Фильм

Фильм Калейдоскоп

2008, Россия

Предоставлено пользователем: Кристина Вуйчич
1/5
СтранаРоссия
ЖанрыДрама
РежиссерОльга Дарфи
Продолжительность1 час 30 минут
Дата выхода1 января 2008
Режиссер, сценарист, драматург. Участница международных конкурсов («Лабиринт») и обладатель призов фестивалей «Святая Анна» и Worldfest (США). Ольга Дарфи известна как автор документальных телевизионных фильмов «Хакер», «Закон о наркотиках», сериала «25 современных российских писателей», а также как участник «Театр.doc» и автор проекта «Трезвый PR. Штрихи». Сейчас Дарфи предпочитает работать в кино, так как эта сфера, по ее мнению, предлагает больше возможностей.
3

"Авторы определяют жанр фильма «Калейдоскоп» как психоделическая драма. Это – картина про рекламщика, который решил заняться настоящим искусством. Он исследует окружающую реальность, провоцирует ее и снимает свои исследования на пленку. И реальность начинает ускользать. И это будет посильнее «Фауста» Гете. Режиссер Ольга Дарфи. В ролях: Андрей Кузичев («Папа», «Не родись красивой», «Май»), Владимир Скворцов («Штрафбат», «Любовь», Мария Беккер («Конвой PQ-17», «Чудная долина»), Денис Ясик («Граф Крестовский», «Тиски»), Елена Морозова и Анфиса Чехова. Андрей Кузичев: «Калейдоскоп – метафора реальности»."

искусствовед и словоблуд, я клюнул, на фразы: 1) "психоделическая драма", 2) "настоящее искусство", 3) "провоцировать реальность", 4) "снимать на пленку". фразы разворачивались соответственно: 1) психонавтика; триповые переживания; пренатальное и перинатальное; архетипическое; эмпатия; turn on, tune in, droup out; надрыв; красота преображенного мира; освобождение от аффективных состояний... или это уж я не в тему? 2) осознанное освоение и реализация мировой эстетической мысли - Платон, Августин, Гёте, Кант, Шиллер, Батай, Кокто, Бодрийяр и другие, в числе которых почему-то оказался и Тютчев со своим "Silentium"; 3) творческая, художественная провокация системы как минимум; как максимум - Поступок целостной самосознающей натуры, в следствии которое герой, конечно же, осознает в себе мессию и... полетели клочки по закоулочкам! 4) ну, снимать на пленку - это ж родное!

итого?

1) тотальная профанация психоделики. это уже не искусствоведение Хаксли и не внутренняя революция Лири, от них тут ничегошеньки нет. остались лишь визуальные и звуковые галюцинации. собственно, на этих двух эффектах и держится вся "психоделичность" картины - клавиши печатной машинки гремят, голоса басят, контуры мажутся, блики вспыхивают и т.д. "Слава психонавтам!" тут не воскливнешь - психонавтикой и не пахнет.

2) эстетика фильма тенденциозна по самое не хочу: скорость, много экшена; агрессивный, иногда брейкбитовый саундтрек; герои психуют на ровном месте, гоняют истерики, носятся, трепятся, пытаются шутить (а юная часть публики, конечно же, ржет, и ты знаешь, когда и где она заржет в следующий раз), отсутствие рефлексии. сплошной выпендреж. узнаваемые пафосные ракурсы. претензия на любительскую съемку, от которой на середине фильма начинает мутить. структурализм. назвать картину целостным артефактом мира искусства не удается, а вот "суммой приемов" (резких, острых и узнаваемых) - пожалуйста! не дышит - не живет, а детальки крутятся. вынул детальку - а оно все равно крутится. такая вот блудливая образность.

3) а вот реальность герой провоцирует не оригинально: тут он летит на машине по МКАД, тут он целуется с медсестрой в психбольнице, тут он... короче, тухло как-то провоцирует. ах да, а зачем он это делает? как же... а вот захотелось ему понять, что же реально, а что, значит, нет! и вот он толкает, толкает телеги в духе Пелевина, Бегбедера и Паланика, а потом выкидывает глупость в надежде: реальность должна отозваться, а нереальность - заткнуться! ну, для авторов в таких случаях главное вовремя вспомнить deus ex machina, а то не ровен час и правда драма выйдет. и авторы - ура?! - вспоминают-таки deus ex machina и резво выносятся на бабочке, которой снится, что она Чжуан Цзы. нет-нет, это не менты повязали героя, что вы, это галюны и всего-то! а может, это сценарий! и на самом деле - это герой повязал ментов! а можно даже и просто рубануть здесь - хрясь! - пусть будет спутанность сознания, разрыв логических связей. мы же ж тут не груши хреном околачиваем, а психоделику снимаем!

4) а про пленку - как ножом по сердцу, вот честно! прям по самому-самому сердцу! ведь само слово "пленка"... "пленка и дух - слова синонимы!" разве нет?!

вообще-то, тема иллюзорности материального мира уже зверско наскучила, и наскучила давно. черт его знает, почему киношники снова и снова возвращаются к ней, причем возвращаются неумело, не отрефлексируя все как следует. ну, ядрить-колотить, есть же курс философии, есть же религиоведение, да и вообще, уж сосали-сосали, сосали-сосали, не пора бы кончить? хотя, чего можно ожидать от того, кто ставит "равно" между психоделикой и галлюцинациями...

герои картины молоды. им, кажется, нет еще и тридцати. тем не менее, они живут в крутых квартирах в центре Москвы и гоняют - нет, не на Рено Логан и не на Форд Фокус, - гоняют на Ауди. когда эта молодежь трепется о деньгах, то треп ее настолько воздушен и невинен, будто деньги - как крошки в кармане. ну, знаете, когда кладешь себе в карман куртки сухарик, а потом от него крошки, и ты вытряхиваешь, вытряхиваешь их птичкам, крошки. вот. так же и с деньгам у героев. легко! легко и свободно! отпусти себя, друг!

стоит упомянуть и о хате главного героя (я еще не сказал, что его зовут Коля? так вот, имя его - Коля!): хата у Коли большая, просторная, светлая. по сравнению с его хатой, хата среднестатистического москвича - дощатый сортир в огороде. однако ж, все ж таки, надо бы и стыд знать: свечки из ИКЕИ на тумбочке - это хорошо. но вот еще бы полочку с книгами, да поставить туда Кастанеду и какого-нибудь Доктора Судзуки с Кришнамурти. а то уж прям совсем как-то далеко от народа...

и вот он, момент истины, поразил меня подобно сатори: а не списаны ли герои с авторов фильма?! и мне тут же, прям сразу же представились режиссер и сценарист! ну, сценарист-то ладно... его дело мы, старые работники литературы, знаем. но режиссер... и пусть будет так: девочка 23-х лет, которая недавно окончила ВГИК (а может и не ВГИК), которая недавно от нечего делать лизнула ДОБ, так, по приколу, которая затем, одуревшая, заявила папе: "Папа, я теперь режиссер! Я хочу снимать свое кино - не хочу смотреть чужое кино, хочу снимать свое!", которой папа дал денюжку и сказал: "На, доча, снимай кино, раз тебе так взбрело!", и доча сняла кино...

появления режиссера после фильма, к сожалению, никто не дождался. не пережив спасительного катарсиса и упустив возможность сказать: "не надоело ли маяться дурью?!", я вышел из зала в слегка расстроенных чувствах. на улице валил снег и щипало руки. на ступенях опустевшего подземного перехода гремел лопатой дворник.

21 декабря 2009
Все отзывы
Читайте также
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Сериал «Amore More»: эротическая трагикомедия против полиамории
Сериал «Amore More»: эротическая трагикомедия против полиамории
Сериал «Amore More»: эротическая трагикомедия против полиамории
11 новых российских фильмов, снятых за пределами Садового кольца
11
новых российских фильмов, снятых за пределами Садового кольца
11 новых российских фильмов, снятых за пределами Садового кольца
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость