Киноафиша Москвы

Фильм «Право на убийство»

Righteous Kill (2008, США)
6.6
оценить
0:00 / 0:00
0:00

Право на убийство

Право на убийство (англ.)

Смотреть трейлер

Полицейский детектив с Робертом Де Ниро и Аль Пачино

Пенсионерский полицейский детектив, второе (для придир — третье) в истории совместное выступление Де Ниро и Пачино.

Актеры

Режиссер фильма «Право на убийство»

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Роман Волобуев
отзывы:
523
оценок:
503
рейтинг:
10910
1

Незадача с двумя великими актерами

Люди в темной комнате смотрят видеозапись, на которой полицейский пенсионных лет (Де Ниро), сложив лицо кукишем и потупив усталые глаза, признается, что за 40 лет службы как-то разуверился в правоохранительной системе. А разуверившись, убил: детоубийцу, сутенера, торговца оружием, священника-педофила, русского; всего в районе дюжины человек, каждому из которых написал обидную эпитафию в стихах. Поймать его долго не могли, поскольку свое дело он расследовал сам вместе с напарником (Пачино). «Мой напарник — хороший человек», — говорит подследственный. «Мой друг, он иногда как бешеный бык», — чуть позже сделает ему ответный комплимент напарник.

Когда понимаешь, что почти мистическая дистанция, которою эти двое держали тридцать с лишним лет, нарушена ради такого вот обмена любезностями, хочется скорее кого-нибудь убить — и это еще до шуточки про бешеного быка. Банальность, что кино стоит на иллюзиях и мифах, но это правда был прекрасный миф и одна из лучших иллюзий, что если Пачино с Де Ниро свести в одном кадре, экран разорвет. Умные люди берегли и подкармливали этот миф. Коппола в «Крестном отце» развел их по разным временным пластам. Майкл Манн в «Схватке» дал, по сути, одну совместную сцену, которую снял «восьмеркой», так что их лица ни разу не появляются на экране одновременно (план, где видно обоих, — специально для энциклопедий, в фильме его нет). Третьесортный режиссер Эвнет, в руки которому старики попали по какому-то преступному недосмотру судьбы, подошел к вопросу c кретинской щедростью Хоттабыча, вбрасывающего на футбольное поле 22 мяча, чтобы все были счастливы. Чем больше, тем лучше, так ведь? И вот Бобби c Элом вновь и вновь втискивают свои бесценные потертые лица в слишком узкий для них двоих кадр, как влюбленные в фотобудке. Хлопают друг друга по плечам и поясницам, чуть ли не целуются. Несут по бумажке какую-то сериальную белиберду, бесконечно стоят, облокотившись на столы, как будто они Томин и Знаменский (Гуджино к тому же играет судмедэксперта, своеобразную Зиночку). Всегда обидно видеть хороший инструмент в руках у остолопа. Но когда человек в правую руку берет Гварнери, в левую — Страдивари и пытается играть на них как на ложках — это уже не обидно, это караул, на помощь, милиция.

45

Отзывы пользователей о фильме «Право на убийство»

Фото BigBigZ
отзывы:
67
оценок:
68
рейтинг:
475
1

Стареющие детективы Терк(Де Ниро) и Рустер(Пачино) принимаются за дело серийного маньяка, который убивает с поразительным профессионализмом избежавших наказание преступников. Рустер примерно на середине фильма говорит, что убийца - коп. Терк не верит и становится главным подозреваемым. Джо Эвнет продолжает дергать за ниточки.

Писать о "Праве на убийство" чрезвычайно тяжело, тебя всегда преследует чувство вселенской несправедливости, сравнимое разве что с уходом Джордана из баскетбола или с безбожными пытками над ресторанной едой в микроволновке. Двум великим режиссерам Копполе и Мэнну, хватило ума сводить двух великих актеров только на постерах к фильму, ремесленнику Эвнету, к сожалению нет.
Вообще "Право на убийство" смотрится как вторая серия "88 минут", предыдущей, прости господи, работы режиссера Эвнета. В целом неофициальная дилогия похожа на средненький полицеский сериал, где чтобы узнать кто убийца надо лишь легонько нажать на педаль мозгового акселератора. В "Праве на убийство" вычисляешь "темного рыцаря" к концу второй трети фильма, в сцене с маэстро Тактаровым, которая становится единственным умилительным пятном на бледно бежевой рубахе Эвнета. В итоге, вместо Хичкока, на протяжении двух часов Эвнет дает свихнувшегося фальшивого Шьямалана, спаренного с худшими сериями "24 часов", конечно, без пришельцев, необъяснимого, но с Де Ниро и Пачино, что намного печальнее.

7
Фото A78
отзывы:
3
оценок:
783
рейтинг:
12
1

Безусловно, этот фильм станет классикой. Первым номером в разделе «Чего никогда и никак нельзя делать». Данный киноопус понравится только тем, кто смотрит кино наверное второй раз в жизни.
Насколько я уважаю Де Ниро и горжусь Тактаровым настолько же я недоумеваю по поводу Аль Пачино и выбора им ролей последние лет двадцать. Он упорно не собирается выпадать из удачно когда-то взятого образа. Единственное нескучное исключение — роль в телепроекте Ангелы в Америке, да и там его герой не сильно отличается ото всех других сыгранных им персонажей. Самое ужасное, что может произойти с мастером подобного масштаба — это стать самопародией на глазах у целого мира, что этот мир последние два десятка лет и наблюдает. В одном интервью Джон Малкович подметил: если все знают, какие роли тебе подходят, значит ты не состоялся как актер.
Де Ниро же спасает чувство юмора и здоровая доля самоиронии, периодически его заносит может быть не в самые удачные, но уж точно абсолютно разнообразные проекты, где он переиграл по-моему все мыслимые типажи и характеры.
Не знаю, какие у двух «монстров» личные отношения, но в кадре явно чувствуется неприязнь, лишний раз в глаза друг другу не смотрят. Кроме того, видеть двух сильно пожилых людей, которым впору изображать президентов в отставке или хотя бы бандитов-аферистов на пенсии, в ролях действующих полицейских детективов, как минимум смешно. Удивительный эффект: фильм становится более-менее смотрибельным, когда в кадре нет или одного или обоих сразу! Для полного веселья надо было позвать Дастина Хоффмана на роль полицейского начальника, или психолога, или дьявола, или еще кого-нибудь. Да и чего мелочиться — Джек Николсон и Гэри Олдман тоже не помешают. Но в конечном итоге ответственность все равно лежит на режиссере, и в очередной раз мы имеем изрядно погнутый и не до конца забитый гвоздь посредством микроскопа.
Про остальных актеров говорить как-то нелепо — все удачные или неудачные их работы, тут выглядят как взрывы хлопушек на фоне ядерного гриба.
Для тех, кто считает этот фильм «неплохим триллером», объясняю: триллер — это когда страшно, непонятно и интересно. Плохих триллеров не бывает, и как следствие — неплохих тоже. А этот фильм — настоящее наказание для киномана.

5
Фото Сергей Кузьмин
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
5
3

Если собрать вместе девять беременных женщин, все равно ребенок не родится через месяц. Если собрать вместе двух гениев американского кино, то фильм не обязательно получится гениальным. Даже просто хорошим.

Я говорю о картине режиссера Джона Эвнета (по сценарию Рассела Гевирца) «Право на убийство», в которой всего второй раз за их блистательные параллельные карьеры сошлись на экране великие актеры Роберт Де Ниро и Аль Пачино. Впервые они были вдвоем на экране в криминальном триллере «Схватка» (1995). Их сцена в ресторане длилась всего 7 минут. Но тогда два мастера смогли за малое время сказать так много о своих персонажах – рефлектирующем гангстере Де Ниро и разочарованном в жизни и полицейской службе детективе Пачино.

В «Праве на убийство» Аль Пачино снова играет полицейского детектива, а Де Ниро на сей раз – тоже коп. Фильм начинается с энергичного монтажа сцен в полицейском тире, где нам представляют двух пожилых детективов – Турка (Де Ниро) и Рустера (Пачино). Несмотря на пенсионный возраст они несут службу в полиции Нью-Йорка. Знаменитое чеховское ружье, которое должно выстрелить, здесь (американская нетерпеливость!) стреляет сразу – герои упражняются в стрельбе из пистолетов и автоматов. Оба попадают исключительно в десятку, так что остается только ждать, когда они на деле разрядят свое табельное оружие. И в кого.

