Все развлечения Москвы

Все отзывы о фильме «Живи и помни» (Россия, 2008)

5.4
Фото Роман Волобуев
отзывы:
531
оценок:
507
рейтинг:
11239
3

Экранизация В.Распутина с упором на посконность и физиологию

В последнюю зиму войны в сибирскую деревню, где остались только бабы, старики и ущербные, тайком возвращается, несколько одичав по дороге, дезертир Гуськов (Евланов), честно воевавший четыре года, но в какой-то момент решивший, что хватит. Жена Настена (Мороз), которую он вместо «здрасте» насилует в бане, сперва принимает его за нечистую силу — но все равно носит ему в лес спички и поесть, врет его отцу с матерью, односельчанам и властям, усугубляя и без того безвыходную для всех историю.

«Настена — нравственный идеал, Гуськов же не вызывает ничего, кроме презрения», — кажется, так объясняют повесть Валентина Распутина детям в 11-м классе. Тяга Прошкина-старшего к произведениям из школьной программы (им осмыслены уже «Капитанская дочка» и «Доктор Живаго») логичным образом сочетается у режиссера с любовью к как раз таким доходчивым трактовкам из учебника. Плюс выразительность: раз про любовь — рвем исподнее. В распутинской повести никого, разумеется, не насиловали в бане, там все изложено, пусть с массой запятых и народных слов, но предельно по-человечески понятно — за что бил, любила или нет, почему дезертировал. Из прошкинского фильма ничего этого понять нельзя. Оттуда будто специально сократили все, кроме почвенных диалектизмов, — всю человеческую речь вообще, оставив одни сплошные гыть, отскочь, ружо, ужо и сусло (особенно ловко вся эта рипс нимада выходит у Маковецкого). А еще это странное правило — что персонаж, пока говорит, должен обязательно что-то эффектное делать. Евланову сложнее всех: герой сложный, борода, космы, а на всю картину — дай бог три связных реплики, произнося которые не надо одновременно рвать с себя портки или задирать подол партнерше. Отличная артистка Дарья Мороз, игравшая Настену во мхатовском спектакле и, собственно, затеявшая всю историю c киноверсией (Распутин никому, кроме нее, не давал разрешения), в итоге мыкается по фильму, как распутинская героиня по жизни. Ее — и это единственное, в чем экранизация правда конгениальна первоисточнику, — все полтора часа невероятно жалко.

8

Отзывы пользователей

Фото Егор Королёв
отзывы:
373
оценок:
372
рейтинг:
784
7

Как они праздновали Победу
Первые пять минут сложно – не понимаешь, о чем говорят герои. Не говорят – шамкают. И даже нервничаешь из-за этого. Думаешь – перестарался режиссер с колоритом. Но на 6й минуте диалект начинаешь разбирать и с удовольствием смотришь – как раньше жили люди. Да и сейчас так живут.
Такие фильмы о войне нужны. Без новых сценариев, а на основе повестей того же самого Распутина – нужны. Режиссеру удалось сбавить пафос – смысл и поиски смысла глубоко запрятаны в сюжет.
На роли главных героев я бы поискал других актеров. Даже внешне – они не подошли, по мне. Перебор в сцене с коровой. Уж слишком слезно. Можно было бы обойтись.
Маковецкому для старика не хватает возраста, но все равно он хорошо. Анна Михалкова уже не удивляет – любая роль (причем не только а-ля деревня) ей по плечу. Нонне Мордюковой, похоже, нашлась замена.
Шикарный кадр – стол с котелком, к которому тянут руки. Шикарный ледоход.
И оч хороший финал.
Я рад, что мне показали такой День Победы. И такое ожидание мужа с войны героини с именем Надежда. Ни капли сентиментальности – только правда.
- А мой вернется! Вот увидите – вернется!..

4
Фото solenyi
отзывы:
4
оценок:
4
рейтинг:
8
7

Фильм посмотрели поздно, уже после «Левиафана». Недаром сравниваю эти два фильма. Оба тяжелые, оба честные. Но при многих общих отсылках к тяготам русской жизни, давлению Системы и т.д. «Живи и помни» много выигрывает в количестве, качестве поставленных вопросов, и уж тем более в ответах.
Взрослый человек (если он, конечно, не американец), смотрит кино, чтобы задать себе вопрос «а как бы я поступил на месте того или иного персонажа». Режиссёр Александр Прошкин (вместе с В.Распутиным) ставит вопросы не из лёгких. Собственно, главные вопросы – жизни и смерти. Только для мужчины он звучит «как умереть, когда хочется жить», а для женщины «как жить, когда хочется умереть».
Признаюсь, произведения Распутина не читал, теперь стоит в ближайших планах. Во многих рецензиях на этот фильм слышна (наверно справедливая) критика того, что режиссёр многое упустил и упростил. Действительно, главный мужской персонаж Андрей достаточно плосковат, не совсем понятны мотивации некоторых поступков. Плюс, наверное, не самая сильная игра актёра Евланова.
На мой взгляд, на этом недостатки фильма исчерпываются и с лихвой перекрываются достоинствами. Блестящая игра Дарьи Мороз, Сергея Маковецкого, Евгении Глушенко, Анны Михалковой… вторые планы также вполне безупречны.
Но самое главное – темы, поднимающиеся в фильме. Свобода и Честь, Верность и Терпение, Уважение к своему роду и родителям, Любовь и Ответственность, Надежда и Вера.
Кто мы, если не задаёмся такими вопросами. Как справедливо вопрошает героиня Михалковой «Она (Настёна) ангел, он (Андрей) в аду, а мы-то где?» Вот такие маленькие подсказки уже в самом конце фильма, на мой взгляд, нужны сегодняшнему зрителю (и конечно уж не нужны западным критикам, раздающим Оскары, в общем-то, за всякую чернуху). Особенно впечатляет сцена, когда героиня Михалковой отказывается считать своего мужа погибшим, и тогда за ней следом в других бабах, также получивших похоронки, оживает Надежа и Вера.
Тяжёлое произведение, но дающее точные ответы на важнейшие вопросы Духа.
И ещё. Похоже, Россия держится на женщинах, которые выполняют своё предназначение, совершая лично свой духовный подвиг, НЕСМОТРЯ на то, выполняют ли свою роль мужчины, без расчёта, без торга, без спасительных рассуждений о справедливости и разумности. Именно они спасали своих мужей-воинов своей верой и верностью, поднимали планку Духа в мужчинах. Поэтому и тогда институт брака духовен в России.
Кстати, хотел бы пригласить собеседников вспомнить (или посмотреть) фильм Василия Шукшина «Ваш сын и брат», где герой Леонида Куравлева бежит из тюрьмы за два месяца до освобождения, чтобы повидать родную деревню и платит за этот поступок новым трехлетним сроком. Совсем другое, простое и целостное решение героя в похожей ситуации!

Андрей

1
Фото Kater
отзывы:
168
оценок:
542
рейтинг:
797
3

Никаких чувств. Два года назад смотрела "Живи и помни" на малой сцене МХТа, и то меня больше торкнуло: Настену было жалко (Дарья Мороз тогда была стриженая, практически лысая после съемок в "Точке"), Андрей, председатель - все вызывали какие-то чувства. Хотя и спектакль далек от совершенства.
А тут - вроде актеры все классные, некоторые вообще из числа любимых, а все равно - мимо. Сибирскому оканью (ОтскОчь-не мОрОчь; пОшла звдОй..) веришь не больше, чем фрикативному "г" няни Вики. Жалости к солдатским вдовам ничуть, Андрей в исполнении Евланова вызывает недоумение и стыд за актера, а не за персонажа (как надо бы по идее автора), на Михеича Маковецкого просто любопытно посмотреть, Маковецкий старика играет, ух ты, прикольно..
Мне только две роли понравились - матери Андрея (Глушенко, на мой взгляд она самая недооцененная актриса нашего кинематографа) и Коровы (вот уж кто точно не переигрывает).

1
Фото Василий Авсеенко
отзывы:
283
оценок:
2217
рейтинг:
133
7

Хорошее кино. Красивое, цельное, настоящее... Про любовь и верность, про измену стране и страх… Дарья Мороз просто восхитила, очень хороша в этой роли... Грустный финал.

0
Фото Юля  Куликова
отзывы:
12
оценок:
13
рейтинг:
5
7

Распутин в стиле фолк. Дарья Мороз хороша, как заметила любимая газета, за два года в театре натренировалась. Маковецкий волшебен. О своей очень возрастной роли: "это заявка на будущее. Такие заявки надо делать зарание". Заметим, его герой помоложе самого Маковецкого будет. Анна Михалкова очень убедительно играет очень узнаваемый типаж. Но главное (для меня) то, что в этом программно "про жизнь, как она есть" фильме больше, чем во многих, видно влияние дизайнерского кино. Все такое фактурненькое и ритмичное, что вспоминался не столько распутин, сколькоко "Тариф на лунный свет".и ведь, совершенно очевидно, что дизайн это не намеренно.

0
Фото galina_v
отзывы:
1
оценок:
2
рейтинг:
0
3

Посетила в субботу показ фильма режиссера Александра Прошкина «Живи и помни». Впечатления неоднозначные, очередная попытка изобразить душевные страдания русского человека. Вечная борьба совести и разума. Тонкая грань между раскаянием и самобичеванием.
Незадолго до окончания войны муж возвращается домой в родную деревню – но не гордым победителем, вестником окончания войны, а скрывающимся дезертиром. Живет он в лесу, питается тем, что приносит жена или сам украдет, тайно проникнув в деревню. Как жить дальше – не ясно. Угрызения совести и понимание того, что жизни спокойной ему больше в деревне не видать, подводят его к мысли о самоубийстве, но и тут неудача – провалилась крыша и Андрей (Михаил Евланов) остается один на один с пугающей реальностью. Сценой с убийством теленка на глазах у матери, нам показывают как все беспросветно в жизни Андрея. Плач коровы эхом разносящийся по просторам бескрайней Сибири… Это не просто плач животного, это слезы матери, потерявшей ребенка, а может быть, это стон русской женщины над судьбой загубленного сына. Настена (Дарья Мороз) и есть та женщина, которая и сама не понимает до конца, кто для нее Андрей - муж? Сын? А может быть, крест, который ей предстоит нести до конца дней?
«- Вот что я тебе сразу скажу, Настена. Ни одна собака не должна знать, что я здесь. Скажешь кому – убью. Убью – мне терять нечего. Так и запомни. Откуда хошь достану. У меня теперь рука на это твердая, не сорвется» (Валентин Распутин. «Живи и помни»)
Фильм очень красивый, атмосферный. Крупные планы надолго врезаются в память... Русский говор отлично дополняет общую картину, но нет чего-то в этом фильме цельного, чего-то, что оставило бы свой след, а ведь могло бы, ой как могло...

0