Дриз — бывший барабанщик, который на протяжении уже очень долгого времени отдыхает от музыкальных экзерсисов. Однажды в его дверь постучали трое музыкантов из группы «Феминисты» и предложили ему работу. Только вот участники этого коллектива, как, впрочем, и сам Дриз, были весьма необычны.
Фильм «Экс-ударник» 2007 года является полнометражным дебютом бельгийского режиссера Коэна Мортье, взявшего за основу сценария картины скандальный роман писателя Хермана Брюссельмана. Данная лента имела большой успех на многих престижных кинофестивалях, вызывая у зрителя очень нетривиальную реакцию. «Экс-ударник» — это гремучая смесь жесткой социальной драмы с черной комедией абсурда, в котором остро ощущается влияние Ларса Фон Триера и Франца Кафки. Музыкальная группа, участники которой физически и морально неполноценны, в рамках художественного восприятия ленты становятся микрокосмом всего нынешнего человеческого существования. Зритель видит этих асоциальных героев глазами Дриза, персонажа еще более противоречивого, зритель видит их жуткую жизнь, реальную и ирреальную одновременно, видит всю бессмысленность такой жизни, в которой человек становится и не человеком вовсе, а дегуманизированным и аморальным существом, обреченным на угасание.
Фильм снят оператором Глинном Спекартом в мрачной и вгоняющей в депрессивное состояние манере. Обилие необычных ракурсов и натурализм происходящего делают фильм антиэстетическим, но правдивым. Грубыми мазками режиссер раскрывает характеры всех персонажей, не сочувствуя и не жалея их, лишь обнажая голые факты, соединенные с метафорическим видеорядом. Малоизвестные актеры играют своих персонажей ярко и реалистично, чему немало способствует отличный и сочный язык сценария. Отдельно хочется остановиться на саундтреке, ибо музыка в картине играет едва ли не самую важную роль, создавая в ней определенное настроение и усиливая внутреннюю динамику и ритм развития сюжета, обволакивая фильм в депрессивные тона.
Я рекомендую этот жесткий авторский фильм всем поклонникам европейского артхауса и черных комедий.
Если за сотворение музыки возьмутся полные неудачники, конченые уроды, физически не полноценные, а именно шепелявые вокалисты-насильники, глухие гитаристы-наркоманы, однорукие басисты-геи, то уж точно они будут играть не интеллигентный авант-фолк, а разнузданный, отвязный, туповатый тяжелый рок. Безусловно, им понадобится барабанщик, и они его найдут. Только будет барабанщик совсем без изъянов, кроме одного: он уже бывший барабанщик. Хотя приставка «бывший» вовсе не изъян, а объясняющий толчок, почему же он такой сейчас успешный, самоуверенный, умный, сильный, крутой и циничный.
Чем больше трэшовая (в прямом смысле этого слова) группа начинает сыгрываться, тем больше, в геометрической прогрессии растёт волна социальной мерзости, исходящей от музыкантов, включая в себя полный, красочный список вещей, от которых здоровая, успешная, отвергающая тяжёлую музыку и вообще всё, что выходит за границы нормализующих рамок, общественность будет морщиться во всё лицо дня три. Да ещё и ироничности придаёт тот факт, что происходит всё безумство в казалось бы с удачей законсервированной Бельгии. Но это же рок, а истинный рок оживает, материализуется в грязи, смешанной с кровью и спермой. Последняя жидкость изыскано высвобождается только у экс-барабанщика, чья жена не чурается подключать своих подруг в постельные потехи. В какой-то момент создаётся впечатление, что он пытается настроить, чернью пропитанных, согрупников на правильный ритм, поделиться с ними твёрдостью, умом, удачей, но ударник снова берёт в руки палочки ради потехи и самолюбавния. Он ненавидит всю низость ещё больше, чем вся обнормаленная общественность вместе взятая. Плюёт и казнит, имея большой член возможностей, но действуя также узко, как настоящая феминистка.
Чернушный фильм, в лишний раз доказывающий, что в этом мире есть мягкие, удобные места только для здоровых, красивых и удачливых, спасает находчивая визуальная подача. Она начинается с внешнего вида героев, точечно вырисовывающего типаж, и заканчивается подробным освещением интерьера жилищ, дополняющего образы. Будет приятно ассоциировать себя с везде и повсюду крутым экс-ударником. Осознавать при этом, что сам был бывшим в чём-то ужасном, и продолжать смеяться, ненавидеть и не замечать в говне тонущих. Разве что от запаха неприятно станет.