдавать бутылки, конечно.

1
0

Подборки Афиши
Все