Фильм

Фильм Живи и помни

Россия, 2008

6.8
6.7
Живи и помни – афиша
1/5

Экранизация В.Распутина с упором на посконность и физиологию

Экранизация повести Валентина Распутина про дезертира, возвращающегося в родную деревню.

СтранаРоссия
ЖанрыДрама
Продолжительность1 час 41 минута
Дата выхода26 июня 2008
Дата выхода в России26 июня 2008
Возрастное ограничение14+

Самые ожидаемые события

Рецензия «Афиши» на фильм «Живи и помни»

3Экранизация В.Распутина с упором на посконность и физиологию

В последнюю зиму войны в сибирскую деревню, где остались только бабы, старики и ущербные, тайком возвращается, несколько одичав по дороге, дезертир Гуськов (Евланов), честно воевавший четыре года, но в какой-то момент решивший, что хватит. Жена Настена (Мороз), которую он вместо «здрасте» насилует в бане, сперва принимает его за нечистую силу — но все равно носит ему в лес спички и поесть, врет его отцу с матерью, односельчанам и властям, усугубляя и без того безвыходную для всех историю.

«Настена — нравственный идеал, Гуськов же не вызывает ничего, кроме презрения», — кажется, так объясняют повесть Валентина Распутина детям в 11-м классе. Тяга Прошкина-старшего к произведениям из школьной программы (им осмыслены уже «Капитанская дочка» и «Доктор Живаго») логичным образом сочетается у режиссера с любовью к как раз таким доходчивым трактовкам из учебника. Плюс выразительность: раз про любовь — рвем исподнее. В распутинской повести никого, разумеется, не насиловали в бане, там все изложено, пусть с массой запятых и народных слов, но предельно по-человечески понятно — за что бил, любила или нет, почему дезертировал. Из прошкинского фильма ничего этого понять нельзя. Оттуда будто специально сократили все, кроме почвенных диалектизмов, — всю человеческую речь вообще, оставив одни сплошные гыть, отскочь, ружо, ужо и сусло (особенно ловко вся эта рипс нимада выходит у Маковецкого). А еще это странное правило — что персонаж, пока говорит, должен обязательно что-то эффектное делать. Евланову сложнее всех: герой сложный, борода, космы, а на всю картину — дай бог три связных реплики, произнося которые не надо одновременно рвать с себя портки или задирать подол партнерше. Отличная артистка Дарья Мороз, игравшая Настену во мхатовском спектакле и, собственно, затеявшая всю историю c киноверсией (Распутин никому, кроме нее, не давал разрешения), в итоге мыкается по фильму, как распутинская героиня по жизни. Ее — и это единственное, в чем экранизация правда конгениальна первоисточнику, — все полтора часа невероятно жалко.

10 июня 2008
7Как они праздновали Победу


Первые пять минут сложно – не понимаешь, о чем говорят герои. Не говорят – шамкают. И даже нервничаешь из-за этого. Думаешь – перестарался режиссер с колоритом. Но на 6й минуте диалект начинаешь разбирать и с удовольствием смотришь – как раньше жили люди. Да и сейчас так живут.
Такие фильмы о войне нужны. Без новых сценариев, а на основе повестей того же самого Распутина – нужны. Режиссеру удалось сбавить пафос – смысл и поиски смысла глубоко запрятаны в сюжет.
На роли главных героев я бы поискал других актеров. Даже внешне – они не подошли, по мне. Перебор в сцене с коровой. Уж слишком слезно. Можно было бы обойтись.
Маковецкому для старика не хватает возраста, но все равно он хорошо. Анна Михалкова уже не удивляет – любая роль (причем не только а-ля деревня) ей по плечу. Нонне Мордюковой, похоже, нашлась замена.
Шикарный кадр – стол с котелком, к которому тянут руки. Шикарный ледоход.
И оч хороший финал.
Я рад, что мне показали такой День Победы. И такое ожидание мужа с войны героини с именем Надежда. Ни капли сентиментальности – только правда.
- А мой вернется! Вот увидите – вернется!..

6 июля 2008
7

Фильм посмотрели поздно, уже после «Левиафана». Недаром сравниваю эти два фильма. Оба тяжелые, оба честные. Но при многих общих отсылках к тяготам русской жизни, давлению Системы и т.д. «Живи и помни» много выигрывает в количестве, качестве поставленных вопросов, и уж тем более в ответах.
Взрослый человек (если он, конечно, не американец), смотрит кино, чтобы задать себе вопрос «а как бы я поступил на месте того или иного персонажа». Режиссёр Александр Прошкин (вместе с В.Распутиным) ставит вопросы не из лёгких. Собственно, главные вопросы – жизни и смерти. Только для мужчины он звучит «как умереть, когда хочется жить», а для женщины «как жить, когда хочется умереть».
Признаюсь, произведения Распутина не читал, теперь стоит в ближайших планах. Во многих рецензиях на этот фильм слышна (наверно справедливая) критика того, что режиссёр многое упустил и упростил. Действительно, главный мужской персонаж Андрей достаточно плосковат, не совсем понятны мотивации некоторых поступков. Плюс, наверное, не самая сильная игра актёра Евланова.
На мой взгляд, на этом недостатки фильма исчерпываются и с лихвой перекрываются достоинствами. Блестящая игра Дарьи Мороз, Сергея Маковецкого, Евгении Глушенко, Анны Михалковой… вторые планы также вполне безупречны.
Но самое главное – темы, поднимающиеся в фильме. Свобода и Честь, Верность и Терпение, Уважение к своему роду и родителям, Любовь и Ответственность, Надежда и Вера.
Кто мы, если не задаёмся такими вопросами. Как справедливо вопрошает героиня Михалковой «Она (Настёна) ангел, он (Андрей) в аду, а мы-то где?» Вот такие маленькие подсказки уже в самом конце фильма, на мой взгляд, нужны сегодняшнему зрителю (и конечно уж не нужны западным критикам, раздающим Оскары, в общем-то, за всякую чернуху). Особенно впечатляет сцена, когда героиня Михалковой отказывается считать своего мужа погибшим, и тогда за ней следом в других бабах, также получивших похоронки, оживает Надежа и Вера.
Тяжёлое произведение, но дающее точные ответы на важнейшие вопросы Духа.
И ещё. Похоже, Россия держится на женщинах, которые выполняют своё предназначение, совершая лично свой духовный подвиг, НЕСМОТРЯ на то, выполняют ли свою роль мужчины, без расчёта, без торга, без спасительных рассуждений о справедливости и разумности. Именно они спасали своих мужей-воинов своей верой и верностью, поднимали планку Духа в мужчинах. Поэтому и тогда институт брака духовен в России.
Кстати, хотел бы пригласить собеседников вспомнить (или посмотреть) фильм Василия Шукшина «Ваш сын и брат», где герой Леонида Куравлева бежит из тюрьмы за два месяца до освобождения, чтобы повидать родную деревню и платит за этот поступок новым трехлетним сроком. Совсем другое, простое и целостное решение героя в похожей ситуации!

Андрей

23 февраля 2015
3

Никаких чувств. Два года назад смотрела "Живи и помни" на малой сцене МХТа, и то меня больше торкнуло: Настену было жалко (Дарья Мороз тогда была стриженая, практически лысая после съемок в "Точке"), Андрей, председатель - все вызывали какие-то чувства. Хотя и спектакль далек от совершенства.
А тут - вроде актеры все классные, некоторые вообще из числа любимых, а все равно - мимо. Сибирскому оканью (ОтскОчь-не мОрОчь; пОшла звдОй..) веришь не больше, чем фрикативному "г" няни Вики. Жалости к солдатским вдовам ничуть, Андрей в исполнении Евланова вызывает недоумение и стыд за актера, а не за персонажа (как надо бы по идее автора), на Михеича Маковецкого просто любопытно посмотреть, Маковецкий старика играет, ух ты, прикольно..
Мне только две роли понравились - матери Андрея (Глушенко, на мой взгляд она самая недооцененная актриса нашего кинематографа) и Коровы (вот уж кто точно не переигрывает).

29 июня 2008
7

Хорошее кино. Красивое, цельное, настоящее... Про любовь и верность, про измену стране и страх… Дарья Мороз просто восхитила, очень хороша в этой роли... Грустный финал.

19 сентября 2008
7

Распутин в стиле фолк. Дарья Мороз хороша, как заметила любимая газета, за два года в театре натренировалась. Маковецкий волшебен. О своей очень возрастной роли: "это заявка на будущее. Такие заявки надо делать зарание". Заметим, его герой помоложе самого Маковецкого будет. Анна Михалкова очень убедительно играет очень узнаваемый типаж. Но главное (для меня) то, что в этом программно "про жизнь, как она есть" фильме больше, чем во многих, видно влияние дизайнерского кино. Все такое фактурненькое и ритмичное, что вспоминался не столько распутин, сколькоко "Тариф на лунный свет".и ведь, совершенно очевидно, что дизайн это не намеренно.

18 июля 2008
Все отзывы
Читайте также
15 кинопремьер декабря
15
кинопремьер декабря
15 кинопремьер декабря
22 сериала декабря
22
сериала декабря
22 сериала декабря
Кинопремьеры недели: «Треугольник печали», «Двойная петля» и «Елки-9»
Кинопремьеры недели: «Треугольник печали», «Двойная петля» и «Елки-9»
Кинопремьеры недели: «Треугольник печали», «Двойная петля» и «Елки-9»
20 стыдных, но невероятно веселых комедий 1980–1990-х годов
20
стыдных, но невероятно веселых комедий 1980–1990-х годов
20 стыдных, но невероятно веселых комедий 1980–1990-х годов
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость