Москва
5

Фильм
Обитаемый остров

Россия, 2008Смотреть в
Реклама
Федор Бондарчук экранизировал роман братьев Стругацких

Первая серия фантастической дилогии Федора Бондарчука по роману Стругацких: про глупого землянина, терпящего крушение на фашистской планете.

  • Обитаемый остров – афиша
  • Обитаемый остров – афиша
  • Обитаемый остров – афиша
  • Обитаемый остров – афиша
  • О�битаемый остров – афиша
Боевик, Приключение, Фантастика
12+
Федор Бондарчук
18 декабря 2008
1 января 2009
1 час 55 минут
oostrov.ru
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Федора Бондарчука

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Роман Волобуев
535 отзывов, 587 оценок, рейтинг 11393
25 декабря 2008
Злободневная социальная фантастика для зрителей от 12 лет. Первая серия

Максим Каммерер (Степанов), очень кудрявый, наивный до безобразия, но ­отлично физически подготовленный ­космический турист с идеальной Зем­ли будущего, заболтавшись по громкой межзвездной связи (что характерно, с бабушкой), врезается в астероид и терпит крушение на изрядно загаженной обитателями планете Саракш. Попав на территорию какой-то отчетливо фашистской метрополии, жители которой ­смотрят ­телепрограммы про вязание крючком, верят, что мир вогнутый, и поклоняют­ся компании томных анонимных абсолютистов (Серебряков, Суханов, Бондарчук в фиолетовом платье и другие), не в меру дружелюбный землянин спер­ва за компанию записывается в местное СС, потом примыкает к террористическому сопротивлению, оказывается в итоге на каторге — и только там ­на­чинает что-то понимать про бесконеч­но запутанные аборигенские политические расклады.

Самый диссидентский роман Стругацких (где герой, кроме прочего, мечтает взорвать инопланетный вариант телецентра «Останкино») в руках члена политсовета «Молодой гвардии» и автора публичных речей про то, как «все успехи отечественного кинематографа связаны с Путиным» (конец цитаты), по идее, должен был превратиться в гарантированное черт знает что — но вот чудеса: бондарчуковский фильм удивительно близок к букве и смыслу первоисточника. Спор о том, была ли сочиненная 40 лет назад фантастическая книжка для юношества великим пророчеством о судьбах страны или это просто схемы, по которым эти судьбы развиваются, берутся из фантастических книжек для юношества, хочет­ся оставить специально обученным людям, но «Остров» — даже и без подставленных сценаристами реплик про усмирение ­сепаратистов и взрывы детских садов — действительно выглядит отчаянно злой, лобовой сатирой на русское сегодня. С киношными достоинствами все немножко сложнее. Еще по «9 роте» было заметно, что у Бондарчука все недурно с энергетикой, но сильно так себе со вкусом, — и это скорей его везение, чем заслуга, что в данном случае энергетика оказалась нужнее, чем вкус. Разноцветный сверх всяких приличий, ­перебираю­щий сусальной и прочей красоты (когда замечательная дебютантка Снигирь поворачивается попой к залу, течение времени останавливается, а реплики утрачивают связность), «Остров», тем не менее, достигает той же цели, что и книжка: формулирует довольно сложную, типично российскую коллизию общественной свободы-несвободы языком, понятным пятикласснику. Какие-то акценты неизбежно сползли: Неизвестные Отцы, ­рулящие страной, в фильме скорее мо­шенники, чем фашисты, герой — скорее идиот, чем идеалист, и сам фильм, чисто визуально, скорее «Три толстяка», чем «Бегущий по лезвию», русскую версию которого явно мечтали сделать режи­ссер Бондарчук и продюсер Роднянский. Но это, в сущности, мелочи. Пятиклассники, хочется верить, все поймут правильно.

80
1

Отзывы

5
alzhu
83 отзыва, 233 оценки, рейтинг 311
18 декабря 2008

Рыча и извергая плазму, космический ботик простого московского студента Максима (Василий Степанов, "Красная Шапочка"-style) падает на планету Сарракш (колорированный Крым), и, после жесткой посадки, под драматическую музыку, осмотрев остатки своего похожего на наконечник копья корабля, с пионерской улыбкой идет на контакт с туземцем (грязный Гармаш). После контакта москвича без документов задерживают до выяснения обстоятельств (какая ирония), и норовистый капрал Гай (Петр Федоров, HAWT!) вынужден сопровождать его до столицы. Легкий брутальный флирт по дороге оказывается нарушен терактом, после которого статный блондин спасает молодого бойца от неминуемой гибели, зарождая в последнем глубокие братские чувства. Достигнув Метрополиса, капрал сдает Мака Сима на телевидение и пытается смириться с потерей. Маком Симом заинтересован и местный нанотехнолог Странник (гламурный фашист Серебряков), который вместе с несколькими избранными и папой (холодный слизень Суханов) правят местной федерацией. В числе избранных и шальная императрица фламбоянтный господин прокурор, периодически принимающий катарсические ванны (и это, конечно, надо видеть). В результате конфликта интересов Мак Сим встречает Раду (бледная Юля Снигирь с третьим размером), которая волею судеб (Марина и Сергей Дяченко) приходится родной сестрой капралу Гаю. Под впечатлением от своего нового друга Мак Сим идет служить в звездный десант. Так начинается великая психопанорама о крепкой мужской дружбе, явно приоритетной в творчестве Бондарчука-мл.
Помнится, когда вышли "12 мужчин" Михалкова, РВ, кажется, написал, что он сошел с ума. Это неправда, Никита Сергеевич просто показал, насколько он далек от мирских сует. Настоящее сумасшествие - это "Обитаемый остров", конечно. Невнятно склееный, буйно расрашенный, просто непрофессионально сделанный - фильм действительно безумен. При этом, учитывая характер "влияний" (заимствований) часть этого безумия явно наигранна. Драматургически - epic fail каждый раз, когда надо вызвать у зрителя подобие эмоции. Секундный glance нищего в метро способен вызвать в десять раз больше чувств, чем два часа режиссерской немощи. В "Острове" Бондарчук никак не может понять главный закон кинофантастики - главную работу делают не спецэффекты, а воображение зрителя. Спецэффекты его лишь подхлестывают. Младшего же волнуют собственные амбиции (понты) - фильм действительно дорогой, но благодаря глупым пролетам камеры, бесполезным пейзажам и желанию сделать не хуже, чем у Ридли (Люка, Пола, Терри, Жан-Пьера и Марка...) выглядит дешево до китча; ближайший аналог - сериал LEXX, который, тем не менее, выигрывает у Острова по драматургии и актерам. Степанову противопоказаны крупные планы. Куценко и Гармаш в сцене патрулирования профнепригодны. Снигирь, чья линия призвана снизить местную гомоэротичность и красит картину в болливудские тона, кажется, лишена харизмы (как такое вообще может быть с третьим размером?). Любовная сцена решена в знаковой для Бондарчука-мл. эстетике лирической пошлости. Дочь Михалкова в гриме Мерил Стрип времен "Ангелов в Америке", увы, не Мерил. Переигрывает и Федоров, но ему можно, он HAWT. Еще мне кажется, что Федя видит в нем себя в молодости, и как-то так получается, что топлес в фильме ходит не Снигирь (к сожалению), а Прокурор и Гай. Федор, кстати, эротишен донельзя, его "Массаракш" запомнится надолго.
При уровне заимствований, неудачных съемках, неадаптированном к экрану сценарии спасла бы ирония, лучше - сарраказм, но с этим туговато. Кроме того, амбиции идут дальше. Фильм явно рассчитан на общественный резонанс, полемику "несогласных" с "согласными". Вот только говорить пока (?) не о чем, поскольку в социально-политическом аспекте фильм не столько раскрывает рисковые идеи, сколько поверхностно флиртует с ними. Ну да ладно, хотя бы попытался.
Что в итоге? Как фильм - полный массаракш, но как работа конкретного человека, в которой этот человек некоторым образом вывернулся наизнанку, - нездоровое, но увлекательное зрелище.

97
0
1
aloneonthepluto
5 отзывов, 10 оценок, рейтинг 199
5 января 2009

Я имел радость посмотреть "Обитаемый остров". Теперь я имею радость рассказать вам о том как меня поимели. Cкажем так - это было уныло и скучно. Это было так уныло и скучно, что это единственное что меня по настоящему поразило. Федя, ты мастер.

Даже не знаю имеет смысл расписывать то как это было.. Ну начнем с музыки. Она похожа на атомный танк, и давит своими гусеницами из органа, скрипок и женского хора с первых минут фильма, она прет через всю картину как очумевшая. Нет, конечно всякая тема соответствует тому что творится на экране, но соответствует она так, - что все происходящее на экране в сущности уже не важно. Музыка в фильме похожа на пьяного гостя на дне рождении, такого именитого и знаменитого, который отбирает у всех рюмки и стаканы и запинаясь учит всех как надо пить и как надо отмечать день рождения. Это душераздирающе.

Камера мне еще не показала того что сейчас произойдет, а мне все уже и так ясно, причем в деталях, и потому особенно страшно смотреть потом на то - как ЭТО видит камера.

Далее о самом фильме. Об игре актеров, о фабуле, о завязке, развязке, о диалогах и всем остальном. Все это винегрет, который смешали с оливье, заправили очень бедно кетчупом, вывалили на первый снег и щедро растоптали сапогами распевая при этом не стройно "калинка-малинка".

Это можно кушать, я вас спрашиваю?

Если вы пьяны настолько, что в цветных пятнах на экране находите особую прелесть дополняющую приятное коматозное состояние организма, - то да. Трезвым смотреть на это нельзя.

Актеры играют, честно и старательно, как работают пионеры на укладке кирпичей, под присмотром пионервожатых в костюмах гестаповцев, то есть процесс в наличии - но результат кошмарен. Произносимого текста там не чувствует никто, я уже не говорю о том что сам текст ужасен.

Нюанс, - в фильме через слова все ругаются. Матерно и по местному. У них вместо нашего ..... используется слово "массаракш". Но ругаются они все этим словом таким образом как если бы они ругались словом "АБВГДЕЙКА", причем ровно и последовательно артикулируя каждую букву. Матерное слово оно на то и матерное слово, что бы как бильярдный шар выкатываться изо рта и падать на стеклянный столик разбивая его в дребезги, а тут что? Да в первом классе средней школы ругаются с большим пониманием.

Каждый выдает там по малому театру для самых маленьких но создается впечатление что думает о чем то своем, и снимается в этот момент в каком то своем фильме, имеющим отношение к этому кино лишь своим названием. Бондарчук скажем повидимому полагал что снимается в "Книге Просперо", Гармаш свято полагал что играет одну из ролей в фильме "Холодное лето пятьдесят третьего" вместе с Куценко, Снигирь решила что это ремейк "Любовь и голуби", Степанов, кажется, вообще ничего не думал, а лишь ради прикола тусил с каждым в кадре, мило улыбаясь во все стороны света, а ведь на минуточку, у него там самая сложная роль, если брать за основу книгу, конечно. Потому что в фильме это заурядный персонаж мотивы и характер которого - улыбка от уха до уха.

Особенно чудовищна и показательна сцена допроса, бог с тем что она растянута чуть ли не на пол фильма, - чудовищно не это, а то что внутри этой сцены особенно видно как весь этот фильм разваливается на какие то крошечные кадры которые не сочетаются друг с другом совершенно, это какой то текст набранный буквами вырезанными из разных газет и журналов.

Сцены фильма сочетаются друг с другом как молоко с солеными огурцами или селедка с вишневым сиропом, мало того что каждая сцена это испытание для восприятия и усидчивости, их сочетание в сумме редкое упражение нацеленное на воспитание воли и всеядности.

Особою лепту в весь этот вертеп привнес оператор и художних постановщик. У первого проблемы с чувством кадра и поиском ракурса. В кадре запросто появляются пустые места где читается кусок съемочного павильона, а ракурсы повторяются так просто и не мудряще, что создается ощущение что начинали снимать вообще-то мыло для прайм-тайма, но потом решили снять Кино.

Художнику же постановщику, просто спасибо за скучные и аляповатые декорации в стиле межбюджетной фантастики 80-тых. В защиту малобюджетной фантастики 80-тых, я хочу сказать что она смотрится даже сейчас куда интереснее и веселей чем этот фильм. Вспомним хотя бы "Враг мой".

