Нада (Пайпер), здоровенный детина без особого места жительства и рода занятий, устраивается подрабатывать на стройку в Лос-Анджелесе. В церкви неподалеку вскоре обнаружится убежище загадочной террористической ячейки, а также коробки с очками, надев которые, герой сделает неожиданное открытие: пришельцы давно захватили землю, заняли правящие должности и зомбируют население посредством медиа.
Боевик, Триллер, Фантастика |
18+ |
Джон Карпентер |
23 ноября 1988 |
1 час 34 минуты |
Нада (Пайпер), здоровенный детина без особого места жительства и рода занятий, устраивается подрабатывать на стройку в Лос-Анджелесе. В церкви неподалеку вскоре обнаружится убежище загадочной террористической ячейки, а также коробки с очками, надев которые, герой сделает неожиданное открытие: пришельцы давно захватили землю, заняли правящие должности и зомбируют население посредством медиа.
«Чужие среди нас» завершили поразительный жанровый марафон, начатый Карпентером в середине 70-х, и видится определенная логика в том, что именно здесь автор будто бы вернулся к почти брессоновскому минимализму своих первых картин. «Чужие» движутся немного косолапой, но уверенной походкой рестлера Родди Пайпера, скорее изображающего, чем играющего роль главного героя. Вдобавок, стоит ему надеть очки, фильм превращается в сай-фай 50-х с повышенным содержанием насилия. «Чужие» вообще кажутся каким-то межвременным артефактом — центральную сцену бойни, которую герой устраивает по велению очков на улицах города, в принципе невозможно представить в пост-Колумбайновскую эпоху. Так же, как невозможно представить другую эпоху, когда столь простой посыл (медиа врут, консьюмеризм порабощает) мог быть облечен в столь эффектную упаковку. По сочетанию развлекательности и емкости выражения мысли «Чужие» — сродни граффити на стене.
Мир полон злобных инопланетных существ. Сей непреложный факт устанавливает парень-перекатиполе Нада (Родди Пайпер), который приезжает в Лос-Анджелес в поисках нового счастья, а находит вместо этого ящик с темными очками в одном из подвалов таинственной церкви. От скуки он цепляет одну пару на нос и отправляется гулять по городу дальше. Но далеко гулять не пришлось. Оказывается, в этих очках рекламные плакаты и объявления выглядят несколько жутковато и прямолинейно, тогда как часть людей и вовсе превращается в каких-то жутких монстров. И, что самое странное, похоже фокус не в очках. Точней, в очках, но они и только они могут показать истинный облик мира, который вот-вот падет под пятой тайком вторгшихся оккупантов из открытого космоса. И только героический бродяга, да его чернокожий друг могут остановить это варварство. Всего-то делов – раздолбать на мелкую крошку телецентр.
Второй фильм Карпентера в сотрудничестве с Alive Films, прозрачно намекающий о том, что благоухание рейгановской культуры яппи – это жалкое, злое, жестокое существо, пожирающее мир. Да, один из главных американских производителей ужастиков внезапно проявил свою левостороннюю политическую направленность, несогласие со сложившейся ситуацией в стране и попытался даже создать своего рода манифест среднему классу, в котором разоблачал большинство проявлений капиталистического образа жизни. Тем единственным способом, которым он владел лучше всего. В принципе, он был не одинок в этом устремлении и многие ужастики того времени имели в подкладке довольно острые предметы, которые зритель привычно не замечает за кровавыми пугающими подробностями.
В основе фильма лежит рассказ, напечатанный в одном из тех фантастических журналов, что запоем читал Карпентер в детстве и юношестве. Как и предыдущему фильму, картине «Чужие среди нас» выделили 3 миллиона долларов и все было снято в течении пары месяцев. В главной роли безработного (что тоже было одной из социальных мест, куда лупил фильм) Нада сыграл известный в то время рестлер Родди Пайпер (что объясняет нелепое количество борцовских сцен во второй половине фильма). Впрочем, для борца он сыграл довольно сносно – история кино с ужасом помнит гораздо более провальные появления рестлеров на экране.
Картине в первый раз за всю историю творчества Карпентера повезло с прокатом. Попав прямиком после выборов президента на экраны, фильм стал довольно большим коммерческим хитом, привлекая зрителей не только веселыми шутками, захватывающей параноидальной историей, но и вопросами, кто из высокопоставленных чиновников – инопланетянин. Критики, впрочем, оказались не столь единодушны. Там, где некоторые оценили вместе со зрителями политические уколки автора, другие постарались и нашли уязвимые места, которых, конечно, было предостаточно, если не забывать про то, кто играл в главной роли.
В принципе, фильм, конечно, со временем быстро потерял актуальность. И дело даже не в тематике – она останется свежей всегда, на этот счет у Карпентера нюх был острый. Дело в том киноязыке, что использовал режиссер и который уже на то время специально отдавал ретро, а теперь и вовсе попахивает нафталином, особенно если сравнивать с другими коммерческими хитами того времени, которые как раз и определяли лицо современного мейнстримового кинематографа. Картина же «Чужие среди нас» пыталась ностальгировать по кинематографу гораздо более ранних десятилетий, за что и поплатилась.
Конечно, сейчас этот фильм смотрится не так, как 22 года назад. Сейчас это местами немного наивно, с простым музыкальным оформлением, где-то явные проблемы с монтажом, которые видны, впрочем, при повторном просмотре. Но- очень сильная ИДЕЯ, вполне достойно воплощенная на экране, да еще и в жанре малобюджетной фантастики. По идейности и относительной бюджетности из указанного жанра за последние 30 лет на память приходит только "Район №9". Вообще, Карпентеру не в первый раз удается и заполучить хороший сценарий, и сделать на его основе нечто так, что непонятно, можно ли было сделать лучше. Кстати, если " в лоб", проблемы фильм поднимает до сих пор актуальные, но если развивать эту тему в фильме дальше- получилось бы, возможно, слишком уж глубоко, поэтому режиссер вовремя останавливается. И это еще одна положительная черта Карпентера- вовремя остановиться, чтобы дать возможность подумать зрителю самостоятельно.
Фильм, конечно, нужно смотреть по настроению, это не экшен, но посмотреть нужно обязательно.
Кино про людей, которые на самом деле никакие не люди, а пришельцы. Обнаружить пришельца можно, надев специальные очки. Зато это отличный с пособ быть обнаруженным ИМИ. Для того, чтобы весь мир прозрел, надо хорошенько отдубасить ближнего своего, пробраться в логово врага и, ценой собственной жизни, отключить ему питание.
Отличная идея, прекрасная концовка, но качество постановки страдает, включая игру актеров.