Киноафиша Москвы

Фильм «Темная звезда»

Dark Star (1974, США)

4.5
оценить
Кино: «Темная звезда»
Кино: «Темная звезда»

Клаустрофобический триллер про экипаж космического корабля

Клаустрофобический триллер про экипаж космического корабля «Темная звезда», который после гибели своего командира теряет контроль над собой.

Режиссер фильма «Темная звезда»

71 год Фильмов: 22

Карпентер всегда любил вестерны, но дебютировал с научно-фантастической комедией «Темная звезда», сценарий к которой написал автор «Чужого» Дэн О’Бэннон. Через пару лет режиссер снял свой первый шедевр — триллер «Нападение на 13-й участок», вдохновленный вестерном «Рио-Браво» Говарда Хокса. В нем режиссер продемонстрировал свое, пожалуй, главное умение: при минимальном наборе художественных средств добиваться грандиозного эффекта. Того же эффекта он добился в слешере «Хеллоуин», в котором саспенс создавался только за счет напряженной музыки (фирменный карпентер-кор) и геометрии пространства. Впрочем, режиссер преуспел не только в хоррорах («Туман», «Нечто», «Кристина», самый страшный фильм на свете — «В пасти безумия»), но и в сердитой и постапокалиптической фантастике: «Побег из Нью-Йорка», «Чужие среди нас», «Побег из Лос-Анджелеса». Не все картины Карпентара были удачными, как в финансовом, так и в художественном плане («Элвис», «Проклятие деревни Мидвич», «Вампиры»), но Карпентер не боялся экспериментировать и мог снять как крайне лиричное («Человек со звезды», «Воспоминания человека-невидимки»), так и гомерически смешное кино («Большой переполох в маленьком Китае»). В нулевые он практически оставил режиссуру и сделал разве что «Призраков Марса» да две по-хорошему сумасшедшие серии для хоррор-альманаха «Мастера ужасов» («Сигаретный ожог» и «Дитя тьмы»), а в десятые — скромную по художественным амбициям, но виртуозную по исполнению «Палату». Зато Карпентер не оставил сочинение музыки — и с разницей в год выпустил две пластинки: «Lost Themes» и «Lost Themes II».

Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о фильме «Темная звезда»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
538
7

Четверо разгильдяев-астронавтов мотаются с какой-то совершенно абсурдной космической миссией по вселенной, проведя вместе неисчислимое количество лет и к этому времени друг друга на дух переносят уже не очень, однако и цель их пребывания в безвоздушном пространстве далеко не ясна. Этакое "ожидание Годо в космосе", если угодно. Точней, миссия их озвучена - уничтожение нестабильных планет в звездных системах, подлежащих колонизации, но космонавты занимаются чем угодно, только не этим. Их капитан - командир Пауэлл - заморожен в криокамере после одного несчастного случая. На борту присутствует шароподобный инопланетянин, которого один из членов экипажа подкармливает, пока тот не бунтует и не начинает бегать по кораблю с разрушительными целями. Компьютерная система постоянно сбоит, что периодически грозит полным уничтожением корабля, а бомба, с помощью которой они должны уничтожить планету, внезапно обретает самосознание, задается вопросами и начинает философствовать на сложные темы. Сверхмалобюджетный фильм, полнометражный дебют Джона Карпентера.

В российском кинематографе такими фильмами бывают обычно дипломные работы кинематографических факультетов. С "Темной звездой" примерно та же история, не считая того, что снимался он не для какой-либо ученической задачи, а просто от любви к кино и фантастике, причем на собственные деньги, но в пределах Школы кинематографических искусств USC, где учился Джон Карпентер и его друг Дэн О'Баннон, который стал полноправным соавтором фильма, разделив с Джоном бремя финансирования проекта, который начался за четыре года до этого под названием "Электрический голландец", как очередной ответ кубриковской "Космической одиссеи 2001", которых в те годы было немало. Чуть позже сценарий, над которым работали друзья, сменил название на "Падение на планету" и уже чуть позже стал "Темной звездой".

Денег у студентов было настолько мало, что ни о каких профессиональных актерах речи идти не могло - играли их друзья по школе, а одну из ролей вынужден был сыграть сам О'Баннон. Однако амбиции у новоиспеченных фантастов были непомерны и сценарий содержал обилие различных технических наворотов и эффектов разной степени сложности. Внутренности корабля, которые и составили основную декорацию для фильма, строили сами из деталей, которые нашли на мусорке или смогли купить недорого. Но наиболее серьезно отнеслись к самому проценту съемок. Всего небольшая часть сцен была сделана бесплатно в институте, отснятый в подвале материал дорабатывали в профессиональных видео и аудио мастерских. Причем монтировали сами, при небольшой помощи друзей. Так, к примеру, макет самого корабля сделал тогда еще малоизвестный техник Рон Кобб, работавший позже дизайнером для "Звездных войн", "Чужого", "Вспомнить все", "Космических дальнобойщиков", "Индианы Джонс", сериала "Светлячок" и многого другого. То есть человек, который, по сути, и определил то, как должен выглядеть хороший космический корабль в современном кинематографе.

Когда в 1972 году фильм смонтировали, то поняли, что главная его беда - это то, что материала хватило только на 50 минут. То есть это уже не короткометражка, но и как полноценный фильм ее не примут. К счастью нашелся какой-то канадский спонсор, который добавил к бюджету 10 тысяч долларов и парни смогли добить фильм импровизированными сценами до полного метра. Впрочем, именно этот дополнительный материал и придал фильму то несерьезное настроение, каким он и интересен, так как оригинально "Темная звезда" был довольно серьезным фантастическим фильмом. А так получилось вроде и умелая пародия на "Космическую одиссею 2001", и оммаж немому кино в эпизоде с погоней за инопланетянином по кораблю. То есть все самые главные сцены были досняты исключительно ради того, чтобы нагнать хронометража.

Но для того, чтобы фильм стал действительно годен к прокату, потребовались еще деньги, которые принес Джек Харрис, застававший переснять некоторые эпизоды, что в свою очередь вызвало проблемы, так как "актеры" за два года уже сильно изменились. Он же помог и с профессиональным озвучиванием материала. Таким образом окончательная версия фильма была готова лишь к февралю 1974 года. К тому времени О'Баннон и Карпентер настолько натерпятся обид друг от друга, что решат больше вместе не работать, хотя друзьями останутся. Расстанется Карпентер и с Харрисом, так как тот оказался слишком требовательным в плане контроля над фильмом, а Джон, будучи поклонником Хоукса, всегда хотел иметь полное право руководить лично.

После премьеры фильма в Лос-Анджелесе о Карпентере в прессе заговорили как о талантливом, интересном и подающем надежды андерграундном фантасте. Отзывы рецензентов оказались необычайно лестны и полны похвалы. Казалось бы, можно было только радоваться, но Джон Карпентер, который никогда не скрывал, что он хочет снимать кино, на которое будут ходить люди, был разочарован - в прокате фильм провалился, зритель оказался не готов к столь тонкой сатире и недорогой фантастике, а большие голливудские студии, по той же причине, внимание на режиссера не обратили. Нужно было что-то в подходе менять.

0
0
...
28 апреля 2012
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
156
1

Даже для того времени напрочь кустарный, но в чём-то не самый хуёвый на свете фильм. Оно конешно, с одной стороны – это то ли глупая пародия, то ли глумливая стилизация на (и под) величайшую фантастику всех времен, снятую, сюрприз-сюрприз, Кубриком. Но здесь немало и истинно жутких моментов, и находок кой-каких визуальных, и некоторая даже психоделия туточки имеется. Особые аплодисменты, впрочем, хочется тута адресовать не столько Карпентеру-постановщику, сколько Карпентеру-композитору – музычка в «Темной звезде» сверхзачетная: жутчайшая и параноидальная до беспредела, что не без клёвости коррелирует с тупостью и юродивостью тутошних ебанутых героев с ихними дэбильными спорами и даунскими драчками. Ну и общая атмосфера картины – конешно, главная ее постфактумная ценность. Не знаю, как оно было в 70-х, но в 2010-х довольно занятно, а то и приятно посмотреть на эдакий смехотворно-футуристический примитив. Не менее убогая наша «Москва-Кассиопея» и вовсе ж культовым фильмом была (щас-то уже нет, пожалуй) – а мы сегодня зырим ее хоть и не без истерического смеха, но и с некоторым антересом: де, вот, любопытнейшее дело, от чего у совсем недавних вроде бы граждан дух буквально еще вчера захватывало.

0
0
...
5 октября 2011

Галерея
Добавить фото

Главная фотография: Bryanston Pictures