Но до этого нас втягивают в игру-угадайку: кто этот серийный убийца, который, разочаровавшись в американской Фемиде, вершит свое вигилянтское правосудие, убивая оправданных по суду насильников, сутенеров, торгующих живым товаром и наркоторговцев, отравляющих скромных американских корпоративных адвокатесс-блондинок.

Поскольку история рассказывается от лица Турка, который вроде бы совершает чистосердечное признание о своих 14 убийствах, невольно закрадывается мысль, что перед нами история на тему морального очищения человека, осознавшего неправильность своего самосуда. Но поскольку зритель сыт по горло неспособностью государства обуздать преступность, то было бы наивным предполагать, что симпатии аудитории будут не на стороне полицейского-убийцы. Поэтому вскоре закрадывается подозрение, что имеет место некоторая подстава. Слишком уж все гладко, чтобы быть правдой.

Но фильм, похоже, заигрывается в свою собственную игру. Так велико вигилянтское и монтажное нагромождение эпизодов, которые никак не могут удержать наше напряженное внимание. Не помогают и некоторые приемы нагнетания страха, явно позаимстованные режиссером Эвнетом у классика Хичкока.
Но у картины, как она не старается, не получается быть одновременно триллером, фильмом ужасов и психологической драмой.

Отчасти это происходит потому, что два больших актера тоже не очень стараются быть равными себе. То ли материал им не интересен, то ли режиссер не знал, как высечь из них искру. Но возникает ощущение, что Де Ниро и Пачино здесь не очень интересны друг другу как актеры. А посему не возникает ощущения, как в лучших образцах buddy movie (картинах о мужском братстве полицейских, пожарных или солдат), что герои настолько близки, что любое вмешательство сторонних обстоятельств в их нерушимую дружбу, может резко драматизировать события.

Я, естественно, не могу раскрыть секрет фильма, чтобы не испортить сюрприз потенциальному зрителю. Сюрприз этот получился не слишком неожиданным, потому что к моменту его обнародования картина окончательно теряет воздух, которого в ней и без того было мало. Де Ниро играет (если это можно назвать игрой) на одной ноте. Пачино – чуть живее, но это тоже так, слегка. Возникает такое ощущение, что актеры вели стрельбу по творческой цели с завязанными как у Фемиды глазами.

5
Фото Greyscale
отзывы:
60
оценок:
119
рейтинг:
319
1

Синдром Болла


Хотели снова увидеть двух гениев вместе? Нате. Получите и распишитесь. Только потом не надо жаловаться. Уценённый продукт с истекшим сроком годности обмену и возврату не подлежит.

Приходится с грустью констатировать, что карьеры де Ниро и Пачино, которым уже давно за 60, вплотную приблизились к закату. «Таксист», «Лицо со шрамом», «Однажды в Америке» - всё это было настолько давно, что даже страшно представить. Когда в последний раз им доставались главные роли в хотя бы более или менее достойных картинах? Пачино повезло больше, ему довелось работать в «Бессоннице» с Крисом Ноланом в 2002 году, а вот «Ронин» с де Ниро, между прочим, вообще остался аж в прошлом столетии. Всё остальное – безобразные «Шоу начинается», «Игра в прятки», «Военный ныряльщик» и прочая профанация.

И вот, 13 лет спустя после великолепной «Схватки» Майкла Манна, принимается решение вновь задействовать двух величайших артистов всех времён в одной картине. Уже изрядно постаревших, да. Что добавляет такой миссии дополнительную деликатность. Но при всём этом доверили её не кому-нибудь, а бездарному кустарю Джону Эвнету. Странная логика у продюсеров, что тут скажешь.

Если учредить ежегодную премию имени Уве Болла, у Эвнета будет действительно мало конкурентов. Нет, видеоигры, к счастью, он пока не экранизирует. Однако есть у него одна поразительная способность, которой раньше в совершенстве владел лишь сам великий Мастер Провала. Как?! Как ему удаётся из раза в раз самозабвенно снимать полнейший шлак, при этом привлекая к участию в нём уважаемых и даже выдающихся актёров?!

Богомерзкий «88 минут» Эвнета создал определённые опасения насчёт «Права на убийство» задолго до его выхода на экраны. И, к сожалению, подтвердились абсолютно все. Мы мечтали о новом фильме с де Ниро и Пачино? Безусловно! Но что это будет поделка уровня «Детективов», «Кулагин и партнёры» или, в лучшем случае, серии «Улиц разбитых фонарей»… нет, в самом деле, хочется изобрести машину времени и попробовать вернуться в 2006 год, когда «Право» ещё не начали снимать. И пролоббировать принятие законопроекта, запрещающего гражданам со справкой о синдроме Болла на километр приближаться к стулу с надписью «режиссёр».

Жанр детектива изначально можно отнести к «низким», то есть преимущественно развлекательным. Стало быть, единственное, что делает детектив хорошим – атмосферность, интрига, динамизм. «Право на убийство» даже в чём-то из этого заподозрить весьма сложно. Очевидно, «Рассел Гевирц» - это псевдоним всем известной писательницы Дарьи Донцовой, за бутылку портвейна и авоську с продуктами подрядившейся в кратчайшие сроки написать сценарий. Интрига практически сдаётся с потрохами в самом начале, а все остальные час с лишним зрителю остаётся лишь с тоской наблюдать, как его догадки подтверждаются. Саму философскую тему «праведного убийства» создателям дожать, разумеется, не удалось. Непонятно, зачем вообще было лезть в такие дебри. Не в той вы лиге, господин Эвнет.

Как ни прискорбно, на этом проблемы «Права» не заканчиваются. Пузатый и седой де Ниро вместе с морщинистым Пачино выглядят крайне глупо, ведь в «Праве на убийство» им элементарно нечего играть. Это простой, как Таня Буланова, фильм про копов. Харизме и индивидуальности звёзд здесь просто негде развернуться, так как создатели не озадачили себя проработкой и раскрытием характеров героев. Подобным образом можно было бы пригласить, например, Константина Хабенского и Михаила Пореченкова, и «Право на убийство» от этого не потерял бы абсолютно ничего. Скорее даже стал бы выглядеть пристойнее, потому что наблюдать де Ниро и Пачино в этих ролях откровенно противно. Дело усугубляет работа оператора, одержимого крупными планами и страдающего тремором, а также непонятно зачем приглашённые «50 центовый» рэппер и трёхкопеечный Олег Тактаров. В «Схватке» Пачино и де Ниро пересекались лишь в двух сценах. В «Праве на убийство» они делят кадр почти постоянно, именно за счёт этого фильм отчаянно пытается выехать. Приедается эта «работа в паре» на раз, тем паче что ничем другим нас заинтересовать даже не пытаются.

Даже не знаю, что ещё и сказать-то про «Право на убийство». Убить, наверно, следовало бы самого Джона Эвнета. Из соображений жалости, гуманизма и безграничной любви к прекрасному.

4
Фото Сотор
отзывы:
18
оценок:
18
рейтинг:
68
3

Фильм поражает своим однообразием и затянутостью сюжета, который изъезжен, наверное, вдоль и поперек - полицейский, видя слабость правосудия, берётся сам его вершить на погибель плохих парней. Единственной интригой остаёстя, кто из двух полицейских пенсионного возраста является этой десницей возмездия? Но так как в начале фильма показывают один из финальных сюжетов с героем Роберта де Ниро, то становится уже сразу ясно, что виноват во всех убийствах криминальных парней герой Аль Пачино. Вот на этом и закручен весь сюжет!
Экшена в этом фильме не больше чем в "Бременских музыкантах". Чаще герои выясняют отношения при помощи "пошёл ты к такой-то матери". Самая запоминающаяся потасовка была на поле для бейсбола.
Поражает и обижает, что режиссеру фильма опять по ночам не спиться лишь из-за мысли о русской мафии. Конечно, куда же без неё в криминальном фильме?! Но только вот обращение вновь к этой теме указывает на низкосортность фильма (ностальгия по 1980-ым какая-то!). Но только вот крутому русскому мафиози Евгению с чисто РУССКОЙ фамилией МАНГАЛОТ (типа героя Дольфа Лундгрена - Иван ДРАГО) везёт: он остаётся в живых и его показания позволяют изобличить "оборотня" с полицейским значком. Финальная "душераздирающая" десятиминутная сцена, в которой (как принято) хороший полицейский смертельно ранит своего напарника, друга, но не такого хорошего полицейского. Взаимные прощения, извинения, слёзы. Всё, дело закрыто! Свет включился! Идите домой, осмысливая, лоханулись вы или нет, купив билет.

3

Галерея