Киноафиша Москвы

Фильм «Джейн Эйр»

Jane Eyre (1943, США)

оценить
Кино: «Джейн Эйр»
Кино: «Джейн Эйр»

Актеры

Лучшие отзывы о фильме «Джейн Эйр»

Фото Madjara
отзывы:
74
оценок:
630
рейтинг:
104
5

Роман Шарлотты Бронте, порубленный в капусту

Фильм позиционировали как любовную драму, отсюда и слоган: «Любая женщина умерла бы тысячу раз, чтобы пережить такое!» и плакаты, где Орсон Уэллс яростно сжимал в своих объятьях до смерти перепуганную Джоан Фонтейн.
Думаю, зрители, которые купились на такую рекламу и ожидали увидеть на экране такую страсть, что «ух!», были очень сильно разочарованы, хотя все «неромантичное» (одинокое детство, школьные ужасы) втиснуты в 10 минут экранного времени. И вот уже на экране появляется Орсон Уэллс – самый грубый и резкий Рочестер, которого мне доводилось видеть. Эта резкость только усугубляется рваным сценарием, где все ключевые диалоги сокращены до двух-трех фраз (фильм-то всего полтора часа идет!). В итоге Рочестер выглядит совершенным неврастеником – хоть бромом его пичкай.
Еще меньше повезло Джейн Эйр в исполнении Джоан Фонтейн (родная сестра Оливии де Хэвилленд – Мелани из «Унесенных ветром», кстати, обе сестры живы до сих пор), которая к тому времени уже сыграла главную героиню в хичкоковской «Ребекке». Видимо, и в этом фильме Фонтейн не стала напрягаться и сыграла ровно то же самое: слабую, жалкую, невзрачную училку, готовую по первому требованию упасть в объятья хозяина. Во всех сценах с Уэллсом Фонтейн подает реплики, закинув назад голову и закатив от удовольствия глаза. Это кто угодно, но не Джейн Эйр с ее чувством собственного достоинства и желанием быть равной тому, кого она любит.
Кроме того, у Бронте Рочестеру около 35 лет, а Джейн – почти вдвое меньше, 18 или 19. На момент съемок фильма Стивенсона Уэллсу было 29, а Фонтейн – 28, то есть никакой серьезной разнице в возрасте между их героями не видно (как не видно ее в экранизации с Тимоти Далтоном и Зилой Кларк).
В качестве бонуса – совсем крошечная Элизабет Тэйлор в роли Эллен, школьной подруги Джейн. Вот с ней – попали в точку, Эллен получилась как надо – настоящий ангел в человеческом обличье, без малейшей приторности или манерности.
С постановкой дело обстоит немного лучше, чем с кастингом и сценарием. Например, не забыли о тумане над болотами – это хорошо. Школа Лоувуд выглядит как приют в «Оливере Твисте» – вылитая тюрьма. Отличные костюмы, насколько это можно разглядеть в черно-белом фильме. Только странно, зачем Торнфилд сделали рыцарским замком, а миссис Фэйрфакс – исхудалым живым трупом.

Сейчас эту версию «Джейн Эйр» смотрят, наверное, только поклонники романа (мой случай!) или любители старинного кино. Несмотря на все недостатки, ради Уэллса и Тэйлор фильм можно один раз посмотреть.

1
0
28 сентября 2011

Галерея

Главная фотография предоставлена пользователем: Екатерина Эберг