Киноафиша Москвы

Фильм «Четвертая планета»

(1995, Россия)

0
Кино: «Четвертая планета»

Футуристическая фантасмагория про международный экипаж космической экспедиции, который попадает на Марс, четвертую от Солнца планету. Марсиане, которые живут в типичном провинциальном советском городке времен застоя, гипнозом заставляют космонавтов поверить, что они угодили в собственное прошлое.

Отзывы пользователей о фильме «Четвертая планета»

Фото taipan_poison игнатьев
отзывы:
17
оценок:
17
рейтинг:
5
9

Психоделическая научно-фантастическая драма режиссера Дмитрия Астрахана по сценарию Олега Данилова.
Международная марсианская экспедиция, двое русских и один американец (Котенев, Орлов, МакВикар), совершает посадку на Марсе.
Земляне выходят из ракеты, чтобы взять образцы, снять все на видео и сказать подобающие случаю торжественные слова. Внезапно где-то неподалеку начинает играть музыка, а следом из густых марсианских сумерек материализуется пьяноватый мужик в ватнике и с банкой в авоське. «Эй, мужики, кто крайний за пивом? Я за вами».
Дальше - больше. Похмельный мужичок узнает командира экспедиции полковника Беляева «Серега, ты что ли?!», и вот уже вокруг радостные лица встречающих, торжественный митинг, речи, грохот оркестра и транспаранты.
Родной городок полковника Беляева встречает героев Космоса. Точь-в-точь такой, каким он был двадцать лет назад, в разгар застоя, когда будущий космонавт только сдавал выпускные экзамены. Со всеми его трехэтажными лабазами и запущенными дворами, с алкашами, шпаной и обывателями, со сдвинутыми на затылок мятыми шляпами и сжатыми в зубах мятыми беломоринами, и с незабвенным местным дурачком, вдохновенно, но без особого успеха пародирующим артиста Робертино Лоретти.
Полковник Беляев и его товарищи снимают гермошлемы и с оторопью разглядывают мир, в котором прошло детство командира, школьного неудачника, который даже подтянуться толком не мог, безнадежно влюбленного в «королеву класса». Ее, если верить дате (не той, что показывают приборы ракеты, а той, что называют местные), сегодня вечером должны убить в пьяной драке.
Герои толком не понимают, что происходит. Массовая галлюцинация? Бред? Игры какого-то марсианского сверхразума? Мыслящее поле, подчинившее подсознание космонавтов?
Но для полковника это прежде всего второй шанс – изменить прошлое, попытаться спасти школьную любовь. Сбываются самые смелые грезы юности: недоступная блондинка просит взять ее под руку, в ресторане встречает оркестр (на саксофоне – сам режиссер Астрахан), посетители чествуют героя хоровым исполнением "и на Марсе будут яблони цвести". А вот и гопники, не дававшие проходу в школьные годы – герой раскидывает их без особого труда, милиция берет под козырек, шампанское льется рекой.
Своя программа и для других участников экспедиции. Доводы главного скептика пошатываются, когда местные предлагают ему вертолет – слетать повидаться с его умершей лет 15 назад матерью.
Американец, сев за руль «уазика», пытается осмотреться и выяснить - если что-то вообще за пределами этого городка? Проезжает через какой-то туннель, а за ним - ночь и особнячок в духе семейки Аддамсов. Там он вступает в борхесовский диалог с окутанным сигарным дымом зловещим двойником, который говорит ему «здесь все возможно», «здесь сбываются мечты». И в подтверждение тезиса немедленно предъявляет - и карусель, на которую когда-то не пустили родители, и любимого дедушку с банджо и даже сексуальную медсестру из подростковых фантазий.
Бортовой компьютер не ошибается: все правильно, они на четвертой планете от солнца. Они на Марсе. Но ведь на нем нет жизни! – восклицают космонавты, желая рассеять окружающее их наваждение. А местные им в ответ: «ну конечно, разве ж это жизнь!»
Красная планета не рада гостям. Воспринимая землян как захватчиков, она защищается как умеет - опутывая их паутиной видений, погружая в пронизанную светлой ностальгией и счастьем уже нежданных встреч виртуальную реальность.
«Ну и зачем все это?! Эти рожи, эти приключения?» в состоянии, близком к панике, бормочет один из героев.
Мыслящее поле, в котором заблудились земляне, способно исполнять желания, но люди сами толком не знают, чего хотят. И совершенно непонятно, как поступить в этой ситуации - отдаться на волю иллюзии, заблудиться в сконструированной сверхразумом фальшивой реальности или вырваться из нее любым способом? «У нас лазеры, нас трое», повторяет, как мантру, американец.
Но возможно ли это в принципе - вырваться из этой ловушки, в основе которой лежит то, перед чем не устоит ни один «гомо сапиенс» - первая любовь, живое детство, потерянные близкие? То, что делает людей – людьми.

Фото Екатерина Урзова
отзывы:
109
оценок:
109
рейтинг:
60
9

Это не рассказ о покорении космоса. И даже не фантастика как таковая. Скорее, этот фильм ближе к философской притче. Вот рассказ Брэдбери, по которому он поставлен, - смесь фантастики и ужастика. А тут - размышления на тему, что бы ты изменил, если бы вернулся в прошлое.

Международная экспедиция (двое русских, один американец) высаживаются на Марсе. И попадают в заштатный советский город времен 1970-х. Оказывается, это город, где провел детство командир, Сергей Беляев. Причем, на дворе - тот самый день, когда в реальной жизни погибла его юношеская любовь, Таня. Сможет ли он что-то изменить? И надо ли что-то менять? И вообще что происходит?

Очень неплохой фильм. А для 90-х -так и вовсе практически шедевр. И, знаете, на мой взгляд, очень страшный. Что-то мне с годами кажется, что возраст человека выражается не морщинами на физиономии или проблемами со здоровьем, но, скорее, грузом воспоминаний. А тут эти воспоминания ожили.

Что интересно, американца играл настоящий американец, МакВикар. Кстати, для этого героя Марс сотворил еще более жестокую вещь: показал ничтожность его чаяний. У Сергея была мечта спасти Таню. Пусть несбыточная в нашем мире, но достойная. А у Сэма? Покататься на карусели? Встретиться с красоткой-мулаткой? Ну, вот разве что любимого дедушку воскресить - дело.

Как мне кажется, этот фильм несколько похож на «Город Зеро». И там, и там дело происходит в условном СССР, и там, и там события достаточно фантасмагоричны. С первого взгляда воспоминания Беляева достаточно реальны, но потом понимаешь насколько они постановочны, условны, как много людей заняты не своим делом. Как будто некто пытается воссоздать что-то, в чем он не слишком хорошо разбирается.

Минусы.
Образ Тани. К сожалению, то, что режиссер взял на эту роль свою 31-летнюю жену сыграло злую шутку. Взрослая баба в школьной форме похожа не на школьницу, а, скорее, на проститутку из борделя средней руки начала прошлого века. Тогда нередко субтильных девиц одевали в гимназическую форму. На любителя, так сказать. И бравый космонавт рядом с ней кажется не влюбленным, нашедшим свою мечту, но - педофилом, любителем клубнички.

Фото Андрей Будько
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
9

фильм - супер!!!!побольше таких фильмов!!!и ,вообще,мне очень нравятся фильмы Дмитрия Ханановича!спасибо Вам!

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить