Киноафиша Москвы

Фильм «Крик муравьев»

Faryad moorcheha (2006, Иран, Франция)

0
Кино: «Крик муравьев»

Философская притча о путешествии по Индии в поисках просветления.

Коммунист и мусульманка едут в Индию за просветлением. Местами красивый, претенциозный и удивительно глупый фильм одного из главных иранских режиссеров.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Роман Волобуев
отзывы:
531
оценок:
507
рейтинг:
11236
1

Иранский классик едет в Индию, философский трактат на ломаном английском

Иранский коммунист (Чокроллахи) и его религиозная невеста (Чад, очень красивая ведущая арабской службы «Голоса Америки»), оба на грани болезненного разрыва — он с Марксом, она с Аллахом, — пересекают Индию в поисках Совершенного Человека, который, как им обещали, объяснит, как жить дальше. Еще в начале пути попутчик-репортер говорит им, что все иностранцы, едущие в Индию за просветлением, — идиоты, но героев это не смущает. Тем более все остальные, кого они встретят, — от увечного дервиша до бомбейской проститутки — готовы с полуслова подключиться к разговору о том, есть ли Бог и если да, то куда он смотрит.

Исламский боевик в юности, звезда европейских фестивалей в 90-е, последнюю пятилетку Мохсен Махмальбаф ставит олимпийские рекорды в сегменте почтенной духоискательской пошлости. «Крик», впрочем, не такое испытание, каким был сделанный годом раньше «Секс и философия»: снятый большей частью на репортерский манер (в титрах кроме режиссера — оператор, звукооператор и длинный список таксистов), он часто выезжает на голой фактуре. Временами Индия играет тут саму себя, как когда-то в выдающемся махмальбафовском «Кандагаре» играл себя Афганистан, — но ее живой голос исправно тонет в потоке банальностей, транслируемом автором через героев. Жизнь если проскальзывает сюда, то по режиссерскому недосмотру: вот дерево, вот выразительное лицо, вот натуральная (так не сыграешь) мигрень в глазах актрисы, слушающей монолог партнера о том, почему он не хочет производить детей в этот несовершенный мир. Символизм, которым славилась «новая иранская волна», выродился в балаган, какого постеснялся бы Ким Ки Дук: героиня долго сидит с варежкой на лице, герой всю дорогу несет на себе стул (для тех, кто не готов ждать разгадку этого образа час сорок, у Махмальбафа есть короткометражка «Стул» — с теми же актерами). В самом начале картины некий отшельник, знаменитый тем, что останавливает поезд силой взгляда, признается путешественникам, что он не святой, а неудавшийся самоубийца, — просто машинист вовремя затормозил, а местные попрошайки теперь каждый день сажают его на рельсы, чтобы потом клянчить деньги у пассажиров. «Я у них в плену, заберите меня отсюда», — со слезами на глазах просит он. Идеалисты могут утешиться предположением, что где-то между строк Махмальбаф тоже шепчет нам что-то подобное.

8

Отзывы пользователей о фильме «Крик муравьев»

Фото hime
отзывы:
2
оценок:
4
рейтинг:
4
9

Безусловно, наиболее всего интересен этот фильм будет тем, кто был в Индии, любит эту страну и интересуется ее культурой. Хотя его история не только и не столько про Индию, сколько про "поиски себя в Индии" - что, впрочем, тоже довольно распространенная цель путешествий по этой стране. Философский, полный символических подтекстов фильм - бесконечно реалистичный и сюрреалистичный одновременно, завораживающий. Индия в нем предстает перед зрителем, как есть: во всей своей шокирующей неприглядности и захватывающей дух красоте, но, в то же время, ее непостижимая суть постоянно ускользает - проходит где-то мимо, совсем близко, но так и остается "за кадром" (собственно, это очень близко к восприятию Индии взглядом иностранца вообще). Показано много "жести", но это очень сильные и красивые сцены, добавляющие фильму глубины. Понравилось, что "простых индийцев" в фильме играют самые настоящие "простые индийцы", а не профессиональные актеры. Это усиливает "эффект присутствия", вовлеченность, добавляет фильму правдивости и реалистичности. Хотя, в то же время, эта реалистичность порою представляется абсурдной - что-то такое призрачное, "между явью и сном" - и именно эта особенность картины придает ей индивидуальность, силу и неповторимую прелесть. Великолепно передано состояние пары в кризисе - их обоих "колбасит" конкретно, но каждого - по-своему. Сцена первой брачной ночи пары (точнее, того, что из этого вышло) - одна из самых сильных в фильме. Понравилась и легкая недосказанность истории - нет навязанной точки зрения, нет детерменированных выводов - фильм просто заставляет задуматься о жизни. Ну и красивая картинка, конечно - Варанаси, в котором символически заканчивается действие картины, снят шикарно - словно еще раз там побывала. В общем, "цепляет" здорово фильм и заставляет задуматься о многом... Одна из лучших картин, просмотренных мной за последнее время и однозначно "must see" для любителей настоящего кино и настоящей Индии.

4
Фото Павел Л.
отзывы:
150
оценок:
281
рейтинг:
371
7

Иранский фильм "Крик муравьев" Мохсена Махмальбафа, снят в Индии, так как в Иране съемки данного фильма были запрещены.
Фильм полудокументальный, сложный, философский на темы жизни и смерти, любви и целей, человека и Бога, религии...
Основные герои - путешественники из Ирана - обезумевший и обозленный на мир бывший комунист муж и до глубины души верующая, религиозная, с нежными и красивыми чертами лица и тела жена. По фильму семейная пара находится на грани между поиском истины, заведением детей, и координальным непониманием друг друга. Даже когда жена разговаривает с индусами на английском языке, муж самопроизвольно говорит на французском, хотя английский на уровне понимания он знает.
В общем фильм показывает поиски истины о жизни и смерти супружеской пары, которая в процессе путешествия по Индии познает духовность, особенности жизни людей и отношения их с Богом.
Индия - показана документально. Это страна ненасилия, в которой 30 тыс. Богов. Люди, 99% которых находятся за чертой бедности, верят в этих Богов, благодарны им за жизнь, за кусок хлеба, за семью и за смерть. В фильме есть момент, когда путешественники едут по городу - кругом царит антисанитария, люди спят вместе с собаками на асфальте в мусоре, кучи голодных детей носятся за туристами или за некоторыми богатыми индусами, даже кадрами можно было понять какой там стоит запах. Это все показывается любительской камерой и тут рядом с повозкой бежит мальчик, который улыбается. Он такой же бедный, такой же голодный, но он улыбается. Чему он радуется в этой ситуации?
Название "Крик муравьев" появляется в середине фильма, когда актеры идут по пустыне и понимают, что их каждый шаг губит как минимум 1-го муравья. Женщина просит Бога очистить дорогу перед ней, чтобы не быть убийцей и не убивать муравьев. Она спрашивает его, слышит ли он крики муравьев? что он делает, для того, чтобы они не умирали? Такая параллель муравьев с людьми на фоне ужасов бедной Индии показывает взаимоотношения с Богом. В Индию едут люди с целью обрести спокойствие, понять себя, познать сознание и др. В конце фильма встречается немец (который, как мне показалось, немного по-фашистски относился к религиям вообще), который рассказывает про ритуалы индусов - показывают реальное сжигание тел перед Гангом. При этом он рассказывает про разницу между бедным и богатым - для богатого приготовлено много дров и он сгорает быстро, для бедного - мало, поэтому его сложно сжечь. Тогда его просто бросают в Ганг. В Ганге легко можно увидеть плывущий труп. Вместе с этим в Ганге все купаются, моются, пьют, и люди и собаки...Картина конечно впечатляет. Все равно это стоит увидеть.
В целом все наверное не рассказать и не описать, фильм очень насыщен смыслом и разными идеями.
Стоит только внимательно посмотреть на такие сцены, как: общение супружеской пары на тему заведения детей - муж против того, чтобы пускать своего ребенка в этот ужасный мир, а жена хочет стать матерью (на фоне вид из отеля - где одним полотном на улице спят люди - и старики и дети и женщины); общение мужа-иранца с проституткой в Индии и Богом власти; сцена поездки к Совершенному человеку и ситуация с мухой, которую таксист повез назад на место стоянки такси; общение с Совершенным человеком; сцена с бородатым мудрецом, который по легендам останавливает поезд глазами (на самом деле он просто сидит на рельсах, машинист останавливает поезд. после чего тысяча бедняков нападает на поезд и выпрашивает еду. старик просит его забрать, но бедняки не отпускают, старик - их хлеб и жизнь); общение с немцем на корабле по Гангу и другие.
В итоге ту истину, которую искали путешественники, описал Совершенный человек луком на листке бумаги. Вы поймете сами после просмотра фильма, но обратите внимание на старушку, которая просит Бога умереть и больше не рождаться...

спасибо

2
Фото Igor Sinelnikoff
отзывы:
413
оценок:
413
рейтинг:
362
7

Религиозный опыт — это то, зачем люди со всего света едут в Индию, несмотря на давно шагнувший вперед технический прогресс. То, что экзальтированные дамы считают новым вероучением, разочаровавшись в христианстве, исламе и других официозных организациях, в Индии существует несколько тысячелетий. Привлекательно, что страна, в которой 99% нищих, «страна ненасилия», по своей сути счастлива, а значит там истина, и там все особенные, ведь Бог создает бедняков, потому что их можно осчастливить не божественным социализмом, а чем-то малым, и нужно потерять все, чтобы насладиться каплей воды.

Мохсен Махмальбаф с высоты жизненного опыта приступил к религиозным исканиям посредством своих героев: иранского коммуниста, который не верит в Бога, потому что мир — гнилое место, и его жены, ищущей чуда, «новой веры». В поисках совершенного человека они пересекают Индию, ведя диспуты о сущности веры. Индия их глазами представляется в двух ракурсах. Глаза туриста, наблюдающие лишь самобытность, красоту шафрана и красок, экзотических бородатых аскетов, идолы вишнуистов и шиваистов, и в конце концов просто прекрасные ландшафты. Муж героини берет камеру в свои руки и демонстрирует нам уродство этой страны с ее невероятной бедностью и загаженностью. Он захочет увидеть Индию, мир, ее глазами, красивый мир, а в итоге она увидит мир его глазами. Но так как в авторском кино важна в первую очередь личность режиссера и его мессидж, то его восприятие восточной религиозности, сансары и социальной обстановки в стране остается неясным. Махмальбаф в сущности полон противоречий, которые сталкиваются в его картине на каждом шагу, разрушая логические цепочки. Вот вроде бы чудо, человек, который останавливает взглядом поезда, еще один грязный, якобы очередной просветленный индус, на деле лишь заложник попрошаек, которые с остановленных поездов собирают дань, а чудотворец так в прямо в камеру и говорит, что не он останавливает поезд, а машинист. И никакого чуда, дедушка просит его забрать и вернуть в семью, ибо он полон печали.

Да, в пути им чудес не встретится, зато будет полно странных людей, которые высаживают муху из такси, там где она залетела. Не отстают от подобных типов и путешественники. Раскритикованная сцена беседы главного героя с Богом, представленного в виде статуи быка, индийского бога власти, одна из самых любопытных в фильме. За нее Махмальбаф полноправно получил статус маразматика. Мужчина не может купить женщину, потому что покупают лишь вещи, поэтому он отдает ей все деньги, чтобы она побыла его столом, так как стул у него уже есть.

Стул — это отдельная история. Его таскают за собой по всей Индии, чтобы совершенный человек освятил его, в итоге бросают в кремационный огонь неприкасаемого. Тоже своего рода религиозный акт. Махмальбаф не рискует с образом совершенного человека. он банален и хорошо известен, он буддист, самый обыкновенный буддист, и говорит одну из самых известных истин, что все есть страдание — первая заповедь. И хоть буддизм давно и поголовно вытеснен из страны индуизмом, люди, показанные в фильме, также в это верят, мечтая, чтобы их сожгли в священном городе Варанаси, где оканчивают свой путь герои, разочарованные и усталые, и где у Махмальбафа кончаются деньги. Сложилось ощущение, что он сам надеялся постичь истину в ходе съемок, но так ее и не найдя отправил героев домой, процитировав известную мудрость, что весь мир можно увидеть в капельке росы в своем саду. Вместе с героями меня постигло разочарование, погоня за чудом и смыслом жизни окончилась кремацией и грязным Гангом, в котором женщина, притворяясь сама с собой индусской просветленной вместе с толпой грязных голых представителей низших каст совершает омовение.

И немудрено, что их путь зашел в тупик, и не оформился в связный посыл. Немец, бросивший работу и семью, и тринадцать лет живущий в Индии, не сообщил нам ничего нового, лишь подтвердив, что мир — дерьмо, и везде дерьмо это объясняют по своем, просто в Индии наиболее эзотерично и заманчиво, и лишь здесь люди способны услышать крик муравьев.

Мохсен Махмальбаф снял очень необычный для сегодняшнего времени фильм, продолжив традицию религиозных исканий. Пускай, кому то работа может показаться сомнительной, она ценна и любопытна уже тем, что есть.

1
Фото Kater
отзывы:
168
оценок:
542
рейтинг:
797
5

Растаманское кино для тех, кто любит Коэльо. По сюжету одна странная пара ищет в Индии Совершенного Человека (Копмлит мэн), и они всех спрашивают: А вы не знаете, где Совершенный Человек? И все знают, но как-то совершенно всем похрен на него, слишком много в этой стране святых и Богов ("у нас их миллион", - говорит герою индианка-шлюха). И этот Совершенный человек очень грамотно отшивает туристов, когда они к нему обращаются "Учитель! Помоги нам! Избавь нас от сомнений! Дай нам нового Бога". Он говорит им: "Дайте мне какую-нибудь тетрадку или ноутбук, я щас вам напишу". И потом его пророчество оказывается каким-то банальным стишком о том, что надо заглянуть в каплю на листочке. В общем, оказался умный мужик, в отличие от тех, кто жаждет просветления.
Такая вот притча о том, что "не там вы ищите". Или даже о том, что "кто ищет, тот не найдет". Мне этот момент понравится. Я тоже не уверена, что мы должны искать смысл жизни, а не он нас.

Еще в фильме есть интересный отрывок о том, что вся жизнь - дерьмо, оно вокруг нас, падает на нас, и разные религии относятся к этому по-разному. И далее перечисляется, как именно:
католик говорит: "Ты это заслужил"
мусульманин: такова воля Аллаха
еврей: почему эта вещь случается именно с нами?
буддист: это не дерьмо.
дзен-буддист: прислушайся к звуку падающего дерьма.

Собственно, шутка на уровне фишки.нет, но остальное еще хуже. Вообще, странное кино. Когда про нерожденных детей начали рассуждать при свете сотни свечей, ну чисто Звягинцев! Пафосно так и стена ободранная. А в конце автор увлекся документализмом - жженые трупы в Ганге, там же купание, и стало уже похоже на "непутевые заметки" или сериал бибиси.
В принципе, вопреки логике, тем, кто смысл жизни ищет, будет интересно это кино.

1
Фото Joseph_Mon
отзывы:
62
оценок:
63
рейтинг:
40
5

Пароходный растворяющийся звук, шум дождя, и вдалеке раскаты грома. Два человека на железнодорожных путях — девушка с закрытым перчаткой лицом, сидящая на деревянном стуле, и стоящий позади нее муж под зонтом из тряпичной ткани. Они отправляются в философское путешествие. Вообще, любое путешествие, по сути, есть философское, но здесь его таковым называет сам муж. Жену он уже почти не любит, она его любит, но издалека. И видно, что каждый отправляется не то чтобы на поиск своего какого-то нового ответа, хотя сюжетно так оно и есть, а больше на убеждение в правильности своего мировоззрения.

Оба поиска довольно привычны — мужчина чувствует себя выше бога, с презрением смотрит на все духовное, при этом чувствуется, что в душе он поэт, слишком уж мечтательно философствует, его жена — настоящая европеистичная исламка, преданная своему мужу во всем до последнего даже когда их отношения в общем-то уже никуда не ведут, но при этом сомневающаяся в своей вере, в своих решениях, в том, что ей нужно, поэтому и отправляется на поиски совершенного человека в надежде найти ответ своим терзаниям у него. Терзания каждого героя в фильме очень точно передаются и для психолога и зрителя это должно по идее быть очень интересным, потому что здесь нет классики взаимодействия героев, когда одно действе вызывает противодействие или реакцию другого персонажа. Получается, что, отправляясь вместе в путешествие, муж и жена отправляется каждый в свое, и исследование того, кто из героев к чему приходит, что слышит и что получает от всего увиденного, получает в эмпирическом смысле — происходит параллельными путями. Контакта прямого между героями почти нет, есть только редкие столкновения их мировоззрений.

Тут можно подумать, посмотрев фильм до конца, что ни один герой полноценно и законченно не приходит к ответу, хотя по мне так, так и должна происходить оценка мира каждым человеком, но если как раз предположить, что каждый отправляется в это путешествие с уже существующими представлениями, то полученные ответы являются неким конечным очертанием того, что итак уже было в героях. Правда их отношения это никак сюжетно не спасает, но зато вытаскивает каждого из них на поверхность самого себя, что в какой-то степени похоже на очищение и спокойствие — то состояние, к которому должен стремиться каждый. И здесь каждый герой к нему как я увидел все-таки пришел.

Для зрителя же картина представляется очень медитативной благодаря отличной музыке абсолютно не выбивающейся из самого потока картины, из потока мыслительной сути картины. Все на одном уровне и в этом картина многим даст жару. Множество простых мыслей, которые, да, известны людям, но здесь они так преподносятся, что четче их воспринимаешь и они проникают в тебя легче, здесь этому способствуют отличные визуальные образы — будь то горящий труп человека, закончившего свой путь в физическом мире, или те же пейзажи Индии, танцы под свою этно-музыку — это все затягивает. И лишая любой морали, фильм как река просто тянет куда-то и ты плывешь и плывешь и плывешь, видишь много нового вокруг, много уже известного, и растворяешься сам в себе, в своем мире. Такое вот отличное кино.

0

Галерея