Красный пояс








Триллер про джиу-джитсу от пулицеровского лауреата Дэвида Мэмета.
Мастер джиу-джитсу Майк (Эджофор), которого жена (Брага) вечно пилит за то, что нет денег, спасает от пьяницы звезду боевиков (Аллен), который предлагает ему работу в своем новом фильме. Самурай-идеалист попадает в голливудскую клоаку. Новейшая, отчасти автобиографическая, работа мастера разговорного жанра Дэвида Мэмета; в главной роли — британская звезда Эджофор («Американский гангстер», «Реальная любовь», «Kinky Boots»), играющий тут с выражением лица, прославившим Уилла Смита, — «ребята-что-я-тут-делаю».
Темнокожий специалист по боевым искусствам Майк Терри (Эджофор) руководит затрапезным кружком джиу-джитсу, едва сводя концы с концами. Знакомые зовут его драться за большие деньги в сомнительном шоу, но он, идеалист, предпочитает благородную бедность. Однажды Терри вступается в баре за кинозвезду (Аллен), решившую выпить рюмку без охраны, — в благодарность тот приглашает его инструктором в свой фильм. Вскоре, однако, герой теряет все, кроме чести.
«Красный пояс» заранее казался если не курьезом, то уж по крайней мере затеей с двойным дном — в слишком разных культурных плоскостях находятся Мэмет и кино про драки, — и тем большую оторопь он вызывает у посмотревших: нет же, все всерьез, путь воина, уважай противника, бой заканчивается еще до его начала и прочая философия для чайников из фильмов с Ван Даммом. С другой стороны, долой предубеждения, почему бы и нет, собственно. Лучшие сценарии Мэмета, так или иначе, про человека в условиях естественного отбора, про капитализм, проще говоря, и бизнес на драках — ничуть, в сущности, не менее интересный фон, чем недвижимость или политика. Некий диссонанс рождается, пожалуй, из столкновения прямой, как удар в челюсть, линии главного героя и невообразимой — с трудом, по правде, объяснимой логически — паутины обманов и предательств, в которую Мэмет его опытной рукой направляет. Странно, то есть, стыкуются середина фильма и его финал: оказавшись в центре лабиринта, Терри (чей единственный недостаток — это излишнее благородство) просто крушит перегородки ногами, благо умеет. А словесная эквилибристика упирается в угрюмое молчание человека, знающего истинную (небольшую, стало быть) цену слов. Но это все ерунда: если «фильм с Ван Даммом», написанный Дэвидом Мэметом, — это и не предел мечтаний для нормального мальчика, то что-то бесконечно к тому близкое.
Это – мошенническая история-мистификация о чернокожем мастере джиу-джитсу. Вот, он красавец с жиденькими вьющимися волосенками, бывший чемпион, укутанный в опрятное белоснежное кимоно, стоит на матах и медленно проговаривает мускулистому ученику-копу главный принцип единоборств: «выход есть из любой ситуации, его нужно только отыскать». Коп в это время выбирается из удушающего захвата: его вены предательски набухают, одышливое дыхание работает как вычитающий счетчик, через 10-20 секунд он сляжет. Неподалеку притормозит автомобиль, оттуда выскачет запуганная девушка по имени Лаура, которая приехала непонятно куда, непонятно зачем, посреди ночи; она ворвется к ним в спортзал и случайно разобьет оконное стекло. Это положит началу трагической истории то ли бытовых случайностей, то ли масштабного заговора, где борцу-идеалисту Майку придется искать свой выход.
Удивительное, конечно, дело, но любая, кажется, попытка внятного пересказа «Красного пояса» изначально обречена на провал в силу обстоятельств типично маметовских. Театральный драматург и уже готовый киноклассик Дэвид Мамет – большой мастер отводить зрителю глаза. На первый взгляд, мы имеем дело с простеньким рукопашным боевичком ванн-даммовского типа о противостоянии честного борца с миром продажных букмекеров и нечестных на руку телевизионщиков. Но Мамет - не столько снимающий кино, сколько его моделирующий за счет пауз, сюжетных скачков и повисающей в воздухе недосказанности, – в строгом смысле слова занимается грандиозным мошенничеством: намеренно преломляет мотивы, добавляет предательские удары со спины, постоянно подыгрывает главному герою, используя при этом дурацкие подтасовки и сомнительные допущения. В итоге превращает довольно простое кино в изумительно выверенную притчу о восстановлении справедливости.
На примере героя Чиветела Эджиофора (злодей из Миссии Серенити) режиссёр показывает полную беспомощность конкретных людей, не сумевших интегрироваться в общество. Какими бы чистыми и до неприличия устойчивыми не были их принципы, они непременно будут подавлены системой. Так и в фильме, узнав о подставных поединках, Майк оказывается в полной изоляции: теперь он не нужен ни продюсерам, ни друзьям, ни красавице жене, ни даже своему дурацкому самоутверждению. В реальной жизни обычно происходит утрата собственных иллюзий, однако Мамет чуть скрасил финал фильма. Критики сразу же поспешили написать: «автор ушел в сентиментальность, разнюнился». Но это та режиссерская слабость, тот идиотский закон преувеличения, который следует прощать. На последних кадрах возникает помимо прочего такое чувство, что всего этого фильма никогда и не было вовсе, как тех истинных воинов-самураев, которые на всем протяжении истории приходили из ниоткуда, уничтожали вероломные царства, сражаясь в полном соответствии со своей совестью и честью, а затем растворялись, уходя в никуда. От них не осталось ни пыли, ни праха; только – переходящий из рук в руки красный пояс, перед которым в конце стоит чернокожий мастер джиу-джитсу, смиренно склонив голову.
Давно не видел подобных фильмов ...
Экзистенционально-медитативное кино о бесконечной преданности человека своим идеалам.
Когда все вокруг против тебя, даже любимый человек и, казалось бы, нет выхода из сложившейся ситуации, именно тогда мы и можем увидеть кто мы на самом деле, насколько значит для нас то, чему мы посвятили свою жизнь.
По духу фильм в какой-то степени похож на "Пес призрак. Путь самурая" Джармуша, но в последнем наблюдаем несколько комичный ( в особой Джармушовской манере и приемах) показ глубоких идей. Здесь все и серьезно и просто и завораживающе.
Побольше бы таких фильмов.
мама мне всегда в детстве говорила, что у меня обострённое чувство социальной справедливости и что с этим мне будет трудно жить... она была права, но слава богу это "чувство" мал помалу прошло, а вот у главного героя нет...
**
я долго не мог понять почему мой тренер по боевым искусствам несколько "холоден" к нам - удаётся тебе приём - хорошо, не удаётся - ну и ладно, потом получится... меня это всё бесило - ну ты же учитель, ну подскажи что не так, прояви заботу об ученике!!... просто я не сразу понял то что этими уроками он на хлеб себе зарабатывает, и ничего больше... как говорится "ничего личного, только бизнес"... а вот для главного героя всё именно наоборот "никакого бизнеса..."
**
фильм очень понравился! давно я не видел такого чистого фильма про традиции в единоборствах - тут как бы и жизнь реальная узнаётся и отчётливо обозначено что "есть вещи на порядок выше"
Очень непростое я бы сказал, психологическое кино. Главному герою предстояло выбрать: стерпеть унижение, проиграть, но при этом сохранить свой спортзал. Или отстоять свою честь, дать бой несправедливости, остаться верным самому себе даже при этом потерять, скорее всего свой спортзал, свою работу. У нашего героя хватило мужества дать бой несправедливости. Финальная сцена восхищает не умопомрачительными финтами используемыми в поединке, а правдоподобием сражения. Победить или умереть, для главного героя это равноценно. Думаю кто посмотрит этот фильм не будет жалеть о потраченном времени на просмотр этой ленты.
Смысл фильма можно выразить словами Курта Воннегута: "Погибнет все, любовь сгорит, лишь благородство победит".
Когда-то я был подростком. И смотрел много фильмов о боевых искусствах. Однако, когда я вырос, я вырос и из этих фильмов. С примитивными сюжетами, простыми, картонными героями, слабые по работе режиссёров, они уже не привлекали. В этих фильмах радовали иногда только бойцы-каскадеры и операторы.
Фильм Мэмета - это редкая возможность, с большим удовольствием, посмотреть фильм о боевых искусствах взрослому человеку.
Я смело ставлю ему 5 звезд в жанре фильмов о боевых искусствах. Очень хорошая работа.