Говорить же о том что в фильме наличествует дессидетский мессадж, - глупо. Даже пятикласника вытошнит начисто от этого кино, и никакой мессадж не будет им прочитан. Для того что бы почувствовать мессадж надо проникнуться тканью фильма, надо жить в нем, что невозможно сделать при просмотре этого фильма

Ну и наконец отдельное спасибо, без преувеличения, мэтру отечественной фантастики, Борису Натановичу, - сказать об этом фильме - что он как никакой другой соответствует книге, можно только в двух случаях, либо в случае помешательства, когда пребываешь в разбитом на осколки бреду, либо в случае если есть прагматичное желание поднять сборы, а за одно и продажи своей книги.

В защиту последней версии имеется тот факт - что стопки с переизданной к премьере книгой Б.Н. Стругацкого "Обитаемый остров" можно встретить в любом крупном книжном магазине столицы. Причем обложка удивительным образом выполнена в том же ключе что и афиша к фильму, разве что гг на обложке нарисован с другой физиономией, но тут и понятно - платить актеру еще и за обложку к книге было бы накладным.

Я не против, почему бы и нет, в конце концов книга хорошая, только вот читать ее после фильма я бы уже не рискнул, кошмары которые поселились у меня в голове и теперь накрепко спаянны с называнием "Обитаемый Остров" больше никогда не позволят мне получать удовольствие от этой книги, равно как и от всех книг братьев.

Этот фильм прекрасное доказательство того, что если собраться всем вместе, и как следует поработать, то можно испоганить любое прекрасное произведение, и "Ирония Судьбы", как оказалось, не исключение.

Бабло победило Стругацких. Я считаю это главным выводом и главным итогом. И это единственная причина, по которой я взялся за эту ругательную статью, полную даже не столько яда, сколько слез.

46
0
9
propavel
6 отзывов, 60 оценок, рейтинг 8
14 января 2009

Прекрасный фильм, первый раз пишу рецензию. Все сделано очень от Души. Главное сохранены диалоги героев, читал книгу до фильма раза 4, и очень порадовался, что в кино постарались сохранить действие книги и дух того куда попал Максим. Игра актеров очень понравилась, сыграть Максима очень сложно, как мне кажется, Василию это удалось. Конечно, мнения разделились, что Гай играл лучше или нет. Не говоря про ротмистра Чачу, прокурора, Странника и т.п. Наверно мир Стругацких каждый видит в своем преломлении, и ожидать 100% попадания невозможно, но попадание Бондарчука мне очень было близко. Есть ощущение от кино, что режиссеру не хватало времени на кино, в книге это длинные монологи или диалоги, а здесь сразу идет действие и т.п. и т.п. Но это фильм экшен, а не философская притча, хотя не без этого. Хотел сказать большое спасибо создателям, ждал данный фильм и не разочаровался. Также для нашего кинематографа понравилось количество труда, и актеры живут в кадре (ну может кроме некоторых) Как при съемках фильмов Особенности национальной охоты, когда актерам просто нравилось, то, что они делают, и они жили в картине. Иногда хочется быть таким Максимом, чтобы видеть в людях только хорошее, так и кино я увидел только хорошее, а что не понравилось, списал на идеологию (с) Стругацкие.

28
0
1
Жекус Владимирович
39 отзывов, 85 оценок, рейтинг 173
3 января 2009

Когда год назад Федор Бондарчук заявил, что следующим его великим творением будет экранизация «Обитаемого острова» братьев Стругацких, я удивился. Когда вышел первый рекламный ролик, я напрягся. Во всех своих многочисленных интервью Бондарчук почему-то вместо заветного «Мы перенесли на экран дух и букву Стругацких» твердил, что «У нас тут все эксклюзивное – до последней пуговицы!». Надо отдать ему должное – не врал. Но, вы уж простите меня, я в этот темный зал пришел не на пуговицы глазеть, а, прям неудобно даже как-то, смотреть КИНО!
Это не фильм. Это рекламный ролик возможностей Бондарчука и его команды. Это именно «Обитаемый остров Федора Бондарчука». Я не хочу голословно заявлять, что фильм отвратителен. Я и отзыв-то писать не собирался, пока не узнал, что кому-то сие творение Федора нравится. И схватился я за клавиатуру и мышь.
Я не буду пинать Мак-Сима. Ну понравился Бондарчуку мальчик, милый, улыбается здорово. Сойдет за прогрессивного потомка. Да и сам Бондарчук в роли Прокурора тоже не так плохо смотрится. По большому счету, если не читать книги, не знать никого из героев, а случайно зайти в кинотеатр 1го января, то можно даже порадоваться за российский кинематограф: «Вон, вон, смотри какие зверюшки бегають, клыкастые! У! Здорово!» Прелесть…
Проблемы фильма в его «эксклюзивности» (хотя мы все это видели: город – «Бегущий по лезвию бритвы»и «Эквилибриум», транспорт – «Бегущий человек», техника и обстановка – «Джонни-Мнемоник» и «Бразилиа», даже рука Вепря стала не обычным протезом, а пародией на руку Хищника из одноименного фильма)
Бондарчук сказал, сделает мир наизнанку, он и вывернул мир наизнанку. Только с мерой у него проблемы, как выясняется.
Розовые танки, гламурные прокуроры, вибрирующие мобильники, ультра-кислотные стены, шпана в цилиндрах и котелках образца начала ХХ века, аляповатые нашивки и флаги гвардейцев, рабочие, кирками выбивающие из мусора мусор. Весь фильм – это бесконечная игра в «наизнанку». Хотя, по сути, что он вывернул? Какая в этом панк-гламуре потребность была? Тоталитарный серый режим в руках у Федора превратился в разухабистый панк с кричащими цветами мусорных декораций. На ум приходит только недавний русский детский фильм «Повелитель луж», откуда сюда перекочевала добрая часть декораций, да «Бэтмен и Робин», где ну уж просто до безобразия доведена была палитра. Но то – Бэтмен. Комикс. Где видеоряд всегда был важнее сути. А здесь, увы и ах, качественная литература, которая интересна безо всякого выпендрежа сама по себе, так зачем на нее навешивать все эти «эксклюзивные пуговицы»?
Продолжим экскурсы в развлекательное кино. Вспомним «Звездные войны» и «Кин-дза-дза». В первом, если в кадре пролетала хоть какая-нибудь мелкая штуковина, создатели точно знали, что это за штуковина, куда она летит и с какой целью. У нее было свое место, где она отдыхала, место, где лежала, заряжалась и т.д. Торчит в пустыне столб – так он воду добывает. А если у вещи нет смысла, то зачем ее пускать в кадр? Пусть мельтешит? Пусть зритель думает не о сюжете, а зачем это у Прокурора на столе столько всяких блестящих штучек стоит?
«Кин-дза-дза». Присмотритесь к нарядам героев – они же все обычные. Мусор. Наш, земной мусор. Гаечка, винтик, резина, проволока. Колесо обозрения. Никакой «эксклюзивности», а каков эффект! Эффект абсолютно другого мира.
Но в том то и дело, что мир Саракша – это не мир наизнанку. Это НАШ мир. Мир, который отстал от нас на 200 лет. Не убедил? Ну ладно, не моя задача. Обратимся к самому Автору.
Если бы у Стругацких и правда было отведено много времени на описание окружающего пространства Максима, я бы сейчас не вякал. Значит надо. Но вчитайтесь, разве книга оставляет ощущение невообразимого буйства красок? Максим не впечатлен нарядами. Он о них не упоминает. А почему? Потому что Саракш похож на мир Максима, он не видит здесь чего-то невообразимого кроме самих людей. Ему плевать на наряды, ему люди важнее.
А Бондарчуку плевать на людей. Ему важно, что у прокурора ванна золотая, что у Неизвестных отцов стены красные, а злодеи в переулках на поношенных Джокеров походят. И потому Орди у него получается плаксой, Вепрь – трусливым интеллигентом с рукой хищника, Зеф (обожаемый мною Гармаш здесь ничего не смог сделать, грим и дурость постановки сделали комичными его замечательную игру в эпизоде с минным полем) стал обгорелым блондином, Фанк больше похож на невротика, чем на бледного служащего Странника. На одном из форумов прочитал: «А почему Странник не лысый?!». В ту же корзину. Зато Массаракш, означающий и правда «мир наизнанку» повторяется столько раз, что самому хочется ругаться.
Скажете, что режиссерская трактовка такая? Хорошо. Но фильм и технически плох.
После выхода из зала болят уши и глаза. Звук отвратителен, половина сцен озвучена по принципу «Больше звуков хороших и разных!», оказываешься будто в оркестровой яме во время подготовки оркестра. Постоянная дискотека перестрелок выводит из себя, раздражает. Монтаж ужасен. Когда Бондарчук не знает, чем закончить сцену, он заканчивает ее затемнением. И становится, к примеру, неизвестна судьба того самого поношенного Джокера в котелке и мехах. Широкий угол, применяемый тут и там, видимо должен подчеркнуть невероятность этого мира, но вызывает только недоумение. Сцены обрываются. И начинаются тоже резко. Когда в «9 роте» на танк нападали, все стреляли, и все заканчивалось бессмысленно и беспощадно – ну так то Афганистан, война. А здесь это странно…
Про политику в фильме много сказано и без меня, я промолчу. Федор патриот, и слава Богу. Вообще, если задуматься, то Федор попытался сделать интересную вещь. Он решил сделать современное диссидентское произведение, для которого взял диссидентский же роман Стругацких. Федор выступает против гламура, анархии, оболванивания народа, оперируя романом созданым совсем в других условиях и для других целей. Отсюда и выходит такая кутерьма - роман про тоталитаризм, а Федор про анархию.
Каков итог? В фильме напрочь отсутствует хоть какая-то мотивация. Мотивация героев, мотивация декораций, оформления, монтажа, приемов, музыки, света, ВСЕГО!
Хотя я несправедлив. Мотивация есть. Это желание Федора Бондарчука сделать «эксклюзив». Очень так современно. Пусть по телефону ничего не слышно и звонить сложно. Зато от Прада и со стразами… Массаракш, одним словом.

26
0
9
Real Daddy O
31 отзыв, 676 оценок, рейтинг 119
2 января 2009

Я далек от мира кино (о новых фильмах узнаю из новостей, на сеансы хожу по билетам, которые покупаю в кассе), поэтому мне неизвестно, за что в киношной среде принято не любить Федора Бондарчука. Как не околокиношной персоне, а просто любителю кино, мне это чисто по-человечески неприятно. Еще менее приятно то, что с личностей негатив автоматически распространяется на, собственно, кино.

Ну первая же подобная экранизация Стругацких, ну вы чего. Правильные экранизации были ("Отель "У погибшего альпиниста", "Искушение Б."). Умные экранизации были ("Сталкер", "Гадкие лебеди"). Вывернутые наизнанку тоже были ("День затмения"), и просто плохие были (старый "Трудно быть богом"), и совершенно чудовищные ("Чародеи").

Но снять "Обитаемый остров" - это же задача предельной сложности, это же масштаба "Матрицы" проект. При этом роман вообще-то максимально киногеничный, его читаешь - как кино смотришь. Но никакой же не было надежды, что кто-нибудь когда-нибудь это кино действительно сделает. Бондарчук сделал.

И фильм непростой, это вам не голливудская жвачка, ребята, не "День, когда Земля остановилась" (новый) какой-нибудь. На экране огромный объем информации постоянно, в два, в три слоя. Смотреть надо во все глаза, слушать в оба уха. Тем, кто с книгой не знаком, вообще труба - ну, а кто, с другой стороны, виноват, что вы Стругацких не читали?

Тут народ (из тех, кто читал Стругацких) жалуется, что Странник, видите ли, в кино не лысый. Это, конечно, очень большая проблема. Как человек, знающий литературную основу почти наизусть, могу с ходу назвать любое количество других отличий фильма от книги. Только это неважно совершенно. Сюжет воспроизведен в деталях. Многие диалоги сохранены с точностью до слова. Антисоветский (антифашистский, антитоталитарный) пафос полностью обнажен - в книге он все-таки намеренно спрятан, время-то какое было, конец 60-х, расцвет неосталинизма...

Да, космический корабль с щупальцами мне тоже показался смешным. Но это единственный недостаток фильма, который я могу назвать. Постановка отменная. Актерская игра отличная, очень удачный баланс дебютантов и известных актеров.

А если вы не все поняли, ребята, ну не надо врать про плохую режиссуру и т.п. Скажи честно: я, голый пятнистый дурак, ни хрена не понял, пойду на вторую "Морковь".

22
0
...

Подборки Афиши
Все