Москва
6.8

Фильм
Живи и помни

Россия, 2008Смотреть в
Реклама
Экранизация В.Распутина с упором на посконность и физиологию

Экранизация повести Валентина Распутина про дезертира, возвращающегося в родную деревню.

  • Живи и помни – афиша
  • Живи и помни – афиша
  • Живи и помни – афиша
  • Живи и помни – афиша
  • Живи и помни – афиша
Драма
14+
Александр Прошкин
26 июня 2008
26 июня 2008
1 час 41 минута
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Александра Прошкина

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

3
Роман Волобуев
535 отзывов, 587 оценок, рейтинг 11393
10 июня 2008
Экранизация В.Распутина с упором на посконность и физиологию

В последнюю зиму войны в сибирскую деревню, где остались только бабы, старики и ущербные, тайком возвращается, несколько одичав по дороге, дезертир Гуськов (Евланов), честно воевавший четыре года, но в какой-то момент решивший, что хватит. Жена Настена (Мороз), которую он вместо «здрасте» насилует в бане, сперва принимает его за нечистую силу — но все равно носит ему в лес спички и поесть, врет его отцу с матерью, односельчанам и властям, усугубляя и без того безвыходную для всех историю.

«Настена — нравственный идеал, Гуськов же не вызывает ничего, кроме презрения», — кажется, так объясняют повесть Валентина Распутина детям в 11-м классе. Тяга Прошкина-старшего к произведениям из школьной программы (им осмыслены уже «Капитанская дочка» и «Доктор Живаго») логичным образом сочетается у режиссера с любовью к как раз таким доходчивым трактовкам из учебника. Плюс выразительность: раз про любовь — рвем исподнее. В распутинской повести никого, разумеется, не насиловали в бане, там все изложено, пусть с массой запятых и народных слов, но предельно по-человечески понятно — за что бил, любила или нет, почему дезертировал. Из прошкинского фильма ничего этого понять нельзя. Оттуда будто специально сократили все, кроме почвенных диалектизмов, — всю человеческую речь вообще, оставив одни сплошные гыть, отскочь, ружо, ужо и сусло (особенно ловко вся эта рипс нимада выходит у Маковецкого). А еще это странное правило — что персонаж, пока говорит, должен обязательно что-то эффектное делать. Евланову сложнее всех: герой сложный, борода, космы, а на всю картину — дай бог три связных реплики, произнося которые не надо одновременно рвать с себя портки или задирать подол партнерше. Отличная артистка Дарья Мороз, игравшая Настену во мхатовском спектакле и, собственно, затеявшая всю историю c киноверсией (Распутин никому, кроме нее, не давал разрешения), в итоге мыкается по фильму, как распутинская героиня по жизни. Ее — и это единственное, в чем экранизация правда конгениальна первоисточнику, — все полтора часа невероятно жалко.

9
0

Отзывы

7
Егор Королёв
371 отзыв, 702 оценки, рейтинг 874
6 июля 2008
Как они праздновали Победу


Первые пять минут сложно – не понимаешь, о чем говорят герои. Не говорят – шамкают. И даже нервничаешь из-за этого. Думаешь – перестарался режиссер с колоритом. Но на 6й минуте диалект начинаешь разбирать и с удовольствием смотришь – как раньше жили люди. Да и сейчас так живут.
Такие фильмы о войне нужны. Без новых сценариев, а на основе повестей того же самого Распутина – нужны. Режиссеру удалось сбавить пафос – смысл и поиски смысла глубоко запрятаны в сюжет.
На роли главных героев я бы поискал других актеров. Даже внешне – они не подошли, по мне. Перебор в сцене с коровой. Уж слишком слезно. Можно было бы обойтись.
Маковецкому для старика не хватает возраста, но все равно он хорошо. Анна Михалкова уже не удивляет – любая роль (причем не только а-ля деревня) ей по плечу. Нонне Мордюковой, похоже, нашлась замена.
Шикарный кадр – стол с котелком, к которому тянут руки. Шикарный ледоход.
И оч хороший финал.
Я рад, что мне показали такой День Победы. И такое ожидание мужа с войны героини с именем Надежда. Ни капли сентиментальности – только правда.
- А мой вернется! Вот увидите – вернется!..

4
0
7
Андрей Усолов
7 отзывов, 16 оценок, рейтинг 7
23 февраля 2015

Фильм посмотрели поздно, уже после «Левиафана». Недаром сравниваю эти два фильма. Оба тяжелые, оба честные. Но при многих общих отсылках к тяготам русской жизни, давлению Системы и т.д. «Живи и помни» много выигрывает в количестве, качестве поставленных вопросов, и уж тем более в ответах.
Взрослый человек (если он, конечно, не американец), смотрит кино, чтобы задать себе вопрос «а как бы я поступил на месте того или иного персонажа». Режиссёр Александр Прошкин (вместе с В.Распутиным) ставит вопросы не из лёгких. Собственно, главные вопросы – жизни и смерти. Только для мужчины он звучит «как умереть, когда хочется жить», а для женщины «как жить, когда хочется умереть».
Признаюсь, произведения Распутина не читал, теперь стоит в ближайших планах. Во многих рецензиях на этот фильм слышна (наверно справедливая) критика того, что режиссёр многое упустил и упростил. Действительно, главный мужской персонаж Андрей достаточно плосковат, не совсем понятны мотивации некоторых поступков. Плюс, наверное, не самая сильная игра актёра Евланова.
На мой взгляд, на этом недостатки фильма исчерпываются и с лихвой перекрываются достоинствами. Блестящая игра Дарьи Мороз, Сергея Маковецкого, Евгении Глушенко, Анны Михалковой… вторые планы также вполне безупречны.
Но самое главное – темы, поднимающиеся в фильме. Свобода и Честь, Верность и Терпение, Уважение к своему роду и родителям, Любовь и Ответственность, Надежда и Вера.
Кто мы, если не задаёмся такими вопросами. Как справедливо вопрошает героиня Михалковой «Она (Настёна) ангел, он (Андрей) в аду, а мы-то где?» Вот такие маленькие подсказки уже в самом конце фильма, на мой взгляд, нужны сегодняшнему зрителю (и конечно уж не нужны западным критикам, раздающим Оскары, в общем-то, за всякую чернуху). Особенно впечатляет сцена, когда героиня Михалковой отказывается считать своего мужа погибшим, и тогда за ней следом в других бабах, также получивших похоронки, оживает Надежа и Вера.
Тяжёлое произведение, но дающее точные ответы на важнейшие вопросы Духа.
И ещё. Похоже, Россия держится на женщинах, которые выполняют своё предназначение, совершая лично свой духовный подвиг, НЕСМОТРЯ на то, выполняют ли свою роль мужчины, без расчёта, без торга, без спасительных рассуждений о справедливости и разумности. Именно они спасали своих мужей-воинов своей верой и верностью, поднимали планку Духа в мужчинах. Поэтому и тогда институт брака духовен в России.
Кстати, хотел бы пригласить собеседников вспомнить (или посмотреть) фильм Василия Шукшина «Ваш сын и брат», где герой Леонида Куравлева бежит из тюрьмы за два месяца до освобождения, чтобы повидать родную деревню и платит за этот поступок новым трехлетним сроком. Совсем другое, простое и целостное решение героя в похожей ситуации!

Андрей

1
0
3
Kater
165 отзывов, 944 оценки, рейтинг 797
29 июня 2008

Никаких чувств. Два года назад смотрела "Живи и помни" на малой сцене МХТа, и то меня больше торкнуло: Настену было жалко (Дарья Мороз тогда была стриженая, практически лысая после съемок в "Точке"), Андрей, председатель - все вызывали какие-то чувства. Хотя и спектакль далек от совершенства.
А тут - вроде актеры все классные, некоторые вообще из числа любимых, а все равно - мимо. Сибирскому оканью (ОтскОчь-не мОрОчь; пОшла звдОй..) веришь не больше, чем фрикативному "г" няни Вики. Жалости к солдатским вдовам ничуть, Андрей в исполнении Евланова вызывает недоумение и стыд за актера, а не за персонажа (как надо бы по идее автора), на Михеича Маковецкого просто любопытно посмотреть, Маковецкий старика играет, ух ты, прикольно..
Мне только две роли понравились - матери Андрея (Глушенко, на мой взгляд она самая недооцененная актриса нашего кинематографа) и Коровы (вот уж кто точно не переигрывает).

1
0
7
Василий Авсеенко
280 отзывов, 2251 оценка, рейтинг 139
19 сентября 2008

Хорошее кино. Красивое, цельное, настоящее... Про любовь и верность, про измену стране и страх… Дарья Мороз просто восхитила, очень хороша в этой роли... Грустный финал.

0
0
7
Юля Куликова
12 отзывов, 13 оценок, рейтинг 5
18 июля 2008

Распутин в стиле фолк. Дарья Мороз хороша, как заметила любимая газета, за два года в театре натренировалась. Маковецкий волшебен. О своей очень возрастной роли: "это заявка на будущее. Такие заявки надо делать зарание". Заметим, его герой помоложе самого Маковецкого будет. Анна Михалкова очень убедительно играет очень узнаваемый типаж. Но главное (для меня) то, что в этом программно "про жизнь, как она есть" фильме больше, чем во многих, видно влияние дизайнерского кино. Все такое фактурненькое и ритмичное, что вспоминался не столько распутин, сколькоко "Тариф на лунный свет".и ведь, совершенно очевидно, что дизайн это не намеренно.

0
0

Подборки Афиши
Все