Москва
6.2

Фильм
Юрьев день

Россия, 2008Смотреть в
Реклама
Религиозная притча о единении с народом - второй фильм Кирилла Серебренникова.

Столичная певица ищет в мертвом городе сына, развалившегося на архетипы. Духоискательский вариант «Сайлент-Хилла».

  • Юрьев день – афиша
  • Юрьев день – афиша
  • Юрьев день – афиша
  • Юрьев день – афиша
  • Юрьев день – афиша
Драма
14+
Кирилл Серебренников
12 августа 2008
18 сентября 2008
2 часа
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Кирилла Серебренникова

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

1
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20388
30 августа 2008
Культурная и насквозь лживая религиозная притча

Знаменитая оперная певица по имени, что важно, Любовь (Раппопорт) перед отъездом в Европу привозит сына (Шмаков) на свою малую родину в Юрьев-Польский «из ностальгических соображений». Городок ровно покрыт снегом и утыкан церквями, аборигены ходят в ватниках, а жены их все как одна красят волосы в рыжий цвет. Певица в экзальтации рекомендует сыну, неприятному юноше с комплексами, раствориться в российском воздухе, что тот вскорости и делает — не оставив никаких следов. Пока милиция в лице местного поклонника Глеба Жеглова (Сосновский) безуспешно ищет пропавшего, Любовь постепенно сливается с народом-богоносцем.

Исчезновение как метафора, страсти как жанр и падение как, в религиозном смысле, восхождение давно обжились в католическом кинематографе, и культурные, отлично ориентирующиеся в контексте люди — режиссер Серебренников и драматург Арабов — безусловно, видели, к примеру, австралийскую классику «Пикник у Висячей скалы», а вполне возможно, и бельгийский хоррор «Суд божий» (на который фильм похож куда больше) — «Юрьев день» при напускной посконности менее всего напоминает, условно русское кино. И режиссер, и сценарист прекрасно понимают, как это делается в цивилизованном мире. Как сюжет размывается в намеках, возможностях и недомолвках. Как рыжий цвет взрывается на белом. Как оконные рамы многозначительно складываются в крест. Как, если потребуется, разжевать самый твердый кусок — и вот уже героиня обмывает, склонившись, обнаженное тело с ранами на ребрах. Почему же «Юрьев день» за исключением некоторых сцен с участием артиста Сосновского выглядит таким невыносимо, почти карикатурно фальшивым? Почему хорошая актриса Раппопорт первую половину фильма играет так безобразно? Почему провинциалы-алкоголики у Арабова вдруг начинают излагать притчами на хорошем литературном языке? Я, честное слово, не знаю почему, да и не очень хочу знать. «Юрьев день» — кино, замешанное на мистицизме, антирациональное — тут либо credo, либо нет, на том придется и разойтись. Серебренников верит, что в российской глубинке разлит святой дух, хотя глубинке это и невдомек, даже когда туда придет любовь, одетая в рубище. Я верю, что Серебренников равнодушно все это выдумал.

38
1

Отзывы

7
olegfun.livejournal.com
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 13
8 сентября 2008

Пожалуй, трудно не удивиться справедливости народной мудрости, придумавшей поговорку "голь на выдумки хитра". Это и в жизни, и в кино, и в кинобизнесе очень даже верно. С примером такого подхода я ознакомился благодаря мысли продюсеров фильма "Юрьев день", организовавших предпремьерный показ ленты для блогеров ЖЖ в кинотеатре "35 мм".
Конечно же, как можно не задорого и, одновременно точно попадая в целевую аудиторию, сделать промоушн фильму? Ответ мы видим - ЖЖ. Люди, которые не интересуются культурными событиями, которые в кино ходят, как обряд отдыха, выбирая сеанс по принципу "как скорее начнется, а то нам еще в клуб успеть надо", они не будут целевой аудиторией данного фильма. Это кино "другое";)
Не буду рассказывать ничего о сюжете, итак уже рецензенты газет и журналов рассказали достаточно, даже слишком. Скажу только о впечатлениях во время фильма, после окончания фильма и наутро после фильма. Это стоит того.
Итак - фильм. Кино очень сложно начинается, как трудная книжка, типа "Войны и мира", где первые страниц 20 сплошной французский. (повторяю - говорю только свое впечатление).
Кажется, что ситуация, герои, место - вымученное, придуманное, карикатуризировано (какое слово я знаю!;). Постепенно, с развитием сюжета, ты понимаешь, что жизнь на экране тебя затягивает, хотя я, как человек цивилизации и мегаполиса не могу себя с этой жизнью проассоциировать все равно. Но это и не обязательно*.
И потом, примерно 1.5 часа фильма, или около того, ты испытываешь ощущения падения в кроличью нору... Причем в отличие от Кэролла, там нет банок с апельсиновым вареньем, хоть и пустых. Там есть жизнь...;)
Финал предсказуем и непредсказуем одновременно, не буду о нем больше... Но весь фильм произвел на меня тягостное впечатление, поначалу... Но как говорит наш любимый преподаватель русской литературы В.И.Мильдон: "Русская литература тем и была удивительная для западного читателя, что в ней герой меняется в процессе произведения, осмысливает себя..." (вольная цитата).
В общем - кино не развлекательное, поверьте мне. Это даже не "Изображая жертву", которую я очень люблю. Это очень хорошее художественное произведение, которое позволяет просто подумать. Необязательно ты согласишься с автором (или авторами, как в данном случае), но ты остановишься на 2 часа фильма среди нашей беготни и чуть получишь удовольствия от мысли, и самого процесса думания, не менее увлекательного и приятного, чем даже сексуальные игры или шоппинг.
Сравнение простое и очень лежащее на поверхности - Достоевский, Толстой, Чехов. Вы не развлекаетесь их читая. Но вы получаете удовольствие, если вы любите думать. Обратите внимание, что даже "Каштанка" - это художественное произведение с глубоким смыслом, а не детская книжка про собачку!
Одним словом, если вы любите кино за мысль, а не за попкорн и возможность пообниматься в темноте - это для вас.
А теперь о послевкусии наутро. Был летом на показе "Розыгрыша". Вышел с ощущением не только потерянного времени, но и с потерей, как говорил Остап Бендер, "веры в человечество";) Здесь же, другое. Фильм не мой. Не люблю я провинцию:))) Но кино оставляет светлое, чистое ощущение, что ты просто прочитал хорошую книгу, которая позволила тебе чуть задуматься. Хотя и не переделала тебя;)))
Завершу свои рассуждения резюме: идите на фильм - не пожалеете, поверьте мне. Может не понравиться, предупреждаю сразу, ну так и Булгаков не всем нравится... Хотя рано наших современников ставить в один ряд с классиками, но... это тяжелое для прочтения произведения. На экран нужно смотреть, желательно не отвлекаясь. Удовольствия и смеха - там мало, удовольствия для ума - достаточно. Тем более авторы сжалились над зрителем и дали ему леденец - детективную линию, с ней легче следить за фильмом, просто так кино было бы еще сложнее, это точно. Правда леденец тоже, арт-хаусный оказался;)
* В обсуждении после фильма, Кирилл Серебренников сказал, что фильм явился воплощением страхов его и Юрия Арабова перед настоящей Россией. Пожалуй, это верно;) Сами они, конечно, не были в подобной ситуации.

11
0
1
Евгений Прокошев
33 отзыва, 550 оценок, рейтинг 172
14 января 2009

На днях посмотрел драму Кирилла Серебрянникова "Юрьев день". Фильм авторский, сопровождается смелой операторской работой, но основные законы построения кинокартины не соблюдаются.. Да и какие здесь могут быть законы? Картина "вскрывает" сложную жизнь российской глубинки! Но почему-то к середине просмотра становиться уже не по себе. В происходящее вериться все меньше и меньше, благо режиссер не пытается этому мешать, допуская откровенные ляпы. Как холодной водой из ведра ошарашил момент посещения Любой монастыря. Почему послушник креститься слева-направо по католическому, а не справа-налево по православному? Ну нельзя такие ошибки совершать, если хочешь показать "скрытую духовность народа". Может быть, я живу не в той стране, общаюсь не с теми людьми? А совсем рядом, в соседнем маленьком городке жизнь испытывает людей на прочность, а так как жизнь сурова и не милосердна, выдерживают не все. Люди звереют, ломаются. Надежды нет никакой, кругом одни пьяницы и бандиты. Но все-таки в мусорном баке жизни, где-то между блевотой и картофельными очистками находятся люди, хранящие тепло и любовь в своем сердце..
На просторах паутины нашел такую цитату: "Драма Кирилла Серебренникова «Юрьев день» была удостона четырех наград на 61-ом кинофестивале в швейцарском городе Локарно— приза Молодежного жюри, приза Международной федерации киноклубов FICC/IFFS, за лучшее исполнение женской роли от независимых кинокритиков Европы приз получила Ксения Раппопорт, а также фильм был отмечен «Специальным упоминанием» Экуменического жюри". Очевидно, фильм снимался на западную публику. Кирилл Серебрянников в интервью так и говорит: "Фильм снимался для подготовленного, непростого зрителя. В Европе такого зрителя много, но я уверен, и у нас он тоже есть. Немного, но он тоже есть..". Осталось только поискать, ведь фильм поймет далеко не каждый, "быдлу" не понять, ну ни как. Ваш же покорный слуга себя народу не противопоставляет, поэтому фильм не понял. Совсем.

9
0
5
Сергей Наан
114 отзыва, 2302 оценки, рейтинг 698
7 ноября 2008

Посмотрел сегодня утром и до сих пор нахожусь в оцепенении, можно даже сказать в состоянии контузии. Писать об этом фильме боязно, слишком уж сильное действие оказывает он, последний раз меня так прибило еще в школьные годы, когда нас массово и культурно загнали всем классом на картину Элема Климова “Иди и смотри”
К слову, при всём моём уважении к Климову, я до сих пор уверен, что для детей с незрелой психикой, пользы от тех коллективных просмотров, было куда меньше, чем вреда.

Но тот фильм вроде как имел индульгенцию, претендовал на бескомпромиссную и жестокую правду о войне, а почему же “Юрьев День” из нашего вроде как мирного сытого времени погружает в такой ужас, бездну отчаяния, что “Сайлент Хил” становится доброй рождественской сказкой?

Я понимаю (или хочу понять) что это всего лишь притча про нашу действительность, про тех, кто и есть в этой стране НАРОД, как и про тех, кто его давно продал и предал, оградив себя бастионами, охраны, денег, клубов, социальной принадлежности.
Я понимаю восторженные слова, обращеные к сыну: "Вдохни полной грудью и растворись в этой действительности" Вот он и растворился, но ограничиться басней я, увы, не смог, поэтому при просмотре извёлся до полусмерти, отрешиться не получилось, прожил.

Как зыбки и ненадёжно эти границы нового Вавилона, какие-то 200 (не 2000!!!!) км от Москвы и другой мир, порой антимир, а попасть туда в силу судьбоносных причин может каждый, а вот каждый ли сдюжит? Так чего молчим и закрываем глаза?

Честно, я не причисляю себя к столь сильных духом. На месте героини я бы не смог так пассивно безотрадно страдать, я бы привлёк все те силы, которые были бы досягаемы для меня в мегаполисе, один в таком поле не воин..

Советовать смотреть не буду. Решайте сами. Если у Вас такой излишек позитива и положительных эмоций, что не справляетесь и полностью теряете реальность бытия, летая как воздушный шарик, то включите DVD, и смею заверить, что через час заснете, вспоминая увиденное как страшный сон.

Если же вы не боитесь, если сопереживаете чужой боли, если вас тянет к самым темным сторонам того, что для каждого разное, но все поголовно называют это одним словом “жизнь”, то рискните, может быть это именно тот кровоточащий катарсис, та агония, тот удар колокола, который напомнит, что скоро он будет звонить и по вам.

Тогда останется время что-то изменить, или хотя бы попытаться ...

8
0
9
Кирилл Папин
14 отзывов, 19 оценок, рейтинг 41
23 сентября 2008

Новый фильм Кирилла Серебренникова абсолютно не похож на его предыдущий фильм – «Изображая жертву». «Юрьев день» берет не динамикой и развитием сюжета, а скорее образами, яркими и глубокими. Сюжет заканчивается ровно тогда, когда пропадает сын героини. Все дальнейшее – череда образов, в которой нет общей сюжетной линии.
«Юрьев день» - это фильм о столкновении человека с прошлым и раздумья на тему «а что если».
Прошлое пожирает человека, превращая его из оперной дивы по имени Любовь в провинциальную Люсю, которая смотрит на себя в телевизоре как на чужого человека. Поиски сына приводят к столкновению с возможным будущим сына, которого уже не вернуть: зек-туберкулезник и монах – две противоположности, между которыми еще тысячи вариантов.
Постепенное пропадание колес машины, на которой приехала Любовь с сыном, кричит о невозможности возврата, побега. Прошлое стало настоящим, не давая возможности для будущего. Апогеем перерождения становится переплетение в одном крупном плане волос двух женщин одинаково рыжего цвета, самого популярного и единственного в городе цвета краски для волос. «Шанса может не быть, а билеты будут всегда».
Некоторая недосказанность дает возможность думать и развивать свои интерпретации происходящего, так как фильм не тычет зрителя носом, что очень важно.
Иногда проскакивают монологи сильно театральные, что тут же напоминает, что Кирилл в большей степени человек театра, делающий кино, красивое, атмосферное и интересное, но сложное и тягостное.

7
0
7
Mariza
12 отзывов, 39 оценок, рейтинг 29
21 сентября 2008

Фильм впечатлил. Хотя уверена, что многим он не понравится или будет не правильно понят. Да и я сама не скоро соберусь его пересмотреть. Это не комедия, хотя смешных моментов в фильме много. Это не трагедия, хотя страшных и трагичных моментов тоже хватает. Это скорее притча, и даже скорее мистическая. Как правильно подметила подружка - Дэвид Линч умер бы от зависти. Выяснила, почему такое название. "Юрьев день" на Руси был днем, когда крепостные крестьяне могли менять одного хозяина на другого, это некий день перемены участи, судьбы. Что и происходит с героиней. Скажу так - фильм заставляет задуматься... О России, о стране, где я живу. О судьбе отдельного человека. О том иррациональном, что есть в каждом из нас, в русских. Есть вещи в моей стране страшные...Есть ужасные... Но есть такие, за которые ты ее любишь какой-то животной любовью - эти бескрайние поля, за темные леса, за небо без конца и края...За то, что такие мысли возникли - спасибо режиссеру и всем, кто создавал фильм.

7
0
...

Подборки Афиши
Все