Фильм

Фильм Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса

The Assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford (2007, США, Канада, Великобритания), IMDb: 7.5

7.1
7.5
Предоставлено пользователем: Katya Petrova
1/7

Жизнеописание легендарного вора Джесси Джеймса

Жизнеописание легендарного вора Джесси Джеймса.

СтранаСША, Канада, Великобритания
Продолжительность2 часа 40 минут
Дата выхода2 сентября 2007
Возрастное ограничение16+
9Позвольте вас пристрелить

— Не говори мне, что делать, и я не скажу, куда тебе идти, — эту, вне всякого сомнения, ни лишённую смысла фразу произносит пожалуй самый знаменитый грабитель Дикого Запада Джесси Джеймс (Брэд Питт) одному из членов своей банды во время ограбления поезда 1881 г. в Блю Кат. По стечению обстоятельств, Джесси осталось жить около года. Убьёт его, кстати, человек из его же шайки — трус Роберт Форд в нечеловечески красивом исполнение Кейси Аффлека, у которого к Джеймсу сложное отношение: он его то обожает, то ненавидит, то просто не понимает, но — главное: он хочет быть им, т.е. такой же легендой как Джесси. А, может быть, и ещё круче…

Вся интрига фильма уже сведена на нет в название, и то, что ни на неё ставят создатели картины более-менее понятно с первых титров. Как понятно и то, что перед нами самое что ни на и есть драматическое произведение, прикидывающиеся вестерном с минимальным количеством перестрелок. Но, тут стоит заметить, что почти каждый выстрел в ленте символичен и что-то да значит (особенно финальный). Вообще же, о Джесси Джеймсе снято ни мало фильмов. Предпоследним был развлекательный «Американские герои» с Колином Фарреллом и Тимоти Далтоном. Картина, конечно, занятная, но не глубокая. В «Убийстве Джесси Джеймса», хронометраж которого составляет примерно два с половиной часа, режиссёр Эндрю Доминик наоборот сделал упор на внутренний мир героя, или точнее героев. Можно даже сказать, что Роберт Форд, а не Джесси Джеймс является ключевым персонажем этой ленты. Именно внутренний мир Форда раскрыт в фильме ярче и глубже прочих людей, населяющих экран. Наклейка же «трус», данная Форду историей, это, как ни странно, скорее не качество, а ярлык. Форд не трус в обычном понимании этого слова. И, в какой-то мере, он даже человечнее Джесси Джеймса, которому вообще в жизни уже ничего не надо, но который страдает маниакальной подозрительностью и готов убить любого сообщника, заподозренного в измене. Главный вклад в создании такого образа Боба Форда внёс, разумеется, Кейси Аффлек, младший брат небезызвестного голливудского актёра Бена Аффлека. У Кейси, как можно ещё заметить и по криминальной драме «Прощай, детка, прощай» вообще какая-то нереальная харизма — особенно этот его надтреснутый голос. Пробирает до мурашек. Если же искать в фильме какие-то признаки морали, то они перекликаются с одной из божьих заповедей. Беда любого идолопоклонника, сотворившего себе кумира, — это эпигонство, подражательство. Форд, шмальнув из револьвера и вышибив мозги Джесси, сам в конце фильма не понимает на кой чёрт ему всё это надо было, ведь он не стал такой же легендой, как Джеймс, который и после смерти был чуть ли не канонизирован. Поэтому, наверное, всё-таки можно сказать, что этот фильм не о том, как стать кем-то (например, Джесси Джеймсом или звездой ещё более крупной величины), а о том, как стать никем, потеряв при этом ещё и собственное лицо.

11 июля 2008
9Каждый хочет быть героем

Джесси Джеймс.

Робин Гуд Дикого Запада, легендарный разбойник, романтизированный временем (людям всегда свойственно романтизировать плохих мальчиков и девочек). Джесси — Душа нараспашку (мне всё равно, кто со мной, вот почему меня так называют).

В его присутствии раскалялся воздух. Дожди хлестали сильнее. Часы замедляли ход, звуки становились громче. Он называл себя южанином-конфедератом, партизаном гражданской войны, которая так и не закончилась. Семнадцать убийств и никакого раскаяния. Пятого сентября 1881 года ему исполнилось тридцать четыре года. Через несколько дней в новую банду Джесси Джеймса и его брата Фрэнка вступят братья Форд — Чарли и Роберт. Тогда же и начинается история, которую австралийский режиссёр Эндрю Доминик начнёт с того, что покажет, как летит время, как несутся в небе облака под терпкую музыку Ника Кейва и Уоррена Эллиса, пока Брэд Питт покачивается в кресле-качалке. Мы смотрим на него так, как смотрели бы на дела давно минувших дней через толстое стекло — стекло времени (приём размытия по краям, фокус в центре картинки, голос рассказчика — актера Хью Росса гулкий и отстранённый) или стереоскоп сувенирных фотографий, которые будут продаваться тысячами после того, как этот человек в кресле умрёт.

Это легенда о предательстве. Маски сброшены — Робин Гуд оказался убийцей и садистом, другой герой, юный Роберт, с детства собирающий все заметки про Джесси Джеймса, оказался предателем, получившим в подарок от кумира револьвер. Стреляющим в спину из этого самого револьвера. Ждущим аплодисментов.

Неспешный ритм повествования и величественная красота Дикого Запада напоминает о работах Терренса Малика, Майкла Манна, меланхоличного Триера. Этот медитативный стиль берёт фокус на поразительные и великолепные ландшафты Колорадо, буйными красками расцветающими на экране — ярко-жёлтое поле, тёмное, почти чёрное беспокойное небо, пылающий огонь, морозный воздух, пар изо рта, медленно падающий снег на толстый и синий лёд, под которым проплывает рыба. Оператор Роджер Диккинс творит магию, ловя тени от слегка покачивающихся кресел в пустом доме. Пыль медленно опускается в солнечных лучах. Ярко освещенный поезд, несущийся сквозь черный как смоль лес, тени на масках бандитов и силуэт Джесси Джеймса, стоящий на пути у несущейся ему на встречу махины. Бесстрашие, доведённое до абсурда, чутьё, почти звериное, но где-то за этими качествами прячется безумие и мания преследования. Иисус, окруженный друзьями, Джесси, окружённый подельниками, а затем — предателями.

Фильм, основанный на одноименном романе Рона Хансена, не делает секрета из того, что случится в конце. Известно, каков будет финал для одного из героев, но слово «предсказуемо» здесь неуместно — действие захватывает, подводя к неизбежной кульминации. Я сам себе в тягость, говорит Джесси, смотря в окно на то, как ветер полощет выстиранные до белизны простыни. Я словно покидаю своё тело. Я смотрю на свои окровавленные руки и искаженное злобой лицо и думаю — как можно было себя так изуродовать? Ответа нет. Ветер стучит в оконные стёкла, как будто желая достучаться до преступника, который ускользал от властей десяти штатов, чьи подельники были застрелены один за другим — беспочвенные и оправданные подозрения смешались, кто враг, а кто друг? Верить одному из двухсот, и того держать под прицелом зорких синих глаз — немудрено и тронуться, верно же?

Кейси Аффлек в роли Роберта Форда — настоящее откровение. Неуверенная, постоянно запинающаяся речь, глаза, которые он отводит, словно страшась смотреть прямо на собеседника, периодические вспышки веселья или страха, бесшабашность, появляющаяся ближе к середине фильма. Форд, который боготворит манипулятора Джеймса, жаждущий стать его лучшим другом (ты хочешь быть как я или ты хочешь быть мной?), Форд, который начинает ненавидеть и бояться, Форд, который в последний момент сожалеет, Форд, который понимает, что этот поезд уже не остановить, слишком быстро он несётся. Форд, дрожащими руками принимающий подарок и потом, после тех самых минут, в которые всё и случится, другой Форд, носящий брошь с опалом, бесконечно одинокий и скорбящий. Рассказчик холодно и неумолимо будет подводить нас к другому финалу, вероятно, неожиданному, но столь же неизбежному.

Фильм исследует понятие популярности со всех сторон — Джеймс смело грабит богатых владельцев железных дорог и банков, он и его банда приводят в восторг публику. Всем кажется, что это банда робингудов, потому что так положено — радоваться бедам богачей. В действительности, банда Джеймса — команда головорезов, бандитов и убийц, а весь романтический флер приключений, славы, метких выстрелов и невообразимых ограблений — только на страницах книг, которые бережно хранил в своей коробке юный поклонник бесстрашных героев Роберт Форд. Джесси Джеймс в исполнении Питта не столь велик, как казалось. Это не герой с большой буквы. Он необычайно хитёр, притягателен до магнетизма, он страшен в гневе и его глаза, кажется, смотрят прямо в душу, он пугающе неумолим, жесток, но он — человек. Человек, отрезающий головы змеям, которым дал имена своих врагов, запутавшийся в паутине собственного страха, чужих предательств и лжи. Не доверяющий даже сам себе, но исправно посещающий церковь со своей семьей. Однако его смерть только усилила его славу. Все готовы платить деньги, чтобы постоять в комнате, где он умер. Все ненавидят его убийцу. Никто не любит тех, кто убивает легенду — потому что легенда, какой бы она ни была, должна жить всегда. Оскар Уальд, посетивший городок Сейнт-Джозеф в Миссури через пару недель после смерти Джесси Джеймса, с удивлением отметил, как сметаются сувениры с упоминанием имени известного преступника. Американцы, записал Уальд, всегда выбирают себе героев из криминального мира. Джесси Джеймс и был таким героем, а всё остальное сотрётся из памяти так же, как и имя его убийцы, и только на его могильном камне выбьют эпитафию — «Убит трусом, имя которого не стоит того, чтобы быть названным».

24 сентября 2015
9

Второй фильм Эндрю Доминика, сделавший его одновременно объектом надежды на светлое будущее кинематографа в предельно узком кругу почитателей (наши внуки отпустят ещё не один упрек в наш адрес за то, что мы не усмотрели в Доминике потенциального будущего классика, как мы сейчас упрекаем в том же людей, в своё время проморгавших «Гражданина Кейна») и, не менее справедливо, – объектом ненависти студийных боссов, не досчитавшихся по его вине не одной яхты, – это рассказанная архаичным языком в декорацих вестерна история обо всём на свете, кроме больших пушек, шляп и лошадей.
Фильм не изъясняется лишь категорими соперничества и противостояния, он много глубже, чем простая история победы одной личности над другой, тем более, что какая бы то ни было потенциальная интрига сюжета убита в зародыше самим названием фильма. Не является, похоже, интригой финал и для самого Джесси Джеймса, который, как и все лучшие роли Брэда Питта, – не столько человек, сколько снизошедший до простых смертных небожитель, Бог в миниатюре, архетип человека и предмет закономерного поклонения, преклонения и чёрной зависти.
Вынесенное в заглавие убийство становится тем переломным моментом, который переводит историю идолопоклонства и предательства, достойного Иуды, в четвёртую Борхесовскую великую историю о самоубийстве Бога, пускай и самоубийстве с посторонней помощью. Мотивы Форда куда очевиднее доводов в их оправдание. В случае же Джеймса всё с точностью до наоборот. Его мотивы можно сколько угодно интерпретировать, но вот понять, принять и, главное, оправдать… Как говорилось в лучшем на свете мультсериале, я предпочел бы не касаться этого даже восемнадцатиметровой палкой.

15 октября 2010
7

На первый взгляд, странно, что фильм "Убийство Джесси Джеймса" провалился в прокате. Россию еще можно понять, кто такой Джесси Джеймс и чем он знаменит нам неведомо, в то время как в Америке он легендарная личность, герой Гражданской войны (с точки зрения южан), а на самом деле грабитель и убийца. Культовой фигурой он стал еще при жизни, после смерти же вообще превратился в икону, персонажа народного фольклора.

The Assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford. Попробуйте произнести вслух. Название завораживает так же, как и полное отсутствие звукового сопровождения на начальных титрах. Assassination...

Роберт Форд убил Джесси Джеймса, хотя последний был его кумиром. Роберт Форд - это Кейси Аффлек. Джесси Джеймс - Брэд Питт. Акценты расставлены так явно, что невнятного, скомканного, неловкого Форда становится жалко. Младший Аффлек убедительно неубедителен. В движениях, в голосе, похожим на бормотание, во всем. Но главный герой именно он, а не бородатый Питт, покуривающий сигару и планирующий очередное ограбление поезда.

Это не вестерн в чистом виде, за 160 минут экранного времени своих кошельков лишаться лишь пассажиры одного поезда, т.е. никакого экшена нет и в помине. Его заменяют долгие общие планы необычайной красоты - степь, облака, заснеженное зимнее озеро. Все это великолепие прекрасно выглядит в кинотеатре, но рискует потерять свое очарование на маленьком экране телевизора.

"Убийство Джесси Джеймса" кажется бесконечным, тягучим эпосом, способным, однако, увлечь великолепной актерской игрой и тонкой операторской работой. В последние полчаса эпос ловко трансформируется в психологическую драму и если вы к тому времени не заснули, то останетесь довольны увиденным.

19 января 2009
9

В "тени" легенды...

История убийства самого печально известного преступника Америки времен Дикого Запада. Дерзкий и непредсказуемый Джесси Джеймс — легендарный вор. Он всегда тщательно планирует свои нападения, и ведет войну с теми, кто наживает деньги и славу, прикрываясь его именем. В 1881 году в ряды банды Джеймса вступает Роберт Форд. Со временем Джесси падает в глазах Форда, который никогда не отличался смелостью. Никто и не мог предположить, что именно этот трусливый юнец, возмущенный поведением главаря, отважится на убийство Джесси...
Вестерн режиссёра Эндрю Доминика снят по мотивам одноимённой исторической повести, написанной Роном Хансеном в 1983 году.
Дже́сси Ву́дсон Дже́ймс (англ. Jesse Woodson James; 5 сентября 1847, Клэй Каунти, Миссури — 3 апреля 1882, Сэйнт Джозеф, Миссури) — американский преступник XIX века, известный сподвижникам под прозвищем "Дингус". Нередко в литературе Джесси Джеймс изображается как своего рода "Робин Гуд Дикого Запада", грабивший федеральные банки и компании (прежде всего, ассоциированные с политиками-республиканцами и южанами-коллаборантами) в пользу бедных и в отместку за поражение Юга в гражданской войне, до самой смерти оставался убеждённым конфедератом, о чём регулярно повсеместно заявлял. Согласно другой точке зрения такие оценки не соответствуют действительности, а подвиги Джесси Джеймса были банальным бандитизмом. В 1873 г. банда в первый раз остановила и ограбила поезд, захватив 2000 долларов. С тех пор ограбления стали регулярными, иногда банда Джеймсов-Янгеров грабила по две кареты в день.
Фильм начинается с 7 декабря 1881 года, после Дня Рождения Джесси, когда он со старшим братом набрал "новую банду" местных воров, и решается на "последнее" ограбление поезда. Среди новых товарищей - оказываются братья Чарльз и Роберт Форд, последний из которых - является "поклонником" Джеймса, собирая все газетные статьи и журналы о нём, в итоге, становясь одним из ближайших его соратников, до трагической "кончины" Джеймса. Будущий обладатель премии "Оскар" Кейси Аффлек, номинированный в этой картине за "роль второго плана" - грандиозно и блистательно отыгрывает роль простого, деревенского паренька (при этом загадочного и таинственного - причин убить Джеймса у него находились десятки, и это говорит либо о гениальности, либо о чём-то другом), который как змея, "стягивается" вокруг Джесси Джеймса, который убивая товарищей-предателей по банде, не догадывается что "жало" - оно рядом с ним. И здесь единственный случай, когда "российское" название картины - точнее передаёт смысл фильма, нежели - "американское". Точно также, как и Сэм Рокуэлл - будущий обладатель премии "Оскар", обыгрывает роль простого подлеца, ну и прекрасен - Джереми Реннер.
Фильм-участник основной конкурсной программы Венецианского кинофестиваля, где Питт был удостоен "кубка Вольпи" за лучшую мужскую роль - и вполне, возможно, что она - одна из лучших драматических ролей в его карьере.
Отдельная работа здесь у оператора Роджера Дикенса - также, будущего обладателя премии "Оскар": ночные съёмки, и съёмки закатов, простые и сильные кадры главных персонажей.
Режиссёр Эндрю Доминик создаёт простое и гениальное по своей структуре - произведение, где сочетание сюжета, актёрской работы и операторской работы - выложено в какой-то "идеальной пропорции" - и здесь действительно, за один просмотр - проживаешь "целую жизнь". Жизнь не то - Джесси Джеймса, не то - Роберта Форда.
Слоган фильма: «За спиной легендарного американского Робина Гуда стоит самый искусный предатель Соединённых Штатов». Всё было-бы правильно, вот только мы вряд-ли узнаем о причинах убийства самого Роберта Форда, который на "волне популярности" стал человеком, который убил неуловимого Джесси Джеймса, и был убит как убийца Джесси Джеймса.
Лучшая актёрская работа: Кейси Аффлек.

5 мая 2019
Все отзывы
Британский оператор. Начинал с документальных фильмов, на которых получил бесценный опыт: во время девятимесячного кругосветного путешествия на яхте научился экономить пленку и заранее решать, как будет вестись съемка, а попав под минометный огонь на партизанской войне в Эфиопии, научился работать в военно-полевых условиях. С 1990-х годов работает в Америке, часто с одними и теми же режиссерами — например, после «Бартона Финка» началось его многолетнее и плодотворное сотрудничество с братьями Коэн (они сошлись на любви к теням, контрастному освещению, широкоугольной оптике, оригинальным «восьмеркам» и цифровой цветокоррекции). Впервые на «Оскар» номинировался благодаря «Побегу из Шоушенка», после чего претендовал на золотую статуэтку Киноакадемии бессчетное количество раз, но всегда умудрялся проиграть — даже когда соревновался сам собой (в 2008 году был дважды номинирован за «Старикам тут не место» и «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»). Но в итоге он всё-таки получил заветную статуэтку за «Бегущего по лезвию 2049». Командор ордена Британской империи и первый оператор, удостоившийся этой награды.
Читайте также
Возможно, криминал, по коням: лучшие фильмы про полицейских и гангстеров
Возможно, криминал, по коням: лучшие фильмы про полицейских и гангстеров
Возможно, криминал, по коням: лучшие фильмы про полицейских и гангстеров
20 современных вестернов, которые стоит посмотреть
20
современных вестернов, которые стоит посмотреть
20 современных вестернов, которые стоит посмотреть
Лучшие фильмы про бандитов
Лучшие фильмы про бандитов
Лучшие фильмы про бандитов
Лучшие драмы
Лучшие драмы
Лучшие драмы
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость