Драма |
16+ |
Кшиштоф Занусси |
15 июня 2007 |
28 августа 2008 |
1 час 33 минуты |
Современное моралите, снятое по мотивам случая из недавней криминальной хроники сицилийской Катании. Случайно попав под прицел снайпера, погибает молодожен. Супруга, еще не успевшая разглядеть в семейной жизни ничего, кроме полоумного счастья, какое дарят летние каникулы, клянется себе разыскать убийцу. При помощи безошибочно подобранных главным польским композитором Войцехом Киларом нескольких душеранимых аккордов и лучезарной улыбки Валерии Голино («Очки в золотой оправе», «Человек дождя»), которую после гибели мужа ее героини захочется вернуть, чего бы это ни стоило, Занусси в который уже раз тронет наши самые потаенные душевные струны и заставит пролить слезы над тем, сочувствия к чему мы никогда за собой не подозревали.
Классик европейского кинематографа снял сицилийскую трагедию, рассказывающую о Любви, Смерти и Мести. Когда произносишь мертвые слова «живой классик» ко рту непроизвольно подкатывается зевок, менее всего ожидаешь увидеть живое кино. К счастью, фильм разочаровывает ожидания. Занусси снял пронзительную, хотя и лишенную временной актуальности, трагедию о вечном. Фильм построен по канонам итальянской оперной трагедии с сицилианским колоритом (по «Агате» Рокко Фамилиари) в сопровождении академической музыки Войцеха Килара.
Кино отражает чувственную картину мироощущения главной героини Агаты (Валерия Голино). Опытная чувственная женщина в постели с ангелом Манфреди (Лоренцо Балдуччи) — молодым мужчиной работы Микеланджело. Судьба, как водится в таких случаях, жестока. Из трущоб напротив доносится выстрел. И ангел уже на пути домой, в рай. Жена же остается здесь, на земле, блуждать среди воспоминаний, призрака ангела и (не)случившегося ребенка. Горячая сицилийская кровь требует вендетты. Тем временем неудавшийся музыкант и наемный убийца из домишки напротив смотрит на происходящее своими глазами — правым карим и левым голубым. Его тревожат старые долги, наркотическая жажда и полиция. Социальная (не)справедливость, да и просто стремление к свободной жизни терзают его с рождения. Садист и отшельник из нижнего мира приводит систему к балансу.
Агата — персонаж мятущийся между грезами и реальностью, между вендеттой и правосудием, между либидо и мортидо. Режиссер избегает пошлых сцен с изливанием слез и сосредотачивается на ауре Агаты, освещая ее то отблесками католического костела, то белоснежным свадебным платьем. Агата в неглиже, как античный персонаж, продвигается кругами по спирали. Фильм взвинчивается, возносится и падает насмерть на гальку в полосе прибоя. Выходишь из кинотеатра, а голова все кружится и кружится.
Честно признаться, и сама идея, и история вполне себе уместятся в двух не самых длинных предложениях. При просмотре ловишь себя на мысли, что в фильме уж слишком много необязательного, а мистические кадры с фигурой невинно убиенного героя за портьерой выглядят даже неприлично дёшево, да и актёры не радуют.
Однако, знаменитый Гуарнери практически безупречен, Килар находит те пару нот, которые мгновенно западают куда-то очень глубоко внутрь, а сам Занусси, как мало кто, умеет напомнить, что самое важное в жизни есть смерть. В итоге некоторые сцены воскрешают из памяти фрагменты собственной жизни столь тонкие, что бередят душу до невозможности, а финальные теологические размышления авторов заставляют выходить из зала погруженным в не самые бестолковые размышления.
Практически всю вторую половину фильма героиня стремится к тому, чтобы отомстить убийце своего возлюбленного, а затем покончить жизнь самоубийством, чтобы последовать к своему покойному мужу, не понимая невозможности такого исхода. Занусси размышляет о справедливости и силами провидения (Божественного вмешательства) организует обе смерти так, чтобы влюблённые все же могли встретиться на том свете. С предлагаемой мэтром теологией вполне можно поспорить, но если не делать этого, то можно назвать финал этого фильма самым своеобразным хэппи-эндом в кино.
После этого фильма, а так же после "Гнезда жаворонка" я на итальяское кино забил принципиально. Похоже делать из глубокой темы поверхностные не берущие за душу поделки - тенденция. Вернее все что касается любовных взаимотношений получается у италяшек неплохо: красиво и с чувством. А вот когда надо передать жестокость и страдания как будто пар из них выпускают. И что самое обидное - задумка-то хорошая. Поднимаются интересные философские вопросы, типа если ребенок от мужчины остался, то его убийство вроде как несостоялось. Фильм, постоянно дает надежду на неординарность и глубину идеи, но тут же губит ее неуместной слащавостью и шаблонностью изложения. Про такое кино Станиславский бы повторил свою знаменитую фразу. Я ходил в кинотеатр с женой - а она у меня пускает слезу даже когда комара случайно зашибет - так вот она ни разу не прослезилась, хотя режиссер всячески заставлял ее это сделать.
Наконец-то Занусси порадовал, фильм из тех, которые мы так ждем от фестиваля.
Сразу поставлен акцент – взгляд на декорации сверху, опускаемся и живем в них.
Агата уже неделю милуется в стильных драпировках с ангелом-мужем, низко страдающий завистник, убийца и мучитель убивает его походя, а она еще ужасно долго в неведении охраняет его покой, ведь они договорились встретиться во сне! Крепкий коктейль гамлетовщины и достоевщины завораживает. Католический подход на этот раз вполне плюрализуется художественным языком. Высшая мораль вступает в противоречие с законами гуманного общества. Экзистенциальные вопросы – может ли рождение ребенка позволить оставить жизнь убийце, неужели малый срок заключения хоть что-то изменит? «Пусть кровь запятнает убийц» - молят старухи-сицилийки! Планы с являющимся призраком мужа несколько раздражают рациональное мышление, но конец все оправдает! Немногие потянулись к выходу, наверное любители боевиков в соседний зал на «Куклы» Китано, или самые маститые уже все поняли, но даже всхлипывание с разных сторон не очень раздражает. «Я убью тебя и одной рукой» - но убивает бог. К самому концу синтез приемлем, катарсис близок, декорация вот-вот станет тесна, теософия блеснет человеколюбием, но оно уже, как всегда, не успеет...