Киноафиша Москвы

Фильм «Берта по прозвищу «Товарный вагон»»

Boxcar Bertha (1972, США)

4.2
Кино: «Берта по прозвищу «Товарный вагон»»
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода:

История времен Великой депрессии про Берту Томпсон, активистку движения за права рабочих, которая вместе с бывшим профсоюзным боссом Билли Шелли, ставшим грабителем, вступила в борьбу с владельцами железнодорожной компании.

Режиссер фильма «Берта по прозвищу «Товарный вагон»»

75 лет Фильмов: 44

Американский режиссер итальянского происхождения, один из столпов Нового Голливуда и один из самых влиятельных кинематографистов на сегодняшний день (по результатам некоторых опросов, сумел обойти даже Годара и Спилберга). Фамилия Скорсезе — синоним словосочетания «авторское кино»: режиссер всегда стремился перенести на экран свое видение и понимание жизни, но помимо знаний имел нечто большее — художественный вкус. Несмотря на то что Скорсезе в первую очередь известен как постановщик гангстерских драм («Злые улицы», «Славные парни», «Казино», «Отступники»), он перепробовал себя в самых разных жанрах — от мюзикла («Нью-Йорк, Нью-Йорк») до комедии («Король комедии»). А когда местом силы стало телевидение, запустил на канале HBO сериалы «Подпольная империя» и «Винил». У Мартина было много лирических героев, но два самых главных альтер эго — Роберт Де Ниро («Таксист», «Бешеный бык») и Леонардо Ди Каприо («Банды Нью-Йорка», «Волк с Уолл-стрит»). Снимает в основном про Америку, но в двух своих исторических полотнах — «Кундун» и «Молчание» — совершил вылазку на Восток.

Отзывы пользователей о фильме «Берта по прозвищу «Товарный вагон»»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
3

Отец Берты (Барбара Херши) – пилот старенького самолеты, разбившегося во время окучивания очередного поля. Свидетелями этого трагического происшествия стали чернокожий авиатехник Вон (Берни Кейси), а также рабочий Большой Билл (молодой Дэвид Кэррадайн), которые по этому поводу устроили бучу и были уволены, включая и саму Берту, которая отправилась путешествовать по Югу Америки на пустых товарных вагонах (в честь чего ее так и прозвали). В пути она встречает проходимца и шулера Рэйка Брауна (Барри Примус), а затем и своих старых друзей – Билла, ставшего гонимым лидером левацкого движения и профсоюзным деятелем и Вона, проводящего свои дни в тюрьме в основном за то, что он чернокожий. Эта группа аутсайдеров решает сколотить собственную банду, чтобы грабить богачей, да себя не обделять.
Судьба компанию друзей ждет не самая легкая – их ищут все и с особым энтузиазмом, так как они не просто грабят банки, но делают это с особым политическим подтекстом (что бесит власти), а в их коллективе замечен черный парень (что бесит практически все население Юга). Даже профсоюзные лидеры, которым Билл приносит ворованные богатства, поведение одного из своих коллег категорически осуждают. Так что нет ничего удивительного, что однажды парни попадают в ловушку, в результате чего Рэйк получает смертельную рану, Вона и Билла отправляют на каторгу, а Берта, чтобы выжить, становится проституткой. Но это еще не конец истории, криминальный порыв не остановить. Что, впрочем, не отменяет достаточно кровавый и трагический финал.
Как это характерно для ряда фильмов того времени, эта картина – в первую очередь о свободе и стремлению вырваться за границы сковывающей коррупции (о чем недвусмысленно символизирует самый первый эпизод с самолетом). Больше всех, конечно, борется за свободу, выражаемую в лучших зарплатах и законах – коммунист Билл, который подан Скорсезе вообще в образе Мессии. И дело тут даже не только в финальной сцене, но и нескольких других эпизодах, например, где он читает свою лекцию о моральности на фоне изображения Христа – очередные послания режиссера, так и не ставшего церковным служителем.
Что же касается стилистического оформления фильма, то он явно выбивается из того, что снимал Мартин Скорсезе в те годы и какие-то постановочные особенности углядеть тут довольно затруднительно. Разве что в сцене в тюрьме можно заметить то, что станет фирменным приемом Скорсезе – камера выхватывает лица каждого персонажа, будто представляя его зрителю. В остальном же это довольно нехарактерная для него работа.
Может быть тому виной тот факт, что фильм этот Мартин снимал уже на практически готовом материале. Точнее, появился Роджер Корман, который увидел «Кто стучится в дверь мою» и она ему настолько понравилась, что он предложил молодому режиссеру полмиллиона долларов, 24 дня для съемок и готовый сценарий, правда с разрешением как угодно его править, но лишь бы там каждые 15 минут была сцена с голой женщиной или сексом (или и то и другое вместе). Скорсезе добавил туда игрока из Нью-Йорка Рэйка (собственное альтер эго), да пару персонажей с «говорящими» фамилиями – Пауэлл и Прессбургер.
Корман, кстати, который был продюсером ленты, слово свое сдержал и особо на режиссера во время съемок не давил, разве что просил добавить чего-то жанрово необходимого, вроде сцены погони, без которой гангстерский фильм гангстерским фильмом и не выглядит.
Но в результате фильм получился скорее кормановский, чем скорсезовский – много крови, насилия и секса, а также картонных героев, нелепых поступков и карикатурной морали. Единственный плюс из работы – посмотреть, как набивает руку великий в будущем режиссер, да тот факт, что примерно тогда Дэвид Кэррадайн подарил своему режиссеру книгу «Последнее искушение Христа», которая настолько Скорсезе понравилась, что вдохновила его на съемки одноименной картины.

Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Это то ли малосильный вестерн про 1930-е, то ли трэш-вариация «Бонни и Клайда». Продюсер – Корман, и это, как говорится, до хуя чего объясняет. То бишь это типичный американский эксплотешн конца 60-х – без дурости Расса Мейера, но и без его изюма, без своеобразного Рассового изящества. Просто паршивое кино – ничем не цепляющее. Ну да, мелькают сиськи, возникают на двуногих телах ненатуральные кровавые раны, все персонажи жестоки, коварны, подлы и эпатажны (в конце Кэррадайна, сорри за спойлер, даже распнут, словно бы Иисуса). И до чего ж это всё уныло – даже еще унылее закатившегося в темный угол мейнстримного американовского кино того же самого конца 60-х. Телевидение отныне правит миром, а кинотеатры тем временем пытается апроприировать Корман и иже с ним. Я-то люблю режиссера Кормана, но его продюсерские деяния отчего-то всегда выглядят слабейшими поделками, ненужными подражаньями – даже в тех редких случаях, когда эти поделки и подражанья ставили такие будущие мастера культуры, как Коппола и, значит, Скорсезе.

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить